Пирошка досси продано искусство и деньги кратко

Обновлено: 05.07.2024

Пирошка Досси "Продано! Искусство и деньги", Максим Чертанов "Хемингуэй"

Пирошка Досси

"Hype!" (попробуй переведи) — первая и единственная книга Пирошки Досси, книжного критика из Мюнхена, жены знаменитого немецкого художника Уго Досси. Яростное обличение рынка современного искусства появилось в 2007 году и стало манифестом для всех, кому не нравится наблюдать, как искусство превращается в один из очередных "мыльных пузырей" глобальной экономики. Тон у Пирошки истерически приподнятый, это объясняется тем, что помимо искусствоведческого диплома у нее есть еще и юридический. Так что ее монолог слегка отзывается финальной речью прокурора. Книга наделала шума, хотя практически целиком состоит из прописных истин, левацкой критики капитализма и базовых сведений об искусстве и экономике. Притом что экономика "мыльных пузырей" совсем не является изобретением современности — уже в первой главе Досси вспоминает, как в XVI веке в Голландию завезли тюльпаны, и за одну луковицу крестьяне отдавали все свое имущество с серебром и коровами. Но искусство в книге обличается исключительно современное. В 2005 году, пишет Досси, общая стоимость современных работ впервые превысила стоимость классики импрессионизма и модернизма, что превращает произведения искусства из духовных объектов в материальные. И автора ужасно раздражает даже не то, что искусство стоит денег, а то, что у него нет никакой объективной ценности, кроме финансовой. Как отличить плохого художника от хорошего, кроме того, что один из них стоит миллион, а другой почему-то нет? Давняя тема для кухонных разговоров художников и галеристов. Вооружившись размышлениями Досси, можно, что называется, поучаствовать в дискуссии.


Максим Чертанов

О Максиме Чертанове нам на самом деле почти ничего не известно, кроме того, что его (ее?) имя совсем не Максим, что ему (ей?) принадлежит несколько довольно приличных романов и несколько совершенно замечательных биографий ("Герберт Уэллс", "Конан Дойл", "Королев") и что это либо женщина, либо, судя по частоте появления текстов, одно из проявлений Дмитрия Быкова. Как бы то ни было, чертановские биографии выгодно отличает обилие фактов и сдержанная страстность. В тексте про Хемингуэя, к примеру, страстность прорывается там, где надо кого-то, давно обижаемого писательскими биографами, защитить — например, мать писателя Грейс или последнюю жену Мэри. Перед Чертановым вообще стояла непростая задача: переписать русского Хемингуэя, который хоть и пообтер свой шестидесятнический лоск, все еще мерцает иконным золотом. Биографии писателей вообще не стоит читать тем, кто хочет сохранить к этим писателям какую-то долю уважения, а уж жизнеописание Хемингуэя и подавно. Человеческий облик сильно меркнет перед писательским; гораздо приятнее "вычитывать" Хемингуэя между строчек его рассказов, гораздо труднее принять его таким, каким он открывается дотошному биографу: пьющим, лгущим, психически нездоровым и довольно-таки жестоким человеком. Так и получается, что Чертанов все время пытается что-то опровергнуть. Сначала ему приходится разрушить образ писателя-иконы, а затем уже защитить получившееся чудовище от читательского презрения. Но все это на одних фактах, без отступлений о судьбе человека в истории. От этой попытки избежать однобокости возникает некоторая перенасыщенность, перепогружение в жизнь героя. С другой стороны, биографии — как раз тот род вуайеризма, когда чем меньше остается скрытым, тем лучше.

librarium

librarium

librarium запись закреплена

Иронический трактат о том, как формируется стоимость арт-объектов и как функционирует самый субъективный и странный из рынков — рынок совриска — must have для всех интересующихся темой европейцев. В большинстве музеев Германии, например, в каждой книжной лавке обязательно есть в наличии три канонических текста — Ролан Барт, Сьюзен Зонтаг и Пирошка Досси.

Обличительный документальный триллер о круговой поруке между художником, галеристом, коллекционером, музеем и аукционом

Самое большое достоинство книги в том, что Пирошка называет все имена и цифры, без этого книга была бы набором прописных истин. Откуда она берет абсолютно закрытую информацию, не объясняет. Гипотетически она может ею обладать: муж Пирошки – довольно известный немецкий художник Уго Досси, а сама она работала арт-консультантом в международной корпорации, название которой нигде не упоминается. В любом случае проверить все эти данные вряд ли удастся.

Впрочем, Пирошка Досси не просто обличает – она действительно раскрывает круговую поруку в схеме художник – галерист – музей – коллекционер – аукцион. Но главное, что следует из книги, – что современное искусство немыслимо подорожало, потому что стало объектом спекуляции, попав в круг интересов хедж-фондов, то есть закрытых инвестиционных фондов. Пирошка Досси приводит факты, из которых следует, что с тех пор, как современное искусство стали коллекционировать менеджеры хедж-фондов, они сделали современное искусство частью своей спекулятивной игры, привнеся в него те же правила, что и на фондовых рынках. Именно они начали делать сверхкрупные инвестиции в художников, подхлестывать цены, чтобы затем выгодно перепродать. К недостаткам книги можно отнести то, что она написана в основном о топовых именах арт-рынка – мир искусства все же значительно шире.

Однако не так уж в этом сочинении все прямолинейно, как кажется поначалу.

Проблема все-таки в другом: действительно ли среди немногих избранных преобладают самые гениальные художники современности?

Однако договорить и доразвить свою мысль автор почему-то не склонен, хотя, будучи арт-консультантом, мог бы перейти и к оценке плодов критикуемого им процесса.

И тут зарождается подозрение, что вместо бунта мы имеем дело с изощренной рекламой. Действительно, обывательские массы (не только у нас, кстати, но и в мире) плохо понимают, куда ведут сегодняшние тенденции в искусстве и кому они в принципе адресованы. Автор книги разъясняет: это такая игра для состоятельных людей, которые хотят стать еще более состоятельными, а заодно и более знаменитыми, и более разносторонними. По сути, правила этой игры к вам отношения не имеют, если вы не сумели просочиться хотя бы в верхушку среднего класса. Из того, что вам не нравятся какие-то модные художники и сенсационные произведения, ровным счетом ничего не следует. Ей, Пирошке Досси, тоже многое не нравится – вот она и высвечивает в своей книге несимпатичные ей аспекты, прекрасно осознавая, что никто не станет перекраивать сложившийся арт-рынок под влиянием оной критики.

Слегка демонизируя феномен, она лишь добавляет ему толику привлекательности.

Прочитайте, содрогнитесь – и подумайте, не вложить ли вам немножко хотя бы в тиражную копию какого-нибудь именитого художника современности, раз уж на оригинал не хватает.

Не важно, что опус вам несимпатичен и совершенно неинтересен, зато вы примкнете к когорте уважаемых людей, следящих за конъюнктурой на рынке искусства. Текст сочинения Пирошки Досси убедительно демонстрирует, что сей modus operandi, несмотря на его внешнюю неприглядность, очень даже жизнеспособен. А если что-то в этой модели вам все-таки претит, поступайте как вздумается. На такой случай у автора книги рекомендаций нет.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Пирошка Досси Продано! Искусство и деньги

Культурология / foreign_home / visual_arts / visual_arts / foreign_edu / foreign_publicism / на русском языке

Продано! Искусство и деньги: краткое содержание, описание и аннотация

Пирошка Досси: другие книги автора

Кто написал Продано! Искусство и деньги? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Пирошка Досси: Продано! Искусство и деньги

Продано! Искусство и деньги

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Нил Уолш: Когда вмешивается Бог, происходят чудеса. Практический курс поиска удачи

Когда вмешивается Бог, происходят чудеса. Практический курс поиска удачи

Карл Вёрман: История искусства всех времен и народов. Том 2. Европейское искусство средних веков

История искусства всех времен и народов. Том 2. Европейское искусство средних веков

Вальтер Беньямин: Краткая история фотографии

Краткая история фотографии

Марина Дмитриева: Италия в Сарматии. Пути Ренессанса в Восточной Европе

Италия в Сарматии. Пути Ренессанса в Восточной Европе

Продано! Искусство и деньги — читать онлайн ознакомительный отрывок

Продано! Искусство и деньги

© 2007 dtv Verlagsgesellschaft mbH & Co. KG, Munich/Germany

© А. Веселов, оформление, 2017

Введение. Цена бесценного

Существо культуры противоречиво, и эти противоречия неразрешимы.

Даниэль Миллер, антрополог

На рынке искусства бум. Цены взрываются. Ликование на художественном рынке подобно танцу у жерла вулкана. Прилив новых денег, рейтинги вспыхивающих звезд, шумиха вокруг аукционных рекордов и все быстрее раскручивающаяся карусель ярмарок искусств накаляют страсти. Летом 2005 года была преодолена отметка, считавшаяся прежде недостижимой. И не только потому, что за одно это лето на аукционах было установлено пятнадцать мировых рекордов. Впервые общая стоимость современных работ превысила стоимость произведений импрессионизма и классики модернизма. Не великие имена прошедших столетий, а современные художники стали теперь звездами рынка искусства. За их картины платят, как за шедевры истории искусств. Никому не понятно, откуда берутся эти цены, мало кто разбирается в механизмах, их порождающих.

Как образуется цена искусства? Согласно мифу, произведение искусства есть дар художника человечеству. Почему же, несмотря на это, за искусство платят бешеные деньги? Искусство сегодня стало необходимым статусным символом капитализма. Что предопределило такое положение дел? Почему одно произведение искусства знаменито и дорого, а другое нет? Художественное произведение стоит в начале длинной цепочки ценообразования. Определяет ли качество работы ее стоимость? Какую роль играет художник? Как взвинчивают цену арт-дилер и собиратель? Какое влияние на нее оказывают музеи? Вынесет ли история окончательное суждение об истинной ценности произведения искусства?

Читайте также: