Мода в романе евгений онегин кратко

Обновлено: 05.07.2024

Я мог бы пред ученым светом

Здесь описать его наряд;

Конечно, это было б смело,

Описывать мое же дело,

Но панталоны, фрак, жилет –

Всех этих слов на русском нет

Литература и искусство тоже влияли на моду и стиль. Среди дворян получили известность произведения Вальтера Скотта, и вся причастная к литературным новинкам публика стала примерять наряды в клетку и береты. Берет украшался перьями, цветами, являлся частью парадного туалета, а потому его не снимали на балах, в театре, на званых обедах.

Скажи мне, князь, не знаешь ты,

Кто там в малиновом берете

С послом испанским говорит?

Я мог бы пред ученым светом

Здесь описать его наряд;

Конечно, это было б смело,

Описывать мое же дело,

Но панталоны, фрак, жилет –

Всех этих слов на русском нет

Литература и искусство тоже влияли на моду и стиль. Среди дворян получили известность произведения Вальтера Скотта, и вся причастная к литературным новинкам публика стала примерять наряды в клетку и береты. Берет украшался перьями, цветами, являлся частью парадного туалета, а потому его не снимали на балах, в театре, на званых обедах.

Скажи мне, князь, не знаешь ты,

Кто там в малиновом берете

С послом испанским говорит?

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность, цель, задачи, гипотеза.

Обращаясь к творчеству А. С. Пушкина мы не видим многого из того, что было важно для писателя и понятно современниками без малейшего усилия.

Иными словами, для первых читателей литературное произведение представлялось как живописное полотно без малейших утрат и повреждений. Теперь же мы, восхищаясь психологической мощью, цельностью характеров, не замечаем многих деталей, при помощи которых писатели достигали художественной выразительности. Костюм литературных героев – малоизучаемая тема. Этим и объясняется актуальность моей работы.

Для достижения данной цели решались задачи:

Через текст романа А.С. Пушкина познакомится с тенденциями моды начала XIX века.

Проанализировать текст произведения, выписать цитаты, в которых упоминается одежда персонажей и занести их в таблицу.

Раскрыть взаимосвязь одеждыи внутреннего мира персонажа.

Гипотеза: костюм, одежда персонажа может являться как средством характеристики этого персонажа, так важной художественной деталью и стилистическим приемом; средством выражения авторского отношения к своим героям и действительности в целом; средством связи литературного произведения с внетекстовым миром, со всеми проблемами культурной и литературной жизни того времени.

2.Мотив моды в романе Пушкина "Евгений Онегин"

Пушкинский роман в стихах и мода. Мода преходяща, а пушкинский роман вечен. Но мода существовала всегда, а значит, и во времена Пушкина. Пушкинский роман отразил и моду своего времени. Мы лишь приблизительно понимаем значение слов боа, боливар, сюртук или шлафор. А между тем, как пишет один из знатоков истории русского быта, «костюм во все времена – одно из важнейших средств характеристики литературных персонажей. Он определяет не только их эпоху и социальное положение, но и характер, вкусы, привычки. Но, к сожалению, многие виды одежды, обуви и головных уборов отошли в прошлое, и их названия уже ничего не говорят нашему воображению. Если в книге нет иллюстраций, то об этих важных деталях, имеющих отношение к внешности героя, приходится только догадываться. И по сравнению с читателями тех времен мы многое теряем. Именно этим объясняется выбор темы нашего исследования, посвященного моде пушкинских времен.

Об истинном значении этого существительного в пушкинское время можно судить по второму тому Словаря языка Пушкина, изданного в 1956 году:

3.Женский, мужской костюм в 19 веке

Начало XIX века характеризуется появлением в искусстве, а затем и в быту (одежде) стиля ампир.. В начале XIX века дамы отбросили фижмы, пудреные парики и шлейфы. В нарядах отражалось равнение на античные добродетели и римские доблести.

Мужской костюм пушкинского времени приобрел по сравнению с XVIII столетием большую строгость и мужественность. Мужскую моду на протяжении XIX века диктовала преимущественно Англия.

Следующее упоминание о костюме Онегина:

Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар,

Онегин едет на бульвар.

Следующее упоминание о костюме Онегина – сборы героя на бал. Пушкин вновь подчеркивает щегольство Евгения с легким осуждением пустой траты времени на туалет и зависимости героя от мнения высшего света.

5.Особенности женского платья

На светском рауте, где Татьяну после долгих странствий встретил Онегин, и где она поразила его превращением из деревенской барышни в даму высшего свете с безупречным обликом и манерами.

Интересно использование Пушкиным деталей костюма как ступеней превращения матери Татьяны из модной барышни в обыкновенную сельскую барыньку:

Мы можем только предполагать, что мать Татьяны в сельской глуши либо уже опустилась настолько, что пренебрегала приличиями, либо считала себя достаточно пожилой женщиной, чтобы не носить корсет.

Еще одно замечание: носить шлафор (халат) и чепец (особенно во второй половине дня) считалось позволительным только для очень пожилых женщин. По современным меркам мать Татьяны нельзя отнести к женщине пожилого возраста, ведь ей всего около сорока лет . Но Онегин о ней говорит:

А кстати, Ларина проста,

Но очень милая старушка.

Не шлафор ли на вате и чепец сделали ее старушкой?

6.Роль описания одежды в характеристике героев.

Костюм способен выразить психологическую характеристику литературного героя, т.е. предать свойства его характера (доброты, скупости, чванства, скромности, удальства, щегольства, кокетства и т. д.) или душевное состояние и настроение. Характер человека всегда отражается на его внешнем виде. Как носят костюм, какими деталями он дополнен, в каких сочетаниях составлен — все это черточки, выявляющие характер владельца. Не может элегантная леди в нормальном душевном состоянии проявлять небрежность в костюме. Не может ответственный офицер позволить себе не застегнуть все пуговицы на мундире. С другой стороны, именно такие отклонения от нормы будут выдавать особое эмоциональное состояние героя.

Будучи последовательницей модных трендов своего времени, княжна Алина, чтобы подчеркнуть свое изящество и желание быть в курсе последних событий, затягивала свой корсет как можно уже, показывая тем самым некую степень кокетства.

«…И обновила наконец

Смена модной на тот момент времени одежды на более комфортную, без лишних изысков, показывает читателю перемены в душевном состоянии княжны Алины, которая перестала быть светской кокеткой, остепенилась.

Плащи служили барьером, переступить который противники не имели права. Также автор вводит это описание с целью более точно показать напряжение за несколько минут до начала дуэли.

«С семьей Панфила Харликова

Приехал и мосье Трике,

Остряк, недавно из Тамбова,

Чтобы в очередной раз показать несерьезность и легкомысленность мосье Трике, автор специально заостряет внимание на его рыжем парике, ярким пятном выделявшемся на фоне более сдержанных причесок остальных персонажей. Ко всему прочему, к моменту действий, описанных в романе, парики, бывшие модными в конце предыдущего века, давно успели выйти из моды; люди, все еще носившие парики, были либо ретроградами, либо просто несведущими в моде окружавшего их в данный момент времени.

Костюм может выражать и социальные характеристики героя. По костюму читатель безошибочно распознает богатых и бедных, военных и интеллигенцию, дворян и мещан.

Например, одежда персонажей может указывать на социальный статус своего владельца:

Кавалергарды, военнослужащие одного из полков гвардейской тяжёлой кавалерии царской армии, чтобы подчеркнуть свое высокое положение носили шпоры, как знак отличия, всюду, даже на бал.

«Он счастлив, если ей накинет

Боа было доступно только великосветским дамам, в провинции его не надевали даже на балу. Этим предметом туалета Пушкин подтверждает изменения, происшедшие в Татьяне.

Таким образом, предметно-бытовая деталь в описании одежды Татьяны играет композиционную роль: новые детали костюма героини знаменуют новый этап в ее жизни и, соответственно, в организации романа.

«Кто там в малиновом берете

Берет – один из самых распространенных головных уборов в 20-е годы, но цвет его. Малиновый цвет (он же пурпурный) всегда считался королевским. Надевая на Татьяну малиновый берет, Пушкин показывает ее царственное, благородное поведение в светском обществе, он возвышает ее над окружающими.

«И горожанка молодая,

В деревне лето провождая,

Когда стремглав верхом она

Несется по полям одна,

Коня пред ним остановляет,

Ремянный повод натянув,

И, флер от шляпы отвернув,

Глазами беглыми читает

Простую надпись — и слеза

Шляпы с флером (шарф из прозрачной ткани), обычно носились состоятельными, обычно незамужними, молодыми девушками, чаще всего во время верховой прогулки.

«Здесь кажут франты записные

Жилет, пришедший в Россию из-за границы относительно незадолго до действий, описанных в романе, носился аристократией, причем людьми, желавшими подчеркнуть свой статус в обществе.

В XVIII веке модно было иметь слугой мальчика-калмыка. Ко времени приезда Лариных мода эта давно устарела, состарился и слуга. Он одновременно выполнял и функцию швейцара - открывал дверь гостям. В ожидании гостей слуга занимался домашним рукоделием, например вязал чулок.

«Ямщик сидит на облучке

Ямщики, проводившие почти весь день на улице, в сидячем положении , были вынуждены одеваться тепло. Ямщик, показанный в данном фрагменте текста явно не был бедным, потому что позволял себе не просто одеваться по погоде, а надевать на себя имеющий не только практическое но и декоративное применение пояс (кушак).

Костюм в целом или отдельные предметы туалета могут характеризовать социальный статус персонажа: указывать на его богатство или бедность, принадлежность к столичному или провинциальному дворянству, старшему или младшему поколению.
В пушкинском романе представлена одежда всех слоев населения.
В одежде старшего поколения московского дворянства подчеркивается неизменность:

Все в них на старый образец:
У тетушки княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец;
Все белится Лукерья Львовна.

Но молодежь Москвы старается не отставать от Петербурга в одежде и прическах:

Взбивают кудри ей по моде.

Вкусы провинциального дворянства невзыскательны, важно удобство:

А сам в халате ел и пил.

Пушкин дает представление и об одежде простых горожан и крестьян:

С платком на голове седой,
Старушку в длинной телогрейке.

Костюм персонажей может указывать читателю на увлечения персонажей произведения:

«Двойной лорнет скосясь наводит

«Мой брат двоюродный, Буянов,

Картузы в начале девятнадцатого века только начали входить в обиход и, в основном, использовались в течение путешествий. Буянов, приехавший вместе с остальными гостями в картузе тем самым был показан. Как человек, любящий путешествия и смелый в выборе головного убора.

7.Роль описанной одежды для создания фона эпохи

Предметно-бытовая деталь нужна и для создания фона эпохи. Произведение Пушкина дает возможность определить по вещным деталям, к какому времени относится тот или иной факт. Так, читая о чепце княжны Елены, можно сделать вывод, что ее молодость, вернее, примерно 25-летний возраст, приходится на самый конец XVIII века, так как именно в это время в моду вошли разнообразные чепцы.

Конечно же, нельзя обойти мимо влияния иностранных модных течений на одежду передовой молодежи, современной действию, описанному в романе.

«Но панталоны, фрак, жилет,

В этих строчках автор показывает читателю иностранное происхождение предметов одежды, которые часто можно было увидеть на представителях дворянства начала девятнадцатого века.

«Покамест в утреннем уборе,

Надев широкий боливар,

Головной убор - шляпа в виде цилиндра с широкими полями, названная по имени Боливара Симона (1783-1830) - вождя национально-освободительного движения в Латинской Америке.

«Пока недремлющий брегет

Карманные часы с боем, названные именем их создателя механика Бреге, завоевали всеобщее признание в Париже в начале девятнадцатого века.


Распространялась моды в 19 веке не модными журналами, как это было позже (модных журналов было очень мало, и выходили они с перерывами в несколько лет), а при помощи готовых образцов.

8.Заключение

В великих произведения литературы нет ничего случайного. Все в них имеет смысловую нагрузку: пейзаж, предметы быта, костюмы героев.

Будучи созданными словом, вещи изменяются, преобразуются в мире литературы, становятся символом или просто значимой деталью обстановки, в которой действует литературный персонаж, знаком исторической общественной и духовной атмосферы.

Из мира вещей, окружающих человека, костюм в наибольшей степени с ним сливается, в художественном произведении как бы прирастает к герою, создавая его облик. Неслучайно литературные герои вспоминаются читателям в характерных своих костюмах.

Когда писатели подробно описывают платье своего героя, они делают это совсем не для того, чтобы блеснуть исторической эрудицией или тонкостью наблюдения. На самом деле они доверяют костюму важную семантическую информацию.

Костюм дополняет характеристику героя или может полностью ее заменить, передает множество оттенков смыслов, указывает на социальное положение героя, на его психологический облик, приверженность этикету или сознательное нарушение его.

Так и выявляется облик литературного героя – человека разных эпох, следующего правилам поведения и пренебрегающего ими, человека традиционных представлений о жизни и разрушителя традиций.

9.Список литературы

Р. М. Кирсанова. Костюм в русской художественной культуре. – М., 1995. – С. 45.

А.С. Пушкин. Евгений Онегин. – М., 2015.

Р. М. Кирсанова. Костюм в русской художественной культуре. – М., 1995. – С. 45.

Знакомство Евгения с Ольгой и Татьяной происходит в 1820 году. В это время в моде царил стиль ампир, и дамы носили платья с высокими талиями. Однако это был уже не тот ампир, что в начале 19 века.

В этот период женские наряды утрачивают простоту форм. На них то и дело встречаются плоёные воротники в стиле 16 века, рюши и оборки.

Вместе с воротниками под 16 век появились платья тёмных тонов, расшитые шнурами в готическом стиле, как на портрете ниже.

Но, конечно, девушки такие наряды не носили. Их платья были воздушными, романтическими.

Как раз в этот период в литературе начинает царить романтизм.

Да он и раньше был. Ведь ампир – это подражание античности. А теперь мода будет подражать Средним векам и эпохе Возрождения. Ну, как подражать? Заимствовать отдельные элементы.

Франц Стирбрандт. Портрет Екатерины Павловны, герцогини Вюртембергской, сестры императора Александра Первого, 1819 год.

Франц Стирбрандт. Портрет Екатерины Павловны, герцогини Вюртембергской, сестры императора Александра Первого, 1819 год.

Такой наряд, как у дамы на портрете ниже, с нежным воротничком и голубым бантиком под ним, мне кажется, подошёл бы Татьяне.

А вот наряд для прогулок в прохладную погоду. Поверх платья с двухслойной юбкой надет кремовый жакет "спенсер". Он отделан в готическом стиле.

Ещё один наряд для прохладной летней погоды – ротонда-пелисс (или пелисса). Как правило, её надевали поверх платья.

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Читайте также: