Модели инновационного менеджмента кратко

Обновлено: 02.07.2024

Существует две модели протекания инновационного процесса: диффузная и внутриорганизационная.

Диффузная модель характеризует развитие нововведений за пределами предприятия, на котором создано это нововведение. Этот процесс состоит из трех этапов: создание нововведения => распространение нововведения => внедрение нововведения.

Центральным процессом является распространение (раскрытие) нововведения.

Параметры инновационного процесса при диффузной модели.

Определение масштаба раскрытия нововведения, который зависит от следующих условий:

- от характера самих нововведений;

- от развитости коммуникаций между разработчиками, производителями и потребителями нововведения (развитость коммуникаций определяет скорость распространения нововведений;

- инновационная восприимчивость организации (зависимость от уровня развития предприятия, финансово-экономического состояния и кадровый потенциал).

Стадии жизненного цикла нововведения:

- введение инновации на рынок (на этой стадии на рынке появляется новая продукция, которая постепенно начинает быть востребованной потребителями);

- рост объема продаж (происходит реализация новой продукции в крупных масштабах; цены на продукцию растут; могут появляться фальсификаторы новшеств);

- стадия зрелости (эффективность внедрения нововведения наиболее высока благодаря рекламе и стабильна);

- стадия насыщения рынка (на этой стадии объем продаж не растет, новое изделие используется большинством потребителе, то есть спрос на данное изделие удовлетворен; может возникнуть спад объемов реализации).

Внутриорганизационная модель - модель, характеризующаяся использованием в отдельно взятой комплексной организации. Существует 6 стадий данной модели:

1) определение потребностей в нововведении;

2) сбор информации;

3) предварительный выбор нововведения;

4) принятие решения о внедрении;

5) процесс внедрения нововведения;

6) централизация нововведения - процесс его использования в крупных масштабах.

Выбор нововведения основывается на следующих критериях: общие и частные. Общие критерии, характерные для всех нововведений позволяют произвести оценку нововведений и выбрать наиболее эффективные для данного предприятия. Частные критерии характерны для отдельных нововведений некоторых процессов производства.

Критерии характерные для любых случаев (общие):

- прибыль - уровень отдачи на вложенный капитал;

- уровень фактических затрат на приобретение или создание нововведение целей организации;

- степень риска и неопределенности вследствие внедрения нововведения;

- соответствие нововведения сложившейся в организации системе ценностей и норм поведения;

- действенность нововведения (достигает ли внедрение данного нововведения целей организации);

- сложность освоения новшества персоналом предприятия;

- возможность возврата к прежним методам управления в случае неудачи при внедрении новшества.

Принято различать понятие жизненного цикла нововведения. Жизненный цикл продуктового нововведения имеет следующую структуру:

· исследование - включает фундаментальные разработки и теоретические исследования, а также проведение экспериментов и проверка результатов работы нововведения;

· разработка - включает изучение технических и экономических характеристик изделия, проектирования изделия, а также обеспечение ресурсами для изготовления данного изделия;

· производство - включает подготовку производства, проверку готовности производства к серийному массовому выпуску (после осуществления производства осуществляется освоение этих изделий);

· потребление - использование потребителем нового изделия.

Жизненный цикл процессного нововведения включает следующие этапы:

· зарождение - когда на основании разработанной научной идеи происходит процесс создания изделия, изучается спрос на него и возможность его реализации;

· освоение нового процесса - предусматривает проведение экспериментов, подтверждающих эффективность нового процесса;

· диффузия - распространение, тиражирование и внедрение нового процесса на конкретном объекте;

· рутинизация - превращение нового в старое, то есть нововведения, повторяющие свою новизну.

Читайте также: