Конвенция оон против транснациональной организованной преступности кратко

Обновлено: 04.07.2024

На политической конференции высокого уровня, проведенной 12 - 15 декабря 2000 г. в г. Палермо, Италия, Конвенцию подписали президенты, вице-президенты и премьер-министры 15 государств, а к настоящему времени она подписана 130 государствами.

Говоря о данной Конвенции, необходимо отметить ее многоплановость и универсальность в регулировании борьбы с таким опаснейшим явлением, как транснациональная организованная преступность. По сути, она впитала в себя предшествующий опыт государств в создании международно-правовых документов в деле объединения усилий по предотвращению и борьбе с организованной преступностью.

В ней нашли отражение такие широко известные международно-правовые акты, как: Миланский план действий, принятый в 1985 г. на VII Конгрессе ООН по предотвращению преступности и обращению с правонарушителями, Типовой договор о выдаче (резолюция 45/116 Генеральной Ассамблеи ООН), Типовой договор о взаимной правовой помощи в области уголовного правосудия (резолюция 45/117 Генеральной Ассамблеи ООН)1, Неа-польская политическая декларация и Глобальный план действий против транснациональной организованной преступности, принятые на Всемирной конференции по организованной транснациональной преступности в 1994 г.2 и др.

Ценность указанной Конвенции заключается в том, что она четко устанавливает и конкретизирует для каждого государства-участника принятие таких законодательных и иных мер, которые могут потребоваться для признания в качестве уголовно наказуемых ряда деяний, установленных в Конвенции, когда они прямо или косвенно совершаются в составе организованной преступной группы.

Конвенция дает трактовку преступления как транснационального, если оно:

совершено более чем в одном государстве;

совершено в одном государстве, но существенная часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве;

совершено в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность в более чем одном государстве;

совершено в одном государстве, но его существенные последствия имеют место в другом государстве (ст. 3).

В качестве механизма борьбы с транснациональной преступностью Конвенция предлагает государствам принятие: законодательных и иных мер, направленных на предупреждение фактов отмывания доходов от преступлений (ст. 6, 7); мер против коррупции и ответственности юридических лиц за участие последних в серьезных преступлениях, к которым причастна организованная преступность (ст. 8, 9); мер, которые могут потребоваться для обеспечения возможности конфискации и ареста доходов от преступлений и распоряжения конфискованными доходами от преступлений или имуществом (ст. 12-14).

Особенно широко в Конвенции регламентирован порядок выдачи преступников, если к совершению преступления последним причастна организованная преступная группа и лицо, в отношении которого запрашивается выдача, находится на территории запрашиваемого государства-участника, при условии что деяние, в связи с которым запрашивается выдача, является уголовно наказуемым согласно внутреннему законодательству как запрашивающего государства-участника, так и запрашиваемого.

Выдача преступников согласно ст. 16 данной Конвенции производится в соответствии с условиями, предусматриваемыми внутренним законодательством запрашиваемого государства-участника или применимыми к договорам о выдаче, включая в том числе и условия, связанные с требованиями о минимальном наказании применительно к выдаче, и основания, на которых запрашиваемое государство-участник может отказать в выдаче. Так, государство-участник может отказать в выдаче лица, подозреваемого в совершении преступления, лишь на том основании, что оно является его гражданином, обязано по просьбе запрашивающей стороны передать дело без неоправданных задержек своим компетентным органам, как в случае любого другого преступления опасного характера согласно своему внутреннему законодательству.

Кроме того, п. 14 ст. 16 Конвенции предусматривает обязательные случаи отказа в выдаче преступника -если есть основания полагать, что:

а) просьба о выдаче имеет целью преследование или наказание лица по причине его пола, расы, вероисповедания, гражданства, этнического происхождения или политических убеждений;

б) удовлетворение просьбы о выдаче нанесет ущерб положению лица по любой из этих причин.

К достоинствам Конвенции следует отнести детальную регламентацию различных форм сотрудничества государств с транснациональной преступностью, практически учитывающую весь опыт, используемый в международной практике.

Конвенция определяет различные формы сотрудничества государств с транснациональной организованной преступностью:

1) заключение двусторонних или многосторонних соглашений о передаче лиц, осужденных к лишению свободы за преступления, охватываемые настоящей конвенцией, с тем чтобы они могли отбывать срок наказания на их территории (ст. 17);

2) оказание друг другу взаимной правовой помощи в расследовании, уголовном преследовании и судебном разбирательстве в связи с преступлениями, являющимися транснациональными по своему характеру, в том числе если потерпевшие, свидетели, доходы, средства совершения преступлений или доказательства находятся в запрашиваемом государстве-участнике, а также если к совершению преступления причастна организованная преступная группа (ст. 18);

3) создание органов по проведению совместных расследований (ст. 19);

4) осуществление каждым государством-участником таких специальных мер расследования, как использование контролируемых поставок, электронного и других форм наблюдения, агентурных операций с целью ведения эффективной борьбы против организованной преступности и в соответствии с основными принципами международного права и своего внутреннего законодательства (ст. 20);

5) взаимная передача производства в целях уголовного преследования и сведений о судимости (ст. 21-22);

6) принятие надлежащих мер по обеспечению эффективной защиты свидетелям и помощи потерпевшим (ст. 24-25);

7) сбор, анализ и обмен информацией о характере организованной преступности (ст. 28);

8) подготовка кадров и техническая помощь правоохранительных органов государств-участников конвенции (ст. 29);

9) принятия мер для поощрения лиц, которые участвуют или участвовали в предоставлении информации об организованных преступных группах, а также оказывали фактическую, конкретную помощь правоохранительным органам в целях лишения организованных преступных групп их доходов или ресурсов от преступлений (ст. 26);

10) тесное сотрудничество между правоохранительными органами для эффективного применения мер борьбы с преступлениями, охватываемыми настоящей конвенцией (ст. 27).

При общей позитивной оценке Конвенции следует отметить некоторое несовершенство ее содержания. В частности, отсутствует четкое понятие транснациональной организованной преступности, не выявлены основные сферы деятельности таких организованных преступных действий, как незаконная торговля оружием, наркотиками, драгоценными и цветными металлами, произведениями искусства и антиквариата, энергоресурсами, изготовление и подделка фальшивых денег и ценных бумаг, торговля людьми и т.д.

Неурегулированность данных вопросов неизбежно порождает различные трактовки транснациональной организованной преступности, что в целом способно вызвать сомнения в необходимости специализации борьбы с ней как на международном, так и национальном уровнях. Например, незаконная торговля наркотическими средствами и оружием по сути является одной из самых основных сфер деятельности транснациональных преступных образований, поскольку более или менее крупные поставки наркотиков и оружия всегда осуществляются исключительно в четко организованном и контролируемом криминальными структурами порядке.

Представляется, что нельзя рассматривать деятельность мирового сообщества в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, оружия, фальшивомонетничеством и т.д. раздельно друг от друга и без прямой взаимозависимости с деяниями преступных организаций. Недаром в Дополнительном протоколе к указанной Конвенции торговля людьми, особенно женщинами и детьми, рассматривается как одно из самых ярких проявлений транснациональной организованной преступной деятельности.

Кроме того, при детальной регламентации в Конвенции вопросов борьбы с коррупцией остается актуальной проблема противодействия коррупции высших должностных лиц государства.

Чтобы коррупция в условиях частных кризисов перестала быть своеобразным средством в искусстве политического управления, мировому сообществу необходимо разработать особые антикоррупционные принципы и стандарты поведения.

Следует выработать и особые принципы сотрудничества представителей государственной власти в борьбе с коррупцией. При этом крайне важно сохранить тонкую грань, с одной стороны, между соблюдением демократических процедур обеспечения власти, а с другой - недопущением дисбаланса всей системы власти в конкретно взятых государствах. По мнению автора, давать оценку коррупционности тех или иных высших должностных лиц можно только исходя из принципов невмешательства во внутренние дела и суверенного равенства государств.

Вместе с тем анализ современного механизма сотрудничества государств в борьбе с преступностью позволяет высказать ряд предложений по его совершенствованию.

В соответствии с положениями вышеуказанной Конвенции и внутренним законодательством государства-участники должны стремиться:

а) к разработке и оценке эффективности национальных проектов, выявлению и внедрению оптимальных видов практики и политики, направленных на предупреждение транснациональной организованной преступности;

б) к сокращению существующих или будущих возможностей для организованных преступных групп действовать на законных рынках при использовании доходов от преступлений;

в) к акцентированию внимания на факте существования, причинах и опасном характере транснациональной организованной преступности и создаваемых ею угроз;

д) к сотрудничеству друг с другом и с соответствующими универсальными и региональными организациями, участию в международных проектах, направленных на борьбу с организованной преступностью.

В реализации этих положений роль Организации Объединенных Наций как лидера и координатора всей уголовной политики и стратегии в борьбе с транснациональной организованной преступностью будет занимать все большее место.

С целью повышения эффективности деятельности ООН в борьбе с транснациональной организованной преступностью предлагаемые меры помимо своей универсальности и общемировой значимости должны носить характер практической применимости, особенно в плане их имплементации в национальные законодательства.

Цель настоящей Конвенции заключается в содействии сотрудничеству в деле более эффективного предупреждения транснациональной организованной преступности и борьбы с ней.

Конвенция
Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности
от 15 ноября 2000 г.

ГАРАНТ:

См. статус настоящей Конвенции

См. комментарий к настоящей Конвенции

В удостоверение чего нижеподписавшиеся полномочные представители, должным образом уполномоченные на то своими правительствами, подписали настоящую Конвенцию.

Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г.

Конвенция вступила в силу 29 сентября 2003 г.

Российская Федерация ратифицировала настоящую Конвенцию Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. N 26-ФЗ с заявлениями

Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 25 июня 2004 г.

Текст Конвенции опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 октября 2004 г. N 40 ст. 3882, в Бюллетене международных договоров, февраль 2005 г., N 2

См. статус настоящей Конвенции

Настоящая Конвенция дополнена протоколами:

Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему (утвержден резолюцией 55/255 Генеральной Ассамблеи ООН от 31 мая 2001 г.)

Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху (принят резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 15 ноября 2000 г.)

Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее (принят резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 15 ноября 2000 г.)

Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности принята 15 ноября 2000 года резолюцией Генеральной Ассамблеи No55/25. Цель Конвенции, сформулированная в статье 1, заключается в содействии сотрудничеству в области предупреждения транснациональной организованной преступности. Конвенции дает определения понятием `организованная `преступная группа`, `доходы от преступления` и раскрывает иные термины, необходимые для определения деятельности как преступной. Конвенция обязывает государства-участников установить уголовную ответственность (`криминализовать`) ряд деяний, признаваемых преступными данной Конвенцией. Также регулируются вопросы международного сотрудничества в рамках реализации положений Конвенции, в частности, описываются возможные правовые процедуры (выдача, передача осужденных лиц, совместное расследование и пр.) В один день с принятием Конвенции были приняты два дополняющие Конвенцию Протокола: 1) о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее и 2) против незаконного ввоза мигрантов по суше морю и воздуху. 15 мая 2001 был принят дополняющий Конвенцию Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему. Россия ратифицировала Конвенцию и первые два Протокола к ней Федеральным законом от 26 апреля 2004 года.

В. Михайлов, сотрудник ФСБ России, кандидат юридических наук, доцент.

На 53-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (9 декабря 1998 г.) принято решение о подготовке Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, включающей положения о введении уголовной ответственности за организацию и участие в преступных сообществах, отмывание денег, коррупцию и противодействие правосудию. Тогда же было постановлено разработать три дополняющие Конвенцию протокола: о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее; незаконном ввозе мигрантов по суше, морю и воздуху; незаконном изготовлении и обороте огнестрельного оружия, его составных частей, компонентов и боеприпасов. С целью выполнения указанного решения Генеральная Ассамблея учредила Специальный комитет, в работе которого активно участвовала делегация Российской Федерации (в ее состав входил и автор этих строк). В течение января 1999 г. - июля 2000 г. проведено 10 сессий комитета, на последней из которых была завершена работа над согласованием Конвенции. Подписание этого документа и дополняющих его протоколов (в том числе и Россией) состоялось на специально проведенной для этой цели Политической конференции (г. Палермо, Италия, 12 - 15 декабря 2000 г.).

Будучи уникальным международно - правовым документом, Конвенция является всеобъемлющей по ряду оснований. Во-первых, по количеству участвующих в ее подготовке государств: работу над ней вели делегации более 120 стран, которые намериваются стать ее участниками, и 40 международных делегаций.

Во-вторых, - широкий спектр охватываемых проблем. Прежде всего это относится к требованию криминализировать: создание организованной преступной группы и участие в ней; отмывание денежных средств (доходов); акты коррупции, т.е. получение и передачу взятки; воспрепятствование осуществлению правосудия. Всеобъемлющий характер Конвенции проявляется и в обширном наборе мер, направленных на предупреждение транснациональной организованной преступности, в частности отмывания доходов, коррупции, а также на защиту свидетелей и потерпевших. Причем противодействию отмыванию доходов от преступлений в Конвенции уделено самое серьезное внимание. В этой связи предусмотрено, что государства не только должны стремиться криминализировать отмывание доходов, но и обязаны устанавливать всеобъемлющий режим надзора в отношении банков и иных финансовых учреждений в целях недопущения и выявления всех форм отмывания денежных средств. Такой режим должен включать и требования об идентификации личности клиента, ведении отчетности и предоставлении информации о подозрительных сделках. При установлении таких мер Конвенция призывает руководствоваться инициативами многосторонних организаций, в частности Специальной финансовой комиссии по проблемам отмывания денег. Кроме того, с целью борьбы с отмыванием закреплены также конфискация и арест доходов от преступной деятельности, механизм международного сотрудничества и распоряжения конфискованным имуществом, а также рекомендовано сокращать возможности для организованных преступных групп использовать доходы от преступлений на законных рынках. Такие меры могут включить, в частности, предупреждение злоупотреблений лицензиями на осуществление коммерческой деятельности; лишение по решению суда на определенный период времени лиц, осужденных за преступления, охватываемые Конвенцией, права занимать должности руководителей юридических лиц и создание реестра таких лиц.

Оказание правовой помощи и выдача, а также сотрудничество правоохранительных органов в непроцессуальных (с позиций российской правовой системы) формах, являясь одними из важнейших практических проблем борьбы с транснациональной преступностью, также нашли самое широкое освещение в Конвенции. Наряду с этим здесь содержатся и положения, направленные на расширение специальных методов раскрытия преступлений (агентурные операции, контролируемые поставки, электронное прослушивание, сотрудничество граждан с правоохранительными органами).

В-третьих, Конвенцией охватываются имеющие транснациональное значение и совершенные при участии организованной преступной группы серьезные преступления, т.е. деяния, наказуемые по уголовному законодательству государств лишением свободы на срок не менее четырех лет или более строгой мерой наказания, и так называемые конвенционные преступления, т.е. создание организованной преступной группы и участие в ней, отмывание денег, коррупция и воспрепятствование осуществлению правосудия.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Конвенции преступление носит транснациональный характер, если оно совершено: в более чем одном государстве; в одном государстве, но существенная часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве; в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность в более чем одном государстве; в одном государстве, но его существенные последствия имеют место в другом государстве.

Как представляется, такой подход позволит применять Конвенцию для правовой помощи либо сотрудничества оперативных подразделений различных государств в целях выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования всех представляющих достаточно высокую степень общественной опасности преступлений, затрагивающих юрисдикцию и интересы двух и более государств.

При конструировании ст. 5 Конвенции, закрепляющей обязательства государств криминализировать участие в организованной преступной группе, разработчики учитывали как известную американскому праву концепцию сговора, в соответствии с которой сами факты создания преступной организации и участия в ней рассматриваются как оконченные преступления, так и используемую в континентальном праве теорию соучастия, где сговор на совершение преступления или поиск сообщников оценивается как приготовление к соответствующему преступлению. Следует заметить, что в УК РФ криминализированы оба вида поведения: уголовная ответственность установлена, во-первых, за организацию преступного сообщества (преступной организации) и за участие в нем (ст. 210 УК) и, во-вторых, за организацию совершения преступления, руководство его исполнением, подстрекательство и пособничество (соучастие в совершение преступления), а равно за дачу советов, указаний, предоставление информации, средств или орудий совершения преступления либо устранение препятствий (ст. ст. 33, 34 и 35 УК).

Под организованной группой в Конвенции понимается структурно оформленная группа в составе трех или более лиц, существующая в течение определенного времени и действующая согласованно с целью совершения одного или нескольких серьезных или конвенционных преступлений, чтобы получить, прямо или косвенно, финансовую или иную материальную выгоду.

Численный состав организованной группы был подвергнут обстоятельному рассмотрению в ходе работы Спецкомитета. В итоге остановились на том, что в контексте Конвенции организованную группу могут образовать три и более человека. Делегация Российской Федерации в духе конструктивного компромисса согласилась с таким подходом, ибо с учетом других положений Конвенции и законодательства России реально это не будет препятствовать взаимной правовой помощи и полицейскому сотрудничеству. Тем более что в ст. 34 Конвенции закреплен принцип, в соответствии с которым государство может принимать более строгие или суровые меры, чем меры, предусмотренные в ней.

В Конвенции содержится рекомендация государствам включить в национальное законодательство правило о возложении обязанности доказывания законности происхождения имущества, принадлежащего лицу, привлекаемому к уголовной ответственности в связи с причастностью к организованной преступной деятельности, на это лицо. Однако следует учитывать, что, по законодательству европейских государств, конфискация возможна лишь в отношении орудий и средств совершения преступлений, а также предметов, добытых преступным путем. Уголовное законодательство России фактически пошло гораздо дальше предлагаемой нормы. Исходя из ст. 52 УК принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части законно полученного имущества, являющегося собственностью осужденного (конфискация), назначается судом за любые тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, в том числе в составе преступных групп.

Важное место в Конвенции занимают вопросы оказания правовой помощи в расследовании, уголовном преследовании и судебном разбирательстве в связи с транснациональными преступлениями, к совершению которых причастна организованная преступная группа. Взаимная правовая помощь, порядок осуществления которой детально расписан в ст. 28 Конвенции, может предоставляться в максимально возможном объеме. В частности, она может включать получение свидетельских показаний или заявлений; вручение судебных документов; проведение обыска, выемки или ареста; осмотр объектов и участков местности; предоставление информации, вещественных доказательств и заключений экспертов; выявление или отслеживание доходов от преступлений, имущества, средств совершения преступлений или других предметов для целей доказывания; содействие добровольной явке и т.п.

В заключение, исходя из анализа текста Конвенции и дополнительных протоколов к ней, а также опыта участия в подготовке этих международно - правовых документов, можно сделать вывод о том, что присоединение России к ним не потребует изменения национального уголовного законодательства. Но отдельные положения протоколов должны быть использованы в ходе совершенствования нормативной базы в борьбе с организованной преступностью, в том числе в сфере незаконной миграции, торговли людьми, органами и тканями человека для трансплантации. В то же время участие в этой Конвенции позволит осуществлять на ее основе сотрудничество с достаточно широким кругом государств по весьма обширному перечню преступлений как в сфере оперативно - розыскной деятельности, так и в области правовой помощи по уголовным делам. Кроме того, Конвенция является хорошей основой для подготовки региональных и двусторонних соглашений по различным аспектам борьбы с преступностью, в которых ее положения могут конкретизироваться и развиваться.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: