Мода в испании кратко

Обновлено: 04.07.2024

Форум Испания: русский, казахский, украинский форум Испании - общение, взаимопомощь, отдых, работа, недвижимость, эмиграция, ПМЖ Испании.

Краткая история Испании. Испанский костюм 1550—1618. Эпоха маньеризма

Модератор: Сostadelmar

Краткая история Испании. Испанский костюм 1550—1618. Эпоха маньеризма

Головные уборы, прически, украшения, косметика
Мужчины носили шляпы различной формы. Сначала был популярен берет. Затем появляются ток, а позже шляпа с высокой тульей и жесткими полями. Шляпы украшали перьями, шнурами. Прически мужчин делались из коротко остриженных волос, так как длинные волосы не позволяли носить высокие воротники. Короткая бородка остроконечной формы – эспаньолка – хорошо сочеталась с короткой стрижкой и усами.
Испанки носили на голове накидки (мантильи), различные вуали, шляпы, украшенные перьями и жемчугом. Мантилья являлась красивым кружевным покрывалом.
Женские прически были из высоко поднятых волос и украшались гребнями и шпильками.
Косметикой пользовались все аристократки. Женщины белили и румянили лицо, красили губы, пользовались духами. Было модно иметь при себе надушенный платок и веер.

Прослеживается некоторое стилевое единство в декоре и хрупкости образного решения костюма и архитектуры. В архитектуре Испании в это время господствовал так называемый ювелирный стиль – эклектичная смесь готики, ренессанса и мавританского искусства. Эти черты прослеживаются и в костюме испанцев: эклектичность, ювелирность, мавританские мотивы в узорах тканей.

Мода в Испании

Чувство стиля: одежда и мировые тенденции

Испания и известные фижмы

Коррида и фламенко

Костюм матадора

Фото: Костюм матадора

Канонический (облегающий и кричащий) костюм матадора считается символом Испании. Он был создан в 18 веке на основе андалусского народного костюма. Чтобы выглядеть, как матадор, потребуется пять вещей:

  • Кожаные тапочки (sapatillas);
  • Плащ (capote);
  • Шляпа (montera);
  • Мулета- плащ красного цвета, но меньшего размера (muleta);
  • Шпага (estoque).

Для настоящего матадора на один сезон требовалось до шести парадных костюмов, причем они были достаточно замысловатого пошива. Сегодня любой атрибут из такого костюма стоит приличную сумму, а антикварные модели продаются, как антикварные.

Другим костюмом, который считается исключительно испанским, является фламенко. Традиционный испанский костюм состоит из шали, длинного яркого платья с многочисленными оборками и воланами (bata de cola), а также веера. Мужчины очень часто выступают в кордовских шляпах и черных брюках.

Самые яркие испанские модельеры

Модельер Кристобаль Баленсиага

Фото: Модельер Кристобаль Баленсиага

В 20 веке во многих странах появляются модные кутюрье, которые диктуют новые направления и тенденции. Испания также стремится не отставать от мира, предоставляя свои не менее талантливых модельеров. Особенно яркими и преуспевающими стали два модельера – Мариано Фортуни и Кристобаль Баленсиага. Они открыли дорогу будущим талантам, которые и сегодня процветают. Ниже будет представлено пять лучших имен испанской индустрии моды.

Испанская уличная мода

Punta Fa и Mango - современная брендовая одежда Испании

Фото: Punta Fa и Mango — современная брендовая одежда Испании

Испания известна не только образцами высокой моды. Именно в этой стране огромное количество специалистов, которые занимаются созданием практичной повседневной одежды для людей различных возрастов и социальной группы. Наиболее востребованным является холдинг Inditex Group, в состав которого входят компании Zara, Massimo Dutti, Pull&Bear, Bershka, Stradivarius. Этой империи принадлежит более 3000 магазинов в 67 странах.

Еще двумя крупными гигантами своевременной испанской индустрии являются компании Punta Fa и Mango. Рекламой бренда Mango в последние годы занимались такие яркие личности, как Пенелопа Крус, Мила Йовович и так далее.

Более полные манекенщицы

На Неделе испанской моды в Мадриде в 2006 году организаторы начали оттеснять с подиума слишком худые модели. Многие посчитали, что это специальный ход, чтобы привлечь внимание к мероприятию. Но в реальности в последнее время правительство станы склоняет крупных производителей к тому, чтобы производить модные коллекции для женщин реальных размеров.

И владельцы крупных торговых точек согласились с таким моментом, надеясь, что такой поступок сократил женщин, которые изнуряют свой организм голоданием. В 2007 году в Испании началось длительное исследование (16 месяцев), чтобы определить размеры среднегабаритной испанки, чтобы женщинам не приходилось подстраиваться под коллекции модных модельеров.

Испания XVI века – морская колониальная Империя. В XVI веке Испания сильна и могущественна. При этом Испания остается католической страной, хотя по Европе уже вовсю распространяются идеи Реформации. Из-под власти Папы и Рима уходят Германия, Англия, Нидерланды.

В 1540 году в Испании был основан орден иезуитов и наступает период так называемой Контрреформации – борьбы католической церкви за свое влияние в Европе. Оплотом Контрреформации и католичества становится Испания.

История моды в Испании

Диего Веласкес. Портрет инфанты Маргариты. Около 1659 г.
Юбка на каркасе с фижмами (иногда диаметр каркаса мог достигать до трех метром). Это XVII в. и во многом испанская мода уже подвержена французскому влиянию

И именно религия, в первую очередь, влияет на испанскую моду. Вторым, не менее значительным фактором, повлиявшим на моду Испании данного периода, станет стремление испанских аристократов отразить в костюме свои привилегии и принадлежность к избранному сословию.

Испанская мода XVI века это также борьба с роскошью и в то же время за неё. Ведь, с одной стороны, истинные католики предпочитают скромный черный цвет и минимум украшений, все должно быть скромно, одежда также полностью должна скрывать грешное тело. С другой же стороны, Испания – это Империя, сильная и влиятельная, а значит, ее представители несомненно должны носить одежду соответствующую их далеко не скромному статусу.

История моды в Испании XVI - XVII века

Тициан. Портрет Карла V

Платья начинают украшать выстроченными и вырезанными украшениями. В итоге испанский король Филипп II в 1556 году вступается за роскошь – испанкам разрешается украшать платья серебряными и золотыми бордюрами и пуговицами, драгоценными камнями, жемчугом, а также носить ранее попавшие под запрет шелковые ткани.



Портрет английской королевы Елизаветы I
Веерообразный воротник, появившийся под влиянием Испании на европейскую моду

С конца XVI века и в начале XVII испанская мода будет оказывать влияние на моду Европы – Нидерланды, Германия, Англия (в Англии по испанской моде одевались Мария Тюдор и Елизавета I), Франция (влияние испанской моды на моду Франции можно проследить по туалетам французской королевы Екатерины Медичи).

Однако, в XVII веке влияние Испании, в том числе и в моде, постепенно сходит на нет. Новым центром развития европейской моды становится Версаль и двор французского короля Людовика XIV. Сами испанцы французскую моду перенимают неохотно. Им не нравятся парики и мужские брюки с бантиками, они по-прежнему не любят ярких цветов в одежде.



Эль Греко. Кабальеро, положивший руку на грудь. Около 1580
Черный испанский хубон с белым воротником фрезой и манжетами

Три главных правила испанской моды XVI века:

Правило первое – одежда должна быть похожа на броню. Массивные одежды скрывают все тело, при этом ткани плотные и тяжелые – бархат, парча. И что не менее важно с каркасами. У женщин это корсет и каркас для юбки. У мужчин кафтаны набитые ватой и картоном в областях груди и плеч для создания более мужественного, словно рыцарь в доспехах, силуэта.

Правило второе – цвета темные, желательно черный. Но при этом украшения позволительны и вышивки также, ведь ничто так прекрасно и дорого не смотрится как золото на черном фоне.

Правило третье – никогда не стоит забывать про воротник. Воротник обязателен. Воротник присутствовал как в мужском, так и в женском костюме. Головы, как замечали остряки, с испанскими воротниками выглядели словно их уложили на блюдо и вскоре подадут к столу. Воротники были неудобны – в них было очень трудно поворачивать шею, но зато осанке такие воротники придавали поистине царственный вид.



Корнелиус Джонсон. Портрет сэра Генри
Круглый воротник-фреза

Главное - воротник

Такой воротник имел круглую форму, делался из тонкого полотна и обшивался металлизированным серебряным и золотым кружевом. Крепился на металлическом каркасе.

В Англии воротник-фреза трансформировался в так называемый воротник Стюарт (названный в честь шотландской королевы). Воротник Стюарт не имел монолитную круглую форму, а раскрывался спереди. К началу XVII века появляется и такая разновидность испанского воротника как воротник Медичи – это был высокий кружевной веерообразный каркасный воротник.



Николас Хильярд. Портрет неизвестной женщины. 1602 г.
Английский вариант воротник с разрезом спереди – воротник Стюарт

О том, как одевались испанские аристократки, следуя придворному этикету XVI века:

Первое, что надевали испанки – это нижняя белая сорочка. Затем корсет. В XVI веке еще не знали такого материала для изготовления корсетов, как китовый ус. Испанкам, в отличие от француженок XVII века, приходилось носить достаточно грубые и тяжелые корсеты. Корсеты делались из металлической сетки или же лозы, покрытых с двух сторон тканью либо ватой.

Также с корсетом носили накладки из конского волоса, которые скрывали естественные формы груди. Считалось, что лиф платья должен быть плоским, таким, чтобы не было ни малейшего намека на существование у придворной дамы груди.

Крепились к корсету и пластины бюск – деревянные или металлические, предназначенные для уплощения живота и зрительного сужения талия. Корсеты девочки начинали носить с 10-12 лет. К слову, в те времена еще не существовало детской моды. И мальчики, и девочки носили взрослую одежду, лишь уменьшенную по размеру.



Портрет девочки в возрасте 10 лет
Детская мода в те времена ничем не отличалась от взрослой

Далее испанки надевали платья, а под юбку платья обязательным был каркас из металлических, уменьшающихся в диаметре кругов, закрепленных на кожаных ремнях.

Платья украшались вышивками, бантами и декоративными застежками. Обувь испанок была без каблука, чему в XVII веке удивлялись французские модницы. Также испанки носили обувь на высокой деревянной подошве, что-то вроде современной платформы.



Николас Хильярд. Юноша в розах. Около 1588 г.
Хубон с выпуклостями, воротник-фреза, белые чулки

О том, как одевались испанские аристократы, следуя придворному этикету XVI века:

Если женщинам религия и придворный этикет предписывали прятать все тело под платьями-футлярами и запрещали показывать носок туфли и шею. Шею скрывал тот самый воротник фреза. То мужчинам следовало демонстрировать свою принадлежность к рыцарскому сословию. И в этом им помогала одежда-доспехи.

Первое, что надевали на себя испанские аристократы XVI века, проснувшись утром, это нижние сорочки, пошитые из батиста либо полотна. Манжеты таких сорочек не прятались под одеждой и исполняли декоративную роль. Были они отделаны дорогим по тем временам кружевом.

Далее надевался хубон. Одежда длиной до талии или бедер, прилегающая по силуэту, с застежкой на пуговицы. По своему внешнему виду хубон был похож на панцирь или же рыцарские доспехи, так как изнутри его набивали пухом, сеном, конским волосом.

На ноги надевались короткие верхние штаны – кальсес. Они так же, как и хубон, состояли из двойной подкладки и набивались пухом или ватой, конским волосом, таким образом, создавая на бедрах шаровидную форму. Под штаны кальсес надевались чулки из шелка. В 1589 году была изобретена трикотажная машина и шелковые чулки стали вязаными.

Сверху на хубон могли надевать короткие плащи, а также ропу. Ропа – одежда как с длинными рукавами, так и без них, короткая, с широким воротником, пошитая из бархата, шелка или сукна и с контрастной по цвету подкладкой. Ропа в Испанию пришла из Италии. В Италии такую одежду называли симарра.

Когда мы говорим о Испании в голове сразу возникают жгучие красотки-испанки и их зажигательные танцы. Страстная синьорина в красном платье. Томный взгляд и черные длинные волосы. Ну,примерно так, как на этом фото:

Как же на самом деле выглядят испанки в повседневной жизни? И почему иностранцев, которые мечтают посмотреть на испанских красавиц, ждет небольшое разочарование?

Вам придется забыть о образе жгучей красотки, потому что большинство испанских женщин не отличить от девушек из других стран. На что обращаешь внимание сразу- смуглая кожа, крупные черты лица, тяжелый подбородок и большое количество женщин с совсем нехрупкими фигурами. Большинство испанских девушек до 30 одеты в джинсы, объемные кофты или топы. В моде многослойность и сочетание различных стилей.

С возрастом женщины начинают одеваться более стильно и продуманно. В их гардеробе появляются брючные костюмы, элегантные юбки-карандаши и умеренный каблук.

Практичность и удобство ставится выше внешнего вида и "брендовости" вещи. Здесь не считается зазорным купить вещи на распродаже или пройтись по сток-центрам.

Испанские женщины позволяют себе покупать одежду, как минимум, раз в месяц. Но при этом их гардероб не отличается большим разнообразием. В нем может быть несколько пар почти одинаковых джинс или футболок, которые различаются только принтом.

Еще одна странная особенность-любовь к сапогам и разноцветным колготкам: коричневые, черные, фиолетовые, розовые. Выбирайте на свой вкус и сочетайте с любой юбкой из Вашего гардероба. Выглядит довольно странно, но местные жители не смотрят на это с осуждением.

Стиль одежды и цветовые предпочтения очень различаются по регионам страны. Вообще, испанцы-южане считают испанцев-северян жителями другой страны.

Для испанских южанок характерны разнообразие цветов и фасонов, здесь чаще носят юбки и сарафаны, а на улице иногда можно встретить девушку на каблуках. Особой популярностью пользуется бижутерия. Она может быть выполнена из пластика, кожи каучука или "под золото". Ювелирные украшения не пользуются таким спросом, как бижутерия.

Северянки более сдержаны: коричневый, серый и черный преобладают в их гардеробе. Из аксессуаров- платки, сдержанные украшения и любовь к различным ремням и поясам. В украшениях ценятся натуральные камни и сдержанное серебро. Женщину на каблуках увидеть почти невозможно. Обувь спортивная или на небольшой платформе.

Вообще, в Испании, коричневая обувь и сумки популярнее, чем черные. Но почти по всех торговых центрах, при всем разнообразии представленных брендов и моделей, большей популярностью пользуются балетки,кеды, угги и обувь на массивной подошве.

Повседневный стиль испанки мало отличим от стиля других европейских или американских женщин. А вот таких красавиц можно встретить только на фестивалях или во время праздников.


В 1540 году в Испании был основан орден иезуитов и наступает период так называемой Контрреформации – борьбы католической церкви за свое влияние в Европе. Оплотом Контрреформации и католичества становится Испания.


Эль Греко. Погребение графа Оргаса.

Испания не только оказывала экономическое и политическое давление на всю Европу, но и влияла на моду. Испанская мода в течение ряда десятилетий господствовала во многих странах Европы, и наиболее сильное влияние она оказала на Францию, через Францию — на Англию и на ряд областей Италии. Благодаря династическим связям с Германией и Нидерландами, испанская мода распространилась и на эти страны. В каждой стране влияние Испании распространялось в основном на костюмы высших классов.

Испанский этикет и правила приличия строго запрещали открывать шею и ступни — то и другое должно было быть полностью закрыто. Но при всей строгости и сухости испанского этикета человеческая склонность радоваться изящным украшениям и игре красок была все же подавлена не до конца: знатные господа могут вдруг надеть поверх элегантного трико шаровары с подклад кой из цветного шелка; здесь и там мелькают более живые расцветки тканей и узоры; сумрачную черноту оживляет цепь с украшением на шее или на груди.

Скованная строгими догмами религии с одной стороны, и взбудораженная проникновением через Пиренеи гуманистического мировоззрения итальянского Ренессанса — с другой, испанская культура имела чрезвычайно противоречивый характер. Сложность испанского Возрождения усугублялась элементами мавританской культуры, которая повлияла и на испанский язык, и на архитектуру, и на костюм.


Социально-психологические факторы, влияющие на испанский костюм [3] :

  • идеалы воинствующего рыцарства
  • строгий этикет испанского королевского двора
  • аскетизм католической церкви, отрицание грешной плоти







Отличительными чертами испанской моды являлось склонность к четким формам и простым поверхностям, от чего элементы живописности, например, итальянской, казались испанцем слишком перегруженными [1] .

Мужской костюм был стилизован под костюм рыцаря — покорителя мира и женщин. Но теперь средневекового рыцаря сменил кавалер, средневековый панцирь из пластин заменило придворное платье из атласа, бархата и парчи, однако самый торжественный костюм украшается декоративными пластинками. Испанская куртка, подбитая ватой (т. н. вамс — warns), иными словами — дублет с погонами и подчеркнуто стройной талией, по большей части, с короткими полами, с половины XVI века по форме напоминает латы вплоть до мельчайших подробностей. Эти куртки по своему внешнему виду отвечают элементарным боевым требованиям, хотя и созданы для придворной службы. Жесткие кружевные воротники, дополняющие дублет, сначала узкие, а со второй половины столетия более широкие, также созданы как бы из металлических нашейных пластин, которые защищали шею. Короткие, набитые ватой штаны, с позднеготическим прикрытием, т. н. бракетт (braquеtte), также копировали латы.

Общая формула нового стиля заключалась в узких, тесных и жестких формах, под которыми полностью скрывались очертания тела, и в подчеркнутой монотонности красок. Такой костюм требовал торжественно-размеренных движений. В Испании конца XVI века сформировался идеал облика придворного: изнеженного, тонконогого, с тонкой талией, маленькой головкой, длинной шеей, тонкими пальцами рук, бледным цветом лица.Черный цвет становится официальным для придворного костюма, и с этого времени и до наших дней в официальной одежде у испанцев будет господствовать черный цвет.

Также как и мужской, испанский женский костюм потерял плавность линий и приобрел каркасность. По преданию, такой костюм впервые изобрела королева Кастилии, гулящая жена Энрике Бессильного Жуана Португальская, в 1468 году пожелавшая скрыть свою беременность [1] .

Силуэт имеет ясные, четкие линии и своеобразную композиционную схему: два треугольника, малый (лиф) и большой (юбка), расположенные друг напротив друга, с вершинами, пересекающимися на талии. При этом линии, образующие вершину малого треугольника, заканчивают низ лифа. (Отношения ширины юбки к росту 1:1,5, длины лифа к длине юбки 1:2. Голова укладывается в фигуре 7 раз) [3] .

Лиф платья отвечает конической форме юбки райфрок. Он треугольной формы, имеет определенную форму: ровную линию плеч и выступ в виде острия, который опускается на юбку. Талия очень сильно заужена. На лифе платья носили нагрудные крестики, украшенные драгоценными камнями, которые были как бы демонстрацией веры и богатства. Для более бедных горожан эти крестики изготавливались из кости и дерева, разного цвета — красные, чернью, позолоченные.

Колористическая гамма тканей, по сравнению с красочной (под влиянием арабов) готики, блекнет — основными цветами становятся цвета монашеских орденов: черный и коричневый, серый и белый [1] , также красный, фиолетовый, зеленый. Любят гладкие ткани и монохромное решение костюма.

У арабов испанцы научились производству роскошных шелковых тканей. Умели они изготовлять и шерстяные ткани. Простой народ шил одежду из недорогих, ярких одноцветных или полосатых материй.

С конца XVI в. в Испании появились кружева, но уже в начале XVII в. их запретили законами о роскоши, так как стоили они очень дорого.


Вероятно, никакая другая эпоха не навязала одежде столько броских, самоцельных и дорогих украшений, чтобы подчеркнуть человеческую красоту. Испанский костюм представляет собой как бы сундук, сокровищницу; он был подобен ларцу с драгоценностями. Этот костюм сшит из дорогого бархата и парчи темного цвета, вышит золотыми и серебряными нитями, унизан драгоценными камнями и жемчугом, которые после открытия Америки потоком хлынули в страну, дополнен золотыми цепочками и поясами, а также воздушными кружевами, которые в то время были очень дороги и редкостны.

Мода создавалась при дворе и подчинялась строгому этикету и регламенту придворной жизни. Огромное влияние на характер моды оказывала испанская церковь. Католическая религия с ее воинствующим аскетизмом требовала его и в одежде и предписывала скрытие форм тела под плотными одеждами. Религия оказала большое влияние и на цветовое решение испанского костюма. В одежде преобладали темные тона, часто черные, что еще более усугубляло строгий и мрачный характер испанского двора.


Portrait Of Diego De Covarrubias by El Greco

Однако существовала, очевидно, и еще одна причина, объясняющая любовь испанцев (особенно дворянства) к черному цвету. Находясь под владычеством мавров, испанцы носили черные одежды, оттеняющие белизну кожи, чтобы подчеркнуть свое отличие от темнокожих мавров. Нарядность в костюме достигалась благодаря сочетанию различных по фактуре тканей — бархата, шелка, шерсти. Отделкой обычно служила золотая вышивка и великолепные воротники.

Испанская мода XVI века это также борьба с роскошью и в то же время за неё. Ведь, с одной стороны, истинные католики предпочитают скромный черный цвет и минимум украшений, все должно быть скромно, одежда также полностью должна скрывать грешное тело. С другой же стороны, Испания – это Империя, сильная и влиятельная, а значит, ее представители несомненно должны носить одежду соответствующую их далеко не скромному статусу.

Платья начинают украшать выстроченными и вырезанными украшениями. В итоге испанский король Филипп II в 1556 году вступается за роскошь – испанкам разрешается украшать платья серебряными и золотыми бордюрами и пуговицами, драгоценными камнями, жемчугом, а также носить ранее попавшие под запрет шелковые ткани.


Juan Pantoja de la Cruz — Philip II

В Испании маньеризм был развит слабо. Исключение составил только Эль Греко. Маньеризм выражался только в деталях и общей стилизации моды. Например, лиф у платья вполне соответствовал юбке райфрок, имеющей форму конуса. Он имеет форму треугольника. У лифа ровная линия плеч и выступ, выполненный в виде острия и спускающийся на юбку.

Читайте также: