Мистика в произведении вий кратко

Обновлено: 04.07.2024

Николай Васильевич Гоголь, пожалуй, наиболее загадочный и мистический писатель в русской литературе. За свои сорок два года он успел написать десятки произведений, которые до сих пор живут в сердцах читателей. Этот гениальный писатель оставил большое количество загадок о своих творениях и жизни, которые до сих пор толком не могут понять. Он выставлял зло как внутреннее явление и состояние, а не внешнее, социальное или политическое.

Пожалуй, наиболее близкой является сказка, где ведьмина дочь влюбилась в обычного парня. Обратив себя в черную кошку, она приходит к нему. Парень, в свою очередь, набрасывает на нее уздечку и ездит, пока она не умирает. Родители погибшей дочери требуют, чтобы убийца три ночи читал псалтырь около ее гроба. И вот проходят две ночи, парня поджидают всякие кошмары. Чтобы укрыться от них, он чертит круг запрета. А уже на третью ночь ведьма просит помощи у старшей из них. Но, когда та находит бедного запуганного парня, его спасает рассвет, о котором оповещают петухи.

Гоголь писал, что Вий создан воображением народа. Таким именем называли начальника гномов, у которого веки растут прямо до земли. Однако среди фольклорных персонажей есть лишь похожие некоторыми способностями и чертами, но точного прообраза ему нет. Поэтому скорей всего образ Вия является необычным творением Гоголя.

Какие основные черты Гоголь внес в образы главных персонажей

В данной работе Николай Васильевич преподносит выпускников духовной семинарии как грешников, ведь они ругаются, дерутся, выпивают, в общем нарушают религиозные заповеди. Так что из описания автора понятно, что их души погибли, за это они и получают в итоге наказание. В повести все так переплетено, что трудно понять, где реальность, а где вымысел.

Людская боязнь мистики, неизвестности и смерти — основной мотив этой повести. Но иногда соблазн все же пересиливает эти страхи. Так случилось и с Хомой. Он до жути боялся читать ночью в церкви над панночкой молитвы и предчувствовал что-то недоброе, но не смог отказать влиятельному человеку, который к тому же обещал крупную сумму денег.

Гоголь показал выпускников духовной семинарии как грешников, которые поддаются соблазну, несмотря на свои страхи

Гоголь показал выпускников духовной семинарии как грешников, которые поддаются соблазну, несмотря на свои страхи

В литературном стиле Гоголя прослеживается тонкий, местами черный юмор, что еще больше усиливает напряжение с каждым приближением страшной ночи. Кстати, интересный факт, что многих чудовищ автор описывает достаточно подробно, а про главную нечисть, Вия и панночку, рассказывает довольно поверхностно. Возможно, это было сделано специально для того, чтобы читатель в страхе смог сам додумать этих персонажей.

Прежде, чем написать этот мистический шедевр, Гоголь изучал фольклор, где описывалась всякая нечистая сила. Но, пожалуй, наиболее интересный образ красивой панночки. Скорей всего, Гоголь наделил ее прекрасной внешностью из-за того, что в давние времена в Украине ведьмами называли женщин, которые отличались красотой и неувядающей молодостью. Народ считал, что все это получала ведьма, когда продавала свою душу дьяволу. А вот в России, напротив, колдуньи обычно выглядели как старухи. Возможно, поэтому гоголевская панночка представала перед Хомой сначала в облике страшной старухи, а потом молодой красивой девушки, ведь Гоголь часто совмещал русскую и украинскую культуры в своих произведениях.

Изначально снимать эту картину должен был знаменитый советский кинорежиссер, народный артист и лауреат многочисленных Сталинских премий — Иван Александрович Пырьев. Но он был в это время занят другими проектами, поэтому передал эту почетную миссию двум начинающим режиссерам Георгию Кропачеву и Константину Ершову.

Эти молодые люди с азартом и, можно даже сказать, смелостью подошли к своему новому проекту. В повести Гоголя они заметили намеки на эротику, решив на этом сделать небольшой акцент. Среди эскизов молодых режиссеров была сцена, где ведьма летит на философе, и они оба были голые. Кстати, ребята даже успели немного отснять данного материала, но их наставник Иван Александрович был всем этим недоволен. Так что пришлось эту сцену переснимать, хотя некоторые намеки на обнаженность все же сохранились в данной ленте.

Благодаря своему цирковому прошлому, на роль панночки утвердили Наталью Варлей вместо Александры Завьяловой

Благодаря своему цирковому прошлому, на роль панночки утвердили Наталью Варлей вместо Александры Завьяловой

Свои коррективы новый режиссер внес и в визуальную часть финала. Предыдущие творцы пытались уделить по максимуму внимания фольклору и язычеству. В первоначальной версии Кропачев и Ершов хотели окружить философа в церкви людьми с головами животных, а вот Птушко видел все по-своему, поэтому заменил их кошками и скелетами.

Также Птушко изменил концепцию самого Вия. Предыдущий режиссерский дуэт хотел показать главного монстра этой повести как убитого горем отца панночки. Он должен был появиться внезапно в церкви, пробивая там пол. Но Птушко такая задумка не понравилась, поэтому в фильме зритель видит другую версию происходящего.

Да и сам облик Вия на экране отличается от первых эскизов. Поэтому в фильме зрители увидели Вия так, как его представили консервативные Птушко и Пырьев: несуразный тяжелый костюм из гипса, который весил около ста килограмм. Кстати, Вия играл тяжелоатлет, и даже ему каждый шаг давался с трудом под этим увесистым костюмом. Обычный неподготовленный человек явно с этим костюмом бы не справился.

Гоголь Николай Васильевич

Год написания и публикации — Повесть написана в 1833 году, а опубликована в 1835 году.
История создания — Вий – это страшный мифологический славянский персонаж, убивающий взглядом. Со слов самого автора этот образ взят из мифологии и народных преданий.
Жанр — Повесть.
Направление — Мистический реализм.
Основная идея — Борьба сил добра и зла. Человек подвергается нападкам сил зла. Он призывает к себе силы добра, чтобы спастись, но не выдерживает и погибает. Силы зла побеждают, но временно. Вся нечисть, во главе с Вием, не может вернуться в свой мистический мир, они навеки остаются в заброшенной церкви. Такое чувство, что схватка этих сил бессмысленна и трагична для обеих сторон.
Тема — Взаимодействие сил добра и зла.
Проблема — Добро не может ужиться со злом. Обе силы противостоят друг другу, принося несчастья и беды.

п.1. Тематика и проблематика

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Я считаю, что пафос здесь в реализме происходящего. Гоголь описывает жестокую ситуацию, где, после долгой схватки погибают двое молодых людей. Мы видим смерть панночки и Хомы Брута. Вместе с ними погибают и силы тьмы, не услышавшие крик петуха. Мы наблюдаем жестокую историю, но такое случается, к сожалению, в реальной жизни.

п.3. Основные герои, их место в образной системе

Образы Хомы Брута и Панночки находятся в противоборстве, они противопоставлены друг другу. Их сражение продолжается на протяжении всей повести, только в начале панночка живая, а потом – мертвая. Образ философа поддерживают образы его друзей, а образ панночки – образы ее отца, Вия и нечисти.

п.4. Литературные приёмы

Ведьма взбирается на Хому насильственным путем, подчиняет его себе, заставляя служить. Она унижает его, превращая в жеребца. Сотник силой заставляет философа нести заупокойную службу о его дочери, он распоряжается парнем, как своею собственностью, не беря в расчет его нежелание совершать обряд над усопшей.

С первых строк я читаю о тяжелой необустроенной жизни молодых семинаристов. Они идут пешком домой с самого Киева, зарабатывают песнопением на хлеб, ночуют в овечьем хлеву.

п.5. Конфликт произведения

Основной конфликт произведения – вечная борьба добра со злом. Хома Брут – центральный персонаж, вокруг которого идет эта схватка. Героя одолевают силы тьмы.

истоки создания повести

Стоит разобраться в том, что такой образ, как вий, относится к сказочным мистическим восточнославянским персонажам. Исследователь фольклорных традиций в литературе А.Афанасьев в своей книге утверждал, что такой образ выглядит в виде старика, но сильного и могучего, у которого выделяются огромнейшие брови и шикарные по своей длине ресницы. Кстати, дословный перевод названия произведения означает ресницы. И вот у этого огромного славянского фольклора ресницы оказались настолько густыми, что ему их поднимали настоящие силачи.

повесть Гоголя

Известен был этот мистический герой и Гоголю, который взял у него лишь некоторые черты. Вий появляется по сюжету гоголевской повести в тот момент, когда он проводил возле мертвой панночкой ночь. Но при виде этого героя он сразу же падает, теряя сознание, словно замертво. Сам автор писал о том, что его мистический герой берет свое начало в народном украинском предании. Обычно слепоту имеют те персонажи, которые связаны с мистическим миром.

Сюжет повести

сюжет повести

Студенты духовной семинарии, которая находится в Киеве, были отпущены на каникулы. Трое студентов этой бурсы решили использовать время и заняться репетиторством. Но дороге они заблудились и попали на какой-то дальний хутор. Старуха пустила Хому Брут на ночлег в свой хлев. И когда молодой человек уже готовился лечь спать, то к нему пришла хозяйка, которая неожиданно вскочила на него верхом и стала скакать на нем по полям. Хома читал божьи молитвы, пока ведьма не успокоилась. После этого Хома сам оседлал старуху. Но к утру чары рассеялись, и перед студентом уже предстала прекрасная панночка.

испуг Хомы

Это событие сильно напугало молодого человека, он решил вернуться назад в Киев. Поселившись в пустом здании бурсы, скучать Хоме не пришлось. Так как вскоре велено было ему явиться к богатому сотнику, у которого умерла единственная дочь и теперь нужно над ее телом читать молитвы. Отказаться от этого дела оказалось невозможно. Вскоре люди этого сотника заперли его в церкви, где находилось тело панночки, и Хома приступил к своим обязанностям. Но когда бурсак взглянул на лицо умершей, то тут же признал в ней ту самую ведьму, которая недавно ночью скакала на нем.

молитвы бурсака

Бурсаку предстояло читать молитвы над телом умершей красавицы три ночи. Но уже в первую ночь стали происходить чудеса. Труп выбрался из гроба и стал искать Хому. Ничего не оставалось молодому бурсаку, как очертить вокруг себя мелом так, чтобы он находился в кругу, и никакая нечистая и злая сила не могла к нему добраться. Но вторая ночь оказалась куда хуже первой. Так Хоме еще никогда не было страшно. Круг уже едва спасал бурсака, так как панночка, которая опять превратилась в ведьму, летая в гробу, все время хотела прорваться сквозь него. Но и в эту ночь у нее ничего не получилось. Тогда под утро, заслышав петухов, ведьма наложила на него заклятие. Когда Хома вышел из церкви, то его едва узнали, ведь он стал похож на седого старика.

Но самой ужасной и страшной оказалась третья ночь. В церкви появилось огромное количество чудовищных тварей, которые пытались найти и достать бурсака. И чтобы найти Хому привели ужасного гнома Вия, у которого были ресницы до земли и лицо из железа. Бурсак пытался не смотреть на это чудовище, но все-таки не выдержал и взглянул. И вот тогда нечисть смогла на него накинуться. Хома умирает перед тем, как зазвучал последний петушиный крик. И нечисто, которая тоже опоздала покинуть церковь, застряла в окнах.

Главные герои произведения

герои

•Хома Брут. Он философ и вчерашний выпускник бурсы из города Киева. Он как раз и станет жертвой мистического существа Вия.

•Панночка, которая оказалась ведьмой, и это выяснилось после ее смерти. Она перед смертью попросила, чтобы Хома Брут читал возле нее каждую ночь святую молитву, должен был три ночи читать молитву.

•Выпускник той же киевской бурсы, что и главный герой - Богослов Халява. Так происходит, что он вместе с приятелями: Тиберием и Хомой отправился в путь, но отдалился и тоже попался к ведьмочке.

•Ритор Тиберий Горобець, который вместе с приятелями тоже попал к ведьме-паночке.

Фантастическое в произведении Гоголя

фантастическое в повести

Жизнь и смерть Гоголя – это череда каких-то тайн и загадок. Несмотря на то, что он был верующим человеком, но он верил и в мистику. Верил автор повести и в то, что черт может водить за собой человека, который вдруг неожиданно начнет совершать злые поступки. Особенность повести заключается в том, что фантастическая сторона этого произведения родилась на основе мистики в нем. В своем произведении Николай Васильевич показывает два фантастических существа – это паночка-ведьма и колдун, которым автор дает отрицательные характеристики. Эти два персонажа не только полны злобы, но они еще и очень мстительные.

Но, несмотря на то, что в произведении много фантастических и мистических элементов, автор все же в своем повествовании переходит и на бытовой уровень. Например, обращает внимание на то, как ведет себя Богослов, набожный человек:

паночка

Автор показывает реалистические картины, где выпускники духовной семинарии оказываются великими грешниками, так как они пьют, курят и дерутся. Писатель показывает, как они нарушают все божественные заповеди и, конечно же, за это должны понести наказание. И вот в повести невозможно разделить, где это лишь гоголевский вымысел, а где реальность. Автор показывает в своем произведении, что их души полостью погибли, поэтому у них может быть только такой итог, как в повести. Главный герой Хома погибает от бесовщины, которую несет в себе панночка.

Основной мотив гоголевской повести - это человеческий страх перед чем-то неизведанным и мистическим. Уже само желание дочери сотника пугает Хому, он чувствует что-то недоброе, но желание получить хорошие деньги пересиливает его. И тут опять возникают вечные вопросы о жизни и смерти человека. Но юмор, присущий гоголевскому литературному стилю, помогает усилить напряжение с приближением очередной ночи. Контраст дневной жизни Хомы и то, что ему приходится пережить ночью. Все чудовища, которые начинают возникать в церкви, описаны Н.Гоголем детально, но вот такого подробного описания он не дает панночке и вию, чтобы читатель, содрогаясь, мог сам их додумать.

страх Хомы

Хому в повести губит его же страх, но и нечистая сила погибает вместе с ним, не услышав петушиный крик. Но если перестать верить в фантастическое, то можно причиной смерти главного героя назвать его постоянное пьянство. Известно, что Гоголь перед написанием своего мистического произведения, собрал и изучил весь фольклор, где могла встречаться нечистая сила. Практически все герои повести вспоминают черта, когда ругаются и даже просто разговаривают. Интересен и образ панночки, у которой прекрасна внешняя красота.

Оказывается, что в Украине в старину ведьмой называли ту женщину, которую свою душу черту продала. Обычно она красива и молода, но у некоторых народов, например, у русских, выглядит как старуха. Такой ее впервые и видит Хома. Дневное отличие ведьмы от простой женщины трудно отличить:

Хома – философ, вот автор его и помещает в двух измерениях: реальная жизнь и фантастический мир. И это второе измерение позволяет герою увидеть другой и прекрасный мир, где цветут цветы и поют птицы. Теперь у главного героя начинается другая жизнь, но уже не на земле.

Мистическое и реалистическое в повести

мистика в повести

детальное описание

Основными литературными приемами, которые пользуется автор, являются гротеск, гипербола и юмор. Все критики гоголевского творчества отмечали, что автор описывал все очень детально. Все образы, которые создает автор в своих произведениях, - это глубокие и яркие символы. Писатель пытался передать при помощи главных героев национальный характер произведения. Фантастическое представлено у Н.Гоголя лишь только злом – это мир нечистой силы.

Известность мистической повести

повесть в кинематографе

Эта мистическая повесть была экранизирована в 1909 году, но ни эта ее экранизация, ни последующие две не сохранились. В наше время самой лучшей черно-белой экранизацией является фильм 1967 года, но в 2009 году вышел новый фильм по гоголевскому мистическому произведению. Во многих фильмах, в том числе и зарубежных, использовались отрывки из повести. Чаще всего это киноленты про ведьм.


Источник: Канал cultpop

Источник: Канал cultpop
Автор: Ярослав Туров

Одним из основных инструментов, который активно использует Гоголь – это символы.

картинка Arlett


Кадр из к/ф "Вий 3D"

ПОЧЕМУ В ЦЕРКВИ НЕТ НИ ОДНОЙ ЖИВОЙ ДУШИ?

Образ церкви – ключевой образ повести. Именно здесь сойдутся вместе основные персонажи, именно здесь суждено погибнуть главному герою. Почему именно церковь Гоголь избирает тем самым местом, где должны случиться самые жуткие сюжетные события? Наверняка выбор этот был сделан писателем намеренно. Наверняка он придавал этому какое-то символическое значение. Какое?

Что же это за Божий дом, в котором не проводятся богослужения, в котором нет ни священнослужителей, ни паствы? О Боге и душе здесь не заботится никто – ни хозяин поместья, ни его подданные.

Так или иначе, но совершенно очевидно, что церковь в повести Гоголя – это не только церковь в буквальном, обиходно-бытовом смысле – то есть строение особого рода, предназначенное для коллективного отправления христианских обрядов, а нечто более объёмное, символическое. В расширительном смысле Церковь (в соответствии с православно-христианским каноном) – это от Бога установленное общество людей, соединённых православной верой, Законом Божьим, священноначалием и Таинствами. Ни одному из этих условий, как мы увидели, изображённая в повести Гоголя церковь не соответствует. Она никого не объединяет в христианской вере, здесь не проводятся религиозные таинства (таинства если и есть, то, скорее, дьявольские). Самое поразительное – это то, что церковь не притягивает к себе ни одну живую душу, напротив – отпугивает, нагоняя страх и ужас.

С точки же зрения христианской догматики (которую знал и разделял Гоголь), находящийся вне Церкви человек христианином быть не может, каким бы хорошим он ни был, и какие бы иллюзии на этот счёт ни питал. Канон говорит о невозможности спасения верующих вне Церкви. Какой же вывод напрашивается из того, что в повести все без исключения персонажи фактически находятся вне пределов лона Церкви? И это притом, что жители хутора как будто бы считают себя православными людьми.

картинка Arlett

ВЛАСТЬ ТЬМЫ И ТИШИНЫ

Сам факт предельной насыщенности гоголевской повести мраком, темнотой, чернотой имеет глубокий символический смысл: церковь и окрестности – пространство, в котором властвуют демоны тьмы.

картинка Arlett

Мы уже упоминали о железной крышке гроба, и это не единственный в произведении железный объект. Гоголь фиксирует внимание на железных рамах церковных окон (через эти рамы проникают в церковь демонические твари), на железном лице и железном пальце Вия. Железо, как материал, является символом во многих культурах мира. Иногда оно может символизировать стойкость, силу, прочность, несгибаемость. Для нашего случая это вряд ли подходит. Следует вспомнить, что железо – материал, из которого изготавливались практически все орудия убийства и пыток.

картинка Arlett

СИМВОЛИКА КРУГА

картинка Arlett

Немаловажное значение для уточнения авторского замысла имеют имена героев повести. Слишком колоритны они, чтобы их можно было проигнорировать при анализе произведения. Вся троица бурсаков носит явно неслучайные имена: ритор Тиберий Горобец, богослов Халява и философ Хома Брут. Как известно, в классической русской литературе последних двух веков существует неписаное правило: литературный герой, как правило, получает такое имя, которое соответствует его сущности, его характеру. Этот эстетический принцип близок и Гоголю. На протяжении всего творческого пути писатель уделял подбору имён для персонажей (имён в широком смысле – то есть и личных, и фамильных) особое внимание. Причём имена, которыми Гоголь наделяет своих персонажей, не только воплощают индивидуальные особенности личности, так или иначе характеризуют персонажа и отношение к нему автора, но и отражают некоторые характерные для изображаемой эпохи бытовые и социальные явления.

Главного героя повести зовут Хомой Брутом, и это обстоятельство тоже заслуживает внимания. Имя героя явно перекликается с именем Фома, которое, в свою очередь, заставляет вспомнить одного из учеников Христа, усомнившегося в воскресении учителя – Фому неверующего. Это имя в русском языке стало нарицательным. Оправданна ли в произведении Гоголя такая ассоциативная параллель? Безусловно. И дело даже не в том, что в конце повести философ не поверил внутреннему голосу, посмотрел на Вия и погиб. Как и евангельский персонаж, философ Хома не верует в Спасителя, поэтому он, как и его предтеча, вполне заслуженно может быть назван Хомой (Фомой) неверующим.

картинка Arlett

Ключевые слова: символы, магия, религия.

Религиозная идея раскрывается автором через символы, функциональная роль которых становится понятной лишь в сюжетном контексте. Частое употребление образов, имеющих символическое значение, показывает читателю их потаенный смысл, помогая переключать восприятие из сферы рационального в сферу иррационального познания. Многочисленные повторяющиеся символические образы раскрывают скрытую идею произведения. Анализируя повесть через призму символов, можно увидеть нечто большее, чем ведьму, наводящую ужас на семинариста.

Далее, как утверждает Юрий Арабов [2, с. 21], описывается парадоксальная ситуация – Хома Брут, должен отпевать Панночку, которую сам же и убил. Сложно представить себе, что молитвы совершившего преступление человека без собственного покаяния как-то помогут душе мертвой Панночки обрести покой, тем более что убийца – будущий священник. Тем не менее, проанализировав детально текст повести, можно увидеть совершенно иное, а именно, выраженную демонстрацию магической силы и фатальность человеческой судьбы. Именно фатальность, предопределенность судьбы проходит красной чертой по всему тексту.

Они осматривались, но хутора не было, но после некоторого движения вперед появился хутор, состоявший из двух только хат, находившихся в одном и том же дворе, то есть это был не хутор, а постоялый двор. Отметим - хутора не было, он появился, как бы внезапно.

Случай с псарем Микитой, возможно, иллюстрирует архетипический образ ночного ведьмовского полета не метле, только роль метлы играет человек. Как известно, в традиционном колдовстве метла выступает как символическое средство, с помощью которого можно выйти за пределы нашего мира и очутиться в непостижимой реальности иного мира. Вероятно, в случае с псарем это получалось и для более глубокого постижения иной реальности. Ведьме нужен более сильный проводник, которым и должен был оказаться Хома. Однако Панночка, вероятно, недооценивала его способностей, что и привело к ее трагическому концу. Между тем, можно предположить, что ведьма знала, чем закончится эта встреча и использовала Хому для передачи знаний этого мира с тем, чтобы вместо них получить знание мира иного. Как известно, колдун или ведьма не могут умереть, не передав свои знания.

Можно провести аналогию с избушкой на курьих ножках, которая является границей, отделяющим царство живых от царства мертвых. Баба Яга в подобной избушке – пограничное существо, не живое и не мертвое, оно и вводит добра молодца в иной, потусторонний мир. Гоголевская Панночка столь же двойственна, как и Баба Яга. Она тоже знакомит философа Хому с иным миром, точнее, с иной стороной мира. С той лишь разницей, что, в отличие от доброго молодца, Бруту никогда не вырваться оттуда. Еще раз подчеркнем, Хома хочет добиться непростой цели – укротить волнующий его труп, а добивается лишь того, что ведьма его просто не видит.

Таким образом, в битве религии и магии, первая эту битву проигрывает. Вероятно, автор показывает, что в людях недостаточно веры, а священники пока не готовы наставлять людей и вести их, поскольку сами этой веры не имеют.

Литература

1. Гоголь Н.В. Собрание сочинений [Текст]. В 7 т. Т. 2. Миргород / Н. В. Гоголь; коммент. С. Машинского.- М.: Худож. лит., 1984.- 319 с.

Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Читайте также: