Митрополит макарий и иван грозный кратко

Обновлено: 05.07.2024

Л. А. Ольшевская.

Макарий, святой, (1482-1563), митрополит Московский и всея Руси, церковный деятель, выдающийся политик и православный иерарх, внесший также большой вклад в древнерусское книжное дело и искусство.

  1. Макарий, митрополит. История русской церкви, кн. 4, ч. 1-2. М., 1996;
  2. Лебедев Н.А. Макарий, митрополит всероссийский (1542-1563). М., 1877;
  3. Макарий (Веретенников), архимандрит. Московский митрополит Макарий и его время. М., 1996.

В нынешних условиях особо остро стоит вопрос, без ответа на который власть просто изнемогает. Нет, она типа как бы всё знает. И вроде бы обо всём осведомлена и ресурс имеет немереный. Но это знание какое-то не то. Не освящённое и слишком приземлённое. Нет в нём сакральности. И власть чувствует это. И понимает, что какие возможности перед ней бы ни открывались, освятить себя она не может без пастырей.
А пастыри они такие. Непокорные. У них другой судья. И другие возможности. Они пророчествуют и благословляют.
Таким пастырем Земли Русской был Сергий Радонежский. И сказавший о Третьем Риме старец Филофей. Или воззвавший к освободительной борьбе против польской интервенции эпохи Смуты патриарх Гермоген.

Почему же острота восприятия данного вопроса столь сильная? А потому, что чем масштабней исторические Вызовы, тем важней мировоззренческий Ответ. А его могут дать только пастыри. Как сделал когда-то митрополит Макарий, освятивший начало царской власти на Руси в эпоху Ивана Грозного.

Иван Грозный принадлежал к тем редким правителям, которые не только внедряют новую политическую практику, но и приносят на престол новые политические идеи. Об одном из таких идеологических новшеств, изменивших лицо московского самодержавия, и пойдет речь.

Дело касалось царского титула московских государей. Первый из великих московских князей, который стал именовать себя царем, был дед Ивана Грозного, Иван III. Он же впервые в российской истории венчал на царство своего внука Дмитрия, которого, впрочем, вскоре отстранил от престолонаследия в пользу своего сына Василия III, отца Грозного. Однако ни Иван III, ни Василий III еще не дерзали называться царями перед иноземными государями. Их царский титул предназначался только для внутреннего, домашнего обихода: его упоминали в правительственных актах, имевших хождение исключительно внутри Московского государства.

16-летний Иван Васильевич смело отбросил эту ложную скромность.

Переехав из Новгорода в Москву на митрополию, Макарий с сердечным сокрушением обнаружил здесь не только государственные неурядицы, но и отрока-гocyдaря, одичалого и замкнутого, всеми покинутого и всецело предоставленного самому себе. Вероятно, он был первый, кто попытался серьезно восполнить недостатки в образовании и воспитании Ивана. Появление рядом с Иваном Макария, знакомого со всем кругом тогдашнего чтения, не могло не pасширить литературные интересы юноши, одаренного от природы умом и любознательностью. Иван с жадностью набросился на книги, читая все без разбора — Библию и церковную историю, русские летописи и византийские хронографы — тогдашние учебники истории.

Поучения Макария не срослись, однако, с духовной сущностью Ивана, кроме тех бесед, в которых митрополит мог касаться исключительности религиозно-политического положения московской державы, как наследницы Византии (эти идеи созрели прежде всего в образованной церковной среде), и священного, мистического значения самодержавной власти. Ибо вокруг этих двух вопросов и кружилась неотступно мысль Ивана, завороженная и поглощенная их величием. Он нашел свой собственный метод прочтения Священного Писания, ища в священных текстах тайнопись своей судьбы и толкуя слово Божие под диктовку раздраженного чувства.

И вот, постепенно, из чтения самых разнообразных источников, у Ивана возникло и окрепло сознание своего высокого избранничества. Он первый из московских государей почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле, помазанника Божия. Это политическое откровение о себе самом оказалось для него роковым. Земной прах возомнил себя Богом в своих владениях.

В 1552 г. митрополит Макарий, собиратель религиозной письменности, духовный объединитель Московской Руси, аскет и подвижник, благословил царя Ивана IV идти военным походом на Казань и предсказал ему удачу, в честь которой и был поставлен собор Покрова на Рву – памятник победе русского воинства:

Святитель Макарий встречает образ Николая Чудотворца в Москве. Настенная роспись церкви Великорецкого образа святителя Николая Покровского собора. XVIII в.

Святитель Макарий встречает образ Николая Чудотворца в Москве. Настенная роспись церкви Великорецкого образа святителя Николая Покровского собора. XVIII в.

В истории строительства Покровского собора предстоятель русской церкви, видный государственный и культурный деятель своего времени сыграл выдающуюся роль. Полагают, что именно митрополит Макарий (ок. 1482–1563), который еще в Новгороде был хорошо знаком с западноевропейскими веяниями в архитектуре, задумал выстроить многопрестольный храм в традициях Ренессансной школы. В Западной Европе в XV–XVI вв. зарождаются идеи гармоничного идеального храма, состоящего из нескольких, как правило, девяти церквей. Идея такого храма могла быть почерпнута святителем из рисунков великого флорентийца Леонардо да Винчи или других итальянских архитекторов. Изображения могли оказаться у Макария, благодаря личным связям.

Митрополит Макарий за работой над списком чудотворной иконы святителя Николая. Миниатюра Лицевого летописного свода. 1560-1570-е годы

Митрополит Макарий за работой над списком чудотворной иконы святителя Николая. Миниатюра Лицевого летописного свода. 1560-1570-е годы

Важно отметить, что митрополит Макарий занимался иконописью. С его участием был поновлен чудотворный образ святителя Николая Великорецкого, принесенный в Москву в 1555 г. на праздник апостолов Петра и Павла. Это обстоятельство кардинальным образом изменило облик храма Казанской победе. Известно, что вначале был возведен деревянный восьмипрестольный храм. Обретение чудотворной иконы способствовало его трансформации: в результате был сооружен ансамбль из девяти церквей. Девятой стала церковь Великорецкого образа святителя Николая, в которой и был поставлен список с чудотворной иконы. К сожалению, список не сохранился, он погиб в одном из частых в XVI–XVII вв. московских пожаров. В 1561 году, именно в праздник первоверховных апостолов Петра и Павла Макарием был освящен Покровский собор, о чем свидетельствует текст храмозданной надписи на стенах центральной церкви храма.

Интерьер церкви преподобного Александра Свирского Покровского собора

Интерьер церкви преподобного Александра Свирского Покровского собора

И еще один пример судьбоносной роли митрополита Макария в программе посвящений церквей Покровского собора. В его составе есть церковь преподобного Александра Свирского, который был современником и духовным другом митрополита Макария. Несмотря на то, что заказчиком строительства храма выступал сам царь Иван Васильевич, главным идеологом Покровского собора можно считать митрополита Макария. Александр Свирский был канонизирован на Макарьевском соборе в 1547 г., а церковь Покровского собора стала первым храмом, посвященным новоявленному русскому святому.

Гуляя по Покровскому собору, невольно обращаешь внимание на то, как много в нем икон с изображением архангела Михаила, что, несомненно, не случайно. Предлагаем вам познакомиться с ними.

klavdy_lebedev-the_wedding_and_the_adoption_of_the_royal_title_of_john_iv

Митрополит Макарий ( ок. 1482, Москва — 31 декабря 1563, Москва) — святитель, митрополит Московский и всея Руси (с 1542 года), в 1526—1542 годах — архиепископ Новгородский. Сторонник иосифлянства, последователь Иосифа Волоцкого. Ближайший советник царя Ивана Грозного.

В начале XVI века Московское великое княжество продолжало собирать под своей властью русские земли. В это время к Москве были присоединены Псков, Смоленск, Рязанское и Новгород-Северское княжества. Одновременно набирают силу тенденции по превращению Москвы в главный духовный центр не только Русского государства, но и всего православного мира. В Москве разворачивается небывалое до того строительство церквей, основывается Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь, устанавливаются празднования новых святых. XVI столетие — время государственного и духовно-политического утверждения России. И одним из самых активных вершителей государственных и духовных процессов превращения Московского великого княжества в Российское царство был митрополит Московский и всея Руси Макарий.

Святитель Макарий родился в Москве около 1482 года в семье благочестивых родителей. Род его не отличался знатностью, но в нем было много людей духовного сословия.Отец Михаила Леонтий вскоре умер, и мать его, постриглась в инокини с именем Евфросиния. Тогда и юный Михаил рассудил оставить сей бренный мир и посвятить себя служению Богу; он удаляется послушником в монастырь преподобного Пафнутия Боровского.

В 1523 году инок Макарий, пройдя все духовные степени — чтеца, иподиакона, диакона и пресвитера, 15 февраля, в воскресенье, в заговенье на Великий пост, был поставлен митрополитом Даниилом в архимандриты в Лужецкий Рождество-Богородицкий монастырь близ города Можайска. Летописи свидетельствуют, что лужецкого архимандрита весьма почитал сам великий князь Василий III, часто бывавший в можайской обители.

metropolitan_macarius

Митрополит Макарий. Икона

Святитель Макарий начинает широкую миссионерскую деятельность среди соседствовавших с Новгородской землей северных народов.На второй год своего архиерейского служения святитель Макарий, следуя уставу преподобного Пафнутия Боровского и преподобного Иосифа Волоцкого († 1515), а также исполняя постановления Московского Собора 1503 года, ввел в новгородских монастырях как обязательный общежительный устав, разграничил мужские и женские монастыри.

В1535 году по его указанию во Пскове был построен архиепископский дворец, в котором работали писцы и книжники. О широте интересов архиепископа Макария свидетельствует поддержка им строительства в Новгороде на реке Волхов первой водяной мельницы.

В период новгородского архиепископства Макария широко развернулась его литературная, книгописная и редакторская деятельность. Около 1539 года по его инициативе был составлен так называемый Владычный свод Макария, продолжавший Летопись Новгородскую IV.

1

В 1529 году святитель Макарий предпринимает на себя великий труд собирания и систематизации русского календарного агиографического года и сведения его в единый корпус Миней Четьих. Этот труд у святителя занял 12 лет. В 1541 году эта первая из трех редакций Великих Миней Четьих была передана им в библиотеку новгородского Софийского собора как вклад на помин души его родителей.

16 (19) марта 1542 года архиепископ Макарий был поставлен митрополитом Московским и всея Руси.

А вскоре первый русский царь женился на боярышне Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой. И вновь свадебный чин совершал митрополит Макарий.

Вскоре царь Иван Грозный собирается в поход против Казани. Святителю Макарию было чудесным образом открыто о грядущей победе царя, благословляя которого святитель предрек Ивану Грозному победу. Царь всегда с любовью и уважением говорил о своем отце-митрополите.

27775_300

Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года, Угрюмов Г.И. 1800 г.

В 1547 и 1549 годах святитель Макарий созывает в Москве два Собора, на которых была проведена большая работа по канонизации русских святых. По благословению митрополита пишутся жития русским святым или создаются их новые доработанные редакции. Многочисленные местночтимые святые были канонизированы как общерусские. За время его управления Русской митрополией канонизовано 45 святых.

Здесь крайне важен тот факт, что трудами митрополита Макария в русло общей московской религиозно-государственной идеологии были введены святые, прославлявшиеся издревле в городах, не имевших ранее к Москве никакого отношения. И жития их, соответственно, создавались в XVI веке заново, уже исходя из этих общегосударственных промосковских задач. Такими святыми были Варлаам Хутынский, Меркурий Смоленский, Петр и Феврония Муромские и многие другие.

Более того, митрополит Макарий старался привлечь в русские пределы и святость иных славянских народов, поэтому на церковных Соборах 1547–1549 годов было установлено всероссийское празднование и многих южнославянских святых — сербских и болгарских. Так Москва превращалась в духовный центр всей России и значительной части православного мира.

img13

Более 25 лет святитель Макарий и привлеченные им русские писатели, переводчики, книжники, переписчики, известные публицисты (среди них — Зиновий Отенский, Лев Филолог, Василий Тучков, Ермолай Еразм, дьяк Дмитрий Герасимов, псковский священник Василий-Варлаам) трудились над 12 томами книг-миней. Работа была начата в Новгороде в 1529 году, где Макарий тогда был архиепископом, и закончилась в 1554 году.

5bda4f3b5370-320x252

И. Горюшкин-Сорокопудов. Из века в век. 1910

В середине сентября 1563 года, митрополит Макарий совершал крестный ход, во время которого простудился и заболел.3 декабря к митрополиту Макарию пришел царь просить благословения. Святитель высказал ему свое намерение уехать в монастырь своего пострижения — Пафнутиев, куда он давно собирался удалиться. Но царь уговорил его остаться.

Митрополит Макарий скончался 31 декабря 1563 года. Отпевали святителя пять архиереев в присутствии царя. После отпевания всем была прочитана прощальная грамота, которую еще при жизни написал митрополит, прося у всех молитв и прощения и испрашивая для всех последнее Божие благословение.

Погребен святитель Макарий в Успенском соборе Московского Кремля.

q8tiy

Выход из церкви в Пскове. Морозов А.

Причислен к лику святых на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1988 года.

Великие Минеи Четьи, собранные всероссийским митрополитом Макарием, изданные Археографическою комиссией.
Чин венчания на царство.
Владычный свод Макария, продолживший Летопись Новгородскую IV.
Послание Василию III.
Уставная грамота (1526—1530 гг.) игумену Духова монастыря Тихону.
Послание митрополиту Даниилу от 17 февраля 1536 года о поставлении смоленского епископа.
Грамота от 25 марта 1534 года об искоренении языческих требищ и обрядов.
Книга Степенная царского родословия.
Послание поучительно в Свияжск 21 мая 1552 года.

Лит.: Макарий (Веретенников). Жизнь и труды святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси. М., 2002.
Архимандрит Макарий (Веретенников). Московский митрополит Макарий и его время. — М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1996
Урушев Д. А. Дивный святитель и пастырь // Истина и жизнь. 2006, № 5.
Из царствования Ивана Васильевича Грозного // Русский архив. — М., 1889. — Кн. 1, с. 37.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1546. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 18 (кн. 35), с. 396—397.
Всемирный календарь. — СПб., 1917 (истор. отдел), с. 104.
Н. Дурново. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 13,18.
Служба и акафист святителю Макарию, митрополиту Московскому и всея Руси, чудотворцу // Сост. архимандрит Макарий (Веретенников). — М., 1995, с. 31—44.
Канонизация святых. — Троице-Сергиева Лавра, 1988, с. 79—91.
Дробленкова Н. Ф. Макарий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1989. — Вып. 2, ч. 2, с. 76—88.
Исп. мат.: Макарий, митрополит Московский и всея Руси // Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Читайте также: