Мировоззрение тургенева кратко самое главное
Обновлено: 02.07.2024
Тургенев ненавидел крепостное право, не переносил порабощение крестьян жестокими помещиками, во всех своих произведениях протестовал против существующего правления власти, ненавидел всё,что было связано с рабским существованием народа-народа мудрого, талантливого, трудолюбивого. В том и числе и свою родную мать, которую изобразил в образе барыни-самодурки в рассказе "Муму".
Но! Он НИКОГДА И нив одном своём произведении не призывал народ к террору, к революционному восстанию, кровавым бунтам: он хотел изменения строя в России ТОЛЬКО ПУТЁМ РЕФОРМ, ИЗМЕНЕИЙ законов, отмены крепостного права только изменением в законодательстве и реформировании общества для раскрепощения народа.
Когда Некрасов, напечатав в своём журнале роман в "Отцы и дети",назвал там Базарова революционером, призывающим "сначала место очистить а потом всё наново строить",Тургенев негодовал, произошла большая ссора с Некрасовым, которого Тургенев заставил написать опровержение. После чего их дружба прекратилась.
Из этого видно, что Тургенев был скорее писателем-демократом, но реформатором, а не революционером.
Ответ краткий, но точный и понятный
Тургенев считал себя либералом-постепеновцем, сторонником медленных политических и экономических реформ, приближающих Россию к передовым странам Запада. Однако на протяжении всего творческого пути он питал симпатию к революционерам-демократам. Неизменное преклонение вызывали у него "сознательно-героические натуры", цельность их характера, отсутствие противоречий между словом и делом, волевой темперамент окрыленных идеей борцов. Он восхищался их героическими порывами, но в то же время полагал, что они слишком торопят историю, страдают максимализмом и нетерпением. А потому он считал их деятельность трагически обреченной: это верные и доблестные рыцари революционной идеи, но история своим неумолимым ходом превращает их в "рыцарей на час".
В 1859 году Тургенев написал статью под названием "Гамлет и Дон Кихот", которая является ключом к пониманию всех тургеневских героев. Характеризуя тип Гамлета, Тургенев думает о "лишних людях", дворянских героях, под Дон Кихотами же он подразумевает новое поколение общественных деятелей - революционеров-демократов. Либерал с демократическими симпатиями, Тургенев хочет быть арбитром в споре этих двух общественных сил. Он видит сильные и слабые стороны и в Гамлетах и в Дон Кихотах. В эпоху смены поколений общественных деятелей, в эпоху вытеснения дворян разночинцами Тургенев мечтает о возможности союза всех антикрепостнических сил, о единстве либералов с революционерами-демократами. Ему бы хотелось видеть в дворянах-гамлетах больше смелости и решительности, а в демократах-донкихотах - трезвости и самоанализа. В статье сквозит мечта Тургенева о герое, снимающем в своем характере крайности гамлетизма и донкихотства.
Получалось, что Тургенев-писатель постоянно стремился встать над схваткой, примирить враждующие партии, обуздать противоположности. Он отталкивался от любых завершенных и самодовольных систем. "Системами дорожат только те, которым вся правда в руки не дается, которые хотят ее за хвост поймать. Система - хвост правды, но правда, как ящерица: оставит хвост, а сама убежит".
В тургеневском призыве к терпимости, в тургеневском стремлении "снять" противоречия и крайности непримиримых общественных течений 60-70-х годов проявилась обоснованная тревога за судьбы грядущей русской демократии и отечественной культуры. Тургенева тревожила беспочвенность, пугала безоглядность некоторых прогрессивных слоев русской интеллигенции, готовых рабски следовать за каждой новомодной мыслью, легкомысленно отворачиваясь от нажитого исторического опыта, от вековых традиций. "И отрицаем-то мы не так, как свободный человек, разящий шпагой, - писал он в романе "Дым",- а как лакей, лупящий кулаком, да еще, пожалуй, и лупит-то он по господскому приказу". Эту холопскую готовность русской общественности не уважать своих традиций, легко отказываться от предмета вчерашнего поклонения Тургенев заклеймил меткой фразой: "Новый барин народился, старого долой!. . В ухо Якова, в ноги Сидору".
"В России, в стране всяческого, революционного и религиозного, максимализма, стране самосожжений, стране самых неистовых чрезмерностей, Тургенев едва ли не единственный, после Пушкина, гений меры и, следовательно, гений культуры, - говорил в 1909 году русский писатель и философ Д. С. Мережковский. - В этом смысле Тургенев, в противоположность великим созидателям и разрушителям, Л. Толстому и Достоевскому, - наш единственный охранитель. "
В жизни героев Тургенева любовь рокова и необъяснима, как и факты его собственной биографии, включающей сорокалетнюю жизнь с французской певицей Полиной Виардо, женщиной, имевшей свою семью. Любящий герой Тургенева прекрасен, окрылён, но трагическая развязка и падение с идеальных высот неизбежны. Любовь как часть природы в человеке безжалостно распоряжается его судьбой. В произведениях Тургенева лучшие гибнут в схватке с природой, любовью, судьбой.
В жизни героев Тургенева любовь рокова и необъяснима, как и факты его собственной биографии, включающей сорокалетнюю жизнь с французской певицей Полиной Виардо, женщиной, имевшей свою семью. Любящий герой Тургенева прекрасен, окрылён, но трагическая развязка и падение с идеальных высот неизбежны. Любовь как часть природы в человеке безжалостно распоряжается его судьбой. В произведениях Тургенева лучшие гибнут в схватке с природой, любовью, судьбой.
В истории русской литературы и русской культуры И.С.Тургеневу несомненно принадлежит очень значительное место, однако в оценке и уяснении его значения не было и нет согласия. Казалось бы, что семьдесят пять лет, прошедших со дня кончины Тургенева, — достаточный срок, чтобы обеспечить объективное отношение к нему — и в оценке его личности, и в отношении его художественного творчества и идейных установок, но фактически до сих пор приходится иметь дело с резкими расхождениями у авторов, писавших о Тургеневе. Так было при жизни Тургенева, так это продолжается и сейчас.
Войдем в некоторые подробности.
В художественном творчестве Тургенева было много целомудрия; он только намекал иногда на то трагическое восприятие мира и человека, которое его мучило. Не от этого ли целомудрия его художественное творчество и не понято еще до конца? Одно, во всяком случае, бесспорно: его творчество нельзя оторвать от его мировоззрения.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Содержание: 1. Биографические данные. 2. Тургенев и крепостное право. 3. Мировоззрение И.Тургенева. 4. Оценка творчества в разные эпохи.
СПАССКОЕ-ЛУТОВИНОВО Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, получил богатое наследство, но крепостником не стал.
РОДИТЕЛИ ТУРГЕНЕВА СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТУРГЕНЕВ ВАРВАРА ПЕТРОВНА, УРОЖД. ЛУТОВИНОВА
Мать. Мать, Варвара Петровна, урожденная Лутовинова, — женщина властная, умная и достаточно образованная, красотой не блистала. Была она небольшого роста, приземистой, с широким лицом, попорченным оспой. И лишь глаза были хороши: большие, темные и блестящие. Рано потеряв отца, она воспитывалась в семье отчима, где чувствовала себя чужой и бесправной. Она вынуждена была бежать из дома и нашла приют у своего дяди, который держал ее в строгости и за малейшее ослушание грозил выгнать из дома. Но неожиданно дядя умер, оставив племяннице огромные поместья и почти пять тысяч крепостных. ВАРВАРА ПЕТРОВНА, УРОЖД. ЛУТОВИНОВА
По натуре Иван Сергеевич был человеком общительным, деятельным, горячо переживавшим страдания и боль обиженных и униженных людей из народа, хотя темперамент его не отличался такой жгучей страстностью, как, например, у Белинского. Именно эти свойства ума и характера увлекали Тургенева к общественной деятельности. Мировоззрение молодого Тургенева формировалось в обстановке идеалистических университетских кружков 30-х - 40-х годов и немецкой идеалистической философии того периода: "Я бросился вниз головой в "немецкое море", долженствовавшее очистить и возродить меня, и, когда я наконец вынырнул из его воли, я все-таки очутился "западником" и остался им навсегда." Программа борьбы за умеренные буржуазные реформы наряду с борьбой против угрозы буржуазно-демократической революции - таков политический смысл тургеневской формулы.
В эпоху смены поколений общественных деятелей, в эпоху вытеснения дворян разночинцами Тургенев мечтает о возможности союза всех антикрепостнических сил, о единстве либералов с революционерами-демократами. В тургеневском призыве к терпимости, в тургеневском стремлении "снять" противоречия и крайности непримиримых общественных течений 60-70-х годов проявилась обоснованная тревога за судьбы грядущей русской демократии . Тургенев не уставал убеждать, что новый водворяющийся порядок должен быть не только силой отрицающей, но и силой охранительной, что, нанося удар старому миру, он должен спасти в нем все, достойное спасения. Тургенева пугала безоглядность некоторых прогрессивных слоев русской интеллигенции, готовых рабски следовать за каждой новомодной мыслью, легкомысленно отворачиваясь от нажитого исторического опыта, от вековых традиций. "И отрицаем-то мы не так, как свободный человек, разящий шпагой,- писал он в романе "Дым",- а как лакей, лупящий кулаком, да еще, пожалуй, и лупит-то он по господскому приказу". Эту холопскую готовность русской общественности не уважать своих традиций, легко отказываться от предмета вчерашнего поклонения Тургенев заклеймил меткой фразой: "Новый барин народился, старого долой. В ухо Якова, в ноги Сидору". Мировоззрение И.Тургенева.
Читайте также: