Мировая юстиция в рф история и современность кратко

Обновлено: 05.07.2024

В Российской Федерации с 2000 г. работают мировые судьи. Несмотря на незначительный период их деятельности, можно уже говорить о том, что мировые судьи оправдывают свое предназначение и играют важнейшую роль в обеспечении судебной защиты прав граждан. В связи с этим институт мировых судей (или, как его зачастую называют, "мировая юстиция") заслуживает большого внимания, поддержки и дальнейшего развития.

Создание института мировых судей в качестве судей субъектов Российской Федерации хотя, конечно, и преследует цель увеличения количества судей судов общей юрисдикции и "разгрузку" федеральных судов, однако не в качестве главной цели.

В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Это конституционное положение развивается в ст. 11 Конституции Российской Федерации, согласно которой государственную власть в Российской Федерации осуществляют: на федеральном уровне - Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (имеются в виду федеральные суды); на уровне субъектов Российской Федерации - образуемые ими органы государственной власти.

Исходя из закрепленного в Конституции Российской Федерации принципа разделения государственной власти и федеративного устройства Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, так же как и сама Российская Федерация, должны иметь свои органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Следовательно, наличие судей субъектов Российской Федерации со своей компетенцией предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

В связи с этим учреждение Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" института мировых судей в качестве судей субъектов Российской Федерации вполне оправданно и их статус, определенный Конституцией РФ и указанным Законом, не может быть изменен.

В результате такого регулирования в субъектах Российской Федерации действуют только судьи судов общей юрисдикции, рассматривающие дела по первой инстанции (вышестоящие судебные инстанции не созданы); второй инстанцией по делам, подсудным мировым судьям, является федеральный районный суд.

Практически все правоотношения, возникающие при рассмотрении подведомственных судам общей юрисдикции дел, подпадают, согласно Конституции Российской Федерации, либо под предметы исключительного ведения Российской Федерации (регулирование прав и свобод человека и гражданина, уголовное, гражданское законодательство и др. - ст. 71), либо под предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (административное, семейное, жилищное, трудовое законодательство и др. - ст. 72).

Мировые судьи являются носителями судебной власти, обладают единым с федеральными судьями правовым статусом. При осуществлении правосудия они независимы и подчиняются только Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам соответствующего субъекта Федерации. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъекта Федерации[1].

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также законные требования и распоряжения, поручения, вызовы и другие обращения, вынесенные в пределах их компетенции, обязательны для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.




Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. чел. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. создается один судебный участок. Однако закон устанавливает, что судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.

Федеральный закон о мировых судьях устанавливает требования, предъявляемые к мировому судье, порядок его назначения на должность, прекращения и приостановления полномочий. Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Федерации.

Закон освобождает от сдачи квалификационного экзамена и предоставления рекомендации квалификационной коллегии судей лиц, имеющих стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.

Независимость судей и их самостоятельность в профессиональной деятельности во многом обусловливается порядком наделения их полномочиями и сроком, на который они избираются (назначаются)[4].

Мировые судьи назначаются (избираются) представительным органом государственной власти субъекта Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Федерации. Наиболее демократичным является порядок, при котором мировые судьи будут избираться населением судебного участка путем прямых выборов, тайным голосованием на альтернативной основе. Порядок назначения (избрания) мировых судей устанавливается отдельным законом субъекта Федерации. Получение власти вершить правосудие непосредственно от населения судебного участка в наибольшей мере способствует обеспечению самостоятельности мирового судьи - наиболее приближенного к населению звена судебной системы, его авторитету, независимости от местных органов власти и управления. При таком порядке стимулируется участие населения в формировании указанных судебных органов и контроле за их деятельностью.

Для мировых судей Федеральный закон устанавливает определенные изъятия из принципа несменяемости. Мировой судья назначается (избирается) на срок, установленный законом соответствующего субъекта Федерации, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе вновь выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи он назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Федерации, но не менее чем на пять лет (ст. 7 Закона о мировых судьях).

В случае временного отсутствия мирового судьи председатель соответствующего районного суда передает дела, поступающие на рассмотрение этого мирового судьи, другому мировому судье либо принимает указанные дела в производство районного суда.

· дел о выдаче судебного приказа;

· дел о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

· дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества;

· иных дел, возникающих из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

· дел по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;

· дел, возникающих из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;

· дел об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;

В УПК РФ 2001 г. к подсудности мирового судьи отнесены уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, перечень которых дан в ч. 1 ст. 31 УПК.

Все эти дела мировой судья рассматривает единолично. Судопроизводство по уголовным, гражданским и административным делам осуществляется мировым судьей в порядке, установленном уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, а также административно-процессуальным законодательством[6].

Со стороны федерального районного суда, который является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного округа, должен осуществляться судебный надзор за применением мировыми судьями материального и процессуального законов. Законом о мировых судьях установлено, что до назначения (избрания) на должность мировых судей дела, относящиеся к их компетенции, рассматриваются районными судами.

Районный суд уполномочен рассматривать дела ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств в отношении решений, принятых мировым судьей по первой инстанции и вступивших в силу (п. 1. ч. 1 ст. 417 УПК). В зале судебных заседаний мировых судей помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации, а также может устанавливаться флаг и помещаться изображение герба соответствующего субъекта Российской Федерации. При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии или имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта Федерации.

В Российской Федерации с 2000 г. работают мировые судьи. Несмотря на незначительный период их деятельности, можно уже говорить о том, что мировые судьи оправдывают свое предназначение и играют важнейшую роль в обеспечении судебной защиты прав граждан. В связи с этим институт мировых судей (или, как его зачастую называют, "мировая юстиция") заслуживает большого внимания, поддержки и дальнейшего развития.

Создание института мировых судей в качестве судей субъектов Российской Федерации хотя, конечно, и преследует цель увеличения количества судей судов общей юрисдикции и "разгрузку" федеральных судов, однако не в качестве главной цели.

В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Это конституционное положение развивается в ст. 11 Конституции Российской Федерации, согласно которой государственную власть в Российской Федерации осуществляют: на федеральном уровне - Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (имеются в виду федеральные суды); на уровне субъектов Российской Федерации - образуемые ими органы государственной власти.

Исходя из закрепленного в Конституции Российской Федерации принципа разделения государственной власти и федеративного устройства Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, так же как и сама Российская Федерация, должны иметь свои органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Следовательно, наличие судей субъектов Российской Федерации со своей компетенцией предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

В связи с этим учреждение Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" института мировых судей в качестве судей субъектов Российской Федерации вполне оправданно и их статус, определенный Конституцией РФ и указанным Законом, не может быть изменен.

В результате такого регулирования в субъектах Российской Федерации действуют только судьи судов общей юрисдикции, рассматривающие дела по первой инстанции (вышестоящие судебные инстанции не созданы); второй инстанцией по делам, подсудным мировым судьям, является федеральный районный суд.

Практически все правоотношения, возникающие при рассмотрении подведомственных судам общей юрисдикции дел, подпадают, согласно Конституции Российской Федерации, либо под предметы исключительного ведения Российской Федерации (регулирование прав и свобод человека и гражданина, уголовное, гражданское законодательство и др. - ст. 71), либо под предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (административное, семейное, жилищное, трудовое законодательство и др. - ст. 72).

Мировые судьи являются носителями судебной власти, обладают единым с федеральными судьями правовым статусом. При осуществлении правосудия они независимы и подчиняются только Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам соответствующего субъекта Федерации. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъекта Федерации[1].

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также законные требования и распоряжения, поручения, вызовы и другие обращения, вынесенные в пределах их компетенции, обязательны для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. чел. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. создается один судебный участок. Однако закон устанавливает, что судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.

Федеральный закон о мировых судьях устанавливает требования, предъявляемые к мировому судье, порядок его назначения на должность, прекращения и приостановления полномочий. Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Федерации.

Закон освобождает от сдачи квалификационного экзамена и предоставления рекомендации квалификационной коллегии судей лиц, имеющих стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.

Независимость судей и их самостоятельность в профессиональной деятельности во многом обусловливается порядком наделения их полномочиями и сроком, на который они избираются (назначаются)[4].

Мировые судьи назначаются (избираются) представительным органом государственной власти субъекта Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Федерации. Наиболее демократичным является порядок, при котором мировые судьи будут избираться населением судебного участка путем прямых выборов, тайным голосованием на альтернативной основе. Порядок назначения (избрания) мировых судей устанавливается отдельным законом субъекта Федерации. Получение власти вершить правосудие непосредственно от населения судебного участка в наибольшей мере способствует обеспечению самостоятельности мирового судьи - наиболее приближенного к населению звена судебной системы, его авторитету, независимости от местных органов власти и управления. При таком порядке стимулируется участие населения в формировании указанных судебных органов и контроле за их деятельностью.

Для мировых судей Федеральный закон устанавливает определенные изъятия из принципа несменяемости. Мировой судья назначается (избирается) на срок, установленный законом соответствующего субъекта Федерации, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе вновь выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи он назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Федерации, но не менее чем на пять лет (ст. 7 Закона о мировых судьях).

В случае временного отсутствия мирового судьи председатель соответствующего районного суда передает дела, поступающие на рассмотрение этого мирового судьи, другому мировому судье либо принимает указанные дела в производство районного суда.

· дел о выдаче судебного приказа;

· дел о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

· дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества;

· иных дел, возникающих из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

· дел по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;

· дел, возникающих из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;

· дел об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;

В УПК РФ 2001 г. к подсудности мирового судьи отнесены уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, перечень которых дан в ч. 1 ст. 31 УПК.

Все эти дела мировой судья рассматривает единолично. Судопроизводство по уголовным, гражданским и административным делам осуществляется мировым судьей в порядке, установленном уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, а также административно-процессуальным законодательством[6].

Со стороны федерального районного суда, который является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного округа, должен осуществляться судебный надзор за применением мировыми судьями материального и процессуального законов. Законом о мировых судьях установлено, что до назначения (избрания) на должность мировых судей дела, относящиеся к их компетенции, рассматриваются районными судами.

Районный суд уполномочен рассматривать дела ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств в отношении решений, принятых мировым судьей по первой инстанции и вступивших в силу (п. 1. ч. 1 ст. 417 УПК). В зале судебных заседаний мировых судей помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации, а также может устанавливаться флаг и помещаться изображение герба соответствующего субъекта Российской Федерации. При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии или имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта Федерации.

Таким образом, мировая юстиция за время с 1998 года сформирована лишь на80 процентов. Из 6 500 мировых судей назначено 5 248. И хотя это — большое звено системы судов общей юрисдикции (для сравнения: штатная численность федеральных судей судов общей юрисдикции на 1 января 2003 года составила20242единиц), из табл. 1 видно, что в ряде регионов не торопились принимать собственные законы о мировых судьях. Законодательное собрание Коми-Пермяцкого автономного округа 29 октября 1999 года даже приняло постановление об отказе от вхождения в Государственную думу РФ с законодательной инициативой об установлении общего числа мировых судей и количества судебных участков, т. е. об отказе от введения мировой юстиции на территории округа. И лишь недавно закон округа принят.

На сегодня закон о мировых судьях не принят в Чеченской Республике. При этом следует учесть, что в соответствии с законодательством порядок наделения мировых судей полномочиями, число мировых судей и судебных участков устанавливается законом субъекта Федерации по согласованию с Верховным судом. Однако в Чеченской Республике законодательный (представительный) орган не сформирован, что препятствует принятию необходимого закона и формированию корпуса мировых судей в этой республике.

В Приморском крае, Мурманской и Сахалинской областях, в Ненецком, Усть-Ордынском Бурятском, Эвенкийском, Коми-Пермяцком автономных округах местными органами власти назначения мировых судей не производятся со ссылкой на отсутствие денежных средств на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей в бюджетах регионов. По этой же причине сдерживается укомплектование вакантных должностей мировых судей и в некоторых других субъектах Федерации.

Сложное положение с введением мировых судей объясняется целым рядом причин законодательного, финансового и организационного характера.

Несмотря на то что законодательная база, позволяющая мировым судьям осуществлять правосудие, практически создана (приняты соответствующие процессуальные законодательные положения, законы о мировых судьях в субъектах), становление законодательства мировой юстиции продолжается до сих пор как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. При этом нельзя не обратить внимания, что российскому законодателю потребовалось более полутора лет, чтобы принять процессуальное законодательство. Его отсутствие не позволяло даже назначенным к тому времени мировым судьям приступить к осуществлению правосудия.

Проблемы финансового характерирования обусловлены прежде всего неготовностью регионов принять на себя расходы по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей. Лишь половина субъектов Федерации предусмотрела выделение необходимых сумм из своих бюджетов на 2003 год для обеспечения деятельности мировой юстиции. Особые сложности возникли в так называемых дотационных регионах (а их значительное большинство).

Действительно, выделить из скудных бюджетов регионов средства на создание мировой юстиции непросто. Выход из сложившегося положения может состоять в изменении существующего сейчас порядка выделения средств из Федерального фонда финансовой поддержки регионов. Эти средства выделяются регионам адресно, на строго определенные цели. Одной из таких целей могла бы стать финансовая поддержка мировой юстиции, хотя бы временная.

Другой серьезной проблемой становления института мировых судей является неурегулированность вопросов организационного обеспечения их деятельности.

Сущность ее заключается в том, что институт мировой юстиции имеет сложную правовую природу, обусловленную двойственностью положения мирового судьи, который, с одной стороны, относится к судам субъекта Российской Федерации, а с другой — является судом общей юрисдикции, руководствуется при осуществлении правосудия по гражданским и уголовным делам федеральными законами, вынося решения именем Российской Федерации. Другими словами, речь идет о передаче части федеральных полномочий в сфере осуществления правосудия в ведение создаваемых в субъектах органов судебной власти. Такая конструкция создает внутренние противоречия, которые будут отражаться на всех сторонах деятельности этого звена судебной власти.

Все это требует выработки новых подходов к организации деятельности мировых судей, поскольку общепринятая методология здесь не может использоваться в полном объеме.

Сложная правовая природа мировой юстиции предопределила и серьезные трудности в законодательном решении вопросов организации ее деятельности.

Так, например, материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей по закону может быть возложено на органы юстиции либо на органы исполнительной власти субъектов РФ. Однако практика показала, что отсутствие единства в подходах по организационному обеспечению деятельности мировых судей существенно снижает эффективность такой работы в целом. Исходя изэтих соображений в ряде субъектов Федерации с самого начала пошли по другому пути, возлагая напрямую на органы Судебного департамента в регионах обязанности по организационному обеспечению деятельности мировых судей в полном объеме. Однако такой подход противоречит федеральному законодательству.

Необходимость в таком решении продиктована и тем, что вне поля зрения законодателя остались, кроме того, вопросы кадрового обеспечения мировых судей, сотрудников аппарата, повышения их квалификации.

Объединение функций организационного и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей, а затем передача их в ведение специализированного государственного органа, каким является Судебный департамент, представляется возможным и верным, так как по своему статусу Судебный департамент является государственным органом, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции, аналогичные тем, которые ранее осуществлялись Министерством юстиции. Следование принципу разделения властей не позволяло по формальным основаниям отнести к органам исполнительной власти Судебный департамент, функции и управленческие полномочия которого аналогичны соответствующим полномочиям органов исполнительной власти.

Поэтому заключение администрацией области (или другого равного субъекта Российской Федерации) соглашения с территориальными подразделениями Судебного департамента о передаче в его ведение функций по обеспечению в целом деятельности мировых судей правомерно.

Следует оговориться, что при всех позитивных моментах такая практика не исчерпывает проблемы в целом, поскольку не позволяет обеспечить единообразный подход к созданию и функционированию службы мировой юстиции.

Во-первых, подписание соглашений (договоров) не позволяет до конца устранить все противоречия, обусловленные пробелами в законодательстве.

Во-вторых, подписание соглашений зависит в первую очередь от инициативы местных властей. В том случае, если не все субъекты пойдут на такой вариант, не будет и единообразного решения вопросов обеспечения деятельности мировых судей, входящих в единую систему судов общей юрисдикции.

В-третьих, такие соглашения (договоры) могут быть расторгнуты в любое время по инициативе органов исполнительной власти субъекта РФ, в связи с чем не создают прочной основы деятельности мировой юстиции.

Другое противоречие между нормами федерального законодательства заключено в определении места и роли Судебного департамента в организационном обеспечении деятельности мировых судей в субъектах Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ч.2ст. 11); при этом система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77).

В целом решение проблемы организационного обеспечения деятельности мировых судей, очевидно, связано с передачей его органам Судебного департамента.

Если пойти по пути возложения только части функций по обеспечению деятельности мировых судей на Судебный департамент, сохранив порядок материально-технического обеспечения за органами исполнительной власти субъектов РФ, то это потребует более четкого разграничения функций организационного обеспечения деятельности мировых судов. При этом будет необходимо четко определить функции органов исполнительной власти субъектов не только в сфере материально-технического обеспечения, но и в области кадрового обеспечения аппаратов мировых судей (т. к. работники аппарата мирового судьи— госслужащие субъекта РФ, о чем говорилось выше) и всей деятельности мирового судьи как суда общей юрисдикции (содержание аппарата, командировочные расходы и пр.). Кроме того, в законодательстве должны быть четко зафиксированы и обязанности территориальных органов Судебного департамента по формированию кадрового состава корпуса мировых судей и организационно-методическому обеспечению их деятельности.

Такой путь решения проблемы, учитывая различные возможности субъектов Федерации в плане финансирования и разное отношение в самих субъектах к идее введения института мировых судей, имеет свои недостатки:

а) развитие этого института в регионах будет различно, а в ряде субъектов может поставить в неравное положение мировых и федеральных судей или даже привести к их противопоставлению;

б) ряд субъектов из-за отсутствия финансовых средств будут по-прежнему затягивать введение этого института;

в) для полноценного осуществления функций по финансовому обеспечению мировых судей (в предусмотренном законом объеме), а также для осуществления кадровой и организационно-методической работы Судебному департаменту потребуется соответствующее увеличение штатной численности.

Кроме того, представляется, что указание в законе на возможность обеспечения деятельности мировых судей органами юстиции не отвечает реалиям сегодняшнего дня (в настоящее время органы юстиции не находятся в структуре органов власти субъекта, а являются территориальными органами Министерства юстиции России в субъекте и решают другие задачи).

Второй вариант — полная передача функций по организационному обеспечению деятельности мировых судей Судебному департаменту с целью обеспечения единства статуса судей в Российской Федерации, создания единых условий для осуществления правосудия в Российской Федерации путем включения мировой юстиции в единую систему организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции.

Учитывая, что реализация задач по обеспечению полного и независимого осуществления правосудия федеральными судами общей юрисдикции возложена на Судебный департамент, решение этих вопросов относительно мировых судей, образно говоря, теми же руками представляется оправданным. Несмотря на то что закон о мировых судьях возлагает на Судебный департамент лишь выплату денежного содержания мировому судье, другой закон — о Судебном департаменте — возлагает на него ведение судебной статистики, организацию делопроизводства и работы архивов. Причем законодатель не предусматривает какого-либо изъятия в этих случаях из его полномочий. Да и трудно представить, чтобы судебная статистика велась без учета деятельности по рассмотрению гражданских, административных и уголовных дел мировыми судьями. Кроме того, законом на Судебный департамент возложено и обеспечение безопасности судей и членов их семей. В этом случае закон также не делает каких-либо исключений. Безопасность должна обеспечиваться всем судьям судов общей юрисдикции.

Существует и проблема информатизации судов. Если Судебный департамент не возьмет на себя решение этого сложного вопроса, то мировые судьи могут оказаться вне создаваемой Судебным департаментом единой системы информатизации судов общей юрисдикции, а следовательно, и без надлежащего использования такого важного фактора совершенствования организации судопроизводства, как повышение степени информатизации судов, их компьютеризации, расширения применения компьютерных технологий. Только на такой базе возможно обеспечить мировым судьям быстрый доступ к банкам законодательных актов, обобщенным материалам судебной практики, что особенно важно, так как мировыми судьями в большинстве случаев стали юристы, ранее в органах судебной власти не работавшие.

Понимание необходимости единства в организационном обеспечении всех судов общей юрисдикции существует и среди депутатов Государственной думы (так, еще в апреле 2000 года депутатами был внесен законопроект, предусматривающий возложение на Судебный департамент всех вопросов организационного обеспечения деятельности мировых судей). Однако тогда из-за недостаточной проработанности он не получил должной поддержки.

Такая позиция выражена и в решении состоявшегося в ноябре 2000 года V Всероссийского съезда судей, который в своем постановлении отметил необходимость внесения соответствующих изменений и дополнений в действующее федеральное законодательство в целях более четкого регулирования вопросов финансового и организационного обеспечения деятельности мировых судей, определения места и роли Судебного департамента и его территориальных органов в этой работе. Это позволит избежать и многих других законодательных коллизий.

Во-первых, в целом ряде субъектов обширная территория административно-территориальных единиц (районов) с малой численностью населения (регионы Севера, Дальнего Востока) делают проблематичной доступность мирового судьи. Это происходит из-за большой территориальной протяженности судебного участка и небольших по численности населения, но равноудаленных от мирового суда населенных пунктов. Вторая проблема возникла в ряде республик. Здесь ситуация осложнилась тем, что при определении общего числа мировых судей федеральный законодатель исходил из демографического и территориального критериев, но рассматривал их отдельно, а не во взаимосвязи. Между тем распределение населения в ряде субъектов характеризуется высокой плотностью населения в городах и особенно в центрах и, наоборот, низкой плотностью населения в сельских районах. Таким образом, в результате средних расчетов численности мировых судей для целого ряда субъектов и включения соответствующего числа мировых судей в соответствующий федеральный закон в субъектах при определении границ судебных участков возникла ситуация, когда оказалось невозможным соблюсти одновременно оба принципа — и территориальный, и демографический. При определении границ судебных участков в этих субъектах выяснилось, что при равномерном распределении мировых судей по административно-территориальным единицам в границах одного судебного участка оказывается целый город с численностью населения, значительно превышающей нормативы, а при формировании судебных участков с равной численностью населения некоторые из них должны включать несколько административно-территориальных единиц.

Другим фактором снижения нагрузки на мировых судей будет уменьшение численности населения на участке, обслуживаемом мировым судьей. Исходя из того что создание судебных участков из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч себя не оправдало, Верховный суд в порядке законодательной инициативы внес в Государственную думу проект закона, устанавливающего создание судебного участка из расчета численности населения не свыше15тысяч человек. Это должно привести к увеличению численности мировых судей еще на 3 112 единиц.

Установление границ судебного участка из расчета численности проживающего населения привело к тому, что нагрузка на отдельных мировых судей превышает средние показатели в два-три раза, поскольку в расчет не принималось наличие на территории судебного участка предприятий, учреждений, организаций и состояние преступности. Острота этой проблемы в определенной степени могла бы быть снята, если бы на судебном участке работало несколько мировых судей.

Указанную проблему можно решить и путем введения должности старшего мирового судьи на несколько судебных участков с наделением его соответствующими полномочиями.

В настоящее время законодательно установлено, что из федерального бюджета мировому судье выплачивается зарплата и обеспечиваются социальные гарантии, а органы юстиции либо органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей.

Открытым остается вопрос, из бюджета какого уровня должны возмещаться судебные издержки, связанные с рассмотрением мировым судьей уголовных дел, таких как оплата труда адвокатов, участвующих в деле по назначению; возмещение расходов, понесенных потерпевшими и свидетелями в связи с явкой в суд; работа переводчиков и экспертов. Пока ни федеральный бюджет, ни бюджеты субъектов Российской Федерации финансирование данных расходов не предусматривают.

Данные о рассмотрении мировыми судьями гражданских, уголовных и административных дел в 2002 году

Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021, Важные иноагенты, Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, ЗП, Зона права, ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ, Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, МЕМО, Mason G.E.S. Anonymous Foundation, Stichting Bellingcat, Якутия – Наше Мнение, Москоу диджитал медиа, РС-Балт, Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Как бы инагент, Кочетков Игорь Викторович, Иркутский союз библиофилов, Честные выборы, Нобелевский призыв, Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич , Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна

Гражданин.Армия.Право, Нижегородский центр немецкой и европейской культуры, Центр гендерных исследований, Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Фонд борьбы с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, СВЕЧА, Открытый Петербург, Гуманитарное действие, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Гражданский Союз, "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, В защиту прав заключенных, Горячая Линия, Центр социально-информационных инициатив Действие, Институт глобализации и социальных движений, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд содействия имени Андрея Рылькова, Сфера, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, СИБАЛЬТ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Дзугкоева Регина Николаевна, Кривенко Сергей Владимирович, Милославский Павел Юрьевич, Шнырова Ольга Вадимовна, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Дугин Сергей Георгиевич, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Шарипков Олег Викторович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Созаев Валерий Валерьевич, Каргалицкий Борис Юльевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Аверин Владимир Анатольевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Свечников Анатолий Мариевич, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович

* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:

Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, База, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад – Джамаат моджахедов, Аль-Каида в странах исламского Магриба, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа

* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:

Вплоть до XVIII в. в России не существовало специальных судебных учреждений. Полномочиями по осуществлению правосудия обладали главы административно-территориальных образований. Естественно, что подобная ситуация приводила к различного рода злоупотреблениям, и уже в конце XVII - начале XVIII в. стала очевидной необходимость коренного изменения системы судебных органов в России. Первым подобную попытку предпринял Петр I.

Следующим шагом в развитии судебной системы были реформы Екатерины II. В 1775 г. обнародована 1-я часть "Учреждений управления Российской Империей", где провозглашалось создание независимой ветви судебной власти, основанной на началах коллегиальности.

Созданная Екатериной II судебная система просуществовала почти 100 лет, претерпевая различные изменения.

Ко второй половине XIX в. стала очевидной необходимость коренной реформы судебной системы в соответствии с общепринятыми принципами организации судопроизводства: всесословности, гласности, обеспечения права на защиту и т.п., что и было осуществлено в рамках общих либеральных реформ, проводимых Александром II.

20 ноября 1864 г. были обнародованы "Судебные уставы", которые по-новому организовывали судебную власть. В частности, в судебную систему вводились новые суды - мировые. Мировая юстиция представляла собой максимально приближенную к населению, обособленную замкнутую систему, построенную на началах выборности, всесословности, независимости и несменяемости судей в пределах выборного срока, гласности и состязательности.

Мировой судья был первой инстанцией для рассмотрения мелких уголовных (до 1 года лишения свободы) и гражданских (с ценой иска до 500 руб.) дел.

Участковый мировой судья избирался сроком на 3 года уездным земским собранием из числа граждан, достигших 25-летнего возраста, имевших высшее или среднее образование или стаж работы не менее 3 лет преимущественно по судебному ведомству, владеющих землей не менее 400 десятин, недвижимой собственностью, оцененной для взимания налога в 6 тыс.руб. в других городах. Списки кандидатов в мировые судьи составлялись местным предводителем дворянства и утверждались губернатором. Избранные мировые судьи утверждались Сенатом.

Право избрания на должность мировых судей было признано за выходцами из всех слоев населения.

Участковые мировые судьи получали содержание и не могли сочетать с этой должностью никакую другую государственную или общественную службу.

Одновременно с участковыми были учреждены должности почетных мировых судей, которые по просьбе сторон или ввиду отсутствия участковых мировых судей рассматривали подсудные им дела. Почетные мировые судьи избирались в том же порядке, что и участковые, но не получали денежного содержания и исполняли свои обязанности в случае необходимости.
Кассационной и апелляционной инстанцией по отношению к единоличным мировым судьям был уездный съезд мировых судей, в который входили все мировые судьи определенного округа, в том числе и почетные мировые судьи. Съезд мировых судей избирал из своего состава председателя сроком на три года. В заседаниях съезда мировых судей участвовал помощник прокурора, который давал свои заключения по конкретным делам.

Благодаря мировой юстиции, существовавшей обособленно от общих судебных установлений, мелкие уголовные и гражданские дела не переходили до бесконечности из одной судебной инстанции в другую.

Цензовые требования для занятия должности мирового судьи - возраст не менее 25 лет, высшее или среднее образование или трехлетний стаж работы в таких должностях, где можно было приобрести практические навыки в производстве судебных дел, владение землей или другим недвижимым имуществом, а также требование "неопороченности" (не находиться под следствием или судом, не быть несостоятельным должником и т.п.) - обеспечивали надлежащий уровень судейского корпуса в низовом звене.

Достаточно простая процедура судебного разбирательства в мировом суде и специфика источников права, которыми должны руководствоваться мировые судьи, не требовали пребывания на этих должностях лиц с юридическим образованием. Во главу угла ставились личные качества мирового судьи, его авторитет и уважение в обществе. Ему вменялось в обязанность "просьбы принимать везде и во всякое время, а в необходимых случаях и разбирать дела на местах, где оные возникли".

В гражданском судопроизводстве мировому судье были подсудны:
1. иски по личным обязательствам и договорам, иски о недвижимости с ценой не свыше 500 руб.;
2. иски о вознаграждении за ущерб и убытки, когда размер их не превышал 500 руб. или же во время предъявления иска не мог быть положительно известен;
3. иски о личных обидах и оскорблениях;
4. иски о восстановлении нарушенного владения, когда со времени нарушения прошло не более 6 месяцев.
Основная задача мирового судьи заключалась в том, чтобы склонить стороны к примирению и принятию мирового соглашения. При невозможности достичь мирового соглашения мировой судья своей властью выносил решение или приговор по делу.

С целью сделать низовое звено судебной системы максимально доступным для широких масс законодатель предусмотрел упрощенный характер процедуры в мировом суде, где все формальности были сведены до минимума. В гражданском судопроизводстве обращение к мировому судье не требовало уплаты пошлин, употребления гербовой бумаги, решения записывались в установленную законом книгу. В уголовном - инициатива в возбуждении дела, вызове свидетелей, представлении доказательств принадлежала частному лицу, иногда это делалось полицией. Судья обязан был реагировать как на устные, так и на письменные жалобы. Протокол судебного заседания оформлялся в произвольной форме. Если дело оканчивалось вынесением приговора, то он заносился в протокол. Сторонам разрешалось приводить свидетелей и представлять доказательства в апелляционную инстанцию, которой являлся съезд мировых судей. Съезд либо утверждал состоявшееся решение или приговор мирового судьи, либо в пределах отзыва постановлял новое. При этом наказание обвиняемого не могло быть усилено без требования обвинителя.

Таким образом, мировой суд обеспечивал доступность, простоту, быстроту судопроизводства. Это был демократичный институт не только по способу формирования и характеру рассмотрения дел, но и по степени приближенности к населению.

Просуществовав в таком виде 25 лет, мировые судьи были упразднены. Закон от 12 июня 1889 г. сохранил их только в столицах и нескольких крупных городах. В остальных городах вместо выборных мировых судей были введены городские судьи, назначаемые и увольняемые министром юстиции. В уездах же судебная власть перешла к земским начальникам, являющимся одновременно чинами административного ведомства.

В 1912 г. был принят закон о преобразовании местного суда, уничтоживший судебную власть земских начальников, заменивший их, а равно и городских судей мировыми судьями, выбираемыми земскими собраниями, даже с некоторым расширением пределов их полномочий. Мировая юстиция возродилась, но не надолго.

Мировой суд был окончательно упразднен вместе со всей царской системой суда Декретом о суде от 24 ноября 1917 года.

Мировые судьи Удмуртской Республики являются судьями общей юрисдикции и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

На сегодняшний день в республике вершит правосудие 81 мировой судья.

Судьей может стать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование и достигший возраста 25 лет, имеющий определенный стаж работы по юридической специальности - не менее пяти лет. Кандидата на должность судьи проверяют на наличие судимости и привлечения к административной ответственности, а также его родственные связи. Необходимо сдать квалификационный экзамен, по итогам которого принимается решение о сдаче или не сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, выставляются оценки.

Мировые судьи назначаются на должность Государственным Советом Удмуртской Республики по представлению Председателя Верховного Суда Удмуртской Республики, основанному на положительном заключении квалификационной коллегии судей.

Назначение на должность мирового судьи соответствующего судебного участка производится постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики.

Мировой судья, впервые назначенный на должность судьи, приносит в торжественной обстановке на собрании судей перед Государственным флагом Российской Федерации и Государственным флагом Удмуртской Республики присягу следующего содержания:

"Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг мирового судьи и моя совесть".

Мировой судья назначается сроком на три года. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе вновь выдвинуть свою кандидатуру на данную должность.

При повторном и последующих назначениях на должность мировой судья назначается сроком на пять лет.

Мировой судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, - со дня его назначения на должность мирового судьи.

Вопросы организационного обеспечения деятельности мировых судей осуществляет Управление по обеспечению деятельности мировых судей Удмуртской Республики при Правительстве Удмуртской Республики.

Мировые судьи рассматривают гражданские дела при цене иска до 50 тысяч рублей, о расторжении брака, при отсутствии спора о месте проживания детей, признании права собственности, о привлечении к административной ответственности по различным сферам правонарушений, а также уголовные дела небольшой тяжести, связанные с лишением свободы до 3 лет.

Поступление в мировые суды дел остается стабильно высоким, поэтому можно уверенно говорить о высокой значимости мировой юстиции в системе правосудия, об эффективной и достойной работе мировых судей, о защите прав и свобод человека и гражданина.

Читайте также: