Мнение русских об иностранцах хомяков кратко

Обновлено: 05.07.2024

Печатается по: Хомяков А.С., Киреевский И.В. Избранные сочинения / Сост., автор вступ, ст. и коммент. Н.И. Цимбаев.

56 И ты тоже! (лат.). Слова, которые Юлий Цезарь произнес, когда увидел среди своих убийц дорогого ему Марка Брута. Любопытно, что Хомяков цитирует фразу по-французски, хотя в других случаях он не отказывался от цитат на латинском языке. 51

Блазиус (Blasius) Иоганн Генрих (1809—1870) — немецкий зоолог, который путешествовал по России в 1840—1841 гг., а в 1844 г. издал на немецком языке книгу о своем путешествии. 58

Нибур (Niebuhr) Бартольд Георг (1776—1831) — знаменитый немецкий историк, автор многотомной истории Древнего Рима.

Крюков Дмитрий Львович (1809—1845) — профессор всеобщей истории Московского университета, признанный лидер профессоров-западников, чья ранняя смерть выдвинула на первое место Т.Н. Грановского. Характерен добрый отзыв Хомякова об этом незаурядном человеке. 60

Предельно сжато Хомяков пересказывает историю распада Римской империи, итогом которого стало появление Западной Римской империи и Восточной (Византии), что произошло в IVB. 61

В битве при Пуатье в 732 г. франки под предводительством Карла Мартелла разбили арабское войско и остановили продвижение Арабского халифата в Западную Европу. Битва при Пуатье — одно из ключевых событий мировой истории. 62

Странный вы народ, русские.

Вы потомки великого исторического рода, а разыгрываете добровольно роль безродных найденышей (фр.). 63

Ланкло Нинон де (Ninon de Lenclos) (1615—1705) — хозяйка парижского салона, до преклонных лет славившаяся своей красотой и умом. Характерно, что Хомяков протягивает нить от нее к Жорж Санд (1804—1876), французской писательнице, отстаивавшей права женщин, и к писаниям утопических социалистов. 64

Речь идет о Великой французской революции, начало которой положило взятие Бастилии 14 июля 1789 г. 66

Федор Никитич Романов — будущий патриарх Филарет, его сын Михаил на Земском соборе 1613 г. избран царем. 68

Михаил Феодорович (1596—1645) — русский царь с 1613 г., первый царь из рода Романовых. 69

Дизраэли (Disraeli) Бенджамин (1804—1881) — английский политический деятель, в будущем министр и премьер-министр, начинал карьеру как писатель и критик буржуазного общества. 70

Английские обычаи спасают Англию от английских законов (англ.). 71

Чеви-Чес — английская баллада XV в.; Оттербурн — деревня, где в 1388 г. произошла битва между англичанами и шотландцами, воспетая в сказаниях; цикл о Нибелунгах — древнегерманский эпос; Дитрих Бернский — сказочный древнегерманский герой. 75

Печатается по: Хомяков А.С., Киреевский И.В. Избранные сочинения / Сост., автор вступ, ст. и коммент. Н.И. Цимбаев. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. С. 126—135. Комментарии Н.И. Цимбаева.

Хомяков уничижительно и несправедливо отзывается о реформе государственной деревни, которую с конца 1830-х гг. осуществлял граф П.Д. Киселев. Итогом этой реформы стало определенное повышение благосостояния государственной деревни, особенно на фоне положения деревни крепостной. 79

Чистая доска, пустое место (лат.). 80

Налог в пользу бедных (англ.). 81

Здесь Хомяков поднимает вопрос исключительной важности. Позднее к этому же выводу придут, не имея представления о суждении Хомякова, теоретики народничества. 82

Фалянстер — фаланстер, основа будущего социалистического общества, которое пропагандировалось французским социалистом Ш. Фурье. Фаланстер представлял из себя объединение промышленных или сельскохозяйственных работников, построенное на началах равенства и отрицания частной собственности. Из контекста следует, что для Хомякова промышленная община была разновидностью фаланстера.

Содержание работы
Содержимое работы - 1 файл

Курсовая(2).docx

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кафедра истории журналистики и коммуникативистики

Автор работы Татосян Э. Э.

Д.ф.н. проф._________________________ __________________Панаэтов О. Г.

1 Краткая биография А.С. Хомякова………………………………………4

Объектом работы является рассмотрение истории журналистики через определенную личность: Хомяков Алексей Степанович.

Предмет работы статьи Хомякова:

Цель данной работы: рассказать более полно о том, какую ценность несут данные статьи для культуры.

Задачи данной работы: через анализ определенных статей показать основные положения и культурологическое значение.

1 Краткая биография А.С.Хомякова

А.С. Хомяков родился 1(13) мая 1804 года в Москве в старинной дворянской семье. В 1822 году сдал экзамен при Московском университете на степень кандидата математических наук, затем поступил на военную службу. Хомяков был знаком с участниками декабристского движения, полностью не разделял их идей и взглядов. В 1829 году он подал в отставку (получил ранение в руку во время русско-персидской войны 1828 года), вплотную занявшись литературной и общественной деятельностью. Много сил отдавал внедрению новшеств в сельское хозяйство, занимался практической медициной, изобрёл ротационный двигатель (запатентованный в Англии), дальнобойное ружьё, ряд машин и других приспособлений. Женился на Е.М. Языковой (сестре поэта), имел 9 детей (7 из них выжило). Воспоминания современников рисуют Хомякова радушным хозяином, отзывчивым другом, неутомимым собеседником, оказавшим влияние на многих своих современников: Ю.Ф. Самарина, К.С. и И.С. Аксаковы, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и др. Хомяков внёс решающий вклад в развитие славянофильского учения, его богословских и философских оснований. [1]

 В "Русской Беседе" в этом году появилось оригинальное и богатое содержанием письмо его к Ю. Ф. Самарину "О современных явлениях в области философии". По содержанию своему оно довольно близко к статье по поводу отрывков Киреевского. Хомяков здесь рассматривает вновь систему Гегеля и делает ряд замечаний по поводу перехода гегельянства в материализм Фейербаха и иных. Хомяков предполагал продолжить рассмотрение спорных вопросов современной философии, но не успел в этом, так как второе письмо о философии к Ю. Ф. Самарину за смертью Хомякова осталось неоконченным и было напечатано лишь впоследствии. Оно обрывается на полу фразе и как раз там, где автор предполагал перейти к наиболее трудной части своей задачи. В том, что мы имеем, содержатся рассуждения о пространстве и времени и о воле (в специальном смысле, предававшемся Хомяковым этому слову).

 Таков славянофильский диагноз "внутренней болезни" России. Что же до исцеления, то его рецепт уже подсказывается диагнозом: коль скоро болезнь подражательности не является врожденной, и организм России был изначально свободен от нее - значит, восстановление здорового организма есть возврат к изначальному состоянию. Есть "древние, живые и вечно-новые начала, к которым должно возвратиться"; необходимо осуществить "живое соединение со стародавнею и все-таки нам современною русской жизнью". Однако идеализация Древней Руси была у Хомякова умеренней и трезвей, нежели у других славянофилов. "Западное совращение" путей России он полагал ее собственной виной, следствием ее недостатков: "Вследствие внутреннего разъединения общественного и отсутствия истинного познания о вере в большинстве народа. Древняя Русь не могла осуществить своего высокого призвания". Вдобавок, критикуя Гегеля, философ все же достаточно признавал его, чтобы не отождествлять цели развития с простым восстановлением исходного состояния; и, в итоге, вполне совпав с подходом диалектическим, он утверждает, что искомая цель русского развития - "Древняя Русь, но уже сознающая себя", то есть достигшая просвещения светом христианства всех областей жизни. [4]

 Важнейшие философские статьи Хомякова помещены в первом томе собрания его сочинений "По поводу Гумбольдта", "По поводу отрывков, найденных в бумагах И.В. Киреевского", "О современных явлениях в области философии", "Письмо о философии к Ю.Ф Самарину". Богословские работы Хомякова составляют второй том собрания сочинений, но их я не предполагаю касаться.

Прежде всего, посмотрим, как Хомяков критиковал Гегеля. "Сущее, - говорит он, - должно быть совершенно отстранено. Само понятие, в своей полнейшей отвлеченности, должно было все возродить из собственных недр. Рационализм или логическая рассудочность должна была найти себе конечный венец и Божественное освящение в новом создании целого мира. Такова была огромная задача, которую задал себе германский ум в Гегеле, и нельзя не удивляться той смелости, с какою он приступил к ее решению". "Логику Гегеля следует назвать воодухотворение отвлеченного бытия. Таково бы было ее полнейшее, кажется, никогда еще не высказанное определение. Никогда такой страшной задачи, такого дерзкого предприятия не задавал себе человек. Вечное, самовозрождающееся творение из недр отвлеченного понятия, не имеющего в себе никакой сущности". Хомяков так формулирует ту точку, на которой остановилось философское движение в Германии: "воссоздание цельного разума (т.е. духа) из понятий рассудка. Как скоро задача определила себя таким образом (а собственно таков смысл гегелевской деятельности), путь должен был прекратиться: всякий шаг был невозможен". И дальше: "общая ошибка всей школы, еще не ясно выдающаяся в ее основателе - Канте и резко характеризующая ее довершителя - Гегеля, состоит в том, что она постоянно принимает движение понятия в личном понимании за тождественное с движением самой действительности". "Нельзя было начать развитие с того субстрата, или лучше сказать, с того отсутствия субстрата, от которого отправлялся Гегель; от этого целый ряд ошибок, смешение личных законов с законами мировыми; от этого также постоянное смешение движений критического понятия с движением мира явлений, несмотря на их противоположность; от этого и разрушение всего титанского труда. Корень же общей ошибки Гегеля лежал в ошибке всей школы, принявшей рассудок за целость духа. Вся школа не заметила, что, принимая понятие за единственную основу всего мышления, разрушает мир: ибо понятие обращает всякую ему подлежащую действительность в чистую, отвлеченную возможность". Хомяков глубоко понял невозможность дальнейшего развития философии по рационалистическому, рассудочному, отвлеченному пути, так как путь этот приводит к абсолютному ничто, превращает мир в тень тени. Нужно выйти из этого безысходного круга понятий к бытию, искать субстрата, сущего. Гегель сделал грандиозную попытку вдохнуть в отвлеченные идеи живой дух, но оказалось невозможным создать мир сущего рационалистической дедукцией понятий.

Хомяков превосходно объясняет роковую неизбежность перехода гегельянства в материализм, который фактически произошел в немецкой философии и был показателем болезненного ее кризиса. "Критика сознала одно: полную несостоятельность гегельянства, силившегося создать мир без субстрата. Ученики его не поняли того, что в этом-то и состояла вся задача учителя, и очень простодушно вообразили себе, что только стоит ввести в систему этот недостающий субстрат, и дело будет слажено. Но откуда взять субстрат? Дух, очевидно, не годился, во-первых, потому что самая задача Гегеля прямо выражала себя, как искание процесса, созидающего дух; а во-вторых, и потому, что самый характер Гегелева рационализма, в высшей степени идеалистический, вовсе не был спиритуалистическим. И вот самое отвлеченное из человеческих отвлеченностей, - гегельянство, - прямо хваталось за вещество и перешло в чистейший и грубейший материализм. Вещество будет субстратом, а затем система Гегеля сохранится, т. е. сохранится терминология, большая часть определений, мысленных переходов, логических приемов и т.д. сохранится, одним словом, то, что можно назвать фабричным процессом Гегелева ума. Не дожил великий мыслитель до такого посрамления; но, может быть, и не осмелились бы его ученики на такое посрамление учителя, если бы гроб не скрыл его грозного лица".

Это очень интересная страница в истории человеческой мысли. Так сложился "диалектический материализм", владеющий и до сих пор многими умами, или вернее, сердцами, - это странное и логически несостоятельное сочетание идей, взаимно исключающих одна другую. Диалектика предполагает панлогизм, диалектическая логика вещей немыслима при принятии материального, вещественного субстрата, это было бы чудовищным логизированием материи, которое делает материалистов такими же рационалистами, как и идеалисты, и указывает на невозможность, внутреннюю несостоятельность материализма. Все это Хомяков понимал лучше многих людей нашего времени, претендующих на звание философов. "Вся школа, которой Фейербах служит блистательным средоточием, считает себя гегельянскою, а между тем посмотрите на ее отношения к основным положениям Гегеля. Кант говорил, что вещи в ней самой знать не может. Гегель говорил, что вещь в себе самой вовсе не существует, а существует только в понятии. У него это положение не случайно, не вводное, а коренное и прямо связанное с самым основанием его философии; ибо вся его система есть не что иное, как возможность понятия, развивающегося до всего разнообразия действительности и завершающаяся действительностью духа. И вот у его учеников вещь вообще является как общий субстрат, и именно вещь в себе самой, не как самоограничивающееся понятие и даже не как предмет понятия, а именно в себе самой. Вы видите, что я был прав, говоря, что новонемецкая школа, мнимо гегельянская, взяла от учителя только, так сказать, фабричный процесс мышления и терминологические графы, будучи в то же время совершенно чуждою его духу и смыслу. Понятие без субстрата, или возможность быть понятием, переходящая в действительность помимо чего-нибудь понимаемого и чего-нибудь понимающего, такова была задача Гегеля, и об ней-то вообще Шеллинг сказал, что это мысль, в которой ничто не мыслится. Для осуществления всей системы, хотя, разумеется, с полным ее извращением, введено было новое начало - вещь, как вещество вообще. Устранено ли было, по крайней мере, то обвинение, которое падало на первоначальный, настоящий гегелизм, т. е. получена ли мысль, в которой что-нибудь мыслится?" "Когда школа в своем последнем, гегелевском развитии дошла до окончательного отрицания какого бы то ни было субстрата, понятно, что ее последние ученики, чтобы спасти погибающее учение, с которым они срослись всеми привычками ума, решились ввести в него субстрат самый осязательный, самый противоположный той отвлеченности, от которой гибла система учителя, и не позаботились спросить у себя, примиримы ли между собою понятия, которые они насильно сводили". Материализм не выдерживает ни малейшей научной критики; но перед чистым рационализмом он имеет то кажущееся превосходство, что представляет какой-то (хотя и мнимый) субстрат и тем удовлетворяет внутреннему требованию действительности, которое лежит в душе человека; оба же, и рационализм чистый, и материализм, суть не что иное, как две стороны одной и той же системы, которую я иначе не могу назвать, как системою нецессарианизма, иначе безвольности". [5]

Содержание: (1) Введение. (2) Иностранцы в своих произведениях, без основания, всячески унижают Россию. (3) Россия пробуждает худшие чувства у европейцев. (4) Недоброжелательство к нам других народов. (5) Европейские писатели не знают русского языка. (6) Русское смирение иностранцы воспринимают отрицательно. (7) Западные народы еще себя не познали. (8) Заключение.

8. Заключение. Преклоняясь перед памятью, жизнью, умом и творчеством великого русского мыслителя, хочется ответить на его вопросы, мысли и наблюдения. С того времени прошло 150 лет. Духовная литература открывающая мир психологии нравственности [1б] стала общедоступной. Миллионы русских людей оказались на Западе и приобрели богатый опыт в жизни и понимании их поведения и мышления. Почти все его вопросы можно объяснить западной гордыней и последствиями которые истекают оттуда. Прочтите на наших эл. страницах соответствующий материал 1 и тогда что пишет Хомяков станет очевидным. Что бы глубже понять нами разбираемую проблему, вспомните гордого, надменного, с большим самомнением человека, которого вы знаете и как он себя во всех ниже описанных случаях ведет.

(4) Недоброжелательство к нам других народов.
Опять это объясняется их гордыней, высокомерием и не хотением признать других на их уровне.

(6) Русское смирение иностранцы воспринимают отрицательно.
Вспомните вашего гордого человека. Как он относится к скромному и смиренному? Он же судит по себе и свое гордое поведение считает правильным и нормальным. Он скромных и смиренных не только не уважает, но и считает что здесь что то не то, здесь какой то подвох.

В заключение можно сказать что недолюбливание русских людей и России Западом, можно объяснить их гордыней и многими другими отрицательными качествами исходящих из нее. Это не наш грех и вина, а это их скверный характер. Мы это изменить не можем, но можем заставить их соблюдать цивилизованную форму общения.

Библиография на наших эл. страницах
[1] Гордыня
[1а] Что такое гордыня (ДД-45)
[1б] Психология нравственности (ДД-28)
[1в] Врачевание личности (ДД-43)
[1г] Особенности общения на Западе (по Карнеги) (ЗЗ-13)
[1д] Гордыня на Западе. Порок Запада Гордыня (ЗЗ-14)
[1е] Талант общения - Карнеги или Дорофей (по Дронову) (ЗЗ-20)

[3] Болезни Запада
[3а] Духовный кризис Запада (ЗЗ-06)
[3б] Крайне-либеральная культурная революция (ЗЗ-12)
[3в] Культурная революция по Борку (Волохова) (ЗЗ-02)
[3г] Современный либерализм и декадентство в Америке по Борку (Муравьева) (ЗЗ-02.2)
[3д] Тяжелые болезни Запада (ЗЗ-08)
[3е] Психиатрия: верх предательств (Будзилович) (ЗЗ-30)
[3ж] Коррупция в правительстве (Будзилович) (ЗЗ-29)

[4] Международная политика
[4а] Западная закулиса по Ноаму Хомскому (ЗЗ-21)
[4б] Новый Мировой Порядок (ЗЗ-24)

[5] Россия и Православие
[5а] Значение Православия в жизни и исторической судьбе России (Проф. А. А. Царевский) (ДД-40)
(Полный текст уникальной книги профессора Царевского изданной 1898 г., дополенный заглавиями и подзаглавиями. Таким образом он становится учебником и справочником по вопросу влияния Православной веры на жизнь и людей в Православной России. Обязательное чтение для каждого русского человека).
[5б] Подвиг России (ЗЗ-19)
[5в] Врачевание личности (ДД-43)

Александр Ратников

Александр Ратников

Александр Ратников

Александр Ратников

Александр Ратников

Александр Ратников

Заключение. Преклоняясь перед памятью, жизнью, умом и творчеством великого русского мыслителя, хочется ответить на его вопросы, мысли и наблюдения. С того времени прошло 150 лет. Духовная литература открывающая мир психологии нравственности стала общедоступной. Миллионы русских людей оказались на Западе и приобрели богатый опыт в жизни и понимании их поведения и мышления. Почти все его вопросы можно объяснить западной гордыней и последствиями которые истекают оттуда. Прочтите на наших эл. страницах соответствующий материал и тогда что пишет Хомяков станет очевидным. Что бы глубже понять нами разбираемую проблему, вспомните гордого, надменного, с большим самомнением человека, которого вы знаете и как он себя во всех ниже описанных случаях ведет.

Недоброжелательство к нам других народов.
Опять это объясняется их гордыней, высокомерием и не хотением признать других на их уровне.

Русское смирение иностранцы воспринимают отрицательно.
Вспомните вашего гордого человека. Как он относится к скромному и смиренному? Он же судит по себе и свое гордое поведение считает правильным и нормальным. Он скромных и смиренных не только не уважает, но и считает что здесь что то не то, здесь какой то подвох.

В заключение можно сказать что недолюбливание русских людей и России Западом, можно объяснить их гордыней и многими другими отрицательными качествами исходящих из нее. Это не наш грех и вина, а это их скверный характер. Мы это изменить не можем, но можем заставить их соблюдать цивилизованную форму общения.

Читайте также: