Минимализм в искусстве кратко
Обновлено: 04.07.2024
Минимализм как стиль искусства зародился в 60-х годах прошлого века. Родиной его стала Америка. Основные черты минимализма--это простота форм выражения, а также буквальный, объективный подход.
Истоки минимализма лежат в таких течениях, как поп-арт и супрематизм. Повлияло на развитие направление также творчество К. Малевича и тенденции школы Баухаус.
Основные черты
Постепенно минимализм отдалялся от всех прочих стилей живописи. В результате сформировались его главные черты. Это в первую очередь выразительность цветов, а также гладкость и геометричность.
Русский конструктивизм, на волне возросшего к нему интереса, побуждает художников широко использовать промышленные материалы для выражения своего замысла. Живописным работам часто присущи асимметрия, повторение различных геометрических фигур. Пространство картины, как правило, простое и незагруженное.
Цвет в минимализме выполняет задачу зонирования пространства, а не выражения эмоций или передачи настроения. Для течения также характерно отсутствие субъективности и реалистичности: художник стремится к тому, чтобы зритель самостоятельно воспринимал объект.
Отказ от нужного в пользу самого необходимого
Еще одна черта минимализма—стремление к демистификации искусства, с тем чтобы суметь выявить то, что является его фундаментальной основой.
На первом плане у минималистов оказывается форма, с помощью которой они передают глубину цвета. Сюжеты картин наполнены метафорами, символами. Эмоции живописцы передают нестандартным путем: используют для этого линии и различные геометрические формы. Также работы минималистов несут в себе какой-либо подтекст, часто имеют острое социальное значение.
Художники-минималисты
Фрэнк Стелла
Американский художник, мастер постживописной абстракции Фрэнк Стелла (г.р. 1936) жил преимущественно в Нью-Йорке, где начинал как чертежник и оформитель.
Этот творческий подъем художника, был замечен владельцем нью-йоркской галереи Лео Кастелли, который осознал гениальность мастера и выставил его картины у себя.
Фрэнк Стелла был удостоен Национальной медали США в области искусств и премии Международного центра скульптуры за жизненное достижение.
Эльсуорт Келли
Эльсуорт Келли (1923-2015)— американский художник и скульптор, один из главных представителей минимализма, хард-эдж и живописи цветового поля.
Для творчества Келли характерно исключительная четкость и простота. Четкие абстрактные контуры геометрических поверхностей выполнены интенсивным цветом.
В конце шестидесятых работал как скульптор, позже начал использовать в своих произведениях металл. В творчестве художника есть ряд работ в жанрах поп-арт и сюрреализм.
Эльсуорт Келли: "Я не хочу рисовать людей. Я хочу рисовать то, что я никогда не видел прежде"
Эльсуорт Келли умер 27 декабря 2015 года в возрасте 92 лет. Был награжден Национальной медалью США в области искусств.
Антон Ламасарес
Испанский художник Антон Ламасарес (р.1954) выражал свои мысли в работах в нарочито примитивной форме.
Из-за отсутствия полотенец он использовал дерево, ребристый картон, упаковку и лак. Так выработался его личный художественный стиль привлекший внимание критиков. Первоначально увлекался экспрессионизмом, позже развился до своего рода минимализма.
В 19 лет первый раз участвовал в выставке молодых художников проводимой на площади Праза-да-Принчеса в городе Виго. С тех пор выставки проводились огромное количество раз в разных странах мира.
Работы художника хранятся в многочисленных известных учреждениях культуры, таких как Центр искусств королевы Софии, галисийский Центр Современного искусства, Мадридский Музей Современного искусства и музей Маругами Хираи в Японии, а также во многих частных коллекциях и фондах.
Хосе Эстебан Бассо
Чилийского художника Жозе Бассо можно назвать эталоном минимализма. Сам художник называет свой стиль "ритуальной живописью". Картины его немногословны, сдержанны и лаконичны, позволяют отдохнуть, расслабится, не задумываясь на увиденным. Минимум объектов, чистые цвета, никакой детализации, никакой фактуры, только застывшая бесконечность….
Произведения мастера вызывают только позитивные эмоции, наполняя зрителя светом и теплом и позволяют наслаждаться легкостью и простотой, перед ними можно смело медитировать.
Кроме написания картин, художник также занимается фотографией и компьютерной графикой, и конечно же всем этим работам так же свойственна сдержанность и немногословность.
Эволюция течения
Постепенно развились такие направления минимализма, как нео-минимализм и пост-минимализм. Для первого характерны неточность, расплывчатость, а представители второго отличаются стремлением не столько передать саму идею, сколько сделать акцент на способе такой передачи.
Назначение минимализма
Значение этого направления в искусстве—в борьбе с академизмом и догматизмом, стремлении к простоте, полному отказу от разного рода излишеств в пользу глубины смысла. Для этого художники пересматривают существующие каноны, отказываются от прежних правил в пользу новых идей для передачи цвета, а также используют изображения геометрических форм.
Минимализм сегодня
В наше время идеи минимализма проникли в различные отрасли, например, дизайн интерьеров, ландшафтный дизайн, дизайн одежды и другое. Так же минимализм не обошел стороной и информационные технологии, например, веб-дизайн и программное обеспечение (разработка интерфейсов ПО). Довольно часто мы можем видеть результаты влияния минимализма и при разработки технических решений, например, в автомобилестроении, в бытовой и инженерной технике.
В своих работах по росписи стен наша студия тоже иногда использует принципы минимализма.
Минимализм в графическом дизайне
Минимализм в графическом дизайне это упрощение композиции, акцент на важной детали.
Ничего лишнего и много пустого пространства. В основном работы, выполненные в данном стиле, используют 1-2 цвета и несколько оттенков этих цветов. Понятный шрифт не несет визуальную нагрузку и использует не более 2-3 шрифтовых гарнитур.
Оригинальная реклама всемирно известной немецкой компании Bosch говорит нам о том, что её инструменты работают настолько быстро, что даже такое шустрое насекомое как муха не успевает улететь.
К известным российским художникам-миминималистам специалисты относят Александра Юликова, Владимира Наседкина, Андрея Красулина. Их работы отражают два направления минимализма ― рационалистическое и интуитивистское. В первом течении преобладают геометрические композиции, а последователи второго основное внимание уделяют не форме, а материалу объекта — обычно пленке, скотчу, нефти.
О минимализме сейчас чаще всего говорят как об изобразительном и дизайнерском приеме , и даже как о модном образе жизни , при котором люди обходятся самыми необходимыми вещами. На Netflix даже можно посмотреть документалку об этом аскетичном движении и его апологетах. Но в 1960-х этот термин впервые использовали американские арт-критики , чтобы обозначить новые тенденции в творчестве молодых художников и скульпторов.
Ничего личного
Минимализм , как и большинство стилей-пионеров постмодернизма , возник как реакция на модернизм. Главным его оппонентом и главной силой , против которой была объявлена война , стал абстрактный экспрессионизм. Первых постмодернистов не устраивало в этом движении всё: предельные эмоции , узнаваемый авторский стиль каждого художника , художественная харизма и драматизм , культ цвета и техники как квинтэссенции смыслов и глубоких переживаний. Слишком много спонтанности в процессе создания , слишком много личности художника в законченном произведении , слишком много ключей к пониманию требуется зрителю. Вместо этого минималисты предъявляют зрителю объективную красоту предмета , исключают себя из выставочного контекста. Зритель может не знать и не пытаться запомнить имя художника — это не важно.
Минималисты отрицают любую репрезентативность в искусстве — предмет искусства важен сам по себе и обладает внутренней ценностью без привязки к явлениям окружающего мира и личности автора. Чистая красота , чистая геометрия , взаимодействие объекта с окружающим пространством , часто — непосредственное внедрение в пространство выставочного зала. Ни биография , ни переживания , ни мировоззрение художника не имеют отношения к готовому объекту.
Например , американский скульптор Дональд Джадд проектировал конструкции , которые сложно отнести к скульптуре или живописи в традиционном европейском художественном контексте. Ритмично встроенные прямо в стену выставочного зала бруски из алюминия и плексигласа Джад не изготавливал сам , а просто дал точные указания рабочим-подрядчикам. Идея этой конструкции делает Джада ее автором , художником? Даже коллеги-скульпторы не всегда готовы были признать такой способ творчества допустимым.
Ничего лишнего
Используя деревянные бруски или кирпичи из хозяйственного магазина , скульпторы-минималисты старались избегать каких бы то ни было манипуляций с изначальным материалом. Не красили , не украшали , не пытались превратить во что-то другое. Наоборот , материал , попавший в руки автору , диктовал будущее произведение искусства. И , конечно , у минималистов в этом отношении к материалу как творческому стимулу , были предшественники , идеи которых они продолжали. Иногда наследовали и разворачивали эти идеи , иногда вступали с ними в полемику и исключали лишние смыслы и несущественные детали. Сокращали форму , сокращали выразительность , сокращали цвета. Минимализм не претендует на дополнительные смыслы — смысл имеют только упорядоченность , красота и простота самого предмета.
Знаковые работы
Дэн Флавин. Без названия ( посвящение Барнетту Ньюману). 1971
Вообще-то любая из работ Дэна Флавина может претендовать на звание знаковой , потому что в каждой из них используются свет и пространство выставочного зала как материалы. Флавин создавал конструкции из флуоресцентных ламп и алюминиевых строительных планок. Но оконченной могла считаться только тогда , когда размещалась на стене , в углу , в нише. Это могла быть сетка
Трафаретная печать – это процесс воспроизведения изображений и надписей, при котором чернила проходят через сетчатую форму на печатную поверхность. На форме создаётся трафарет – области, непроницаемые для печатной краски. Краска, которая проходит через сетку, формирует печатное изображение. Читать дальше
из разноцветных ламп или всего лишь одна светящаяся полоса , размещенная почти над уровнем пола. В любом случае скульптурный и живописный смысл работы становится понятным в затемненной комнате , когда свет ложится на стены или окутывает отведенное ему пространство.
Карл Андре. Эквивалент VIII. 1966
В 1966 году для выставки в галерее Тибор де Надь Карл Андре создал 8 скульптур и расположил их на полу. Каждая скульптура состояла из 120 силикатных кирпичей и обладала набором сходных параметров: одинаковый вес , одинаковый объем , одинаковая высота. Менялись только ширина и высота прямоугольников. Для Карла Андре было важно , чтобы скульптура формировала пространство , а не просто занимала в нем место.
Ничего вечного
Кого только не ругали за недостаточность усилий , приложенных к созданию произведению. Это началось примерно за столетие до 1960-х — уже с импрессионистов. И каждое новое авангардное движение ( кубистов , дадаистов , Малевича с его супрематизмом , абстрактных экспрессионистов) обвиняли в том , что такое мог намалевать кто угодно. При этом достижения каждого рано или поздно были признаны и вписаны в историю искусства.
Художники и скульпторы , работы которых относят к направлению минимализм: Дэн Флавин , Дональд Джадд , Карл Андре , Сол Левитт , Фрэнк Стелла , Ева Гессе , Джуди Чикаго , Агнес Мартин , Роберт Моррис , Эллсворт Келли и другие.
Репин и Микеланджело создавали свои произведения без учета окружающего пространства. Их шедевры останутся шедеврами и в музее, и в курятнике. А произведения минималистов без учета пространства теряют свой смысл.
Минимализм – американское движение в изобразительном искусстве, музыке и скульптуре, основанное в Нью-Йорке в конце 1960-х годов, характеризуется крайней простотой формы и буквальным, объективным подходом. В процессе творчества художники используют минимальные превращения материала для создания содержательных полотен. Минимализм – тип визуального искусства, который сводится к основам геометрической абстракции в живописи.
Основатель
На формирование стиля оказали влияние работы художника-супрематиста Казимира Малевича. Исследователи стиля нашли общие тенденции развития минимализма и школы Баухаус.
Идеи и цели
Минималисты отдалились от абстракционизма, экспрессионизма и других направлений живописи.
- Отказ от использования приемов других стилей привел к формированию главных черт направления – цветовой выразительности, геометричности, гладкости.
- Возрождение активного интереса к русскому конструктивизму. Конструктивистский подход привел к использованию модульных конструкций и промышленных материалов для реализации замысла живописца.
- Картины в стиле минимализм характеризуются повторением геометрических фигур, ассиметричностью изображений, простотой и не загруженностью пространства. Минималисты стремились устранить различия между живописью и скульптурой.
- Монохромность: для создания многих работ применяется не более 3 оттенков. Цвет не был использован, чтобы выразить чувство или настроение, он существует для зонирования пространства на полотне.
- Отказ от реалистичности и субъективности.
- Наиболее популярные цвета – черный, желтый, серый, красный, зеленый, синий.
Художники-минималисты хотели позволить зрителю непосредственно воспринимать цвет без интерпретации и субъективного мнения самого живописца. Минимализм стремился демистифицировать искусство, чтобы выявить его фундаментальную основу.
Долой субъективизм
В творчестве минималистов на передний план выходят:
- Сложная форма: при помощи формы художники стремятся передать глубину цвета.
- Сюжеты полотен лишены субъективизма, их наполняют метафоры, ассоциации, символизм, духовная трансцендентность.
- Эмоции, передаваемые нестандартным путем – при помощи геометрической точности линий и форм.
- Скрытый подтекст, социальная составляющая.
Читайте также: