Миниатюра в средневековье кратко
Обновлено: 30.06.2024
Был в истории искусства один забавный период, застрявший между величайшей античностью и эпохой Возрождения, то были – Средние века, когда власть над умами получили религиозники , сильно препятствующие вольнодумству в искусстве.
Эпоха средних веков дала человечеству просто головокружительные успехи в архитектуре, подарила загадочную готику и много чего еще. Но, по части живописи, считается, никаких особых достижений не было произведено , только книжные миниатюры на сюжеты мифов, легенд и библейской истории.
Нынешнее положение этих мини-шедевров изменилось, они все больше набирают популярность благодаря порой совершенно необъяснимым, но веселым для нас образам.
Легко смеяться над неумелыми художниками средневековья, но ведь их странной манере рисования есть объяснение. Все эти пучеглазые зайцы, коты с человеческими лицами и совершенно абсурдные сюжеты – лишь часть большого видения событий.
И они вовсе не виноваты, что п режние знания в реалистичной прорисовке и прочие достижения античного искусства были отринуты церковью и частично забыты. Учиться приходилось заново, притом налету. Потому, что книжная миниатюра делалась вручную и имела огромный спрос в появившейся массе книжного потока.
Запреты (тем более ортодоксальные) всегда плохо влияют на общественность. Отдельные произведения средневековых миниатюр даже современному человеку могут показаться откованной аморальщиной и порнографией (но об этих откровенных сценах мы не будем говорить, без градусного подкрепления там все равно ничего не понятно). Но даже там, за этими озабоченными картинками, как правило, спрятаны очень важные сюжеты с глубоким смыслом и историей.
Образ Амона мы привыкли видеть в зооморфном контексте, но так как у средневековых мастеров было свое видение истории, Амона нарисовали драконом, который передает через себя божественную сущность матери будущего героя. А отец поглядывает в окошко,чтобы все получилось хорошо, потому, что его тоже нельзя было отлучить от сюжета, чтобы Александр считался его приемником. Вот он и присутствует на картинке в таком виде.
К сожалению, имена большинства авторов не сохранились до нашего времени, как и объяснения их работ.
Сонма существ, смутно напоминающих зверей, могли быть частью средневекового бестиария , то есть, сборника о животных, которым приписывались человеческие качества, в основном, пороки. Все это походило на не совсем удачное нравоучение, потому животные заняты какими-то немыслимым вещами: дерутся, читают, играют на музыкальных инструментах. Одним словом, все это - довольна странная метафора.
Часто это были фантастические существа из мифов и преданий. У каждого из них имелось символическое значение и какая-то мораль, связанная с их личной историей.
Значительный подъем книжного искусства раннего Средневековья связан с Каролингским возрождением, которое в области книжного дела и литературы проявилось в изучении античных авторов, собирании и переписывании их рукописей. В миниатюрах данного периода прослеживается тенденция к объемному изображению фигур и пространства, многие иллюстрации выполнены в свободной художественной манере.
Основными орнаментальными мотивами романского стиля были геометрические фигуры (круг и его части, квадраты, меандры, ленты). Часто они сочетались с условными растительными формами, стилизованными листьями аканта, пальметтами и цветочными розетками. Зооморфные мотивы, которые органично вплетались в растительный и геометрический орнамент, также имели условный характер.
В готическом декоре предпочтение отдавалось лапчатым и зубчатым листьям (клен, виноград, плющ, шиповник). Также характерны мотивы колючих растений (терновник, репейник). С ХIV века поля рукописей начинают декорироваться изображениями реалистично нарисованных насекомых - бабочек, жуков, стрекоз. Сюжеты миниатюр стали передаваться более правдоподобно. Фигуры обрели живость и особую грацию благодаря характерному S-образному готическому изгибу.
Главной чертой миниатюр церковных книг была каноничность изображений. Внешность священных персонажей, композиция библейских эпизодов повторялись без существенных изменений как на иконе, так и в миниатюре. Это позволяло безошибочно узнавать канонические образы или определенные сюжеты историй Священного Писания.
Источники:
1. Большаков М. Декор и орнамент в книге. – Москва: Книга, 1990. – 158 с.
2. Герчук Ю. История графики и искусства книги. – Москва: Аспект Пресс, 2000. – 320 с.
3. Книговедение: энциклопедический словарь. – Москва: Сов. Энциклопедия, 1982. – 664 с.
4. Николаев П. Средневековая поэзия в миниатюрах // Мир искусства. – 1904. - №6. – С. 121-127
5. Овчінніков В. Історія книги: еволюція книжкової структури. – Львів: Світ, 2005. – 420 с.
' src='images/gallery/museum/small/1/1463-e7LqS4.jpg' data-image='images/gallery/museum/big/1/1463-e7LqS4.jpg' data-description='' > Ж. Фуке. Венчание Богородицы
' src='images/gallery/museum/small/1/1463-v5PP81.jpg' data-image='images/gallery/museum/big/1/1463-v5PP81.jpg' data-description='' > Ж. Фуке. Рай
МИНИАТЮРА КНИЖНАЯ - вид живописи, иллюстрации в рукописных книгах, а также изобразительно-декоративные элементы книжного оформления (инициалы, заставки, маргиналии и др.).
Возникновение миниатюры книжной как самостоятельного вида искусства связано с переходом от свитка (нередко иллюстрированного) к кодексу - длительным процессом, который завершился в конце IV - начале V веков н. э.; её художественная традиция восходит к античной и раннехристианской миниатюре. Исчезновение миниатюры книжной стало следствием изобретения книгопечатания в середине XV века. Основным материалом для страниц кодекса служил пергамен (позднее - бумага). Для создания миниатюры книжной использовались растительные и минеральные краски и золото. Как правило, иллюстрации создавались после написания текста на специально отведённых участках страниц; иногда исполнялись на отдельных листах, которые затем вшивались в рукопись.
После изгнания крестоносцев из Константинополя (1261 год) были созданы условия для возрождения миниатюры книжной. К последней четверти XIII века относится несколько лицевых рукописей, свидетельствующих о сложении палеологовского стиля миниатюры. В Евангелии из Британского музея (1285 год), Кодексе Пророков (Библиотека Ватикана, 1280-е годы) использованы архитектурные и пейзажные элементы, воссозданы детали интерьера. Фигуры становятся плотными, трёхмерными, а выражение ликов - спокойным и сосредоточенным. В 1280-х годах создана группа лицевых рукописей (около 15), свидетельствующих об увлечении классическим искусством и обращении к наследию так называемого Македонского возрождения (Восьмикнижие из Библиотеки Ватикана, Псалтирь из РНБ, Псалтирь из монастыря Святой Екатерины на Синае и др.), иллюстрации которых отличаются сложными пространственными формами, многоплановостью композиций, фигурами, представленными в свободных позах и движениях.
Памятники меровингской миниатюры книжной характеризуются почти полным отсутствием сюжетных иллюстраций. Инициалы и буквы составляются из фигур птиц и рыб, с раннехристианских времён служивших символами Христа (Гелазианский сакраментарий, около 750 года, Библиотека Ватикана); впервые в истории западно-европейские книги появляются антропоморфные инициалы с вписанными в них изображениями Христа, священнослужителя и др. (Геллонский сакраментарий, 2-я половина VIII века, Национальная библиотека, Париж). От декоративно-прикладного искусства полихромного стиля эти памятники унаследовали сочетание красного, жёлтого и зелёного цветов.
В XI-XII веках искусство миниатюры книжной большинства европейских стран при многообразии местных школ отмечено единством художественной системы - романским стилем. В отсутствие сильной светской централизованной власти монастырские и епископские скриптории стали единственными центрами изготовления книг: Сент-Омер, Сент-Аман, Сен-Марсьяль, Сито, Клерво во Франции; Уинчестер (Винчестер), Кентербери, Йорк в Англии; Вайнгартен, Энгельберг, Хирсау, Зальцбург, Регенсбург в Германии; Монтекассино, Боббио, Полироне в Италии. С начала XII века преобладают Библии большого формата (так называемые гигантские, чьё появление связано с григорианской реформой), Псалтири, снабжённые комментариями Апокалипсисы, жития святых, теологические труды (Ансельма Кентерберийского, святого Бернарда Клервосского, Петра Коместора, Петра Ломбардского и др.), книги по церковному праву (Декреты Грациана) и т. д. С середины XII века в круг иллюминировованных рукописей постепенно входят произведения рыцарской литературы, исторические сочинения, сборники постановлений обычного права. С начала XI века и вплоть до XIII века в Северной Италии получает распространение тип книг, воспроизводящий античную форму свитка - экзультет (свиток, содержащий молитвенные песнопения пасхальных служб). Такие свитки обычно содержали орнаментальную кайму по всей длине и миниатюры, перевёрнутые по отношению к нотам и тексту и разъясняющие его (свиток, XI век, архив Кафедрального собора в Бари). Иллюминированные бестиарии полны изображений как реальных, так и причудливых вымышленных животных; они были особенно распространены в Англии в XII-XIII веках.
Дополнительная литература:
Кондаков Н.П. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. Од., 1876;
Владимиров М., Георгиевский Г.П. Древнерусская миниатюра. М., 1933;
Nordenfalk C., Grabar A. Early medieval painting from the fourth to the eleventh century. Lausanne, 1957;
Porcher J. L’Enluminure française. P., 1958;
Протасьева Т.Н., Щепкина М.В. Сокровища древней письменности и старой печати. М., 1958;
Свирин А.Н. Искусство книги Древней Руси XI-XVII вв. М., 1964;
Азарян Л.Р. Киликийская миниатюра XII-XIII вв. Ер., 1964 (на арм. яз.);
Подобедова О.И. Миниатюры русских исторических рукописей. М., 1964;
Belting H. Das illuminierte Buch in der spätbyzantinischen Gesellschaft. Hdlb., 1970;
Goldschmidt A. German illumination. N. Y., 1970;
Weitzmann K. Studies in classical and Byzantine manuscript illumination. Chi.; L., 1971;
idem. Byzantine book illumination and ivories. L., 1980;
Unterkircher F. Die Buchmalerei: Entwicklung, Technik, Eigenart. Wien, 1974;
Popova O. Les miniatures russes du XIe au XVe siècle. Léningrad, 1975;
The place of book illumination in Byzantine art. Princeton, 1975;
Лихачева В.Д. Искусство книги: Константинополь, XI в. М., 1976; oна жe. Византийская миниатюра. М., 1977;
Spatharakis I. The portrait in Byzantine illuminated manuscripts. Leiden, 1976;
Вздорнов Г.И. Искусство книги в Древней Руси: Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII - начала XV вв. М., 1980;
Nelson R.S. The iconography of preface and miniature in the Byzantine Gospel book. N. Y., 1980;
Попова О.С. Русская книжная миниатюра XI-XV вв. // Древнерусское искусство: Рукописная книга. М., 1983; она же. Византийские и древнерусские миниатюры. М., 2003;
Cutler A. The aristocratic psalter in Byzantium. P., 1984;
Пуцко В.Г. Византийские иллюминированные рукописи Чикаго- Карахиссарской группы в Москве // Византийский временник. 1984. № 45;
В связи с распространением христианского учения появляется раннехристианское искусство миниатюры. Основой христианского учения, как известно, стали Ветхий и Новый Заветы, которые в больших количествах переписывались и распространялись среди общин для укрепления в вере, а также для ведения богослужений. В течение I-IV вв. наблюдается постепенный переход от свитка к пергаментному кодексу, который оказался не только более удобным при ведении божественной службы, но именно книжный
В меровингском наследии видное место занимают рукописи с миниатюрами. Украшение рукописей носило орнаментальный характер; особенно типичен для них так называемый изоморфический тип инициалов: остов этих инициалов образуют стилизованные образы рыб, птиц, животных, реже человеческие фигуры (Гелазианский сакраментарий середины VIII в.: инициалы; орнаментальные композиции
Распятие в данном случае играет роль заглавной буквы Т
А изображение Марии играет роль заглавной буквы I
В 568 г. в Италию под предводительством Альбоина вторгаются германские племена – лангобарды (современная Ломбардия, столица – Милан). Искусство лангобардов – искусство латинизированных варваров (с нем. Langobarden – длиннобородые). Латинизация проявилась в ювелирном деле
Своеобразная художественная школа образовалась на Британских островах. Англо-ирландское искусство. В V-VI веках в Британию, где проживал древний народ бритты (самые непокорные из завоёванных римлянами народов), вторглись англо-саксонские племена, но культура бриттов сохранилась, несмотря на значительное истребление самих носителей этой культуры. Наиболее ярко синтез традиционных художественных форм и нового христианского мировоззрения воплотился в искусстве миниатюры. Евангилие из Дарроу ок 680 г.
Евангелие из Личфилда VIII в.
Ковровый лист из евангелия из Лимчфилда.
Каролингская эпоха уходит как последняя вспышка Античности. В 911 г. завершилось правление династии Каролингов, и политический центр Германии сместился в Саксонию. Представители саксонской династии сумели на время восстановить сильную королевскую власть; наиболее выдающимся из них был Оттон I, считавший себя продолжателем каролингской имперской традиции и с самого начала заявивший притязания на такую же державную власть, которой обладал Карл Великий. Ему удалось объединить на время земли в единое государство – Оттоновскую Империю, а заняв в 962 году Рим, он венчается римской короной и принимает титул императора Августа. При Оттонах появляется Священная Римская Империя.
Оттоновское Возрождение (950-1050 гг.).
В целом упадок образованности. Двор не знает того размаха меценатства и тех культурных запросов, какие были при Карле.
Но основным источником знаний об оттоновском искусстве как определённом стилистическом направлении остаются рукописи. Выделяется несколько школ: Райхенау, Регенсбургская и Кёльнская.
Самые многочисленные императорские заказы делаются в монастыре Райхенау. Стремление к лаконизму, простоте, колористическому однообразию; чаще всего – пустой фон, на котором помещены фигуры (нет деталей).
Передача ключей Петру
Манесский песенник содержит исключительно поэтические произведения на средневерхненемецком языке. Кодекс является представительным собранием средневековых лирических песен и источником сведений об искусстве миннезанга. Основная часть кодекса, написанная в начале XIV в., охватывает творчество 110 авторов, позднее в него были внесены ещё 30 авторов. Расположение авторов в кодексе в целом соответствует их сословному положению.
Псалтырь Эгберта Трирского тот же пустой фон на миниатюре без пейзажа.
А вот изображение Оттона III на троне.
4 части света с шарами преподносят ему свои символы. Влияние апокалиптических настроений ближе к началу тысячелетия и распространение мнения, что Оттон III – последний император. Средневековье характерно своим сиволизмом.
Вот изображения из евангелия Оттона
Ярким примером совмещения дискурсов – религиозного и политического – является Евангеларий Оттона III (Мюнхен, Баварская государственная библиотека), который можно смело назвать одной из самых знаменитых рукописей школы Рейхенау. Евангеларий был создан около 1000 г. по заказу императора.
Религиозный пафос Евангелария воплощен с шокирующей экспрессией в портрете св. Луки (илл.14). Как обычно, евангелист пребывает под сводом затейно декорированной арки, которая опирается на две колонны; но на этом дань западной иконографии можно считать исчерпанной – св. Лука из Евангелария Оттона III скорее походит на восточных святых (что, впрочем, не удивительно, учитывая "византийский уклон" всего императорского двора).
Св. Лука, окруженный бирюзово-зеленой мандорлой, восседает не на троне, но на некоем подобии радуги. В энергично воздетых к небу руках он держит одиннадцать небесных сфер, населенных ангелами, пророками и святыми. Сферы-сателлиты, подобно лепесткам небесного цветка, окружают сферу центральную, где помещен символ св. Луки – осиянный нимбом крылатый телец, а в сфере, что расположена над ним, мы видим самого Вседержителя, в чьих руках – развернутый свиток, символ христианского учения.
Евангилие Генриха II
Школа Регенсбурга. Латинизированное понимание образного строя и сюжетов. Сюжет трактуется как формула, наслоение смыслов. Евангелие аббатисы Уты. Распятие Христа.
Регенсбургскую школу книжной миниатюры отличало от школ-соперниц очевидное пристрастие к богатым, развитым орнаментам и выраженное стремление к сложной аллегорической и теологически глубокой интерпретации изображаемых сюжетов. Достаточно репрезентативны в этом отношении миниатюры Евангелария аббатисы Уты из Нидермюнстера, созданного в Регенсбурге в первой четверти XI в. Исполнена мистического символизма иллюстрация, изображающая служащего мессу св. Эрхардта (илл.27). Рядом со святым – содействующий ему дьякон. Оба стоят перед алтарем с литургическими предметами (на него указывает правая рука св.Эрхардта).
Сцена взята в роскошную золотую раму, украшенную разноцветными побегами и листами, в верхней части которой находится круглый медальон с Агнцем (здесь, редкий случай, агнец выполнен в синем цвете). В углах рамы помещены квадратные вставки. В одной из них, справа вверху – портрет заказчицы, самой аббатисы Уты, в трех других – аллегории христианских добродетелей.
Пример евангилие аббатисы Хитды.
Буря на Галилейском море из евангелия Хильды.
. Корабль, влекомый ветром, летит диагонально, пересекая поле листа и рамку, парус сорван, снасти развеваются, испуганные апостолы будят уснувшего на корме Христа, и в этом хаосе, переданном не через изображение волн пейзажа, а лишь через движение корабля, остается один остров покоя – единственная правильная вертикаль – неподвижно свисающий рукав Христа. Так, через деталь, выраженная Его способность повелевать ветру и буре могла прийти только из византийского мира.
Книги переписывались в средневековье монахами. Это считалось богоугодным делом. Церковь была заодно и цензурой.
Читайте также: