Мир в начале нового времени великие географические открытия возрождение реформация кратко

Обновлено: 02.07.2024

Оборудование: обращение к участникам, таблица для подведения итогов, хронологические карточки, кроссворды, таблички с оценками, высказывания философов.

  1. Повторить, закрепить и систематизировать знания учащихся по теме, ликвидировать пробелы.
  2. Развивать познавательный интерес, творческие и аналитические способности, умение оперировать историческими датами, умение находить правильный ответ из предложенных.
  3. Формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе.
  4. Воспитывать общую культуру, ответственность, внимательность, активность.

Эпиграф: “Силу уму придают упражнения, а не покой”. (А. Поп.)

Ход урока

II. Конкурсные задания. (Жюри после каждого конкурса показывает таблички с оценками и подводит итог).

1. Конкурс капитанов.

Проверка знания хронологии. Капитаны получают задание “подобрать” даты к событиям.

XV-XVIII вв. - раннее новое время;

XV в. – появился термин “новое время”;

1488 г. – экспедиция Б. Диаша обогнула мыс Бурь;

1498 г. – экспедиция Васко да Гамы достигла Индии;

1492 г. – открытие Америки Х. Колумбом;

1519-1521 гг. – первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана;

1603г. – начало правления династии Стюартов в Англии;

1517г. – начало Реформации;

1524-1526 – крестьянская война в Германии;

1555г. – Аугсбурский религиозный мир в Германии;

Начало XIV – последняя четверть XVв. - период раннего Возрождения;

Конец XV – начало XVI века – период высокого Возрождения.

2. Конкурс.

Объяснить значение выражений.

  1. Это страна, где “каждый крестьянин был рыбаком, а каждый дворянин - капитаном”. (Так говорили о жителях Португалии и их занятиях.)
  2. Корабль плыл по “морю Мрака”. (Европейцы “морем Мрака” называли Атлантический океан).
  3. “Не будет больше войн всех против всех!” (С установлением абсолютизма прекращались междоусобные войны).
  4. “Эти страны следует называть Новым Светом”. (Так говорил Америго Веспуччи о материке, открытом Х. Колумбом).
  1. “Этот человек – мешок с перцем”. (Так называли очень богатого человека).
  2. “. Устав дырявые донашивать кафтаны. плыли покорить тот сказочный металл” (Бедняки стремились в новые земли за золотом.)
  3. “Один король – одна страна”. (При установлении абсолютизма заканчивается объединение государства. Верховная власть принадлежит одному лицу-монарху)
  4. “Грим и пудра вытесняют мыло”. (Уровень личной гигиены был низким. Банных заведений было мало. Грим и пудра были в моде.)
  1. “Рожденный подданным должен повиноваться”. (Эта фраза выражает смысл абсолютизма.)
  2. “Столетия редкого человека”. (В раннее новое время средняя продолжительность жизни была 30 лет. Мало кому удавалось дожить до 70 лет. Высокая смертность была у новорожденных. Особенно коротка была жизнь женщин.)
  3. “Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны”. (Этими словами начиналась молитва французских крестьян. Население боялось эпидемий, голода и войн.)
  4. “Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть. ” (Питание европейцев зависело от имущественного положения семьи.)

3. Конкурс “Понятийный словарь”.

Каждая команда получает кроссворд. Заполняет в течение 3-4 минут, зачитывает и сдает жюри.

1. Передача духовных ценностей от поколения к поколению.

2. Захват и заселение территории, истребление местного населения.

3. Исключительное право на производство или продажу чего-либо, исключительное право на пользование чем либо.

4. Сгон крестьян с их наделов и превращение этих земель в пастбища.

1. Новый тип хорошо управляемого судна с квадратным и косыми парусами.

2. Усовершенствованный лук.

3. Место встречи и заключения сделок банкиров и торговцев.

4. Дворяне – предприниматели, поставлявшие на рынки сельскохозяйственную продукцию.

5. Страна, владеющая колонией.

1. Вид огнестрельного оружия.

2. Форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу-монарху.

3. Предприятие, основанное на труде наемных, где существует разделение труда.

4. Движение за переустройство церкви.

5. Папская грамота по отпущению грехов.

Конкурс “Работа над ошибками”.

Жизнь Х. Колумба полна легенд. Известно, что родился он в 1451 году в Риме. Неясным остался вопрос о его образовании. Известно, что в 70-80 годы XV века он работал над проектом открытия кратчайшего морского пути из Европы в Азию, рассчитывая попасть туда через Индийский океан.

Для осуществления планов нужны были деньги. Английские король и королева в 1492 году подписали с Х. Колумбом договор и снабдили деньгами.

Началось тяжелое плавание.

В 1592 году мореплаватель вступил на землю острова, который назвали Сан-Сальвадор, затем были открыты еще два острова. В результате последних трех экспедиций были открыты Центральная Америка и северное побережье Южной Америки.

До конца своих дней мореплаватель верил, что открыл новый путь в Индию.

Родился Колумб в Генуе.

2. Через Атлантический океан.

3. В 1492 году вступили на землю острова Сан-Сальвадор.

4. Испанские король и королева подписали договор и снабдили Колумба деньгами.)

5. Конкурс “Знаешь ли ты исторических деятелей”?

Приводится высказывание какого-то исторического деятеля и требуется определить, кому оно принадлежит.

1. “Не понимаю, как мои предки допустили такое учреждение”. (Яков I, английский король.)

2 “Вы думаете, господа, что государство–это вы? Государство - это я” (Людовик XIV)

3. Кто первым произнес “Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси”? (Н. Коперник)

4. Развил учение Н. Коперника и пришел к выводу “Вселенная не имеет края, она бесконечна”. (Джордано Бруно)

5. “А все – таки она вертится!” (Галилео Галилей)

6. “Кровь разносит всюду теплоту и жизнь. ” (английский врач У. Гарвей)

7. “Самое лучшее из всех доказательств есть опыт. ” (английский философ-гуманист Ф. Бэкон)

8. “Я мыслю, следовательно, я существую. ” (французский философ Ренэ Декарт)

9. “На этом я стою. И не могу иначе. Бог поможет мне. Аминь”. (Мартин Лютер, Германия.)

10. “Чья страна, того и вера”. (Так стали говорить германские князья с 1555г. после заключения мира между католиками и протестантами.)

11. “ У нас одно Крещение, одно Евангелие, одна вера” (Мартин Лютер - борец за реформацию церкви.)

12. “. Да и что такое вся жизнь человеческая как не забава Глупости. ” (Голландский гуманист Э. Роттердамский в своей книге “Похвала Глупости”.)

6. Конкурс “Перекрестный огонь”.

Проверка знания фактического материала.

Командам задаются вопросы. (Ответ через 10 секунд).

1. Где впервые появился термин “новое время”? (в Италии)

2.Что такое портолан? (навигационная карта)

3.Какие страны первыми встали на путь исследования новых земель? (Испания и Португалия)

4. Как называли крестьян, использующих наемный труд и технику? (фермеры)

5. Как называли сторонников не божественного, а светского, человеческого взгляда на окружающий мир? (гуманисты)

6. Какой английской компании разрешалось ввозить в страну перец? (Ост-Индская)

7. Стюарты это династия английских или французских королей? (французских)

8.Кто воспринимал окружающий мир как сцену, а людей как актеров? (Шекспир)

План урока:

Периодизация эпохи Нового времени

Как известно, человеческая история подразделяется на 5 основных периодов:

  • Первобытное общество.
  • Древний мир.
  • Средние века.
  • Новое время.
  • Новейшее время.

Новое время представляет собой своего рода переходный период, между Средневековьем и современностью. Он охватывает следующие временные рамки: конец XV - начало XVI века – до 1900 года.

В эпохе Нового времени также принято выделять отдельные временные промежутки:

Отличительные особенности Нового времени

Каждая из исторических эпох отличается от других своими характерными особенностями, посредством которых ее и выделяют в отдельные хронологические рамки. Есть такие особенности и у эпохи Нового времени:

Великие географические открытия

С изобретением книгопечатания, еще в первой половине XV века в руки средневековых людей попали труды античных мыслителей по географии. Некоторые из них выдвигали идею о шарообразности Земли и существовании морского пути в Индию, Китай, Японию.

С распространением в обществе этих трудов у европейцев зародилась тяга к путешествиям, так началась эпоха Великих географических открытий.

Длительные морские путешествия стали возможны в конце XV века, благодаря появлению компаса в Европе (он был изобретен в Китае еще в 3 веке до н.э.), созданию европейцами нового типа морских судов – каравелл. Каравелла стала первым в Европе судном, пригодным для длительных морских путешествий, благодаря высокой скорости, возможности плавания при встречном ветре.

В эпоху Великих географических открытий прославилось множество путешественников и первооткрывателей, однако самыми знаменитыми из них приятно считать Христофора Колумба, Васко да Гама, Фернана Магеллана.

В 1492 году Христофор Колумб открыл неизвестную ранее европейцам часть света – Америку. Открытие Америки не входило в планы мореплавателя, так как он поставил перед собой цель: достичь морским путем берегов Индии. На протяжении всей своей жизни Колумб думал, что посетил Индию и даже назвал местных жителей Америки индейцами. Открытие Америки Колумбом стало огромным шагом в развитии географии, впоследствии привело к захвату европейцами земель ацтеков, майя, инков.

В 1497 году Васко да Гама обогнул Африку, а в 1498 году открыл морской путь в Индию, тем самым доказав, что материк Колумба Индией не является. Открытие Васко да Гама послужило началом постоянной морской торговли европейцев со странами Востока, благодаря которой в Европе появились чай, пряности, ананасы, подсолнечник, какао, картофель, томаты.

В 1519-1522 году экспедиция Фернана Магеллана совершила первое в мире кругосветное путешествие, обогнув по морям и океанам Земной шар. Открытия Магеллана доказали шарообразность Земли, которую вплоть до этой экспедиции было принято считать плоской. До окончания своего кругосветного плавания Магеллан не дожил, в 1521 году он погиб на острове Себу, вмешавшись в междоусобные войны местного населения. В 1522 году лишь 18 из 300 членам экспедиции удалось достичь родных берегов Испании, завершив, таким образом, кругосветное путешествие.

Трудно переоценить последствия Великих географических открытий:

  • во-первых, европейцы наладили морскую торговлю с Африкой, Америкой, Океанией, Азией;
  • во-вторых, географические открытия сформировали более достоверные знания об окружающем мире;
  • в третьих, открытие новых земель послужило началу европейской колонизации, в результате которой многие европейские государства превратились в крупнейшие колониальные империи;
  • в четвертых, Европа получила доступ к новым видам фруктов, овощей, пряностям, напиткам;
  • в пятых, с завоеванием новых земель европейцы заполучили несметные количества золота, серебра, драгоценных камней;
  • и последнее, открытие новых земель и ведение с ними торговли оживило предпринимательскую деятельность в Европе, послужило ее промышленному развитию.

Реформация и Контрреформация

В первой половине XVI века католическая церковь пришла в упадок, в результате в большинстве стран Европы произошла религиозная революция – Реформация.

  1. Обмирщение сознания. Если в Средние века человека больше заботила его загробная жизнь, то в эпоху Нового времени люди обратились к активной мирской деятельности, в них проснулась тяга к земным удовольствиям, познанию мира и самого себя.
  2. Недоверие к католической церкви из-за безнравственности священнослужителей, чрезмерной роскоши в среде духовенства. С одной стороны священнослужители проповедовали скромность, аскетизм [3] , богобоязненность, с другой стороны сами они пристрастились к пирам, охоте, расточительному образу жизни.
  3. Церковные поборы. В пользу церкви верующие жертвовали земли и богатства, выплачивали церковную десятину [4] , кардиналы и папа Римский брали взятки.
  4. Торговля индульгенциями.В XVI веке индульгенции – папские грамоты на отпущение грехов, продавались практически на каждом углу: на рынках, площадях, в церквях и соборах, на ярмарках. Чтобы верующие активнее покупали индульгенции их стали выдавать не только на отпущение уже совершенных грехов, но и на прощение будущих проступков и преступлений.
  5. Распространение идей гуманизма, согласно которым, высшей в мире ценностью является жизнь человека, с его потребностями и нуждами. Это противоречило идеологии католицизма, настаивавшего на греховности физического начала в человеке.

Таким образом, в XVI веке сложились все причины и условия для начала Реформации в Европе.

Первым за переустройство церкви начал борьбу германский проповедник Мартин Лютер. Возмущенный бесстыдством католических священнослужителей, неуемным стремлением церкви к обогащению, 31 октября 1517 года он написал 95 тезисов против индульгенций. Тезисы Мартина Лютера нашли отклик в сердцах верующих, вызвали гнев папы Римского и высшего католического духовенства. Лютер призывал отказаться от посредничества между Богом и верующим, настаивал на том, что спасение души человек обретает искренним раскаянием и молитвой, а не покупкой папских грамот. На основе собственных идей, Мартин Лютер основал новую церковь, прозванную лютеранской. Она была лишена дорогих церковных обрядов, не признавала монашества, ее священнослужители избирались из числа верующих.

В результате распространения лютеранства в Германии началась религиозная война, которая завершилась лишь к 1555 году. В этом году германский император Карл V установил религиозный мир, уравняв в правах католиков и лютеран.

Из Германии и Швейцарии Реформация распространилась по всей Европе. Она охватила Францию, Норвегию, Англию, Нидерланды, Данию. Лютеранство и кальвинизм, как и все последующие вероучения, выступавшие за переустройство католической церкви, стали называть протестантизмом. А людей, разделяющих эти взгляды - протестантами.

Абсолютизм в Европе

Важным политическим процессом, отличающим эпоху Нового времени, стало утверждение абсолютизма в странах Европы.

Запоминаем новые слова!

Абсолютизм – это форма монархического правления, при которой вся власть сосредоточена в руках главы государства, не ограничена представительными институтами.

На закате эпохи Средневековья, центральная власть монархов в феодальных государствах усилилась. Усилению власти монархов способствовали:

  • Великие географические открытия – обогатили королевскую казну обилием золота, серебра, драгоценных камней.
  • Религиозные войны – в условиях противостояния католиков и протестантов обеспечить мир могла только сильная королевская власть.
  • Развитие капиталистических отношений, которые разрушали устои натурального хозяйства, позволявшего отдельным феодальным вотчинам существовать независимо друг от друга.

Первые абсолютные монархии сложились в Англии и Франции, где судебная, законодательная и исполнительная власти сосредоточились в руках королей. Установление абсолютной власти способствовало развитию национальной промышленности и торговли, укреплению обороноспособности страны.

Словарь

1. Модернизация – это процесс перехода от аграрного общества к индустриальному.

2. Гуманизм – это идеология, согласно которой человек представляет собой высшую ценность в обществе, обладает неотъемлемыми правами и свободами.

3. Аскетизм – принципиальная приверженность строгому образу жизни, основанному на отказе от удовольствий ради высшей цели.

4. Церковная десятина – налог в пользу церкви, выплачиваемый всеми сословиями средневекового населения, составлявший 1/10 часть от доходов.

Читайте также: