Модели инновационного менеджмента кратко
Обновлено: 02.07.2024
Существует две модели протекания инновационного процесса: диффузная и внутриорганизационная.
Диффузная модель характеризует развитие нововведений за пределами предприятия, на котором создано это нововведение. Этот процесс состоит из трех этапов: создание нововведения => распространение нововведения => внедрение нововведения.
Центральным процессом является распространение (раскрытие) нововведения.
Параметры инновационного процесса при диффузной модели.
Определение масштаба раскрытия нововведения, который зависит от следующих условий:
- от характера самих нововведений;
- от развитости коммуникаций между разработчиками, производителями и потребителями нововведения (развитость коммуникаций определяет скорость распространения нововведений;
- инновационная восприимчивость организации (зависимость от уровня развития предприятия, финансово-экономического состояния и кадровый потенциал).
Стадии жизненного цикла нововведения:
- введение инновации на рынок (на этой стадии на рынке появляется новая продукция, которая постепенно начинает быть востребованной потребителями);
- рост объема продаж (происходит реализация новой продукции в крупных масштабах; цены на продукцию растут; могут появляться фальсификаторы новшеств);
- стадия зрелости (эффективность внедрения нововведения наиболее высока благодаря рекламе и стабильна);
- стадия насыщения рынка (на этой стадии объем продаж не растет, новое изделие используется большинством потребителе, то есть спрос на данное изделие удовлетворен; может возникнуть спад объемов реализации).
Внутриорганизационная модель - модель, характеризующаяся использованием в отдельно взятой комплексной организации. Существует 6 стадий данной модели:
1) определение потребностей в нововведении;
2) сбор информации;
3) предварительный выбор нововведения;
4) принятие решения о внедрении;
5) процесс внедрения нововведения;
6) централизация нововведения - процесс его использования в крупных масштабах.
Выбор нововведения основывается на следующих критериях: общие и частные. Общие критерии, характерные для всех нововведений позволяют произвести оценку нововведений и выбрать наиболее эффективные для данного предприятия. Частные критерии характерны для отдельных нововведений некоторых процессов производства.
Критерии характерные для любых случаев (общие):
- прибыль - уровень отдачи на вложенный капитал;
- уровень фактических затрат на приобретение или создание нововведение целей организации;
- степень риска и неопределенности вследствие внедрения нововведения;
- соответствие нововведения сложившейся в организации системе ценностей и норм поведения;
- действенность нововведения (достигает ли внедрение данного нововведения целей организации);
- сложность освоения новшества персоналом предприятия;
- возможность возврата к прежним методам управления в случае неудачи при внедрении новшества.
Принято различать понятие жизненного цикла нововведения. Жизненный цикл продуктового нововведения имеет следующую структуру:
· исследование - включает фундаментальные разработки и теоретические исследования, а также проведение экспериментов и проверка результатов работы нововведения;
· разработка - включает изучение технических и экономических характеристик изделия, проектирования изделия, а также обеспечение ресурсами для изготовления данного изделия;
· производство - включает подготовку производства, проверку готовности производства к серийному массовому выпуску (после осуществления производства осуществляется освоение этих изделий);
· потребление - использование потребителем нового изделия.
Жизненный цикл процессного нововведения включает следующие этапы:
· зарождение - когда на основании разработанной научной идеи происходит процесс создания изделия, изучается спрос на него и возможность его реализации;
· освоение нового процесса - предусматривает проведение экспериментов, подтверждающих эффективность нового процесса;
· диффузия - распространение, тиражирование и внедрение нового процесса на конкретном объекте;
· рутинизация - превращение нового в старое, то есть нововведения, повторяющие свою новизну.
Читайте также: