Модели политической коммуникации кратко

Обновлено: 04.07.2024

Начало исследования политической коммуникации положил американский по­литолог Г. Лассуэлл, сформулировавший вопросы, раскрывающие существо ком­муникационного процесса: кто? Что сообщает? По какому каналу? Кому? С ка­ким результатом? Графическая интерпретация формулы Г.

При каких обстоятельствах?

С каким результатом?

Однако формула Лассуэлла не учитывала те помехи, которые могут возникать в процессе коммуникации.

Несмотря на содержательное различие, все вышеприведенные модели объеди­няет оперативный характер коммуникации. Недостатком же их всех является от­сутствие обратных связей.

Данная проблема успешно была решена в 1970 г. М. Дефлером, дополнившим модель коммуникативного процесса петлей обратной связи (рис. 19.4).

По М. Дефлеру, коммуникация проходит ряд стадий:

• в приемнике происходит расшифровка информации: она превращается в сооб­щение, которое преобразуется управляемым адресатом в значение;

• линия обратной связи позволяет решить проблему возможного несоответст­вия между исходным и восстановленным значениями.

Политическая коммуникация во многом представляет собой отношение между

управляющими и управляемыми. Ж.-М. Контрэ выявил между ними следующие

• управляющие идентичны управляемым;

• все управляющие являются членами политического сообщества, но не все управляемые входят туда; эти отношения заключают в себе взаимопроникнове­ние и взаимовлияние управляющих и управляемых;

• в условиях расширения политического сообщества отношения между управ­ляющими и управляемыми становятся отношениями пересечения (рис. 19.5).

Политические и неполитические организации

МИ

Референдум, выборы

Средства массовой информации

Значительное место в системе политической коммуникации принадлежит эли­там, осуществляющим свою власть над остальной частью общества через проме­жуточные звенья — бюрократический аппарат и СМК. Рисунок 19.6 демонстриру­ет модель К. Сайнне, в которой отражается, что между элитой, бюрократией и массами происходит непрерывный информационный обмен, причем элиты стре-

Непосредственная Промежуточные Прямая

обратная связь группы коммуникация

Рис. 19.6. Модель политической коммуникации К. Сайнне

мятся к тому, чтобы передаваемая в массы информация укрепляла бы их собст­венную легитимность.

Характер перемен в области политической коммуникации, позволяющих пре­одолеть доминирование и жесткий контроль отправителя информации над ад­ресатом, иллюстрируется при помощи моделей альтернативных видов движе­ния информации, предложенных голландскими исследователями Й. Бордвиком и Б. ван Каамом.

Модель вещания (рис. 19.7, А) предполагает распространение информации из центра одновременно многим абонентам на периферии. Недостатком данной мо­дели является ее монологичный характер, а также то обстоятельство, что время и место коммуникации определено отправителем.

Под средствами политической коммуникации понимаются определенные организации и институты, функционирующие в рамках ее социальной и политической систем, с помощью которых осуществляется процесс обмена информацией.

Р.Ж. Шварценберг выделяет три основных способа политической коммуникации, основанные на использовании различных средств: коммуникация через печатные (пресса, книги, плакаты и т.д.), электронные средства (радио, телевидение и т.д.); коммуникация через организации, когда передаточным звеном служат политические партии, группы интересов и т.д.; коммуникация через неформальные каналы с использованием личных связей.

В политологии различают два вида политической коммуникации: горизонтальный, когда коммуникации осуществляются между относительно рядом расположенными оппонентами, и вертикальный, когда отношения устанавливаются между различными иерархическими уровнями макро-политической структуры.

Сущность изменений в области политической коммуникации, которые позволяют преодолеть доминирование и жесткий контроль отправителя информации над адресатом, достаточно наглядно иллюстрируется с помощью модем лей альтернативных видов движения информации.

Модель вещания предполагает распространение информации из центра одновременно многим абонентам на периферию. Эта ситуация встречается довольно часто, например во время лекции официального доклада, когда слушатели сосредоточены в какой-либо аудитории.

Диалоговая модель относится к случаю распространения информации в реальной коммуникационной сети: индивиды общаются непосредственно между собой, игнорируя центр или посредников самостоятельно выбирая время, место и тему информационного обмена. Эта модель также имеет широкий круг применения: от простой личной переписки и телефонных переговоров до использования Интернета и электронной почты.

Консультационная модель также соотносится с большим количест­вом ситуаций, при которых индивид, находящийся на периферии коммуникационной линии, ищет необходимые сведения в цент­ральном информационном хранилище.

Под средствами политической коммуникации понимаются определенные организации и институты, функционирующие в рамках ее социальной и политической систем, с помощью которых осуществляется процесс обмена информацией.

Р.Ж. Шварценберг выделяет три основных способа политической коммуникации, основанные на использовании различных средств: коммуникация через печатные (пресса, книги, плакаты и т.д.), электронные средства (радио, телевидение и т.д.); коммуникация через организации, когда передаточным звеном служат политические партии, группы интересов и т.д.; коммуникация через неформальные каналы с использованием личных связей.

В политологии различают два вида политической коммуникации: горизонтальный, когда коммуникации осуществляются между относительно рядом расположенными оппонентами, и вертикальный, когда отношения устанавливаются между различными иерархическими уровнями макро-политической структуры.

Сущность изменений в области политической коммуникации, которые позволяют преодолеть доминирование и жесткий контроль отправителя информации над адресатом, достаточно наглядно иллюстрируется с помощью модем лей альтернативных видов движения информации.




Модель вещания предполагает распространение информации из центра одновременно многим абонентам на периферию. Эта ситуация встречается довольно часто, например во время лекции официального доклада, когда слушатели сосредоточены в какой-либо аудитории.

Диалоговая модель относится к случаю распространения информации в реальной коммуникационной сети: индивиды общаются непосредственно между собой, игнорируя центр или посредников самостоятельно выбирая время, место и тему информационного обмена. Эта модель также имеет широкий круг применения: от простой личной переписки и телефонных переговоров до использования Интернета и электронной почты.

Консультационная модель также соотносится с большим количест­вом ситуаций, при которых индивид, находящийся на периферии коммуникационной линии, ищет необходимые сведения в цент­ральном информационном хранилище.

Политика – важнейшая форма общественного сознания, и поэтому, пронизывая коммуникацию, она выделяет ее в особый вид наряду с научно-технической, художественной, религиозной, судебно-правовой, информационно-публицистической коммуникацией.

Политическая коммуникация представляет собой процессы выработки, передачи и обмена политической информацией, которая структурирует политическую деятельность и придает ей новое значение. Политическая коммуникация выступает своеобразным социально-информационным полем политики. Ее значение в политической жизни общества, его культуры, сравнимо со значением нервной системы для человека.

Основные манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций.

Манипулирование — это воздействие одного индивида на другого, с целью выполнения последним воли первого.

Информационная коммуникация осуществляется кем-то и для кого-то, или чего-то. Все, что происходит в рамках информационной коммуникации, так или иначе связано с достижением некоторых целей индивидами или социальными группами. Последовательность этапов взаимодействия можно представить в виде следующих друг за другом фаз, в основе каждой из них лежит состояние информации и характер реализации отношений.

Основные манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций.

Одним из самых часто встречающихся приемов манипуляции в СМИ является искажение информации. В то время как Е. Доценко исследует такие конкретные приемы как подтасовка фактов или смещение по семантическому полю понятия, С. Кара-Мурза выделяет: фабрикацию фактов, манипулятивную семантику, упрощение, стереотипизацию.

Фабрикация фактов (прямая ложь). Одно из важнейших правил манипуляции сознанием гласит, что успех зависит от того, насколько полно удалось изолировать адресата от постороннего влияния. Идеальной ситуацией для этого была бы тоталитарность воздействия – полное отсутствие альтернативных, неконтролируемых источников информации и мнения. Сложность выполнения этого правила прежде всего в том, чтобы создать у адресата иллюзию независимости, иллюзию плюрализма каналов информации. Для этого создается видимость многообразия СМИ по типу организаций, политической окраске, жанрам и стилям – при условии, что реально вся эта система подчиняется единым главным установкам. Идеальный случай – когда удается создать (точнее, допустить создание) радикальных оппозиционных источников информации, которые, однако, ограничивают свою информационную борьбу с режимом вопросами, которые не затрагивают сути главных программ манипуляции.

Дробление и срочность. Разделение целостной проблемы на отдельные фрагменты – так, чтобы читатель или зритель не смог связать их воедино и осмыслить проблему – одна из особых и важных сторон упрощения. Это – фундаментальный принцип мозаичной культуры. Дроблению служит множество технических приемов: статьи в газете разбиваются на части и помещаются на разных страницах, текст или телепередача разбиваются рекламой.

54. Информационно-коммуникативные системы. Понятие, типология, особенности.
Информационно-коммуникационные системы (ИКС) - это совокупности инфопотоков, которые постоянно формируются вокруг ролевых, функциональных или целенаправленных взаимодействий акторов и способны к своему устойчивому воспроизведению, несмотря на внешнее сопротивление.
ИКС — это институализированные и организационно подкрепленные информационно-коммуникационные связи определенных коммуникаторов и реципиентов, обладающие соответствующими механизмами саморазвития, языками, каналами и технологиями общения.
Характеристики:
Множественность. Институциональный характер.
Типологии ИКС:
-с точки зрения функциональной нагрузки выделяются ИКСв области государственного управления, политического участия, осуществления деятельности партий, групп интересов и т.д.; -классификация по отраслевому принципу различает ИКС,обеспечивающие осуществление государственной политики -в области образования, здравоохранения, культуры, экологии, военной сферы и пр.;-с точки зрения организации информационных обменов можно говорить о макро ИКС (характеризующей деятельность политической системы в целом), мезоИКС (отображающей особенности функционирования региональной власти) и микро-ИКС (межличностной);
-в историческом плане различаются ИКС того или иного временного периода;
-с точки зрения конкретных агентов политики можно выделять партийные, государственные и иные, связанные с деятельностью конкретного актора, аналогичные ИКС.
Особенности государственной ИКС:
Государственная ИКС (формально) - информационное взаимодействие институтов исполнительной, законодательной и судебной властей, органов власти и управления федерального, регионального и муниципального уровней.
Государственная ИКС подчинена выполнению государством своих базовых задач по принятию политических решений, что выражается либо в конкретных информационных акциях государства (сознательно спланированных или носящих характер стихийного ответа на форс-мажорные обстоятельства), либо разнообразных интеракциях. К последнему типу действий могут быть отнесены государственная информационная политика и информационные кампании.
Особенности международной ИКС:
Международная ИКС – совокупность каналов и механизмов информационных обменов, которые обеспечивают устойчивые контакты между различными факторами мировой политики.

55. Особенности пропагандистских информационных технологий.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ АГИТАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКОГО ТИПА
Информационные технологии агитационно-пропагандистского - направлены на контроль за сознанием и поведением людей. Применяемые при этом приемы и техники информирования и коммуницирования с общественным мнением, в конечном счете, ориентированы на искусственное конструирование, как политических реакций, так и запросов населения.

Типы пропаганды.

Пропага́нда — систематическое распространение фактов, аргументов, слухов и других сведений, в том числе заведомо ложных, для воздействия на общественное мнение.

Пропаганда воздействует прежде всего на эмоции людей. Соответственно, пропаганда, как и эмоции, может быть негативной или позитивной.

Позитивная (конструктивная) пропаганда стремится довести до потребителя те или иные убеждения в доходчивой форме. Цель позитивной пропаганды — способствовать социальной гармонии, согласию, воспитанию людей в соответствии с общепринятыми ценностями. Позитивная пропаганда выполняет воспитательную и информационную функции в обществе. Она осуществляется в интересах тех, кому адресована, а не ограниченного круга заинтересованных лиц. Позитивная пропаганда, в отличие от негативной, не преследует манипулятивных целей.

Политическая коммуникация — процесс передачи политической информации, благода-ря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической системой и социальной системой.

Основные функции политической коммуникации:

1) распространение знаний о ценностях политики и образцах политической культуры;

2) политическое информирование общества;

3) интеграция общества и регулирование политических отношений;

4) формирование общественного мнения о политически процессах.


1. Коммуникация формирует определенные связи и отношения субъектов политики.

2. Институты-коммуникаторы производят информацию, кодируют и передают ее потребителям, изучают общественное мнение о воздействии и качестве информации.

3. Средства коммуникации - это СМИ, технико-информационные системы (центры, банки данных, сети и технологии передачи информации), информационные агентства, пресс-центры.

4. Типы, методы и формы политической коммуникации - рациональная и спонтанная коммуникация, неформальные контакты, общение граждан с представителями политических институтов, журналистами, коммуникация в ходе выборов, референдумов, демонстраций и других политических акций.

5. Содержание коммуникации оказывает воздействие на мотивацию поведения субъектов политики, формирование общественного мнения; его социально-политические послед-ствия могут быть позитивными и негативными. Сущность политической коммуникации заключается в целенаправленных контактах между людьми посредством обмена инфор-мацией и духовного общения в политическом процессе.

Читайте также: