Мировоззрение древних египтян погребальный культ кратко

Обновлено: 05.07.2024

То, что человек продолжает жить после смерти, входило в представления практически всех народов древности; однако лишь немногие из них считали, что такое посмертное существование по воле богов и благодаря целенаправленным усилиям людей может быть благом. Египтяне не только были в числе этих народов, но и создали в связи с достижением человеком благого посмертного существования необычайно развитую систему представлений.

Совершенно особое значение представления, связанные с культом Осириса, приобретают в I тыс. до н. э. В это время, опять же в условиях дефицита добра и справедливости в реальной жизни, образы беспристрастного судьи Осириса и любящей жены и матери Исиды (на изображениях она часто держит на руках младенца-Хора) становятся символами благого начала жизни, которому противостоит зло, воплощенное в Сете. Данное этическое содержание культа Осириса и Исиды привело в конце I тыс. до н. э. к их распространению далеко за пределы Египта, по всему Средиземноморью.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Маны и лемуры — представления о загробной жизни

Маны и лемуры — представления о загробной жизни Таких детальных и красочных представлений о загробной жизни, какие имели греки, у римлян изначально не было. Не было царства мрачного Аида-Плутона и его прекрасной жены Прозерпины, не было трехглавого Цербера, сторожившего

Чезаре Борджиа и примерно тысяча дней его загробной жизни…

Чезаре Борджиа и примерно тысяча дней его загробной жизни… I Чезаре, чудом вырвавшегося из папской тюрьмы, встречали в Неаполе с восторгом. Его там ждали родственники – и кузен кардинал Борджиа, и младший брат Жоффре. Принцесса Санча, жена Жоффре, видеться с Чезаре не

Представления Гиммлера о жизни после смерти

Представления Гиммлера о жизни после смерти Полевая штаб-квартира8 августа 1942 годаОдин из руководителей СС недавно рассказал мне следующее. По служебной надобности он посетил Гиммлера в Тегернзее. Маленькая дочь Гиммлера в его присутствии перед обедом прочитала

V. Десять классов жизни. Два уровня жизни

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЛАВЯН О ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЛАВЯН О ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ СМЕРТЬНаш предок не просто жил на природе, не просто зависел от природы, а был частью природы. Он наблюдал, как зарождается жизнь весной и как она зимой замирает, как солнце возрождается весной, а зимой почти замирает. То же самое

ЧАСТЬ VI ПРОЗА ЖИЗНИ Привычки и повадки депутатов. Корпоративные правила поведения, этика и эстетика охотнорядской жизни

ЧАСТЬ VI ПРОЗА ЖИЗНИ Привычки и повадки депутатов. Корпоративные правила поведения, этика и эстетика охотнорядской жизни Глава 1 Спортивная Речитатив депутата-футболиста (1995 год) Перед матчем.А ведь это была мечта детства — выйти в основном составе московского

ДЕЛО ВСЕЙ ЖИЗНИ (О жизни и творчестве Сергея Маркова)

Древнеегипетские представления о мире

Древнеегипетские представления о мире Знания древних египтян о мире, действующих в нем силах и населяющих его существах представляли собой органичное и совершенно неразделимое единство собственно научных, в нашем понимании, знаний и представлений, связанных с их

1.6. Древнеегипетские храмы как места для христианских богослужений

1.6. Древнеегипетские храмы как места для христианских богослужений Следы ХРИСТИАНСКОЙ РОСПИСИ до сих пор сохраняются в некоторых древних египетских храмах. Например, в Храме Амона в Карнаке «на некоторых столбах были обнаружены следы живописи… позволяющие

4.3. Древнеегипетские коптские обычаи

4.3. Древнеегипетские коптские обычаи Исследователи отмечают: после наполеоновского завоевания культурная традиция коптов претерпела глубокий разрыв [846:1], с. 70–71. Лишь во второй половине XIX века религиозная жизнь коптской церкви начинает постепенно подниматься из руин.

Как и у многих древних народов, мировоззрение древних Египтян было религиозно-мифологическим. Религия проникала во все сферы жизни и определяла своеобразие древнеегипетской культуры и искусства.

Египтяне верили во множество богов, то есть были политеи́стами (язычниками) . Каждый бог имел определенную функцию и отождествлялся с каким-либо природным или жизненным явлением. Боги Древнего Египта были зоомо́рфны, то есть обладали чертами животных и, чаще всего, их изображали с телом человека, а головой зверя или птицы, являющихся священным воплощением этого божества.

На изображениях боги Египта часто держат в руках особый предмет – анх крест с петлей в верхней его части. Это символ жизненной силы богов, делающей их бессмертными.

Верховным богом Древнего Египта считался бог Солнца , имевший разные имена и разные воплощения. Например, утреннее солнце звалось Хепри (его символом был жук-скарабей), в зените оно было Ра (изображался как человек с головой сокола), а на закате именовалось Атумом (иногда изображался с головой барана).

Его детьми считались почти все остальные боги Египта. Приведём таблицу с именами, функциями и священными животными наиболее популярных из них.

Для объяснения важных природных явлений и картины мира в целом, египтянами была разработана сложная мифологическая система. Особенно популярными были мифы солярного (солнечного) цикла объясняющие смену времени суток и сезонов года.

Важнейшее значение для египетской культуры имел следующий миф этого цикла: бог Солнца - Ра на своей ладье днём плывет по небесному Нилу (небосводу), а вечером, уже в виде Атума , спускается в Нил подземный – загробное царство Дуат (поэтому наступает темнота), где он пребывает 12 часов до рассвета.

В этом путешествии по загробному миру его ждут тяжелые испытания - он попадает в царство ужасного змея Апо́па , который проглатывает воду подземного Нила, чтобы помешать восхождению Ра на утренний небосвод. Великий Бог начинает битву, в которой побеждает страшного змея. В положенный срок на небе вновь виден солнечный диск бога Хепри.

Ежедневный уход солнца в загробный мир, по мнению египтян, был подобен смерти, а его восход, воспринимался как акт воскрешения. Именно это определило особенность египетской культуры – неприятие смерти, как полного исчезновения, но восприятие её, как возможности перерождения для лучшей - вечной жизни.

Особое отношение к смерти, как переходу от земной жизни к вечной, породило заупоко́йный культ и мифологию, связанную с ним.

Для того чтобы понять, зачем нужно было сохранять телесную оболочку, надо знать, о представлениях древних египтян о душе.

Согласно древнеегипетским верованиям душа человека представляла собой несколько самостоятельных субстанций (частей). Обычно исследователи этой темы выделяют главные из них:

Ба – собственно душа, изображаемая зачастую в виде птицы с головой человека; сердце (его амулетом был скарабей); тень ; воля; собственное имя - Рен; дыхание - Шу; и, наконец, Ка – жизненная сила человека, его двойник-призрак.

Ка и Ба являлись главными действующими героями заупокойного культа.

Когда человек умирал, Ка продолжала жить, но возможность её дальнейшего существования зависела от сохранности тела умершего хозяина. Если тело по каким-либо причинам не было сохранено, Ка , не найдя своего пристанища, становилась вечно скитающимся призраком, не знающим покоя. В этом случае Ба умершего - не могла достигнуть Загробного Мира и попасть в страну блаженства.

Если же тело оставалось нетленным, Ка могла (при определенных условиях) вернутся в него, а это было залогом счастливого существования души Ба в загробном мире, и возможного воскрешения усопшего для земной жизни.

Таким образом, в Древнем Египте появился обряд мумифика́ции .

Такое необычное отношение к смерти и вера в возможное воскрешение поддерживались самым, пожалуй, важным для всей египетской культуры мифом - о боге Оси́рисе .

Согласно этой легенде, Осирис (иногда произносят Озирис ), первый царь Египта, был умерщвлён своим братом Сетом , и тело его было сокрыто. Жена Осириса – Иси́́да (Изида) - после долгих поисков нашла тело умершего супруга и с помощью магии оживила его.

Сын Осириса и Исиды – Гор (Хор) , пожертвовал для обряда воскрешения своим Оком. Затем он сверг своего дядю – Сета с незаконно занятого им престола. Сам Гор после этого становится Царем Мира Живых и воплощается в бога Солнца. Осирис занимает престол в Царстве Мертвых.

Отметим, что верховные правители Египта – фараоны , при жизни считались детьми Гора и воплощением бога Солнца на земле, а после смерти они отождествлялись с Осирисом , и продолжали царствовать в вечности.

Итак, как только человек умирал, его тело мумифицировали (существовало несколько способов мумификации, соответственно социальному положению и материальному достатку умершего). Обряд мумификации проводил жрец, надевавший маску бога Ану́биса – проводника души в Загробный Мир.

Сама же душа усопшего, в сопровождении этого бога, отправлялась на Суд Осириса.

Труден был путь, везде подстерегали опасности, поэтому умерший, должен был знать большое количество молитв и заговоров, призванных помочь ему преодолеть все преграды. Эти заклинания записывались многократно на стенах гробницы и на специальных свитках, которые клались в саркофаг умершего. (Эти тексты получили название "Книги мертвых", "Тексты саркофагов", "Тексты пирамид", "Тексты гробниц")

Преодолев все препятствия, душа умершего попадала на Суд. Здесь её ждал сам Осирис и ещё 42 бога.

Каждое его слово записывалось богом знаний То́том.

Праведников ожидало блаженство на райских полях Иа́лу (Илу, Иару). Грешников же пожирало чудовище Амт – гибридное существо с мордой крокодила, передней частью туловища льва и задней частью тела бегемота. Это было страшным наказанием – грешник, таким образом, лишался вечности, к которой так стремился при жизни.

Как уже было сказано раньше, такая своеобразная религиозная традиция древних египтян повлияла на все, без исключения, стороны их жизни и культуры.

Каким образом? Я расскажу об этом в следующий раз.

Кстати, если вам интересна тема, то вы можете посмотреть этот сюжет моего канала на ютубе. И не забудьте подписаться и поставить лайк. :)))

Об особенностях древнеегипетской культуры и искусства читайте в следующих моих статьях, посвящённых этой теме:

Кстати, такие же краткие сведения о различных мировых религиях, вы можете найти в моих публикациях:

article313.jpg

Африканская древняя религия очень серьёзно относилась к вопросу смерти, этот процесс рассматривали всесторонне, к тому же особенно почитали предков, умерших, но защищающих живущих потомков. В связи с этим погребальный культ в Африке стал типичным для многих стран, наиболее ярко выразившись в древнеегипетской культуре.

В различных ритуальных обрядах африканские племена вспоминали о смерти, часто они призывали духи умерших, одни должны были в чём-то помочь, а других задабривали для получения покровительства. Даже похороны в некоторых традициях становились особенным ритуалом, который мог продолжаться несколько месяцев.

После смерти, как считалось у отдельных народов, предок сохранял свои человеческие качества, поэтому его почитали наследники. Больше всего жертв и почестей отдавали ушедшим в иной мир вождям. Некоторые элементы подобных верований и по сей день встречаются на Чёрном континенте, особенно в племенах, сохраняющих традиции.

Погребальный культ древнего Египта

Ануюис - главный бог в погребальном культе

Своего апогея погребальный культ достиг в древнеегипетской культуре. Египтяне не просто верили в загробную жизнь, они считали, что земное существование предназначено для того, чтобы подготовиться к переходу в иной мир, поэтому сохранять тело нужно очень тщательно. Всё это подтверждается мифами древнего Египта предметами искусства и оставшимися историческими памятками.

Погребальный культ древнего Египта вышел за пределы религии и стал частью быта, являясь реальным руководством к действиям. Так, необходимость сохранения тела, чтобы человек продолжил жизнь в месте погребения, стала причиной создания специального процесса – мумификации.

По преданиям Анубис, египетский бог смерти первым сделал мумию, передав знания людям. Он, ввиду своей специфики, чрезвычайно почитался у египтян, так как отвечал за похороны и встречал души после смерти. Его изображали с головой собаки или шакала, подобные статуи постоянно сопровождали места захоронений, в том числе и великий фараонов.

К подготовке тела подходили ответственно – мастера делали операцию, и бальзамировали умершего фараона, создавая из него мумию с помощью слоёв ткани, украшали золотом и ритуальными элементами. Причём сперва такая процедура была доступна лишь царям, однако, с дальнейшим развитием погребального культа мумии стали делать и фараоновским соратникам, а затем и египтянам среднего класса.

Благодаря мумификации останавливались процессы гниения, чтобы тело сохраняло свой внешний вид. Это процесс постоянно модернизировался, так как нужно было обеспечить мумиям максимальную сохранность. Следует отметить, что египтянам удалось в этом деле достичь высот, так как и до сих пор сохраняются многие экспонаты прошедших эпох (приблизительно (XVI века до н. э.).

Мумии в погребальном культе древнего Египта

Древнеегипетские мастера умели через один нижний разрез на теле достать все органы, кроме сердца. В пустое чрево клали льняную ткань, а также благовония. Получившейся мумии придавали горизонтальное вытянутое положение. Позже научились удалять и мозг, сделав при этом лишь небольшое отверстие в черепе. Гниение останавливали особыми веществами, пропитывающими ткань.

Наилучшие образцы мумий связаны с 11 и 12 династиями, тогда при бальзамировании через несколько разрезов в подкожное пространство помещали песок и глину, что создавало вид живого тела, раскрашенного при этом охрой красного оттенка. Таким же цветом окрашивали щёки и губы. Живыми казались и глаза, ведь они были искусственными. Всю мумию крепко пеленали пёстрыми тканями, а затем укладывали в деревянный саркофаг, повторяющий форму.

Если в древнейшие времена похороны были схожи с некоторыми другими африканскими аналогичными действами (в могилу вкладывали лишь некоторые предметы), то со временем всё, что касается смерти, для египтян стало очень серьёзным. Могилы становились всё больше, а ритуалы всё сложнее, когда же дело касалось великих особ, то наблюдалась даже гипертрофия обычаев.

Согласно погребальному культу древнего Египта, могилы стали делать такими, чтобы новая жизнь в них стала комфортной. Со временем гробницы претерпевают такие изменения:

Места погребения разных слоёв населения отличались:

  • все цари хоронились в личных пирамидах;
  • знать – в мастабах (небольшие усечённые пирамиды);
  • средний класс – в общих гробницах;
  • нищие – просто в песке.

Со временем запросы царей уменьшались, поэтому пирамиды строить перестали, заменив погребальными храмами, сделанными в скалах.

Считается, что такая сложная и отработанная система, которой стал погребальный культ древнего Египта, стала возможной лишь благодаря верованиям, укрепившимся в сердцах и культуре всего народа.

Философия Древнего Египта

Одно из древнейших государств Востока – Египет – возникло в долине нижнего течения Нила, в юго-восточном угле Африки. Географически и культурно Египет делится на две части: узкую котловину долины Нила и широкую Дельту. Верхний Египет связан с пустыней и Африкой, нижний обращен к Средиземному морю и Азии. Регионы в корне отличались друг от друга и традиционно соревновались. Но их объединяла изолированность от остального мира и зависимость от Нила. Осваивая долины Нила, египтяне потратили значительные усилия, чтоб использовать заболоченные, нездоровые места для жизни.

Древнеегипетская история имеет свою хронологию: известны имена и периоды правления всех фараонов. Историю Древнего Египта делят на Древнее, Среднее и Новое царства. В Древнем царстве правили первые восемь династий царей Египта, 2900—2200 гг. до н. э. К Среднему царству относятся IX-XVI династии, 2200—1600 гг. до н. э. Новое царство – XVII-XX династии, 1600—1100 гг. до н. э. Далее следует время Позднего Египта, когда друг за другом сменялись завоеватели. История суверенного Египта оканчивается при правлении XXVI династии (665-525 гг. до н. э.). Поскольку в те времена столицей Египта был Саис, Египет времен последней династии назывался Саисским Египтом.

Египет имел множество достижений в науке, технике, медицине, литературе, искусстве, астрономии. Около 3000 лет до н. э. завершается постепенное объединение египетских областей – номов. Объединения возглавили вожди клана Гора, который изображался в виде сокола и отождествлялся с божественным Солнцем. Все египтяне обожествляли Солнце – Сияющий Ра – живой символ Единого.

Традиционно объединение Египта связано с именем первого фараона Мина, увенчавшего себя священным талисманом, символом власти – двойной короной, которая состояла из двух корон: Дельты и Севера, белой и красной. Мин – основатель города Мампи (Мемфиса), ставшего звеном, соединявшим Дельту и Север. Начиная с V династии, фараоны выбирают своим покровителем бога Ра, который теперь отождествляется не с Гором, а с гелиопольским Атумом. Многочисленные надписи и барельефы свидетельствуют о том, что царь является сыном Солнца в прямом и буквальном понимании. Царская власть в Египте всегда считалась божественной и объединялась в едином образе Бога – царя-фараона. Фараон сосредотачивал в своих руках власть над Вселенной, стихиями и людьми. Но не только власть фараона – часть космического порядка, но и социальный строй Египта получил наивысшую божественную санкцию. Нарушить санкцию означало нарушить законы природы и обречь себя на неминуемую смерть. Таким образом иерархия стала нерушимой.

Особенности мировоззрения древних египтян

Древний Египет, как и современный, характеризуется высокой плотностью населения и его изолированностью. Природная изоляция Египта от других стран порождала эгоцентричное чувство отдаленности, что воплощалось в синкретизме. Разнообразные идеи и представления, которые часто противоречили друг другу, спокойно сосуществовали. Египтянин воспринимал новое, переделывая на свой лад, но и не отказываясь от устарелого. Таким образом, в Древнем Египте невозможно найти систему в современном понимании. Тонкость учения в Древнем Египте заключалась в упорядочивании, а не в последовательной и законченной систематизации.

Древний Египет. Философия и культура

Нил, текущий на юг и несущий необходимую для жизни воду, – главная характерная черта Египта. Река – источник жизни, имеет особенное значение в жизни египтян, но не может соперничать с Солнцем. Солнце напоминает ежедневное рождение и смерть. Нил – годовой цикл рождения и смерти. Бог Солнца – верховное божество, бог-творец. В Египте Солнце представлялось не только в виде страшного зверя, хищной птицы или злого человека, но и в виде насекомого. Ежедневное триумфальное Солнце и ежегодное возрождение реки навевало египтянам уверенность: Египет – центр Вселенной, и жизнь всегда торжествует над смертью. Идея Египта – центра Вселенной устанавливала стандарты, становилась правилом и нормой во Вселенной, нормой в Египте.

Зарождение философской мысли в Древнем Египте осуществлялось не только из-за необходимости решения проблем, возникающих в общественной жизни, но и в связи с появлением первых зачатков природоведения, накоплением научных знаний. У египтян и человек, и боги, и Вселенная, и окружающий мир имели одну и ту же суть, одну природу. Это проявлялось в принципе свободной замены и перестановке элементов мира. Бог олицетворяет нечто важное во Вселенной. Древние египтяне различали звезды и планеты, давали названия некоторым созвездиям и небесным телам. Высказывали гипотезы, что звезды и Солнце исчезают за краем Земли и ночью обходят ее снизу. Наметился разрыв с традиционным суждением о земле как плоской окружности или вытянутой полосе, возникало представление об объемности Земли.

Возникали зачатки геометрии, появлялись географические карты, формулировались знания механики, математики, распространялась медицина – лечение недугов человека. Материалистические идеи глушились доминирующими религиозно-идеалистическими взглядами. Божественное присутствовало там, куда приводило дело, а это случалось тогда, когда акт поклонения Богу взывал к храму. Храм создавался как жилище для Бога. Так, дом Бога Амуна исполнен в форме каменной статуи человека. Царь Египта – один из богов и представитель от Земли среди других богов. Наделенный божественностью, фараон владел переменным характером божества: мог слиться с другими богами, мог стать одним из них. Если фараон мог отражать бога, то человек мог отражать фараона. Люди привыкли объяснять свои действия, исходя из собственного мышления, вместо того, чтобы объяснять их своими потребностями, которые отражались в уме, осознавались. Острые социальные разногласия порождали и политические учения, отражающие основные идеи рабовладельческой знати об управлении государством.

Космология и космогония в Древнеегипетской Протофилософии

Космология. Концепция Нуна. Египтянин представлял Землю плоским блюдом. Внутреннее дно блюда – плоская аллювиальная равнина Египта. Блюдо плавало в воде. Бездонные воды, которые омывали блюдо, египтяне называли Нун – водами подземного мира. Из вод подземного мира рождалась жизнь. А Нил рождался из пещер, которые питали Нун. Из вод, которые окружали мир, рождалось все живое. Такова Вселенная, где действовали человек, боги и небесные тела.

Космогония. Среди древние египетских мифов, дошедших до наших дней, большое место занимают сказания о сотворении мира и людей. Создателями богов, людей и Вселенной в мифах и легендах выступают то животные, то птицы, то боги, то богини. Согласно одному сказанию, Солнце рождается от небесной коровы, согласно другому – оно выходит из лотоса, согласно третьему – из гусиного яйца. В разных местностях Египта почитались разные боги, в одном месте миф считался религиозным, в другом – нерелигиозным. В Мемфисе – столице Древнего царства почитался Птах, в Фивах – столице Среднего и Нового царства – Амои, в Гелиополе – бог солнца Ра.


Различны и способы создания мира. Общим для всех мифов является только представление о первичном хаосе, из которого постепенно возникли те или иные боги, которые по-разному творили мир, а также признание зарождения жизни на первичном холме. Сами пирамиды позаимствовали идею вознесенного холма как гарантию мертвому египтянину возвращение к новому существованию.

Разнообразие представлений о происхождении мира вполне естественно. Созданные в разные эпохи и периоды, разными социальными слоями мыслителей и философов, космогоничные концепции несли следы их влияния. Археолог Етьем Матье выделяет две принципиально разные группы легенд о сотворении мира. Одна из них охватывает легенды, согласно которым творцом Солнца и, следовательно, всей Вселенной, является богиня-мать, рождающая солнечного младенца без участия какого-либо мужского начала. Другая – охватывает легенды, где, наоборот, бог-отец создает божественную пару самостоятельно, без помощи женского начала, в полном противоречии с представлением о том, что мир вылеплен богом-творцом.

Официальной космогонией считается гелиопольский вариант, согласно которому первородный хаос Нун порождает бога солнца Атум-Ра, который оплодотворяет самого себя, поглощая собственное семя, а затем выплевывает первую пару – бога воздуха Шу и его женский коррелят – богиню воды Тефнут. Шу и Тефнут порождают землю, небо и еще семь богов, включая Осириса и Исиду, Сета и Нефтиду. Воздух Шу разделил Небо и Землю, подняв богиню неба Нут над богом земли Гебом.

Но существовали и другие легенды о происхождении мира. Наиболее интересна из них мемфисская концепция, дошедшая из наиболее ранних времен египетской истории, когда первые династии основали столицу в Мемфисе – месте бога Птаха. Концепция утверждает: все создано могуществом Мысли, Слова. Мысль и Слово – древние атрибуты власти в Египте, воплощенные как божества. В мемфисском тексте атрибуты власти даны в материальных терминах: Сердце – орган, где мысль зарождается, Язык – орган, который рожденную мысль превращает в чувственную реальность – Слово. Такое творение с помощью мысленного представления и словесного произношения имеет эмпирические корни: власть правителя – создавать по приказу. Акт творения приписывается деятельности Птаха, это первое сотворенное начало. Из единого творца Птаха исходит все, даже города, храмы, ремесла, искусство. Однако данная концепция не отбрасывает гелиопольскую космогоничную концепцию и пытается не заменить, а ассимилировать ее.

Миф. Исида и Осирис

Вавилонскому мифу об Иштар и Таммузе в Древнем Египте соответствовал миф об Исиде и Осирисе. Осирис олицетворял и жизнь, и смерть. Осирис – олицетворение Нила, источника всего живого в Египте. Он же судья в царстве мертвых. Нил-Осирис борется со своим братом Сетом, олицетворением пустыни. Сет обманул Осириса, заключил его в гроб и пустил вниз по течению Нила. Сестра-жена Осириса Исида (в Египте фараоны женились на своих сестрах) отправляется на поиски мужа. Она только что родила сына Гора. Сет расчленяет тело Осириса и повсюду его разбрасывает. Исида собирает части тела своего супруга. Один из богов подземного царства Анубис и сын Осириса Гор оживляют Осириса. Гор побеждает Сета. Эта вечная периодическая борьба Осириса и Сета отражала времена года в Египте; разлив Нила, время сева, время созревания и уборки урожая и период засухи (апрель – июнь); Осирис в гробнице – это спад Нила во время засухи, а разбросанные члены его – оставшиеся после разлива Нила мелкие озера, болота, лужи; возрождение Осириса и победа Гора над Сетом – новый разлив, торжество жизни.

Представления древних египтян о человеке

В древнеегипетских источниках не существовало текстов о происхождении человека. Это объясняется тем, что в представлении древних египтян не существует четкого и окончательного разделения между богами и людьми. Человек создан по образу и подобию богов и стоит в центре Вселенной, созданной богами. Согласно древнеегипетской мифологии, люди были созданы богом Солнца Ра из его слез. Каково же содержание отношений человек – боги, боги – человек? Человек определяется не только богосозданным, но также богоподобным. Такая генетическая богосозданность и богоподобность между богами и человеком дополняется и подчеркивается функциональной связью. А именно: той целью, которую ставили боги, когда создавали человека. Считалось, что человек создан, чтоб служить богам, но суть службы в том, что человек берет на себя ношу богов, включающую жизненно необходимые для самого человека действия: добывание пищи, сооружение жилья, каналов, пошив одежды и т. д. Другими словами, функциональное предназначение человека включает не только служение богам, но и удовлетворение потребностей самого человека.

Вопрос о преодолении конечности человеческого бытия, отношение к смерти как к завершению жизни на Земле и переходу в другой мир играют важную роль в формировании системы ценностей и поведения каждого человека. В Древнем Египте будущая жизнь продолжает настоящую. Душа сохраняется, тело защищено мумификацией, гробница – дом. В потустороннем мире египтянин отрицает реальность смерти.

Элементы философии

Древний Египет оказал огромное влияние на культуру Эллады. В середине первого тысячелетия до н. э. Египет и Эллада были тесно связаны. Фараоны XXVI династии, придерживаясь греческого образа жизни, вели эллинскую политику. Предпоследний фараон этой династии был женат на гречанке. Он разрешал грекам основывать в Египте колонии. Греки сохранили уважение к Египту как источнику мудрости даже тогда, когда они и в науках, и в мировоззрении оставили египтян далеко позади себя.

В 525 г. до н. э. Египет был захвачен персами. Почти на две с половиной тысячи лет Египет становится игрушкой в руках разных завоевателей: персов, греков, римлян, арабов, турок, англичан. Персидское завоевание отбросило Египет далеко назад, так же как отбросило оно назад немного ранее развитие Вавилонии. Ростки философского мировоззрения надолго завяли.

1. Історія філосоії: Підручник для вищої школи. — Х. : Прапор, 2003. — 768 с.2. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для филос. Фак. И отделений ун-тов. – М.: Высш. Школа, 1981. – 374 с


В уроке рассматривается о происхождении и сути культа мёртвых в Древнем Египте, воплощении идеи вечной жизни в египетских некрополях, роли магии и ритуала в заупокойном культе.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Загробный культ Древнего Египта"

Древний Египет – это название исторического региона и культуры значительной цивилизации Древнего мира, которая существовала на северо-востоке Африки вдоль нижнего течения реки Нил. Здесь сложился культ смерти, которая была для египтян продолжением земного существования. Давайте подробнее о нём узнаем.

Вопросы занятия. Происхождение и суть культа мёртвых в Древнем Египте. Воплощение идеи вечной жизни в египетских некрополях. Роль магии и ритуала в заупокойном культе.

История Древнего Египта насчитывает около 40 веков от начала формирования земледельческой египетской цивилизации в 4 тысячелетии до нашей эры до окончательного установления римского господства на этой территории в 31 году до нашей до нашей эры. Древнеегипетская история подразделяется исследователями на несколько периодов, среди которых для наиболее значительными с точки зрения развития искусства были периоды: Древнего царства (с XXVIII по XXIII век до нашей эры), Среднего царства (с XXI по XVIII век до нашей эры), Нового царства (с 1580 по 1085 год до нашей эры), а также Поздний период (с 664 по 332 год до нашей эры) и период эллинизма, который длился с 323 по 31 год до нашей эры.

Древнеегипетское общество было тесно связано с религией, которая обоготворяла силы природы и земную власть.

В её основе лежала идея о вечной жизни человека. Она выражалась в представлениях о загробной жизни, которую египтяне понимали как продолжение земного существования. Это породило грандиозный заупокойный культ, важными элементами которого являлись сохранение тела, строительство для него гробницы и выполнение магического ритуала. Подготовка к загробной жизни стала одной из главных задач жизни земной.

Такие представления были обусловлены в первую очередь природными условиями.

Древнеегипетская цивилизация сложилась в долине многоводной реки Нил, окружённой бесплодной пустыней. Тем не менее земледелие у них процветало. Хороший урожай обеспечивался ежегодными разливами Нила, а не дождевым орошением. То есть по представлениям людей того времени Небо-отец не оплодотворяло Мать-землю, но она всё равно приносила плоды.

Египтяне пытались понять окружающий мир и как-то объяснить эти процессы. Так родился миф об Осирисе, который почитался как божество сил природы и загробного мира. Египтяне полагали, что он умирает и возрождается так же, как и вся природа, а ежегодные разливы Нила – это горькие слёзы его жены Исиды, которые она проливает о погибшем супруге.

Согласно мифу, у Осириса был брат Сет, он владел пустыням, был завистлив и зол. Коварный Сет убил Осириса, но Исида смогла оживить мужа. Осирис отказался вернуться на землю и стал владыкой и судьёй загробного мира.

Из подземного мира Осирис высылал урожай, заставляя поля плодоносить. Такую же власть над урожаем имели все покойники, находившиеся под землёй. Следовательно, забота о посевах становилась заботой об усопших. Так сложился культ мёртвых.

Когда правитель умирал, его начинали называть Осирисом. Начиная со Среднего царства уже не только фараон, но и любой умерший египтянин ассоциировался с Осирисом и мог ожить после смерти.

Однако для будущего воскрешения человека, то есть для его вечной жизни, необходимо было сохранить его тело, то есть мумифицировать.

По преданию, бальзамированию людей научил бог Анубис, который создал первую мумию, завернув тело Осириса в бинты, пропитанные особым составом. Он стал покровителем бальзамирования и погребальных обрядов. Жрец этого бога всегда присутствовал в ходе процесса бальзамирования.

Сам Анубис представлялся в образе шакала или человеком с головой шакала. Кроме него, в египетском пантеоне богов большинство имело облик животных или птиц. Это связано с тотемизмом – верой в родство с животным, которое считалось предком или покровителем рода.


Египтяне верили в существование души, состоящей из нескольких частей. Обладали ею не только люди, но также животные и боги. Важнейшими составляющими души были Ка и Ба.

Главное место в культе мёртвых занимала Ка – это жизненная сила, черты характера, своеобразный духовный двойник человека, с которым тот встречается после смерти. Именно Ка делала умершего способным существовать после смерти, выполнять его жизненные функции.

Душой человека с рождения была Ба. Это жизненная сущность в виде птицы с головой человека, его совесть. Ба состояла из чувств и эмоций.

Египтяне считали, что после смерти человека Ба вместе с Ка отделяются от тела и бродят по миру. Но, найдя новое обиталище – гробницу с мумией умершего, – возвращают его к жизни в загробном мире.

Эти религиозные представления египтян оказали большое влияние на развитие и формирование стиля египетских некрополей и на всю архитектуру Древнего Египта в целом.

Возведение именно пирамид началось в эпоху Древнего царства. В них нашла отражение не только вера египтян в загробную жизнь и божественную силу фараона, но и представления о Все­ленной.


В пирамидах отражались представления о мировой горе. Её вертикальная ось соединяет пространственные зоны неба, земли и подземного мира, а квадрат основания воспроизводит горизонтальную модель мира.

Всего насчитывалось около 90 пирамид, но, к сожалению, большинство из них разрушено.

Самой древней считается грандиозная ступенчатая пирамида Джосера, воздвигнутая в 28 веке до нашей эры по проекту архитектора Имхотепа. Она расположена в Саккаре – самом большом некрополе Египта на южной окраине Мемфиса.

С распространением культа бога Ра, который почитался как создатель всего сущего, отец богов и фараонов, связано массовое строительство пирамид в последующее время.

Одним из семи чудес света считаются пирамиды в Гизе близ Каира, расположенные на западном берегу Нила. Они построены на западном берегу не случайно.

Всё дело в том, что по представлению древних египтян, мир делился на три части: Земля, Небо и Дуат, предназначенный для мёртвых. Кроме того, разные миры относились к разным частям света. На западе, за горизонтом находился загробный мир Дуат. Восток же предназначался для живых. Здесь возводились города и поселения.

Согласно мифу, солнечный бог Ра ежедневно проплывал на своей ладье по небесному Нилу и скрывался за горизонтом, чтобы наутро вновь родиться на востоке.

Усыпальницы Гизы по способу построения отличались от пирамиды Джосера и предназначались для фараонов Хуфу, Хафра и Менкаура (в греческой транскрипции этих фараонов называют Хеопс, Хефрен и Микерин).


Их конструкция отличается строгостью и рациональностью и соединяет в себе квадрат в плане и равнобедренные треугольники сторон, сходящиеся к верхней точке. Все они были ориентированы по сторонам света.

Пирамиды были только частью некрополя. Так, пирамида Менкаура имеет ещё три пирамиды-спутницы меньших размеров, которые предназначались для жён и родственников фараона.

А дорогу, ведущую к пирамиде Хафра, преграждает страж вечности – Большой сфинкс, который был сакральным образом этого фараона. Сфинкс с туловищем льва и головой Хафра олицетворял сверхъестественную силу фараона, власть которого простиралась над всеми существами.

Частью некрополя были и заупокойные храмы, в которых жрецы молились о хорошей участи души.

Они также символизировали вечность, воспроизводя в камне легенду о каждодневном умирании и новом рождении солнечного бога Ра.

Особую роль заупокойные храмы и скальные гробницы в честь богов приобретают в эпоху Среднего и Нового царств.

Архитектурный облик Египта в этот период определяли храмы-святилища особо почитаемого бога Амона-Ра. Наиболее примечательны сложные архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре, которые были возведены на восточном берегу Нила.

Храмы Амона-Ра находились на расстоянии 2,5 километра друг от друга и украшали город Фивы – столицу Нового царства. Они соединялись между собой дорогой, охраняемой сфинксами. Здесь во время религиозных шествий проносили божественную ладью, в которой, как считали египтяне, бог солнца Амон-Ра совершает свой вечный путь по небу.

Характерной особенностью этого грандиозного ансамбля стало оформление входа в храм. Он представляет собой массивные башни-пилоны в виде трапеции с узким проходом посередине. За входом находился открытый двор, обнесённый колоннадой, а затем в определённой последовательности – один или несколько залов, поддерживаемых колоннами, и святилище. Символическое значение имела освещённость храма. Она выражала идею двух фаз жизни – рождения и расцвета.

Новым элементом храмовых комплексов Позднего царства стали святилища, посвящённые культу бога Хора, считавшегося первым фараоном Египта, и его матери Исиды. Лучше всего сохранившимся памятником архитектуры того времени является храм бога Хора в Эдфу.


Все произведения изобразительного искусства египтяне наделяли магическими свойствами. Любое творение египетского мастера служило единственной цели: обеспечить благополучное существование человека после смерти, то есть обрести бессмертие.

Гарантировать вечную жизни должны были ритуал и магия. По первоначальным представлениям, право существовать в загробном мире имел только фараон.

Стены погребальных камер и коридоров гробниц фараонов эпохи Древнего царства были исписаны магическими текстами, которые обеспечивали фараону безопасное продвижение в загробный мир и обретение там благополучия. Кроме того, существовал обычай чтения заклинаний вслух.

Магической силой наделялись и все изображения, всё, что было видимо, считалось существующим. Поэтому внутренние и внешние стены заупокойных храмов, гробниц, обелиски и стелы декорировались рельефными и фресковыми композициями.

Фигура человека изображалась так, чтобы в профильном положении головы были полностью видны глаз, развёрнутые тыльной стороной ладони рук с пальцами одной длины. Голову и ноги рисовали в профиль, плечи – анфас, а выставленная вперёд левая нога означала движение в вечности.

Такой способ изображения помогал наиболее выразительно показать каждую часть тела, избежать сокращений, а значит, сохранить целостность восприятия образов. Социальные различия подчёркивались размером фигуры. Боги и фараоны изображались выше ростом, чем остальные участники сцены.

Фигуры располагаются строго параллельно, при этом нижние передают события переднего плана, а верхние – дальнего, хотя размер их не изменяется.

В эпоху Среднего царства право на бессмертие и загробную жизнь получили все подданные фараона. С этого времени значительное внимание уделялось украшению прямоугольных саркофагов. Снаружи они заполнялись рельефом, а изнутри – магическими формулами против загробных опасностей и картинами, наделёнными сакральной силой. Такова, например, роспись саркофага принца Именемипета.

Кроме прочего саркофаги служили надёжным убежищем для тела. Поэтому их внешний декор имитировал дом. Здесь примером может служить саркофаг царицы Кауи.

Помимо саркофагов в эпоху Нового царства опять стали щедро украшать росписями гробницы, которые высекали в скалах на западном берегу Нила. Эти масштабные некрополи называются Долина Царей и Долина Цариц. Одним из лучших произведений искусства всей эпохи Нового царства стала многоцветная фресковая живопись гробницы жены Рамзеса II Нефертари в Долине Цариц. А одной из самых богатых по подбору сюжетов является гробница Рамзеса IX в Долине Царей.


Все росписи здесь выполнены красками, которые наносились в расплавленном виде, которые были замешаны на горячем воске. Такая живопись называется энкаустика.

Постепенно цивилизация Древнего Египта потеряла своё былое величие, а художественные традиции египетского искусства стали основой для античной эстетики.

Давайте подведём итоги. Монументальное древнеегипетское искусство выросло из идеи вечной жизни и служило целям религиозного культа. Решающее значение в религии древних египтян имели представления о загробной жизни, которую они представляли как продолжение земного существования. Монументальные формы гробниц и храмов свидетельствовали о могуществе и бессмертии фараона. Гарантом вечной жизни в Древнем Египте выступали ритуал и магия.

Читайте также: