Кратко о советском кино

Обновлено: 05.07.2024

Говоря о российском кино, можно выделить три условных этапа его существования. Первый — дореволюционный, второй — советский, в котором речь идет не только о России, но и о студиях союзных республик, и третий — новое российское кино, снятое после распада Советского Союза. И сколько бы сейчас ни критиковали современное российское кино, оно все же имеет очень прочный фундамент, который может выдержать сложные времена.

Первые шаги

Кино в Российской империи полюбили сразу же. А после презентации Ханжонковым своего первого фильма царю Николаю II и получения от него одобрения пионер русского кинопроизводства вел свою деятельность вплоть до эмиграции в 1920 году. После возвращения на родину карьера Ханжонкова не сложилась из-за обвинения в финансовом преступлении, запрета на работу в области кинематографа и лишения политических прав.

С 27 августа 1919 года началась эпоха советского кино. Именно в этот день, ныне отмечающийся как День кино, Совнарком принял декрет о национализации кинодела в Советской России. Немой кинематограф 1920-х ассоциируется с именами Сергея Эйзенштейна и Дзиги Вертова.

Легендарная сокращенная цитата Ленина о том, что кино является важнейшим из искусств, в итоге привела к созданию с 1923 года национальных киностудий в республиках СССР.

Еще до начала Второй мировой войны дружественная Германия с удовольствием принимала уже на первом Венецианском кинофестивале (1934 г.) советские фильмы. Годом позже, в 1935 году, прошел первый Московский кинофестиваль (тогда — Советский кинофестиваль в Москве), председателем жюри которого стал Сергей Эйзенштейн.

Но главным достижением советского кино 1930-х стало создание особого кинематографического языка, формирование традиций русского сценического искусства, известных в мире как система Станиславского.

фильм Путевка в жизнь

Защищая с камерой в руках

Вторая мировая война наложила отпечаток на все советское кино. Страна не опустила руки, и кинематограф продолжал развиваться, укрепляя дух населения. В художественных фильмах обычно раскрывалась тема героической борьбы против агрессора, а на фронтах сражений велись съемки документального кино.

Дзига Вертов

Советский режиссер, один из основателей и теоретиков документального кино Дзига Вертов (Давид Кауфман), придумал метод съемки на скрытую камеру

Работники искусства принимали участие в борьбе так, как умели: защищать свою страну необязательно с оружием в руках. Иногда больше жизней можно сохранить, держа обычную кинокамеру. Оборонный антифашистский репертуар не просто существовал, но и был полезен людям, в течение 1418 дней жившим в страшных условиях войны.

Летят журавли

Военные фильмы

Культовых и достойных авторов в СССР было много. Но большими режиссерами в советское время считались именно те, кто снял военные фильмы. Это почти как в фигурном катании, в котором есть обязательная и вольная программы. Можно было сколько угодно снимать комедии, драмы и мелодрамы. Но оставить свой след в истории кино имели шансы в первую очередь те режиссеры, которые смогли снять картины о Великой отечественной войне.

Первые признания советского кино

Москва слезам не верит

Период полураспада

Но настоящий упадок начался в 1990-х. В кинотеатрах организовывались ярмарки, по телевизору крутили малобюджетные сериалы, гнусаво озвученными пиратскими кассетами с зарубежными фильмами торговали в подземных переходах. Развал СССР с монополией на производство кино привел к краху выстроенную систему. Каждый выкручивался, как мог.

Только в 2000-х помимо криминальных сериалов и мыльных опер отечественного производства начались съемки фильмов. На данный момент российского кино много, его средний уровень невысок, но тем не менее оно начинает выбираться из крутого пике. Русские фильмы возят на международные фестивали без ошеломляющих успехов. Но российское кино есть. И оно, возможно, возродится, как птица Феникс, несмотря ни на какие трудности.

Смерть Иосифа Сталина в марте 1953 года стала поворотным пунктом в истории и жизни всего СССР и конечно же отразилась на кинематографе. В рамках смены политического курса почти сразу же была произведена реорганизация системы управления культурой. В том числе было ликвидировано Министерство кинематографии, а кино передали управлениям при Министерстве культуры. Важным следствием этого стало относительное ослабление государственного контроля.

Следующим событием, закрепившим курс на либерализацию, смягчение цензуры и расширение рамок творческой свободы стал XX съезд КПСС февраля 1956 года, где был подвергнут критике культ личности Сталина. Особым способом взаимодействия государства и кино в этот период стали встречи чиновников с кинематографистами.

Наиболее крупными и значительными были встречи в Доме приемов на Ленинских горах в Москве в 1962 году и в Свердловском зале Кремля в 1963 году. На последнем мероприятии творческим деятелям удалось отстоять необходимость создания Союза кинематографистов (был учрежден спустя два года). Тогда же было принято решение о передаче киноискусства в ведение Госкино, что по сути, обозначало возвращение более тщательного контроля кинематографа. Госкино будет курировать развитие кино в стране до конца существования СССР.

Отечественный кинематограф середины 1950-х — конца 1960-х — это кинематограф оттепели. Советское киноискусство в эти годы активно обновляется, открывая новые темы и технические возможности. Во многом этот процесс строится на полемике с художественными установками сталинского кино.

Впрочем, свои лучшие и значимые для эпохи фильмы снимают и ветераны советского кино: Михаил Ромм , Михаил Калатозов, Юлий Райзман, Иосиф Хейфиц, Александр Захри, Григорий Козинцев, Сергей Герасимво, Иван Пырьев и другие.

Меняются и лица советского кино. Приходит новое актерское поколение: Николай Рыбников, Надежда Румянцева, Алексей Баталов, Иннокентий Смоктуновский, Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев, Татьяна Самойлова, Василий Лановой, Вячеслав Тихонов, Людмила Гурченко, Нонна Мордюкова, Евгений Урбанский, Александр Демьяненко, Татьяна Лаврова, Жанна Прохоренко, Олег Ефремов, Татьяна Доронина, Олег Табаков, Евгений Леонов, Станислав Любшин, Василий Шукшин, Юрий Никулин, Михаил Кононов, Анатолий Солоницын, Инна Чурикова, Никита Михалков и многие другие.

Если позднесталинский кинематограф был крайне академичным, исключающим проявление индивидуального авторского стиля, то теперь авторы становятся свободнее в средствах выразительности. Киноязык картин обогащается за счет распространения таких приемов, как ручная и субъективная камеры, ракурсная съемка, внутренний монолог, двойная экспозиция, рваный монтаж и так далее.

1970-е-первая половина 1980-х

Среди новых звезд советского экрана в эти годы можно назвать Олега Янковского, Александра Абдулова, Олега Даля, Ирину Муравьеву, Леонида Куравлева, Донатаса Баниониса, Анатолия Кузнецова, Маргариту Терехову, Ирину Купченко, Марину Неелову, Юрия Богатырева, Олега Басилашвили, Наталью Гундареву, Александра Кайдановского, Леонида Филатова и других.

В отношении судеб кино и ряда кинематографистов государство сохраняет политику мелочной опеки и произвола. Конфликты приобретают порой весьма экстремальные формы. Например, Сергей Параджанов попадает в тюрьму, а Кира Муратова получает запрет на профессию. Михаил Калик, Борис Фрумин, Слава Цукерман, Михаил Богин, Андрей Кончаловский , Андрей Тарковский оказываются вынуждены эмигрировать.

Постепенно запрещаемых картин становилось меньше, поскольку все эффективнее работала предварительная цензура на уровне сценариев.

Вторая половина 1980-х

В очередной раз новая страница в истории отечественного кинематографа была запущена политическими процессами. Через год после объявления Михаилом Горбачевым перестройки в мае 1986 года состоялся V съезд Союза кинематографистов, на котором резкой критике подверглась бюрократическая централизация кинопроизводства, идеологический контроль за творчеством и другие характерные советские перегибы. После этого запускается процесс разгосударствления кинематографа, в том числе в 1989 году разрешается частное кинопроизводство и кинопрокат.


В прошлый раз мы разобрали зарождение отечественного кинематографа, как на нем сказались революция, война и политика, вспомнили основные эстетические открытия и технические новации того времени. В этой статье мы переходим к периоду хрущевской оттепели и непростым 1990-м.

1950-1960-е

Смерть Иосифа Сталина в марте 1953 года стала поворотным пунктом в истории и жизни всего СССР и конечно же отразилась на кинематографе. В рамках смены политического курса почти сразу же была произведена реорганизация системы управления культурой. В том числе было ликвидировано Министерство кинематографии, а кино передали управлениям при Министерстве культуры. Важным следствием этого стало относительное ослабление государственного контроля.

Следующим событием, закрепившим курс на либерализацию, смягчение цензуры и расширение рамок творческой свободы стал XX съезд КПСС февраля 1956 года, где был подвергнут критике культ личности Сталина. Особым способом взаимодействия государства и кино в этот период стали встречи чиновников с кинематографистами.

Наиболее крупными и значительными были встречи в Доме приемов на Ленинских горах в Москве в 1962 году и в Свердловском зале Кремля в 1963 году. На последнем мероприятии творческим деятелям удалось отстоять необходимость создания Союза кинематографистов (был учрежден спустя два года). Тогда же было принято решение о передаче киноискусства в ведение Госкино, что по сути, обозначало возвращение более тщательного контроля кинематографа. Госкино будет курировать развитие кино в стране до конца существования СССР.

Отечественный кинематограф середины 1950-х — конца 1960-х — это кинематограф оттепели. Советское киноискусство в эти годы активно обновляется, открывая новые темы и технические возможности. Во многом этот процесс строится на полемике с художественными установками сталинского кино.

Впрочем, свои лучшие и значимые для эпохи фильмы снимают и ветераны советского кино: Михаил Ромм, Михаил Калатозов, Юлий Райзман, Иосиф Хейфиц, Александр Захри, Григорий Козинцев, Сергей Герасимво, Иван Пырьев и другие.

Меняются и лица советского кино. Приходит новое актерское поколение: Николай Рыбников, Надежда Румянцева, Алексей Баталов, Иннокентий Смоктуновский, Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев, Татьяна Самойлова, Василий Лановой, Вячеслав Тихонов, Людмила Гурченко, Нонна Мордюкова, Евгений Урбанский, Александр Демьяненко, Татьяна Лаврова, Жанна Прохоренко, Олег Ефремов, Татьяна Доронина, Олег Табаков, Евгений Леонов, Станислав Любшин, Василий Шукшин, Юрий Никулин, Михаил Кононов, Анатолий Солоницын, Инна Чурикова, Никита Михалков и многие другие.

Если позднесталинский кинематограф был крайне академичным, исключающим проявление индивидуального авторского стиля, то теперь авторы становятся свободнее в средствах выразительности. Киноязык картин обогащается за счет распространения таких приемов, как ручная и субъективная камеры, ракурсная съемка, внутренний монолог, двойная экспозиция, рваный монтаж и так далее.

1970-е-первая половина 1980-х

Среди новых звезд советского экрана в эти годы можно назвать Олега Янковского, Александра Абдулова, Олега Даля, Ирину Муравьеву, Леонида Куравлева, Донатаса Баниониса, Анатолия Кузнецова, Маргариту Терехову, Ирину Купченко, Марину Неелову, Юрия Богатырева, Олега Басилашвили, Наталью Гундареву, Александра Кайдановского, Леонида Филатова и других.

В отношении судеб кино и ряда кинематографистов государство сохраняет политику мелочной опеки и произвола. Конфликты приобретают порой весьма экстремальные формы. Например, Сергей Параджанов попадает в тюрьму, а Кира Муратова получает запрет на профессию. Михаил Калик, Борис Фрумин, Слава Цукерман, Михаил Богин, Андрей Кончаловский, Андрей Тарковский оказываются вынуждены эмигрировать.

Постепенно запрещаемых картин становилось меньше, поскольку все эффективнее работала предварительная цензура на уровне сценариев.

Вторая половина 1980-х

В очередной раз новая страница в истории отечественного кинематографа была запущена политическими процессами. Через год после объявления Михаилом Горбачевым перестройки в мае 1986 года состоялся V съезд Союза кинематографистов, на котором резкой критике подверглась бюрократическая централизация кинопроизводства, идеологический контроль за творчеством и другие характерные советские перегибы. После этого запускается процесс разгосударствления кинематографа, в том числе в 1989 году разрешается частное кинопроизводство и кинопрокат.

Кадр из фильма Понизовая вольница

Российское кино: очень краткая история

Российское кино: очень краткая история

В угаре киноперестройки… (1985-1991)

Частный кинобизнес возвращается… (1992-2002)
1992 ГОД.

1994 ГОД

1997 ГОД

2001 ГОД

2006 год

2010 год

2013 год.

2015 год.
Россия вступила в затяжную полосу санкционного давления, оказываемого на нее США и Европейским Союзом. Всего в 2015 году было снято 180 новых кинокартин, но фильмов, по-настоящему ставших событиями года, в том числе и по части значительных кассовых сборов, практически не было (во всяком случае, ни один из российских фильмов 2015 года не смог войти в десятку хитов 2011-2018 годов).

2017 год.

Точных данных, увы, нет. Однако не вызывает сомнения, что в десятку хитов десятилетия почти наверняка вошли следующие картины (приводятся согласно даты выпуска):

Путевка в жизнь (1931) Николая Экка
Веселые ребята (1934) Григория Александрова
Чапаев (1934) Братьев Васильевых
Юность Максима (1934) Григория Козинцева и Леонида Трауберга
Бесприданница (1936) Якова Протазанова
Цирк (1936) Григория Александрова
Волга-Волга (1938) Григория Александрова
Александр Невский (1938) Сергея Эйзенштейна
Подкидыш (1939) Татьяны Лукашевич
Трактористы (1939) Ивана Пырьева

1. Молодая гвардия (1948) Сергея Герасимова. 42,4 млн.
2. Падение Берлина (1949) Михаила Чиаурели. 38,4 млн.
3. Сказание о земле Сибирской (1948) Ивана Пырьева. 33,8 млн.
4. Звезда (1949) Александра Иванова. 28,9 млн.
5. В шесть часов вечера после войны (1944) Ивана Пырьева. 26,1 млн.
6. Встреча на Эльбе (1949) Григория Александрова. 24,2 млн.
7. Радуга (1944) Марка Донского. 23,7 млн.
8. Каменный цветок (1946) Александра Птушко. 23,1 млн.
9. Аринка (1940) Юрия Музыканта, Надежды Кошеверовой. 22,9 млн.
10. Подвиг разведчика (1947) Бориса Барнета. 22,3 млн.

11. Тихий Дон (1957) Сергея Герасимова. 46,9 млн.
12. Любовь Яровая (1953) Яна Фрида. 46,4 млн.
13. Над Тиссой (1958) Дмитрия Васильева. 45,7 млн.
14. Карнавальная ночь (1956) Эльдара Рязанова. 45,6 млн.
15.Свадьба с приданным (1953) Татьяны Лукашевич, Бориса Равенских 45,3 млн.
16. Застава в горах (1953) Константина Юдина. 44,8 млн.
17. Иван Бровкин на целине (1959) Ивана Лукинского. 44,6 млн.
18. Смелые люди (1950) Константина Юдина. 41,2 млн.
19. Кубанские казаки (1950) Ивана Пырьева. 40,6 млн.
20. Солдат Иван Бровкин (1955) Ивана Лукинского. 40,3 млн.

1. А зори здесь тихие… (1973) Станислава Ростоцкого. 66,0 млн.
2. Джентльмены удачи (1972) Александра Серого (при весьма ощутимом художественном руководстве Георгия Данелия). 65,0 млн.
3. Табор уходит в небо (1976) Эмиля Лотяну. 64,9 млн.
4. Калина красная (1974) Василия Шукшина. 62,5 млн.
5. Афоня (1975) Георгия Данелия. 62,2 млн.
6. Корона Российской империи, или Снова неуловимые (1973) Эдмонда Кеосаяна. 60,8 млн.
7. Иван Васильевич меняет профессию (1973) Леонида Гайдая. 60,7 млн.
8. Мачеха (1974) Олега Бондарева. 59,4 млн.
9. Служебный роман (1978) Эльдара Рязанова. 58,4 млн.
10. Судьба (1978) Евгения Матвеева. 57,8 млн.

1. Пираты ХХ века (1980) Бориса Дурова. 87,6 миллиона зрителей за первый год демонстрации.
2. Москва слезам не верит (1980) Владимира Меньшова. 84,4 млн.
3. Экипаж (1980) Александра Митты. 71,1 млн.
4. Маленькая Вера (1988) Василия Пичула. 56,0 млн.
5. Спортлото-82 (1982) Леонида Гайдая. 55,2 млн.
6. Петровка, 38 (1980) Бориса Григорьева. 53,4 млн.
7. Человек с бульвара Капуцинов (1987) Аллы Суриковой. 50,6 млн.
8. Тегеран-43 (1981) Александра Алова и Владимира Наумова. 47,5 млн.
9. Самая обаятельная и привлекательная (1985) Геральда Бежанова. 44,9 млн.
10. Любовь и голуби (1984) Владимира Меньшова. 44,5 млн.

1. Ирония судьбы. Продолжение (2008) Тимура Бекмамбетова. 49, 9 млн. долларов.
2. Адмиралъ (2008) Андрея Кравчука. 33,7 млн. долларов.
3. Дневной дозор (2006) Тимура Бекмамбетова. 32,0 млн. долларов.
4. Самый лучший фильм (2008) Кирилла Кузина. 27,5 млн. долларов.
5. 9 рота (2005) Федора Бондарчука. 23,6 млн. долларов.
6. Елки (2010) Тимура Бекмамбетова и др. 22,7 млн. долларов.
7. Наша Russia. Яйца судьбы (2010) Глеба Орлов. 22,2 млн. долларов.
8. Обитаемый остров. Фильм первый (2009) Федора Бондарчука. 21,8 млн. долларов.
9. Волкодав из рода серых псов (2007) Николая Лебедева. 20,0 млн. долларов.
10. Черная молния (2010) Александра Войтинского и Дмитрия Киселёва. 19,7 млн. долларов.

1. Движение вверх (2017) Антона Мегердичева. 53,9 млн. долларов.
2. Сталинград (2013) Федора Бондарчука. 51,8 млн. долларов.
3. Елки-3 (2014) Ольги Хариной и Дмитрия Киселёва. 38,0 млн. долларов.
4. Вий (2014) Олега Степченко. 34,3 млн. долларов.
5. Три богатыря на дальних берегах (2013) Константина Феоктистова. 31,1 млн. долларов.
6. Легенда №17 (2013) Николая Лебедева. 29,3 млн. долларов.
7. Высоцкий. Спасибо, что живой (2011) Петра Буслова. 28,0 млн. долларов.
8. Лед (2018). Олега Трофима. 26,5 млн. долларов.
9. Елки-2 (2011) Дмитрия Киселёва и Александра Баранова. 25.7 млн. долларов.
10. Т-34 (2018) Алексея Сидорова. 25.0 млн. долларов (прогноз, прокат продолжается).

Читайте также: