Мишель фуко правительственность кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мишель Фукопрожил сравнительно короткую, но насыщенную яркими биографическими и философскими событиями жизнь. Ему довелось быть преподавателем психологии, врачом в психиатрической поликлинике, членом компартии, заведующим кафедрой истории мыслительных систем в знаменитом Коллеж де Франс; кроме Франции работал в Германии, Тунисе, Швеции, США. Он мог позволить себе не откликнуться на приглашение к разговору со стороны французского президента, выступить в защиту заключенных. Наконец, знатоку истории безумия и сексуальности суждено было умереть от синдрома приобретенного иммунодефицита.

Крайне необычайно формировалась философская позиция Фуко. Критический талант оставляет его равнодушным к часто постулируемому превосходству науки над другими, ненаучными видами знания. Не теряя из вида перспективу философии и науки, он решительно сдвигается от них в сторону не-философии и не-науки, обращается к анализу таких малоизученных феноменов, как безумие, медицина, сексуальность. Более того, он ищет разгадку интересующих его проблем отнюдь не в достижениях 20 века, а в предшествующих ему периодах. В начале своей философской деятельности Фуко чаще всего обращался к материалам 16-19 веков, позднее он стал вовлекать в сферу своего анализа материалы античности и средневековья.

Следует подчеркнуть особую заинтересованность Фуко в реальной работе историков.

Структура опыта – культурные ситуации, охватывающие объекты познания и познающего субъекта.

Дискурс – это структурированное поле высказываний, содержащие правила, воздействующие на оформление познавательного опыта.

Историческое a priori – это совокупность правил, характеризующих дискурсивную практику, наиболее существенные принципы организации познания.

4) ренессансную (16 в.);

5) классическую (17-18 вв.);

6) современную (с началом 19 в.).

В центре внимания Фуко – проблема субъекта. Это не субъект классической философии, но существо, возникшее в результате игры тождеств – различия слов и вещей. Это некое поле, являющееся результатом воздействия сил знания и власти. Он говорит о власти-знании, которое понимается не как нечто репрессивное: власть отождествляется со знанием. Субъект предстает как событие. Стратегия субъективации – это не только формы власти общества над субъектом, но и власть над самим собой, это контроль и самоконтроль одновременно, и в этом смысле субъект в рамках современной эпистемы – это эффект знания и эффект власти.




Жак Деррида (1930-2004) – философ, которого можно считать и структуралистом, и постструктуралистом, и философом постмодерна. Преподавал в Сорбонне (1960 - 1964), Высшей нормальной школе, сотрудничал в литературно-критическом журнале "Тель Кель", организовал "Группу исследований в области философского образования", один из инициаторов создания Международного философского колледжа (с 1983 г.). В последние годы преподает в Высшей школе исследований в социальных науках (Париж), читает лекции в ряде европейских и американских университетов. Оказал большое воздействие на современное американское литературоведение в его постструктуралистском варианте (Миллер, де Ман, Блум). Испытал влияние Гегеля, Ницше, Гуссерля, Хайдеггера, Фрейда, представителей литературного авангарда (Арто, Батай, Бланшо, Клоссовски и др.).

Термин "постструктурализм" достаточно условен. Интеллектуальное течение, названное этим словом (и объединявшее весьма разнящихся между собой авторов) было вызвано к жизни осознанием ограниченности структурализма, в том виде, как он сложился в этнологии, литературоведении и искусствознании в 60 - 70-е годы. Суть структуралистской доктрины - поиск в любых областях реальности устойчивых порядков (структур), обнаружение которых дает ключ к познанию самых разных явлений природы и социальной жизни. Выявить структуру того или иного феномена означает выявить тайну его устройства и соответственно алгоритм функционирования. Уже в конце 60-х годов саморефлексия структуралистского движения приводит к тому, что его виднейшие представители (Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж. Лакан) отходят от установок структурализма (бесспорным классиком которого является К. Леви-Строс).

Мишель Фукопрожил сравнительно короткую, но насыщенную яркими биографическими и философскими событиями жизнь. Ему довелось быть преподавателем психологии, врачом в психиатрической поликлинике, членом компартии, заведующим кафедрой истории мыслительных систем в знаменитом Коллеж де Франс; кроме Франции работал в Германии, Тунисе, Швеции, США. Он мог позволить себе не откликнуться на приглашение к разговору со стороны французского президента, выступить в защиту заключенных. Наконец, знатоку истории безумия и сексуальности суждено было умереть от синдрома приобретенного иммунодефицита.

Крайне необычайно формировалась философская позиция Фуко. Критический талант оставляет его равнодушным к часто постулируемому превосходству науки над другими, ненаучными видами знания. Не теряя из вида перспективу философии и науки, он решительно сдвигается от них в сторону не-философии и не-науки, обращается к анализу таких малоизученных феноменов, как безумие, медицина, сексуальность. Более того, он ищет разгадку интересующих его проблем отнюдь не в достижениях 20 века, а в предшествующих ему периодах. В начале своей философской деятельности Фуко чаще всего обращался к материалам 16-19 веков, позднее он стал вовлекать в сферу своего анализа материалы античности и средневековья.

Следует подчеркнуть особую заинтересованность Фуко в реальной работе историков.

Структура опыта – культурные ситуации, охватывающие объекты познания и познающего субъекта.

Дискурс – это структурированное поле высказываний, содержащие правила, воздействующие на оформление познавательного опыта.

Историческое a priori – это совокупность правил, характеризующих дискурсивную практику, наиболее существенные принципы организации познания.

4) ренессансную (16 в.);

5) классическую (17-18 вв.);

6) современную (с началом 19 в.).

В центре внимания Фуко – проблема субъекта. Это не субъект классической философии, но существо, возникшее в результате игры тождеств – различия слов и вещей. Это некое поле, являющееся результатом воздействия сил знания и власти. Он говорит о власти-знании, которое понимается не как нечто репрессивное: власть отождествляется со знанием. Субъект предстает как событие. Стратегия субъективации – это не только формы власти общества над субъектом, но и власть над самим собой, это контроль и самоконтроль одновременно, и в этом смысле субъект в рамках современной эпистемы – это эффект знания и эффект власти.

Жак Деррида (1930-2004) – философ, которого можно считать и структуралистом, и постструктуралистом, и философом постмодерна. Преподавал в Сорбонне (1960 - 1964), Высшей нормальной школе, сотрудничал в литературно-критическом журнале "Тель Кель", организовал "Группу исследований в области философского образования", один из инициаторов создания Международного философского колледжа (с 1983 г.). В последние годы преподает в Высшей школе исследований в социальных науках (Париж), читает лекции в ряде европейских и американских университетов. Оказал большое воздействие на современное американское литературоведение в его постструктуралистском варианте (Миллер, де Ман, Блум). Испытал влияние Гегеля, Ницше, Гуссерля, Хайдеггера, Фрейда, представителей литературного авангарда (Арто, Батай, Бланшо, Клоссовски и др.).

Термин "постструктурализм" достаточно условен. Интеллектуальное течение, названное этим словом (и объединявшее весьма разнящихся между собой авторов) было вызвано к жизни осознанием ограниченности структурализма, в том виде, как он сложился в этнологии, литературоведении и искусствознании в 60 - 70-е годы. Суть структуралистской доктрины - поиск в любых областях реальности устойчивых порядков (структур), обнаружение которых дает ключ к познанию самых разных явлений природы и социальной жизни. Выявить структуру того или иного феномена означает выявить тайну его устройства и соответственно алгоритм функционирования. Уже в конце 60-х годов саморефлексия структуралистского движения приводит к тому, что его виднейшие представители (Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж. Лакан) отходят от установок структурализма (бесспорным классиком которого является К. Леви-Строс).

Вчера, 15 октября, был день рождения одной из главных звезд французской философии XX века — Мишеля Фуко.

Фуко дважды поступал в Высшую нормальную школу в Париже, в школе не имел особых успехов, а по истории – где сегодня он считается специалистом – был вторым в классе. И все же это не помешало создателю первой во Франции кафедры психоанализа стать мировой знаменитостью среди философов. Почему так вышло? Рассказываем о взглядах и теориях знаменитого француза в 10 основных постулатах его работ.


Основной объект исследований Мишеля Фуко — изучение бессознательного сквозь призму различных исторических эпох. История здесь – ключевое понятие.

Основными задачами Фуко было: восстанавливать археологию прошлого о субъекте, пояснять генеалогию современной власти и создать онтологию настоящего.

Именно Мишель Фуко утверждал, что из-за соперничества все в этом мире взаимодействует между собой.

Фуко считал, что никто в этом мире из живых не испытывал настоящего наслаждения, так как от истинного наслаждения мы умираем.


Мишель Фуко почти никогда не обходится без трех главных вопросов Иммануила Канта: что можно знать, что следует делать и что есть человек?

Фуко первым объясняет возникновение понятия "изоляция", сравнивая его со средневековым "отшельничеством". Философ утверждает, что изоляция возникла благодаря европейской культуре, то есть возникновение современных психиатрических больниц – это порождение Нового времени.

Именно Фуко утверждал, что психоанализ и попытка лечения безумцев при помощи разговора - это своего рода карательная мера по отношению к больному. Чуть позже именно эти высказывания станут основой большого движения антипсихиатрии.

Основные понятия, которые использует Фуко: автор, археология, архив, власть, генеалогия, дискурс, д искурсивные практики, историчность, недискурсивные практики и эпистема.

На последнем стоит, пожалуй, остановиться более детально, так как это одно из любимых понятий философа. Эпистема — совокупность представлений о накоплении, хранении и воспроизводстве знаний. Другими словами – структура знаний.

Дополнительные готовые рефераты на темы:

Введение

Исходя из вышеизложенного, можно сказать следующее: «Философия — это особая формация культуры, характерная для конкретного народа или конкретной исторической эпохи, суть которой заключается отнюдь не в накоплении знаний и все более глубоком постижении природных и социальных реалий. В каком-то смысле она ближе к литературе или живописи, не говоря уже о религии, и включает в себя не только знания, но прежде всего мировоззрение и систему ценностей, которые отличают конкретный народ и конкретный период истории.

XX век — это век критического преодоления панлогистического философского идеализма. Фокус внимания смещается с проблем отрицания на проблемы утверждения. Прежнее единодушие в отношении основного вопроса и предмета философии было забыто. Но нельзя отрицать, что все философы XX века в принципе используют в основном идеи и смыслы предшествующей философии. Поэтому новые идеи и концепции этого века в значительной степени основываются на теоретических источниках предыдущей эпохи и несут в себе либо критический, либо инновационный характер. Новые мыслители, пришедшие на смену прежним, критиковали попытки безоговорочно считать естественные науки образцовыми и распространять методы этих наук на всю область знания.

Французская философия 20 века делится на следующие этапы:

  • Феминология;
  • Экзистенциализм;
  • Структурализм;
  • Постмодернизм.

Из всех четырех этапов наиболее специфическим, наиболее инновационным и тем, которому я хотел бы уделить больше внимания, является, на мой взгляд, этап структурализма.

Тема исследования актуальна по нескольким причинам. Кризис рационалистического мировоззрения западного мира заключался в необходимости критического анализа современных процессов дерационализации и иррационализации политики. Одним из инициаторов этих процессов можно считать структурализм, оказавший достаточно сильное влияние на политическую мысль 60-х годов ХХ в. В то же время основы этого теоретического направления часто остаются критически непризнанными и не до конца проанализированными, что нередко приводит к неверным оценкам.

Истоки и основные этапы развития политической теории Фуко

Археология знаний

Особенность позиции раннего Фуко заключается в том, что, исследуя прежде всего проблему безумия, или социальные, экономические, политические и философские условия современных определений рациональности и безумия в так называемой западной цивилизации, он делал это на основе анализа языкового сознания, то есть практически сводил все к сфере дискурса.

Как пишет Гектор Мария Каваллари, «начав с изучения условий производства дискурса, Фуко перешел к тому, что стало в его философии сложной и изменчивой, но в то же время внутренне связанной серией историко-структурных анализов, проникнутых критическим пафосом различных систем производства смысла, обнаруживаемых в тщательно разработанной конкретной текстуальности организованного знания.

Фуко строит свое обсуждение эпистем классического рационализма аналогичным образом. Здесь уже не онтология, а мир мыслительных представлений отныне обосновывает как возможность познания как такового, так и возможность конкретных теорий. Внутренняя связь между репрезентациями здесь устанавливается языком, который уже не сливается с миром вещей, а служит посредником в сфере познания.

Генеалогия власти

Эстетика существования

Для Фуко политическая рациональность — это способ управления отдельными людьми и обществом в целом с помощью истины, найденной на пересечении власти и знания — власти как над собой, так и над другими, и знания над собой и другими. Политическая рациональность, таким образом, предполагает когнитивную власть и правящее знание: власть познает индивидов, субъективируя их, а знание делает возможным само правление, которое основано на рациональности управления.

Фуко понимает процесс политической рационализации весьма своеобразно, поскольку он отличается от других, казалось бы, похожих процессов, таких как экономическая рационализация, коммуникативная рационализация и так далее. Разница заключается не столько в специфике самого процесса политической рационализации, сколько в том, что он понимается как направленный на управление, которое, в свою очередь, является чем-то большим. Таким образом, специфика управления заключается в его рациональности, а специфика политической рациональности — в истине, которая извлекается из индивидов, социальных и политических процессов и самого управления и одновременно создается в процессе ее извлечения и оправдывает себя как истинную. Особенность политической рациональности заключается не просто в особенности управления, но в ее особой истине, которая отличает этот вид рациональности от всех других, в которых индивиды являются субъектами права, социальных отношений или политического процесса лишь постольку, поскольку они являются объектами истины, которая состоит, как это ни парадоксально, в признании и признании себя субъектами только после того, как они были объективированы как объекты управления, понимаемого не только как управление извне, но и изнутри, т.е. т.е. от своего рода самообъективации эгиды.

По сравнению с прежними взглядами Фуко, новая трактовка господства наполняется рациональным, этическим содержанием, поскольку акцент смещается на рефлексивное самосознание как залог самосовершенствования, которое, в свою очередь, является условием господства над собой и другими.

Концепция власти как основа политической теории

Среди особенностей понимания власти:

Согласно Фуко, сама власть перестает быть независимым качеством, которое можно измерить знатностью, деньгами и близостью к императору. Власть становится качеством дискурса. Каждый дискурс, в своей определенности, организует вещи в определенную структуру, что приводит к тому, что сам автор постепенно подчиняет себя этой структуре. Власть перемещается внутрь дискурса и становится его сутью.

Фуко критикует классическую теорию власти, которая, по его словам, предлагает модель, согласно которой власть интерпретируется следующим образом.

На микроуровне власть в первую очередь ассоциируется с рациональным решением субъекта. Если власть оказывается специфической формой собственности субъекта, то именно субъект решает вопрос о ее применении, распределении или передаче. Таким образом, власть является атрибутом целенаправленного рационального действия.

Способ существования власти — это угнетение. Именно в принуждении и угнетении власть проявляется наиболее сильно. Сама суть власти выражается в ее способности принуждать и наказывать. В этом смысле она тождественна государству и закону.

Заключение

Если мы изучим политическую философию и основные идеи Мишеля Фуко, то обнаружим, что он философствует вне традиционных философских областей, но задает именно философские вопросы. Фуко постоянно находился в творческом поиске. Каждая из его работ, хотя в них и прослеживается общая нить, не похожа и почти не повторяет предыдущее исследование.

Работа основана на изучении основных тем Мишеля Фуко. А именно, рассмотрение и выявление основных идей на трех этапах его творчества и роли власти как основы политической теории.

Список литературы

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Постструктурализм — философское направление, ярчайшим представителем которого был Фуко.

Становление философа

Фуко появился на свет 15 октября 1926 года во Франции. Родился он в семье хирурга, назвавшего сына Полем. Однако сам Фуко предпочитал называть себя Мишелем, и позже он именно под этим именем вошёл в историю.

Начал получать образование Мишель в лицее Генриха VI, а позже юноша смог поступить в Колледж Святого Станислава. Несмотря на начавшуюся Вторую мировую войну, молодой человек доучился до бакалавра и позже приступил к подготовке к поступлению в Высшую нормальную школу — одно из самых престижных учебных заведений Франции.

Во время обучения в колледже Мишель увлёкся философией. Особенно часто он проводил своё свободное время за трудами Фридриха Ницше, Георга Гегеля и Карла Юнга.

Работы Фуко

Мишель Фуко.

Мишель Фуко. Источник: spiegel. de

Профессор Фуко у микрофона.

Цитаты мыслителя

Многие высказывания Фуко — краткие, но ёмкие и точные, — стали афоризмами:

Читайте также: