Эффект интонации и паузы кратко

Обновлено: 08.07.2024

Редко кто из говорящих задумывается над тем, что такое пауза, для чего она нужна, какие паузы бывают. Считается, что пауза особой роли в речи не играет, что ее никто не замечает, что она нужна исключительно для вдыхания воздуха в легкие.

А почему же тогда, если наш собеседник во время разговора вдруг делает паузу, мы испытываем чувство волнения: что это с ним произошло? не приступ ли? или он на что-то обиделся? или засомневался в правоте моих слов? И с нетерпением ждем, когда последует продолжение разговора.

Действительно, пауза (лат. pausa от греч. pausis — прекращение, остановка) — временная остановка звучания, в течение которой речевые органы не артикулируют, и которая разрывает поток речи. Пауза — это молчание. Но и молчание может быть выразительным и значимым. Даже наука такая есть — паузология. Первый паузолог США профессор О'Коннор считает, что паузы могут сказать о человеке не меньше, чем слова, что в разговоре на нихуходит 40-50% времени.

Различают паузы логические, межсловесные, психологические, физиологические, инверсивные, ритмические.

Логические паузы

Хорошая речь — осмысленно паузированная речь. Паузы делают живую речь естественной, четкой, выразительной. Паузы не

только расчленяют речь, но и объединяют ее: слова, находящиеся между паузами, приобретают смысловое единство.

Анализ логических пауз включает характеристику их длительности, а также завершенности или незавершенности, точнее — степени их завершенности. Степень завершенности паузы зависит от того, на каком регистровом уровне произносится слово, находящееся перед паузой. Например:

Друзей || то и дело менять || не годится.

Степень завершения первой паузы в этой фразе ниже степени завершения второй (переломной), после которой тон речи резко понижается.

И вмиг || ворота на запор.

Эта безглагольная фраза очень динамична, она произносится быстро и резко, и паузы в ней довольно ощутимы, особенно вторая. Пауза — не только средство расчленения фраз, периодов, звеньев, но и один из приемов логического подчеркивания слов:

В. Маяковский

Ай ты славный vбогатырь v святорусский.

Художественные паузы

Термин условный, ибо в мастерском исполнении все паузы — художественные. И все-таки в поэтическом произведении паузы имеют различное предназначение и разный характер. Вопрос о паузах сознательно рассматривается вторично. Раньше говорилось о паузах логических. Здесь речь пойдет о паузах ритмических и психологических (хотя и логические паузы таких функций нелишены). Отсутствие понятия о ритмических и психологических паузах — большая помеха в работе чтеца.

Различают следующие виды ритмических пауз: межстиховые, цезуры, леймы.

Межстиховые паузы— паузы в конце стихов (стихотворных строк). Межстиховую паузу необходимо соблюдать независимо от синтаксического строя речи. Возьмем первую строфу из стихотворения М. Ю. Лермонтова:

Моя душа, я помню, с детских лет

Чудесного искала. Я любил

Все обольщенья света, но не свет,

В котором я минутами лишь жил.

Обратим внимание на концовки первого и второго стихов. Здесь — обычный стиховой перенос, зашагивание, enjambement (такими терминами определяют это явление теоретики).

Водит он армии; в море судами

Правит; в артели сгоняет людей.

Н. А. Некрасов

К сожалению, у чтецов иногда ослабляется внимание к переносам. Даже В. И. Качалов, читая:

. И умер бедный раб у ног

Чу! Восклицанья послышались грозные,

Топот и скрежет зубов

Тень набежала на стекла морозные.

Н. А. Некрасов

В песчаных степях || аравийской земли

Три гордые пальмы || высоко росли.

Лейма— пауза, которую можно заполнить слогом, не разрушающим ритма:

Улыбаясь царь повелел тогда

Вина сладкого [да] заморского

Нацедить [да] в свой золоченый ковш

И поднесть его [да] опричникам.

М. Ю. Лермонтов

Вставленные в квадратных скобках слоги не разрушают ритма, но, если в этих местах не осуществить пауз (длительностью в один слог каждая),— ритмика пострадает.

По-видимому, чувствуя слоговую недостаточность в стихах В. В. Маяковского:

Леймы исследовал Г. А. Шенгели. В отличие от других пауз, являющихся мигом молчания, лейма, по его мнению, является мигом напряженного молчания. Поэтому Шенгели называет леймы динамическими паузами и замечает, что наличие напряжения голосовых связок в момент леймической паузы подтверждается и непосредственным ощущением, и записями осциллографа.

Процитировав пушкинскую строку:

Вокруг меня народы возмутила,—

Вокруг меня и народы возмутила —

Ай ты славный v богатырь v святорусский.

Охотник дунул (эс!). Тишина! Дунул еще. Тишина.

Душевное v отупение

Отъевшихся v кукарек —

Это v не преступленье —

v v Великий грех.

А. Вознесенский

Обратим внимание: односложные леймы в первом и втором стихе, и особенно двусложные в четвертом, выполняют психологическую функцию, содействуя выделению слов, после них находящихся.

А через две v недели

шел в скалах тяжелый v бой;

чтоб выручить всех, v обязан

кто-то рискнуть v собой.

Стихи, произносимые без соблюдения лейм, не произведут должного впечатления.

Инверсивные паузыобрамляют инверсивные слова и этим выделяют, подчеркивают их:

Эту привычку к труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять. . Н. А. Некрасов

Излом и делает заметной паузу между этими словами.

Но, как известно, нет правил без исключения. У А. Т. Твардовского читаем о словах:

Чтоб сердце кровью их питало,

Чтоб разум их живой смыкал,

Чтоб не транжирить как попало

Из капиталов капитал.

А вот приводимый Артоболевским пример емких, резко ощутимых инверсивных пауз:

Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье

vv vv Мое vv, vv

С песком и с илом?

Говоря о роли психологической паузы и объясняя ее смысл, Станиславский пишет: «Нельзя сказать:

Но психологическая пауза оправдывает эту остановку и отрывает предлог от существительного.

как в афишу коза.

В. Маяковский

. смотрит храбрый князь —

И чудо видит пред собою.

Найду ли краски и слова?

Пред ним || живая голова.

Детей. | я все-таки | тебе. | не отдам.

Вот еще пример пауз, нагнетающих тяжелое чувство:

Берег левый, берег правый,

Снег шершавый, кромка льда.

Кому память, кому слава,

Кому || темная вода,

Ни приметы, || || ни следа.

Как отдельные виды психологических пауз можно рассматривать паузы начальные и финальные.

Начальная паузаподготовляет чтеца к исполнению, а слушателя к восприятию. В отрезке начальной паузы чтец приводит себя в то психологическое состояние, которое требуется для исполнения первых слов, фраз текста. Это состояние будет запечатлено в выражении его лица и позе.

Заключение

В традиционном подходе под интонацией обычно понимают совокупность изменений относительной высоты тона в слоге, слове, словосочетании и целом высказывании, передающую субъективное отношение говорящего (пишущего) к высказыванию. Важнейшая функция интонации – определение модальности высказывания.

Выполнение этой и всех других функций интонации определяется особенностями ее структурной организации, в которой чаще всего выделяют шесть основных компонентов: ударение, мелодику, темп, тембр, силу звучания и паузу. Все эти компоненты, объединенные в интонации, создают ощущение живого потока человеческой речи. Поэтому знание природы интонации имеет такое важное значение для каждого человека. Умение выразительно говорить или воссоздавать художественный текст, выполняя требования декламационного искусства, называют умением живописать интонацией или рисовать интонацией.

Умение рисовать интонацией обеспечивается не только знанием текста, проникновением в его глубинный смысл, но и живым ощущением его эмоциональной насыщенности. Следовательно, рисовать интонацией — это технически грамотно, логически верно, зримо и эмоционально насыщенно воссоздавать идейно-художественное богатство исполняемого текста, возбуждая воображение слушателя, оказывая на него заражающее влияние своими чувствами и волевыми импульсами. Но достичь всего этого можно только проникнув в тайны интонации, изучив и поняв структурные связи ее компонентов и значение каждого из них в общем контексте различных интонационных конструкций.

Но существуют средства и приемы, помогающие найти интонацию, наиболее подходящую как для живой разговорной речи, так и для исполнения самых разнообразных художественных произведений.

Ведь именно интонация выражает мысль, позицию, чувство говорящего через многообразие ее составных элементов: ударение, диапазон, сила голоса, темп речи, характерпроизнесения звуков, слов, фраз, искусство тембрирования, логические и психологические паузы и т.д.

Вместе с ударением интонация образует просодическую систему языка. Просодия – вся система фонетических средств, реализующихся в речи. Во многом этот термин синонимичен понятию интонация. Не уходя в глубь лингвистических дефиниций, можно образно сказать, что интонация – становой хребет устной речи, ее подтекст, если угодно иначе, интонация – душа языка. Вот почему сохранение национальных ее особенностей имеет большое общекультурное, общественное, а следовательно, государственное значение.

1.Эффект визуального впечатления.Он основан на том, что вна­чале оратор воспринимается по его внешнему виду и это первона­чальное впечатление накладывает отпечаток на установление кон­такта с аудиторией.

Поэтому выступающий должен обратить пристальное внимание на эстетику одежды. Не следует допускать эксцентричности в одеж­де, надевать вещи, сковывающие свободу движений. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика. Не следует вызывать удивления и зависти — это помешает слушать то, что говорит оратор.

2.Эффект первых фраз.Заключается в том, чтобы сформировать у собеседника или слушателей первое позитивное впечатление. Ба­нальное начало выступления создает впечатление, что лектор вообще не скажет ничего нового. Его перестают слушать. И наоборот, увле­кательное начало вызывает понятный интерес и внимание к каждой фразе говорящего.

Основным инструментом эффекта первых фраз является подача интересной, привлекательной информации, которая может быть из­вестной, но поданной в новой интерпретации, сопровождаемой оригинальными примерами. При использовании данного эффекта важ­но определить социальный характер аудитории, преобладающий уровень восприятия и разработать первые фразы, ориентированные на большинство слушателей.

3. Эффект техники речи. Имеет большое значение для оратора и включает в себя звучность голоса, дикцию, орфоэпию. В основе тех­ники речи лежит организация скоординированной работы дыхания, голоса, артикуляции при соблюдении норм произношения.

Звучность голоса напрямую связана с процессом дыхания. Для того чтобы добиться хорошего звука голоса во время выступления, необходимо дышать глубоко, контролировать дыхание, экономно распределять выдох.

Многие выступающие ошибочно считают, что вдох нужно делать на знаках препинания или по окончании фразы. Но это неверно. На одном вдохе можно произнести только короткую фразу. Если же ора­тор сталкивается с длинной фразой, то по мере приближения ее кон­ца неизбежно падает сила и звучность голоса. Поэтому дышать надо достаточно часто, поддерживая постоянный запас воздуха, причем вдох следует делать во время естественных (логических) пауз и неза­метно.

Однако кроме физиологических есть и психические составля­ющие звучности голоса. К ним относятся уверенность в себе, душев­ный подъем, увлеченность передаваемой информацией, хорошая подготовка к выступлению, которая позволяет чувствовать себя уве­реннее, что также сказывается на звучности голоса.

Дикция имеет большое значение в деловой риторике. Многие ора­торы, не обладающие хорошей дикцией, произносят слова неотчет­ливо, можно сказать, небрежно, имеют неправильную артикуляцию звуков.

Нечеткая дикция приводит к искажению слов, а иногда и всего смысла сказанного. В этом случае аудитория теряет интерес к вы­ступлению, не в силах разобраться в нечленораздельном речевом потоке лектора.

Орфоэпия является одним из наиболее сложных вопросов техни­ки речи. Знание орфоэпических правил способствует более быстро­му и легкому восприятию смысла выступления аудиторией. К орфо­эпическим правилам относится правильность произношения слов и расстановки в словах ударений. .

Литературное произношение и правильность ударения очень важ­ны в процессе выступления, так как любое отклонение от норм про­изношения и ударения переключает внимание аудитории с существа речи на ее форму, тем самым раздражая слушателей и отвлекая их от восприятия смысла.

4. Эффект интонации и паузы. Это доступные и продуктивные по результату риторические инструменты.

Выразительная интонация речи служит более яркому раскрытию темы выступления. По А. Мехрибиену, 38% от общего объема вы­ступления воспринимается через интонации и модуляции голоса. Варьирование интонации речи может происходить в зависимости от общей тематики и направленности выступления, смыслового акцен­та, падающего на его различные структурные части.

Интонация создается мелодикой речи, ее интенсивностью (гром­костью), длительностью, тембром произношения и т. д. В интонации большую роль играют логическое ударение, степень четкости произ­ношения. Устная речь обладает таким интонационным разнообра­зием, что может передать все богатство человеческих чувств, пере­живаний, настроений и т. п.

Эмоциональные ораторы для наиболее выразительного звучания часто пытаются громкостью голоса передать свои эмоции и воздей­ствовать на аудиторию. Однако в результате, как правило, возникает обратный эффект, вызывающий отрицательное отношение слушаю­щих — из-за резкости звучания. Более эффективно интонационно разнообразить подачу материала. Голосовая тональность, как прави­ло, вызывает у слушающих людей определенные ассоциации. В ито­ге происходит дополнительное информативное восприятие того, о чем говорит выступающий.




Паузы являются психологическим приемом, используемым в вы­ступлении. Пауза нужна для того, чтобы сконцентрировать внимание аудитории и дать ей возможность рассмотреть выступающего или заинтриговать слушателей, а ее отсутствием, внезапным началом речи ошеломить их. Однако пауза эффективна тогда, когда есть уве­ренность, что слушатели или собеседники активно включились в де­ловое общение, что их мышление, память и воображение интенсивно в нем участвуют. В этот период пауза нужна для самостоятельного осмысления собеседником или слушателями полученной информации.

Оратору же пауза нужна, чтобы успокоиться, снять излишнее вол­нение. Пауза облегчает дыхание, дает возможность сообразить, к ка­кой мысли перейти дальше.

5.Эффект аргументации.Основан на построении логического вы­ступления с дополнительными фактами, которые придают ему обос­нованность и убедительность.

Выделяют два вида аргументации:

теоретическую, к которой относятся научные положения, кон­цепции и т. д.;

практическую, которая включает в себя конкретные факты, циф­ры, статистические данные.

Важно также учитывать способ и темп аргументации. Эффектив­нее всего достигают цели аргументы, доводы и доказательства, пред­ставленные по отдельности в логической последовательности. Сле­дует помнить, что излишняя убедительность вызывает отпор со сто­роны аудитории (эффект бумеранга). Кроме того, следует избегать простого перечисления фактов, лучше излагать преимущества или последствия, вытекающие из этих фактов.

6.Эффект информационного выброса.Основан на заранее проду­манном размещении по всей речи новых мыслей и аргументов, пе­риодической интерпретации ранее сказанного. Таким образом, вы­ступающий активизирует внимание аудитории, выбрасывая через определенные временные интервалы новую информацию.

7.Эффект релаксации.Позволяет снять эмоциональную напря­женность и используется оратором в помощь слушателям.

Одним из инструментов релаксации является юмор. Чем сложнее выступление, тем большие усилия приходится прилагать слушателям для концентрации своего внимания. Хорошим приемом, с помощью которого можно снять эмоциональную напряженность, является уместная шутка, рассказанная по ходу выступления.

Благодаря шутке создается естественная пауза для отдыха и появ­ляется возможность для восстановления эмоциональной энергии.

Однако использование юмора должно быть очень органично и ес­тественно. Если у оратора отсутствует чувство юмора, то неуместная шутка может вызвать неловкость и испортить впечатление от всего выступления.

8.Эффект дисперсии.Основан на том факте, что в ходе слушания не вся информация усваивается. Исследования показали, что вос­приятие услышанного составляет 70—80%, из общего объема услы­шанной информации поняты были только 60%, а в памяти осталось около 25%. Поэтому при подготовке к выступлению необходимо учитывать эффект дисперсии и общий процент информации, кото­рый воспримет собеседник или слушатели.

Восприятие информации будет более осознанным, его смысловое воздействие на собеседника или слушателей станет более глубоким, если по ходу выступления главная информация отделяется от вспо­могательных высказываний и разъяснений.

9. Эффект художественной выразительности. Связан с умением выражать свои мысли, грамотно строить предложения, использовать изобразительно-выразительные средства. Выступление становится более убедительным, привлекательным, что способствует установле­нию более тесного контакта с аудиторией. В значительной степени это объясняется тем, что средства художественной выразительности апеллируют к миру чувств и эмоций аудитории.




Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз (временной остановки в речи), мелодики (изменения голоса в процессе речи по высоте и силе), темпа (количества слов или слогов, произнесенных за определенную единицу времени), изменения громкости голоса, тембра. Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, законченно.

Интонация — это чередование повышения и понижения голоса.

Благодаря интонации мысль приобретет законченный характер. Высказыванию, благодаря интонации, может придаваться дополнительное значение, не имеющее его основного смысла. Интонация же иногда и изменяет смысл высказывания.

Интонационно невыразительная речь может быть следствием снижения слуха, недостаточно развитого речевого слуха, неправильного речевого воспитания, а также различных нарушений речи.


Если даже речь будет произнесена в оптимальном темпе (что составляет примерно 120 слов в минуту), но без изменения его, то она все равно воспринимается с трудом, так как невозможно говорить о разных предметах в одном и том же темпе. Анализируя материалы дела, судебный оратор рассуждает об истинности или ложности определенных доказательств, аргументирует, опровергает, делает выводы. Кроме того, почти в каждой судебной речи имеются так называемые общие места, в которых прокурор и адвокат ставят и разрешают моральные вопросы. Естественно, что все эти структурные части не могут быть произнесены в одном темпе. Наиболее важные из них произносятся в несколько замедленном темпе, чем подчеркивается значительность мыслей, их весомость, так как замедленный темп высвечивает мысль, подчеркивает ее, позволяет остановить на ней внимание. Менее важные части произносятся несколько быстрее, легче; эмоциональная оценка каких-либо явлений также дается в несколько убыстренном темпе.

О. З. Муштук предлагает следующую классификацию пауз:

− Паузы размышления. По мнению автора, данный вид пауз может возникать в любом месте повествования. Во время этого вида пауз оратор выбирает из нескольких вариантов продолжения речи один, наиболее подходящий, или же раздумывает над тем, как именно оформить свою речь дальше

− Следующий вид пауз , по мнению автора- Логические паузы .

− Синтаксические паузы отмечаются знаками препинания. Малая пауза обозначается запятой, большая – точкой с запятой, наибольшая – точкой

− Ситуационные паузы либо дают слушателю время на обдумывание или действие, либо вызываются перерывом в синхронно комментируемом процессе. Используются при диктовке, в воинских командах, комментировании спортивных игр, ожидании ответа собеседника.

− Физиологические паузы. Они появляются, когда не хватает воздуха в легких, особенно при одышке, или когда поражена центральная нервная система и в результате забывается нужное слово, трудно выразить какую-нибудь мысль. Говоря о процессе дыхания, я уже упоминала о необходимости делать паузы для вдоха. Но умелый оратор делает паузы только тогда, когда это будет наиболее выигрышно для речевого воздействия.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что техника речи – практический предмет, и только постоянная тренировка является непременным условием выработки четкой дикции. Даже если речь чистая, она все же нуждается в техническом совершенствовании. Необходимо знать свои недостатки, понять и освоить положение частей речевого аппарата в момент произнесения того или иного звука. Заниматься техникой речи нужно для того, чтобы речь была легкой, свободной.

Для развития органов речи необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой, с ее помощью вырабатывается гибкость и податливость речевого аппарата и отдельных мышц. Большую роль играют мускулы, которые требуют систематической тренировки. Укрепление мышц рта и языка является подготовкой к работе над звуками речи.

Заключение

В данном реферате я выполнила следующие задачи :

2. Подробно рассмотрел составляющие компоненты техники речи.

3. Анализируя компоненты техники речи, я пришёл к выводу о том, что научиться говорить правильно, четко и красиво возможно в любом возрасте. Несмотря на то, что многие умения и навыки речевой деятельности формируются еще в младенчестве, развить их возможно как в подростковом, так и в зрелом возрасте. Зачастую для этого достаточно просто регулярно выполнять простые упражнения

6. Список использованных источников

1. Муштук. О.З. Основы общей риторики. М., 2008

2. Никольская С. Т. Техника речи. Учебник. М.: Норма., 2006

Многие не очень хорошо понимают, что такое коммуникативность, путая ее с коммуникабельностью и другими навыками коммуницирования. Это одно из умений, необходимое для передачи и восприятия информации без искажений, то есть, по сути, ее кодирования и декодирования. Простыми словами, коммуникативность – способность доносить ее до собеседника так, чтобы он правильно понял посыл, мнение, чувства и пр.

Навык коммуникативности обычно приобретенный, это значит, что его можно развивать и совершенствовать в течение всей жизни. У людей постоянно происходит обмен информацией, чувствами, переживаниями и т. п. Таким образом формируются межличностные отношения. Что такое коммуникативность, в чем ее отличие от других навыков общения, как ее развить, вы узнаете из нашей статьи.

Что такое коммуникативность

Что такое коммуникативность

Коммуникативности присущи определенные составляющие, среди которых следует отметить коммуникативную активность и уверенность, эмоциональную реактивность в процессе общения, коммуникативный объект.

Для развития коммуникативности личности сперва должна сформироваться такая система побуждений, в центре которой будет стоять ценность общения.

В целом мы обрисовали, что такое коммуникативность. Также следует отметить важность ее элементов, благодаря которым человек способен осознать среду социальной и физической деятельности вокруг себя и возможность влиять на нее при стремлении достигнуть собственных целей, добиваться ясности своих действий в глазах окружающих при совместной работе.

Таким образом, личность начинает понимать:

  • свои личные потребности и ценности, технику собственной работы;
  • свои перцептивные навыки – умение осознавать и воспринимать мир вокруг себя объективно, а не на основании субъективной точки зрения и собственных предубеждений;
  • готовность постигать ранее неизвестное вокруг себя;
  • собственный потенциал к восприятию того, какие нормы и ценности свойственны прочим социальным группам и культурам (речь идет о реальном интернационализме);
  • собственные чувства, психические состояния, которые проявляются под действием внешних факторов;
  • уровень собственной экономической культуры (в частности, свой взгляд на среду обитания: дом, землю, являющуюся источником продуктов, родной город и его архитектуру и проч.).

Среди ключевых факторов коммуникативности необходимо отметить умение индивидуума корректно и правильно воспринимать индивидуальные свойства, личные качества людей вокруг.

Можно дать следующее определение, что такое коммуникативность: это навык, подразумевающий способность человека адаптироваться к любой ситуации и свободно использовать различные вербальные и невербальные средства социального общения.

Коммуникативные эффекты

Для успешного построения процесса общения следует пользоваться эффективными инструментами. Поэтому важно понимать, что означают эффекты коммуникативности и почему рекомендуется прибегать к ним.

  • Эффект визуального имиджа заключается в формировании определенного впечатления (симпатии или антипатии) на основании внешнего вида говорящего прежде, чем он начнет свою речь. На окружающих положительным образом повлияют приятная внешность собеседника, его изящная манера говорить, вежливость, открытость и дружелюбие во взгляде.
  • С помощью эффекта первых фраз можно утвердить или скорректировать первое впечатление от говорящего. Важнее всего, чтобы эти первые фразы были наполнены интересной и завлекающей информацией. Это может быть что-то известное, однако преподнесенное под новым углом и с уникальными примерами.

Немаловажным является определение основных социальных групп слушающих, их настроя, предпочтений, ожиданий, эмоциональных характеристик. То есть необходимо иметь совокупность первоначальных формулировок, которые будут направлены на те социальные группы, которые составляют основную массу слушателей.

Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.

HUG - 3 важных шага, которые должна пройти каждая женщина

Я подготовила для вас три урока, которые помогут вам лучше понять себя, снять ограничения, мешающие почувствовать себя любимой и жить счастливо.

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности

Вы узнаете про 5 женских состояний, которые есть в каждой женщине, как они проявляются и какие архетипы у вас больше всего проявлены, а какие не развиты.

Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения

Рассказываю, что необходимо сделать, чтобы освободить свое сердце от старых чувств, и разорвать энергетические нити связывающие вас с прошлым партнером.

Благодаря этой нейро-аффирмации вы сможете вернуть любовь к себе и почувствовать искреннюю благодарность и счастье за каждый свой день.

Как наладить контакт с собеседником или аудиторией с помощью интонаций

Эмоциональное воздействие на собеседника, аудиторию осуществляется с помощью интонаций. Они помогают донести смыслы и изменить восприятие транслируемой информации; соответственно, именно от интонаций зависит результат разговора или выступления . С помощью голоса и интонаций человек может успокоить, спровоцировать, привлечь внимание или вызвать раздражение, даже если сам человек не ставил перед собой такую цель.


Ксения Чернова

Интонации в русском языке — это важнейшая составляющая нашей речи. Не столь важны слова, как их формы. С помощью интонаций мы транслируем смыслы. Возьмите любую фразу и произнесите ее с помощью разных интонаций — собеседник воспримет ее иначе; соответственно, результаты разговора будут другими.

Нужно понимать цель разговора и, отталкиваясь от этого, находить интонацию. С помощью нее мы привлекаем аудиторию — или же, наоборот, отталкиваем. Мы можем транслировать заинтересованность, равнодушие. Фальшивые же интонации могут вызвать недоверие.

речевая мелодика (изменение частоты тона при произнесении фраз)

временные характеристики (длительность, темп, пауза)

Эти компоненты позволяют выполнять функцию воздействия, а также наделять высказывание смыслом в зависимости от типа высказывания: повелительного, вопросительного, восклицательного, побудительного .

Мелодика речи — это так называемая мелодичность вашего голоса, которая напрямую связана с вашим эмоциональным состоянием. Если вы переживаете, ваша речь будет сжатой, скомканной, а напряжение будет передаваться аудитории.

Фразовое ударение позволяет делать смысловые акценты и обращать внимание аудитории на определенные фразы.

Меняя темп речи , вы также управляете вниманием собеседника или аудитории: чрезмерная размеренность может сделать речь скучной, и вас перестанут слушать; слишком быстрый темп также искажает восприятие, слушатель не успевает обрабатывать информацию. Поэтому необходимо выбирать средний и в то же время комфортный для вас темп речи, меняя его в зависимости от произносимого.

Ритм включает в себя темп и продолжительность произносимых фраз. Он помогает делать смысловые паузы, а также правильно разбивать предложения. Например, начиная абзац, вы можете постепенно идти к наиболее важным предложениям. Прочитайте следующие предложения вслух и почувствуйте, как меняется ритм:

Два / двадцать — два/ двести — двадцать — два/ две тысячи — двести — двадцать — два/ двадцать — две — тысячи — двести — двадцать — два

Тембр голоса — это яркость и окраска голоса, который может быть низким или высоким. Тембр напрямую зависит от особенностей строения нашего речевого аппарата: значение имеют объем и форма трахеи, плотность смыкания голосовых связок. Поэтому изменить тембр голоса достаточно сложно, однако вы можете экспериментировать с высотой звучания.

Паузы напрямую не относятся к интонациям, однако с их помощью мы также влияем на аудиторию . Временное молчание необходимо как слушателю для обработки полученной информации, так и самому спикеру, который во время пауз может сосредоточиться и немного отдохнуть.


Не бойтесь делать паузы. Если начали переживать во время выступления — задайте вопрос залу, сделайте вдох-выдох, сосредоточьтесь, вернитесь в ресурсное состояние. Паузы нужны для того, чтобы разговорить собеседника, а также необходимы для усвоения и обработки полученной аудиторией информации.

Все перечисленные выше компоненты и определяют нашу интонацию. Она в первую очередь зависит от коммуникативной ситуации: деловые переговоры, встреча с друзьями, личный разговор с близким человеком или же публичное выступление. В любом случае необходимо уловить настроение собеседника, понять его эмоциональное состояние и настрой и в зависимости от этого синхронизироваться с ним . Так вы сможете наладить контакт и впоследствии выстроить конструктивный разговор.



Как подготовиться к выступлению?

Интонации транслируют ваше эмоциональное состояние и показывают, насколько вы уверены в собственных словах. Это может повысить или же понизить уровень доверия аудитории к спикеру . Поэтому в первую очередь перед выступлением или разговором необходимо сосредоточиться и снять напряжение. Ксения Чернова рекомендует выполнить следующие упражнения:

Перед выступлением необходимо подготовить тело и дыхательную систему. Доведите себя до состояния легкого кислородного опьянения, делайте частые вдохи и выдохи.

Разминайте шею, плечевой пояс, чтобы снять напряжение.

Также можно, начиная от ступней ног, напрягать тело, стопы, икры, спину, живот, шею. Находиться в этом состоянии 10–15 секунд и расслабиться на выдохе.

Если волнение пришло в процессе выступления, нужно упереться большим пальцем ноги в пол, сделать себе слегка больно, чтобы напряжение ушло в эту точку.

Источник: cosmaa / istockphoto.com

Расслабить связки можно с помощью зевков.

Берем маркер и вставляем его в рот вдоль, начинаем проговаривать свою речь, разжимаем только челюсть. Делайте это на протяжении 40 секунд.

Эти техники работают только в том случае, если вы сами психологически и эмоционально настроены на коммуникацию и уверены в том, что вы произносите.

Читайте также: