Минимализм в искусстве кратко

Обновлено: 04.07.2024

Минимализм как стиль искусства зародился в 60-х годах прошлого века. Родиной его стала Америка. Основные черты минимализма--это простота форм выражения, а также буквальный, объективный подход.

Минимализм как стиль искусства

Истоки минимализма лежат в таких течениях, как поп-арт и супрематизм. Повлияло на развитие направление также творчество К. Малевича и тенденции школы Баухаус.

Основные черты

Постепенно минимализм отдалялся от всех прочих стилей живописи. В результате сформировались его главные черты. Это в первую очередь выразительность цветов, а также гладкость и геометричность.

Русский конструктивизм, на волне возросшего к нему интереса, побуждает художников широко использовать промышленные материалы для выражения своего замысла. Живописным работам часто присущи асимметрия, повторение различных геометрических фигур. Пространство картины, как правило, простое и незагруженное.

Цвет в минимализме выполняет задачу зонирования пространства, а не выражения эмоций или передачи настроения. Для течения также характерно отсутствие субъективности и реалистичности: художник стремится к тому, чтобы зритель самостоятельно воспринимал объект.

Отказ от нужного в пользу самого необходимого

Еще одна черта минимализма—стремление к демистификации искусства, с тем чтобы суметь выявить то, что является его фундаментальной основой.

На первом плане у минималистов оказывается форма, с помощью которой они передают глубину цвета. Сюжеты картин наполнены метафорами, символами. Эмоции живописцы передают нестандартным путем: используют для этого линии и различные геометрические формы. Также работы минималистов несут в себе какой-либо подтекст, часто имеют острое социальное значение.

Художники-минималисты

Художник минималист Фрэнк Стелла

Фрэнк Стелла

Американский художник, мастер постживописной абстракции Фрэнк Стелла (г.р. 1936) жил преимущественно в Нью-Йорке, где начинал как чертежник и оформитель.

Этот творческий подъем художника, был замечен владельцем нью-йоркской галереи Лео Кастелли, который осознал гениальность мастера и выставил его картины у себя.

Фрэнк Стелла: Черные картины

Фрэнк Стелла: Черные картины

Фрэнк Стелла: Черные картины

Фрэнк Стелла: Черные картины

Фрэнк Стелла

Фрэнк Стелла: Черные картины

Фрэнк Стелла: Черные картины

Фрэнк Стелла: Черные картины

Фрэнк Стелла был удостоен Национальной медали США в области искусств и премии Международного центра скульптуры за жизненное достижение.

Художник минималист Эльсуорт Келли

Эльсуорт Келли

Эльсуорт Келли (1923-2015)— американский художник и скульптор, один из главных представителей минимализма, хард-эдж и живописи цветового поля.

Для творчества Келли характерно исключительная четкость и простота. Четкие абстрактные контуры геометрических поверхностей выполнены интенсивным цветом.

В конце шестидесятых работал как скульптор, позже начал использовать в своих произведениях металл. В творчестве художника есть ряд работ в жанрах поп-арт и сюрреализм.

Эльсуорт Келли: "Я не хочу рисовать людей. Я хочу рисовать то, что я никогда не видел прежде"

Эльсуорт Келли

Эльсуорт Келли

Эльсуорт Келли

Эльсуорт Келли

Эльсуорт Келли умер 27 декабря 2015 года в возрасте 92 лет. Был награжден Национальной медалью США в области искусств.

Художник минималист Антон Ламасарес

Антон Ламасарес

Испанский художник Антон Ламасарес (р.1954) выражал свои мысли в работах в нарочито примитивной форме.

Из-за отсутствия полотенец он использовал дерево, ребристый картон, упаковку и лак. Так выработался его личный художественный стиль привлекший внимание критиков. Первоначально увлекался экспрессионизмом, позже развился до своего рода минимализма.

В 19 лет первый раз участвовал в выставке молодых художников проводимой на площади Праза-да-Принчеса в городе Виго. С тех пор выставки проводились огромное количество раз в разных странах мира.

Работы художника хранятся в многочисленных известных учреждениях культуры, таких как Центр искусств королевы Софии, галисийский Центр Современного искусства, Мадридский Музей Современного искусства и музей Маругами Хираи в Японии, а также во многих частных коллекциях и фондах.

Антон Ламасарес

Антон Ламасарес

Антон Ламасарес

Антон Ламасарес

Антон Ламасарес

Художник минималист Хосе Эстебан Бассо

Хосе Эстебан Бассо

Чилийского художника Жозе Бассо можно назвать эталоном минимализма. Сам художник называет свой стиль "ритуальной живописью". Картины его немногословны, сдержанны и лаконичны, позволяют отдохнуть, расслабится, не задумываясь на увиденным. Минимум объектов, чистые цвета, никакой детализации, никакой фактуры, только застывшая бесконечность….

Произведения мастера вызывают только позитивные эмоции, наполняя зрителя светом и теплом и позволяют наслаждаться легкостью и простотой, перед ними можно смело медитировать.

Кроме написания картин, художник также занимается фотографией и компьютерной графикой, и конечно же всем этим работам так же свойственна сдержанность и немногословность.

Художник минималист Хосе Эстебан Бассо

Художник минималист Хосе Эстебан Бассо

Художник минималист Хосе Эстебан Бассо

Художник минималист Хосе Эстебан Бассо

Художник минималист Хосе Эстебан Бассо

Эволюция течения

Постепенно развились такие направления минимализма, как нео-минимализм и пост-минимализм. Для первого характерны неточность, расплывчатость, а представители второго отличаются стремлением не столько передать саму идею, сколько сделать акцент на способе такой передачи.

Назначение минимализма

Значение этого направления в искусстве—в борьбе с академизмом и догматизмом, стремлении к простоте, полному отказу от разного рода излишеств в пользу глубины смысла. Для этого художники пересматривают существующие каноны, отказываются от прежних правил в пользу новых идей для передачи цвета, а также используют изображения геометрических форм.

Минимализм сегодня

В наше время идеи минимализма проникли в различные отрасли, например, дизайн интерьеров, ландшафтный дизайн, дизайн одежды и другое. Так же минимализм не обошел стороной и информационные технологии, например, веб-дизайн и программное обеспечение (разработка интерфейсов ПО). Довольно часто мы можем видеть результаты влияния минимализма и при разработки технических решений, например, в автомобилестроении, в бытовой и инженерной технике.

В своих работах по росписи стен наша студия тоже иногда использует принципы минимализма.

Минимализм в графическом дизайне

Минимализм в графическом дизайне это упрощение композиции, акцент на важной детали.

Ничего лишнего и много пустого пространства. В основном работы, выполненные в данном стиле, используют 1-2 цвета и несколько оттенков этих цветов. Понятный шрифт не несет визуальную нагрузку и использует не более 2-3 шрифтовых гарнитур.

Минимализм в графическом дизайне

Оригинальная реклама всемирно известной немецкой компании Bosch говорит нам о том, что её инструменты работают настолько быстро, что даже такое шустрое насекомое как муха не успевает улететь.


К известным российским художникам-миминималистам специалисты относят Александра Юликова, Владимира Наседкина, Андрея Красулина. Их работы отражают два направления минимализма ― рационалистическое и интуитивистское. В первом течении преобладают геометрические композиции, а последователи второго основное внимание уделяют не форме, а материалу объекта — обычно пленке, скотчу, нефти.

О минимализме сейчас чаще всего говорят как об изобразительном и дизайнерском приеме , и даже как о модном образе жизни , при котором люди обходятся самыми необходимыми вещами. На Netflix даже можно посмотреть документалку об этом аскетичном движении и его апологетах. Но в 1960-х этот термин впервые использовали американские арт-критики , чтобы обозначить новые тенденции в творчестве молодых художников и скульпторов.

Минимализм

Ничего личного

Минимализм , как и большинство стилей-пионеров постмодернизма , возник как реакция на модернизм. Главным его оппонентом и главной силой , против которой была объявлена война , стал абстрактный экспрессионизм. Первых постмодернистов не устраивало в этом движении всё: предельные эмоции , узнаваемый авторский стиль каждого художника , художественная харизма и драматизм , культ цвета и техники как квинтэссенции смыслов и глубоких переживаний. Слишком много спонтанности в процессе создания , слишком много личности художника в законченном произведении , слишком много ключей к пониманию требуется зрителю. Вместо этого минималисты предъявляют зрителю объективную красоту предмета , исключают себя из выставочного контекста. Зритель может не знать и не пытаться запомнить имя художника — это не важно.

Минималисты отрицают любую репрезентативность в искусстве — предмет искусства важен сам по себе и обладает внутренней ценностью без привязки к явлениям окружающего мира и личности автора. Чистая красота , чистая геометрия , взаимодействие объекта с окружающим пространством , часто — непосредственное внедрение в пространство выставочного зала. Ни биография , ни переживания , ни мировоззрение художника не имеют отношения к готовому объекту.

Например , американский скульптор Дональд Джадд проектировал конструкции , которые сложно отнести к скульптуре или живописи в традиционном европейском художественном контексте. Ритмично встроенные прямо в стену выставочного зала бруски из алюминия и плексигласа Джад не изготавливал сам , а просто дал точные указания рабочим-подрядчикам. Идея этой конструкции делает Джада ее автором , художником? Даже коллеги-скульпторы не всегда готовы были признать такой способ творчества допустимым.

Сол Левитт. Настенная роспись в Художественном музее Сан-Франциско, 1975

Ничего лишнего

Используя деревянные бруски или кирпичи из хозяйственного магазина , скульпторы-минималисты старались избегать каких бы то ни было манипуляций с изначальным материалом. Не красили , не украшали , не пытались превратить во что-то другое. Наоборот , материал , попавший в руки автору , диктовал будущее произведение искусства. И , конечно , у минималистов в этом отношении к материалу как творческому стимулу , были предшественники , идеи которых они продолжали. Иногда наследовали и разворачивали эти идеи , иногда вступали с ними в полемику и исключали лишние смыслы и несущественные детали. Сокращали форму , сокращали выразительность , сокращали цвета. Минимализм не претендует на дополнительные смыслы — смысл имеют только упорядоченность , красота и простота самого предмета.

Знаковые работы

Минимализм

Минимализм

Дэн Флавин. Без названия ( посвящение Барнетту Ньюману). 1971

Вообще-то любая из работ Дэна Флавина может претендовать на звание знаковой , потому что в каждой из них используются свет и пространство выставочного зала как материалы. Флавин создавал конструкции из флуоресцентных ламп и алюминиевых строительных планок. Но оконченной могла считаться только тогда , когда размещалась на стене , в углу , в нише. Это могла быть сетка

Трафаретная печать – это процесс воспроизведения изображений и надписей, при котором чернила проходят через сетчатую форму на печатную поверхность. На форме создаётся трафарет – области, непроницаемые для печатной краски. Краска, которая проходит через сетку, формирует печатное изображение. Читать дальше

из разноцветных ламп или всего лишь одна светящаяся полоса , размещенная почти над уровнем пола. В любом случае скульптурный и живописный смысл работы становится понятным в затемненной комнате , когда свет ложится на стены или окутывает отведенное ему пространство.

Минимализм

Минимализм

Карл Андре. Эквивалент VIII. 1966

В 1966 году для выставки в галерее Тибор де Надь Карл Андре создал 8 скульптур и расположил их на полу. Каждая скульптура состояла из 120 силикатных кирпичей и обладала набором сходных параметров: одинаковый вес , одинаковый объем , одинаковая высота. Менялись только ширина и высота прямоугольников. Для Карла Андре было важно , чтобы скульптура формировала пространство , а не просто занимала в нем место.

Роберт Моррис. Без названия, 1965. Источник: theartling.com

Ничего вечного

Кого только не ругали за недостаточность усилий , приложенных к созданию произведению. Это началось примерно за столетие до 1960-х — уже с импрессионистов. И каждое новое авангардное движение ( кубистов , дадаистов , Малевича с его супрематизмом , абстрактных экспрессионистов) обвиняли в том , что такое мог намалевать кто угодно. При этом достижения каждого рано или поздно были признаны и вписаны в историю искусства.

Рашид Араин. Любовники. 1968

Художники и скульпторы , работы которых относят к направлению минимализм: Дэн Флавин , Дональд Джадд , Карл Андре , Сол Левитт , Фрэнк Стелла , Ева Гессе , Джуди Чикаго , Агнес Мартин , Роберт Моррис , Эллсворт Келли и другие.



Репин и Микеланджело создавали свои произведения без учета окружающего пространства. Их шедевры останутся шедеврами и в музее, и в курятнике. А произведения минималистов без учета пространства теряют свой смысл.

Минимализм – американское движение в изобразительном искусстве, музыке и скульптуре, основанное в Нью-Йорке в конце 1960-х годов, характеризуется крайней простотой формы и буквальным, объективным подходом. В процессе творчества художники используют минимальные превращения материала для создания содержательных полотен. Минимализм – тип визуального искусства, который сводится к основам геометрической абстракции в живописи.

Основатель

На формирование стиля оказали влияние работы художника-супрематиста Казимира Малевича. Исследователи стиля нашли общие тенденции развития минимализма и школы Баухаус.

Идеи и цели

Минималисты отдалились от абстракционизма, экспрессионизма и других направлений живописи.

стили живописи, картины, художники, минимализм

  • Отказ от использования приемов других стилей привел к формированию главных черт направления – цветовой выразительности, геометричности, гладкости.
  • Возрождение активного интереса к русскому конструктивизму. Конструктивистский подход привел к использованию модульных конструкций и промышленных материалов для реализации замысла живописца.
  • Картины в стиле минимализм характеризуются повторением геометрических фигур, ассиметричностью изображений, простотой и не загруженностью пространства. Минималисты стремились устранить различия между живописью и скульптурой.
  • Монохромность: для создания многих работ применяется не более 3 оттенков. Цвет не был использован, чтобы выразить чувство или настроение, он существует для зонирования пространства на полотне.
  • Отказ от реалистичности и субъективности.
  • Наиболее популярные цвета – черный, желтый, серый, красный, зеленый, синий.

Художники-минималисты хотели позволить зрителю непосредственно воспринимать цвет без интерпретации и субъективного мнения самого живописца. Минимализм стремился демистифицировать искусство, чтобы выявить его фундаментальную основу.

Долой субъективизм

В творчестве минималистов на передний план выходят:

стили живописи, картины, художники, минимализм

  • Сложная форма: при помощи формы художники стремятся передать глубину цвета.
  • Сюжеты полотен лишены субъективизма, их наполняют метафоры, ассоциации, символизм, духовная трансцендентность.
  • Эмоции, передаваемые нестандартным путем – при помощи геометрической точности линий и форм.
  • Скрытый подтекст, социальная составляющая.

Читайте также: