Модель коммуникации винера кратко

Обновлено: 02.07.2024

Прикладные модели коммуникации: математическая, кибернетическая, разведывательная, конфликтологическая

С прикладным коммуникативным анализом мы сталкиваемся, решая конкретные задачи в области коммуникации. В частности, прикладные задачи ставятся для таких стандартных коммуникативных потоков, как PR , реклама , пропаганда .

Прикладной коммуникативный анализ отслеживает составляющие коммуникативной цепочки: при наличии одного из ее звеньев делаются предсказания на наиболее вероятный вид другой.

Математическая модель

К. Шеннон также предлагает на пути от источника к получателю поставить еще один элемент – семантический шум . Он будет отражать изменения в значении, которые невольно вносит источник информации.

Кибернетическая модель

В кибернетической модели нас интересует только один аспект – обратная связь . Н. Винер приводит пример термостата, поддерживающего температуру приблизительно на постоянном уровне. Любая система работает эффективно, когда она получает информацию о состоянии этой системы и на основе ее модернизирует свои управляющие сигналы. По мнению Н. Винера, информация, поступающая обратно в управляющий центр, стремится противодействовать отклонению управляемой величины от управляющей.

В отдельной главе Н. Винер рассматривает функционирование общественной информации. Например, группа необщественных животных имеет мало информации, поскольку ее члены недостаточно взаимодействуют, делятся информацией. В случае эффективной организации – информации больше, чем содержит каждый из ее отдельных членов. Это же относится и к людям.

Каждая организация имеет в своей структуре отдел, занимающийся вопросами PR и рекламы. Этот отдел производит системный анализ собранной информации, которая несет в себе элементы отношения общественности к деятельности данной организации и к продукции, которую она производит. Здесь как раз и применяется кибернетическая модель коммуникации, а именно – модель обратной связи. Проанализированная информация составляет ядро дальнейших действий в области PR и рекламы. На ней базируются перспективы роста компании, укоренения в сознании людей позитивности данной организации.

В продолжение этого подхода С. Бир определяет обратную связь как возврат части выходной информации на ее вход, которая затем изменится. По его мнению, положительная обратная связь вызывает увеличение уровня сигнала на выходе и, следовательно, на входе; отрицательная обратная связь при увеличении сигнала на выходе вызывает уменьшение сигнала на входе и, таким образом, в принципе, является стабилизирующей.

Следует отметить, что в системе обратной связи должна присутствовать только достоверная информация. В противном случае система не работает, так как направления деятельности субъекта PR изменяются и ведут совсем не в ту сторону. Поэтому многие организации, где нет эффективно работающего PR-отдела, зачастую дольше добиваются желаемого результата.

Разведывательная модель

Можно предположить, что логичнее данную модель следовало рассмотреть перед моделью обратных связей, однако это представляется ошибочным, так как предыдущая модель убедила нас в необходимости сбора информации для PR, а теперь мы будем рассматривать, как эффективно это делать. Поэтому в основе подхода лежит взгляд на информационную работу как на профессию.

По мнению В. Плэтта, полезность разведывательной информации определяется такими качествами, как полнота, точность и своевременность. Последняя характеристика весьма важна для потоков коммуникации в разведке, так как время играет особую роль и по той причине, что со временем происходит падение ценности информации. Средние нормы падения ценности информации выглядят следующим образом. Оперативно-тактическая разведывательная информация теряет 10 % ценности в день. Информация стратегической разведки во время войны теряет 10 % ценности в месяц. В мирное время информация стратегической разведки теряет 20 % ценности в год. Однако следует заметить, что в связи с огромной скоростью происходящих в мире изменений, ростом научно-технического прогресса эти данные также устаревают и снижение ценности информации со временем увеличивается. Если представить вышесказанное в виде математической формулы, то мы получим такое выражение: ценность добываемой информации прямо пропорциональна скорости получения информации и обратно пропорциональна времени существования информации в общедоступном качестве. Здесь не зря упоминается общедоступность информации, так как если информация засекречена, то время уже не является определяющим и центральным фактором, влияющим на ее ценность.

Основные этапы информационной работы имеют следующий вид.
Этап 1. Общее знакомство с проблемой.
Этап 2. Определение используемых терминов и понятий.
Этап 3. Сбор фактов.
Этап 4. Истолкование фактов.
Этап 5. Построение гипотезы.
Этап 6 . Выводы.
Этап 7. Изложение.

В данную модель коммуникации включается также информационный прогноз. Прогноз должен также содержать указание на степень своей достоверности и состоит из следующих важных моментов:
а) последовательное описание благоприятных и неблагоприятных факторов с оценкой конечного итога их взаимодействия;
б) сравнение положения другого субъекта PR с известным аналогичным положением;
в) определение верхних и нижних пределов развития данного явления.

Конфликтологическая модель

В настоящее время ученые в области конфликтологии утверждают, что конфликт является элементом нормы, а не ее отклонением. С этим трудно не согласиться, поскольку только мертвая структура не имеет конфликтов. Негативные последствия несет не сам конфликт, а неправильное его разрешение, а разрешение конфликта – это, кстати, чисто коммуникативная проблема.

В данной модели существуют три уровня разрешения конфликтов – на уровне интересов, на уровне права и на уровне силы. Разрешение на уровне силы – определение того, кто сильнее. Это наиболее насильственный уровень разрешения конфликтов, характеризующийся выплескиванием огромного количества энергии и снижением разумности поступков. Именно таким образом совершается большинство правонарушений в обществе. На уровне права – это обращение в суд. Здесь также тратится много энергии, но она сублимируется и трансформируется из негативной энергии в так называемое горлодерство. Это выяснение, кто же прав. На уровне интересов определяются потребности, желания, заинтересованности, страхи, т. е. то, что нас заботит или волнует. Интересы предопределяют человеческие позиции – реальные вещи, о которых люди говорят, что хотят их.

Как определить, какой уровень разрешения конфликта лучше? Авторы задают несколько критериев, таких как стоимость, удовлетворенность результатами, влияние на отношения, повторяемость. Например, в случае забастовки в критерий стоимости входит потеря заработной платы со стороны шахтеров, а для руководства шахты это потеря прибыли. В целом разрешение на уровне интересов признается более эффективным, чем разрешение на уровне права или силы. Разрешение на уровне силы очень дорого, поскольку требует большого объема ресурсов. Уровень силы также не является долговременным: силовое воздействие надо будет время от времени проявлять и в дальнейшем. Уровень права также признается дорогим, поскольку он включает дорогостоящие юридические процедуры. Они требуют времени, что, несомненно, является ценным ресурсом. Однако результаты разрешения на этом уровне не всегда удовлетворяют стороны, поскольку юридически правильное решение часто не считается справедливым.

Эффективная система разрешения конфликтов, по мнению авторов, должна базироваться на следующих принципах.
1. Быть сфокусированной на интересах:
а) переговоры должны начинаться как можно раньше;
б) следует продумать систему переговоров;
в) переговоры должны носить многоступенчатый характер;
г) повышенная мотивация.
2. В систему должны быть встроены возможности возврата к переговорному состоянию.
3. Предоставлять более дешевые процедуры определения прав или определения того, кто сильнее.
4. Консультации должны предварять переговоры, а после переговоров должна вступать в действие обратная связь.
5. Располагайте процедуры в последовательности от дешевых к дорогим.
6. Предоставляйте необходимую мотивацию и ресурсы.
Все эти правила покоятся на конкретных основаниях. К примеру, было установлено, что там, где PR-менеджеры проводят больше времени в шахтах, забастовок меньше. PR-менеджер, который доступен любому, может разрешать конфликты на более ранних ступенях.

Разрешение конфликта – коммуникативная процедура. Современная наука занята поиском наиболее эффективных процессов таких процедур. Идеи У. Юри развиваются другими авторами, в частности Т. Крам для разрешения конфликтов предлагает использовать принципы айкидо.

12.10.2017

Сезон охоты на календари открыт.
Приобретайте патроны у наших менеджеров и убивайте одним выстрелом трёх зайцев: подарочные календари – оригинально, быстро, выгодно! Квартальные календари стали еще выгоднее.. Заказывайте настенный календарь, дизайн.


10.10.2017

Печать и изготовление календарей на 2017
В нашей компании Вы можете заказать изготовление и печать любых видов фирменных календарей.

10.10.2017

Календари трио на 2017-2018 год
Заказывать календари трио в типографии Рекламистер выгодно.

СОБЫТИЯ:

02.08.2019

Резка на планшетном плоттере
Изготовление заказов без штанцформы - Быстрое изготовление - Производство крупногабаритной и сверхпрочной упаковки - Изготовление малых тиражей - Резка, биговка и сверление гофрокартона толщиной до 10мм.


10.10.17

Фотосувениры с фирменной символикой
Сувениры с фирменной символикой - это большой выбор кружек, календарей и других сувениров оформленных в корпоративном стиле.


Спешите акция только начинается!

Качественная ФОТОПЕЧАТЬ
на профессиональном оборудовании Epson
с использованием фотобумаги высокого качества! Copyright 2010. Рекламные услуги, наружная реклама, цифровая печать, дизайн, web разработки - рекламно-производственное агентство полного цикла " Рекламистер "

Модель коммуникации Норберта Винера обращает внимание на обратную связь, которую получает источник информации от получателя. Н. Винер считает, что любая система работает эффективно, когда она получает информацию о состоянии этой системы и на основе ее модернизирует свои управляющие сигналы.

Кибернетическая модель коммуникации Норберта Винера

В кибернетической модели ключевой аспект – обратная связь.

Кибернетическая модель коммуникации, разработанная основателем кибернетики Н. Винером, основана на математической теории информации , согласно которой информация, полученная через открытую систему, уменьшает степень неопределенности, энтропии, которая в замкнутой системе необратимо возрастает, что приводит к возрастанию беспорядка и, в конечном счете, к потере контроля над функционированием системы. Н. Винер считает, что любая система работает эффективно, когда она получает информацию о состоянии этой системы и на основе ее модернизирует свои управляющие сигналы.

Модель Винера

Кибернетическая модель коммуникации рассматривает общество, как систему. Общественная система также функционирует оптимально, если по каналу обратной связи доставляется на ее вход достоверная информация, способная вызвать противодействие нежелательным отклонениям.

Практическое применение модели Винера

Кибернетическаяя модель коммуникации — модель Винера используется в PR-коммуникациях, предполагающих обмен информацией с внутренней и внешней общественностью.

Часть информации, полученной по каналу обратной связи, может умышленно подавляться или сознательно интерпретироваться не точно. В целях получения максимально полной информации по каналу обратной связи многие организации используют ящики предложений, телефоны доверия и т.п.

Норберт Винер

Исторически первая кибернетическая модель коммуникации, разработанная основателем кибернетики Н. Винером, основана на математической теории информации , согласно которой информация, полученная через открытую систему, уменьшает степень неопределенности, энтропии, которая в замкнутой системенеобратимо возрастает, что приводит к возрастанию беспорядка и, в конечном счете, к потере контроля над функционированием системы.

В кибернетической модели нас интересует только один аспект – обратная связь. Н. Винер считает, что любая система работает эффективно, когда она получает информацию о состоянии этой системы и на основе ее модернизирует свои управляющие сигналы. По мнению Н. Винера, информация, поступающая обратно в управляющий центр, стремится противодействовать отклонению управляемой величины от управляющей.

В известной кибернетической модели Норберта Винера управленческая информация, возвращаясь к источнику, стремится противодействовать отклонению управляемой величины от управляющей. Винер рассматривает стабилизирующиеся системы не только на техническом, но и на общественном уровне. Общественная система также функционирует оптимально, если по каналу обратной связи доставляется на ее вход достоверная информация, способная вызвать противодействие нежелательным отклонениям. Часть информации, полученной по каналу обратной связи, может умышленно подавляться или сознательно интерпретироваться не точно. В целях получения максимально полной информации по каналу обратной связи многие организации используют ящики предложений, телефоны доверия и т.п.

Национальный уровень межкультурной коммуникации возможен при наличии национального единства. Национальное единство возникает как на моноэтнической, так и на полиэтнической основе через общую хозяйственную деятельность и государственно-политическое объединение. Это дополняется и формированием соответствующей культуры.Национальная культура представляет совокупность традиций, норм, ценностей и правил поведения, общих для представителей одной нации, государства.Нация – это общество, а для общества характерны стратификация и социальная структура, поэтому понятие национальной культуры охватывает субкультуры социальных групп, которых может не быть у этнической культуры. Этнические культуры могут входить в состав национальной, как и культуры представителей других наций.

Это обуславливает разновидности межкультурной коммуникации на национальном уровне:

коммуникации между субкультурами внутри единой национальной культуры

коммуникации между собственно национальными культурами.

Такие коммуникации нередко оказываются двойственными и приводят, с одной стороны, к национальной консолидации, а с другой — к росту межнациональных противоречий в рамках одного государства или между государствами .

Модель Якобсона в различных ее вариантах применяется в лингвистике как для анализа функций языка в целом, так и для анализа функционирования отдельных его единиц, производства речи и текста. В духе лингвистики Пражской школы, эта модель телеологична (от греческого слова, обозначающего ‘цель’), т.е. показывает предназначение, функции языка. Современная социолингвистика, теория коммуникации и социология коммуникации также заимствовали модель Якобсона для описания коммуникативных процессов.

11)Фридман Шульц фон Тун профессор психологии Гамбургского университета разработал коммуникативную модель, с которой работает большинство тренеров по коммуникации, потому что она очень проста и наглядна. Модель позволяет классифицировать множество барьеров и проблем в общении и определить цели для тренировки коммуникативных способностей. Шульц фон Тун считает, что искать один единственный, идеальный стиль общения нецелесообразно и ненужно. Он представляет свою коммуникативную модель в виде квадрата:Предметное содержание: как я могу наиболее понятно сообщить о положении вещей.

Аспект отношений: как я общаюсь с близкими мне людьми.

Аспект обращения: когда человек что-то говорит, он, как правило, хочет на что-либо повлиять.

❶ В. Н. Куницына, специалист по проблемам общения, выделяет две группы трудностей:

субъективно переживаемые, не всегда проявляющиеся в конкретном взаимодействии и не очевидные для собеседника;

К первой группе относятся такие, как социальная неуверенность, застенчивость, трудности психологического контакта. Зачастую они проявляются при общении с вышестоящим человеком или в ситуации выбора, взятия на себя ответственности. К объективным трудностям относятся трудности коммуникативного характера, связанные с уровнем коммуникативной грамотности.

Различают также трудности общения первичные и вторичные. Первичные трудности общения зависят от природных свойств человека (биологических, психофизиологических, личностных), таких, как агрессивность, тревожность. Вторичные трудности могут быть психогенными (следствие травм, стрессов, фрустраций).

❷ Дефектное общение. Это относительно неполноценное общение, которое чаще проявляется в межличностных отношениях. Оно мешает установлению искренности, доверительности, легкости и человеческой близости. Хотя такое общение и не затрагивает глубинных характеристик общения, и не вызывает пагубных последствий, оно все же считается деструктивным, т. к. создает помехи – дефекты общения.

❸ Деструктивное общение. К нему обычно относят те формы и особенности межличностных контактов, которые отрицательно сказываются на собеседниках и осложняют процесс взаимопонимания. К деструктивному общению относятся такие формы взаимодействия, как умалчивание информации, нежелание общаться, молчание при ответах на вопросы. Большой вред общению наносит также проявление таких отрицательных черт характера человека, как лицемерие, злорадство, хитрость, мстительность, оговаривание другого, язвительность, цинизм, ханжество, соперничество, вплоть до криминогенного поведения.

При деструктивном общении человек вынужден психологически защищаться.

Самой разрушительной агрессией является преднамеренная, интенциальная, цель которой – умышленное стремление нанести вред собеседнику с осознанием отрицательных последствий. Такие люди, достигая поставленной цели, обычно получают от этого удовольствие.

❹ Подавленное (императивное общение) – авторитарное или директивное взаимодействие. По форме воздействия на собеседника оно также относится к группе деструктивных видов общения, так как его основной целью является подчинение одним из партнеров другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, а также принуждение действовать в определенном направлении, которое выгодно тому, кто принуждает.

При таком взаимодействии индивидуальные особенности и личные цели собеседника не имеют значения, он рассматривается не как человек, а как механизм, которым нужно управлять, средство достижения цели другого.

❷Для описания человеческих потребностей используют схему-пирамиду, предложенную американским психологом Абрахамом Маслоу. Согласно его концепции мотивации, наши потребности представляют собой иерархию, то есть существуют базовые биологические и высшие потребности, потребности самореализации личности:

физиологические потребности (пища, питье, секс);

нужды безопасности (крыша над головой, одежда, чувство безопасности);

потребности взаимоотношений (любовь, дружба, семья, принадлежность к группе людей);

необходимость уважения (самоуважение, признание, власть);

необходимость самореализации (быть самим собой, самовыражение).

❸В реальном коммуникативном процессе, в отдельно взятом коммуникативном акте могут сочетаться несколько функций, одна или две из которых будут определяющими. Исходя из того, какая из функций является ведущей, можно построить классификацию коммуникативных актов.

Функции коммуникации могут быть надстроены над моделью коммуникации и ‘прикреплены’ к ее участникам и элементам.

❹ Модель Якобсона применима как для анализа языка и коммуникативных систем в целом, так и для функционального исследования отдельных речевых и коммуникативных актов и коммуникативных событий.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Семинар 1 по курсу МККвПД Тема: Коммуникация в культуре 1. Концепция прямых и обратных связей коммуникации Н. Винера.

Первый слайд презентации: Семинар 1 по курсу МККвПД Тема: Коммуникация в культуре 1. Концепция прямых и обратных связей коммуникации Н. Винера

Выполнила : магистрант 1 курса гр. М-ХО-21 ИЕН, Голикова Л. Н.

Семинар 1 по курсу МККвПД Тема: Коммуникация в культуре 1. Концепция прямых и обратных связей коммуникации Н. Винера.

Слайд 2: Кто такой Н. Винер и что такое кибернетика?

Развитие процесса коммуникации привело к появлению различных моделей. Одной из таких моделей является кибернетическая модель. Норберт Винер (1884-1964) – американский математик, один из основоположников кибернетики и теории искусственного интеллекта. А кибернетика была определена Н. Винером в 1948 году как наука о связи и управлении как в живых организмах (биологических системах), так и в машинах (искусственных системах). Это означает, что кибернетика изучает поток информации вокруг системы и то, каким образом эта информация используется в системе в качестве средства контроля самой себя; нет разницы, делается ли это для живой либо неживой системы.

Кто такой Н. Винер и что такое кибернетика?

Слайд 3: Концепция прямых и обратных связей коммуникации Н. Винера

Концепция прямых и обратных связей коммуникации Н. Винера.

Слайд 4: Рис.1. Модель Винера

Рис.1. Модель Винера

Слайд 5

Н. Винер рассматривает также функционирование общественной информации. Группа необщественных животных имеет мало информации, поскольку члены ее не делятся ею друг с другом. Если сообщество более ориентировано, то информации в нем больше, чем у каждого отдельного члена. Таким образом, система функционирует эффективно, если ее обратная связь дает достоверную информацию. В продолжение этого подхода Стаффорд Бир определяет обратную связь как возврат части выходной информации на ее вход, которая затем изменится. По его мнению, положительная обратная связь вызывает увеличение уровня сигнала на выходе и, следовательно, на входе; отрицательная обратная связь при увеличении сигнала на выходе вызывает уменьшение сигнала на входе и, таким образом, в принципе, является стабилизирующей. Например, Советский Союз шел к своему разрушению, когда управляющая система получала фиктивные сведения в качестве обратной связи, такие как, например, всеобщее одобрение произведений Л. Брежнева или решений очередного съезда.

Семинар 1 по курсу МККвПД Тема: Коммуникация в культуре 1. Концепция прямых и

Слайд 6

Слайд 7: Практическое применение модели Винера

Кибернетическая модель коммуникации и механизмы обратной связи, изученные Винером, широко используются в общественной практике: от медицины (запись электрокардиограммы свидетельствует о работе сердца) и технических устройств (датчики автомашин, самолетов показывают, как они работают) до исследования управляемости открытых и закрытых социальных систем, и организаций, которые могут взаимодействовать или не взаимодействовать с внешней средой. Модель Винера постоянно используется в PR-коммуникациях, предполагающих обмен информацией с внутренней и внешней общественностью.

Читайте также: