Модернизм в музыке кратко

Обновлено: 04.07.2024

  • Модерни́зм в му́зыке — искусствоведческое понятие, которое хотя и трактуется в музыкознании не всегда однозначно в плане историческом, но, тем не менее, всегда указывает на различные инновационные тенденции в музыке, а также на активное стремление музыкантов заниматься дальнейшей модернизацией её эстетического облика.

Так, например, авторитетный американский дирижёр, музыковед и музыкально-общественный деятель Леон Ботштейн (англ. Leon Botstein)

Связанные понятия

Но́вая ве́нская шко́ла (нем. Zweite Wiener Schule, Neue Wiener Schule, Junge Wiener Schule, англ. Second Viennese School) — устоявшееся в мировом музыковедческом дискурсе название композиторской школы, эстетические принципы которой исторически сложились в первой трети XX века в Вене, явившись результатом активной творческой, педагогической и организационной деятельности Арнольда Шёнберга и его учеников.

Неоклассицизм ― музыкально-исторический термин для обозначения направления в академической музыке XX века, представители которого имитировали стиль музыкальных сочинений XVII—XVIII веков, особенно раннего классицизма и позднего барокко, противопоставляя такой стиль эмоционально и технически перегруженной музыке позднего романтизма. Пик популярности неоклассицизма пришёлся на 1920-е и 1930-е годы.

Атона́льность, атона́льная му́зыка в гармонии XX века — принцип звуковысотной организации, выражающийся в отказе (иногда демонстративном) композитора от логики гармонической тональности. Атональность не тождественна пантональности.

Музыка периода романтизма — это профессиональный термин в музыковедении, описывающий период в истории европейской музыки, который охватывает условно 1790—1910 годы.

Интерпретация (лат. interpretatio — разъяснение, истолкование) — художественное истолкование музыкантом-исполнителем (певцом, инструменталистом, дирижёром или камерным ансамблем) музыкального произведения в процессе его исполнения. В широком смысле слова интерпретацией в известной степени является и словесная характеристика произведения.

Полистили́стика (от поли + стиль) — эстетический принцип и техника музыкальной композиции, намеренное объединение в рамках одного музыкального произведения разнородных стилевых элементов.

Сериализм — техника музыкальной композиции преимущественно в западноевропейской музыке второй половины XX века. Генетически сериализм связан с серийной техникой, берущей своё начало в музыке нововенской школы, особенно в додекафонии.

Спектра́льная му́зыка, спектрализм (фр. Musique spectrale) — вид современной музыки, характерной особенностью которого является техника музыкальной композиции, опирающаяся на анализ звукового спектра создаваемого произведения. Выполняя подобный анализ на компьютере, композитор может использовать программное обеспечение, использующее дискретное преобразование Фурье, быстрое преобразование Фурье и спектрограммы. Спектральная композиция рождается из манипуляций с различными параметрами, полученными.

Музыка эпохи классицизма (или музыка классицизма) — академическая музыка второй половины XVIII — начала XIX веков.

Музыка́льный импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от фр. impression — впечатление) — музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе, сложившееся во Франции в последнюю четверть XIX века — начале XX века, прежде всего в творчестве Эрика Сати, Клода Дебюсси и Мориса Равеля.

Современная классическая музыка (англ. contemporary classical music) — это та музыка, написание которой принадлежит периоду, который начался в середине 1970-х — первой половине 1990-х годов. Включает модернистскую, постмодернистскую, неоромантическую и плюралистическую музыку. Тем не менее, этот термин может также использоваться в более широком смысле — для обозначения всех музыкальных форм, написанных после 1945 года, включая академическую музыку ХХ века. Сейчас самый распространённый вид современной.

Пуантили́зм (фр. pointillisme, англ. punctualism), точечная музыка (нем. punktuelle Musik) — техника композиции в музыке 2-й половины XX в., разновидность серийной техники.

Политона́льность (от греч. πολυ- и тональность) в гармонии — одновременное звучание двух или более тональностей. Условие политональности — тональная автономность каждого слоя полиструктуры, когда отчётливо слышатся одновременно две реализации тонального тяготения сразу к двум (или более) тональным центрам.

Соно́рика, соно́рная те́хника (нем. Sonorismus, англ. sonorism; от лат. sonorus — звонкий, звучный) — техника современной музыкальной композиции, оперирующая темброзвучностями как таковыми, сообразно их специфическим имманентным закономерностям.

Аванга́рдная му́зыка, музыка́льный аванга́рд (англ. avant-garde music) — вид современной академической музыки, некоторые элементы эстетики которой являются радикально инновационными. Предполагается, что подобная музыка в эстетическом отношении опережает своё время.

Новая музыка (нем. Neue Musik, фр. nouvelle musique) — обобщающее понятие, введённое в 1919 году немецким музыкальным критиком Паулем Беккером и подразумевающее различные течения в европейской академической музыке XX века, в которых достаточно ярко выражены инновационные тенденции.

Пассака́лия, также пассакалья (итал. passacaglia, исп. pasacalle, от pasar ― проходить и calle ― улица) ― провожальная песня, позднее танец испанского происхождения, первоначально исполнявшийся на улице в сопровождении гитары при отъезде гостей с празднества (отсюда и название). Впоследствии жанр инструментальной музыки и связанная с ним разновидность вариационной формы. Характерные черты пассакалии: торжественно-трагический характер, медленный темп, трёхдольный метр, минорный лад, форма вариаций.

Фразиро́вка — средство музыкальной выразительности, представляющее собой художественно-смысловое выделение музыкальных фраз в процессе исполнения путём разграничения периодов, предложений, фраз, мотивов с целью выявления содержания, логики музыкальной мысли. Выполняется при помощи цезур и фразировочных лиг, а также оттенков музыкальной динамики.

2. Особенности эпохи модернизма.

3. Основные направления в музыке модернизма.

4. Великие композиторы эпохи модернизма и их творчество.

6. Список литературы.

1. Введение.

Модернизм относится к крупнейшим течениям ХХ века. Его основная черта – отказ от устоявшихся ранее эстетических норм и традиций, присущих классическому искусству. Эволюция модернизма сложна и противоречива. Поначалу это направление отождествлялось с именами таких композиторов, как М. Равель, К. Дебюсси, Р. Штраус. Это происходило на рубеже XIX – ХХ веков. Однако по мере развития новых тенденций, с формированием авангардизма, композиторы данного течения опровергали причастность этих и некоторых других представителей музыкального искусства к модернизму.

В целом, модернизм является очень спорным термином, поскольку его трудно трактовать. И хотя отказа от него не произошло, попытки объяснить и уточнить его не прекращаются.

Музыкальный модернизм – интереснейший период в истории музыки, породивший множество стилей и интересных композиторов, которые обладали яркой индивидуальностью и оригинальным художественным языком. Все они были экспериментаторами.

2. Особенности эпохи модернизма.

Другая отличительная черта модерна – использование образов природы, причём не гармоничных, а ужасающих, мрачных; тенденция к символике стихии, предпочтительно водной; бестиарной символике и метафоре.

На рубеже XIX – XX веков в литературе и искусстве, где преобладали мелодраматические сюжеты, сложилось ещё одно новое направление – символизм. Он появился в Западной Европе и прижился на русской почве. Символисты создавали произведения, далёкие от действительности, оторванные от реальности. Музыкальный символизм характеризовался космическим, неземным началом.

Основной тенденцией в творчестве символистов было преклонение перед Красотой. Представители этого направления тяготели к утончённости, нестандартным образам, выразительности в художественном языке. Приверженцы классической эстетики ставили в укор символистам тот факт, что они отказались от жизненной правды и искажали истину. Но символисты считали реалистичный подход к жизни и творчеству ограниченным.

На первом месте у символистов была личность, её искания, а человечество, народ – всего лишь фон, на котором индивидуум может себя проявить. По мнению некоторых исследователей, именно символизм являлся русским модерном.

В символизме было много разных оттенков. Например, декадентство, родившееся под впечатлением революционных потрясений в России. Немало творческих людей погрузилось в отчаяние. Мрачное пессимистическое настроение, предчувствие исторической катастрофы в стране пронизывали поэзию и прозу, живопись и скульптуру, в музыке, публицистике и кинематографе.

В художественном отображении бытия декадентам свойственен взлёт творческой мысли и фантазии, плодотворные новаторские искания в области формы, протест против тогдашнего мироустройства и борьба с косностью, пошлостью в жизни и искусстве.

Итак, как это можно заметить, почва, на которой созревал модерн, была действительно богатой и оригинальной. Учитывая особенности каждого из охарактеризованных направлений, можно выделить следующие отличительные черты модерна:

2)противоречивость (от безысходности до всеобщей радости);

3)тяготение к символике и образам;

5)выступление автора в роли пророка;

7)создание нового мира, нового искусства;

8)отход от реальности.

3. Основные направления в музыке модернизма.

Музыкальный модернизм характеризуется поисками его представителей в какой-то определённой области – ритме, мелодии, звуке, гармонии и т.д. Это общая черта всех периодов модернизма в музыке, в котором выделяют несколько периодов. Первый период – формирование музыкального модернизма. На этой фазе модернизма ещё оставались сильными традиции недавно ушедшего романтизма. Музыка создавалась для изысканной аристократической публики, которой были по душе произведения в духе эстетизма и символизма. В то же время, следует отметить такую черту, как смешение стилей, то есть эклектику. Примечательно, что музыка Западной Европы развивалась под воздействием национальных традиций других стран – азиатских, славянских, а также США. Это хорошо видно, например, на творчестве французского композитора Клода Дебюсси (1862 – 1918).

Вместе с тем, нельзя не отметить, что модернизм как явление был крайне противоречив. С одной стороны, наблюдалось стремление к усложнению, к глубине, к психологизму, к атональности. С другой стороны, художники желали исследовать примитивное начало человеческой личности, его животные инстинкты. Таково было стремление эпохи романтизма, представителями которой были такие композиторы, как Р. Штраус (1864 – 1949) и Г. Малер (1860 – 1911).

Второй период (первые два десятилетия ХХ века) знаменуется решительным отказом от предыдущих традиций. Это было время исчезновения дворянства как класса, поэтому наблюдалась перемена в иерархии жанров. Симфония и опера постепенно теряли своё значение, а на первый план выходили малые инструментальные жанры, которые позволяли композиторам экспериментировать.

В этот период композиторы обращались к тем средствам, которые позволили бы им отобразить их тягу к необычному искусству. Это были нетрадиционные инструменты, поиски в области звука, иная гармоническая система, старинная музыка, фольклор.

Интересным обстоятельством можно назвать поиски венских композиторов в сфере нетрадиционного искусства. Вена из столицы классицизма превратилась в столицу экспериментальной музыки. Произошло это благодаря творчеству композиторов А. Берга (1885 – 1935), А. Шёнберга (1874 – 1951)и А. Веберна (1883 – 1945), представлявших в музыке весьма интересный стиль – экспрессионизм. Композиторы-импрессионисты исследовали душу человека, его психологию.

Имя великого русского композитора И.Ф. Стравинского (1882 – 1971) также неразрывно связано с эпохой музыкального модерна. Он очень многое сделал для обогащения ритмической сферы в музыке ХХ века. Поиски в этой области завели композиторов не только в изучение фольклора, но даже первобытной музыки, как качественно отличающихся от академической музыки по темпу, ритму, интервалам. Их привлекали также вокальные эксперименты, многотональность и полиритмия. Всё это можно было найти в архаичной и народной музыке.

Эта тенденция очень ярко проявилась в странах, до сих пор находившихся на втором плане в музыкальном отношении. Это Финляндия, Венгрия, Англия, Испания и другие.

Много обращались композиторы-модернисты и к старинной музыке прошедших эпох. Это направление получило название неоклассицизм, и было столь же распространённым, как и неофольклоризм. Обе тенденции стали основными в третьем, завершающем периоде эпохи модернизма. Объяснялось это тем, что после дисгармонии и опустошения, принесённых Первой мировой войной, возникла потребность в упорядоченности, в возвращении традиций. Поэтому даже смелые экспериментаторы принялись творить в том стиле, который совсем недавно отвергали. Так, А. Шёнберг обратился к додекафонической музыке, чтобы на её основе создавать свою анотальную музыку.

Особенной была и тематика музыкальных произведений эпохи модернизма. Они не воспевали человеческую личность, а рассказывали об одиночестве, страхах, отчаянии. Поэтому модерновая музыка узнаётся по диссонансам, атональности, сложному ритму и гармонии.

4. Великие композиторы эпохи модернизма и их творчество.

Как и любая культурная эпоха, модернизм выдвинул ряд крупных фигур в области композиторского творчества. В Австрии это уже упомянутая тройка классиков модерна; во Франции – К. Дебюсси (1862 – 1918), Ф. Пуленк (1899 – 1963), Э. Сати (1866 – 1925), М. Равель (1875 – 1937). В Германии выделяются К. Вайль (1900 – 1950), Р. Штраус (1864 – 1949), К. Орф (1895 – 1982), П. Хиндемит (1895 – 1963). В России в определённый период творчества в стиле модерн творили С.С. Прокофьев (1891 – 1953), Д.Д. Шостакович (1906 – 1975), И.Ф. Стравинский (1882 – 1971). В Англии наиболее ярко себя проявил Б. Бриттен (1913 – 1976), в Венгрии – З. Кодай (1882 – 1967) и Б. Барток (1881 – 1945), в Финляндии – Я. Сибелиус; в США – выдающийся композитор Дж. Гершвин (1898 – 1937). Разумеется, это далеко не полный перечень.

Рассмотрим творчество некоторых из них. Австрийский композитор Альбан Берг – классик модернового искусства. Одной из его самых замечательных заслуг является разработка нового музыкального языка. А. Берг сумел соединить в своём искусстве, и тревожные веяния времени, и тонкий лирический романтизм; экспрессию и контрастность.

Французский композитор Клод Дебюсси имеет выдающееся значение для музыки ХХ века. Он открыл совершенно иные пути для развития музыкального искусства в области звука, гармонии и образности. Он обладает неповторимым творческим почерком. Его стихия – это музыкальный импрессионизм.

Венгерский композитор Золтан Кодай принадлежит к числу выдающихся деятелей национальной культуры, который очень многое сделал для её развития. Глубоко изучив венгерский фольклор он, как профессиональный музыкант, поднял культуру Венгрии на новый уровень. Кроме того, З. Кодай вёл активную социальную деятельность и подвергался гонениям в период правления Миклоша Хорти.

Вместе с тем композитор вёл деятельность, связанную с просвещением. Он считал, что фольклор должен быть внедрён в массы, что на нём необходимо воспитывать подрастающее поколение, которое будет с раннего детства впитывать сокровища родного края. Созданная им методика прижилась и в других странах мира.

Финский композитор Ян Сибелиус является национальной гордостью своей страны. Он позволил музыкальному искусству Финляндии выйти на мировой уровень. Его творчество охватывает множество жанров – симфонический, камерный (вокальный и инструментальный), театральный. Как симфонист он сумел себя реализовать особенно ярко.

5. Заключение.

Итак, модернизм явился тем культурным периодом, который стал объединяющим звеном для различных художественных направлений, отражающих в себе движение истории и её влияние на человеческую личность.

Искусство модерна характеризуется обращением к мифологическим образам, к странностям и диковинам; мечтаниям о прекрасном и нездешнем мире. Это проявилось везде – и в живописи, и в литературе, и музыке.

Модернизм основывался на отторжении действительности и, по сути, являлся своеобразным эстетическим бунтом, направленным против установившихся в искусстве традиций.

Основными направлениями музыкального модернизма явились:

Черты, характеризующие музыкальное искусство эпохи модерна:

6) сложная гармония;

Следует отметить, что на своём последнем этапе модернизм тяготел к упорядоченности и укрепляющей основе.

6. Список литературы.

2. Борев Ю. Б. Эстетика. – М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005. – 829 с.

Гуревич П. Музыка и борьба идей в современном мире. – М.: Музыка, 1984. – 128 с.

3. Филенко Г. //История зарубежной музыки. Начало XX века — середина XX века//История зарубежной музыки. – СПб.: Композитор, 2001. – 626 с.

Модерни́зм в му́зыке — искусствоведческое понятие, которое хотя и трактуется в музыкознании не всегда однозначно в плане историческом, но, тем не менее, всегда указывает на различные инновационные тенденции в музыке, а также на активное стремление музыкантов заниматься дальнейшей модернизацией её эстетического облика [1] .

Содержание

Критика

Представители модернизма в музыке

Пример высокоидейного модернизма в музыкальной культуре России — творчество Александра Николаевича Скрябина (1872 — 1915).

Ну а кроме уже упомянутых, к числу модернистов относят также и следующих композиторов:

Франция

    (1862-1918) (1866-1925) (1875-1937) (1865-1935) (1892-1955) (1892-1974) (1899-1963)

Германия

Австрия

Италия

Россия

Великобритания

Венгрия

Чехословакия

Румыния

Испания

Финляндия

Польша

Мексика

Бразилия

Аргентина

См. также

Примечания

Источники

Литература

Ссылки

  • Модернизм
  • Искусство модернизма
  • История музыки
  • Эстетика
  • Экспериментальная музыка
  • Музыкальные жанры
  • Композиция (музыка)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Модернизм в музыке" в других словарях:

МОДЕРНИЗМ — (фр. modernisme, от moderne современный, англ. modernism) неоднозначное понятие, использующееся в науке в нескольких смыслах. В наиболее широком из них оно употребляется в зап. эстетике и искусствознании 20 в. для обозначения большого круга… … Философская энциклопедия

Модернизм (направление искусства) — Модернизм (франц. modernisme, от moderne новейший, современный), главное направление буржуазного искусства эпохи упадка. Первым признаком начинающегося падения художественной культуры в наиболее развитых капиталистических странах было… … Большая советская энциклопедия

МОДЕРНИЗМ — (фр. Moderne новейший, современный) общее название художественно эстетического движения в культуре 20 в., во многом определившего пути развития современного искусства. М. объединяет множество относительно самостоятельных направлений, различных по … Новейший философский словарь

Модернизм — I Модернизм (франц. modernisme, от moderne новейший, современный) главное направление буржуазного искусства эпохи упадка. Первым признаком начинающегося падения художественной культуры в наиболее развитых капиталистических странах было… … Большая советская энциклопедия

Модернизм — (франц. modernisme, от moderne новейший, современный) определение, относимое к ряду художеств. течений 20 в., общим признаком к рых является более или менее решительный разрыв с эстетич. нормами и традициями классич. иск ва. На отд.… … Музыкальная энциклопедия

модернизм — [дэ], а; м. [франц. modernisme от лат. modernus новый современный] В искусстве и архитектуре конца 19 начала 20 в.: направление, основу которого составляют универсальные выразительные формы, замещающие национальные самобытные приёмы и стили (к… … Энциклопедический словарь

МОДЕРНИЗМ — (от фр. moderne новейший, совр.) худож. эстетическая система, сложившаяся в 20 х гг. XX в. как своеобразное отражение духовного кризиса буржуазного об ва, противоречий буржуазного массового и индивидуалистического сознания. М. объединяет… … Эстетика: Словарь

модернизм — (дэ) а; м. (франц. modernisme от лат. modernus новый современный) см. тж. модернистский В искусстве и архитектуре конца 19 начала 20 в.: направление, основу которого составляют универсальные выразительные формы, замещающие национальные самобытные … Словарь многих выражений

Постмодернизм в музыке — Музыка постмодернизма может быть рассмотрена как музыка эпохи постмодерна или музыка, которая следует эстетическим и философским направлениям постмодернизма. Как музыкальный стиль, постмодерн включает характерные черты художественного… … Википедия

http://aca-music.ru/csm/wp-content/uploads/2014/12/222a-300x239.jpg

ХХ век - время, когда технологии изменили мир. Музыка как неотъемлемая часть человеческой жизни также претерпела глобальные изменения. Композиторы опрокинули многие музыкальные правила прошлого и нашли новые, смелые темы и новые способы их выражения.

Одной из значительных фигур, изменивших музыку в первой половине столетия, был Арнольд Шёнберг - австрийский, затем американский композитор, дирижёр, музыковед. Возглавляемая им группа музыкантов решила, что тональная музыка (логическое построение соразмерных аккордов) исчерпала себя, и они предложили так называемую атональную музыку и 12-тоновой систему композиции (известную как "додекафония" или "серийная техника"). Такая музыка перестала быть мелодичной и гармоничной, не все композиторы восприняли их идеи.

Сергей Рахманинов продолжал сочинять в своем собственном богатом, романтическом стиле. Другие композиторы, например Ян Сибелиус, чувствовали себя отставшими от времени и просто прекратили сочинять музыку.

Успешными стали те композиторы, которые сумели найти золотую середину. Рихард Штраус начинал в 1890-ых в романтическом стиле, но стал одним из первых крупных композиторов, перешедших к модернизму.

Игорь Стравинский, один из самых успешных композиторов двадцатого века, потрясал и восхищал зрителей на протяжении всей своей 70-летней карьеры своими неистовыми "механическими" ритмами и новым типом гармонии.

Как никогда прежде, огромное влияние на музыку оказали политические события первой половины XX века. Войны, революции, социальные и экономические потрясения встряхнули мир в прошлом веке. Многие композиторы и исполнители были отправлены в нацистские концентрационные лагеря из-за своих убеждений, вероисповедания или национальности, было много ограничений и запретов на музыку, которая создавалась.

Многие, спасаясь от сложившихся обстоятельств, вынуждены были иммигрировать со своей родины и искать себя в других странах.

Многие не смогли показать весь свой потенциал, например Дмитрий Дмитриевич Шостакович - русский советский композитор, пианист, педагог и общественный деятель, крупнейший композитор XX века, оказавший огромное влияние на развитие мировой музыкальной культуры, который несмотря на все свои заслуги, имел очень сложные отношения с властью и вынужден был писать в двух стилях - симфонии для власти и более мелкие работы, такие, как струнные квартеты, в которых проявлял собственные взгляды и стиль.

Многие композиторы в поисках вдохновения снова и снова обращаются к народной музыке. Бела Барток, венгерский композитор, изучал крестьянский фольклор (венгерский, румынский, словацкий, турецкий и др.) и соединил фольклорный мелос с приёмами музыкального авангарда, став одним из наиболее глубоких и влиятельных новаторов в музыке XX века. Американские композиторы начали привлекать свою собственную родную музыку - джаз, ведущими композиторами в этом направлении были Джордж Гершвин и Дюк Эллингтон.

Вторая мировая война, Холокост, Хиросима убедили многих послевоенных композиторов, что они должны были оставить прошлое позади и находить все более прогрессивные методы и идеи.

Модернизм в музыке был в том, что впервые музыканты и слушатели поняли, что музыка не должна быть ограничена традиционными направлениями, а может быть совершенно различной, и каждая имеет право на существование.

Читайте также: