Многоярусный тип храма кратко

Обновлено: 02.07.2024

Византия вместе с религией принесла на Русь и архитектуру каменных крестово-купольных храмов. Но перед "древоделами" — мастерами деревянного зодчества — встала задача отыскать новые формы культовых строений, т.к. использовать модели капищ, контынов, оставшиеся от веры предков, не разрешали церковные иерархи, а византийские годились только для камня.

Самый древний тип христианских храмов именовался " клетским ". Название произошло от слова "клеть", т.е. прямоугольный сруб, который составлял их основное ядро. В целом храм представлял собой комбинацию из нескольких срубов, минимум трех: алтарь, помещение для молящихся и притвор.

Эстетические запросы русских людей нашли возможным применять для деревянных церквей формы хоромного строительства. В стремлении придать большую высоту, которая всегда считалась у славян одним из необходимых условий красоты, стали ставить церкви на подклеты. Для устойчивости высоких храмов квадратные планы заменили на шести- и восьмигранные.

Многогранные же покрытия для придания большей высоты стали сильно вытягивать вверх. Для защиты стен от дождя требовались сильные свесы кровли, опорными частями которых были плавные раструбы верхней части сруба, так называемые "повалы".

Из-за наличия подклетов полы храма находились высоко от уровня земли, что вызвало необходимость устраивать "крыльца" с длинными маршами лестниц. Так сложился второй основной тип наших деревянных храмов - шатровых . По словам историка архитектуры М. В. Красовского (1874–1939 гг.) в старину их называли " деревянные вверх " или " круглые ". Когда именно появились храмы этого типа, сказать определённо невозможно, но в конце ХIII века они уже существовали.

Шатровые храмы являлись воплощением народных представлений о красоте, но значительно отклонялись от византийской схемы церкви, что вызывало неодобрение высшего духовенства. Возникшая упорная борьба закончилась в ХVII веке окончательным запрещением строить шатровые церкви. Однако в глубинке Московского государства народ ещё долго продолжал возводить близкие его сердцу "деревянные вверх" и постепенно вырабатывал другие типы.

В результате эволюции в конце ХVII века появились ещё 4 типа деревянных церквей: многоярусные храмы, многоглавые и кубастые .

Многоярусные состоят из ряда постепенно уменьшающихся поставленных друг на друга срубов, четвериков или восьмериков.

Каменные шатровые храмы на Руси появились на рубеже XV–XVI веков. Но период Смутного времени (1598–1613гг.) ознаменованный стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом,привел практически к полному прекращению каменного строительства в стране. Перерыв в строительной деятельности длился почти четверть века. Поэтому, когда в 1620-х годах экономика России достигла уровня, достаточного для возобновления строительства каменных зданий, в архитектуре началось как бы повторение пройденного — репродуцировались старые типы построек.

Однако деревянные шатровые храмы продолжали строиться на севере Руси, а шатровые завершения колоколен остались едва ли не самыми популярными в русском зодчестве до появления классицизма. В конце XIX века появилась тенденция к ослаблению жесткого запрета на строительство шатровых храмов, популярность набрал псевдорусский стиль, поэтому на рубеже XIX–XX веков снова стали появляться церкви с шатровым завершением, хотя и заметно отличающиеся от своих предшественниц XVI–XVII веков.

Вопрос о происхождении шатровых церквей остается спорным. В научной литературе можно встретить различные, полемизирущие одна с другой, точки зрения.


По одному из мнений ученых, 1)шатровые храмы возводились по указам царей, строились в царских селах и в имениях знатных людей. Предположения других исследователей 2)связывают возникновение шатрового зодчества с традицией строительства храмов-памятников, приуроченных к какому-либо важному событию. Шатровая форма церквей оказалась для этих целей наиболее подходящей. Храмы должны были быть высокими, видными издалека. Они не создавались для огромного скопления народа, на что указывает небольшая площадь внутреннего пространство храма. Таким образом, новый архитектурный тип получил определённые функции. Торжественная архитектура, рассчитанная, прежде всего на внешнее восприятие, служила мемориальным целям.

3) Так же многократно высказывалась мысль о связи шатрового зодчества с западноевропейской готикой (Н. М. Карамзин, И. М. Снегирев, Л. В. Даль, Е. Е. Голубинский, А. И. Некрасов, Г. К. Вагнер). В стремлении русских храмов с XVII века к динамичному, устремленному вверх объёму, действительно есть родство с готическим стилем.


Ряд исследователей (М. А. Ильин, П. Н. Максимов, М. Н. Тихомиров и Г. К. Вагнер) 4)связывали шатровые храмы со старой традицией столпообразных церквей и с архитектурой башен. Столпообразные церкви действительно предшествовали шатровым храмам (церкви Иоанна Предтечи в Дьякове, Преображения в с. Остров (вторая половина XVI в.).

Витославлицы

Но если в деревянных церквях шатёр вынужденно сменил купол по конструктивным причинам, то замена купола шатром в каменном строительстве не связана с проблемой конструкции. Причину возникновения каменных шатров следует видеть в желании придать храму определённый образ (о чем говорилось выше). Действительно, в Москве, и тем более в провинции, вытянутые силуэты деревянных шатровых церквей играли ведущую роль.

Исторический обзор шатрового зодчества России.

Самым первым шатровым храмом, по последним установленным данным, считается Троицкая (теперь Покровская) церковь в Александровской слободе, служившая дворцовым храмом великого князя Василия III. гг. Хотя ранее к первой шатровой постройке относили всем известную Вознесенскую церковь в Коломенском, возведенную в 1532 году по заказу того же князя. Новые научные сведения не умаляют значение церкви Вознесения в истории русской архитектуры. Она является непревзойденным шедевром шатрового зодчества, хотя и не самой первой постройкой этого типа. Обе церкви были задуманы как небольшие придворные храмы в усадьбах московского государя. Вознесенская церковь в Коломенском играла роль монумента в память рождения у Василия III наследника — Ивана Грозного. По мнению некоторых историков создателем ансамбля Александровской слободы следует считать итальянца Алевиза Нового. Авторство церкви Вознесения приписывается итальянцу Петроку Малому.

Церковь в Троицком — Голенищеве (Москва, 1644–45 гг.). В 1635–38 гг. в Троице-Сергиевом монастыре была построена небольшая церковь Зосимы и Савватия Соловецких при больничных палатах. Внешне храм очень строен и красив, а его высокий шатёр имеет чисто декоративный характер.







В церкви Ильи Пророка (Ярославль. 1647–50 гг.) стройный шатровый придел примыкает к юго-западному углу храма, уравновешивая стоящую с другой стороны шатровую колокольню.

К более раннему периоду, относится известнейшая церковь Преображения в селе Остров под Москвой. (2-я пол. XVI века.)

В Переславле-Залесском на средства Ивана Грозного в 1585 г. была построена церковь митрополита Петра. В селе Елизарово Переславского района Ярославской области есть небольшая Никитская церковь.


Церковь Успения в Брусенском монастыре Коломны, основанном Иваном Грозным так же после взятия Казани (1552 г.)

Шатровое зодчество XVI–XVII вв., несомненно, является уникальным направлением русской храмовой архитектуры, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов. Эти уникальные произведения русского гения внесли неоценимый вклад в мировую культуру. И мы вновь и вновь обращаем внимание на то, что многие композиционные поиски этого стиля были настолько плодотворны, что не раз архитекторы последующего времени обращались и поныне обращаются к опыту своих предшественников.

Проверочная работа 2.

4. В чем заключается первая особенность русской храмовой архитектуры?

5.Что означает 1 глава в храме? 5-? 3-? 33-?

6. В чем заключается вторая особенность русской храмовой архитектуры? Привести пример.

7. В чем заключается третья особенность русской храмовой архитектуры? Привести пример и выполнить общий рисунок-иллюстрацию особенности.


4 особенность. Огненные храмы 17 века

После Крещения в 988 году на Руси появилось два типа крупных соборных церквей: это греческие крестово-купольные и русские многоглавые храмы. Начиная с XI века русские зодчие, обученные греками, сначала робко, а потом смелее стали разнообразить крестово-купольные храмы. В середине XII века, в раздробившихся русских землях появились даже самобытные "школы зодчества": Киево-Черниговская, Новгородско-Псковская, Полоцко-Смоленская, Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская. Но с середины XIII века татаро-монгольское иго затормозило дальнейшее развитее зодчества более чем на 200 лет.


В 1480 году русский народ освободился от ига. В Москве возвели Большой Успенский собор, ставший символом возродившейся Руси, самодержавного Русского Централизованного государства. А с начала XVI века, наряду со строительством канонических крестово-купольных и возрождением русских многоглавых храмов, появилось множество оригинальных бесстолпных храмов разных типов: трех-лопастных, шатровых, ярусных, кубоватых, наконец, огненных.

Огненные храмы оказались самыми своеобразными.
В 1484 году для нового Успенского собора Кремля изготовили в виде небольших храмов два золотых сиона (просфорницы), называвшихся еще иерусалимами. Особенно интересным был Малый Иерусалим. На четырех его стенах виднелись Апостолы (символизировавшие христианизированные народы), а в языках пламени трехъярусного огненного верха - крылатые ангелы (небесные силы). Завершался Иерусалим огненной по форме главой и крестом.
Об огненных небесные силах свидетельствуют христианские писания. "Творяй (Господь) Ангелы своя духи и слуги своя пламень огненный" (Прокимен). "Приидет Господь. в предшествии их славе чинов Ангельских и Архангельских, все же они - пламень огненный" (Ефрем Сирин). "Престол Его - пламень огнен" (Даниил, VII:9). "Средой огнистых камней" назвал небесные силы Иезекииль.
В Москве в середине XVI века и появились бесстолпные храмы с огненными верхами: либо в виде кокошников круглых (как бы светящихся нимбов), либо "килевидных", островерхих (в виде пламени) как на Малом Иерусалиме. В кокошниках храмов тоже изображались Ангелы или их символы: квадраты, ромбы, треугольники, шары.

Большинство храмов имело кокошники килевидные. От настенного ряда они поднимались по своду вверх либо один над другим (свод крещатый), либо вперебежку (свод сомкнутый, лотковый). Верхний ярус обычно составляли кокошники в основании глав: световых, глухих. Число их в настенных рядах, как и число ярусов кокошников, было различным; имелись храмы с одним, двумя, тремя. шестью, семью кокошниками и их ярусами.
Наиболее сильное впечатление производят храмы, обстроенные придельными церквами с кокошниковыми верхами, такие как церкви Троицы в Хорошеве, Никитниках, Останкине, Покрова в Рубцове, Рождества Христова в Измайлове, Старый собор Донского монастыря в Москве, а под Москвой церкви в Маркове, Архангельском, Николо-Урюпине (храмы двустолпны) и др.

На протяжении XVI-XVII веков в Москве появилось более 300 огненных храмов. "Домы Ангельские" возвышались своими огнистыми верхами по всему городу над его низкой, в основном деревянной застройкой и зеленью садов (сад на Руси тогда называли "Раем"). Церковные главы все более золотились, так что Москву наконец стали называть "Златоглавой". Огненные храмы выступали здесь главными символами Москвы как Золотого Небесного Града Иерусалима.

Вслед за Москвой огненные храмы появились в ХVI-ХVIII веках сначала в ближних, затем дальних русских городах, монастырях, селах: в Коломне, Серпухове, Кашире, Можайске, Волоколамске, Вязьме, Твери, Кашине, Угличе, Ростове, Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде, Великом Устюге, Вологде, Вятке, Галиче, Соликамске, Муроме, Рязани, Туле, Калуге. Многие храмы этих городов не уступали по своим художественным достоинствам храмам столичным, московским.
Появление и распространение по Святой Руси огненных храмов было явлением незаурядным, своеобразным, самобытным. Все они предстают "знаковыми" памятниками русского национального зодчества, русской православной цивилизации. Академик архитектуры А.Павлинов назвал XVII век "золотым веком русской архитектуры".


5 особенность. Многоярусный тип храма.

Многоярусность впервые проявилась как особенность деревянного храмового зодчества. Что диктовалось особенностью материала и требованием к большей выразительности и емкости.

Ярусность чаще и больше всего применялась в колокольнях, поскольку требовалась значительная высота сооружения.


Позже многоярусность стали применять и в каменном строительстве за ее нарядный гармоничный характер, хотя объективной инженерной необходимости в данном типе не было.

Наиболее знаменитые многоярусные храмы:

Церковь Покрова Богородицы в Филях (1693).

Колокольня Троице-Сергиевой лавры.

Преображенская церковь (1756 ) из с. Козлятьево Кольчугинского района была перевезена и установлена на берегу р. Каменки в 1967-1968 гг.

6 особенность. Смешанный тип. Сооружения, органично соединявшие в себе разные архитектурные типы.


Церковь Рождества в Путинках в Москве (1649 -
1652).

Самостоятельная работа: узнать историю постройки одного из храмов своего города (источник названия, когда и кем построен, выявить к какому типу храмов он относится).

XVв. - ЗОЛОТОЙ ВЕК ИКОНОПИСИ.

Создание иконостаса – единой композиции, образованной несколькими рядами икон.

Деисус – главный ряд иконостаса (ядро – Христос, Мария, Иоанн Предтеча)

Светлый или золотой фон икон, резьба по дереву, позолота, драгоценные оклады.

Конкретный историзм – особое почтение местным иконам, изображение святых покровителей местного княжеского дома.

Праотцы
Пророки
Евангельские события (благовещение, рождество, успение и др.)
Св. Петр Арх. Мих. Св. Мар. Иисус Христос Иоанн Предт. Арх. Гавр. Св. Павел
Тайная вечеря
Местная храмовая икона святого построен а а или праздника, в честь которого храм
б в
орнамент г д орнамент

(а, б, в, г, д) – Царские врата, а – Благовещение; б,в,г,д – евангелисты



а) Феофан Грек – живописец из Византии; фрески, иконы, миниатюры; певучие линии, звучный цвет, эмоциональные образы.

* иконы деисуса Благовещенского собора в Московском Кремле.


б) Андрей Рублев – инок московского Андроникова монастыря, живописец; фрески, иконы, миниатюры; душевный покой, внутренняя гармония; легкие, воздушные силуэты; светлая палитра + крупные, локальные цветовые пятна.

* Росписи и иконостас Успенского собора во Владимире.

Свойства московской иконы: лиризм, духовность, идеально-спокойный мир; гармоничный человек, добрый и милосердный; светлые и прозрачные цвета (голубой, светло-зеленый, золотистый, вишнево-коричневый).

Дальше -Черновик - пока не списывать

Сформировать представление о том, что творчество Дионисия (около 1440 - около 1505 гг.) определило главное направление в живописи конца XV - начала XVI веков: поиска образа совершенного человека; об исканиях, педагогической деятельности Симона Ушакова (1626 - 1686), стремившегося преодолеть художественную догму и добиться правдивого изображения человеческого лица. Выявить характерные особенности творческой манеры Дионисия и Симона Ушакова: удлиненность пропорций, мягкость и плавность движений персонажей, праздничный характер изображения Дионисия и телесности, сдержанной, но отчетливо выраженной объемности построения в работах Ушакова.

Самостоятельная работа: сделать в тетради запись о творчестве иконописцев, перечислить основные произведения.

Живопись ------------ церковные + светские мотивы

(догматизм) (живость, занимательность)

1. Дионисий и сыновья – праздничность, декоративность; тонкий рисунок, грациозные фигуры, изысканный колорит (бледно-розовый, бледно-зеленый, светло-желтый)

Лечимся крещенской водой Вот и заканчиваются Святки - народные гулянья. Но они заканчиваются.

хозяйкам на заметку *крахмал-от многих проблем* 1. Серебро. Красивые ложки и вилки можно отчист.

Некоторые тонкости пересадки фиалок Для пышного роста фиалок рекомендуется пересаживать их раз.

-Ссылки

Крестово-купольные храмы



Успенский собор Московского Кремля


Церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде

По своему внешнему виду крестово-купольные храмы представляют собой прямоугольный объем. С восточной стороны, в алтарной части храма, к нему пристраивались апсиды. Наряду со скромно украшенными храмами этого типа были и такие, которые поражали богатством и пышностью внешнего оформления. Примером снова может служить София Киевская, которая имела открытые арки, наружные галереи, декоративные ниши, полуколонны, шиферные карнизы и т.п.

Традиции строительства крестово-купольных храмов нашли продолжение в церковной архитектуре Северо-Восточной Руси (Успенский и Дмитриевские соборы во Владимире и др.) Для их внешнего оформления характерны: закомары, аркатура, пилястры, прясло.



Успенский собор во Владимире


Дмитриевские соборы во Владимире

Шатровые храмы


Церковь Вознесения в Коломенском

Восьмерик – восьмиугольное в плане сооружение, или часть сооружения, ставился на четырехугольное основание – четверик. Восьмигранный шатер органично вырастает из четырехугольного здания храма.

Главный отличительный признак шатрового храма – сам шатер, т.е. шатровое покрытие, кровля в виде четырехгранной или многогранной пирамиды. Облицовка глав, шатров и других частей здания могла быть выполнена лемехом – продолговатыми, иногда изогнутыми деревянными дощечками с зубчиками по краям. Этот нарядный элемент заимствован из древнерусской деревянной архитектуры.

Храм со всех сторон окружен гульбищами – так в русской архитектуре назывались галереи или террасы, окружающие здание, как правило, на уровне перекрытия нижнего этажа – подклети. В качестве наружного украшения использовались ряды кокошников – декоративных закомар.

Шатер использовался не только для перекрытия церквей, но и для завершения колоколен, башен, крылец и других построек, причем как культового, так и мирского, светского характера.

Ярусные храмы

Храмы, состоящие из поставленных друг на друга и постепенно уменьшающихся кверху частей, секций, называются в архитектуре ярусными.

Представление о них можно получить, внимательно рассмотрев знаменитую церковь Покрова Богородицы в Филях. Всего здесь с подклетью шесть ярусов. Два верхних, не застекленных, предназначены для колоколов.


Церковь Покрова Богородицы в Филях

Храм изобилует богатым внешним декором: различного рода колонками, наличниками, карнизами, резными лопатками – вертикальными плоскими и узкими выступами в стене, кирпичными выкладками.

Храмы-ротонды – это круглые (ротонда в переводе с латинского - круглый) в плане постройки, подобные светским сооружениям: жилому зданию, павильону, залу и т.п.

Яркие образцы храмов этого типа – церковь митрополита Петра Высоко-Петровского монастыря в Москве, Смоленская церковь Троице-Сергиевой лавры. В храмах-ротондах нередко встречаются такие архитектурные элементы, как крыльцо с колоннами или колонны вдоль стен по кругу.


Церковь митрополита Петра Высоко-Петровского монастыря



Смоленская церковь Троице-Сергиевой лавры

Наиболее распространены в Древней Руси были символизировавшие вечную жизнь на небесах круглые в основании храмы-ротонды, главным составляющими внешнего оформления которых были: цоколь, апсиды, барабан, подзор, купол, паруса и крест.

Кубический храм, соединенный с колокольней прямоугольным зданием, внешне напоминает корабль.


Церковь Дмитрия на Крови в Угличе

СЛОВАРЬ АРХИТЕКТУРНЫХ ТЕРМИНОВ

Интерьер храма

Внутреннее пространство храма организовано так называемыми нефами (неф в переводе с французского - корабль) – продольными частями храмового помещения. В здании может быть несколько нефов: центральный, или главный (от входной двери до места певчих перед иконостасом), боковые (они, как и центральный, - продольные, но, в отличие от него, менее широкие и высокие) и поперечный. Друг от друга нефы отделены рядами колонн, столбов или арок.

Центр храма – подкупольное пространство, освещенное естественным дневным светом, проникающим через окна барабана.

По своему внутреннему устройству любая православная церковь состоит из трех основных частей: алтаря, средней части храма и притвора.

Алтарь (1) (в переводе с латинского - жертвенник) находится в восточной (главной) части храма и символизирует область бытия Божия. Алтарь отделен от остального интерьера высоким иконостасом (2). По древней традиции находиться в алтаре могут только мужчины. Со временем присутствие в этой части храма ограничилось только священнослужителями и избранным кругом лиц. В алтаре находится святой престол (стол, на котором лежат Евангелие и крест) – место невидимого присутствия Бога. Именно рядом со святым престолом совершаются важнейшие церковные богослужения. Наличие или отсутствие алтаря отличает церковь от часовни. В последней есть иконостас, но нет алтаря.


Средняя (центральная) часть храма составляет его основной объем. Здесь во время богослужения собираются на молитву прихожане. Эта часть храма символизирует область небесную, ангельский мир, прибежище праведников.

Солея (4) – возвышенная часть пола перед иконостасом.

Амвон (5) – центральная часть солеи, выдающаяся полукружием в центр храма и находящаяся напротив Царских ворот. Амвон служит для произнесения проповедей, чтения Евангелия.

Клирос (6) – место в храме, располагающееся на обоих концах солеи и предназначенное для клира (певчих).

Паруса (7) – элементы купольной конструкции в виде сферических треугольников. С помощью парусов обеспечивается переход от окружности купола или его основания – барабана к прямоугольному в плане подкупольному пространству. Они также принимают на себя распределение нагрузки купола на подкупольные столпы. Помимо сводов на парусах известны своды с несущей распалубкой – выемкой в своде (над дверным или оконным проемом) в виде сферического треугольника с вершиной ниже верхней точки свода и ступенчатые своды.


Горнее место и трон для иерархов (19)

Жертвенник (20)

Царские врата (21)

Диаконские врата (22)

Внешнее убранство храма

Апсиды (8) (в переводе с греческого – свод, арка) – полукруглые выступающие части здания, имеющие собственное перекрытие.

Барабан (9) – цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания, венчающаяся куполом.

Подзор (10) – украшение под карнизом кровли в виде декоративных деревянных досок с глухой или сквозной резьбой, а также металлических (из просечного железа) полос с прорезным узором.

Купол (11) – свод с полушаровидной, а затем (с XVI в.) в форме луковицы поверхностью. Один купол – символ единства Бога, три символизируют Святую Троицу, пять – Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь – семь церковных таинств.

Крест (12) – главный символ христианства, связанный с распятием (искупительной жертвой) Христа.


Закомары (13) – полукруглые или килевидные завершения верхней части стены, закрывающие собой пролеты свода.

Аркатура (14) – ряд небольших ложных арок на фасаде или пояс, который охватывает стены по периметру.

Пилястры – декоративные элементы, членящий фасад и представляющие собой плоские вертикальные выступы на поверхности стены.

Лопатки (15), или лизены, - разновидность пилястр, применялись в русском средневековом зодчестве как основное средство ритмического членения стены. Наличие лопаток характерно для храмов домонгольского периода.

Прясло (16) – часть стены между двумя лопатками, полукруглое завершение которой переходит в закомару.

Цоколь (17) – нижняя часть наружной стены здания, лежащая на фундаменте, обычно утолщенная и выступающая наружу по отношению к верхней части (церковные цоколи бывают как простые в виде откоса – у Успенского собора во Владимире, так и развитые профилированы – у собора Рождества Богородицы в Боголюбове).

Дерево, издавна бывшее у славянских народов наиболее распространенным строительным материалом, широко применялось в русской архитектуре. Деревянные здания возводились быстрее, могли строиться летом и в холодное время года и были суше и теплее каменных. Однако вследствие недолговечности дерева как строительного материала и отсутствия сохранившихся памятников мы не можем достаточно точно восстановить облик исчезнувших деревянных зданий древнейших периодов русского зодчества.
Только начиная с XV – XVI вв., мы имеем возможность дополнить историю развития русской каменной архитектуры характеристикой современного ей деревянного зодчества. Эта характеристика в основных чертах соответствует и деревянной архитектуре более ранних периодов, так как в деревянных постройках XVI в. мы встречаемся с пережитками очень отдаленного времени.
Деревянная архитектура была самой распространенной на Руси: из дерева строились храмы, крепости, княжеские и боярские хоромы, дома горожан, крестьянские избы, хозяйственные постройки. В деревянной архитектуре вырабатывались приемы композиции зданий, отвечавшие быту и художественным вкусам русского народа, нередко затем переносившиеся и в каменную архитектуру .
(История русской архитектуры: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, М., 1956)

Наши плотники, сооружая деревянные церкви, приспосабливали для них те конструктивные и художественные приемы, которые им были уже хорошо знакомы, а те немногие, которых не хватало в их запасе, им пришлось изобретать самим. Заимствовать было неоткуда потому, что в области плотничьего искусства русские, конечно, стояли впереди византийцев, строивших почти исключительно из камня и кирпича.
(Красовский М. В. Курс истории русской архитектуры. Ч. 1: Деревянное зодчество. ПГ., 1916)

Главные типы великорусского деревянного храма:
1 - Клетские храмы,
2 - Шатровые храмы,
3 - "Кубоватые" храмы,
4 - Ярусные храмы,
5 - Многоглавые храмы.
( Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)

Общая схема.jpg

Примеры основных типов русского деревянного храма

А теперь более подробно об этих пяти типах зданий, с рассказом о них и фотографиями.


1. Клетская церковь
Деревянный храм с прямоугольным срубом в основе композиции и простейшим вариантом покрытия.
(Плужников В. И. Термины Российского архитектурного наследия. Словарь-глоссарий. М., 1995)

Храмы, рубленые "клетски", разбросаны по всей Великороссии, но чаще всего они встречаются в центральных губерниях, не обильных, подобно Северу, лесом. По своему плановому приему и сходству с избой, храмы эти невелики размером и не требуют больших денежных затрат на свое сооружение. Простейший и, вероятно, древнейший вид храма состоял из одной центральной большой клети с двумя меньшими прирубами с востока и запада, стоявшими прямо на земле, или, по-народному, "на пошве". Перекрытая кровлями на два ската, по подъему совершенно сходными с обычным подъемом кровель жилищ, и осененная крестом, эта постройка вполне удовлетворяла своему назначению со стороны чисто литургической, но слишком мало отличалась своей внешностью от обыкновенного жилья.
(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)

fotowork262.67.JPG


Церковь воскрешения Лазаря, музей-заповедник Кижи. Фото: А.Липилин

Клетские церкви наиболее близки к жилым домам или даже амбарам – клеть с двускатной кровлей, главка с крестом и небольшая трапезная. Все предельно просто и незатейливо. И в этом их главное очарование. В плане это клеть размером 3х3 метра с двумя прирубами, алтарным с восточной стороны и трапезной с запада. Фундамент из небольших валунов. Сооружение очень напоминает простую избу .

2. Деревянный шатровый храм
Шатровый храм значительно отличается от клетских и своей высотой, и своим сильно подчеркнутым стремлением вверх. Изумительно, как красива, до чего проста и рациональна и как обдуманна эта глубоко национальная форма храма. Сохраняя традиционные три части - алтарь, главное помещение и трапезу, планы шатровых храмов имеют одно существенное отличие - главная часть храма образует восьмиугольник. Преимущество такой формы перед четырехгранником заключается, прежде всего, в возможности значительно увеличить вместимость храма при употреблении бревен даже гораздо меньшей длины, нежели те, которые нужны для четырехгранника.
Но самое важное преимущество шатровых церквей заключается в их центральном приеме, позволяющем придавать храму крестообразный вид, непринужденно окружать его приделами, трапезными, галереями, и придавать бочками и кокошниками всему этому необыкновенно живописный и грандиозный вид.
(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)

Несмотря на то, что высота шатровых храмов была обыкновенно очень велика, иногда прямо-таки колоссальна, их внутренняя высота была всегда очень незначительна. Делалось это с целью удержания в церкви тепла, так как при открытых изнутри шатрах теплый воздух поднимался бы к их вершинам, а нагреть всю массу было бы очень затруднительно.
(Красовский М. В. Курс истории русской архитектуры. Ч. 1: Деревянное зодчество. ПГ., 1916)

fotowork778.01.JPG


Георгиевская церковь, музей Малые Карелы. Фото: А.Липилин.
Шатровые церкви очень эффектны. Уже из названия видно, что главной отличительной чертой в них является высокая башня с шатровым завершением. Шатровых церквей сохранилось много, и в них можно найти самые разнообразные приемы объемно-планировочного решения.


3. Деревянный кубоватый храм
Трудно сказать, что вызвало появление того особого покрытия четырехгранного храма, которому присвоено название "куба". "Кубоватые" храмы встречаются, главным образом, в Онежском крае и древнейшие из них не восходят дальше половины XVII века. Одной из причин, повлиявших на возникновение этой формы, было отчасти и известное запрещение строить шатровые храмы. Отказаться окончательно и навсегда от шатра, слишком заветного и дорогого для северянина, строители были не в силах, и с половины XVII века заметно лихорадочное искание новых форм, так или иначе напоминающих и заменяющих шатер. Уже и бочечно-шатровые формы были заметной уступкой упорному давлению, шедшему из Москвы, но все же шатер был до известной степени спасен ценою пятиглавия. И народ полюбил этот новый храмовый тип, так как и шатер был цел, и бочки давно уже были ему близки и дороги.
Установка на кубе пяти глав не представляет никаких затруднений и притом легко исполнима согласно установившемуся порядку, т.е. по углам храма. Удобство применения к кубу пятиглавия способствовало дальнейшему развитию этого приема.
(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)

Куб - кубоватый, или кубастый, верх; четырехгранное покрытие четвериков, напоминающее по форме массивную луковичную главу
(Ополовников А. В., Островский Г. С. Русь деревянная. Образы русского деревянного зодчества. М., 1981)

uoMIIh-Qf84.jpg


Петропавловская церковь в поморском селе Вирма . Фото: Н.Телегин

fotowork781.01.JPG


Церковь Вознесения в музее Малые Карелы. Фото: А. Липилин


4. Деревянный ярусный храм
Название "четверик на четверике", присвоенное храмам, рубленным в несколько ярусов, совсем не означает, что ярусы все четырехугольны. В старинных актах тот же плотничий термин применяется и в тех случаях, когда на четверике стоит один или несколько восьмериков, или даже совсем нет четвериков, а одни лишь восьмерики. Под ним скрывается понятие о двух или нескольких клетях, поставленных одна на другую, причем каждая верхняя несколько меньше по ширине, нежели находящаяся под нею.
(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)

0_1931fb_83a56a25_XL.jpg


Музей деревянного зодчества Костромская слобода
Церковь Илии Пророка из села Верхний Берёзовец под Солигаличем, датированная рубежом XVII-XVIII вв. Фото: Кирилл Моисеев

0_e7b43_3afa5450_XL.jpg


Преображенская церковь, построенная в 1756 году и привезенная сюда из с. Козлятьево Кольчугинского района Владимирской области.
Музей деревянного зодчества в Суздале. Фото: Владимир-Дар


5. Деревянный многоглавый храм
Уже пятиглавие являлось известным подходом к многоглавию.
На первый взгляд, в Кижском храме поражает необычайность, почти фантастичность этого многоглавия, дающего какую-то хаотическую группу глав и бочек, перемежающихся и чередующихся друг с другом. Затем останавливает затейливость прячущихся в бочках глав. Только ритмичность последних наталкивает на мысль, что здесь есть система и план и притом план исключительный и небывалый.
При кажущейся хаотичности – все ясно, здраво и логично. Зодчий, создавший это подлинно "дивное диво", может быть назван глубоким знатоком своего искусства и вместе сыном своего времени, не чуждавшимся и новых для него форм "четверика на четверике" .
Смело и бодро слиты в нем в одно непринужденное художественное целое и новшество современной ему эпохи, и богатое наследие созданных народом форм
(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)

Но самое удивительное - в другом. Сложность композиции многоглавых церквей лишь кажущаяся. На основе немногих плановых типов (прямоугольный сруб с прирубами, восьмерик с двумя или четырьмя прирубами и изредка крещатый сруб, усложняя и дополняя их приделами, галереями и трапезными, поднимая здания на высокие подклеты и видоизменяя формы покрытий, русские зодчие достигли исключительного разнообразия в объеме и силуэте деревянных церквей.
(Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. М., 1986)

fotowork262.73.JPG


Ансамбль в Кижах. Преображенская церковь (летняя) и Покровская церковь (зимняя). Фото: А. Липилин

fotowork262.08.JPG


Преображенская церковь в Кижах. Апофеоз русского деревянного зодчества, поражающий своим великолепием. Фото: А. Липилин
Двадцатидвухглавая Преображенская церковь в Кижах – самый известный и самый популярный памятник деревянного зодчества, ставший его символом. Это своего рода олицетворение всех красот древнерусского деревянного храма.
. . .

Литература:
1. Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910
2. Красовский М. В. Курс истории русской архитектуры. Ч. 1: Деревянное зодчество. ПГ., 1916
3. История русской архитектуры: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, М., 1956
4. Ополовников А. В., Островский Г. С. Русь деревянная. Образы русского деревянного зодчества. М., 1981
5. Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. М., 1986


Только в 4 столетье начали строиться надземные христианские храмы, когда религия была признана господствующей (Миланский эдикт 313 г). Случилось это благодаря императору Константину.

Основными типами храмов считаются базилика и крестово-купольный храм.

Большое значение уделялось украшению интерьера базилики. Храм украшался преимущественно изнутри. Для этого использовали мрамор, красивейшие настенные фрески, и мозаики что выкладывались как и на стены, так и на пол. Но особое внимание уделялось украшению основной и священной части храма – алтарю. Фасад базилики зачастую не украшали.
Такая модель храма оставалась неизменной долгое время.

Начиная с 12-13 века, появились другие типы храмов – готический собор. Они отличались от раннехристианских тем, что их перекрывали каменными сводами.

Готический храм стал подниматься высоко вверх, благодаря тому, что в строительстве использовали новые технологии и архитектурные элементы, среди них аркбутан. Вес свода переносился на стены, это разгружало храм от внутренних колон и позволяло создавать большие окна, что делало его просторным и светлым.

Также был отделен алтарь, от основного объема храма, перегородкой. В храмах исчезло ограничение для совместного пребывания мужчин и женщин.


Крестово-купольный

Характерными особенностями его является то, что храм имел крестообразную форму (приближенную к квадрату), и высокий купол, что вмещал в себе окна.

Нефы (как продольные, так и поперечные) имеют теперь равную длину, и при пересеченье создают греческий (равноконечный) крест. Отсюда и само название - Крестово-купольный. В это же время появились ротонды (круглые храмы).

Православный храм

Начиная с 15-16 века в Православных храмах стали появляться иконостасы, ими отделялась алтарная часть храма от ее средней части. Иконостас представляет собой стену с рядами икон.
Нартекс (место для людей, которые не могли входить в средину храма) стал называться притвором, а внешняя его часть – паперть (площадка с лестницей для входа в храм).
Для того чтобы можно было проводить одновременную службу несколькими священниками (по большим праздникам и событиям), были введены пристройки к храму.

Баптистерий

Отдельное здание, часто круглой формы, возле храма, оно предназначено для проведения обряда крещения. В его центре находится купель, в которую может поместиться взрослый человек. Сейчас баптистерий строится редко.

Читайте также: