Мировоззренческая революция эпохи возрождения кратко

Обновлено: 07.07.2024

В эпоху Возрождения была проведена основная мыслительная работа, подготовившая возникновение классического естествознания. Это стало возможным благодаря мировоззренческой революции в эпоху Ренессанса, которая привела к изменению отношения человека к миру, природе, познанию человека. Ренессанс это эпоха сложных образно-логических синтезов из элементов культурных традиций Средневековья и античности. Право на существование имели все точки зрения, в том числе и те, которые содержат новации. Именно позиция, содержащая новизну оказалась предпочтительнее: изменяется отношение к истории – как процессе открытом в будущее и богатом новыми возможностями для человека. Человек эпохи Ренессанса начинает осознавать время как самоценность, как меру труда, источник материальных благ, как пространство развития способностей личности. Приходит осознание того, что время – это собственность не Бога, а самого человека.

Одухотворенный новаторством, Ренессанс выдвигает на первый план познавательную, логико-рациональную активность сознания, ведущим средством познания является разум.

Мировоззренческая революция эпохи Возрождения стала и религиозной революцией, она дополнила ренессансную перестройку системы духовной культуры, смену личностных ценностей и ориентиров, образа жизни, характера деятельности и общения. Реформация выработала такие ценностные установки, которые возвышали роль разума и обеспечили возможности научно-рационального познания природы, становление и развитие классического естествознания.

2.Зарождение научной биологии

Стихийно-эмпирическое накопление знаний о мире органических явлений длилось тысячелетиями, знания о природе не выделялись в самостоятельную отрасль. Биологические знания излагались вместе с химическими, физическими, географическими, климатическими, социально-историческими явлениями.

В эпоху Возрождения ситуация изменилась (16 в.). Отражением той эпохи является ориентация на человека, на совокупность его ближайших потребностей и решение медицинских проблем, т.е. шло быстрое развитие биологического познания. В сторону человека развернулась даже алхимия; результатом её слияния с медициной явилась ятрохимия, основоположником которой был Парацельс.

Мир животных тоже становится объектом интереса. В 16 в. Возникают первые зоологические музеи и кунсткамеры, совершенствуется организация коневодства и конных заводов.

Происходят изменения в способе биологического познания – вырабатываются стандарты, критерии и нормы исследования органического мира, появляется установка на объективное, доказательное, обоснованное знание. Накапливается колоссальный фактический материал, чему в большей степени способствуют географические открытия, раздвинувшие мировоззренческий горизонт европейцев. В Европе узнали множество новых биологических, геологических, географических и других явлений, новых видов культурных растений, познакомились с разнообразием жизни в тропиках. Флора и фауна открытых стран и континентов расширили эмпирический базис биологии и поставили вопрос о его систематизации.

В 16-17 вв. была проведена огромная описательная работа.

Во-первых, она вскрыла реальное многообразие растительных и животных форм (понятие о виде - Джон Рей, микроскоп Гука).

В-третьих, формируется научная методология и методика исследования живого

В-четвертых, развивается теоретический компонент биологического познания - выработка понятий, категорий, методологических установок, создание первых теоретических концепций, призванных объяснить фундаментальные характеристики живого. Прежде всего, это касалось природы индивидуального развития организма. Здесь сформировалось два противоположных направления - преформизм и эпигенез.

Преформисты (Аромати, Сваммердам, Ван Ливенгук) исходили из того, что в зародышевой клетке уже содержатся все структуры взрослого многоклеточного организма, поэтому процесс онтогенеза сводится лишь к количественному росту всех преобразованных зачатков органов и тканей (1. овистическая – взрослый организм предобразован в яйце, 2. анималькулистская – взрослый организм предобразован в сперматозоидах).

Теория эпигенеза отрицала предопределенность развития организма и придерживалась точки зрения, что развитие структур определяется воздействием внешних факторов на зародышевую клетку.

В целом же биология в 16-17 веке была зачаточной; растительный и животный мир были исследованы общих чертах, биологические объяснения носили поверхностный характер.

4. Эпоха Возрождения: революция в мировоззрении и науке.

Предпосылки классической науки

Научная революция, которая произошла в эпоху Возрождения в XV–XVI веках и подготовила возникновение классического естествознания, была обусловлена всем ходом социокультурных преобразований Западной Европы. Становление капиталистических отношений и промышленный переворот вели к существенному прогрессу науки и техники, способствовали радикальным изменениям в мировоззрении общества и индивида. Менялся не только социальный статус человека, но и менялось представление о его месте и роли в мире. Человек – это Творец. Если Бог – это Творец Вселенной, то человек – преобразователь природы и жизни, и Богом ему отведено особое место в мире.

Философское обоснование идеям Коперника дал знаменитый итальянский философ Джордано Бруно (1548 – 1600). Он настаивал на том, что Вселенная бесконечна, что существует множество миров, подобных нашему миру, многие из них обитаемы. Инквизиция в 1592 году арестовала Джордано Бруно. 8 лет он находился в тюрьме, где подвергался страшным пыткам . 17 февраля 1600 года он был сожжен на костре, на Площади Цветов в Риме. Это произошло на рубеже двух веков, ознаменовавшемся рождением классического естествознания.

Большую роль в формировании предпосылок классического естествознания сыграл Г. Галилей.

5. Галилео Галилей и его роль в становлении классической науки

Галилей успел многое: разработал экспериментально - математический метод и обосновал его принципы; сформулировал принцип инерции, принцип относительности, законы свободного падения тел, дал строгое определение понятий скорости и ускорения; с помощью сконструированного им телескопа он экспериментально доказал справедливость учения Коперника.

6. И. Ньютон и его роль в становлении классической науки

Исаак Ньютон (1643-1727) завершил процесс становления классического естествознания, четко сформулировав механические законы всех процессов движения и взаимодействия макроскопических тел и создав для их описания математический язык бесконечно малых. В этом было отступление от атомистических воззрений, но это привело к значительному продвижению в описании и понимании природы. Несмотря на то, что в настоящее время его подход кажется естественным и очевидным на фоне абстрактных представлений современной физики, и с него начинают знакомство с этой наукой в школе, в то время понадобилось почти семьдесят лет, чтобы этот подход окончательно утвердился в умах ученых. Дав свое определение понятиям скорости, ускорения, силы, массы, Ньютон сформулировал законы динамики в виде связей между этими величинами. Проанализировав законы движения небесных тел, обнаруженных Т. Браге и И. Кеплером, он установил закон всемирного тяготения, введя в науку меру гравитационного взаимодействия тел в нашей Вселенной. В результате стало возможным точно предсказывать солнечные затмения и понять природу морских приливов. Отличительной чертой классической механики являлась обратимость движений во времени, что следовало из соответствующих уравнений. При описании механических процессов в различных системах координат, движущихся относительно друг друга равномерно и прямолинейно, следовало использовать принцип относительности Галилея. Согласно этому принципу на ускорения тел, возникшие в результате их силового взаимодействия, относительное движение систем отсчета никакого влияния не оказывает. При этом никакими механическими опытами невозможно установить, какая именно из систем движется. Для расчета достаточно было просто сложить скорость движения тела в данной системе отсчета и скорость относительного движения систем отсчета. Поэтому можно выбрать наиболее удобную систему отсчета и работать с ней. Например, в движущемся вагоне отпущенный камень упадет вдоль вертикальной прямой, но при наблюдении с неподвижной платформы его траектория будет иметь вид кривой линии - параболы. Если описать движение (и предсказать положения камня) в системе движущегося вагона (что проще), то, чтобы сказать, когда и в какой точке он будет при наблюдении с платформы, достаточно просто учесть относительную скорость (скорость вагона) в конечном ответе.

. Научное наследие И.Ньютона разнообразно: создание дифференциального и интегрального исчисления (параллельно с Лейбницем, но независимо от него), важные астрономические наблюдения, которые Ньютон проводил с помощью собственноручно построенных зеркальных телескопов. Он внес большой вклад в развитие оптики: он поставил опыты по изучению дисперсии света (дисперсия света – разложение луча света при прохождении через призму на отдельные спектральные лучи) и дал объяснение этому явлению.

Новый величайший переворот в системе культуры происходит в эпоху Возрождения, которая охватывает XIV — начало XVII века. Возрождение — это эпоха формирования капиталистических отношений, первоначального накопления капитала, повышения социальной и политической роли города, буржуазных классов, формирования абсолютистских монархий и национальных государств, эпоха глубоких социальных конфликтов, религиозных войн, ранних гражданских революций, возрождения античной культуры, век титанов мысли и духа.

Эпоха Возрождения (возрождения) охватывает период с четырнадцатого по начало семнадцатого века. Социальной основой развития естественных наук в XV-XVII веках является вызревание новых капиталистических общественных отношений в рамках феодального общества. Быстрый рост производительных сил, более полное и разнообразное использование природы, открытие новых источников сырья и драгоценных металлов, а также новых рынков сбыта в результате многочисленных путешествий и расширения торговли — все это изменило европейскую экономику и привело к революции в социальной жизни европейских стран.

Сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению был нанесен не только распространением гуманистических идей, но и развитием естественных наук. В эпоху позднего Возрождения (XVI — начало XVII века) в Европе (особенно в Италии) распространились натурфилософские идеи.

Наиболее выдающимися представителями натурфилософии эпохи Возрождения были Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и Иоганн Кеплер.

Астрономические открытия Н. Коперника и Д. Бруно их мировоззренческое значение - Мировоззренческий поворот эпохи Возрождения

Мировоззренческий поворот эпохи Возрождения

Натурфилософия эпохи Возрождения для понимания и интерпретации сущности существования природы и мира основывается на научных и географических открытиях того времени. Религиозное отношение к природе и человеку начинает заменяться математическим и механистическим.

Главное отличие представителей натурфилософии от предыдущих мыслителей-идеалистов заключалось в том, что они основали материалистическое мировоззрение и сформировали научное мировоззрение, свободное от теологии. В новом мировоззрении натурфилософии Бог, природа и космос едины, а Земля не является центром Вселенной. Это было философское течение, которое рассматривало мир как познаваемый, мир, к которому можно прийти через разум, а не через божественное откровение.

Самыми выдающимися выразителями натурфилософии эпохи Возрождения были Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и Иоганн Кеплер. Они пытались опровергнуть ряд учений Церкви о Боге, Вселенной, космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия. Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению картины мира, но и изменению концепции науки и взаимоотношений между теорией и практикой.

Открытия и научные теории Леонардо да Винчи, Джордано Бруно и Николая Коперника сыграли особую роль в области астрономии и движения небесных тел. Гелиоцентрическая концепция строения Вселенной представляла собой поистине революционный переворот в представлении о мироустройстве, характеризующемся объективными, внутренне присущими и универсальными законами бытия и движения. Доказательство их существования основано на научных фактах, полученных путем наблюдения, эксперимента, экспериментальной проверки как научных методов познания. Математика становится универсальным методом доказательства законов бытия природы и Вселенной, а также методом анализа эмпирических данных, полученных при наблюдении за движением небесных тел. Укрепляется рационалистическое, но доказательное, не схоластическое понимание законов бытия в мире как универсальной сущности. Рационалистическое, научное мировоззрение пробивает себе дорогу и начинает успешно конкурировать с религиозными и теологическими подходами.

Коперниканская революция

Обладая широким умом, Коперник первым взглянул на накопленный тысячелетиями опыт астрономии глазами человека эпохи Возрождения: смелого, уверенного в себе, творческого и новаторского. Предшественникам Коперника не хватило смелости отказаться от самого геоцентрического принципа, и они либо пытались усовершенствовать тонкости птолемеевской системы, либо обращались к еще более древней схеме гомоцентрических сфер. Коперник был в состоянии порвать с этой тысячелетней консервативной астрономической традицией, преодолеть поклонение старым авторитетам. Н. Коперником двигала идея внутреннего единства и систематичности астрономических знаний; он искал в природе простоту и гармонию, ключ к объяснению единой сущности многих, казалось бы, разных явлений. Результатом этих поисков стала гелиоцентрическая система мира.

Меньшая сложность теории Коперника и большая точность вычислений положений планет в гелиоцентрических таблицах, которая была достигнута только в начале, не были главными преимуществами его теории.

В чем реальная заслуга, привлекательность и реальная сила теории Коперника? Почему это привело к революционному преобразованию всего естествознания?

Новое всегда возникает на основе и в системе старого. Коперник не был исключением в этом отношении. Он по-прежнему разделял многое из старой аристотелевской космологии. Например, он представлял себе Вселенную как замкнутое пространство, ограниченное сферой неподвижных звезд. Он не отступил от аристотелевской догмы, что истинное движение небесных тел может быть только равномерным и круговым. Кстати, желание восстановить аристотелевские принципы движения небесных тел, которые были нарушены при разработке геоцентрической системы, было одним из мотивов, побудивших Коперника искать другие, негеоцентрические подходы к описанию движения планет.

Более того, Коперник пытался создать логически простую и последовательную планетарную теорию. Именно в отсутствии такой простоты и последовательности Коперник увидел фундаментальную несостоятельность теории Птолемея. В этой теории не было единого центрального принципа, который мог бы объяснить систематические закономерности в движении планет. Коперник был уверен, что представление движений небесных тел в виде единой системы позволит определить реальные физические свойства небесных тел, то есть то, о чем геоцентрическая модель вообще не говорила. И поэтому он рассматривал свою теорию как теорию реального строения Вселенной.

Дж. Бруно: Идеологические выводы из коперниканизма

Задача сравнения птолемеевской и коперниканской теорий не обновлялась до 1970-х годов, когда два знаменитых астрономических события (вспышка сверхновой в 1572 году и яркая комета в 1577 году) вновь бросили вызов основам аристотелевской космологии. Философские и теоретические выводы из гелиоцентризма и его дальнейшее развитие и уточнение — заслуга ученых следующего поколения. Среди них: Тихо Браге, Дж. Бруно, И. Кеплер, Г. Галилей, Дж. Борелли и др.

Прежде всего, идеологические выводы из Коперниканизма не заставили себя ждать. Признав подвижность и планетарную уникальность Земли, теория Коперника устранила вековое представление о едином центре вращения во Вселенной. Центром вращения стало Солнце. Но Солнце не было уникальным телом. О его тождестве со звездами подозревали еще в древности. И поэтому следующий шаг мирских выводов был естественным. Его составил бывший монах одного из монастырей в Неаполе Джордано Бруно (1548 — 1600), человек чрезвычайно яркий, смелый, способный на бескомпромиссное преследование истины. Бруно в шестидесятых годах прошлого века поначалу скептически относился к гелиоцентрическому мировоззрению Коперника. Он обратился к Птолемею и материалистическим учениям древнегреческих мыслителей, особенно атомистов, о бесконечности Вселенной, чтобы выработать свой собственный взгляд на структуру космоса. На него также оказали сильное влияние идеи Николая Кузы, который отрицал, что какое-либо тело может быть центром Вселенной, поскольку она бесконечна. Увлеченный этой идеей, Бруно понял грандиозные возможности гелиоцентризма, обогатив его идеей бесконечности Вселенной. Объединив гелиоцентризм с идеями Н. Кузанского об изотропии, однородности и бесконечности Вселенной, Бруно пришел к построению концепции множественности планетных систем в бесконечной Вселенной.

Бруно набросал первый набросок современной картины вечной, не имеющей существ, материальной, единой, бесконечно развивающейся вселенной с бесконечным числом очагов разума в ней. В свете учения Дж. Бруно теория Коперника понижает свой ранг: она оказывается не теорией всей Вселенной, а теорией лишь одной из многих планетарных систем Вселенной, и, возможно, не самой выдающейся из них. Но если бы Н. Коперник был современником смелых взглядов бескомпромиссного итальянского монаха, как мы теперь можем предположить, он бы не обиделся на такую переоценку гелиоцентрической теории.

Мировоззрение и научное значение учений Н. Коперника и Д. Бруно.

Великий польский астроном Николай Коперник (1473 — 1543) с помощью принципа относительности основал новую астрономическую систему — гелиоцентрическую систему мира — одно из поистине выдающихся научных открытий своего времени. Практическая задача усовершенствования календаря сделала необходимым создание нового метода астрономических расчетов. Будучи широко образованным математиком и астрономом, Коперник понимал, что эта задача не может быть решена традиционными средствами. Знакомство с философией неоплатонизма и Пифагора, а также вера в то, что Бог создал мир в соответствии с простыми правилами математической гармонии, привели Коперника к предположению о равномерном круговом движении небесных тел и совершенно новом с обыденной точки зрения порядке их взаимного расположения и движения.

  1. Орбиты и небесные сферы не имеют общего центра;
  2. Центр Земли не является центром Вселенной, а только центром масс и орбит Луны;
  3. Все планеты движутся по орбитам, центром которых является солнце, и, следовательно, солнце является центром мира;
  4. Расстояние между Землей и Солнцем очень мало по сравнению с расстоянием между Землей и неподвижными звездами;
  5. Суточное движение Солнца является мнимым и вызвано эффектом вращения Земли, которая раз в 24 часа вращается вокруг своей оси, которая всегда остается параллельной самой себе;
  6. Земля (вместе с Луной, а также другими планетами) вращается вокруг Солнца, и поэтому движения, которые совершает Солнце (суточное движение, а также годовое движение, когда Солнце проходит через зодиак), являются не более чем эффектом движения Земли;
  7. Это движение Земли и других планет объясняет их положение и специфические характеристики планетарного движения.

С принятием этой гипотезы многие прежние трудности отпали, а картина мира приобрела изящные, стройные и очень убедительные очертания. Осознавая радикальность своего учения, Коперник долгое время не публиковал его, ссылаясь на пример последователей Пифагора, которые скрывали истину от профанов. Тем не менее, работа была опубликована, скандал не заставил себя ждать, но начало было положено. Началась великая научная революция.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Возрождение, или Ренессанс, — один из важнейших периодов в истории развития европейской науки, культуры и мировоззрения, пришедших на смену Средневековью. Он оказал огромное влияние на развитие и становление человечества. Философия эпохи Возрождения отражает глубокий перелом во взглядах того времени на окружающий мир, религию и роль человека в мироздании.

Натурфилософия эпохи возрождения

Исторические события

Ренессанс зародился еще в конце Средних веков и распространился из Италии в другие страны к началу XV века. Возвращение европейских мыслителей к идеям античности привело к возрождению древнегреческой и римской философии.

Обстановка в Европе

Причиной изменения традиций и прорыва в науке и искусстве стал ряд факторов.

Философия эпохи возрождения

Для Европы закончились мрачные инквизиторские времена и началось активное развитие науки. У людей появилось больше возможностей для путешествий. Изменилось политическое устройство — возникли первые парламенты, избавленные от влияния церкви и Папы.

Дополнительный импульс развитию новых тенденций дало ослабление влияния церкви на политическую и светскую жизнь в европейских государствах. Среди священнослужителей к началу XV века распространились гуманистические мысли и отрицание необходимости аскетизма, что дало толчок к сотрудничеству части христианского духовенства с живописцами, архитекторами и скульпторами для росписи и украшения храмов.

Философы эпохи возрождения

К началу Возрождения в Европе сформировались национальные государства и абсолютные монархии, зародились капиталистические отношения. Буржуазия стала занимать все более весомое положение в политике своих стран, в отличие от феодалов, терявших свое влияние.

В более поздний период углубись социальные конфликты — произошла крестьянская война в Германии, Нидерландская и Английская буржуазно-демократические революции, шли религиозные войны во Франции.

Предпосылки возникновения

Стремление к удовлетворению интеллектуального и культурного голода после тысячелетнего замедленного прогресса вылилось в формирование нового мировоззрения. Если кратко, то главное в философии эпохи Возрождения — неприятие католицизма и высокое отношение к человеческой личности. Основные причины возникновения этого направления философии:

Философия эпохи возрождения имеет следующую хронологию

  • политический кризис — протесты против феодального уклада стали носить массовый характер;
  • географические открытия — изменили представление людей о своей планете;
  • научно-технический прогресс — изобретение новых приборов, механизмов и способов производства дало толчок промышленной революции, а книгопечатание — широким образовательным возможностям.

По мере исторического развития научные открытия опровергали религиозные догмы. Вера в превосходство Бога над судьбами людей стала угасать. На первый план вышли значимость и неповторимость личности человека. Мыслители не отвергали идею существования божественного начала, но отрицали полное и безграничное влияние Бога на людей.

Этапы нового течения

Антропоцентрические идеи возникли еще в конце XIII века и продолжали разрабатываться до конца XVI. Культура эпохи Ренессанса зародилась представителями богемы в домах патрициев и на уличных собраниях коммун. Ее носителями выступали поэты, живописцы и ученые, которые пробуждали интерес разных слоев населения к античной культуре и социально-политическим проблемам. Современники течения охотно разделили новые идеи, несмотря на противодействие священнослужителей. Философия эпохи Возрождения имеет следующую хронологию:

Утопические учения эпохи возрождения

  • Проторенессанс длился с конца XIII века по конец XIV.
  • Раннее Возрождение относится ко всему XV веку.
  • Высокое Возрождение возникло на рубеже XV—XVI вв. еков.
  • Позднее Возрождение завершило эпоху в конце XVI века.

Результатом развития философского учения стало появление новой системы ценностей, где человек рассматривается как венец творения и созидатель земного бытия. Тема Бога отодвигается на второй план в угоду познанию человеческих возможностей, а религия постепенно отделяется от политики и морали. Естественные науки быстро прогрессируют, опираясь на достоверные факты и гносеологию — раздел философии об исследованиях и теории познания. Эксперимент, наблюдение и опыт начинают играть главную роль в получении истинных знаний о природе.

Философия эпохи возрождения кратко

Общие характеристики философии Ренессанса:

Пантеизм

  • Антропоцентризм, который ставит человека в центр вселенной. По утверждению гуманистов, Бог не делал первого человека Адама своим рабом, а наделил его волей и свободой выбора своей судьбы.
  • Новое научно-материалистическое понимание природной и социальной составляющей мира в противовес догматизму и схоластике.
  • Натурфилософия — единственно верное восприятие мира. Она рассматривает природу как целостный организм, в котором ничто не может существовать само собой. Все ее явления и процессы познаются только методом сравнения и противопоставления.
  • Пантеизм — религиозное течение, задачей которого было объединить науку с церковью, не принимающей попытки ученых поставить под сомнение католические догмы. Считает Бога и природу равными, сливающимися в одно целое, частями.

Главной идеей нового философского учения стал гуманизм — принцип, которому свойственны свобода личности, равенство и индивидуализм. Такой подход нашел свое выражение в отказе от поклонения Богу, как творцу всего сущего. Он стал возвратом к античным идеалам, для которых главным предметом изучения и основным источником знаний являлся человек.

Основные направления

С начала XIV века в философии Ренессанса появлялись новые течение. Идеологической основой некоторых стали древнегреческие учения. Другие же возникли как ответы на социальные и исторические вопросы того времени.

Франческо Петрарка

Развитие гуманизма

Гуманистическое направление было особенно распространено во времена Раннего Возрождения. Все его представители — люди, отличавшиеся широтой мышления и универсальностью таланта. Краткий список имен гуманистов-философов эпохи Возрождения:

Франческо Петрарка

Леонардо да Винчи

В своем творчестве они воспевали красоту и ум человека, их произведения вызывают оптимистические и жизнеутверждающие эмоции и призывают человека к самосовершенствованию, активному участию в изменении мира и целеустремленности.

Последователи Платона и натурфилософии

Идеалистическое направление античной философии получило развитие в период Раннего Ренессанса и стало называться неоплатонизмом. В нем человек представляется как микрокосм и устанавливается иерархия Единое — Ум — Душа. Над всем существует божественное Единое, которое эманирует в ум и разделяется там на множество идей. Ум эманирует в душу, имеющую чувственное начало.

Николай Кузанский

Приверженцы натурфилософских идей старались найти первопричину, главные закономерности явлений природы и доказать, что человек сам может познать мирозданье, не дожидаясь божественного откровения. Натурфилософские взгляды относятся к материалистическому типу. Их придерживались многие астрономы:

Николай Коперник

  • Николай Коперник — польский ученый, создатель космологической теории. — последователь идеи о множестве миров во Вселенной и бесконечного разнообразия природы. — изобретатель телескопа, доказавший, что именно Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот.
  • Тихо Браге — датский астролог и алхимик, положивший начало постоянным астрономическим наблюдениям и открывшим первую сверхновую звезду.

Одним из ярких представителей натурфилософии является швейцарский медик, алхимик и мистик Парацельс. Занимался поисками философского камня, в процессе основал ятрохимию — науку о приготовлении лекарств и составил таблицы химических элементов для использования в медицине.

Реформационное движение и утопические идеи

Жан Кальвин

Философы-реформисты считали, что власть и собственность должны принадлежать трудовому народу, воспитанному в духе аскетизма и трудолюбия. Результатом их деятельности стал раскол католической церкви и отделение от нее разных типов протестантства (лютеранство, кальвинизм).

Томмазо Кампанелла

Эпоха Возрождения происходила под знаком просвещения и освобождения от церковного влияния. Ее философия оказала огромное влияние на культуру, науку и становление общества.

философия эпохи Возрождения кратко

Предпосылки возникновения

Как зародилась философия эпохи Возрождения? Краткое описание этого процесса можно начать с упоминания о том, что появился интерес к реальному миру и месту человека в нем. Произошло это неслучайно именно в это время. К XIV в. изжила себя сама система феодальных отношений. Росло и быстро развивалось городское самоуправление. Особенно это заметно было в Италии, где со времен античности не угасли традиции экономической автономии крупных городов вроде Рима, Флоренции, Венеции, Неаполя. На Италию равнялись другие европейские страны.

К этому времени господство католической Церкви во всех сферах жизни начало тяготить людей: монархи стремились сбросить влияние Папы и прийти к абсолютной власти, а городское население и крестьяне изнывали под непосильным гнетом налогов на нужды духовенства. Чуть позже это приведет к движению за реформацию Церкви и расколу западноевропейского христианства на католичество и протестантизм.

XIV–XV вв. – эпоха великих географических открытий, когда мир начал становиться все более понятным и реальным, и все хуже укладывался в прокрустово ложе христианской схоластики. Необходимость систематизации естественнонаучных знаний становилась очевидной и неизбежной. Ученые все громче заявляют о рациональном строении мира, влиянии на происходящие процессы законов физики и химии, а не божественного чуда.

Философия эпохи Возрождения (кратко): основные идеи и базовые принципы

Что определили все эти явления? Главные черты философии эпохи Возрождения – стремление познать мир через естественные науки, которые зародились в Древней Греции и были непочтительно забыты в темные средние века, внимание к человеку, к таким категориям, как свобода, равенство, к неповторимой ценности – человеческой жизни.

Однако специфика эпохи не могла не сказаться на ходе развития философской мысли, и в непримиримых спорах с адептами схоластической традиции родился совершенно новый взгляд на мир. Философия эпохи Возрождения кратко усвоила основы античного наследия, но значительно модифицировала и дополнила их. Новое время ставило перед человеком несколько иные вопросы, чем за 2000 лет до того, хотя многие из них актуальны во все эпохи.

Идеи философии эпохи Возрождения базировались на таких принципах, как:

  • Антропоцентризм философского и научного поиска. Человек - центр мироздания, его основная ценность и движущая сила.
  • Особое внимание к естественным и точным наукам. Только через учение и развитие можно понять строение мира, познать саму его суть.
  • Натурфилософия. Природу следует изучать как нечто целое. Все предметы в мире едины, все процессы взаимосвязаны. Познать их во всем разнообразии форм и состояний можно только через обобщение и одновременно через дедуктивный подход от большего к конкретному.
  • Пантеизм – отождествление Бога с природой. Основная цель этой идеи состояла в примирении науки с церковью. Известно, что католики ревностно преследовали любую научную мысль. Развитие пантеизма дало толчок таким прогрессивным направлениям, как астрономия, химия (в противовес лженаучной алхимии и поиску философского камня), физика, медицина (глубокое изучение строения человека, его органов, тканей).

Периодизация

Поскольку Ренессанс охватывает довольно большой временной отрезок, для более детальной характеристики его условно подразделяют на три периода.

  1. Гуманистический - середина XIV – первая половина XV в. Ознаменовался поворотом от теоцентризма к антропоцентризму.
  2. Неоплатонический – вторая половина XV – первая половина XVI в. Связан с переворотом мировоззренческих установок.
  3. Натурфилософский – вторая половина XVI – первые десятилетия XVII в. Попытка внести коррективы в устоявшуюся и одобренную Церковью картину мира.

Выделяют еще такие направления философии эпохи Возрождения, как:

  • Политическое (развивалось в неоплатонический период), для которого характерен поиск сущности и природы власти одних людей над другими.
  • Утопическое. Социальная философия эпохи Возрождения (совпадает по времени со вторым и третьим периодами) в чем-то сходна с политическим направлением, но в центре поиска стояла идеальная форма сосуществования людей в рамках города и государства.
  • Реформационное (XVI–XVII вв.) – направлено на поиск путей реформирования Церкви в соответствии с новыми реалиями, сохранение духовности в жизни человека, неотрицание главенства морали над наукой.

Общая характеристика периодов

черты философии эпохи Возрождения

Первые идеологи

Первыми проводниками гуманистических идей стали Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла, Джованни Бокаччо. Их произведения по-разному, но вполне отчетливо утверждали антропоцентризм философии эпохи Возрождения, то есть центральное место человека в картине мироздания.

Гуманизм распространялся поначалу не с университетской кафедры, а в частных беседах в кругу вельмож и аристократов. Схоластика была уделом масс, вернее тех, кто управлял массами, официальной доктриной, а гуманизм – философией для избранного узкого круга интеллектуальной элиты.

Данте Алигьери – яркий представитель периода гуманизма

философия эпохи Возрождения гуманизм

Это творение Церковь оценила очень отрицательно, даже враждебно.

Развитие идеи в творчестве Франческо Петрарки

На примере Петрарки очень хорошо заметно, что антропоцентризм не оставался только новой выдумкой философов, но приобретал черты мировоззрения, системы культурных ценностей. Он открыто выступал против схоластической доктрины, считая уделом истинного философа изложение собственных мыслей, а не комментирование чужих. А среди философских вопросов Петрарка считал приоритетными те, которые концентрируются вокруг человека, его жизни, внутренних стремлений и поступков.

Основная идея гуманистов - человек имеет право на счастье

антропоцентризм философии эпохи Возрождения

Основное достижение философов-гуманистов XIV–XV вв. в том, что они отстаивали право человека на развитие, самореализацию и счастье в реальной земной жизни, а не в обещанной Церковью загробной. Бог мыслился благим и добрым, он олицетворял творческое начало мира. И человек, созданный по образу божьему, единственный среди живых существ, наделенный разумом и деятельным духом, должен стремиться изменить мир и людей вокруг себя к лучшему.

Творческий поиск коснулся не только содержания, но и формы: гуманисты прибегают к чисто светскому жанру стиха, философским трактатам на пример античности придают форму диалога, развивают художественную литературу и возрождают эпистолярный жанр.

Социальное равенство

Социальная философия эпохи Возрождения подрывала устои средневековой общественной иерархии совершенно простой и естественной апелляцией к Святому Писанию: все люди равны в своих правах, ибо равно созданы по образу божьему. Идея равенства всех людей найдет более деятельное участие у философов в эпоху Просвещения, а пока она только декларировалась, но и этого уже было немало после феодального средневековья. Гуманисты не вели спор с Церковью, но считали, что схоласты и демагоги исказили ее учение, а гуманистическая философия, напротив, поможет вернуться к истинной христианской вере. Страдание и боль противоестественны природе, а значит, не угодны Богу.

На втором этапе своего развития, начиная с середины XV в., философия эпохи Возрождения кратко интерпретирует на новый лад учения Платона, Аристотеля и школы неоплатоников в соответствии с реалиями Нового времени.

Главные представители идеи социального равенства

философия эпохи Возрождения краткое содержание

Пантеистическое мировоззрение достигло своего апогея в творчестве Пико делла Мирандолы. Философ представлял, что Бог – это высшее совершенство, заключенное в несовершенном мире. Подобные взгляды уже в начале XV в. явила миру философия эпохи Возрождения. Краткое содержание учения Мирандолы в том, что постижение мира равнозначно постижению Бога, и процесс этот хотя и трудный, но конечный. Также достижимо и совершенство человека, ибо он создан по образу Бога.

Пантеизм. Пьетро Помпонацци

Гимн Эразма Роттердамского

философия эпохи Возрождения краткое описание

Утопические идеи всеобщего равенства

Таким образом, для второго этапа наиболее значимыми вопросами становятся: сущность Бога и его отношение к земному миру, свобода человека и идеалы государственного устройства.

Яркий след Джордано Бруно

философия эпохи Возрождения кратко представители

На третьем этапе (со второй половины XVI в.) своего развития философия эпохи Возрождения обратилась к окружающему человека миру, по-новому трактуя правила общественной морали и закономерности природных явлений.

Общие выводы

Такой вид приобрела на завершающем этапе философия эпохи Возрождения. Кратко представители ее описали в своих трудах как пробуждение человеческого разума, как освобождение его от мрака непросвещенности и гнета сильных мира сего. Признавалась ценность каждой человеческой жизни. Так может быть описана философия эпохи Возрождения кратко. Представители ее были не только философами, но трудились в области естественных наук, как упомянутый выше Джордано Бруно, а также Галилео Галилей и Николай Коперник. Их взоры устремлялись в небо и пантеизм, характерный для предыдущих поколений. Они отождествляли Бога уже не просто с природой, но с бесконечной Вселенной. Краткое описание философии эпохи Возрождения в XVI–XVII вв. включает не только идеи пантеизма и натурфилософские поиски, но и дальнейшее развитие гуманистических взглядов. Период требует от человека постоянного самосовершенствования, ответственности и смелости в поисках смысла земного бытия и божественной природы во всем сущем.

Уже многие десятилетия подлежит исследованию научным миром философия эпохи Возрождения. Общая характеристика кратко представлена в трудах Дильтея Вильгельма, русских историков - Буйчика, Лучинина, Лосева.

Читайте также: