Мир детства в рассказах чехова кратко

Обновлено: 05.07.2024

В начале восьмидесятых годов ХIХ века в юмористических журналах замелькало новое имя – Антоша Чехонте.

Этот автор, казалось, был неистощим на выдумку. В его письмах мы можем прочитать, что у него целая армия людей, просящих на бумагу и ждущих команды, а водевильные сюжеты прут, как нефть из Бакинских недр.

В рассказах о детях с особой силой проявилось то главное в творчестве Чехова, что сделало его властителем дум как в России, так и на Западе: умение видеть за внешнем благополучием невидимую душевную драму, неустроенность, смятение чувств.

Душевная черствость и эгоизм взрослых мешают им вглядеться в своего ребенка, понять, что происходит в его душе. Леность ума, забвение насущных истин препятствуют ответственным, нравственно активным поступкам, которые сблизили бы взрослых со своими детьми.

Чехов хорошо знал еще по Таганрогу, о чем писал, и сделал все возможное, чтобы вылить накипевшее у него на душе.

- В детстве у меня не было детства.

Эта фраза стала крылатой - без нее не обходится ни одна лекция и радиопередача, ни одна чеховская выставка, ее повторяют экскурсоводы в чеховских музеях.

Мы настолько привыкли к этим словам, что даже не задумываемся, когда Чехов их произнес, при каких обстоятельствах.

Эти слова не из писем Чехова и не из его дневников. Они приводятся в воспоминаниях старшего брата писателя — журналиста Александра Павловича:

«В зрелые годы,— пишет Александр Павлович о брате,— он не раз говаривал в интимном кружке родных и знакомых:

Кому же мог говорить Чехов эти слова? Родным? Вряд ли: они же знали его детство. Знакомым? Но никто из них не вспоминает эти слова.

Под рукой отца, Павла Егоровича, дети росли покорными и тихими, домашние богослужения и хор, в котором они пели, лавка, в которой нужно было трудиться от зари до зари, уроки – все это отнимало силы, отбивало охоту к шалостям.

Но рассказ о несчастливом чеховском детстве прозвучит, пожалуй, слишком сентиментально и жалостливо, если упустить из виду важное обстоятельство: речь идет о Чехове, большом человеке и большом писателе. Лучше всего сказать так: ранние его годы были суровыми, и они не прошли бесследно.

В семье Чеховых считали, что талант у них со стороны отца, а душа со стороны матери. И в самом деле, Евгения Яковлевна, всегда занятая детьми и домашними делами, вносила в семейную обстановку ту ноту сердечности и мягкости, которой явно не хватало ее супругу. Павел Егорович и Евгения Яковлевна не одарили своих детей капиталом, о котором так мечтал глава семейства. Однако они наделили их подлинным богатством – щедро одарили талантом. Чехов родился, чтобы стать писателем, и это осветило его семью и его род необычным, загадочным светом. Очевидно, что в детстве самого писателя и следует искать истоки темы детства в творчестве Чехова.

Цель работы – показать разнообразие детских образов в рассказах Чехова, а также выявить гуманистическую позицию писателя, выступающего в защиту детства.

В основе метода исследования лежит анализ чеховских рассказов.

Отношение к миру формируется у человека, пока еще неосознанно, с детства, с этого начального этапа духовной биографии всякой личности.

Детство. Счастливая пора, когда все видится в добром свете. В рассказах Чехова дети — самые активные защитники справедливости, они вступаются за обиженных и возмущаются дурными поступками взрослых. Они умеют быть благодарными за доставленную им радость, умеют и сами заботиться о тех, кто слаб и нуждается в помощи.

Но бывает зло, впечатление от которого даже по наивным понятиям ребенка сгладиться не может.

В иные минуты дети оказываются способны к мужественному протесту, особенно если совершается несправедливость по отношению к слабому человеку.

Бесстрашный поединок ребенка с рослым, широкоплечим мужчиной — один из самых ярких эпизодов на долгом пути обоза по донецкой степи.

Глава 2. Разнообразие детских типов в рассказах Чехова

Детских образов у Чехова много; можно было бы составить особую хрестоматию из его страниц, на которых появляются дети. Чехов исследовал, по существу, все решающие стадии взросления ребенка – от младенца до подростка.

До Америки, правда, мальчики не доехали, и не пришлось им добывать себе пропитание грабежом и охотою, но все же они имели право с гордостью заявить о себе, что ночевали на вокзале.

Не прививается здесь и принятое среди взрослых строгое разделение общества на социальные группы: за общим столом вместе с детьми из обеспеченной семьи, пользующейся услугами няньки и кухарки, сидит увлеченный арифметикой игры кухаркин сын Андрей. И в конце рассказа все дети, в том числе и он, не ведающий еще горя из-за своего низкого происхождения, дружно засыпают на большой маминой постели. Пока здесь вместо жестокого закона сословного неравенства действуют правила простой и доброй человечности.

Глава 3. В защиту детства

Утро человеческой жизни – детство и юность – в произведениях Чехова предвещает непогоду, которой часто отмечены полдень и закат существования большинства его героев.

Безрадостную жизнь Ваньки в Москве скрашивают воспоминания о деревне. В сапожную мастерскую с темным окном врываются красочные пятна – картины счастливого прошлого: дедушкин зеленый сундучок, золоченый орех с елки, белые крыши деревенских изб, праздничная звезда (в Москве ребята с ней не ходят), пение на клиросе (оно в Москве не разрешается). По всему этому Ванька тоскует, как по деревенскому чаю и щам.

Все человеческое в каждом из нас вместе с Ванькой вызывает к милому дедушке – приезжай. Но дедушка не приедет. Много писем в мире, много жалоб не доходит по назначению. И люди тщетно ожидают себе заступника.

У Варьки нет даже светлых воспоминаний о деревенской жизни, как у Ваньки Жукова. Ее грезы окрашены в недетские, мрачные тона: темные облака, холодный, суровый туман, какие-то обозы, люди с котомками и тени, бегущие по жидкой грязи Сон и явь, соперничая друг с другом в мрачности, давят на мозг Варьки, она на грани безумия.

Весь рассказ написан в не совсем обычном для Чехова стиле и ритме, в тревожных, даже зловещих тонах, что соответствует трагическому содержанию рассказа. Первая часть (описание варькиной ночи) написана ритмизованной речью, напоминающей стихотворную. Она делится на ряд строф, каждая из которых начинается акцентированной фразой, как бы вдохом, а остальные ее строки звучат словно на выдохе.

НЯНЬКА ВАРЬКА, девочка лет тринадцати, качает колыбель, в которой лежит ребенок, и чуть-чуть мурлычет:

Затем чистая явь:

Начинается пятая часть - развязка. Начинается последняя ночь, поначалу состоящая целиком из обрывков мелодий первой части, с сохранением ее ритмизованной речи. Тем самым Чехов композиционно связал начало и конец рассказа и, кроме того, создал впечатление нескончаемой, тягучей Варькиной ночной пытки.

«ЗЕЛЕНОЕ ПЯТНО на потолке и ТЕНИ от панталон и пеленок опять лезут в полуоткрытые глаза Варьки, мигают и туманят ей голову.

Ребенок, лишенный детства, - что может быть трагичнее! Чем безрадостнее было детство, тем на большее зло способен взрослый, считают психологи. Протест Варьки принял страшную форму уже в детстве, настолько сильна ее физическая мука при полном отсутствии сочувствия с чьей-либо стороны. К сочувствию и призывал Чехов, выступив адвокатом ребенка – убийцы.

Будучи по профессии врачом, Чехов сознательно показал в рассказе, как опасно обременять ребенка непосильным трудом. Детская психика – явление тонкое и сложное, требующее к себе самого бережного отношения.

Да, литература – могучее средство словесного воздействия.

Поэтическое восприятие мира Егорушкой – апофеоз темы детства

В эту свою первую повесть Чехов вложил много личного: в ней действительно отобразились воспоминания детства, автобиографические подробности, географически достоверный маршрут: Егорушка ехал из Таганрога в Ростов.

Егорушку увозят из родного дома учиться в чужой город, он плачет. В памяти встают, как живые, картины, образы недавних дней: белая церковь, арестант, сочетание белых памятников на кладбище с июльской зеленью вишни. Затем эти образы сменяются молчаливой, неизмеримой степью.

Эти впечатления от неба, очевидно, исходят не от Егорушки, хоть и являются частью его сознания. И каждый раз возникает вопрос: кто это говорит, кому принадлежат эти мысли?

Мне интересно было работать с детскими рассказами Чехова, так как это не просто рассказы о детях, а психологические исследования, благодаря которым мы познаем ребенка во всей его природной, возрастной, индивидуальной неповторимости.

А. П. Чехов, не выделяя для себя детскую тему как отдельную, вводит ребенка в круг персонажей своих произведений. Особенно интересны его рассказы о детях, написанные во второй половине 80-х годов:

В центре внимания рассказов Чехова о детях оказывается противопоставление двух миров, равных по значимости – детского и взрослого. Персонаж-ребенок в прозе Чехова не изолирован от остальных персонажей, он действует в сложном, многосоставном мире наравне с остальными.

Чехова считают знатоком детского поведения и детской психологии. Читателя поражают его фантазия, наблюдательность, дар перевоплощения и умение смотреть на мир глазами своих героев. Чехов передает острую способность детского взгляда видеть красоту. В детском восприятии даже тусклые краски выглядят яркими. В представлении писателя каждый ребенок – это личность, которая обладает своими определенными чертами, привычками, способностями, интересами. Независимо от возраста дети во многом беспомощны. Но они бескорыстны, в отличие от взрослых, готовы прощать окружающих. Детская душа мягче. Оттого окружающий мир, в котором мало тепла, любви, доброты, ребенку кажется непонятным, страшным, чуждым.

Готовые работы на аналогичную тему

Дети, изображенные в рассказах Чехова, часто угнетенные, подневольные, страждущие существа. Чехов пишет о том, что хорошо знает сам, что ему довелось выстрадать, наблюдать. Он сочувствует, сопереживает героям, остро ощущает их несчастье.

Мир ребенка для писателя – это особый мир, а дети - особые люди. Писателя не привлекала собственно детская литература, но его очень волновала стихия детства, притягивал внутренний мир ребенка, не испорченного влиянием общественной среды.

Одной из ключевых идей рассказов Чехова о детях является то, что ребенок уже в раннем возрасте имеет определенные черты характера. Ребенок, по мнению писателя, это уже сформировавшаяся личность. Однако дети еще далеки от взрослой жизни, они не имеют такого опыта, у них нет затянувшихся душевных ран, которые неизбежно возникают с возрастом. Дети живут в своем мире, наивном, полном добра, доверия, любви и иллюзий.

Образы детей в произведениях А. П. Чехова

Гриша после возвращения с прогулки пытается рассказать матери о прогулке, но не может этого толком сделать. Вечером перевозбужденный ребенок плачет, а мама дает ему касторку. Она не может понять психологическое состояние ребенка, его переполненность впечатлениями и измученность прогулкой.

Мальчика оставляют в больнице. В дооперационный период произошло много хорошего. Но были и события, которые вынудили Пашку бежать домой – мальчик видел старика, кашляющего со свистом, мужика, страдающего от оспы, вынос мертвеца. Пашка решился на побег – выбежал в больничный двор и остановился в нерешительности, увидев за корпусом могильные кресты кладбища. Тогда он бросился назад, к окну, за которым увидел доктора. В рассказе Чехов показывает амбивалентность чувств ребенка – это естественное отражение стресса в детском организме.

Объективность не позволяет писателю в детской теме предаваться только умилению. Все дети разные, и это он подчеркивает в своих произведениях.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Министерство образования и науки РФ

Урок-лекция на тему

Антон Павлович Чехов родился 17 (29) января 1860 года в городе Таганроге. Он был третьим сыном в семье купца третьей гильдии Павла Егоровича Чехова и Евгении Яковлевны Чеховой (урожденной купеческой дочери Морозовой). Сам Антон Павлович считал днем своего рождения 16 января: возможно, в метрической книге была сделана неверная запись, и день рождения записали по дню святого Антония, именем которого ребенок был крещен.[4, с.146]

В первой половине 1890-х гг. Чехов становится одним из самых читаемых писателей России – его произведения регулярно появляются в журналах "Северный вестник" и "Русская мысль" (с 1892), газетах "Новое время" (до 1893) и "Русские ведомости"; выходят отдельные издания и сборники ("Рассказы", 1888; "Хмурые люди", 1890; Повести и рассказы", 1894), которые постоянно переиздаются, вызывая широкий резонанс в литературных кругах. В июле 1890 года тридцатилетний писатель Антон Павлович Чехов высадился на берег острова Сахалин. [4, с.162]

Прошло уже более века со дня смерти Чехова, а его произведения продолжают доставлять читателям художественное наслаждение; они вызывают смех и грусть, заставляют думать и чувствовать глубоко и правдиво, они учат, воспитывают. Его пьесы не сходят со сцены театров многих стран, его книги издаются почти на всех языках мира. Чехов оказал большое влияние на дальнейшее развитие русской литературы.

1.2 Тема детства в русской литературе второй половины 19 века – предшественники и современники Чехова

Вторая половина XIX в. - период необыкновенно плодотворный для русской литературы в целом и в частности для литературы для детей и о детях. Отдельно выделенная тема детства появилась в зарубежной и русской литературе сравнительно поздно. Только романтизм почувствовал детство не как служебно-подготовительную фазу возрастного развития, но как драгоценный мир в себе, глубина и прелесть которого притягивают взрослых людей. Однако более полное выражение тема детства нашла уже не при романтизме, а гораздо позднее, когда романтизм давно был на спаде - в середине 50-х - начале 60-х гг. XIX в.

Реалистическая повесть о детстве является одним из наиболее интересных открытий этого периода. Разумеется, о детях писали и раньше (например, интересны литературные сказки для детей В. Ф. Одоевского, А. Погорельского), но по глубине психологического проникновения они намного уступали своим поздним собратьям. Повести о детстве второй половины XIX в. счастливо сочетали в себе мемуарный элемент, наполняющий их жизненным правдоподобием, и психологическое обобщение, которое выводило такие повести за рамки простых воспоминаний.

Чехов как создатель образа детского мира в прозрачности и лирической насыщенности письма следует за Л. Н. Толстым, С. Т. Аксаковым, В. Г. Короленко. В то же время преимущественное внимание к боли, беде, одиночеству сближает его с Ф. М. Достоевским, М. Е. Салтыковым-Щедриным, Г. И. Успенским, В. М. Гаршиным.

В повести (1888) мальчик Егорушка погружен в народную среду. Во время поездки он узнает о прошлом и настоящем, наблюдает разные типы людей, старается понять те побуждения, что заставляют их совершать поступки то смелые и благородные, то далекие от здравого смысла. Наивный взгляд ребенка помогает различать в жизни красивое и безобразное. Широкие степные просторы, по которым путешествует с обозом Егорушка, пробуждают в нем стихийное поэтическое чувство. Степь кажется ему живой, полной дремлющих до времени сил: она думает, чувствует, говорит. Образ степи читатель вместе с Егорушкой воспринимает как волнующий и тревожный. В этом произведении отразилось предчувствие грядущих перемен, характерное для русского общества в конце XIX века. [ 3 , с.16]

Чехов предстает как знаток детской психологии и поведения. Поражают его наблюдательность, фантазия, дар перевоплощения, умение смотреть на мир глазами героев. Писатель передает свежесть детского взгляда, острую способность видеть красоту (ведь даже тусклые краски в детском восприятии всегда остаются яркими). Каждый ребенок в представлении Чехова - это личность со своими вполне определенными чертами, интересами, привычками, способностями. Дети независимо от возраста остаются во многом беспомощными, но они бескорыстней, чем взрослые, с большей готовностью способны прощать окружающих. Их души мягче. Поэтому окружающий мир, в котором так мало доброты, тепла и любви, часто им непонятен, чужд и страшен.

Изображенные Чеховым дети - часто существа страждущие или же угнетенные и подневольные. Чехов писал о том, что хорошо знал, наблюдал, выстрадал. Он сопереживал, сочувствовал детям, остро ощущая их несчастье, чеховские дети - герои вызывают в читателе не просто грусть, но боль и тоску.

Для Чехова мир ребенка - это особый мир, дети у него - особые люди. Чехова не привлекала литература собственно детская, но его крайне волновала сама стихия детства, притягивал внутренний мир детей, еще не испорченный влиянием общественной среды. [ 5 , с.88]

Большинство рассказов Чехова, вошедших в круг детского чтения, посвящено жизни ребят.

Забота о подрастающем поколении, о его воспитании отражена во многих произведениях писателя, свыше двадцати рассказов о детях написано им. Герои этих произведений - обычные дети. Ситуации, лежащие в основе повествования, позволяют писателю не только раскрыть с достаточной полнотой и реалистичностью характера ребёнка, но и показать социальные условия, формирующие этот характер, а, следовательно, поставить перед читателем важные педагогические проблемы.

Детская душа чутка ко всему хорошему, и счастливое состояние души, как правило, присуще ребенку постоянно, это одно из существенных его отличий от взрослого. Но когда гармонию детского мира с его бесхитростными помыслами нарушают равнодушие и хладнокровие взрослых, доверчивость к жизни начинает колебаться. Пошлость и жестокость взрослых постепенно гасят искру Божью в душе маленького человека.

Детство — сквозная тема русской литературы, тема, к которой равнодушным не оставался, пожалуй, ни один русский писатель или поэт.

Тема детства позволяет оценить состояние общества. Литературу XIX века интересует социально-нравственный аспект. Поиск гармонии ведет к миру детства, ибо там цельность, чистота, гармония.

В конце XIX века детская литература обогатилась и произведениями Антона Павловича Чехова (1860-1904) о детях и для детей.

В изображении мира детства Чехов продолжает традиции Л.Н. Толстого, связанные с проникновением в психологию ребенка, с раскрытием "диалектики его души" ("Ванька", "Спать хочется", "Беглец", "Мальчики", "Детвора"). Глубокая социальная правда лежит в основе таких рассказов, как "Ванька", "Беглец", отразивших судьбы обездоленных детей.

Список использованных источников

1. . Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации:/ В.Б. Катаев – М: Издательство Московского университета, 1979. - 326 с.

2. Линков В.Я. Художественный мир прозы А.П. Чехова:/ В. Я. Линков – М: Издательство Московского университета, 1995. – 128 с.

4. Русские писатели. Библиографический словарь в 2 ч. Ч. 2. М – Я/Под ред. П.А.Николаева. М., 1998. 446 с.

5. Семанова М.Л. Чехов в школе:/ М.Л. Семанова – Л: Учпедгиз, 1984.-282 с.

6. Солженицын А.И. Творчество А.П. Чехова/ А. И Солженицын// Новый мир. – 1998. - № 10 – С. 178.

7. Чехов М.П. Вокруг Чехова:/ М.П.Чехов – М: Московский рабочий, 1959. - 302 с.

8. Чехов А.П. Избранные произведения:/ А.П. Чехов – Л: Лениздат, 1974. – 704 с.

9. Чудаков А.П. Антон Павлович Чехов:/ А.П. Чудаков – М: Просвещение, 2001. - 176 с.

10. Чуковский Корней. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 5:/ К.И. Чуковский – М: Художественная литература, 1999. - 799 с.

Изучение психологии ребенка в рассказах А.П. Чехова. Место чеховских рассказов о детях в русской детской литературе. Мир детства в произведениях А.П. Чехова "Гриша", "Мальчики", "Устрицы". Отражение заботы о подрастающем поколении, о его воспитании.

Рубрика Литература
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 20.10.2016
Размер файла 41,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

Институт филологического образования и межкультурных коммуникаций

Кафедра русской литературы

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ПСИХОЛОГИЯ РЕБЕНКА В ИЗОБРАЖЕНИИ А.П. ЧЕХОВА

Антоновой Марии Геннадьевны

д.ф.н., проф. Рамазанова Г. Г.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I. Антон Павлович Чехов и детская литература

1. Место чеховских рассказов о детях в русской детской литературе

2. Мир детства в произведениях А.П. Чехова

Глава II. Анализ рассказов А.П. Чехова

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Общенародное признание творчества А.П.Чехова возрастает от десятилетия к десятилетию. Перед нами раскрываются все новые и новые грани художественного мира писателя. Немало страниц в научных трудах посвящены рассказам Чехова и повестям о детях и для детей.

Целью курсовой работы является изучение психологии ребенка в рассказах А.П. Чехова. В связи с обозначенной целью определились следующие задачи:

1. Прочитать и проанализировать критическую и исследовательскую литературу о творчестве А. П. Чехова.

2. Проанализировать и охарактеризовать изображение поведения детей в рассказах А.П. Чехова.

Значимость данной работы объясняется тем, что курсовая расширяет и уточняет современные представления о проблеме детства. Материалы курсовой работы могут быть использованы при дальнейшем изучении детской литературы.

Структура работы: В первой главе решаются первые две из поставленных задач. Во второй главе представлен анализ произведений (приведены некоторые отрывки текста и цитаты). В заключении обобщены собранные сведения и отражены результаты анализов.

ГЛАВА I. А.П. ЧЕХОВ И ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Место чеховских рассказов о детях в русской детской литературе

А.П. Чехов, любивший детей, создавший столько ярких детских образов, поставивший в своих произведениях столько важных педагогических вопросов, не мог не заинтересоваться такой областью воспитательной работы, как детское чтение.

Не случаен тот факт, что с Чеховым были знакомы и дарили ему свои книги видные педагоги и даже составители и издатели учебников, хрестоматий, - X.Д. Алчевская, В.П. Вахтеров, И.И. Горбунов-Посадов, Д.И. Тихомиров и др. Все это характеризует широкие педагогические интересы Чехова.

Чехов вошел в историю детской литературы, как автор замечательных произведений для детей. Чехова следует считать и своеобразным критиком детской литературы. Об этом свидетельствуют не только его литературно-критические замечания в письмах к детским писателям. Можно рассматривать шутки-пародии Чехова на детскую литературу как проявление не только юмористического дарования писателя, но и критического отношения к современной детской литературе.

Чехов считал, что произведения для детей должны носить печать литературного таланта, заключать в своем существе простое содержание без навязчивых поучений.

Подобное определение жанра вышеназванных рассказов не случайно. А.П. Чехов прекрасно разбирался в литературных приоритетах подрастающего поколения и, конечно, знал, что любимым жанром детей является сказка, привлекающая юных читателей занимательным сюжетом и чудесными приключениями героев. Присущ этим рассказам и элемент таинственности, также характерный для многих сказок.

С другой стороны, среди рассказов Чехова есть произведения, в которых дети являются главными персонажами, или события описаны сквозь призму детского восприятия, но именно эти рассказы детскими назвать нельзя.

Чехов затрагивал проблемы детской литературы не только в своих письмах и в юморесках, но и в пародиях на современную детскую литературу. Отдельные его произведения о детях и для детей своим содержанием и художественными особенностями отвечали на существенные вопросы, которые всегда интересовали детских писателей, - о воспитательной силе произведений для детей, о занимательности, о приключенческом жанре, и о языке

2. Мир детства в произведениях А.П. Чехова

Чехов как создатель образа детского мира в прозрачности и лирической насыщенности письма следует за Л. Н. Толстым, С. Т. Аксаковым, В. Г. Короленко. В то же время преимущественное внимание к боли, беде, одиночеству сближает его с Ф. М. Достоевским, М. Е. Салтыковым-Щедриным, Г. И. Успенским, В. М. Гаршиным.

Чехов предстает как знаток детской психологии и поведения. Поражают его наблюдательность, фантазия, дар перевоплощения, умение смотреть на мир глазами героев. Писатель передает свежесть детского взгляда, острую способность видеть красоту (ведь даже тусклые краски в детском восприятии всегда остаются яркими). Каждый ребенок в представлении Чехова - это личность со своими вполне определенными чертами, интересами, привычками, способностями. Дети независимо от возраста остаются во многом беспомощными, но они бескорыстней, чем взрослые, с большей готовностью способны прощать окружающих. Их души мягче. Поэтому окружающий мир, в котором так мало доброты, тепла и любви, часто им непонятен, чужд и страшен.

Изображенные Чеховым дети - часто существа страждущие или же угнетенные и подневольные. Чехов писал о том, что хорошо знал, наблюдал, выстрадал. Он сопереживал, сочувствовал детям, остро ощущая их несчастье, чеховские дети - герои вызывают в читателе не просто грусть, но боль и тоску.

Для Чехова мир ребенка - это особый мир, дети у него - особые люди. Чехова не привлекала литература собственно детская, но его крайне волновала сама стихия детства, притягивал внутренний мир детей, еще не испорченный влиянием общественной среды.

Большинство рассказов Чехова, вошедших в круг детского чтения, посвящено жизни ребят.

Забота о подрастающем поколении, о его воспитании отражена во многих произведениях писателя, свыше двадцати рассказов о детях написано им. Герои этих произведений - обычные дети. Ситуации, лежащие в основе повествования, позволяют писателю не только раскрыть с достаточной полнотой и реалистичностью характера ребёнка, но и показать социальные условия, формирующие этот характер, а, следовательно, поставить перед читателем важные педагогические проблемы.

Детская душа чутка ко всему хорошему, и счастливое состояние души, как правило, присуще ребенку постоянно, это одно из существенных его отличий от взрослого. Но когда гармонию детского мира с его бесхитростными помыслами нарушают равнодушие и хладнокровие взрослых, доверчивость к жизни начинает колебаться. Пошлость и жестокость взрослых постепенно гасят искру Божью в душе маленького человека.

ГЛАВА II. АНАЛИЗ РАССКАЗОВ А.П. ЧЕХОВА

психология ребенок чехов литература

С какой же изумительной чуткостью Чехов передает Гришино восприятие этого нового мира!

В рассказе Чехова персонаж еще слишком маленький, что бы проследить становление его характера. Писатель говорить лишь о том, какое впечатление произвела на него окружающая действительность. Чехов как бы отождествляет себя с ребенком, вживается в его образ, и все действующие лица изображены через восприятие самого автора.

В мире, окружающем Гришу, кажется, есть все, что нужно ребенку: мама, папа, няня, тетя, кошка, кукла и другие игрушки, детская, забота, ухаживание за ним, - но нет в нем главного - нет чувств любви родных и близких, рождающей понимание, что мама, папа, тетя, няня - особенные, единственные на всем свете. Отсюда, вероятно, и объяснение того, почему он одет не по погоде, и вопросы и недоумения Гриши, вызываемые улицей.

Эмоциональный мир ребенка добр, инициативен и смел, и как только нянька увлекается беседой "с человеком со светлыми пуговицами",малыш с радостью и увлечением втягивает в себя впечатления окружающего: "Блеск солнца, шум экипажей, лошади, светлые пуговицы - все это так поразительно ново и даже страшно, что душа Гриши наполняется чувством наслаждения, и он начинает хохотать. [11, с.84]

Писатель поднимает в рассказе проблему настоящих семейных ценностей, рассуждая о взаимоотношениях детского и взрослого миров.

В рассказе два главных героя - Володя Королев и господин Чечевицын. Господин Чечевицын - это не взрослый человек, это мальчик, как и Володя. Но он более замкнутый и серьезный, поэтому его никогда не называют по имени. Чечевицын приехал на каникулы к Володе домой.

Чехов дает характеристику своим героям через портрет. Так как характеры героев разные, их портреты различаются. Различают два вида портрета: внешний и внутренний. Внешний - описание внешности героя, и внутренний, когда автор показывает характер героя, его мысли и чувства.

Именно по такому описанию видно, что господин Чечевицын - непростой человек, со своими личными интересами и стремлениями. По его натуре видно, что он лидер.

Неудачу своего замысла герои пережили по-разному. Володя был подавлен произошедшими событиями и глубоко раскаивался в них. Чечевицын, не привязанный к семейным ценностям и не обладающий чувством ответственности, напротив, был горд, так и не поняв, что заставил страдать близких людей.

3. Устрицы

В этом рассказе показана жестокость взрослых по отношению к ребёнку, они с удивлением смотрят и смеются, видя, как он возится с устрицами, хотя могли бы пожалеть его и накормить нормальной едой, а не экзотическим животным, или просто дать денег.

Казалось бы, здесь тоже показана смешная ситуация, когда оголодавший мальчик налетает на устрицы с такой жадностью, что начинает их есть вместе с раковинами, вызывая этим любопытство и смех образовавшейся толпы. В действительности всё выглядит очень трагично, вызывает жалость и сострадание к ребёнку и чувство отвращения к взрослым, для которых данная ситуация является будничным явлением.

Неизвестно, что будет с мальчиком в дальнейшем, ведь он может погибнуть. Это и добавляет трагизма данной истории. Многие дети страдают от голода, умирают и редко кому улыбается удача.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Чеховские произведения лишены учительства. Чехов не собирался учить и навязывать свое мнение. Его рассказы пронизаны состраданием к людям, в лирической, щемящей, всепрощающей чеховской жалости.

Чеховских героев сложно понять, еще сложнее оценить, потому что они не напоминают нам те привычные образы русской классики, которые воплощали в своем характере авторскую идею.

Дети у Чехова вызывали особый восторг. Именно поэтому о них написано так много рассказов и повестей.

Дети у Чехова - выразители высоких принципов морали, человечности, противостоящих установившимся шаблонам житейского поведения, обязательными предрассудками.

Рассказы Чехова о детях, лишенных детства, оказали большое влияние на развитие общественного сознания конца XIX века. Созданные в духе прогрессивных традиций критического реализма, они с предельной остротой ставили вопрос о несправедливости социального неравенства, об ответственности общества перед самым молодым его поколением. Вслед за Чеховым в конце XIX - начале XX века эту тему развивали и углубляли в своих произведениях многие писатели.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. Изд. МГУ, 1979. 326 с.

2. Центральная городская публичная библиотека имени А. П. Чехова [Электронный ресурс] Режим доступа:

3. А. Б. Есин «Принципы и приемы анализа литературного произведения, 3-е изд. - М.: Флинта, Наука, 2000, 248 с.

4. Антон Павлович Чехов: некролог // Детское чтение, 1904, № 8, 1028 с.

5. Лакшин В.Я. Толстой и Чехов. М.: Современный писатель, 1975, 234 с.

6. Гурвич И. Мир чеховского рассказа. М.: Наука, 1987, 234 с.

7. Бердников Г.П. Чехов. М.: ЖЗЛ, 1978, 48 с.

8. Набоков В. В. Лекции по русской литературе. М., 1996, 438 с.

9. Чехов А.П. Рассказы. В 30т. Т.6. 1887. М., Наука, 1976, 300 с.

10. Лысков И. П. А. П. Чехов в понимании критики. М., Нобель Пресс, 1905, 326 с.

11. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем. Сочинения. В 30 т. Том 5. М., Наука, 1984, 256 с.

12. Шкловский В.Б. О теории прозы. М., Советский писатель, 1983, 384 с.

13. Успенский Б.А. Политика композиции. СПб., 2000, 138 с.

14. Пржевальский Н.М. Чехов А.П. // М.: Новое время, 1888, № 4548, 56 с.

15. Чудаков А.П. Антон Павлович Чехов. М.: Просвещение, 1987, 176 с.

16. Чехов А.П. Рассказы. Повести. Пьесы. М.: Эксмо-Пресс, 2004, 355 с.

17. Чехов А.П. Письмо Киселевой М.В.//Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем, В 30 т. / АН СССР. Ин. мировой лит. им. А. М. Горького. М.: Наука, 1886, 271 с.

Подобные документы

Жизненный путь А.П. Чехова и основные периоды его творчества. Характеристика чеховских героев и их различные положительные типы. Христианские мотивы в произведениях писателя, описание его "праведников". Анализ и значение святочных рассказов Чехова.

курсовая работа [54,8 K], добавлен 16.04.2009

Место и роль творчества А.П. Чехова в общем литературном процессе конца XIX — начала XX веков. Особенности женских образов в рассказах А.П. Чехова. Характеристика главных героев и специфика женских образов в чеховских рассказах "Ариадна" и "Анна на шее".

реферат [37,4 K], добавлен 25.12.2011

Обзор основных рассказов А.П. Чехова, наполненных жизнью, мыслями и чувствами. Влияние Тургенева на любовную прозу писателя. Художественный стиль Чехова в любовных рассказах. Темы любви и призыв к перемене мировоззрения в произведениях писателя.

реферат [29,8 K], добавлен 04.06.2009

Драматургия А.П. Чехова как выдающееся явление русской литературы конца XIX - начала XX веков. Знаки препинания в художественной литературе как способ выражения авторской мысли. Анализ авторской пунктуации в драматургических произведениях А.П. Чехова.

реферат [27,0 K], добавлен 17.06.2014

Собственные имена в рассказах Чехова. Философская основа ономастик. Имя как объект художественной номинации. Стилистические функции антономасии в творчестве Чехова. Ономастическое пространство рассказов "Дом с мезонином", "Дама с собачкой", "Невеста".

дипломная работа [79,7 K], добавлен 07.09.2008

Своеобразие усадебной жизни и особенности изображения русской природы в пьесах А. Чехова "Три сестры", "Вишневый сад", "Дядя Ваня", "Чайка". Методические рекомендации по изучению образа русской усадьбы в пьесах Чехова на уроках литературы в школе.

дипломная работа [113,1 K], добавлен 01.02.2011

Творческий путь и судьба А.П. Чехова. Периодизация творчества писателя. Художественное своеобразие его прозы в русской литературе. Преемственные связи в творчестве Тургенева и Чехова. Включение идеологического спора в структуру чеховского рассказа.

Читайте также: