Бодхисаттва в буддизме махаяны кратко

Обновлено: 01.06.2024

Но буддист скажет вам, что заблуждения не могут коре­ниться в чем-то одном: либо в нашем разуме с его логическим и понятийным аппаратом, либо в сфере ощущений и эмоций. Любая проблема проистекает из обоих источников, и нам нуж­но ясно это понимать.

Коль скоро имеется такая проблема, нам следует отыскать и путь к ее решению. У такого решения много составляющих, но главные из них - мудрость и сострадание. Сострадание отно­сится к эмоциональному аспекту, мудрость же - к познаватель­ному. С помощью мудрости мы можем прояснить понятийную путаницу и иные аберрации в познавательной сфере; а с помо­щью сострадания - преобразить свои негативные эмоции.

Конечная цель буддизма махаяны состоит не в искорене­нии эмоций как таковых, но в том, чтобы преобразовать ра­зум как в его познавательном, так и в эмоциональном аспектах. В конце своем этот путь приводит адепта на стадию результата, у которой тоже два аспекта. Да-да, и тут два аспекта! Буддизм, как можно видеть, вообще склонен к исчислениям и классифи­кациям: все предстает либо в паре, либо в триаде, либо одним членом из пяти, ну и так далее. Так вот, на стадии результата определяются два аспекта: умственное состояние будды и фи­зическое состояние будды. Практикуя сострадание, мы при­ходим к постижению физического аспекта состояния будды. Пестуя же мудрость, мы постигаем умственный или познава­тельный аспект состояния будды. Об этом уже говорилось, но теперь мне хотелось бы все суммировать.

КТО ТАКОЙ БОДХИСАТТВА?

Главнейшее бодхисаттвы - сострадание. Хотя о сострада­нии в связи с бодхисаттвой говорится еще в ранних буддий­ских источниках, буддизм махаяны особенно подчеркивает

этот, с позволения сказать, атрибут. Махаяники считают, что просветление нельзя обрести с помощью одних только соб­ственных усилий, на пути одиночки. Оно достижимо лишь во взаимодействии, в двусторонних отношениях с другими людь­ми. Поэтому махаяна и подчеркивает значение сострадания.

Если мы корыстны, если в нас берет верх стяжательное умо­настроение, чего бы это ни касалось - материальных ли благ, славы ли, любви или чего-то иного, - тогда с точки зрения махаяны мы утрачиваем соприкосновение с людьми, теряем связь с реальным миром. И начинаем жить в мире, который целиком сотворен из наших желаний, чаяний и душевных кон­фликтов, но совершенно не соответствует миру, который есть на самом деле.




Именно поэтому буддизм махаяны говорит о преодоления двойственности субъекта и объекта, двойственности сознания и материального мира, по мере того, как мы развиваем муд­рость, приходит понимание, что как субъект, так и объект, как разум, так и материальный мир имеют одну и ту же природу. Тогда мы перестанем воспринимать мир враждебным и чуж­дым и увидим, что мы с ним взаимосвязаны. Тут и обретается возможность развить сострадание.

Правильная медитация - одинокое путешествие, в котором человеку приходится бороться с демонами в его собственной душе. Он пытается обрести внутреннее равновесие, понять свои душевные силы и состояния во всем их разнообразии - вот путь к овладению мудростью. Но духовная практика, чтобы стать цельной, должна дополняться сострадательными деяниями, ко­торые немыслимы без межличностных отношений. В буддизме махаяны медитация и деяния идут рука об руку; здесь нельзя быть по-настоящему сострадательным, не обладая мудростью. Только умудренный может быть воистину сострадательным и творить добро в его цельном смысле и виде. Нам не так уж трудно быть сострадательными лишь отчасти. Легко, например, сострадать людям, которых мы любим, или животным, к которым мы при­вязаны. Но если мы хотим следовать идеалу буддизма махаяны, нам следует стремиться к большему и наше сострадание должно простираться далеко за пределы круга наших близких. А такое возможно только при помощи мудрости.

Если рядом с состраданием нет мудрости, оно может выро­диться и исказиться по причинам нашего эгоизма, сентимен­тальности или разного рода хотений. Мне встречались люди, которые стремились стать сострадательными, будучи только сострадательными. Действия, воодушевленные сострадани­ем, просто предпринимались, безотносительно к перспективе завершения. Иногда это был просто последовательный набор действий вкупе с идеей сострадания в самом общем ее виде. При этом люди, казавшиеся наиболее сострадательными, ока­зывались самыми категоричными. Подлинное же сострадание означает, что мы способны сострадать самым разным людям, не разделяя их при этом на хороших и плохих. Нельзя призна­вать хорошими и заслуживающими нашей помощи лишь тех, кто на нашей стороне, а тех, кто по другую сторону, - людьми злыми, деструктивными, достойными лишь противодействия. Активисты общественных движений более других рискуют впасть в такую вот ошибку. Не все, конечно, но разве вам не приходилось видеть мирные демонстрации, которые заканчи­вались актами насилия.

Сострадать - не значит страдать вместе с кем-то или вместо кого-то. Оно должно быть результатом стремления облегчить чужие тяготы. Литература махаяны определяет любовь или милосердие как желание того, чтобы другие люди были счаст­ливы и имели для этого причины; сострадание же определено как желание того, чтобы другие люди не страдали и не имели причин для страдания. Конечно, это весьма общие опреде­ления, но и они показывают, что куда вернее активно делать что-то, чем просто позволить бедам и невзгодам других людей полностью себя поглотить. Если мы слишком уж отождествим себя со страждущими, наша собственная способность помогать другим уменьшится. Психотерапевты тоже это заметили: врач, сверх меры вникающий в проблемы пациентов, может вдруг обнаружить, что лечение его уже не так эффективно. Это кли­нически доказано и вполне объяснимо: он оказывается полно­стью поглощен ситуацией, и уже она влечет его за собой.

ДВА ВИДА БОДХИСАТТВ

Другой вид бодхисаттв выделен в соответствии с концеп­цией, что у каждого есть возможность стать просветленным, стать бодхисаттвой. Эти два вида бодхисаттв следует разли­чать, и это особенно важно для новичков, которые порой оши­бочно называют бодхисаттвами тех, которые только начали свой путь, которым еще предстоит, подражая поведению бод­хисаттвы, самим стать бодхисаттвами. Идеальные уже вопло­щают в себе все свойства бодхисаттвы или по крайней мере несколько из них. Бодхисаттвам же второго вида еще предсто­ит развить в себе потребные качества. И в пределах второй группы тоже определяются два вида: те, кто уже встал на путь бодхисаттвы, и потенциальные, так сказать, бодхисаттвы, ко­торые могут стать подлинными, если окажутся в благоприят­ных для этого условиях.

Тут важно не воспринимать все эти заявления буквально. Надо понять их с точки зрения позиции. Взращивая бесконеч­ное сострадание, которое только способен взрастить в себе бодхисаттва, адепт становится ближе к просветлению, ибо без такого сострадания просветление недостижимо далеко. Даже если человек отчаянно стремится сделаться просветленным, у него не получится.

Чогьям Трунгпа Ринпоче выразил это очень наглядно. Он сказал, что идти путем истинного бодхисаттвы - все равно что плыть на корабле, который идет своим курсом и доставит вас в порт назначения, хотите вы того или нет. Я полагаю, это близко к истине. Если избрать верное направление, достиг­нешь просветления даже вопреки себе самому. Вот истинно махаянистская позиция в ее устной передаче. А если фикси­роваться на текстах, в которых нет ясных и недвусмысленных указаний, как ступить на путь бодхисаттвы, есть опасность ус­воить их слишком буквально.

МЕДИТАЦИЯ И ПОСТУПКИ ИДУТ РУКА ОБ РУКУ

Но буддист скажет вам, что заблуждения не могут коре­ниться в чем-то одном: либо в нашем разуме с его логическим и понятийным аппаратом, либо в сфере ощущений и эмоций. Любая проблема проистекает из обоих источников, и нам нуж­но ясно это понимать.

Коль скоро имеется такая проблема, нам следует отыскать и путь к ее решению. У такого решения много составляющих, но главные из них - мудрость и сострадание. Сострадание отно­сится к эмоциональному аспекту, мудрость же - к познаватель­ному. С помощью мудрости мы можем прояснить понятийную путаницу и иные аберрации в познавательной сфере; а с помо­щью сострадания - преобразить свои негативные эмоции.

Конечная цель буддизма махаяны состоит не в искорене­нии эмоций как таковых, но в том, чтобы преобразовать ра­зум как в его познавательном, так и в эмоциональном аспектах. В конце своем этот путь приводит адепта на стадию результата, у которой тоже два аспекта. Да-да, и тут два аспекта! Буддизм, как можно видеть, вообще склонен к исчислениям и классифи­кациям: все предстает либо в паре, либо в триаде, либо одним членом из пяти, ну и так далее. Так вот, на стадии результата определяются два аспекта: умственное состояние будды и фи­зическое состояние будды. Практикуя сострадание, мы при­ходим к постижению физического аспекта состояния будды. Пестуя же мудрость, мы постигаем умственный или познава­тельный аспект состояния будды. Об этом уже говорилось, но теперь мне хотелось бы все суммировать.

КТО ТАКОЙ БОДХИСАТТВА?

Главнейшее бодхисаттвы - сострадание. Хотя о сострада­нии в связи с бодхисаттвой говорится еще в ранних буддий­ских источниках, буддизм махаяны особенно подчеркивает

этот, с позволения сказать, атрибут. Махаяники считают, что просветление нельзя обрести с помощью одних только соб­ственных усилий, на пути одиночки. Оно достижимо лишь во взаимодействии, в двусторонних отношениях с другими людь­ми. Поэтому махаяна и подчеркивает значение сострадания.

Если мы корыстны, если в нас берет верх стяжательное умо­настроение, чего бы это ни касалось - материальных ли благ, славы ли, любви или чего-то иного, - тогда с точки зрения махаяны мы утрачиваем соприкосновение с людьми, теряем связь с реальным миром. И начинаем жить в мире, который целиком сотворен из наших желаний, чаяний и душевных кон­фликтов, но совершенно не соответствует миру, который есть на самом деле.

Именно поэтому буддизм махаяны говорит о преодоления двойственности субъекта и объекта, двойственности сознания и материального мира, по мере того, как мы развиваем муд­рость, приходит понимание, что как субъект, так и объект, как разум, так и материальный мир имеют одну и ту же природу. Тогда мы перестанем воспринимать мир враждебным и чуж­дым и увидим, что мы с ним взаимосвязаны. Тут и обретается возможность развить сострадание.

Правильная медитация - одинокое путешествие, в котором человеку приходится бороться с демонами в его собственной душе. Он пытается обрести внутреннее равновесие, понять свои душевные силы и состояния во всем их разнообразии - вот путь к овладению мудростью. Но духовная практика, чтобы стать цельной, должна дополняться сострадательными деяниями, ко­торые немыслимы без межличностных отношений. В буддизме махаяны медитация и деяния идут рука об руку; здесь нельзя быть по-настоящему сострадательным, не обладая мудростью. Только умудренный может быть воистину сострадательным и творить добро в его цельном смысле и виде. Нам не так уж трудно быть сострадательными лишь отчасти. Легко, например, сострадать людям, которых мы любим, или животным, к которым мы при­вязаны. Но если мы хотим следовать идеалу буддизма махаяны, нам следует стремиться к большему и наше сострадание должно простираться далеко за пределы круга наших близких. А такое возможно только при помощи мудрости.

Если рядом с состраданием нет мудрости, оно может выро­диться и исказиться по причинам нашего эгоизма, сентимен­тальности или разного рода хотений. Мне встречались люди, которые стремились стать сострадательными, будучи только сострадательными. Действия, воодушевленные сострадани­ем, просто предпринимались, безотносительно к перспективе завершения. Иногда это был просто последовательный набор действий вкупе с идеей сострадания в самом общем ее виде. При этом люди, казавшиеся наиболее сострадательными, ока­зывались самыми категоричными. Подлинное же сострадание означает, что мы способны сострадать самым разным людям, не разделяя их при этом на хороших и плохих. Нельзя призна­вать хорошими и заслуживающими нашей помощи лишь тех, кто на нашей стороне, а тех, кто по другую сторону, - людьми злыми, деструктивными, достойными лишь противодействия. Активисты общественных движений более других рискуют впасть в такую вот ошибку. Не все, конечно, но разве вам не приходилось видеть мирные демонстрации, которые заканчи­вались актами насилия.

Сострадать - не значит страдать вместе с кем-то или вместо кого-то. Оно должно быть результатом стремления облегчить чужие тяготы. Литература махаяны определяет любовь или милосердие как желание того, чтобы другие люди были счаст­ливы и имели для этого причины; сострадание же определено как желание того, чтобы другие люди не страдали и не имели причин для страдания. Конечно, это весьма общие опреде­ления, но и они показывают, что куда вернее активно делать что-то, чем просто позволить бедам и невзгодам других людей полностью себя поглотить. Если мы слишком уж отождествим себя со страждущими, наша собственная способность помогать другим уменьшится. Психотерапевты тоже это заметили: врач, сверх меры вникающий в проблемы пациентов, может вдруг обнаружить, что лечение его уже не так эффективно. Это кли­нически доказано и вполне объяснимо: он оказывается полно­стью поглощен ситуацией, и уже она влечет его за собой.

ДВА ВИДА БОДХИСАТТВ

Другой вид бодхисаттв выделен в соответствии с концеп­цией, что у каждого есть возможность стать просветленным, стать бодхисаттвой. Эти два вида бодхисаттв следует разли­чать, и это особенно важно для новичков, которые порой оши­бочно называют бодхисаттвами тех, которые только начали свой путь, которым еще предстоит, подражая поведению бод­хисаттвы, самим стать бодхисаттвами. Идеальные уже вопло­щают в себе все свойства бодхисаттвы или по крайней мере несколько из них. Бодхисаттвам же второго вида еще предсто­ит развить в себе потребные качества. И в пределах второй группы тоже определяются два вида: те, кто уже встал на путь бодхисаттвы, и потенциальные, так сказать, бодхисаттвы, ко­торые могут стать подлинными, если окажутся в благоприят­ных для этого условиях.

Тут важно не воспринимать все эти заявления буквально. Надо понять их с точки зрения позиции. Взращивая бесконеч­ное сострадание, которое только способен взрастить в себе бодхисаттва, адепт становится ближе к просветлению, ибо без такого сострадания просветление недостижимо далеко. Даже если человек отчаянно стремится сделаться просветленным, у него не получится.

Чогьям Трунгпа Ринпоче выразил это очень наглядно. Он сказал, что идти путем истинного бодхисаттвы - все равно что плыть на корабле, который идет своим курсом и доставит вас в порт назначения, хотите вы того или нет. Я полагаю, это близко к истине. Если избрать верное направление, достиг­нешь просветления даже вопреки себе самому. Вот истинно махаянистская позиция в ее устной передаче. А если фикси­роваться на текстах, в которых нет ясных и недвусмысленных указаний, как ступить на путь бодхисаттвы, есть опасность ус­воить их слишком буквально.


Содержание

Бодхисаттва в раннем буддизме

Образ бодхисаттвы появился уже в раннем буддизме. Путь бодхисаттвы прошли будды прошлого и Будда Шакьямуни — будда современного периода. Кроме того, почитается бодхисаттва Майтрейя (на пали — Меттейя), который в будущем родится среди людей и станет буддой, и его приход станет золотым веком.

Учение тхеравады не рассматривает специального пути бодхисаттв как практики, однако использует сходные практики метты развития любви и сострадания ко всем живым существам. Метта является важной практикой для достижения нирваны — полного освобождения от аффектов и прекращения перерождений, выхода из сансары, но не в смысле обретения полного всеведения.

Бодхисаттва в махаяне

Основа бодхичитты и вообще махаяны — сострадание к живым существам, мучающимся в колесе перерождений, стремление всех их привести к нирване. Те, кто способен не только породить и сохранить в себе эту устремлённость, но и развивать её, дают обет бодхисаттвы перед своим гуру и приступают к практике шести парамит — уровней, качеств бодхисаттвы:

  1. дана-парамита — совершенство даяния;
  2. шила-парамита — совершенство нравственности;
  3. кшанти-парамита — совершенство терпения;
  4. вирья-парамита — совершенство усердия, мужества;
  5. дхьяна-парамита — совершенство созерцания;
  6. праджня-парамита — совершенство мудрости.

В этом смысле бодхисаттвой может быть назван каждый махаянист, практикующий бодхичитту.

Даже если бодхисаттва, после того, как он возвысил свое сознание до полного просветления, будет в течение бесчисленных времен осуществлять дары, блюсти моральную чистоту, совершенствовать свое терпение, проявлять старательность и пребывать в состоянии медитации, но если при этом он не обладает совершенной мудростью и не умеет прибегать к искусным средствам, то он обречён опуститься до уровня простого ученика (шравака) ипи пратьекабудды.

В более узком смысле бодхисаттвами называют бодхисаттв-махасаттв (великих существ) — мифологизированных персонажей махаянского пантеона. Таковы Авалокитешвара — бодхисаттва сострадания, Манджушри — бодхисаттва мудрости, Тара — женщина-бодхисаттва, превратившая свою женственность в средство спасения живых существ, и многие другие. В народном буддизме эти великие бодхисаттвы-махасаттвы воспринимаются как податели мирских благ, но для серьёзно практикующих людей сохраняют своё значение руководителей и помощников на пути пробуждения. Особый текст: 37 практик бодхисаттвы

изображение святого в буддизме

Знаете ли вы, кто такой бодхисаттва? На самом деле значение этого слова известно далеко не каждому, даже среди тех, кто увлекается буддизмом.

Сегодняшняя статья расскажет, что означает это слово, какой путь выбирает такой человек в своей жизни, какими качествами он должен обладать и какие имена носят известные в буддизме бодхисаттвы.

Что значит бодхисаттва

Это слово имеет санскритские истоки и состоит из двух корней:

Нехитрым сложением корней получаем, что бодхисаттва – существо, достигшее пробуждения. Для более полного понимания значения нужно копнуть глубже – это человек, который не просто пробудился, но и всю дальнейшую жизнь посвятил помощи людям на пути освобождения.

Пробудившись сам, он отказался от освобождения от страданий и выхода из колеса сансары, остался в этом мире, чтобы помочь другим достичь духовного совершенства и по итогу выбраться из череды перерождений.

сансара

Цель бодхисаттвы – стать буддой во имя добра, всеобъемлющей выручки других существ. С этой целью тесно связана доктрина бодхичитты – любви ко всему живому и служения бодхисаттвы.

Его жизнь – путь самопожертвования. В этом отличие его от архата – бодхисаттва желает действовать во имя всеобщего блага.

Каждому, кто стремится к пробуждению и освобождению из цикла перерождений, может понадобиться помощь. Для этого нужны бодхисаттвы. Они чаще всего живут вместе с мирянами, указывают им нужное направление, сами при этом соблюдают обеты и движутся по праведной тропе.

Образ пробужденного, который отдал себя во имя помощи, воплотился еще на ранних стадиях становления буддийской философии, он упоминался в первых священных писаниях, к примеру, в Саддхармапундарика-сутре. Сегодня он особенно почитается в течениях махаяны.

статуя

Каков его путь

Прежде чем завоевать почетное звание бодхисаттвы, верующий должен достичь особого уровня сознания, который соответствует так называемой первой бхумми. Все, что было до этого, зовется джатисаттвой.

Первые писания направления махаяны насчитывали семь таких уровней, а позднее их количество возросло и теперь насчитывает десяток. Путь становления делится на определенные промежутки – кальпы.

Для достижения каждого уровня нужно следовать определенным законам, читать мантры, не нарушать данных обетов, совершать особые практики. Данными обетами проявляется забота обо всем живом в мире, следование нравственным правилам, избавление от порочных черт характера и мыслей.

небо

За все время становления бодхисаттва перерождается не один раз, причем иногда он воплощается не в образе человека, а виде низших существ. Достигнув десятого уровня, он сможет сам выбрать воплощение, и даже не одно.

Кроме этого, выделяется четыре ступени его развития – чарьи:

  1. Пракрити – осознанное пробуждение, бодхичитта. С этой точки зрения бодхисаттвой могут стать все, кто практикует принцип бодхичитты.
  2. Пранидхана – твердое решение встать на путь бодхисаттвы и дать обещания Учителю.
  3. Анулома – принятие обетов и строгое следование им.
  4. Анивартана – осознание невозвратности пути.

Мы уже знаем, что бодхисаттва – это тот, кто пробудился, дал обет и готов принимать чужие страдания со смирением. Однако есть еще и более широкое понимание этого слова, и с этой точки зрения даже тот, кто только вступил на путь учения Будды, т.е. любой человек, принявший решение стать буддой на благо всех существ, уже является бодхисаттвой.

человек медитирует

Какие качества ему присущи

Бодхисаттва – это воплощение самоотверженности, сострадания, ведь он ведет других к высшей цели – к нирване, сам себя лишая этого.

Чтобы помогать другим, бодхисаттва должен быть сам исключительным существом и вбирать в себя лучшие человеческие черты и умения:

  • всеобъемлющее человеколюбие;
  • почитание будд и служение;
  • распространение учений дхармы;
  • способность убеждать, показывать своим примером;
  • умение взаимодействовать с людьми как с равными;
  • ораторские способности, хорошая речь;
  • смирение, сострадание, альтруизм.

священная книга буддизма

Великие бодхисаттвы

Каждый из них имеет собственное имя, являясь олицетворением великих качеств. Так, например, бодхисаттва Авалокитешвара нередко изображается с тысячей рук и являет собой сострадание. Манджушри – воплощение мудрости, знания, а Тара, которая имеет множество воплощений разных цветов – женская ипостась великого существа.

Также почитают Майтрея, которого на языке пали величают как Меттей. Он в скором времени должен воплотиться на Земле, стать буддой и ознаменовать своим приходом начало Золотого века.

Ладакх

Будда Майтрейя. Статуя

Заключение

Если статья оказалась для вас полезна, то делитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях и подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные посты себе на почту!

Онлайн Энциклопедия буддизма: буддийская философия, буддийские понятия и термины, будды, бодхисаттвы, гуру и важные символы буддийской Дхармы

Бодхисаттва Авалокитешвара

Будда Майтрея

Будда Майтрея

Будущий Бодхисаттва, которым может быть не только человек, но и другое существо, дает однажды великий обет достичь просветления и извлечь все существа из круговорота сансары.

поскольку все сущее пусто и преходяще и некого и нечего почитать или порицать, то нет ни радости, ни страдания, а потому и того, что следует любить или ненавидеть:

Бодхисаттвы занимают весьма значительное место в пантеоне центральноазиатской и дальневосточной махаяны и включают ряд учителей буддизма (начиная с Нагарджуны
и Асанги), но преимущественно это мифологич. персонажи, главных из которых
насчитывается от восьми до десяти (наиболее популярны Авалокитешвара, Манджушри, Ваджрапани, Кшитигарбха).

Ступени пути Бодхисаттвы

Боробудур

Боробудур

  • Манджушри,
  • Ваджрапани,
  • Авалокитешвара,
  • Кшитигарбха,
  • Сарва-ниварана-вишкамбхин,
  • Акашагарбха,
  • Майтрея,
  • Самантабхадра; к ним иногда прибавляют
  • Маха-стхама-прапту, представляющего мудрость Будды,

и в иконографии вместе с Авалокитешварой они располагаются соответственно справа и слева от Амитабхи.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Мифологические Бодхисаттвы связаны с определенными буддами (напр., Авалокитешвара выступает как эманация Амитабхи), представляя собой их активный аспект.

Читайте также: