История фнс россии кратко

Обновлено: 04.07.2024

История налогообложения в России имеет многовековую историю, но более упорядоченной эта деятельность стала после учреждения в 1802 году Министерства финансов, одним из структурных подразделений которого был департамент податей и сборов.

В советское время налоги взимались различными органами: в начале 20-х годов прошлого столетия - Наркоматами продовольствия, финансов, труда и др.; в период НЭПа - централизованно управлением налогами и госдоходами Наркомфина, а на местах - финансовыми инспекторами, их помощниками и финансовыми агентами. Затем были созданы налоговые инспекции, действовавшие в составе финансовых отделов и включавшие налоговых инспекторов, их помощников и налоговых агентов. С 1959 года налоговые инспекции были переименованы в инспекции государственных доходов и контролировали поступление от предприятий платежей в бюджет, проводили счетные проверки и осуществляли другие функции.

Начальником Государственной налоговой инспекции по Магаданской области был назначен В.В. Харюк, который и занялся организацией налоговой службы области. Приказом № 1 Госналогинспекции по Магаданской области 23.03.1990 года были образованы государственные налоговые инспекции по Магаданской области, Чукотскому автономному округу, городу Магадану и районам области.

Сегодня на территории Магаданской области действуют три инспекции межрайонного уровня с центрами в городе Магадане, поселках Палатка и Ягодное, которые в своей деятельности строго руководствуются действующим в России налоговым законодательством.

Деятельность службы многогранна и ответственна, но главной ее задачей по-прежнему остается формирование бюджетов всех уровней

За 9 месяцев 2010 года в консолидированный бюджет Российской Федерации налогоплательщиками, состоящими на учете в Межрайонной ИФНС России № 2 по Магаданской области, перечислено более 1,1 млрд. рублей, что в 1,6 раза больше поступлений соответствующего периода прошлого года. В общей сумме платежей 54,1% составили поступления налога на прибыль, 36,9% - налога на доходы физических лиц, 8,9% - налогов на имущество и 6,7 % - платежей за пользование природными ресурсами.

Наибольший удельный вес в общей сумме налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ приходится на организации, занимающиеся добычей полезных ископаемых (60,1 % от суммы поступлений); операциями с недвижимым имуществом и в сфере предоставления услуг, здравоохранения, образования (бюджетные учреждения) – 7,6 %; транспортной деятельностью – 9,9 %, обрабатывающим производством – 7,1 %; производством и распределением электроэнергии, газа и воды– 2,3 %.

Сегодня налоговые органы ориентированы на создание максимально комфортных условий для исполнения налогоплательщиками своей конституционной обязанности: своевременно уплачивать исчисленные налоги и сборы.

Так, Межрайонная ИФНС России № 2 по Магаданской области на постоянной основе размещает в средствах массовой информации материалы об изменениях налогового законодательства; распространяет среди налогоплательщиков листовки, памятки. В инспекции и на территориально-оборудованных рабочих местах (ТОРМ) в поселках Усть-Омчуг и Омсукчан оборудованы стенды с организационно-распорядительной информацией о реквизитах инспекции, о проведении бесплатных семинаров, о телефонах справочной службы инспекции, контактная информация специализированных операторов связи и пр. и тематические стенды с информацией о государственной регистрации и постановке на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; о порядке учета физических лиц и получения ИНН; о Едином стандарте обслуживания налогоплательщиков; о представлении налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов; о применении ККТ; о порядке оформления платежных поручений, кодах ОКАТО; информация по местным налогам.

Для налогоплательщиков установлены компьютеры-информаторы, в том числе и на ТОРМ поселков Омсукчан и Усть-Омчуг, на которых размещены справочно-правовая система Консультант-Плюс и информационные материалы, размещенные на стендах.

Прием налогоплательщиков ведется в течение всего рабочего дня. Также в нашей налоговой инспекции организована телефонно-справочная служба для налогоплательщиков, которая работает ежедневно в течение всего рабочего дня. Кроме того, сотрудниками отдела работы с налогоплательщиками ежедневно осуществляется устное информирование налогоплательщиков при их обращении непосредственно в инспекции. За 9 месяцев 2010 года информацию на основании обращений в устной форме получили 1296 налогоплательщиков.

Если плательщик обращается к нам в письменном виде, в течение 30 календарных дней он получает аргументированный письменный ответ.

Конечно, эти мероприятия не касаются законопослуш­ных налогоплательщиков, которые ведут бизнес прозрачно, - а таких в нашей области большинство. Речь идет о тех, кто нарушает закон и обманывает государст­во, а, в конечном счете — и нас с ва­ми. Ведь бюджет недополучает средства, необходимые для реали­зации социальных, образователь­ных, медицинских программ и на­циональных проектов.

Сотрудники налоговой инспекции всегда открыты для общения и сотрудничества с налогоплательщиками. Мы готовы к нормальным деловым отношениям, улучшению качества обслуживания населения. И сегодня заметны перемены не только во взаимоотношениях налоговых инспекторов и налогоплательщиков, но и в повышении налоговой культуры и сознательности плательщиков. В 2010 года налоговая инспекция продолжает настойчиво трудиться по мобилизации доходов в бюджеты и внебюджетные фонды, а также по осуществлению других функций, возложенных Правительством России на Федеральную налоговую службу.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а кроме того, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Глава ФНС России с 6 апреля 2010 года — Михаил Владимирович Мишустин, сменивший на этом посту Михаила Павловича Мокрецова [2] .

Заместители руководителя:
Андрющенко Светлана Николаевна
Аракелов Сергей Ашотович
Завилова Наталья Савельевна
Петрушин Андрей Станиславович
Оверчук Алексей Логвинович
Егоров Даниил Вячеславович
Бондарчук Светлана Леонидовна
Наумчев Денис Валерьевич

Общая численность работников ФНС России по состоянию на конец 2010 года составляет примерно 170 тысяч человек [3] . Однако в 2011 году ФНС России планирует сократить численность своих сотрудников на 5 процентов, а к 2013 году — уже на 15 процентов.

Петлицы Государственной налоговой службы РФ (1992—1998)

Федеральная налоговая служба (ФНС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль и надзор в сфере налогов, сборов и иных обязательных платежей [2] .

Прежние наименования — Государственная налоговая служба Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

Помимо выполнения функций в сфере обязательных платежей, занимается регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аккредитацией подразделений иностранных юридических лиц (кроме кредитных организаций), надзором за производством и оборотом табачной продукции, валютным контролем. Представляет Российскую Федерацию в делах о банкротстве по требованиям из денежных обязательств. Выступает правопреемником Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству.

ФНС и её территориальные органы являются юридическими лицами, имеют бланк и печать с изображением государственного герба страны и своим наименованием, эмблему, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с федеральным законодательством.

Налоговая история - i_001.jpg

История Федеральной налоговой службы – это история становления и развития новой России. 1990-е годы – период масштабных реформ, либерализации экономики, принятия законов. Это время, когда страна остро нуждалась в создании современной налоговой системы.

За 30 лет своего существования ФНС превратилась в передовое ведомство, лидера по внедрению цифровых технологий и электронных сервисов, стала одной из самых удобных, прозрачных и открытых для людей и компаний.

Издание, которое вы держите в руках, – юбилейное. В нем – рассказ об основных этапах пути органов налогового контроля нашей страны. И о том, насколько важную роль налоги играют в жизни государства и общества, как формировалась налоговая культура, совершенствовалось отечественное законодательство.

Уверен, что книга вызовет интерес не только у профессионалов, но и у широкой читательской аудитории. Прежде всего, поможет повысить финансовую грамотность, даст возможность лучше ориентироваться в налогообложении, будет способствовать воспитанию правосознания, формированию положительного отношения людей к государственной налоговой политике.

Поздравляю всех вас с 30-летием Федеральной налоговой службы.

Михаил Мишустин,

Председатель Правительства Российской Федерации

Дорогие друзья!

Налоговая история - i_002.jpg

История создания налогообложения насчитывает более пяти тысяч лет. В этой книге описаны не только основные этапы развития, но и те инструменты, которые прошли проверку временем и сейчас успешно используются. Древний Египет оставил нам земельный кадастр, в Древнем Риме предложили взимать налоги деньгами, в средневековых торговых республиках сформировалась система налогов на капитал, а в Новое время возникла классическая модель налогообложения доходов.

ФНС России существует всего 30 лет, и по сравнению с описанным в книге периодом это не столь значительный возраст. Но даже за это время налоговая система Российской Федерации и вместе с ней Федеральная налоговая служба прошли путь масштабных перемен. Из фискального ведомства в 90-х годах прошлого века, когда решать задачи наполнения бюджета приходилось в экономически неспокойное для страны время, сегодня ФНС России превратилась в прогрессивную структуру, применяющую самые современные технологии.

Налоговая служба менялась шаг за шагом. Появилось новое законодательство, внедрялись передовые технологии и сервисы, основная задача которых – упростить процесс уплаты налогов для каждого гражданина.

Уверен, что благодаря этой книге российская система налогообложения и задачи Федеральной налоговой службы станут более понятны.

Желаю вам провести приятное время за её прочтением, а авторам – продолжить развивать этот замечательный исторический проект.

Даниил Егоров,

руководитель Федеральной налоговой службы

Эта книга – об истории налогообложения. Её цель заключается в том, чтобы показать, что налоги – не искусственно придуманная конструкция, а естественно возникшая необходимость для существования общества и государства.

Ни одно из государств не обошлось без налогов; в определённом смысле история цивилизации – это история налогов. И она интересна тем, что помогает понять и объяснить многие события, если посмотреть на них с учётом фактов, связанных с налогообложением.

Именно поэтому в книге рассказывается о том, как зарождалось налогообложение в странах Древнего мира, как оно развивалось в Средние века и как формировались налоговые системы в дальнейшем. В отдельной главе рассказывается история налогообложения государства Российского – с древних времен и до сегодняшних дней.

Изучая историю налогов, вы увидите, что многие понятия и инструменты, которые используются сейчас, были придуманы давно. Эта проверка временем является убедительным аргументом в защиту существования налогов.

Многие гениальные умы человечества размышляли над вопросами налогообложения и пришли к выводам, что налоги – это одна из главных опор государства и общества.

Налоговые поступления в бюджет обеспечивают выполнение государством его функций, которые включают охрану прав и свобод человека, развитие образования, науки, здравоохранения, создание условий для роста экономики и решения многих других важных для общества задач. А это, в свою очередь, зависит от того, насколько ответственно граждане государства выполняют свои обязанности налогоплательщиков.

Авторы старались изложить материалы понятно, в увлекательной и доступной форме, чтобы вы научились позитивно воспринимать систему налогообложения и ее значимость для вас лично. Книга хорошо иллюстрирована и содержит много примеров и разъяснений.

Изучайте! Желаем успехов!

Налоги в Древнем мире

Самые древние сохранившиеся документы о налогах датируются примерно V веком до н. э. Однако налоги появились гораздо раньше. Их история начинается со времён зарождения первобытного общества.

Необходимость организации жизни человеческой общины стала причиной формирования особых управленческих полномочий для некоторых её членов. Поскольку они не участвовали в материальном производстве, но выполняли определенные обязанности, остальные члены общины выделяли на их содержание часть своей собственности – охотничьей добычи, продуктов земледелия и ремесленничества. Этот обмен можно считать прообразом налогообложения, благодаря которому община могла существовать и развиваться как единое целое.

Тот факт, что в том или ином виде налоги существуют с древних времён, оказывая значительное влияние на развитие человеческой цивилизации, вызывает интерес к истории их возникновения и развития.

Существуют различные теории возникновения налогов. В одних появление налогов связывают с жертвой, которую люди добровольно приносили символу процветания, единства и благополучия. В качестве символа могли выступать вождь, царь или божество. В этой традиции были сформированы не только налоги древних цивилизаций, но и современные выплаты верующих в пользу религиозных организаций или церкви.

Читайте также: