Миротворческие операции это кратко

Обновлено: 04.07.2024

МИРОТВОРЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ ООН - опе­ра­ции ООН по под­дер­жа­нию ми­ра (опе­ра­ции по вос­ста­нов­ле­нию и под­дер­жа­нию ми­ра), ме­ры и дей­ст­вия с ис­поль­зо­ва­ни­ем воо­руж. сил или во­ен. на­блю­да­те­лей, при­ни­мае­мые Со­ве­том Безо­пас­но­сти (СБ) ООН или ре­гио­наль­ны­ми струк­ту­ра­ми безо­пас­но­сти, дей­ст­вую­щи­ми под эги­дой ООН для под­дер­жа­ния или вос­ста­нов­ле­ния ме­ж­ду­нар. ми­ра и безо­пас­но­сти; фор­ма и спо­соб ми­ро­твор­че­ской дея­тель­но­сти.

За го­ды ми­ро­творческой дея­тель­но­сти ООН (с 1948 года) про­ве­де­но 63 (в т. ч. 15 про­дол­жаю­щих­ся) миротворческих операции ООН, в ко­то­рых уча­ст­во­ва­ли свыше 650 тысяч лиц во­енного, по­ли­цей­ско­го и гражданского пер­со­на­ла из бо­лее чем 110 стран ми­ра.


Миротворческие операции относятся к деятельности, направленной на создание условий, способствующих прочному согласию. Исследования, как правило, показывают, что поддержание спокойствия снижает смертность среди гражданского населения и на полях сражений, а также уменьшает риск возобновления военных действий.

Суть миротворческих операций

участие в операциях

В рамках группы правительств и Организации Объединенных Наций (ООН) существует общее понимание того, что на международном уровне защитники контролируют и наблюдают за процессами в постконфликтных районах. И могут помочь бывшим комбатантам в выполнении обязательств по мирным соглашениям. Такая помощь принимает различные формы, включая меры по укреплению доверия, механизмы разделения власти, поддержку в проведении выборов, упрочение верховенства закона и социально-экономическое развитие. Соответственно, миротворцы ООН, часто называемые голубыми беретами или касками из-за их особенных шлемов, могут включать солдат, полицейских и гражданский персонал.

Организация Объединенных Наций — не единственная система, которое осуществляет миротворческие операции. В число сил, не входящих в ООН, вступают миссии НАТО в Косове (с разрешения вышепоставленного органа) и Многонациональные силы и наблюдатели на Синайском полуострове или те, которые организованы Европейским союзом (например, СДК ЕС с разрешения ООН) и Африканским (миссии в Судане). Ненасильственные миротворцы НПО имеют опыт в реальных операциях. Это, например, неправительственные волонтеры или активисты.

Миротворческие операции РФ

миротворческие операции рф

Исторически центральные принципы международного миротворчества были сформулированы западными державами в связи с их политическим и идеологическим доминированием в международных институтах. Включая семью Организации Объединенных Наций (ООН).

Лишь недавно развивающиеся державы вступили в это сообщество. В том числе миротворческие операции России и Китая, начали формулировать свою собственную политику по поддержанию согласия. И на сегодняшний день многие действия осуществляются на практике. Хотя общие цели в понимании западных стран и развивающихся держав схожи, существуют различия в акцентах. Недавние события в Сирии и активное участие России в миротворческих операциях подчеркнули неоднозначное понимание, которого эти два подхода придерживаются.

Различие

Западный подход предполагает, что страны-доноры лучше знают, что делать в связи с местными проблемами. В то время как цель восходящих держав гораздо менее догматична и признает право субъектов совершать ошибки на этом пути. В данной статье рассматриваются подходы российской миротворческой операции, поскольку они определены теоретически и практически.

Холодная война по поддержанию мира

Миротворцы ООН

После обретения независимости в Индии и Пакистане в августе 1947 года и последующего кровопролития, последовавшего за Советом Безопасности, в январе 1948 года была принята резолюция 39 (1948) с целью создания Комиссии Организации Объединенных Наций для Индии и Пакистана (ЮНСИП). Основная цель - посредничества в споре между этими двумя странами по поводу Кашмира и связанных с ним боевых действий.

С тех пор 69 операций по поддержанию мира были санкционированы и развернуты в различных странах. Подавляющее большинство этих операций началось после холодной войны. В период с 1988 по 1998 год было развернуто 35 миссий ООН. Это означало многозначительное увеличение по сравнению с периодами между 1948 и 1978 годами, которые видели создание и развертывание только тринадцати операций ООН по поддержанию мира. И не одной между 1978 и 1988 годами.

Значимые события

помощь ООН

Вооруженное вмешательство впервые появилось в форме причастности ООН к Суэцкому кризису в 1956 году. Чрезвычайные силы (UNEF-1), которые существовали с ноября 1956 по июнь 1967, были, по сути, первыми международными миротворческими операциями. ООН получил мандат на обеспечение прекращения военных действий между Египтом, Великобританией, Францией и Израилем. Это в дополнение к наблюдению за выводом всех войск с территории первого государства. После завершения указанного вывода UNEF служило буферной силой между египетскими и израильскими силами для контроля за условиями прекращения огня и содействия установлению прочного согласия.

Вскоре после этого Организации Объединенных Наций развернула миротворческую операцию в Конго (ОНУК). Произошло это в 1960 году. В ее пике участвовало свыше 20 000 военнослужащих, в результате чего погибли 250 сотрудников ООН, включая генерального секретаря Дага Хаммаршельда. ОНУК и сама миротворческая операция в Конго должна была обеспечить вывод бельгийских сил, которые вновь заявили о себе после конголезской независимости и после восстания, проведенного Force Publique(FP) в целях защиты граждан Бельгии и экономических интересов.

ОНУК также было поручено установить и поддерживать правопорядок (помогать положить конец мятежу ФП и насилию на этнической почве), а также оказывать техническую помощь и проводить обучение конголезских сил безопасности. Дополнительная функция была добавлена в миссию ОНУК, в которой военным было поручено поддерживать территориальную целостность и политическую независимость Конго. В результате произошло отделение богатых полезными ископаемыми провинций Катанга и Южный Касаи. Хотя многие и осуждали силы ООН в этом споре, но организация более или менее стала рукой конголезского правительства. Именно в то время военные и помогли силой прекратить раскол провинций.

В течение 1960-х и 1970-х годов ООН создала множество краткосрочных заданий по всему миру. Включая миссию представителя генерального секретаря в Доминиканской Республике (ДОМРЕП), Силы безопасности в Западной Новой Гвинее (ВСООН), Йеменская наблюдательная организация (UNYOM). Все это в сочетании с более долгосрочными операциями, такими как Вооруженные силы ООН на Кипре (ВСООНК), Чрезвычайные действия II (UNEF II), миротворцы по наблюдению за разъединением (UNDOF) и Временные войска в Ливане (ВСООНЛ).

Операции по поддержанию мира, против человеческой торговли людьми и принуждения к проституции

С 1990-х годов люди ООН стали объектом многочисленных обвинений в жестоком обращении — от изнасилований и сексуальных посягательств до педофилии и торговли людьми. Жалобы поступили из Камбоджи, Восточного Тимора и Западной Африки. В первую очередь были направлены миротворческие операции в Боснию и Герцеговину. Там проституция, связанная с женщинами, ставшими жертвами торговли людьми, взлетела до небес и часто действовала сразу за воротами зданий ООН.

Миссии Организации Объединенных Наций по поддержанию мира

российские операции

Операции по согласию охватывают целый ряд различных видов действий. В книге Фортны Пейдж лучше всего работает миротворчество. Например, она выделяет четыре различных типа миссий по поддержанию мира. Важно отметить, что эти субъекты миссий и то, как они проводятся, находятся под сильным влиянием мандата, в котором они уполномочены.

Три из четырех типов Фортны являются операциями, основанными на согласии. Поэтому они требуют согласия воюющих группировок. И участники миротворческих операций обязаны действовать строго в заданных рамках. Если они потеряют это согласие, военные будут вынуждены отступить. Четвертая миссия, напротив, не требует гармонии. Если согласие потеряно в любой момент, эта миссии не требуется отозвать.

российские миротворческие операции

Группы, состоящие из небольших контингентов военных или гражданских созерцателей, которым поручено следить за прекращением огня, выводом войск или другими условиями, изложены в профессиональном соглашении, как правило, безоружны, и им в первую очередь поручено наблюдать и сообщать о происходящем. Таким образом, они не обладают способностью или мандатом на вмешательство в случае отказа любой из сторон от соглашения. Примеры миссий по наблюдению включают КМООНА II в Анголе в 1991 году и МООНРЗС в Западной Сахаре.

Межпозиционные миссии, также известные как традиционные миротворческие силы, представляют собой более крупные контингенты легко вооруженных войск, призванные служить буфером между воюющими группировками после конфликта. Таким образом, они являются зоной между двумя сторонами и могут отслеживать и сообщать о соблюдении любой из них. Но только строго по параметрам, которые установлены в этом соглашении о прекращении огня. Примеры включают КМООНА III в Анголе в 1994 году и МИНУГУА в Гватемале в 1996.

Многоплановые миссии выполняются военным и полицейским персоналом. В них они пытаются создать надежные и всеобъемлющие поселения. Они не только выступают в качестве наблюдателей или выполняют межпозиционную роль, но и участвуют в более многогранных задачах, в таких как надзор за выборами, реформа полиции и сил безопасности, институциональное строительство, экономическое развитие и многое другое. Примеры включают ЮНТАГ в Намибии, МНООНС в Сальвадоре и ЮНОМОЗ в Мозамбике.

Миссии по принуждению к миру в отличие от предыдущих не требуют согласия воюющих сторон. Это многоплановые операции с участием как гражданского, так и военного персонала. Боевые силы значительны по размеру и достаточно хорошо оснащены миротворческими стандартами ООН. Они уполномочены использовать оружие не только для самообороны. Примерами могут служить ЭКОМОГ и МООНСЛ в Западной Африке и Сьерра-Леоне в 1999 году, а также операции НАТО в Боснии — СВС и СФОР.

Миссии ООН вовремя и после холодной войны

В этот период военные носили в основном межпозиционный характер. Поэтому такие действия называли традиционным миротворчеством. Граждане ООН были развернуты после межгосударственного конфликта, чтобы служить буфером между воюющими группировками и обеспечивать соблюдение условий установленного мирного соглашения. Миссии были основаны на согласии, и чаще всего наблюдатели не были вооружены. Так было в случае UNTSO на Ближнем Востоке и UNCIP в Индии и Пакистане. Другие были вооружены — например, UNEF-I, созданный во время Суэцкого кризиса. Они были в значительной степени успешны в этой роли.

Более широкие цели миссий

миротворческие операции

В The Record ООН по операциям по поддержанию единства, Майкл Дойл и Sambanis резюмировали доклад Бутроса Бутроса в качестве меры превентивной дипломатии и укрепления доверия. Было актуально участие в миротворческих операциях, как, например, миссии по установлению фактов, мандаты наблюдателей, а также возможности развертывания ООН в качестве превентивной меры для того, чтобы уменьшить потенциал насилия или опасность его возникновения и тем самым увеличить перспективы прочного мира.

Начало миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций было положено в 1948 году, когда Совет Безопасности санкционировал развертывание контингента военных наблюдателей ООН на Ближнем Востоке.

Роль миссии заключалась в наблюдении за выполнением Соглашения о перемирии между Израилем и соседними арабскими странами. Впоследствии эта операция получила название Орган Организации Объединенных Наций по наблюдению за выполнением условий перемирия (ОНВУП).

С тех пор ООН развернула более 70 операций по поддержанию мира, причем большинство из них были развернуты после 1988 года. За это время в операциях ООН по поддержанию мира приняли участие сотни тысяч военнослужащих, а также десятки тысяч полицейских ООН и других гражданских сотрудников из более чем 120 стран мира.

Более 3300 миротворцев ООН из почти 120 стран погибли при исполнении служебных обязанностей под флагом ООН.

Первые годы

Миротворческая деятельность зародилась в те годы, когда противостояние сторон в холодной войне нередко парализовало деятельность Совета Безопасности.

Миротворческая деятельность сводилась главным образом к мерам по обеспечению соблюдения соглашений о прекращении огня, стабилизации обстановки на местах и важнейшей поддержки политических усилий по мирному урегулированию конфликтов.

Peacekeepers walking in single file down a sand dune.

В состав первых миссий входили невооруженные военные наблюдатели и легко вооруженные военнослужащие, выполнявшие преимущественно функции по наблюдению, представлению докладов и осуществлению мер укрепления доверия.

Первыми двумя операциями Организации Объединенных Наций были Орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия (ОНВУП) и Группа военных наблюдателей ООН в Индии и Пакистане (ГВНООНИП). Обе миссии, действующие до сих пор, служили примером осуществления операций по наблюдению и контролю, а их санкционированная численность не превышала нескольких сот человек. Военные наблюдатели ООН не имели оружия.

Первая миротворческая операция с вооруженным контингентом — Первые чрезвычайные вооруженные силы Организации Объединенных Наций (ЧВС ООН I) — была развернута в 1956 году в связи с Суэцким кризисом.

Развернутая в 1960 году Операция ООН в Конго (ОНУК) была первой крупномасштабной миссией, численность военного персонала которой в пиковый период составляла почти 20 тыс. военнослужащих. Опыт проведения ОНУК выявил опасности, связанные с попытками стабилизации ситуации в охваченных войной регионах: 250 миротворцев ООН погибли при исполнении обязанностей в этой Миссии, в том числе Генеральный секретарь Даг Хаммаршельд.

В 1960-е и 1970-е годы Организация ООН учредила краткосрочные миссии в Доминиканской Республике — Миссия Представителя Генерального секретаря в Доминиканской Республике (ДОМРЕП), в западной части Новой Гвинеи (Западный Ириан) — Силы безопасности ООН в Западной Новой Гвинее (СБООН) и Йемене — Миссия ООН по наблюдению в Йемене (МООННЙ), а также приступила к долгосрочному развертыванию на Кипре — Вооруженные силы ООН на Кипре (ВСООНК) и на Ближнем Востоке — Вторые чрезвычайные вооруженные силы ООН (ЧВС ООН II), Силы ООН по наблюдению за разъединением (СООННР) и Временные силы ООН в Ливане (ВСООНЛ).

Подъем после холодной войны

После окончания холодной войны стратегический контекст миротворческой деятельности ООН кардинальным образом изменился.

Two peacekeepers riding on the top of a truck driving down a dirt road.

За прошедшие годы изменился и характер самих конфликтов. Миротворческая деятельность ООН, которая первоначально осуществлялась как средство урегулирования межгосударственных конфликтов, стала все больше распространяться на ситуации, связанные с внутригосударственными конфликтами и гражданскими войнами.

В этот период миротворцы ООН все чаще привлекались к решению широкого спектра сложных задач — от оказания помощи в создании устойчивых институтов управления до контроля за соблюдением прав человека, реформирования сектора безопасности и обеспечения разоружения, демобилизации и реинтеграции бывших комбатантов.

Хотя военный персонал оставался стержнем большинства операций по поддержанию мира, участие в миротворческой деятельности стали принимать различные специалисты, в том числе:

  • администраторы;
  • экономисты;
  • юристы;
  • саперы;
  • наблюдатели за выборами;
  • наблюдатели за соблюдением прав человека;
  • специалисты по гражданским вопросам и вопросам управления;
  • гуманитарные работники;
  • эксперты по вопросам коммуникации и общественной информации.

1989−1994 годы: стремительный рост числа операций

После окончания холодной войны число операций по поддержанию мира резко возросло. Объединенный новым духом консенсуса и общим видением цели, Совет Безопасности в период 1989–1994 годов санкционировал в общей сложности 20 новых операций, что привело к увеличению численности миротворцев с 11 тыс. до 75 тыс. человек.

Цель операций по поддержанию мира в таких странах, как Ангола — Контрольная миссия ООН в Анголе I (КМООНА I) и Контрольная миссия ООН в Анголе II (КМООНА II), Камбоджа — Временный орган ООН в Камбодже (ЮНТАК), Сальвадор — Миссия наблюдателей ООН в Сальвадоре (МНООНС), Мозамбик — Операция ООН в Мозамбике (ЮНОМОЗ) и Намибия — Группа ООН по оказанию помощи в переходный период (ЮНТАГ), состояла в том, чтобы обеспечить:

  • оказание помощи в осуществлении всеобъемлющих мирных соглашений;
  • стабилизацию ситуации в области безопасности;
  • реорганизацию полиции и вооруженных сил;
  • выборы новых органов управления и формирование демократических институтов.

Середина 1990-х годов: период переоценки ценностей

Общие успехи, достигнутые прежними миссиями, породили надежды, которые превосходили возможности миротворческой деятельности ООН. Это особенно ярко проявилось в середине 1990-х годов, когда Совет Безопасности не смог предоставить полноценные мандаты или обеспечить миротворцев необходимыми ресурсами.

Миссии были развернуты в условиях непрекращающихся военных действий в таких районах, как бывшая Югославия — Силы ООН по охране (СООНО), Руанда — Миссия ООН по оказанию помощи Руанде (МООНПР) и Сомали — Операция ООН в Сомали II (ЮНОСОМ II), где не был установлен мир, который следовало поддерживать.

Эти три операции получили широкий резонанс и подверглись критике: миротворцы столкнулись с ситуацией, когда участники вооруженного конфликта не соблюдали мирные соглашения или когда сами миротворцы не получали достаточных ресурсов или политической поддержки. Число жертв среди гражданского населения продолжало расти и боевые действия не прекращались, что нанесло ущерб репутации миротворческой деятельности ООН.

Неудачи начала и середины 1990-х годов побудили Совет Безопасности ограничить число новых миротворческих миссий и приступить к самоанализу, с тем чтобы избежать подобных провалов в будущем.

Генеральный секретарь поручил провести независимое расследование [S/1999/1257] деятельности Организации Объединенных Наций в период геноцида в Руанде в 1994 году и по просьбе Генеральной Ассамблеи представил всеобъемлющую оценку событий [A/54/549] 1993–1995 годов, произошедших в Сребренице в бывшей Югославии. Были также тщательно проанализированы обстоятельства, приведшие к выводу миссии ООН из Сомали [S/1995/231].

Тем временем миротворцы ООН продолжали осуществлять долгосрочные операции на Ближнем Востоке, в Азии и на Кипре.

Непрекращающиеся конфликты в некоторых странах и регионах вскоре вновь подтвердили важную роль миротворческой деятельности ООН. Во второй половине 1990 х годов Совет санкционировал развертывание новых операций ООН в следующих странах:

  • Ангола — Контрольная миссия ООН в Анголе III (КМООНА III) и Миссия наблюдателей ООН в Анголе (МНООНА);
  • Босния и Герцеговина — Миссия ООН в Боснии и Герцеговине (МООНБГ);
  • Хорватия — Операция ООН по восстановлению доверия в Хорватии (ОООНВД), Временная администрация ООН для Восточной Славонии, Барайи и Западного Срема (ВАООНВС) и Группа ООН по поддержке гражданской полиции (ГППООН);
  • Северная Македония — Силы превентивного развертывания ООН (СПРООН);
  • Гватемала — Контрольная миссия ООН в Гватемале (МИНУГУА);
  • Гаити — Миссия ООН по поддержке в Гаити (МООНПГ), Переходная миссия ООН в Гаити (ПМООНГ) и Гражданская полицейская миссия ООН в Гаити (ГПМООНГ).

На пороге XXI века: новые операции, новые вызовы

На пороге нового столетия ООН провела всесторонний анализ проблем, с которыми столкнулся миротворческий механизм в 1990-х годах, и приступила к его реформе. Цель реформы состояла в том, чтобы укрепить потенциал в сфере эффективного управления полевыми операциями и их поддержки.

Более глубокое осознание ограничений и возможностей миротворческой деятельности позволило ООН приступить к решению еще более сложных задач. Эта деятельность началась в 1999 году, когда ООН стала выполнять функции администрации в Косово в бывшей Югославии — Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК) и Восточном Тиморе (ныне Тимор-Лешти) — Временная администрация ООН в Восточном Тиморе (ВАООНВТ), который в тот момент находился в процессе обретения независимости от Индонезии.

В последующие годы Совет Безопасности также санкционировал развертывание масштабных и комплексных операций по поддержанию мира в ряде африканских стран:

  • Бурунди — Операция ООН в Бурунди (ОНЮБ);
  • Чад и Центральноафриканская Республика — Миссия ООН в Центральноафриканской Республике и Чаде (МИНУРКАТ);
  • Кот-д’Ивуар — Операция ООН в Кот-д’Ивуаре (ОООНКИ);
  • Демократическая Республика Конго — Миссия ООН в Демократической Республике Конго (МООНДРК) и Миссия ООН по стабилизации в Демократической Республике Конго (МООНСДРК);
  • Эритрея и Эфиопия — Миссия ООН в Эфиопии и Эритрее (МООНЭЭ);
  • Либерия — Миссия ООН в Либерии (МООНЛ);
  • Сьерра-Леоне — Миссия ООН в Сьерра-Леоне (МООНСЛ);
  • Судан — Миссия ООН в Судане (МООНВС) в южной части страны, Смешанная операция Африканского союза — ООН в Дарфуре (ЮНАМИД) в Дарфуре, Временные силы Организации Объединенных Наций по обеспечению безопасности в Абьее (ЮНИСФА) и Миссия Организации Объединенных Наций в Республике Южный Судан (МООНЮС);
  • Сирия — Миссия ООН по наблюдению в Сирии (МООННС).

Кроме того, чтобы возобновить жизненно важные операции по поддержанию мира и миростроительству, миротворцы вернулись в страны, где мир оказался слишком хрупким: в Гаити — Миссия ООН по стабилизации в Гаити (МООНСГ) и в Тимор-Лешти, недавно получивший независимость, — Интегрированная миссия ООН в Тиморе-Лешти (ИМООНТ).

В первое десятилетие нашего века миротворческий механизм ООН стал испытывать небывалые нагрузки, все чаще развертывая операции в удаленных районах в условиях оперативной неопределенности и нестабильного политического контекста.

Миротворческому механизму предстояло решить целый ряд сложных задач, включая осуществление наиболее крупных, дорогостоящих и постоянно усложняющихся миссий; разработку и реализацию жизнеспособных стратегий для миссий там, где уже достигнут определенный уровень стабильности; и сохранение готовности к действиям в ситуациях, когда будущие параметры операции и требования, которые должны выполнять миротворцы, остаются неопределенными.

С мая 2010 года в миротворческая деятельность ООН вступила в фазу консолидации. Впервые за десятилетие численность миротворцев начала немного уменьшаться в результате сокращения числа военнослужащих в составе Миссии ООН по стабилизации в Демократической Республике Конго (МООНСДРК) и свертывания Миссии ООН в Центральноафриканской Республике и Чаде (МИНУРКАТ) в конце 2010 года.

Нынешняя ситуация

В настоящее время численность воинского, полицейского и гражданского контингента в 15 миссиях по поддержанию мира составляет более 110 тыс. человек, что отражает сокращение персонала и числа миротворческих миссий в результате мирных переходных процессов и восстановления дееспособных государств.

Однако сокращение численности персонала и числа миссий по поддержанию мира в прошедшие годы никоим образом не свидетельствует о том, что задачи, стоящие перед ООН, стали менее сложными. Возникновение новых конфликтов, распространяющихся за пределы государств и регионов, указывает на то, что полевые миссии, скорее всего, будут по-прежнему крайне востребованы и миротворческая деятельность останется одной из самых сложных оперативных задач ООН.

A peacekeeper serving food to a young boy.

Кроме того, сохраняется весьма широкое разнообразие сложных политических проблем, стоящих перед операциями по поддержанию мира, а также масштабов их мандатов, включая гражданский аспект. Все это свидетельствует о том, что в ближайшие годы определенные виды специальных сил и средств, включая полицию, останутся востребованными.

Современные многоплановые операции по поддержанию мира будут, как и прежде, содействовать политическому процессу, обеспечивать защиту гражданского населения, оказывать помощь в разоружении, демобилизации и реинтеграции бывших комбатантов, помогать в проведении выборов, защищать и поощрять права человека и способствовать восстановлению верховенства права.

Деятельность по поддержанию мира всегда отличалась высоким динамизмом и претерпевала изменения под влиянием новых вызовов.

В октябре 2014 года Генеральный секретарь ООН учредил состоящую из 17 членов Независимую группу высокого уровня по операциям Организации Объединенных Наций в пользу мира для проведения всеобъемлющей оценки нынешнего состояния операций ООН в пользу мира и потребностей, которые возникнут в будущем. В июне 2015 года Независимая группа представила доклад, содержащий ключевые рекомендации относительно будущих операций в пользу мира. В сентябре 2015 года Генеральный секретарь представил свой собственный доклад о выполнении этих рекомендаций и будущем операций в пользу мира.

Более подробный анализ наших текущих операций, нынешнего стратегического контекста и приоритетов, а также меняющихся вызовов, возникающих в контексте миротворческой деятельности на современном этапе, содержится в заявлениях, с которыми 20 октября 2016 года выступили в Четвертом комитете Генеральной Ассамблеи бывший заместитель Генерального секретаря по операциям по поддержанию мира Эрве Ладсус и заместитель Генерального секретаря по полевой поддержке Атул Кхар.


29 мая отмечается Международный день миротворцев ООН. По мере того как мир сталкивается с новыми вызовами, идет поступательное развитие миротворческой деятельности ООН. Как же формируются миротворческие операции? Из кого они состоят? Кто их финансирует? Участвуют ли в этом региональные организации? Какова роль России? Какие перспективы у миротворчества?

29 мая отмечается Международный день миротворцев ООН. Этот день служит двум целям: почтить память миротворцев ООН, погибших во имя дела мира, и отдать дань уважения всем мужчинам и женщинам, которые служили или служат в миротворческих контингентах ООН, проявляя высокий профессионализм, самоотверженность и мужество. По мере того как мир сталкивается с новыми вызовами, идет поступательное развитие миротворческой деятельности ООН. Как же формируются миротворческие операции? Из кого они состоят? Кто их финансирует? Участвуют ли в этом региональные организации? Какова роль России? Какие перспективы у миротворчества?

Механизмы принятия решений ООН в области миротворчества

Что такое деятельность по поддержанию мира?

Организация Объединенных Наций начала свою миротворческую деятельность в 1948 г. с учреждения Органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия на Ближнем Востоке. С тех пор в общей сложности было проведено 69 операций по поддержанию мира (ОПМ). За это время в них приняли участие сотни тысяч военнослужащих, десятки тысяч полицейских и другой гражданский персонал ООН из более 120 стран мира. Более 3200 миротворцев погибли при исполнении служебных обязанностей под флагом ООН.

Миротворческий компонент обладает гибкостью, и в конце XX – начале XXI веков развертывание миротворческих сил происходило в рамках различных конфигураций. По состоянию на 10 апреля 2014 г. в мире развернуты 16 миротворческих операций (в Индии, Пакистане, Гаити, Абьей, Дарфуре, Конго, Западной Сахаре, Кот-д’Ивуаре, Либерии, Южном Судане, Голанах, Ливане, Кипре, Косово, Мали, Центральноафриканской Республике, на Ближнем Востоке) и одна специальная политическая миссия (в Афганистане).


Деятельность по поддержанию мира – один из наиболее эффективных инструментов, имеющихся в распоряжении ООН для оказания помощи принимающим странам, которые переживают сложный период выхода из конфликтной ситуации. В своей деятельности по поддержанию мира ООН руководствуется тремя основными принципами: согласие сторон, беспристрастность, неприменение силы за исключением случаев самообороны и защиты мандата.

Правовые основы и роль Совета Безопасности ООН

Решение о новой операции принимается после осуществления ряда необходимых мер. По мере развития и углубления конфликта или процесса урегулирования ООН, как правило, проводит серию первоначальных консультаций, чтобы выбрать наиболее эффективные меры реагирования со стороны международного сообщества. В консультациях обычно принимают участие все заинтересованные стороны ООН, правительство потенциальной принимающей страны и участники на местах, государства-члены, в том числе государства, которые могли бы предоставить воинский и полицейский контингент для ОПМ, региональные и иные межправительственные организации, а также другие ключевые внешние партнеры…

Источник: ООН

Совет принимает меры в связи с кризисными ситуациями, рассматривая каждый случай отдельно. При вынесении решения о развертывании ОПМ учитываются следующие основные факторы:

  • выполняется ли соглашение о прекращении огня и готовы ли стороны добиваться политического урегулирования в рамках мирного процесса;
  • поставлена ли ясная политическая цель и может ли она быть отражена в мандате;
  • имеется ли возможность сформировать четкий мандат ОПМ;
  • можно ли в разумных пределах обеспечить безопасность персонала ООН, в частности, получить гарантии от основных сторон или группировок в отношении обеспечения безопасности персонала ООН.



Если Совет приходит к заключению, что развертывание ОПМ – наиболее адекватная мера, он официально санкционирует ее проведение путем принятия резолюции, в которой определяются мандат, масштабы и задачи операции. Затем Генеральная Ассамблея (ГА) утверждает бюджет и ресурсы ОПМ.

На основании статьи 17 Устава финансирование ОПМ является коллективной обязанностью всех государств-членов ООН, в соответствии с которой они делают взнос на миротворческую деятельность. ГА распределяет расходы на операции по поддержанию мира на основе специальной ставки взносов, которая исчисляется по сложной формуле, установленной государствами-членами. Эта формула учитывает, в том числе, относительное экономическое положение государства-члена, при этом на постоянных членов СБ возлагается бóльшая часть расходов в силу их особой ответственности за поддержание международного мира и безопасности.

Утвержденный бюджет ОПМ на финансовый год с 1 июля 2013 г. по 30 июня 2014 г. составляет около 7,83 млрд долл. Это менее 0,5% от военных расходов во всем мире (в 2013 г. – около 1747 млрд долл.). В то же время регулярный бюджет ООН на 2012–2013 гг. составляет около 5,57 млрд долл.

Источник: ООН

На протяжении нескольких лет из-за постоянной недоплаты и просрочки платежей многими государствами-членами регулярный бюджет ООН пополнялся, в том числе, заимствованиями из средств бюджета ОПМ. Ведущими странами по размеру взносов на финансирование ОПМ в 2013 г. стали США (28,38%), Япония (10,83%), Франция (7,22%), Германия (7,14%), Соединенное Королевство (6,68%), Китай (6,64%), Италия (4,45%), Россия (3,15%), Канада (2,98%) и Испания (2,97%).



Назначение старших должностных лиц

Генеральный секретарь ООН, как правило, назначает главу миссии (обычно это специальный представитель) для руководства ОПМ. Глава миссии подотчетен заместителю Генерального секретаря по ОПМ в центральных учреждениях ООН. Генеральный секретарь также назначает командующего силами ОПМ, комиссара полиции и старший гражданский персонал. На Департамент операций по поддержанию мира (ДОПМ) и Департамент полевой поддержки (ДПП) возлагаются обязанности по кадровому комплектованию гражданских компонентов ОПМ.

Под руководством главы миссии, ДОПМ и ДПП осуществляется планирование политического, военного, оперативного аспектов и поддержки ОПМ.

Источник: ООН

Кто предоставляет миротворцев?

ООН не имеет собственных вооруженных сил и полицейских формирований, поэтому по ее просьбе необходимый для каждой операции военный и полицейский персонал предоставляют государства-члены. Миротворцы носят военную форму своих стран, и об их принадлежности к миротворческому контингенту ООН свидетельствуют только голубая каска (или берет) и опознавательный значок. Гражданский персонал ОПМ – это международные гражданские служащие, набор и развертывание которых осуществляет Секретариат ООН. Развертывание операции осуществляется в максимально сжатые сроки с учетом условий безопасности и политической ситуации на местах.

Источник: ООН

По состоянию на 10 апреля 2014 г. общая численность персонала, задействованного в 16 ОПМ, управлением и поддержкой которых занимается ДОПМ, составляла 118111 человек, в том числе: военный и полицейский персонал – 97518, включая 83571 военнослужащих, 12094 сотрудников полиции, 1853 военных наблюдателей; гражданский – 16979 (по состоянию на 31 марта 2014 г.), включая 5256 международных и 11723 местных гражданских лиц, а также 2020 добровольцев ООН и 11517 служащих. Военный и полицейский персонал предоставлен 122 странами. Всего в текущих ОПМ погибли 1445 человек. На 30 апреля 2014 г. в топ-10 стран-поставщиков контингентов для ОПМ вошли: Индия (8132), Бангладеш (8034), Пакистан (8027), Эфиопия (6628), Руанда (4709), Нигерия (4614), Непал (4612), Гана (2992), Сенегал (2967) и Иордания (2729).

На всех этапах становления и развития института ОПМ с использованием военных наблюдателей и вооруженных сил ООН Советский Союз, а затем Россия как постоянный член СБ активно участвовали в определении основных принципов их комплектования, планирования, задействования, командной структуры, материально-технического обеспечения, функционирования и финансирования.



Участие России в практической миротворческой деятельности ООН следует признать в меру активным. По состоянию на 30 апреля 2014 г. Россия представлена в 8 из 17 ОПМ (в Западной Сахаре, Гаити, Конго, Косово, Либерии, Южном Судане, Кот-д’Ивуаре, на Ближнем Востоке) и занимает 64-е место среди 122 стран-поставщиков контингентов. Российский контингент насчитывает 112 человек, включая 41 сотрудника полиции, 67 военных экспертов ООН и 4 военнослужащих.

Деятельность ООН и региональных организаций в области миротворчества

Таким образом, региональные организации не должны нарушать Устав и осуществлять миротворческую деятельность в обход санкций СБ, как это было в случае с односторонним применением силы против Белграда со стороны НАТО. Кроме того, не должен иметь место выход за рамки предоставленного СБ мандата (пример такого нарушения – операция НАТО в Ливии).

В целом в последнее десятилетие обозначилась тенденция к усилению роли региональных организаций в миротворчестве, в том числе в проведении операций по поддержанию мира, как самостоятельных, так и в сотрудничестве с ООН. Некоторые организации (НАТО, ЕС, Западноевропейский союз, АСЕАН, ОБСЕ, ОАГ, ОАЕ, СНГ, Африканский союз) сформировали собственные концепции миротворчества, а большинство из них осуществили их на практике. В качестве примера можно привести смешанную операцию Африканского союза и ООН в Дарфуре (ЮНАМИД). На сегодня это крупнейшая миротворческая миссия в мире.



Перспективы миротворческой деятельности

Современным конфликтам присущи высокая интенсивность и затяжной либо вялотекущий характер боевых действий (примеры – Босния и Герцеговина, Сомали, Абхазия, Приднестровье и т.д.), большие потери среди мирного населения. Поэтому в обозримом будущем миротворческая деятельность в различных форматах будет пользоваться спросом.

Миротворческие операции более всего преуспели в предотвращении эскалации конфликтов, в то время как решение задач по осуществлению совокупности мандата и ограничению числа жертв следует признать успешным лишь отчасти [1]. В любом случае миротворчество – это, безусловно, не панацея, а всего лишь комплекс усилий по содействию урегулированию конфликтов, так как окончательное решение является в первую очередь ответственностью противоборствующих сторон. За всю историю практики миротворчества успехи такой деятельности безоговорочно подтверждают необходимость ее продолжения, хотя и указывают на целесообразность шагов по повышению ее эффективности. В частности, не проработанным остается вопрос о контртеррористической составляющей миротворческих операций [2].

Нынешние реалии диктуют необходимость соответствия новым требованиям в миротворческой деятельности.

Во-первых, все миротворческие операции должны иметь возможности заметно менять жизнь людей в районе действия миссии на относительно раннем этапе ее деятельности. В частности, руководитель миссии должен иметь право использовать небольшую часть фондов для реализации проектов, способных дать быструю отдачу в плане реального улучшения качества жизни, что позволит завоевать доверие населения к новой миссии.

В-третьих, использование ресурсов, предоставленных государствами-членами ООН, должно осуществляться с максимальной финансовой эффективностью.

В-четвертых, связанный с правами человека компонент любой миротворческой операции крайне важен для эффективного миростроительства.

В-пятых, разоружение, демобилизация, реинтеграция бывших комбатантов и оказание помощи в возвращении внутренне перемещенных лиц и беженцев – важнейшие средства, способствующие установлению постконфликтной стабильности и уменьшению опасности возобновления конфликта.

В-шестых, путь к полной нормализации жизни в пережившем конфликт обществе лежит исключительно через осуществление мер по национальному примирению, которые должны охватывать всех бывших участников конфликта.

1. Bratt D. Assessing the Success of UN Peacekeeping Operations // International Peacekeeping. 1996 (Winter). Vol. 3. № 4. P. 64–81.

2. Заемский В.Ф. ООН и миротворчество. Курс лекций. 2-е изд., испр. и доп. М.: Международные отношения, 2012.

Читайте также: