Мировоззрение средневекового человека кратко

Обновлено: 08.07.2024

Мы живем в мире интернета. Если не интернета, то телевидения. Газет. Телефонов. Фотографий. Мы знаем, что земля круглая и летает в космосе, понимаем, что если бросит предмет на землю, то он упадет под действием гравитации. Мы посчитали континенты, изучили жирафов и более или менее понимаем, откуда берутся дети. Научились спорить о религии и изобрели атеизм.

Всего этого был лишен средневековый человек.

Мир глазами человека Средних веков

Человек средневековья — это всегда человек верующий. Причем, если мы говорим о Европе, то верующий в Христа и строго определенным образом.

Соответственно, для человека того времени были абсолютно ясны и очевидны следующие вещи:

  • Мир создан Богом.
  • Все в мире создано не случайно и имеет свой смысл.
  • Бог наблюдает за миром.
  • Этот мир — ни что иное как предбанник, зал ожидания перед настоящей жизнью.

Первый тезис, думаю, в расшифровке не нуждается. Скажу только, что за предположение, будто это не так, сжигали на кострах не только в Средние века, но и во времена куда более просвещенные.

А вот остальные — крайне любопытны.

Особые смыслы

Для средневекового человека случайностей не существовало. Например, если Бог создал какие-то животное, то, спрашивал себя средневековый человек, зачем? Наверняка чтобы преподать человеку какой-то урок (я подробно писала о животных того времени здесь ).

Если Бог населил землю людьми, небо ангелами, а огонь отдал чертям, значит и вода не может пустовать — это ведь было бы нелогично! Поэтому в воде тоже должны жить водные люди.

Если на небе видны звезды, значит, Бог хочет таким образом передать человеку какое-то послание, верно? Поэтому люди Средневековья вглядывались в звезды и создавали гороскопы. Нельзя было допустить, что звезды никак не связаны с человеком и с этим миром, поэтому в них искали информацию о судьбах людей. Популярны были предсказания для младенцев, поиск знамений (человек родился в день падения метеорита — значит, ему уготована особая судьба).

Серьезно, вы видите, СКОЛЬКО звезд на небе?! Неужели можно допустить, что они там случайно появились?

Серьезно, вы видите, СКОЛЬКО звезд на небе?! Неужели можно допустить, что они там случайно появились?

Большой брат следит за тобой

Средневековый человек был твердо убежден (так же твердо, как мы с вами убеждены в том, что информации на заборе лучше не верить, а в Интернете иногда врут), что Бог следит за каждым его шагом и читает каждую его мысль.

По совокупности поступков и мыслей после смерти будет решено, отправится человек в Ад или в Рай (или застрянет в Чистилище, но это явление сложное).

У Церкви было особое право — отпускать грехи после исповеди и раскаяния. И с большой регулярностью каждый средневековый человек приходил на исповедь, где рассказывал обо всех своих греховных мыслях и поступках. Чаще всего рассказывали честно: какой смысл врать, если Бог все равно все знает?

Интересный факт: говорить на исповеди, что грехов нет, было нельзя — это считалось тягчайшим смертным грехом гордыни. Безгрешен был Иисус, а все остальные таковыми быть не могут.

Поскольку этот мир — только зал ожидания перед настоящей жизнью, считалось, что не только можно, но даже и нужно пострадать здесь — и тогда там, в настоящей жизни, будет счастье и благополучие.

Счастье — это опасно

Счастливую жизнь в Раю еще надо было заслужить. А для этого не следовало слишком уж наслаждаться в обычной жизни. Осуждалось не только обжорство, но и просто получение удовольствия от еды.

Значило ли это, что средневековые люди меньше грешили? Ну, как же. Мечтать не вредно. Грешили, судя по всему так же, но испытывали по этому поводу страдания, угрызения совести, готовились к адским мучениям, за огромные деньги покупали индульгенции, бегали исповедоваться, истово молились. и продолжали грешить.

Смерть за порогом

В некотором роде, человек Средних веков привык к смерти и не боялся ее. Перед родами женщина готовила себе саван и исповедовалась в своих грехах — готовилась к смерти. Младенцев старались крестить как можно быстрее — некрещеные младенцы после смерти, как считалось, попадают в ад.

От простейших болезней, ран, даже пустяковых, в войнах и просто на улицах гибло огромное количество людей. Поэтому мысли людей были во многом сосредоточены не в настоящем, а в посмертном будущем.

Любопытно, что средневековые авторы и художники, в отличие от творцов более поздних времен, не старались обессмертить свои имена. Мы не знаем авторов большей части средневековых произведений искусств. И знаете, причину такого подхода легко понять, если попытаться вжиться в сознание человека того времени. Действительно, какая разница, как тебя зовут, если завтра ты умрешь и попадешь в лучший мир, а про этот забудешь, как про страшный сон.

А как же магия?

Помимо Бога средневековый человек верил в магию. Церковь боролась с этой верой, поскольку магия во многом оспаривала религиозные постулаты. Однако для средневековых людей магия — наследие язычества — была крайне важна. Это был способ подняться над своей судьбой, переломить ее. Грех — потому что это вызов Богу. Но зато позволяет немного облегчить тяжелую жизнь.

Очень важно: для человека средневековья не стоял вопрос: есть магия или нет. Вопрос был в том, накажет ли Бог за использование магии. При дворах королей работали маги. В деревнях жили ведьмы. Алхимики искали философский камень. И человек Средних веков знал о работе всех этих колдунов примерно столько же, сколько мы — о работе ученых (то есть в целом все ясно, но мифов, сказок и фантазий все равно много).

Между прочим, алхимия — это вам не травы непонятные в ступке месить. Это была сложная наука со своими законами и закономерностями. А по ступеням добывания философского камня писали трактаты.

Между прочим, алхимия — это вам не травы непонятные в ступке месить. Это была сложная наука со своими законами и закономерностями. А по ступеням добывания философского камня писали трактаты.

Помимо колдунов и волшебников, мир средневекового человека населяло множество потусторонних сущностей, в реальности которых никто не сомневался.

В лесах жили лешие, дома — домовые. Ночами и по особым дням на землю приходили страдающие души из Ада. Бесы, черти и демоны разных мастей (про демонологию напишу как-нибудь отдельно) шастали по земле и пытались совратить грешников. От всего этого полчища невидимых. но опасных созданий требовалось защищаться — и здесь тоже помогала магия, причудливо смешанная с религией.

Магическое мышление

Люди Нового времени, эпохи Просвещения и последующих веков во многом искоренили из своего сознания средневековые взгляды. Однако даже в XXI веке многие люди рассуждают как жители средневековья. О том, почему так происходит, писали и пишут многие.

Самые интересные моменты здесь, пожалуй, следующие.

Во-первых, это положительное подкрепление.

Во-вторых, ложные корреляции.

Вы же помните, да, для средневекового человека все в мире взаимосвязано. Его мысли напрямую влияют на реальность. Согрешив сегодня, он назавтра ждет кары. А если кару очень сильно ждать, она обязательно придет: вернее, найдется в повседневной жизни. И наоборот, молитвы и благочестивое поведение должны были приносить некий положительный результат.

Например, молитва об урожае должна была принести хороший урожай. Но если урожай был все равно плохим, значит, кто-то из молящихся был грешником. Или король был большим грешником, поэтому Бог карал таким образом всю страну.

Средневековые люди графиков не строили. Но как доказательство того, что, было бы желание, а связь между событиями найдется, вот вам шикарная подборка безумных корреляций.

В-третьих, эффект Барнума.

Назван по имени американского фокусника Финеаса Барнума. Он работает так: если человеку дать позитивное описание его личности, подготовленное именно для него авторитетным для него автором, он сочтет это описание истинным. В Средние века люди не знали об этом эффекте, поэтому гороскопы, составляемые магами, казались им достоверными.

А вы — из средневековья?

Предлагаю маленький чек-лист.

(Опрос шуточный. Автора не бить).

  • Черная кошка перебежала дорогу. Это испортит вам день?
  • Вы родились в сентябре. Дата вашего рождения влияет на ваш характер и последующую судьбу?
  • Сегодня объявили ретроградный меркурий. У вас все посыпется из рук?
  • Вчера один человек толкнул и оскорбил другого. Сегодня у первого человека сломалась машина. Видите связь?
  • Женщина недобро посмотрела на ребенка. На следующее утро у ребенка поднялась температура. Она его прокляла?
  • Подруга рассказала, что наслала приворот на понравившегося ей мужчину. Вы посмеялись, но через неделю узнали, что они действительно стали встречаться. Приворот сработал?
  • Бабушка советует всегда прикреплять к изнанке одежды булавку — от сглаза. Вы следуете совету?
  • Вы идете вечером мимо кладбища. Стоит ли мысленно читать молитву — на случай, если там вас поджидают потусторонние твари?
  • Вы дома одни. В соседней комнате без причины с полки упала книга. У вас завелся домовой?
  • А гадания работают?

Большое спасибо, что прочитали статью! Если вам понравилось, поставьте лайк, подпишитесь на канал и оставьте комментарий!

Хронологически начало эпохи средневековья датируется концом V в. н. э., когда произошло падение Западной Римской империи. Однако предпосылки этого заключались в кризисе, в том числе и духовном, античной культуры, который начался задолго до падения античной цивилизации.

Завоевание варварами Западной Римской империи привело к формированию феодализма – нового социально-экономического и политического строя, возникшего на развалинах рабовладельческой империи. В начале этого периода произошел очевидный упадок производительных сил и общего уровня культуры, наблюдалась почти поголовная неграмотность, которая была нередким явлением и среди феодалов. Одним из немногих очагов грамотности оставалась церковь, особенно монастыри, где хранились античные рукописи. Благодаря христианству не произошло полной гибели античной культуры и цивилизации. В течение I–V вв. христианство из гонимой превратилось в господствующую религию, одержавшую духовную победу над языческим мировоззрением.

Наблюдавшийся в начале средневековья упадок производительных сил был явлением временным. Феодализм – более прогрессивный строй, чем рабовладельческий: он создал гораздо большую заинтересованность в труде у крепостных крестьян по сравнению с рабами. В позднюю античность рабовладельческий труд полностью исчерпал свои возможности.

Средневековое общество, как и все предыдущие, относится к традиционному типу цивилизации. Это означает, что основной тип хозяйствования – аграрный способ производства. Земледелие, как и в прошлые эпохи, оставалось главным источником существования.

Ремесло и торговля в средневековье были развиты гораздо слабее, чем в эпоху античности. Поэтому принято считать, что в это время господствовало натуральное хозяйство, ориентированное на простое, а не расширенное воспроизводство, на производство потребительной стоимости. Богатство выступало в основном в своей вещной форме. Господствовала потребительско-распределительная мотивация деятельности, а не творчески-продуктивная, которая характерна для капиталистического предпринимательства.

Богатство являлось не самоцелью, а средством поддержания престижа и социального статуса. Крупные феодалы пользовались богатством, захваченным на войне или полученным от подданных крестьян, щедро раздаривали его своим вассалам за верную службу. Тенденция сбережения, накопления не была характерна для средневековья.

Политический партикуляризм и экономическая замкнутость средневекового общества в значительной степени компенсировались христианским универсализмом, осознанием принадлежности к христианскому миру. Понять западное средневековое мировоззрение невозможно без учета той роли, которую играло в ту эпоху христианство, ставшее абсолютной доминантой этого общества.

Характерными чертами средневекового мировоззрения являлись креационизм, теоцентризм, символизм, дуализм, традиционализм. Креационизм означает, что мир сотворен Богом из ничего, т. е. мир не из Бога, а от Бога. Иными словами, мир не есть нечто созданное Богом (подобно тому, как у Платона демиург не творит, а создает мир из совечной ему материи), не есть некое порождение, развертывание, эманация Абсолюта (неоплатонизм). Мир не рожден Богом, а именно сотворен. Это акт не природы Бога, а акт Его воли. Бог творит новый сюжет не из Своей природы, а актом Своей воли. Таким образом, Бог и мир – иноприродны. Мир не является самостоятельным, самодостаточным бытием. Он, как творение Бога, целиком зависит от Него. Такое понимание было абсолютно чуждо античному языческому мировоззрению.

Теоцентризм не надо понимать в астрономическо-космологическом смысле. Бог не в центре мира, ибо Он вне мира как внепространственный и вневременный личностный Абсолют, обладающий свободной волей, разумом, всемогуществом и т. п. Попытки искать в мире присутствие Бога (в физическом смысле) просто наивны, как и наивны попытки отрицания его существования на том основании, что он не обнаружен ни на облаках, ни на Луне, ни в центре Галактики.

Такие наивные рассуждения подобны попытке опровергнуть существование художника на том основании, что при исследовании полотна картины физическое присутствие художника не обнаруживается. Бог присутствует в мире Своей волей, Своим замыслом, воплощенным в творении, Своими божественными энергиями, а не Своей природой, ибо Он – внепространственный и вневременной Абсолют. К сожалению, отмеченные наивные трактовки Бога широко распространены и в наше время. Теоцентризм надо понимать как смысловой теоцентризм. Бог – в центре помышлений и чаяний средневекового человека. Все от Бога и все к Богу. Бог и бессмертная человеческая душа – абсолютные ценности средневековой культуры . Средневековый теоцентризм противостоит античному космологизму, а христианский монотеизм – античному политеизму.

Кроме того, природа воспринималась еще и как поле проявления чудес. Чудо – это сверхестественное вмешательство Бога в обычный естественный порядок вещей. Это вмешательство может изменить, нарушить любые регулярные связи и тем самым обесценить любую необходимость, закономерность. Бог как Творец и Промыслитель властен над любой необходимостью. Поэтому для средневекового сознания понятие чуда было столь же естественным, как для нас понятие закона природы. И наоборот, современное научное сознание исходит из того, что природа подчиняется закономерным связям, что она самодостаточна, субстанциональна и для своего бытия ни в ком и ни в чем не нуждается. Чудес же в природе нет, а есть только тайны (нераскрытые закономерности).

Такой признак средневекового мировоззрения, как дуализм нельзя понимать в духе восточного дуализма. В Боге (в христианском понимании) нет никакого дуализма. Бог есть абсолютное благо. Христианство – строгий монотеизм. Речь может идти о дуализме Бога и мира. Бог и мир иноприродны, между ними непреодолимая онтологическая пропасть. Но для средневекового мировоззрения характерен и иной дуализм, дуализм в самом тварном мире, т. е. резкое различие в качестве (по ценностной шкале) мира земного (подлунного) и мира небесного (горнего). Такого рода дуализм был существенным препятствием для формирования науки в современном смысле, о чем мы еще будем говорить в § 18.

Традиционализм средневекового мировоззрения тоже имел христианскую основу. Авторитет Священного Писания был абсолютным и непререкаемым. Далее следовал авторитет творений отцов Церкви. Жизнь средневекового человека была ориентирована на безусловное подчинение авторитету и традиции. С позиций средневековья

Человек был как бы погружен в это пространство бинарных оппозиций: Бог – дьявол; вечность – время; священное – греховное; небесное – земное; смерть – бессмертие; добро – зло; душа – тело; вера – разум; разум – воля и т. п. Сущность средневекового мировоззрения можно выразить с помощью символа креста, где доминанта – вертикаль, т. е. взаимоотношения человека и Бога, а горизонталь – земная жизнь человека. Христианство никогда не отвергало значение земной жизни человека. Но при всей ее важности она была подчинена главному: спасению души человека, обретению вечной жизни. Земная жизнь – это поле битвы, исход которой определит судьбу человека в вечности. Христианство не гнушалось телесностью человека, не рассматривало тело как темницу души, что свойственно многим религиозно-философским системам поздней античности: стоицизму, гностицизму, манихейству и др. Поэтому христианский аскетизм существенно отличается от позднеантичного. Христианский аскетизм имел целью не пренебрежение плотью, а ее преображение, избавление от страстей, что не превращает человека в бесчувственного истукана.

Кардинальные различия между средневековьем и античностью имеются не только в понимании мира, Абсолюта и их соотношения, о чем уже говорилось выше, но и в понимании самого человека и его отношения к Богу. В средние века человек больше не чувствует себя органической частью гармоничного целого – Космоса или частью целого – полиса. Человек в средневековом мировоззрении есть образ личного Бога в безличном мире, т. е. человек является свободной разумной личностью, призванной Богом к царственному священству: преображению вверенного ему Творцом мира. Но грехопадение исказило, повредило человеческую природу, подпавшую под власть страстей, привело к разладу духа, души и тела, ввергнув человека в пучину телесной смертности.

Но христианство подорвало господство циклического понимания времени. События сакральной истории, центральным пунктом которой явилось Боговоплощение, да и последующие события рассматриваются как уникальные, неповторимые, выходящие из-под власти круговорота природных явлений, в котором вращалось мировоззрение Древнего мира. Ожидаемое второе пришествие Христа задавало эсхатологическую перспективу человеческой истории, формируя линейную концепцию времени, которая базировалась на осознании необратимости и уникальности событий сакральной истории. Социально-исторические основания концепции необратимого и линейного течения времени сложились в последующие эпохи, о чем пойдет речь в следующем параграфе.

Средневековый человек верил, что Земля представляет собой плоскость, в центре которой находится город Иерусалим (место, где расположен гроб Иисуса Христа). Считалось, что на востоке (который на картах располагали наверху, на месте Северного полюса) находится высокая гора, с которой стекают четыре реки — Тигр, Евфрат, Ганг и Нил. Земной диск разделён Средиземным морем на три части: Азию, Европу и Африку.

800px-Flammarion.jpg

Природа воспринималась как творение бога во имя блага человека. Необъяснимые погодные явления считались божьим промыслом. А все ответы на интересующие средневекового человека вопросы можно было получить в Библии, при помощи правильного её толкования.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Мировоззрение средневекового человека

Описание презентации по отдельным слайдам:

Мировоззрение средневекового человека

Мировоззрение средневекового человека

Античный человек был частью вечного, гармоничного мира. Его собственная духо.

Античный человек был частью вечного, гармоничного мира.
Его собственная духовная жизнь мало значила по сравнению с космосом – абсолютным божеством.
Основными добродетелями античности считались справедливость, мудрость, мужество.
Античный человек

Основу средневекового миропонимания составляет религия, в ней мир обретает на.

Средневековое мироощущение предполагает иную картину мира, иной взгляд на чел.

Основные философские идеи Средневековья монотеизм (Бог един и уникален) т.

Основные философские идеи Средневековья
монотеизм
(Бог един и уникален)
теоцентризм
(Бог – центр мироздания)
креационизм (сотворение мира Богом из ничто)
дуализм (двумирность).

Мир в сознании средневекового человека делится на видимый, реальный, земной –.

Мироздание Средневековья представало теперь не в виде гармонично устроенного.

Художественная модель мироздания, воплощенная в символике буддийского монасты.

Художественная модель мироздания, воплощенная в символике буддийского монастыря, христианского храма, исламской мечети, есть образ горнего мира, и потому языческая горизонталь сменяется вертикалью, осуществляющей связь обоих миров (горнего и дольнего).

Главный итог второй ступени познания вывод о всеобщей греховности человека, о.

Главный итог второй ступени познания
вывод о всеобщей греховности человека, о непостижимости Бога и о том, что высшая цель, высший смысл жизни заключается в том, чтобы через совершенствование души, т. е. самого себя, происходило и постепенное совершенствование мира.

 Средневековье вообще часто называют "временем контрастов".

Средневековье вообще часто называют "временем контрастов".

В самом человеке противоречивые чувства постоянно борются, он то взлетае.

В самом человеке противоречивые чувства постоянно борются, он то взлетает к небесам в упоении и восторге,
то летит камнем в безысходность ада.

Сознание средневекового человека формировалось на основе религиозных понятий.

Сознание средневекового человека формировалось на основе религиозных понятий, а не наоборот.

Но любой человек, даже святой - грешен. И значит, испытывает чувство вины.

Но любой человек, даже святой - грешен.
И значит, испытывает чувство вины. Это чувство находит свой выход в исповеди и покаянии, человек освобождается от совершенного греха при посредничестве Церкви.

В средневековье атеистов не было Искренняя, "наивная" вера людей приближала м.

В средневековье атеистов не было

Искренняя, "наивная" вера людей приближала мир горний, делала его ближе, телеснее в своих проявлениях.

Контрастность мышления средневекового человека проявлялась и в большом в.

Контрастность мышления средневекового человека проявлялась и в большом внимании, уделяемым дьяволу.

Дьявол - персонаж, отнюдь не равный Богу, единственному Творцу. Однако в созн.

Дьявол - персонаж, отнюдь не равный Богу, единственному Творцу.
Однако в сознании средневекового человека он тоже очень могущественен, очень близок и страшен.

В целом восприятие действительности в Средние века было очень символичным.

В целом восприятие действительности в Средние века было очень символичным. Каждому событию приписывался и символический смысл.

Иерархия ценностейДуховные реалии ВАЖНЕЕ, чем материальные. Для любого крест.

Иерархия ценностей
Духовные реалии ВАЖНЕЕ, чем материальные.
Для любого крестьянина страшнее не совершить положенную молитву, чем недожать поле (первое чревато в конечном итоге гибелью бессмертной души - ЕДИНСТВЕННОЙ непреходящей ценности, которой обладает любой человек; второе - в худшем случае поголодаем, не привыкать).

В Средние века сохраняла свое значение традиция щедрости: пиры, подарки друзь.

В Средние века сохраняла свое значение традиция щедрости: пиры, подарки друзьям и вассалам - это почетно и славно.

Многочисленные секты Средних веков обвиняют христианство именно в недостаточн.

Многочисленные секты Средних веков обвиняют христианство именно в недостаточной аскезе, в слишком сильно приятии материального.
С другой стороны, Церковь призывала к "благоразумию" и "умеренности" и в аскезе - другом полюсе телесности.
"Все, что нарушает меру - от бесов!" - сурово восклицает Пимен

Церковь Духовная жизнь и политика, материальное и сакральное - Церковь была с.

Церковь
Духовная жизнь и политика, материальное и сакральное - Церковь была силой, во многом определяющей жизнь средневековых людей и мощно влияющий на умы.

Социум В головах людей существовал некий "правильный миропорядок", идеал, а в.

Социум
В головах людей существовал некий "правильный миропорядок", идеал, а все отклонения от него воспринимались именно как искажение истины.

В обществе, как во Вселенной, есть раз и навсегда заведенный порядок. Военно.

В обществе, как во Вселенной, есть раз и навсегда заведенный порядок.
Военное сословие должно всех защищать,
духовное молиться, податное работать.

Самые яркие черты средневекового человека - его телесность и его эмоционально.

Самые яркие черты средневекового человека - его телесность и его эмоциональность. Телесность его проявляется в том, что окружающий мир он воспринимает не отстранено, а живо, участвуя во всех событиях.

Время историческое и время бытовое для средневекового человека - это разные к.

Время историческое и время бытовое для средневекового человека - это разные категории времени, можно сказать, это два разных времени.

Историческое время в представлении средневекового человека линейно, но имеет.

Историческое время в представлении средневекового человека линейно, но имеет четкую стартовую точку - Сотворение Мира, и четкий финиш - Конец Света и Страшный Суд.

Бытовое время остается цикличным в соответствии с постоянством сельскохозя.

Бытовое время остается цикличным в соответствии с постоянством сельскохозяйственных сезонов.

ХРИСТИАНСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕПредрассудки"Охота на ведьм", инквизи.

ХРИСТИАНСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Предрассудки
"Охота на ведьм",
инквизиция
Преступления
ради обладания
святыми предметами

Средневековые пытки и казни

Средневековые пытки и казни

ХРИСТИАНСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕЦЕРКОВЬУровни христианства в средние.

ХРИСТИАНСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕЦЕРКОВЬОСНОВА МИРОВОЗЗРЕНИЯМир-арена.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 550 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 12.07.2020 808
  • PPTX 10.7 мбайт
  • 24 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Андриянова Олеся Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: