Мистическое содержание это в литературе кратко

Обновлено: 04.07.2024

Мистика – интригующий жанр литературы. Её основные черты – это странные события, необъяснимые явления, неясные знаки, будто из потустороннего мира и страх неизвестного, сверхъестественного, не поддающегося логичному объяснению.

В классической литературе сверхъестественное не только вплетается в сюжет, но и нередко само становится сюжетом.

Основные жанровые черты мистической истории:

В основе идеи и сюжета – сверхъестественное, необъяснимое логически явление, событие.

Главный герой – обычный человек в необычных условиях.

Персонажи – либо обладатели сверхъестественных способностей (ведьмы, маги, чародеи), либо представители потустороннего мира (призраки, демоны, черти).

Двоемирие – сочетание реальности и ирреальности, причем реальность преобладает, а ирреальный мир как бы просвечивает сквозь туман неясных и необъяснимых явлений.

Таинственные события и проявления потустороннего мира никак не объясняются, базируясь исключительно на вере человека в сверхъестественное.

Атмосфера истории – либо мрачная, сумеречная, либо построена на контрасте (был солнечный день, и внезапно всё поменялось, налетел ветер, тучи, началась буря).

Детали антуража вполне реальные, но утробно пугающие – тёмные углы, самооткрывающиеся окна и двери, потухшая внезапно свеча, перегоревшая лампочка, болотный запах, духота, леденящий холод.

Частые глаголы – скрип, вой, хлопки, стук, лязг, дребезжание, хрипение.

Главное действующее лицо в мистике – страх (страх героя, страх читателя и самого автора). И этим мистика перекликается с другим, не менее интригующим жанром литературы – ужасом (хоррор – само слово, будто создано, чтобы наводить трепет). Эти жанры могут выступать в связке, как часто у Стивена Кинга. Но у них есть существенные отличия.

Чем литературная мистика отличается от ужаса?

Мистическое произведение всегда начинается в естественных реалиях обыденной жизни и в какой-то момент, когда читатель совсем ничего не подозревает и думает, что ему просто рассказывают какую-то историю, в ней происходит слом привычной физики, слом реальности. И вот этот момент неожиданности очень важен.

Мистическая литература доказывает и на ярких примерах показывает, что суеверие сильнее веры. На руку писателям работают контрасты: большинство мистических историй начинаются в канун Рождества православного или католического. Казалось бы, чего вам бояться, если вы уже помолились, причастились, испили святой воды. Нет. Это не работает, когда из тёмного угла на тебя надвигается чёрная тень, а дверь ни с того, ни с сего сама собой со скрипом отворяется.

Однако мистика и ужас имеют разные цели. Ужас, замешанный на самых естественных страхах человека (страх смерти, страх болезни, страх темноты – в общем и, в частности, как страх неизвестности) призван именно напугать, пощекотать нервы и в конце концов оставить массу вопросов. Мистика призвана через сверхъестественное открыть человеку глаза на вполне реальные его проблемы – характера, образа жизни, отношений с другими людьми.

Хоррор ассоциален, он разъединяет людей, разграничивает, разобщает. Он заставляет человека остаться наедине со своими природными страхами и либо победить или хотя бы усмирить их, либо окончательно потерять рассудок.

Мистика, напротив, социальна. Она побуждает людей стремиться друг к другу, оказывать взаимопомощь, объединяться, пусть и на почве общего страха. Мистика гораздо острее ставит именно социальные проблемы, общественно-политическую ситуацию высвечивает через иной – иррациональный – контекст.

В мистике меньше абсурда, больше фольклорных, мифологических мотивов.

В ужасах тоже этого добра хватает. Однако ужас сам по себе – байка, страшилка, выдуманная или реальная история, чтобы нагнать страх. В ней полно психопатов, шизофрении, насилия и кровавых убийств.

Мистическая история корениться на самых обычных, привычных, бытовых историях, сквозь которые, словно через покров густого тумана, просвечивает потустороннее, именно оно, потустороннее, сверхъестественное явственно говорит нам о вполне естественных проблемах и как бы подталкивает пересмотреть наши глубинные противоречия, самообман, образ жизни, взаимоотношения с окружающими. Поэтому мистика социальна.

Хоррор апеллирует к психике, к её органическому и ментальному слому.

Мистика апеллирует к суеверию, к слому физики мира.

У хоррора свои назначение и отличительные черты в мировой литературе. Ему нужно посвятить отдельный разговор.

Как устроена мистика?

Чтобы достоверно написать мистическую историю, нужно понимать, как устроена реальность (физика мира), какие суеверия сильны в той местности, которая станет сеттингом (местом действия) в этой истории, как страх действует на человека (физические и психические проявления).

Совсем не обязательно подробно описывать монстров, призраков или ночные кладбища. Можно напугать и отдельными элементами, деталями, обрывочными сведениями.

Без предчувствия и ощущения неизвестной и жуткой опасности, от которой не скрыться и не защититься обычными способами (табуреткой, палкой, пистолетом), мистическое явление будет просто элементом антуража – странным, но не сюжетообразующим.

Что не является мистикой?

Если герою постоянно что-то мерещится, — это не мистика. Это начало классического ужастика. Это больное воображение и слом психики, но не утробный страх сверхъестественного.

Классические элементы мистики:

2) отсутствие объяснения, откуда это явление, как с ним бороться, где искать помощи;

3) тайны и загадки, не поддающиеся логическому объяснению, но вписанные в контекст реальности;

4) неожиданные повороты сюжета и нестандартные развязки;

5) логика событий и образов героев, поскольку история разворачивается в реальном мире, в привычной действительности.

Некоторые произведения русской литературной мистики:

Нечто мистическое сопровождает человека с момента его появления на земле. Это и сакральная религиозная практика, подразумевающая единение с Богом или множеством богов, нематериальных сущностей, духов. И вера в потусторонние силы, способные общаться с людьми, связываться с ними, влияя на жизнь или смерть.

Мы пишем мистику, взывая к древнейшим человеческим страхам и надеждам. Мы читаем мистику, гоняясь за специфическими эмоциями и переживаниями. Мистика занимает на наших читательских полках не последние места. Она так же популярна сегодня, как любовные романы и детективы.

О жанре

Как литературный жанр мистическая проза возникла в первой четверти 19 века, но несмотря на солидный возраст до сих пор пользуется популярностью у широкого круга читателей.

Специфические особенности

Мистическую прозу можно легко спутать с другими родственными жанрами: магическим реализмом, фэнтези или литературой ужасов (хоррором).


Что нужно знать, чтобы не ошибиться, создавая мистическую историю?

  • Во-первых, не терять связь с реальным миром. Именно в нём происходят события любой мистической книги.
  • Во-вторых, показывать чудо — нечто сверхъестественное, непривычное и неуместное с логической точки зрения.
  • В-третьих, не давать объяснения странным событиям. Это всегда тайна, лежащая за пределами человеческого понимания.
  • В-четвёртых, в истории должен присутствовать потусторонний мир — некая параллельная реальность (мир духов, загробный мир). Существа из него проникают в нашу реальность либо герои попадают туда, где находиться человеку непривычно, странно и опасно.
  • В-пятых, этот потусторонний мир в обязательном порядке оказывает влияние на героев. Им страшно, они дезориентированы.
  • В-шестых, нужно умело нагнетать страх, давая ощущение сверхъестественной тайны, намекая на нее (не всегда потусторонние силы действуют явно). Качественный саспенс — половина успеха!

Отличия от ужасов, фэнтези, магического реализма

Сравнивая родственные жанры и чистую мистику, можно отметить следующее:

В ужасах (хорроре) страх не всегда основан на сверхъестественном. Маньяк с бензопилой наперевес тоже страшно, но ничего потустороннего здесь нет. А вот призрак, неспособный воздействовать на героя физически, но пугающий его до смерти — это классическая мистика.

В фэнтези магия и сверхъестественное — часть мира, придуманного автором. Все эти элементы имеют какое-то логическое объяснение. Например, в мистической истории демон — это аномалия, это страх и ужас. В фэнтези — просто одна из рас, возможно и неприятная внешне.

В магическом реализме реальный мир трансформируется под воздействием чего-то необычного, потустороннего, и герой вынужден подстроиться под эти изменения (как в произведениях Маркеса). В мистической истории реальный мир остаётся неизменным. Трансформируется лишь герой, причем чаще психологически.

Мистические элементы

Как в фантастике существуют жанровые элементы и допущения, так и мистика базируется на характерных признаках, имеет характерные черты.

  • артефакт(-ты), найденные героем случайно или полученные в наследство;
  • сверхъестественные способности у персонажей;
  • присутствие или намёк на близость потусторонних сил;
  • атмосфера страха, иногда проистекающая из вполне реальных вещей и событий (случайного скрипа двери, потухшей лампочки, зловещего завывания ветра);
  • явное наличие двух миров — реального и ирреального (потустороннего), проявляющегося в нелогичных, странных событиях и явлениях;
  • атмосфера тайны, ничем не объяснимой загадки, — всё рассчитано исключительно на веру читателей.

Главное — предвкушение страшного события. Без него испугать читателя не удастся. Мистическое явление, описанное прямо, — просто антураж. А вот ощущение опасности, от которой невозможно защититься обычными способами или сбежать, по-настоящему холодит кровь.

Как создать мистическую атмосферу?

Основной писательский инструмент в этом жанре — яркие и точные описания , делающие упор на какую-то жуткую деталь (например, хлопающие сами по себе ставни, зловещий собачий вой, след крови на столе, и так далее).

Что на практике?

Итак, для мистики (как страшной истории) понадобится:

  • странный случай из жизни автора или его знакомых;
  • или мистическое событие, имевшее место в чьей-то реальной жизни (можно взять на форумах);
  • а также герой, который ввяжется в странную историю.

На что ещё обратить внимание?

Важные на мой взгляд моменты:

Первое — учи матчасть! Не пиши о том, в чём совсем не разбираешься. Действие ведь происходит в реальном мире. Поэтому автору в помощь энциклопедии, интернет и в особо сложных случаях консультанты.

Второе — долой штампы! Не нужно создавать очередного Дракулу или Эдварда Каллена. Даже на всех до дыр заштампованных вампиров существует свежий авторский взгляд. если этого хорошенько захотеть.

Четвёртое — долой мясо, то есть расчленёнку. Мистическое повествование — это не ужасы, как уже было отмечено выше. Здесь страх возникает на уровне подсознания и доводит читателя вместе с героем до полной обречённости, отчаяния.

Пятое — не сливай концовку, в смысле не пиши шаблоны и банальности, которые все читали или видели в кино! Рецепта, как достойно завершить мистический рассказ/повесть/роман, естественно, нет. Тут всё зависит от идеи и её оригинальной реализации автором.

Чаще всего в виде идей приходят герои или персонажи, реже – миры и их легенды, события или явления.


Основной вопрос здесь — о чём история? На чём основан сюжет?

Если идея пришла из образа героя, выясните три вещи:

  • что в герое необычного;
  • с чем сверхъестественным он столкнётся;
  • чем такая встреча для него закончится.

Точно такие же вопросы необходимо задать, если идея пришла из некоего явления, легенды, распространённого страха:

  • что в ней/в нём особенного;
  • как это особенное влияет на героев и мир истории;
  • что в результате получается.

Атмосфера

Ощущение другого мира — невидимого, но существующего рядом, создают яркие детали и подробности:

  • вещие сны;
  • необъяснимые происшествия;
  • странные совпадения;
  • тяжёлые предчувствия;
  • древние обряды (например, все знают, что гадания небезопасны);
  • поверья и местные легенды;
  • семейные предания.

Страхи и фобии

Особенность человеческой психики такова, что все мы страшимся неизвестности, собственной беззащитности и уязвимости.

Есть и базовые страхи, знакомые многим:

  • высоты;
  • темноты;
  • пауков и крупных насекомых;
  • хищных животных;
  • огня;
  • бурной воды;
  • умерших людей и животных.

А также специфические фобии: боязнь замкнутого пространства, клоунов, кукол, зеркал.

Ответьте на следующие вопросы:

  • Чего именно и почему боится главный герой?
  • В чём этот страх выражается?
  • Как подстёгивают страх уже придуманные ранее элементы истории (сны, легенды, предчувствия, предания, и т.п.)?

В заключение

Так как действие происходит в реальном мире, важно не терять логику повествования. Однако приветствуются неожиданные сюжетные повороты и нестандартная развязка.

В хорошей истории сверхъестественное настигает читателя каждый раз, когда он этого не ожидает! Он не понимает, что происходит — откуда это явление, как герою от него защититься и где искать помощи. Все загадки и тайны вписаны в контекст реальности, но у них нет никакого логического объяснения.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




МИСТИЦИЗМ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ПОЯСНИТЕЛЬНАВЯ ЗАПИСКА

Для своей работы я выбрала тему "Мистика в литературе, как отображение мира человеческой души". В основе человеческой психологии заложен живой интерес ко всему таинственному, необъяснимому, и я не исключение. Эта тема вызывала у меня интерес ещё с детства. Я прочла ряд литературных произведений, содержащих элементы мистицизма, у меня за плечами уже есть некоторый читательский опыт, которого достаточно для проведения сопоставительного анализа.

В своей работе я хочу уделить особое внимание творчеству Николая Васильевича Гоголя. Выбор автора не случаен, так как он является наиболее ярким представителем мистического направления в русской литературе. Его жизнь и творчество неотрывно связаны со всем загадочным и необъяснимым. В своей работе я уделяю особое внимание таким его произведениям, как "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Вий", "Нос", "Шинель", "Портрет".

Главная цель моей работы - определить место мистической литературы, её функции и значимость для человека.

Задачи, которые я ставлю перед собой: изучение литературных произведений мистической направленности как русских, так и зарубежных авторов; поиск общих отличительных черт мистицизма; определение источников мистицизма и его функций.

I. МИСТИЦИЗМ И ЕГО ИСТОКИ

Целью моей работы не является изучение мистицизма с философской, научной и теологической точек зрения. Поэтому я не рассматриваю определения мистицизма, данные философами, учёными и религиозными деятелями. Тем более что спор о природе и сути мистицизма идёт в указанных сферах до сих пор.

С точки зрения литературы мистицизм (от греч. mystikos - таинственный) это:

нечто непонятное, необъяснимое, загадочное (источник: словарь Т. Ф. Ефремовой);

ученье, убеждение, понятие или наклонность к таинственному толкованию и обрядливости (источник: словарь В. Даля);

нечто загадочное, непонятное, необъяснимое (источник: словарь Д. Н. Ушакова);

Все эти определения выделяют основные признаки мистицизма. Прежде всего - обращение к миру сверхъестественных сил, природа которых лежит за гранью человеческого разума и которые воспринимаются человеком на уровне душевных ощущений.

Человечество всегда проявляло интерес к мистицизму, в том числе в живописи, скульптуре, музыке, алхимии, литературе. Но если картину мы видим, музыку слышим, то описанное словами мы можем лишь мысленно представить, понять разумом; мистическую же литературу важно воспринять не только пятью основными чувствами, но и шестым - душою.

Начало своё мистицизм берёт в народном этносе и религии. Оттуда он заимствует тему, персонажей, символы, а также способ передачи ощущений, чувств и эмоций.

Основной темой является вечный конфликт добра и зла и личный выбор человека.

Яркий пример - трагедия Иоганна Гёте "Фауст". Главный герой, доктор Фауст, человек, проживший долгую жизнь, его разум пресыщен. Он пытается познать мир, но все попытки оказываются бесплодными. Долгое время Фауст прожил затворником в своём кабинете, и ему хочется вкусить прелести жизни. Разум его силён, но душа слаба, пуста и беспомощна, о чём свидетельствует разочарование в науке, которой он отдал всю жизнь, попытка самоубийства и согласие на сделку с Мефистофелем. Слабости души Фауста противопоставляется сила души Маргариты, которая способна простить и вымолить прощение за него.

В балладах Василия Жуковского "Людмила" и "Светлана" герои также встают перед нравственным выбором. Главные героини обеих баллад ждут возвращения своих возлюбленных. Одной приходит страшная весть, а второй снится тревожный сон. Людмила начинает роптать на Бога: "Нет, немилостлив творец; все прости; всему ". И взамен она получает то, что просит - девушку забирает её мёртвый жених: "Твой услышал стон творец; час твой бил, настал конец". Светлана же покорна судьбе, она просит Бога помочь ей: "Я молюсь и слёзы лью! Утоли печаль мою, ангел-утешитель". И к ней приезжает её милый, живой и по-прежнему любящий. "Лучший друг нам в жизни сей вера в провиденье".

Борьба добра и зла наглядно показана в рассказе Николая Гумилёва "Чёрный Дик". Главный герой - воплощение зла, он совершает исключительно низкие поступки. Пастор пытается бороться с ним, наставить людей вокруг него на путь истинный. Но затем священник понимает, что невозможно с насилием бороться насилием и что ему не стоило идти против Дика и пробуждать зло, таившееся в нём: "Всякому дана своя судьба, и не подобает нам, ничего не знающим людям, своевольно вмешиваться в дело Божьего Промысла". В конце Чёрный Дик, принявший своё настоящее обличие, обращается в страшного зверя и умирает. Но зло оказывается побеждено ценой жизни невинной девочки, которая является в рассказе воплощением добра.

Многие персонажи и символы пришли в мистицизм из этноса и религии. Оттуда заимствованы не только фантастические, но и реальные существа, наделённые необычными свойствами.

Чёрный ворон встречается во многих произведениях. Птица символизирует зло, смерть, запустение с одной стороны, и долголетие и мудрость с другой. "Ворон каркает: печаль!" - говорится в балладе "Светлана". В своём стихотворении "Ворон" Эдгар По называет птицу "гордым Вороном старых дней", "ужасным духом", "неустрашимым пророком", "вещим".

Ворону противопоставляется голубь - символ мира, любви, чистоты, надежды. В балладе "Светлана" он показан защитником. В том же произведении упоминается ещё одна птица - петух, символ солнца, рассвета.

Не только живые существа, но даже камни являются неким знаком, символизируют культ огня, как в рассказе "Чёрный Дик". В том же произведении упоминаются и другие символы: пещеры, как способ проникновения в иной мир в кельтской мифологии; чёрные камни - знак присутствия древних тёмных сил и т. д. В балладе "Светлана" говорится об ещё одном символе - зеркале, в которое смотрится героиня во время гадания. Зеркало - символ вечности, душевной чистоты, отражение сверхъестественного интеллекта.

Тематика мистицизма часто бывает обращена к библейским сюжетам, и героями произведений выступают Иисус Христос и Сатана в разных обличиях. Яркими примерами служат трагедия "Фауст" Иоганна Гёте и роман "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова.

Мистицизм вслед за народным этносом и религией имеет собственные способы передачи ощущений, чувств и эмоций, отражающие мир, в который должен погрузиться читатель. В первую очередь, это пограничное состояние сознания человека, когда его разум притуплён, и на первый план выходят чувственные ощущения. Таковыми являются состояние сна, погружение в отрешённость, состояние наркотического и алкогольного опьянения. В этими моменты человек лишён способности адекватно воспринимать действительность и может выйти за рамки реальности.

Данный приём используется в балладе "Светлана". В ночь перед Крещением героиня видит тревожный сон. Сны, приснившиеся в эту ночь, считаются вещими. Светлана преодолевает все препятствия и опасности во сне, после чего она пробуждается, и наяву всё оказывается хорошо. "Здесь несчастье - лживый сон; счастье - пробужденье".

В новелле "Лигейя" герой пребывает под действием опиума, пытаясь хоть на время избавиться от душевных мук, вызванных смертью любимой жены. Он настолько погружён в себя и свои видения, что когда у него на руках умирает его вторая жена, живой человек, герой не столь переживает о ней, ему мерещатся призраки, перед ним встаёт образ Лигейи.

В рассказе "Чёрный кот" Эдгара По герой спивается и медленно начинает терять самого себя. Его поведение изменяется в худшую сторону, он причиняет боль тем, кого любит, в порыве злости убивает жену: "Душа моя, казалось, вдруг покинула тело; и злоба, свирепее дьявольской, распаляемая джином, мгновенно обуяла всё моё существо". Его преследуют страшные видения, вызванные угрызениями совести.

Также часто употребляется приём обращения к прошлому. В рассказах "Чёрный Дик" Николая Гумилёва и "Метценгерштейн" Эдгара По рассказывается о событиях прошлых лет, превращённых в легенды. По мнению авторов, эти события произойти сейчас не могут, что в них с трудом поверит их современник.

В рассказе "Падение дома Ашеров" Эдгара По герой описывает прошлое в песне: "Там, где ангелы порхали по траве родных долин, озарял блистаньем дали гордый замок-исполин". Радостному началу песни противопоставляется её концовка: "Обитель чёрных бед; зловещий смех во тьме витает, улыбок больше нет", а также вся атмосфера рассказа, в котором повествование идёт о моменте настоящем. Автор ищет в прошлом то добро, тот свет, которого не видит в настоящем. Будущее гнетёт его, кажется страшным, роковым и необратимым.

Интересен ещё один способ - проведение обрядов. В балладе Светлана описываются рождественские гадания. В "Фаусте" герой взывает к духам, желая постичь тайны природы. Магические ритуалы как бы являются средствами связи человека с миром сверхъестественных сил, возможностью познать его.

Главной функцией народного этноса и религии является воспитательная, а также необходимость сохранения в истории имён героев и их подвигов, которые могли бы послужить примером для будущих поколений.

II. ОТЛИЧЕТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МИСТИЦИЗМА. ФУНКЦИИ

Мистицизм не только вбирает в себя все эти функции, но и идёт дальше, приобретая свои отличительные особенности. Воспитательная функция постепенно утрачивает свою значимость. На первое место выходят другие цели:

исследование мира сверхъестественных сил, неподвластного человеческому сознанию;

попытки определить место и возможности человека в мире, стоящем за пределами его понимания;

раскрытие вечного конфликта добра и зла;

восприятие мира читателем душою, а не разумом;

завуалированное описание реальности с помощью фантастических персонажей и явлений;

создание фона, особого колорита;

привлечение читательского интереса.

III. ТВОРЧЕСТВО НИКОЛАЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ГОГОЛЯ

Теперь я хочу обратиться непосредственно к творчеству Николая Васильевича Гоголя. Этого автора я выбрала не случайно. Его мистические произведения – это целый мир, многогранный, яркий и красочный.

Причину противоречивости взглядов Гоголя, как на реальный мир, так и на мир сверхъестественных сил, душевного неспокойствия, на мой взгляд, следует искать в детстве автора.

Но мистицизм не может подменить веры. Гоголь не находит душевного спокойствия ни в чем, и этот внутренний конфликт находит свое отражение в его произведениях.

При всем различии сюжетов, на первый план выходит личный выбор человека в определении вечных вопросам добра и зла, который он делает своим сердцем и своей душой.

В первом случае, главный герой – наследственный колдун, предок которого предательски убил своего лучшего друга вместе с сыном, сам является воплощением зла и губит близких ему людей. Здесь присутствуют и библейские мотивы, поскольку плату за грехи отцов несут и дети. Зло в конце побеждено, но очень дорогой ценой – ценой жизни неповинных людей.

Во втором случае, желание получить в жёны любимую девушку и жажда наживы, по навету ведьмы толкают главного героя Петруся на убийство ребенка – своего собственного брата. Но желаемое, полученное таким путем, не приносит счастья. Петрусь сходит с ума, превращается в горсть пепла, а деньги – в битые черепки.

При описании трех ночей, когда Хома отпевает усопшую панночку, Гоголь использует традиционный для мистиков прием. Состояние главного героя близко к галлюцинациям или ко сну, когда все окружающее воспринимается душой, а не разумом.

Нельзя не сказать об образах панночки и Вия.

Панночка – жестокая, коварная ведьма, способная принимать облик животных. Она мучает людей, пьет их кровь. Однако образ панночки, созданный автором, не лишен не только загадочности, но и определенной привлекательности. В душе читателя возникает сострадание. Что заставило панночку стать ведьмой? Автор не дает ответа, позволяя сделать самостоятельный выбор.

Образ Вия возник из древних народных верований. Старое непобедимое зло таится в недрах земли, и люди своим неразумным поведением всегда могут его пробудить.

Конечно, образ коллежского асессора Ковалева комичен, суть же произведения заключается в раскрытии изъянов общественного сознания не только той эпохи, но и, к сожалению, последующих поколений. При этом методы и способы мистической литературы идеально подходят в данном случае для создания образов героев.

Герои и первой и второй частей произведения поддались искушению, хотя по разным причинам. Их души встали на сторону зла, и зло проявилось и отразилось на судьбах многих людей.

Повторюсь, что мы не знаем содержания второго тома романа, но, возможно, автор все-таки решился вернуться к теме сверхъестественных сил. Написанное стало для него самого страшным откровением, которое он посчитал необходимым уничтожить. Мир сверхъестественных сил и его возможности влиять на судьбу человека так и остались для Гоголя неразгаданными. Являясь первоначально основой душевных противоречий писателя, мистицизм стал для него испытанием и наказанием.

Может быть, поэтому мистика в творчестве Гоголя так уникальна, изобретательна и многопланова. Созданные им образы до сих пор привлекают и волнуют читателя. И это очевидно. Человека всегда будет интересовать то, что находится за пределами его разума. Всегда будет живо желание человека прочувствовать и ощутить самому загадочный и необъяснимый мир. Но хочется верить, что, воспринимая чужой опыт, душа человека будет совершенствоваться и обратится в мир света и добра, в мир, где торжествуют любовь и гармония.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Иоганн Гёте "Фауст"

Оскар Уайльд "Портрет Дориана Грея"

Эдгар По "Ворон", "Лигейя", "Чёрный кот", "Метценгерштейн", "Падение дома Ашеров"

Василий Жуковский "Людмила", "Светлана"

Николай Гумилёв "Чёрный Дик"

Михаил Булгаков "Мастер и Маргарита"

0_7a555_d1be414c_XL

Мистика – один из самых интересных и интригующих современных жанров. Ее составляющие – это странные события и необъяснимые явления, знаки потустороннего мира и леденящие душу существа, возникающие из ниоткуда. И страх – страх неизвестного, сверхъестественного, не поддающегося логичному объяснению.

Мистика щекочет нервы и завораживает, чем привлекает внимание читателей. И создает проблемы писателям, ведь нагнать жути и напугать словами не так-то просто.

Жанровые черты мистики

Их не так много. Давайте попробуем перечислить основные:

Особенности работы над мистическими историями

Главное действующее лицо в мистике – это страх. И не только страх героя, но и страх читателя, а также ваш собственный. Чтобы достоверно написать пугающую сцену, нужно понимать, как страх действует на человека. И нужно самому бояться того, о чем пишешь. Поэтому одними описаниями монстров, призраков или ночных кладбищ не обойтись.

Без предчувствия ужасного, без ощущения неизвестной и жуткой опасности, от которой не скрыться и не защититься обычными способами (той же табуреткой или пистолетом), мистическое явление будет просто антуражным элементом – странным, но не страшным ни разу.

Как строится сюжет мистической истории

В общих чертах завязка едва ли не каждой мистической истории состоит из следующих шагов:

И вот здесь-то начинается самое интересное!

Как писать книги в мистическом жанре
Общее настроение и рост напряжения в повествовании

Тяжелая атмосфера предчувствия, мрачноватый антураж, гнетущее ощущение неясной опасности – это обязательные элементы мистики, и неважно, что вы пишете – рассказ, повесть или роман. В мистике пугают не призраки или кладбища, а сам страх – боязнь призраков или кладбищ.

А поскольку самый главный страх – это страх неизвестности, то в мистике обязательны:

Курс Ключи к мистике

Вы научитесь подбирать необходимую информацию и перерабатывать ее в новые сюжетные идеи, а также узнаете, из чего состоит атмосфера мистики, как придумать мистический сюжет и прописать достоверного мистического персонажа.

По итогам работы у вас на руках будет план истории + проработанные детали мира, мистической атмосферы + опыт в написании мистических сцен.
Заказать курс

В мистике, конечно, должно быть много необъяснимого и пугающе странного, но все странности нужно логично вписывать в сюжет, поэтому и страхи должны иметь логичную основу.

Если герой, например, всю жизнь боится призраков, нужна небольшая предыстория – почему они пугают его до жути и во взрослом возрасте.

Таким образом, если вы не боитесь браться за столь сложный жанр… то бойтесь! Бойтесь в каждой сцене – за героя и его рассудок, за жизни персонажей. И, разумеется, бойтесь того, о чем пишете, ведь самый достоверный страх – тот, который вам знаком не понаслышке, который пережит и прочувствован. И если вам не страшно бояться и не пугает то, что живет внутри вас… Удачи в написании мистической истории!

Читайте также: