Модель пропаганды хомского хермана кратко

Обновлено: 05.07.2024

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 562
  • КНИГИ 671 255
  • СЕРИИ 25 846
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 647

Информационные технологии меняют не только мир, но и способы воздействия на него. Чем сильнее становятся информационно-коммуникативные технологии, тем большей становится их результативность. И поскольку воздействие может быть не только открытым, но и скрытым, то у человека остается все меньше возможностей ему противостоять. Сегодня практически все строится на информационных и виртуальных интервенциях: от политических выборов и покупок в магазине до рейдерского захвата предприятия и ведения войны. Фильмы и телесериалы захватывают наши мозги в мирной жизни, политтехнологи делают это же во время выборов, а проведение информационных и психологических интервенций обеспечивает результат войны в физическом пространстве.

Автор выражает признательность сайту Детектор. медиа за многолетнее сотрудничество.

С пропагандой по жизни

1.1. От пропаганды 1.0 к пропаганде 2.0

Информация в тот период имела другой статус. С одной стороны, ее было мало, поскольку мир был сужен пределами видимости, знания не передавались, поскольку не было эффективной системы их фиксации. С другой стороны, мир был постоянным и стабильным, изменения проходили мимо него, по этой причине нечего было фиксировать. С третьей – был резко занижен статус человека в низу иерархии, его мнения и интересы были абсолютно несущественными для тех, кто находился наверху иерархии. Это было традиционное общество, где информация не играла большой роли.

Дворцы-государства создавали дворцы для одних и хижины для других. И это распределение труда должно было удерживаться, что делается чаще с помощью меча, чем слова.

Но меч – это тактический вариант управления. Религия же или пропаганда являются стратегическими вариантами. Они не столько заняты фактами, как правилами. И это более важно, поскольку факты являются результатом применения правил. Создав правило, можно получать новые факты. Создав новый факт, все равно не возникнет нового правила.

Открытой формой пропаганды 1.0 занимаются и государства, но не отрицательной, а позитивно-ориентированной, в чем особенно преуспели тоталитарные государства, которые вовсю хвалят себя и ругают других. Они не хотят оставлять человека вне себя ни на работе, ни дома. Тоталитарное государство не боится писать СЛАВА КПСС на каждой крыше, поскольку функционирует вне конкуренции. Это как рекламный лозунг ЛЕТАЙТЕ САМОЛЕТАМИ АЭРОФЛОТА в СССР, когда других компаний просто не было.

Это более рекламный подход, пришедший с развитием рекламы, когда реагирование является более эмоциональным, чем рациональным. А такое реагирование по сути своей автоматическое, в нем нет места разуму. На очарование мы всегда будет реагировать прогнозируемо.

Пропаганда 2.0 направлена на удержание картины мира, что делается достаточно часто с помощью эстетически ориентированных методов типа телесериалов и кино, поскольку главная эстетика там – визуальная. Если на вербальную эстетику можно еще отвечать рационально, то визуальная эстетика проходит без таких возможностей, она более эмоциональна с точки зрения ее инструментария воздействия.

Двадцатилетию выхода книги была посвящена специальная конференция в Виндзорском университете (Канада). Была еще одна конференция в Великобритании, часть материалов которой попала в специальный номер журнала [Westminster Papers in Communication and Culture. — 2009. — Vol. 6. — N 2 ]. Журнал открывается интервью с соавторами — Херманом и Хомским. И мы вернемся к этому интервью после обсуждения самой пропагандисткой модели.

Поток сырой информации, проходя через эти фильтры, оставляет на выходе только то, что не конфликтует с их требованиями. Это в целом не государственная, а элитная цензура, поскольку для того американского общества, которое описывается данной пропагандистской моделью, все же главной управляющей силой является крупный бизнес.

Херман объясняет эту ситуацию следующим образом. Медиа зависит от элиты и ее информационных источников. Поскольку их модель демонстрирует антидемократический характер медиа, ее стараются не обсуждать в дискуссиях о предубежденности медиа.

В своем интервью Хомский и Херман говорят о тех изменениях, которые произошли за два десятилетия после выхода книги:

Отвечая на опрос, что бы они изменили в своей модели сегодня, если бы довелось, авторы говорят, что модель осталась бы принципиально той же. Идеологическими основаниями ее стали бы свободный рынок, антитерроризм и война с террором. Последние дали конкретику зла. Еще они могли бы добавить: агрессивный правительственный новостной менеджмент, рост массмедиа правого крыла типа Fox News и слабый рост других альтернативных медиа, включая интернет-издания.

Развлекательные медиа, по их мнению, выполняют функцию, сходную со зрелищами Древнего Рима, отворачивая людей от политики и порождая политическую апатию. И это, вероятно, тоже важная функция социального управления.

Все эти слова авторов вполне понятны.

Такой мощный ресурс, как медиа, не может остаться вне использования в целях социального управления. В противном случае власть пришлось бы менять каждое воскресенье, когда очередной разоблачительный фильм прошел бы по телеэкранам.

Тактические разногласия возможны, но они не так часты, и медиа не имеют того разнообразия, которое должно вытекать из этого наблюдения Хермана и Хомского. Отсутствие этого разнообразия на практике ставят им в вину, их теоретическая модель недостаточно адекватно отражает реальность (см. также перечисление ряда недостатков, обнаруженных в этой модели за двадцатилетие [Pedro J. The propaganda model in the early 21st century. Part I // International Journal of Communication. — 2011. — N 5], при этом во второй части этой констатируется, что модель интернета отлична от моделей газет, радио и телевидения [Pedro J. The propaganda model in the early 21st century. Part 2 // International Journal of Communication. — 2011. — N 5]).

Правда, с точки зрения Ремптона, интернет внес существенные коррективы в пропагандистскую модель Хермана — Хомского. И он раскрывает их по всем предложенным фильтрам:

Все эти слова говорят об определенной ловушке, куда попала журналистика. Начав зарабатывать деньги, она потеряла былую свободу. И ее функции тогда становятся иными.

Группа Media Tenor по заказу Frankfurter Allgemeine Zeitung проанализировала телекорпорации пяти стран. Их исследование показало, что BBC предоставляет наименьшее время противоположным к доминирующим взглядам — 2% времени, в то время как американский вещатель ABC дает 7%. Речь идет о поддержке американских войск за рубежом, что американские СМИ традиционно делают лучше.

Есть также интересные данные 2013 г. о негативе в освещении американских мусульман, что они чаще возникают на экране в контексте криминала. Еще одной составляющей этого процесса стало и то, что сегодня террористы стали определять имидж ислама. По сути все это является подтверждением пропагандистской модели Хермана — Хомского, поскольку является отражением позиции элиты по этим вопросам.

Пропагандистская модель Хермана — Хомского отвечает на вопрос о механизмах создания во многом единого мнения у большинства жителей западных стран. Сильные медиаресурсы активно удерживают доминирующую картину мира, куда не особенно попадают альтернативные мнения. Правда, похожая ситуация сложилась и на постсоветском пространстве. Только если в случае США работают власть и корпорации, то в случае постсоветского пространства власть даже сильнее медиакорпораций. В любом случае доминирующая на данный момент элита может удерживать нужную картину мира, что в конечном счете облегчает ей осуществление социального управления. © Георгий Почепцов


Штаб - квартира по NBCUniversal , расположенный в небоскребе GE Building в Нью - Йорке : концентрация капитала в области средств массовой информации позволила бы выравнивание точек зрения, в ущерб журналистской независимости .

Резюме

Пять детерминант модели пропаганды

Модель пропаганды, предложенная Ноамом Хомским и Эдвардом Херманом, разбивается на пять основных детерминант, которые фильтруют информацию. В порядке важности они следующие:

Структурирование

Сговор интересов, связанных с деятельностью отрасли, рекламой и в целом необходимостью прибыльности компаний, добавляется к признанной этической миссии журналистов: предоставлять информацию без предвзятости; полученная ситуация вызывает тревогу.

Инстанции


После демонстрации характеристик и компонентов, структурирующих эту модель , Ноам Хомский точно анализирует случаи появления в крупных печатных газетах, например, New York Times или Wall Street Journal , путем подсчета до ближайшего слова или количества статей для различных спорных вопросов. периоды в истории США , обработка информации. Результаты представлены в виде сравнительных статистических таблиц.

Этот анализ раскрывает общественное мнение о событиях войны во Вьетнаме , а также значительный вес для разоблачения злоупотреблений, совершенных в странах коммунистического блока во время холодной войны: поэтому средства массовой информации активно участвуют в борьбе. ..против коммунизма со своими читателями. В то же время массовые убийства, затрагивающие гражданское население Центральной Америки и связанные с " черными операциями ", проводимыми ЦРУ в Гватемале, Гондурасе, Никарагуа и Сальвадоре, рассматриваются в статьях с помощью эллипса или тщательно подобранных формулировок. намного меньше по количеству.

Влияние рекламы на контент

Следовательно, темы, затронутые в остальной части контента, если они окажутся противоречащими интересам спонсоров и расходятся с их видением мира, должны быть исключены. Согласно этой теории, обратный ход таков, что покупка газеты публикой оказывается конечным продуктом, который газетная компания продает за счет своего тиража и сегментации своей читательской аудитории компаниям, покупающим рекламное пространство: информация играет только роль поверхностная роль в этом целом.

Источники

Третья из пяти детерминант Германа и Хомского касается источников информации, предоставляемой СМИ: «СМИ вовлекаются в отношения симбиоза с мощными источниками информации экономическими потребностями и их взаимными интересами. « Даже крупнейшие новостные организации, такие как BBC, не могут позволить себе размещать журналистов повсюду. Они концентрируют свои ресурсы там, где информация может появиться: в Белом доме, Пентагоне, на Даунинг-стрит, 10 и рядом с другими центральными источниками информации. Крупные промышленные или коммерческие компании также считаются надежными источниками ценной информации. Редакторам и журналистам, которые атакуют эти мощные источники информации, например, ставя под сомнение достоверность или предвзятый характер предоставленных материалов, могут угрожать запретом доступа к недавним новостям, используемым в их СМИ. Таким образом, СМИ неохотно публикуют статьи, противоречащие интересам бизнес-сообщества, которое предоставляет им ресурсы, от которых они зависят.

Обличение "оруэлловского новояза"














В книге отмечается, что «в странах, где рычаги власти находятся в руках государственной бюрократии, монополистический контроль над СМИ, часто дополняемый официальной цензурой, делает ясным, что СМИ служат целям господствующей элиты. Гораздо труднее увидеть работу системы пропаганды, когда СМИ являются частными, а формальная цензура отсутствует. Это особенно верно в тех случаях, когда средства массовой информации активно конкурируют, периодически атакуют и разоблачают корпоративные и государственные должностные преступления и агрессивно изображают себя выразителями свободы слова и интересов общества в целом. Что неочевидно (и остаётся не обсуждённым в СМИ), так это ограниченный характер такой критики, а также огромное неравенство в управлении ресурсами и его влияние как на доступ к частной медийной системе, так и на её поведение и производительность (поскольку СМИ сильно зависят от доходов от рекламы, то, согласно модели пропаганды, интересы рекламодателей имеют большее значение, чем объективность новостей. Хомский и Херман утверждают, что, как предприятия, СМИ предоставляют продукт своим клиентам. Продуктом является аудитория СМИ, а клиентами — рекламодатели. — ред.).

Результатом стала попытка подавить рабочие СМИ законами о клевете и судебными преследованиями c требованием дорогостоящего гарантийного залога в качестве условия публикации и введением различных налогов, призванных вытеснить радикальные СМИ за счёт увеличения их расходов. Эти принудительные меры не были эффективными, и к середине века от них отказались в пользу либеральной точки зрения, согласно которой рынок, и конкуренция на нём, будет обеспечивать ответственность (и до конца XIX века не было создано ни одной новой местной ежедневной газеты рабочего класса).

Тут можно провести параллель с современным состоянием, когда медиа-гиганты вступают в тесные отношения с основной частью корпоративного сообщества, а в советах директоров доминируют руководители корпораций и банков.

Херман и Хомский утверждают, что, поскольку основные СМИ в настоящее время являются либо крупными корпорациями, либо частью конгломератов (например, Westinghouse или General Electric), информация, предоставляемая общественности, будет необъективной в отношении их интересов. Такие конгломераты часто выходят за рамки традиционных медиа-областей и, таким образом, имеют обширные финансовые интересы. Дополнительно стоит отметить, что СМИ редко и неохотно публикуют статьи, кототорые могут затронуть интересы их спонсоров, от которых они сами зависят.

В своём интервью Хомский и Херман говорят о тех изменениях, которые произошли за время после выхода книги:

• собственность стала ещё более концентрированной и более глобализированной,

• реклама стала ещё более важным компонентом, теперь конкуренция за площадки для рекламы есть не только между традиционными медиа, но и между ними и интернетом,

• отмеченные изменения создали большую зависимость от информационных агентств, предложений от пиар-фирм, от проплаченных экспертов и пресс-релизов,

Отвечая на опрос, что бы они изменили в своей модели сегодня, если бы довелось, авторы говорят, что модель осталась бы принципиально той же. Идеологическими основаниями её стали бы свободный рынок, антитерроризм и война с террором. Последние дали конкретику зла. Ещё они могли бы добавить: агрессивный правительственный новостной менеджмент, рост массмедиа правого крыла типа Fox News и слабый рост других альтернативных медиа, включая интернет-издания.

Читайте также: