Физическая культура в вузе кратко

Обновлено: 02.07.2024

Что бы достичь цели физического воспитания, сформировать физическую культуру личности важно решить следующие воспитательные, оздоровительные, образовательные, развивающие задачи:

-понимать роль физической культуры в развитии личности и подготовки ее профессиональной деятельности

-знать научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни

-формировать мотивационно -ценностные отношения к физической культуре

-овладеть системой практических умений и навыков, обеспечивающие сохранение и укрепления здоровья

- обеспечить общую и профессионально-прикладную физическую подготовленность

- приобрести опыт творческого использования физическо -спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей

Обязательный минимум дисциплины физическая культура включает дидактические единицы:

1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

2. Социально-биологические основы физической культуры

3. Основы здорового образа и стиля жизни

4. Оздоровительные системы и спорт

5. Профессионально прикладная физическая подготовка

Практический раздел учебного материала состоит из 2х подразделов : Методико-практический и учебно-тренировочный.

Методико - практический- обеспечивает овладение методами и способами физкультурно - спортивной деятельности для достижения личностью учебных, профессиональных и жизненных целях

Освоение учебно – тренировочный - помогает преобрести опыт творческой и практической деятельности, развить самодеятельность в физической культуре и спорте

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех недугов. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться.
Общим результатом физического воспитания, если рассматривать его относительно трудовой и других видов практической деятельности людей, является физическая подготовленность, воплощенная в повышенной работоспособности двигательных и выполнял не он умственных навыков. Навыки физического воспитания предоставляют нам от малых лет и до окончания высшего учебного заведения.

Этим и определяется актуальность данной работы.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………..2 стр.
2. Определения физической культуры и спорта…………………………..3 стр.
3. Влияние физической культуры на становление личности студента. 4-5стр.
4. Формы физического воспитания студентов……………………….6 стр.
5. Преследуемые цели и задачи, развитие специалистов………..7-8 стр.
6. Заключение………………………………………………………….9 стр.
7. Список литературы…………………………………………………10стр.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат физра.docx


1. Введение………………………………………………………… ………..2 стр.
2. Определения физической культуры и спорта…………………………..3 стр.
3. Влияние физической культуры на становление личности студента. 4-5стр.
4. Формы физического воспитания студентов……………………….6 стр.
5. Преследуемые цели и задачи, развитие специалистов………..7-8 стр.
6. Заключение…………………………………………………… …….9 стр.
7. Список литературы………………………………………………… 10стр.

Одним из мощных средств в установлении характера, формирования личности, профилактики и укрепления здоровья растущего организма, являются занятия массовыми видами спорта, физической культурой в различных ее формах и сочетаниях, которые не требуют больших материальных затрат, но при правильной методике проведения занятий дают человеку здоровье, а, следовательно, уверенность и оптимизм в достижении поставленных им в жизни целей.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех недугов. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться.
Общим результатом физического воспитания, если рассматривать его относительно трудовой и других видов практической деятельности людей, является физическая подготовленность, воплощенная в повышенной работоспособности двигательных и выполнял не он умственных навыков. Навыки физического воспитания предоставляют нам от малых лет и до окончания высшего учебного заведения.

Этим и определяется актуальность данной работы.


2. Определения физической культуры и спорта.

Есть множество определений физической культуры , но в моём понимании: Физическая культура - совокупность всех присущих обществу целей, задач, средств, форм мероприятий, способствующих физическому развитию и совершенствованию людей, в неё входят физическое воспитание, спорт и т.п.

Физическое воспитание - это педагогический процесс, который направлен на совершенствование форм и функций организма человека, формирование двигательных навыков, умений связанных с ними знаний, а также на воспитание физических качеств. Физическое воспитание связано с другими сторонами воспитания — нравственной, эстетической, производственной, трудовой.


3. Влияние физической культуры на становление личности студента.

В процессе занятий спортом закаляется воля студента, его характер, совершенствуется умение управлять собой и своими эмоциями, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения. Спортсмен занимается самопознанием и самосовершенствованием. Он должен узнать о самом себе как можно больше, точнее и полнее. Без самопознания ему не обойтись. Это работа трудная, кропотливая. Соревнуясь с соперниками, он обязательно обогащается опытом человеческого общения, учится понимать других. Одной силой, быстротой, выносливостью, умением подавать мяч и бить его с отскока, с лёта победы не достигнешь. Надо думать, решать, уметь разгадать стратегию соперника, его тактику, необходимо маскировать задумки и эмоции, навязывать свою игру. Так и в футболе, хоккее, волейболе, баскетболе и других видах спорта. При этом игровая деятельность выступает как естественная форма приобретения опыта взаимоотношения людей, реализации творческих возможностей. Умелое сочетание индивидуальных и коллективных действий в процессе игры формирует активную, творческую личность, стремящуюся к постоянному поиску решений. Совершенствуясь в спорте, человек самосовершенствуется всесторонне. В современном образовании, наряду с традиционными ценностями, знаниями, умениями и навыками важнейшее значение приобретает развитие способностей индивида к творческому мышлению. Творческая активность студента заключается в том, что обучающийся не просто воспринимает поставленную задачу, но и сам отыскивает способы ее решения. Творческий уровень характерен для студентов, убежденных в ценностной значимости и необходимости использовать физическую культуру для развития и реализации возможностей личности. Обучаясь в вузе, студент должен сформировать потребность в творческом труде разной направленности. Необходимо так же формирование у студентов положительной установки на работу по саморазвитию профессионально значимых качеств своей личности и овладение умениями и навыками творческой самообразовательной самовоспитательной деятельности. Воспитание физических качеств основывается на постоянном стремлении сделать сверхвозможное для себя, удивить окружающих своими возможностями.


Творчество – это индивидуальный процесс, направленный на решение поставленной задачи, решение новым, необычным способом. Студент, занимающийся спортом, формирует самого себя, своё настроение. В современных условиях при решении задач повышения уровня профессиональной подготовки особое внимание уделяется интеллектуальному, нравственному, культурному развитию, профессиональному росту и творческой самостоятельности будущего специалиста. Важно помнить, условием формирования любых способностей или компенсирующих его качеств является трудолюбие.

Физкультура в универе

Физическая активность играет важную роль на протяжении практически всей жизни человека. Особенно важно разминать мышцы во время учебы в университете. Независимо от выбранной специальности программа обучения обязательно включает на начальных курсах физическую подготовку. Ходить на пары физ-ры или нет – решать вам. Однако плюсов посещения намного больше, чем минусов.

Физкультурой стоит заниматься

Занятия спортом оказывают положительный эффект на организм. Они развивают выносливость, силу, быстроту, ловкость, волю. Достаточно 1-2 тренировок в неделю, чтобы минимизировать шанс сахарного диабета, ишемической болезни сердца. Это особо актуально для студентов. Объем материалов в большинстве ВУЗов просто колоссальный, что оказывает изнуряющий эффект на мозг. Постоянная умственная деятельность может привести к переутомлению и бессоннице.

Отдельной проблемой является преимущественно сидячий образ жизни студентов. Они проводят до 6 часов за партой или компьютерным столом, а дома тратят еще несколько часов на выполнение лабораторных работ. Мышцы постепенно ослабевают, накапливается жир, что приводит уже к целому списку проблем со здоровьем. Занятия физкультурой позволяют этого избежать, поддерживая активность учеников.

Выбираем направление

Крупные ВУЗы позволяют студентам выбрать секцию, поэтому ходить на пары будет интересно и весело. Как правило, доступны следующие направления:

  • Футбол.
    Подойдет большинству парней. Занятия включают разминку и аналог футбольной тренировки. Часто парням просто дают разбиться на команды и поиграть в зале.
  • Аэробика.
    Отличный вариант для девушек. Несложные занятия помогут поддерживать фигуру.
  • Тяжелая атлетика. Если университет располагает собственным спортзалом, можно потягать гантели и штанги. За деятельностью студентов обязательно следит тренер.
  • Настольный теннис.
    Несложные, но полезные для дыхательной системы занятия. Отличный выбор для пары друзей, умеющих держать в руках ракетку.
  • Бассейн.
    Полезен для позвоночника, станет настоящей отдушиной во время жарких деньков. Неудобно ходить только в холода, придется постоянно снимать много одежды.
  • Специфические.
    Сюда относится скалолазание и стрельба из лука. Оба направления весьма сложные и требуют силы рук.

Как правило, физкультуру ставят самой первой парой или в середине учебного дня. Второй вариант более предпочтителен, так как позволяет чередовать умственную и физическую деятельность. Единственный недостаток – после хорошей тренировки без принятия душа сидеть на оставшихся парах будет неприятно.

Если нужно откосить

Конечно, тратить время на переодевания и физические упражнения хотят и могут далеко не все. Законный способ избавиться от пар – справка об освобождении. Фактически этот документ освобождает вас от интенсивных тренировок, поэтому многие преподаватели все равно заставляют посещать пару и просто сидеть в спортзале.

Второй вариант – договориться. Университетам всегда требуется какой-то инвентарь или на крайний случай свободные руки, чтобы помыть бассейн или что-то покрасить. За такую помощь можно освободиться на половину или весь семестр, но все зависит от руководителя секции.

Два часа физической культуры в неделю это не критично, даже если у вас плотный график. Спорт помогает сохранять бодрость духа и разбавляет нагрузку на мозг.


Ключевые слова: здоровый образ жизни, спорт, вуз, физическая культура.

Key words: healthy lifestyle, students, physical culture, sports, university.

Цель: проинформировать читателей о преподавании физической культуры в вузе.

Преподавание физической культуры в вузах очень важно и нужно. Физическая культура способствует улучшению психологического и физического состояния студента.

Физическое воспитание студента является важнейшим аспектом всестороннего развития личности. Также оно формирует такие положительные качества, как: выносливость, сила духа, трудолюбие, воля.

На занятиях по физической культуре для развития студентов есть различные специализации, такие как бокс, плавание, баскетбол, волейбол, настольный теннис. Ребята сами выбирают, чем они хотят заниматься. Этот предоставленный им выбор помогает самоопределиться в жизни.

Конечно, есть те, кому противопоказано заниматься физической культурой. Но можно в малом объеме.

В вузах существуют специальные медицинские группы, где преподаватели организуют индивидуальный подход к каждому студенту, исходя из его заболевания. Любая активность приведет и мысли, и тело в порядок.

Также занятия физической культурой в вузах особенно помогают в учебе. Физическая культура отлично влияет на успеваемость студента. Он реже устает, его не клонит в сон, он взбодрен, в нем гормон радости. Проведение активных занятий со студентами предполагает подачу сознательной установки, направленной на достижение нужного результата действий. При активности развивается воображение, внимание, память и т. д. Благодаря выполнению физических упражнений укрепляется сердечно-сосудистая, нервная и дыхательная системы.

Студенты в вузах должны воспринимать занятия физкультурой не только как учебную дисциплину, но и как наиболее важную ступень на пути к здоровому образу жизни. Студенты вправе выбирать секции и подразделения. Студентам должны быть предоставлены оздоровительные базы отдыха.

Физическая культура способствует гармоничному развитию человека. Поэтому и возрастает количество часов по физкультуре, увеличиваются нормативы. Идет повышение здоровья.

Занятие физкультурой сейчас все больше и больше набирает обороты. Люди обеспокоены развитием физических и моральных качеств.

Студентам очень важно вести здоровый образ жизни. Не пить, не курить, пропагандировать физкультуру. У студентов снижается активность, появляется сонливость, вялость. Вследствие этого происходит популяризация спорта, физической активности, чтобы повысить концентрацию, здоровье студентов.

Для реализации процесса обучения физической культуры используются современные образовательные технологии:

‒ Здоровьесберегающие технологии — привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, приёмов массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания, использование физических упражнений, имеющих лечебно-воспитательный эффект, корригирующих и коррекционных упражнений.

‒ Личностно ориентированное и дифференцированное обучение — это применение тестов и заданий с учётом уровня физической подготовленности и группы здоровья.

‒ Информационно-коммуникационные технологии — это показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры, занятия научно-исследовательской работой.



Рис. 2. Виды физической культуры

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, здоровый образ жизни, PPSU, вуз, занятие, занятие физкультурой, студент, физическая активность.

Организованное физическое воспитание студентов берет свое начало с курсов шведской гимнастики и атлетики, которые были организованы студентом юридического факультета в Санкт-Петербургском университете И.В. Лебедевым. Он обратился к ректору университета с докладной запиской “Об устройстве кабинета физического развития”, и 1 ноября 1901 г. в университете были открыты курсы шведской гимнастики и атлетики. Начались ежедневные занятия физическими упражнениями. Заведующим курсов был назначен И.В. Лебедев, который привлек к преподаванию на курсах В.П. Крестьянсона (чемпион России по гимнастике) и Ф.С. Никитенко (преподаватель фехтования). В составленную И.В. Лебедевым учебную программу вошли гимнастика, атлетика, бокс, фехтование на рапирах и эспадронах, городки, теннис, футбол, метание диска, толкание ядра, а также предполагалось включить в программу лыжи. Таким образом, курсы шведской гимнастики и атлетики стали аналогом кафедры физического воспитания, а занятия на них – первыми в России организованными занятиями физическими упражнениями в вузах. До открытия “Курсов” организованные занятия в высшей школе не только отсутствовали, но и почитались даже как бы несовместимыми с понятием университетского и вообще академического образования. Многие студенты Санкт-Петербургского университета, увлекавшиеся спортом в 90-х годах XIX в., вынуждены были заниматься в различных спортивных кружках вне стен университета, часто скрывая свое имя за инициалами и псевдонимами. Так, например, появился псевдоним “Панин” у студента университета Н.А. Коломенкина – будущего первого русского олимпийского чемпиона по фигурному катанию на коньках. Поэтому первые открытые соревнования на “Курсах”, где все студенты выступали под своими именами, необходимо рассматривать как прорыв, как конец эпохи запретов, как признание за спортивными занятиями права на существование в высшей школе. Ученики и сподвижники “Курсов” позже направлялись для налаживания работы в другие вузы Санкт- Петербурга: политехнический, лесной, военно-медицинскую академию и др.

Развитие физической культуры и спорта в вузах дореволюционной России получило новый импульс после 25 августа 1905 г., когда правительство пошло на уступки и ввело в университетах так называемые “фирменные правила”, устанавливающие автономию университетов. Данное решение способствовало введению в 1907 г. в Уставы институтов и университетов России “Правила о студентах”, которые регламентировали создание студенческих организаций, в том числе – спортивной направленности.

В высших учебных заведениях (вуз) с 1994 г. физическая культура объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Государственный образовательный стандарт по физическому воспитанию – совокупность обязательных требований к образованности и физической подготовке студента.

Организация физической культуры в вузе строится на основе программы по физическому воспитанию.

Целью физического воспитания студентов вузов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспита-тельных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

– понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

– знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

– формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

– овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизиоло-гических способностей;

– обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, опреде-ляющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;

– приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Физическая культура в вузе выполняет следующие социальные функции:

– преобразовательно-созидательную, что обеспечивает достижение необходимого уровня физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепления ее здоровья, подготовку ее к профессиональной деятельности;

– интегративно-организационную, характеризующую возможности объединения молодежи в коллективы, команды, клубы, организации, союзы для совместной физкультурно-спортивной деятельности;

– проективно-творческую, определяющую возможности физкультурно-спортивной деятель-ности, в процессе которой создаются модели профессионально-личностного развития человека, стимулируются его творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоут-верждения, саморазвития, обеспечивается развитие индивидуальных способностей;

– проективно-прогностическую, позволяющую расширить эрудицию студентов в сфере физической культуры, активно использовать знания в физкультурно-спортивной деятельности и соотносить эту деятельность с профессиональными намерениями;

– ценностно-ориентационную, в процессе реализации которой формируются профессионально- и личностно-ценностные ориентации, их использование обеспечивает профессиональное саморазвитие и личностное самосовершенствование;

– коммуникативно-регуляторную, отражающую процесс культурного поведения, общения, взаимодействия участников физкультурно-спортивной деятельности, организации содержательного досуга, оказывающую влияние на коллективные настроения, переживания, удовлетворение социально-этических и эмоционально-эстетических потребностей, отвлечение от курения, алкоголя, токсикомании;

– социализации, в процессе которой происходит включение индивида в систему общест-венных отношений для освоения социокультурного опыта, формирования социально ценных качеств.

Одной из важнейших социальных функций физического воспитания в процессе обучения студентов является функция, связанная с обеспечением их учебно-трудовой активности и высокой профессиональной работоспособности после окончания вуза. Именно на это и направлена учебная программа по физической культуре. Результатом обучения должно быть создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому самосовершенствованию, достижению максимального уровня физической подготовленности. Отличительными особенностями учебной программы являются ее широкая общеобразовательная направленность, наличие методико-практических занятий и итоговой аттестации. Профессиональная направленность образовательно-воспитательного процесса по физической культуре включается во все разделы программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую функции.




В процессе обучения студенты должны овладеть следующими знаниями и умениями в области физической культуры:

1) понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

2) знать основы физической культуры и здорового образа жизни;

3) владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизиологических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;

4) приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Требования Государственного образовательного стандарта предусматривают овладение теоретическими и практическими разделами. В соответствии с этим студент должен освоить систему научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования ФК, умение их адаптивно, творчески использовать в личном и профессиональном развитии, самосовершенствовании, организации здорового стиля жизни.

Таким образом,физическая культура в вузе – это спортивная деятельность, направленная на развитие целостной личности, гармонизацию ее духовных и физических сил, активизацию готовности полноценно реализовывать свои силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности.

Содержание учебных занятий по физической культуре

Содержание учебных занятий по физической культуре состоит из теоретического, практи-ческого и контрольного материалов, объединяющих следующие разделы учебной программы:

– физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;

– основы здорового образа жизни;

– оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);

– профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Теоретические учебные занятия предусматривают овладение студентами объемом научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умением их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, общественной и культурной деятельности.

В дальнейшем теоретические сведения детализируются и закрепляются на практических учебных занятиях, что дает студенту возможность выбора путей реализации своей физической активности не только во время обучения в вузе, но и позволяет вооружить его знаниями на последующий период жизни.

Методико-практические занятия предусматривают освоение и самостоятельное воспроиз-ведение студентами основных разделов теоретической и методической части учебной программы по предмету “Физическая культура”.

Содержание этих знаний направлено на овладение знаниями, методами и приемами, обеспечивающими достижение практических результатов по изучаемой тематике.

На учебно-тренировочных занятиях используются системы специальных физических упражнений, а также упражнения из различных видов спорта, упражнения профессионально-прикладной подготовки, оздоровительные упражнения, упражнения на тренажерах. Их направленность связана с обеспечением необходимой двигательной активности; достижением и поддержанием оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения студента; приобретением опыта совершенствования и коррекции индивидуального физического развития функциональных и двигательных возможностей; с освоением жизненно необходимых навыков; формированием устойчивого отношения к физкультурно-спортивной деятельности.

Контрольный раздел занятий обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о степени и качестве освоения теоретических и методических знаний и умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности студентов.

Читайте также: