Модерн в графике кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сюжеты, темы и символизм модерна

Модерн зарождался на фоне бурного развития технического прогресса, что приводило в смятение сознание людей конца XIX века. Появилось множество новых философских направлений, где в центре внимания находились идеи роста, развития жизненных сил, необузданных чувств. Эти темы занимали важное место в творчестве модернистов. Вихри, танцы, вакханалии стали востребованными сюжетами в живописи разных школ.

Модерн находился под сильным влиянием символизма, что нашло свое отражение в сюжетах. Живописцев и графиков прежде всего интересовали персонажи, открыто проявляющие свои чувства. Переполненные эмоциями юные герои, охваченные страстью прекрасные женщины — часто встречающиеся мотивы в творчестве художников. Однако в любовном томлении и в экстатических порывах нередко прослеживаются ущербность, надлом, бессилие перед стихией, характерные для искусства декаданса.

Особенностью иконографики ар-нуво стало обилие природных мотивов, основанное на идее единства всего живого. Но животные, насекомые и растения интересовали мастеров только как объекты стилизации, и их изображения служили всего лишь элементами орнамента. Излюбленные цветы живописцев — тюльпаны, орхидеи и лилии — уже несли в себе определенные понятия. К примеру, колокольчики обозначали желание, подсолнухи — горение, а кувшинки знаменовали скорую гибель.

Классические жанры — натюрморт, пейзаж — в творчестве мастеров живописи крайне редко, но встречаются. Но даже в этом случае картины природы наделены неким символическим смыслом. Действие на фоне острова подразумевало интригующую тайну, буря говорила о напряжении чувств, а волны на море обозначали обновление и перемены. Картины имели мало общего с реальной действительностью и опирались на заведомую условность.

Характерные особенности стиля модерн:

  • изогнутые четкие линии, отсутствие прямых углов;
  • природно-органические формы;
  • декоративные элементы, выступающие частью сюжета;
  • плоскостной рисунок;
  • пастельная цветовая гамма с одним доминирующим тоном;
  • равноценность изображения и фона.

Английский modern

Главная роль в позднем английском модерне принадлежит иллюстратору Обри Бёрдслею (Aubrey Beardsley). За короткое время художник проделал путь от прерафаэлитизма к новому стилю и создал выдающиеся произведения, полные эстетизма и изысканного гротеска. Его творения отличает твердая линия рисунка, четко разграничивающая участки черного и белого цветов.

Модерн в России

Стиль формировался в России в русле национальных концепций. Источниками вдохновения для русских модернистов служило народное творчество, сказки, фольклор. Первым представителем ар-нуво в нашей стране стал Михаил Врубель, у которого орнаментальность всегда была органичной частью композиции. В произведениях других авторов стиль проявлялся не настолько ярко, что было вызвано быстрым развитием русского искусства и сильными позициями академической живописи.

В настоящее время стиль ар-нуво востребован прежде всего в дизайне и интерьере. Работы мастеров представлены в каталогах онлайн-аукционов площадки Very Important Lot, где авторы напрямую продают свои работы коллекционерам.

Джейн Аврил , литографический плакат Анри де Тулуз-Лотрека, 1893; в музее Тулуз-Лотрека, Альби, Франция.

Модерн был международным дизайнерским движением, которое возникло и затронуло все дизайнерские искусства — архитектуру, моду, мебель, графику и дизайн продукции — в течение 1890-х и начала 20-го века. Его определяющей характеристикой была извилистая криволинейная линия. Графический дизайн в стиле модерн часто использовал стилизованные абстрактные формы, контурные линии и плоское пространство, вдохновленное японским Укиёэ гравюры на дереве. Художникам на Западе стало известно об Укиёэ гравюрах, поскольку торговля и общение между восточными и западными народами усилились в течение второй половины 19-го века. Опираясь на пример японцев, дизайнеры в стиле модерн сделали цвет, а не тональное моделирование, основным визуальным атрибутом своей графики. Одним из самых инновационных плакатов движения в стиле модерн был художник Анри де Тулуз-Лотрек «с 1893 постера танцора Джейн Аврил, которая тогда выступала в Jardin de Paris. На этом и других подобных плакатах Тулуз-Лотрек запечатлел живую атмосферу, превратив образы в простые плоские формы, которые передают производительность и окружающую среду. Хотя Тулуз-Лотрек выпустил всего около трех десятков плакатов, его раннее применение влияния Укиёэ продвинуло графический дизайн к более редуцирующим образам, которые обозначали, а не изображали предмет. Он часто объединял надписи со своими образами, рисуя их в той же непринужденной технике, что и графические элементы.

Джейн Аврил , литографический плакат Анри де Тулуз-Лотрека, 1893; в музее Тулуз-Лотрека, Альби, Франция.

Альфонс Муха, молодой чешский художник, работавший в Париже, по праву считается графическим дизайнером, который привел стиль ар-нуво к своему высочайшему визуальному выражению. Начиная с 1890-х годов он создавал проекты, в которых, как правило, изображались красивые молодые женщины, чьи волосы и одежда кружатся в ритмичных узорах, — которые достигли идеализированного совершенства. Он организовал в плотные композиции роскошные декоративные элементы, вдохновленные византийским и исламским дизайном, стилизованные надписи и извилистые женские формы. Как и многие другие дизайнеры того времени, Муха впервые получил публичное уведомление о дизайне плакатов, но он также получил комиссионные за обложки журналов, упаковки, оформление книг, рекламные материалы и даже почтовые марки. Таким образом, роль и сфера деятельности графического дизайна неуклонно расширялись на протяжении всего периода.

Постер к пьесе Лоренцаччо в главной роли Сары Бернхардт по проекту Альфонса Мухи, 1896.

Плакат для пищевого концентрата Tropon, разработанный Генри ван де Вельде, 1899.

Точно так же исследует проблемы формы и частично вдохновлен теориями и работами американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта, архитекторов Чарльз Ренни Макинтош и Дж. Герберт Макнейр присоединился к художникам (и сестрам) Маргарет и Фрэнсис Макдональд в революционный период творчества, начиная с 1890-х годов. Эта группа в Глазго, Шотландия, объединила прямоугольную структуру с романтическими и религиозными образами в своей неортодоксальной мебели, ремеслах и графическом дизайне. Например, на плакате, сделанном для Института изящных искусств в Глазго (1895), акцент группы на возрастающей вертикальной композиции очевиден.

О.Бёрдслей. Автопортрет.

Обри Винсент Бердслей, (Бердсли, Beardsley) (24.8.1872, Брайтон, — 16.3.1898, Ментона), – известный английский художник-график, иллюстратор, крупнейший мастер стиля модерн, декоратор, музыкант, поэт, "гений миниатюры".

Факты биографии Бердслея

Отец Бердслея был из семьи лондонских ювелиров, а мать происходила из семьи респектабельных врачей. Отец художника, Винсент Пол Бёрдслей, болел туберкулёзом. Болезнь была наследственной, поэтому он не мог заниматься постоянной работой. Бердслей очень рано осознал исключительность своего положения. Когда ему было семь лет, он уже знал, что болезнь отца передалась и сыну. В XIX веке ещё не умели бороться с этим ужасным заболеванием, поэтому Бёрдслей с раннего детства слишком хорошо понимал, что может умереть непредсказуемо рано и быстро. Ощущение смерти, неотступно стоявшей за его спиной, заставляло жить так, словно каждый день мог стать последним.

В семье рано поняли, что их сын — вундеркинд. Рисовать он начал с четырёх лет, под влиянием матери рано пристрастился к английской и французской литературе, благодаря её урокам музыки он осознал свой незаурядный талант. При поддержке нескольких аристократических семей он занимался с известными пианистами и, как результат, в 11 лет сочинял музыку и стихи, которые отличались редким изяществом, а с марта 1881 года (переезд в Лондон) вместе с сестрой Мейбл (впоследствии она стала актрисой) давал концерты, на которые собирались до 3000 человек.

Бердслей фото

Обри Бердслей не получил систематического художественного образования, ограничившись тремя месяцами занятий в Вестминстерской художественной школе под руководством профессора Ф. Брауна в 1891. Изучал европейское искусство в музеях Англии и Франции, проявив особый интерес к наследиюМантеньи, Боттичелли, Дюрера. Кроме того, в его стиле угадывается знакомство с греческой вазописью, помпеянской живописью, китайским фарфором, японской гравюрой, средневековой миниатюрой, европейским искусством XVIII в., в частности, Ватто и Хогартом.

Завораживающий Обри Бердслей (Aubrey Beardsley)

Особенности творчества Бердслея

Как художник, Бердслей первоначально испытывалл влияние У. Морриса и Берн-Джонса. Важным стало изучение японских гравюр, с их гармонией линии и пятна. Глубокое проникновение в традиции японского искусства позволило ему создать удивительный синтез Запада и Востока в собственных рисунках. Мастерски виртуозная линия Бердслея, играющая с черными и белыми пятнами силуэтов, буквально в год-два сделала его всемирно известным художником.

К 1895 стиль Бердслея уже можно считать сформировавшимся; для него характерна волнообразная твердая линия рисунка, разграничивающая пятна черного и белого цветов; полутона и фактура предметов передаются с помощью перекрестной штриховки и гравировки пунктиром. Этот манерно-изысканный стиль, идеально соответствовавший литературным пристрастиям Бердслея, сделал его ведущей фигурой искусства стиля модерн.

Личная жизнь

Последние годы

Я знаю, болезнь моя неизлечима, но я уверен, что можно принять меры к тому, чтобы ход её был менее скор. Не считайте меня глупым, что я так торгуюсь из-за нескольких месяцев, но вы поймёте, что они могут быть для меня ценны по многим причинам. Я с наслаждением начинаю думать о том, что выпущу две или три иллюстрированные вещицы…

Смерть

Возвратись к нам — хотя бы во сне, -
Ты, которому равного нет,
Ты, кому безразличен вполне
Мир земных потрясений и бед.
Но любовь, что была внушена
Чудным даром, чей свет не потух, -
Ты расслышишь. И тронет она
Твой свободный и царственный дух.

Обри Бердслей (Beardsley). Графика стиля модерн.

последнее фото Обри Бердслея

Влияние на искусство

Обри Бердслей (Beardsley). Графика стиля модерн.

Обри Бердслей (Beardsley). Графика стиля модерн.

Обри Бердслей (Beardsley). Графика стиля модерн.

Балет марионеток II

Обри Бердслей (Beardsley). Графика стиля модерн.

Балет марионеток III

Обри Бердслей (Beardsley). Графика стиля модерн.

Обри Бердслей (Beardsley). Графика стиля модерн.

Смерть Артура — Как Фея Моргана дала щит сэру Тристраму

Смерть Артура — Мерлин и Нимуэ

Обри Бердслей (Beardsley). Графика стиля модерн.

Смерть Артура — Как король Марк нашел сэра Тристама

Обри Бердслей (Beardsley). Графика стиля модерн.

Смерть Артура — Король Артур и странная мантия

Обри Бердслей (Beardsley). Графика стиля модерн.

Обри Бердслей (Beardsley). Графика стиля модерн.

Обри Бердслей (Beardsley). Графика стиля модерн.

A Book of Fifty Drawings,front cover

Обри Бердслей (Beardsley). Графика стиля модерн.

A Child at its Mother's Bed

Обри Бердслей (Beardsley). Графика стиля модерн.

A Christmas Card

Обри Бердслей (Beardsley). Графика стиля модерн.

Обри Бердслей (Beardsley). Графика стиля модерн.

Atalanta in Calydon

Обри Бердслей (Beardsley). Графика стиля модерн.

Обри Бердслей (Beardsley). Графика стиля модерн.

Chopin's Third Ballade, frontispiece

Обри Бердслей (Beardsley). Графика стиля модерн.

Et in Arcagia Ego

Рисунки Обри Бердслея

Lady Gold's Escort

Обри Бердслей (Beardsley). Графика стиля модерн.

Masked Woman with a White Mouse

Обри Бердслей (Beardsley). Графика стиля модерн.

Обри Бердслей (Beardsley). Графика стиля модерн.

John Davidson's Plays, frontispiece

Обри Бердслей (Beardsley). Графика стиля модерн.

Mrs Pinchwife Country Wife by Wycherley

Обри Бердслей графика

Обри Бердслей (Beardsley). Графика стиля модерн.

Зикфрид

The Artist' Bookplate

Обри Бердслей (Beardsley). Графика стиля модерн.

The Kiss of Judas Obri Beardsley

Зеркало Любви

Купающиеся Обри Бердслей

Оползень графика Бердслея

The Slippers of Cinderella

The Slippers of Cinderella

Колдун Виргилий

Withered Spring

Обри Бердслей (Beardsley). Графика стиля модерн.

Обри Бердслей (Beardsley). Графика стиля модерн.

Обри Бердслей (Beardsley). Графика стиля модерн.

Обри Бердслей (Beardsley). Графика стиля модерн.

Ювенал, бичующий женщину. 1897

Обри Бердслей (Beardsley). Графика стиля модерн.

Образы Пьеро

Образы Пьеро Бердслея

Обри Бердслей (Beardsley). Графика стиля модерн.

Обри Бердслей (Beardsley). Графика стиля модерн.

Смерть Пьеро

Файл: Бердсли-peacockskirt.PNG

Файл: RapeLock7Cave из Spleen.jpg

Обри Бердслей (Beardsley). Графика стиля модерн.

Обри Бердслей (Beardsley). Графика стиля модерн.

Обри Бердслей (Beardsley). Графика стиля модерн.

Обри Бердслей (Beardsley). Графика стиля модерн.

Венера и Тангейзер, 1895

Обри Бердслей (Beardsley). Графика стиля модерн.

Вознесение св. Розы из Лимы, 1896

Обри Бердслей (Beardsley). Графика стиля модерн.

Иоканаан и Саломея

Обри Бердслей (Beardsley). Графика стиля модерн.

Обри Бердслей (Beardsley). Графика стиля модерн.

К рассказу Эдгара По "Чёрный кот"

Бердслей рисует буквально точную иллюстрацию. Он показывает нам картину, представшую перед полицейскими, разбившими стену. Их глазам предстала покойница, которую они искали, - Бердслей рисует её контурно, белым пятном, на чёрном фоне её темницы, а на голове у неё сидит чёрный одноглазый кот, чей вопль привлёк внимание полицейских. Рисунок Бердслея точен и впечатляет устойчивым ужасом белой покойницы, свирепо сияющим глазом огромного чёрного чудовища.

Обри Бердслей (Beardsley). Графика стиля модерн.

Иллюстрация к рассказу "Убийство на улице Морг"

также соответствует повествованию писателя. Примерно изображена сцена, когда орангутанг "схватил труп девушки и затолкал его в дымоход камина". Мы видим, как огромное животное несёт свою бедную жертву по направлению к камину. Вся страшная красота сцены заключается в точном расположении чёрных пятен - три портьерные кисти вверху и одна внизу и чёрные волосы несчастной девушки. Всё остальное - портьеры, сам орангутанг - изображено контурно. И вот эта пустая белизна с обозначенной страшной сценой производит впечатление вечно длящегося действа. Не говоря уже о геометрически точно вычерченных линиях и общей гармонии рисунка.

В рассказе "Маска красной смерти" речь об ужасной красной смерти, которая стала косить жителей владений принца Просперо. Принц бросил ей вызов и устроил в замке карнавал. На карнавал явился некто, одетый в маску красной смерти. Бердслей рисует разно наряженных гостей, перед ними из рамки рисунка выступает край лица-маски неизвестного. Это встреча с ужасом ещё без точного представления, что этот ужас и есть красная смерть. Как всегда, у художника контраст чёрного и белого, прекрасная девушка, арлекины, пьеро.

Обри Винсент Бёрдслей ( Aubrey Vincent Beardsley) 21 августа 1872 - 16 марта 1898 — английский художник-график, иллюстратор, декоратор, поэт.

Рисовать Бёрдслей начал с четырёх лет, под влиянием матери рано заинтересовался английской и французской литературой, а также занимался с матерью музыкой. При поддержке нескольких аристократических семей он брал уроки у известных пианистов и, как результат, в 11 лет сочинял музыку и стихи, которые отличались редким изяществом, а с марта 1881 года (после переезда в Лондон) вместе с сестрой Мейбл давал концерты, на которые собирались до 3000 человек. После возвращения в родной Брайтон он также находит поддержку своим талантам, ставит на школьной сцене спектакли, некоторые из которых привлекают внимание театральных критиков.


К рассказу Эдгара По "Чёрный кот"

На Бердслея Алджернон Суинберн написал это стихотворение (перевод И. А. Евсой):

Возвратись к нам — хотя бы во сне, -
Ты, которому равного нет,
Ты, кому безразличен вполне
Мир земных потрясений и бед.
Но любовь, что была внушена
Чудным даром, чей свет не потух, -
Ты расслышишь. И тронет она
Твой свободный и царственный дух.

Живопись модерна
На живопись и скульптуру модерна сильное влияние оказал символизм, который стремился переходить от традиционных форм XIX века к новейшим европейским течениям, носившим порою условную принадлежность к той или иной стране.


Густав Климт. "Поцелуй". 1907—1908 годы


Леон Бакст. "Ужин". 1902


Фернан Кнопф. "Искусство, или нежность сфинкса". 1896

Всё это придавало картинам большую выразительность. Также символизм привнёс в живопись модерна символику линии и цвета; были широко представлены темы мировой скорби, смерти, эротики; распространённым стало обращение художников к миру тайны, сна, легенды, сказки и др. Ярким образцом живописи модерна являются полотна Климта. Художники модерна творили во всех странах Европы и Америки: Австрии, Великобритании, Германии, Италии, Голландии, России, США и др.


Эдвард Мунк. "Крик". между 1893-1910


Михаил Врубель. "Пан" 1899


Валентин Серов "Похищение Европы". 1910

Альфонс Муха
Славяне на исконной Родине: между туранским кнутом и готским мечом.. 1912


Charles Rennie Mackintosh - Petunias


Анри де Тулуз-Лотрек.Сидящая танцовщица в розовом трико


Станислав Выспяньский.Портрет Ирены Сольской, 1904

Графика модерна



Поскольку такая обложка принадлежала книге, посвящённой архитектуре и купленной, вероятно, многими британскими архитекторами, она оказала сильное воздействие на создание изгибов и форм архитектурного стиля ар-нуво.


Альберт Клингер (1869-1912)

В конце XIX века сформировался тот вид графики, который принято называть плакатом. Рождение плаката обусловлено новшествами в типографской промышленности. Настоящему искусству плаката открыла путь техника литографии. Тираж издания мог составлять несколько тысяч оттисков


F. Champenois Imprimeur-Éditeur (литография, 1897) Альфонса Муха

Литография, искусство книги (книжный дизайн), графика достигли в период модерна высокого подъема благодаря работам англичанина Обри Бёрдсли, немцев Томас Гейне, Г. Фолегера и русских мастеров Александр Бенуа и Константина Сомова. Большие художественные достижения обрел модерн в создании афиш и плакатов (работы Эмиля Грассе во Франции, Альфонса Мухи в Чехии).




Афиша выставки 1896 года кисти Тео ван Рейссельберге.


Афиша выставки декоративного искусства 1894 года. Тема павлина часто встречается в стиле модерна.

Графика модерна обладала собственными выразительными средствами: энергичный обобщённый рисунок, резкие контрастные цветовые соотношения, использование больших технических возможностей литографии содействовали развитию такой разновидности графики, как афиша, плакат. Для них характерны тщательно разработанные композиции, декоративные и шрифтовые[8].



Egon Schiele - Green Stockings.

Получили широкое распространение многоцветная печать, крупноформатный литографированный плакат и вместе с тем миниатюрная рекламная наклейка. Развивались другие малые жанры: экслибрис, рекламная листовка. Музеи Мюнхена и Берлина заказывали полиграфистам своеобразные пригласительные билеты. Каталоги издательских фирм, книжных магазинов, нередко, являлись настоящими графическими шедеврами, представлявшими картины художников[


Cinderella - Sarah Noble Ives

Мастера немецкой графики искали новые технические приёмы. К таким новшествам можно было отнести рисование на грубой зернистой бумаге с предварительным покрытием её белилами. Чтобы, например, получить мягко расплывающийся штрих, мюнхенские графики стали широко использовать японскую кисть. Еще один новаторский прием получение на белой бумаге отпечатка фактуры грубой материи, слегка пропитанной тёмной краской. Фон напоминал зернистую поверхность холста; нанесенный на него штрих приобрел специфические свойства. Графики учились обрабатывать бумагу разными кислотами, чтобы превращать ее в подобие пергамента. Линии на такой бумаге выглядели по-новому[



Роден Огюст Мыслитель, 1880—1882





Билек Франтишек Моисей, 1905

Необычное видение мира и трактовка человека характерны для творчества чешского модерниста Франтишика Билека. Для его работ характерны полный реализм и достоверность изображения. Персонажи его работ — Моисея, Гуса — отличает новизна и нестандартная трактовка.


Аронсон Наум Тургенев Иван Сергеевич, 1906—1913

Другими блестящими образцами модерна в скульптуре являются работы Наума Аронсона — портреты Комиссаржевской, Толстого, Пастера. Он единственный из художников создал скульптурный портрет, который теперь хранится в одном из музеев Израиля. Его работы украшают многие музеи и галереи мира


Скульптура Конь 1999 года во Дворце Люцерна, Прага. Давид Черни.


Скульптура Танец с шарфом Агатона Леонарда


Источники:

Берсенева А. Европейский модерн: венская архитектурная школа. Екатеринбург, 1991

Читайте также: