Миниатюра в средневековье кратко

Обновлено: 30.06.2024

Был в истории искусства один забавный период, застрявший между величайшей античностью и эпохой Возрождения, то были – Средние века, когда власть над умами получили религиозники , сильно препятствующие вольнодумству в искусстве.

Эпоха средних веков дала человечеству просто головокружительные успехи в архитектуре, подарила загадочную готику и много чего еще. Но, по части живописи, считается, никаких особых достижений не было произведено , только книжные миниатюры на сюжеты мифов, легенд и библейской истории.

Нынешнее положение этих мини-шедевров изменилось, они все больше набирают популярность благодаря порой совершенно необъяснимым, но веселым для нас образам.

Легко смеяться над неумелыми художниками средневековья, но ведь их странной манере рисования есть объяснение. Все эти пучеглазые зайцы, коты с человеческими лицами и совершенно абсурдные сюжеты – лишь часть большого видения событий.

И они вовсе не виноваты, что п режние знания в реалистичной прорисовке и прочие достижения античного искусства были отринуты церковью и частично забыты. Учиться приходилось заново, притом налету. Потому, что книжная миниатюра делалась вручную и имела огромный спрос в появившейся массе книжного потока.

Запреты (тем более ортодоксальные) всегда плохо влияют на общественность. Отдельные произведения средневековых миниатюр даже современному человеку могут показаться откованной аморальщиной и порнографией (но об этих откровенных сценах мы не будем говорить, без градусного подкрепления там все равно ничего не понятно). Но даже там, за этими озабоченными картинками, как правило, спрятаны очень важные сюжеты с глубоким смыслом и историей.

Образ Амона мы привыкли видеть в зооморфном контексте, но так как у средневековых мастеров было свое видение истории, Амона нарисовали драконом, который передает через себя божественную сущность матери будущего героя. А отец поглядывает в окошко, чтобы все получилось хорошо , потому, что его тоже нельзя было отлучить от сюжета, чтобы Александр считался его приемником. Вот он и присутствует на картинке в таком виде.

К сожалению, имена большинства авторов не сохранились до нашего времени, как и объяснения их работ.

Сонма существ, смутно напоминающих зверей, могли быть частью средневекового бестиария , то есть, сборника о животных, которым приписывались человеческие качества, в основном, пороки. Все это походило на не совсем удачное нравоучение, потому животные заняты какими-то немыслимым вещами: дерутся, читают, играют на музыкальных инструментах. Одним словом, все это - довольна странная метафора.

Часто это были фантастические существа из мифов и преданий. У каждого из них имелось символическое значение и какая-то мораль, связанная с их личной историей.

Значительный подъем книжного искусства раннего Средневековья связан с Каролингским возрождением, которое в области книжного дела и литературы проявилось в изучении античных авторов, собирании и переписывании их рукописей. В миниатюрах данного периода прослеживается тенденция к объемному изображению фигур и пространства, многие иллюстрации выполнены в свободной художественной манере.
Основными орнаментальными мотивами романского стиля были геометрические фигуры (круг и его части, квадраты, меандры, ленты). Часто они сочетались с условными растительными формами, стилизованными листьями аканта, пальметтами и цветочными розетками. Зооморфные мотивы, которые органично вплетались в растительный и геометрический орнамент, также имели условный характер.
В готическом декоре предпочтение отдавалось лапчатым и зубчатым листьям (клен, виноград, плющ, шиповник). Также характерны мотивы колючих растений (терновник, репейник). С ХIV века поля рукописей начинают декорироваться изображениями реалистично нарисованных насекомых - бабочек, жуков, стрекоз. Сюжеты миниатюр стали передаваться более правдоподобно. Фигуры обрели живость и особую грацию благодаря характерному S-образному готическому изгибу.
Главной чертой миниатюр церковных книг была каноничность изображений. Внешность священных персонажей, композиция библейских эпизодов повторялись без существенных изменений как на иконе, так и в миниатюре. Это позволяло безошибочно узнавать канонические образы или определенные сюжеты историй Священного Писания.


Источники:
1. Большаков М. Декор и орнамент в книге. – Москва: Книга, 1990. – 158 с.
2. Герчук Ю. История графики и искусства книги. – Москва: Аспект Пресс, 2000. – 320 с.
3. Книговедение: энциклопедический словарь. – Москва: Сов. Энциклопедия, 1982. – 664 с.
4. Николаев П. Средневековая поэзия в миниатюрах // Мир искусства. – 1904. - №6. – С. 121-127
5. Овчінніков В. Історія книги: еволюція книжкової структури. – Львів: Світ, 2005. – 420 с.

' src='images/gallery/museum/small/1/1463-e7LqS4.jpg' data-image='images/gallery/museum/big/1/1463-e7LqS4.jpg' data-description='' > Ж. Фуке. Венчание Богородицы

' src='images/gallery/museum/small/1/1463-v5PP81.jpg' data-image='images/gallery/museum/big/1/1463-v5PP81.jpg' data-description='' > Ж. Фуке. Рай

МИНИАТЮРА КНИЖНАЯ - вид жи­во­пи­си, ил­лю­ст­ра­ции в ру­ко­пис­ных кни­гах, а так­же изо­бра­зи­тель­но-де­ко­ра­тив­ные эле­мен­ты книж­но­го оформ­ле­ния (ини­циа­лы, за­став­ки, мар­ги­на­лии и др.).

Воз­ник­но­ве­ние миниатюры книжной как са­мо­сто­ятельного ви­да искусства свя­за­но с пе­ре­хо­дом от свит­ка (не­ред­ко ил­лю­стри­ро­ван­но­го) к ко­дек­су - дли­тель­ным про­цес­сом, ко­то­рый за­вер­шил­ся в конце IV - начале V веков н. э.; её ху­дожественная тра­ди­ция во­схо­дит к ан­тич­ной и ран­не­хри­сти­ан­ской ми­ниа­тю­ре. Ис­чез­но­ве­ние миниатюры книжной ста­ло след­ст­ви­ем изо­бре­те­ния кни­го­пе­ча­та­ния в середине XV века. Основным ма­те­риа­лом для стра­ниц ко­дек­са слу­жил пер­га­мен (позд­нее - бу­ма­га). Для соз­да­ния миниатюры книжной ис­поль­зо­ва­лись рас­ти­тель­ные и ми­неральные крас­ки и зо­ло­то. Как пра­ви­ло, ил­лю­ст­ра­ции соз­да­ва­лись по­сле на­пи­са­ния тек­ста на спе­ци­аль­но от­ве­дён­ных уча­ст­ках стра­ниц; ино­гда ис­пол­ня­лись на отдельных лис­тах, ко­то­рые за­тем вши­ва­лись в ру­ко­пись.

По­сле из­гна­ния кре­сто­нос­цев из Кон­стан­ти­но­по­ля (1261 год) бы­ли соз­да­ны ус­ло­вия для воз­ро­ж­де­ния миниатюры книжной. К пос­лед­ней четверти XIII века от­но­сит­ся несколько ли­це­вых ру­ко­пи­сей, сви­де­тель­ст­вую­щих о сло­же­нии па­лео­ло­гов­ско­го сти­ля ми­ниа­тю­ры. В Еван­ге­лии из Британского му­зея (1285 год), Ко­дек­се Про­ро­ков (Библиотека Ва­ти­ка­на, 1280-е годы) ис­поль­зо­ва­ны ар­хитектурные и пей­заж­ные эле­мен­ты, вос­соз­да­ны де­та­ли ин­терь­е­ра. Фи­гу­ры ста­но­вят­ся плот­ны­ми, трёхмер­ны­ми, а вы­ра­же­ние ли­ков - спо­кой­ным и со­сре­до­то­чен­ным. В 1280-х годах со­зда­на груп­па ли­це­вых ру­ко­пи­сей (около 15), сви­де­тель­ст­вую­щих об ув­ле­че­нии клас­сическим искусством и об­ра­ще­нии к на­сле­дию так называемого Ма­ке­дон­ско­го воз­рож­де­ния (Вось­ми­кни­жие из Библиотеки Ва­ти­ка­на, Псал­тирь из РНБ, Псал­тирь из монастыря Святой Ека­те­ри­ны на Си­нае и др.), ил­лю­ст­ра­ции ко­то­рых от­ли­ча­ют­ся слож­ны­ми про­стран­ст­вен­ны­ми фор­ма­ми, мно­го­пла­но­во­стью ком­по­зи­ций, фи­гу­ра­ми, пред­став­лен­ны­ми в сво­бод­ных по­зах и дви­же­ни­ях.

Па­мят­ни­ки ме­ро­винг­ской миниатюры книжной ха­рак­те­ри­зу­ют­ся поч­ти пол­ным от­сут­ст­ви­ем сю­жет­ных ил­лю­ст­ра­ций. Ини­циа­лы и бу­к­вы со­став­ля­ют­ся из фи­гур птиц и рыб, с ран­не­хри­сти­ан­ских вре­мён слу­жив­ших сим­во­ла­ми Хри­ста (Ге­ла­зи­ан­ский са­кра­мен­та­рий, около 750 года, Библиотека Ва­ти­ка­на); впер­вые в ис­то­рии западно-ев­ропейские кни­ги по­яв­ля­ют­ся ан­тро­по­морф­ные ини­циа­лы с впи­сан­ны­ми в них изо­бра­же­ния­ми Хри­ста, свя­щен­но­слу­жи­те­ля и др. (Гел­лон­ский са­кра­мен­та­рий, 2-я половина VIII века, Национальная библиотека, Па­риж). От де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го искусства по­ли­хром­но­го сти­ля эти па­мят­ни­ки унас­ле­до­ва­ли со­че­та­ние крас­но­го, жёл­то­го и зе­лё­но­го цве­тов.

В XI-XII веках искусство миниатюры книжной боль­шин­ст­ва ев­ропейских стран при мно­го­об­ра­зии ме­ст­ных школ от­ме­че­но един­ст­вом ху­дожественной сис­те­мы - ро­ман­ским сти­лем. В от­сут­ст­вие силь­ной свет­ской цен­тра­ли­зованной вла­сти мо­на­стыр­ские и епи­скоп­ские скрип­то­рии ста­ли един­ст­вен­ны­ми цен­тра­ми из­го­тов­ле­ния книг: Сент-Омер, Сент-Аман, Сен-Мар­сь­яль, Си­то, Клер­во во Фран­ции; Уин­че­стер (Вин­че­стер), Кен­тер­бе­ри, Йорк в Анг­лии; Вайн­гар­тен, Эн­гель­берг, Хир­сау, Зальц­бург, Ре­генс­бург в Гер­ма­нии; Мон­те­кас­си­но, Боб­био, По­ли­ро­не в Ита­лии. С начала XII века пре­об­ла­да­ют Биб­лии боль­шо­го фор­ма­та (так называемые ги­гант­ские, чьё по­яв­ле­ние свя­за­но с гри­го­ри­ан­ской ре­фор­мой), Псал­ти­ри, снаб­жён­ные ком­мен­та­рия­ми Апо­ка­лип­си­сы, жи­тия свя­тых, тео­ло­гические тру­ды (Ан­сель­ма Кен­тер­бе­рий­ско­го, святого Бер­нар­да Клер­вос­ско­го, Пет­ра Ко­ме­сто­ра, Пет­ра Лом­бард­ско­го и др.), кни­ги по цер­ков­но­му пра­ву (Дек­ре­ты Гра­циа­на) и т. д. С середины XII века в круг ил­лю­ми­ни­ровованных ру­ко­пи­сей по­сте­пен­но вхо­дят про­из­ве­де­ния ры­цар­ской литературы, ис­то­рические со­чи­не­ния, сбор­ни­ки по­ста­нов­ле­ний обыч­но­го пра­ва. С начала XI века и вплоть до XIII века в Северной Ита­лии по­лу­ча­ет рас­про­стра­не­ние тип книг, вос­про­из­во­дя­щий ан­тич­ную фор­му свит­ка - эк­зуль­тет (сви­ток, со­дер­жа­щий мо­лит­вен­ные пес­но­пе­ния пас­халь­ных служб). Та­кие свит­ки обыч­но со­дер­жа­ли ор­на­мен­таль­ную кай­му по всей дли­не и ми­ниа­тю­ры, пе­ре­вёр­ну­тые по от­но­ше­нию к но­там и тек­сту и разъ­яс­няю­щие его (сви­ток, XI век, ар­хив Ка­фед­раль­но­го со­бо­ра в Ба­ри). Ил­лю­ми­ни­рованные бес­тиа­рии пол­ны изо­бра­же­ний как ре­аль­ных, так и при­чуд­ли­вых вы­мыш­лен­ных жи­вот­ных; они бы­ли осо­бен­но рас­про­стра­не­ны в Анг­лии в XII-XIII веках.

Дополнительная литература:

Кон­да­ков Н.П. Ис­то­рия ви­зан­тий­ско­го ис­кус­ст­ва и ико­но­гра­фии по ми­ниа­тю­рам гре­че­ских ру­ко­пи­сей. Од., 1876;

Вла­ди­ми­ров М., Ге­ор­ги­ев­ский Г.П. Древ­не­рус­ская ми­ниа­тю­ра. М., 1933;

Nordenfalk C., Gra­bar A. Early medieval painting from the fourth to the eleventh century. Lausanne, 1957;

Por­cher J. L’Enluminure française. P., 1958;

Про­тась­е­ва Т.Н., Щеп­ки­на М.В. Со­кро­ви­ща древ­ней пись­мен­но­сти и ста­рой пе­ча­ти. М., 1958;

Сви­рин А.Н. Ис­кус­ст­во кни­ги Древ­ней Ру­си XI-XVII вв. М., 1964;

Аза­рян Л.Р. Ки­ли­кий­ская ми­ниа­тю­ра XII-XIII вв. Ер., 1964 (на арм. яз.);

По­до­бе­до­ва О.И. Ми­ниа­тю­ры рус­ских ис­то­ри­че­ских ру­ко­пи­сей. М., 1964;

Belting H. Das illuminierte Buch in der spät­by­zantinischen Gesellschaft. Hdlb., 1970;

Gold­schmidt A. German illumi­nation. N. Y., 1970;

Weitzmann K. Studies in classical and Byzan­tine manuscript illumina­tion. Chi.; L., 1971;

idem. Byzantine book il­lu­mination and ivories. L., 1980;

Unterkir­cher F. Die Buchmalerei: Ent­wicklung, Tech­nik, Eigenart. Wien, 1974;

Po­pova O. Les mi­niatures russes du XIe au XVe siècle. Lé­ningrad, 1975;

The place of book illu­mination in Byzantine art. Princeton, 1975;

Ли­ха­че­ва В.Д. Ис­кус­ст­во кни­ги: Кон­стан­ти­но­поль, XI в. М., 1976; oна жe. Ви­зан­тий­ская ми­ниа­тю­ра. М., 1977;

Spatharakis I. The por­trait in Byzantine illuminated manuscripts. Leiden, 1976;

Вздор­нов Г.И. Ис­кус­ст­во кни­ги в Древ­ней Ру­си: Ру­ко­пис­ная кни­га Се­ве­ро-Вос­точ­ной Ру­си XII - на­ча­ла XV вв. М., 1980;

Nel­son R.S. The iconography of preface and mi­niature in the Byzantine Gospel book. N. Y., 1980;

По­по­ва О.С. Рус­ская книж­ная ми­ниа­тю­ра XI-XV вв. // Древ­не­рус­ское ис­кус­ст­во: Ру­ко­пис­ная кни­га. М., 1983; она же. Ви­зан­тий­ские и древ­не­рус­ские ми­ниа­тю­ры. М., 2003;

Cutler A. The aristocratic psalter in By­zantium. P., 1984;

Пуц­ко В.Г. Ви­зан­тий­ские ил­лю­ми­ни­ро­ван­ные ру­ко­пи­си Чи­ка­го- Ка­ра­хис­сар­ской груп­пы в Мо­ск­ве // Ви­зан­тий­ский вре­мен­ник. 1984. № 45;

В связи с распространением христианского учения появляется раннехристианское искусство миниатюры. Основой христианского учения, как известно, стали Ветхий и Новый Заветы, которые в больших количествах переписывались и распространялись среди общин для укрепления в вере, а также для ведения богослужений. В течение I-IV вв. наблюдается постепенный переход от свитка к пергаментному кодексу, который оказался не только более удобным при ведении божественной службы, но именно книжный

В меровингском наследии видное место занимают рукописи с миниатюрами. Украшение рукописей носило орнаментальный характер; особенно типичен для них так называемый изоморфический тип инициалов: остов этих инициалов образуют стилизованные образы рыб, птиц, животных, реже человеческие фигуры (Гелазианский сакраментарий середины VIII в.: инициалы; орнаментальные композиции

Средневековые миниатюры.

Распятие в данном случае играет роль заглавной буквы Т

Средневековые миниатюры.

А изображение Марии играет роль заглавной буквы I

Средневековые миниатюры.

В 568 г. в Италию под предводительством Альбоина вторгаются германские племена – лангобарды (современная Ломбардия, столица – Милан). Искусство лангобардов – искусство латинизированных варваров (с нем. Langobarden – длиннобородые). Латинизация проявилась в ювелирном деле

Средневековые миниатюры.

Своеобразная художественная школа образовалась на Британских островах. Англо-ирландское искусство. В V-VI веках в Британию, где проживал древний народ бритты (самые непокорные из завоёванных римлянами народов), вторглись англо-саксонские племена, но культура бриттов сохранилась, несмотря на значительное истребление самих носителей этой культуры. Наиболее ярко синтез традиционных художественных форм и нового христианского мировоззрения воплотился в искусстве миниатюры. Евангилие из Дарроу ок 680 г.

Средневековые миниатюры.

Средневековые миниатюры.

Евангелие из Личфилда VIII в.

Средневековые миниатюры.

Средневековые миниатюры.

Ковровый лист из евангелия из Лимчфилда.

Средневековые миниатюры.

Каролингская эпоха уходит как последняя вспышка Античности. В 911 г. завершилось правление династии Каролингов, и политический центр Германии сместился в Саксонию. Представители саксонской династии сумели на время восстановить сильную королевскую власть; наиболее выдающимся из них был Оттон I, считавший себя продолжателем каролингской имперской традиции и с самого начала заявивший притязания на такую же державную власть, которой обладал Карл Великий. Ему удалось объединить на время земли в единое государство – Оттоновскую Империю, а заняв в 962 году Рим, он венчается римской короной и принимает титул императора Августа. При Оттонах появляется Священная Римская Империя.

Оттоновское Возрождение (950-1050 гг.).

В целом упадок образованности. Двор не знает того размаха меценатства и тех культурных запросов, какие были при Карле.

Но основным источником знаний об оттоновском искусстве как определённом стилистическом направлении остаются рукописи. Выделяется несколько школ: Райхенау, Регенсбургская и Кёльнская.

Самые многочисленные императорские заказы делаются в монастыре Райхенау. Стремление к лаконизму, простоте, колористическому однообразию; чаще всего – пустой фон, на котором помещены фигуры (нет деталей).

Средневековые миниатюры.

Передача ключей Петру

Средневековые миниатюры.

Манесский песенник содержит исключительно поэтические произведения на средневерхненемецком языке. Кодекс является представительным собранием средневековых лирических песен и источником сведений об искусстве миннезанга. Основная часть кодекса, написанная в начале XIV в., охватывает творчество 110 авторов, позднее в него были внесены ещё 30 авторов. Расположение авторов в кодексе в целом соответствует их сословному положению.

Средневековые миниатюры.

Псалтырь Эгберта Трирского тот же пустой фон на миниатюре без пейзажа.

Средневековые миниатюры.

А вот изображение Оттона III на троне.

4 части света с шарами преподносят ему свои символы. Влияние апокалиптических настроений ближе к началу тысячелетия и распространение мнения, что Оттон III – последний император. Средневековье характерно своим сиволизмом.

Средневековые миниатюры.

Вот изображения из евангелия Оттона

Средневековые миниатюры.

Средневековые миниатюры.

Ярким примером совмещения дискурсов – религиозного и политического – является Евангеларий Оттона III (Мюнхен, Баварская государственная библиотека), который можно смело назвать одной из самых знаменитых рукописей школы Рейхенау. Евангеларий был создан около 1000 г. по заказу императора.

Религиозный пафос Евангелария воплощен с шокирующей экспрессией в портрете св. Луки (илл.14). Как обычно, евангелист пребывает под сводом затейно декорированной арки, которая опирается на две колонны; но на этом дань западной иконографии можно считать исчерпанной – св. Лука из Евангелария Оттона III скорее походит на восточных святых (что, впрочем, не удивительно, учитывая "византийский уклон" всего императорского двора).

Св. Лука, окруженный бирюзово-зеленой мандорлой, восседает не на троне, но на некоем подобии радуги. В энергично воздетых к небу руках он держит одиннадцать небесных сфер, населенных ангелами, пророками и святыми. Сферы-сателлиты, подобно лепесткам небесного цветка, окружают сферу центральную, где помещен символ св. Луки – осиянный нимбом крылатый телец, а в сфере, что расположена над ним, мы видим самого Вседержителя, в чьих руках – развернутый свиток, символ христианского учения.

Средневековые миниатюры.

Евангилие Генриха II

Средневековые миниатюры.

Школа Регенсбурга. Латинизированное понимание образного строя и сюжетов. Сюжет трактуется как формула, наслоение смыслов. Евангелие аббатисы Уты. Распятие Христа.

Средневековые миниатюры.

Регенсбургскую школу книжной миниатюры отличало от школ-соперниц очевидное пристрастие к богатым, развитым орнаментам и выраженное стремление к сложной аллегорической и теологически глубокой интерпретации изображаемых сюжетов. Достаточно репрезентативны в этом отношении миниатюры Евангелария аббатисы Уты из Нидермюнстера, созданного в Регенсбурге в первой четверти XI в. Исполнена мистического символизма иллюстрация, изображающая служащего мессу св. Эрхардта (илл.27). Рядом со святым – содействующий ему дьякон. Оба стоят перед алтарем с литургическими предметами (на него указывает правая рука св.Эрхардта).

Сцена взята в роскошную золотую раму, украшенную разноцветными побегами и листами, в верхней части которой находится круглый медальон с Агнцем (здесь, редкий случай, агнец выполнен в синем цвете). В углах рамы помещены квадратные вставки. В одной из них, справа вверху – портрет заказчицы, самой аббатисы Уты, в трех других – аллегории христианских добродетелей.

Средневековые миниатюры.

Пример евангилие аббатисы Хитды.

Средневековые миниатюры.

Буря на Галилейском море из евангелия Хильды.

. Корабль, влекомый ветром, летит диагонально, пересекая поле листа и рамку, парус сорван, снасти развеваются, испуганные апостолы будят уснувшего на корме Христа, и в этом хаосе, переданном не через изображение волн пейзажа, а лишь через движение корабля, остается один остров покоя – единственная правильная вертикаль – неподвижно свисающий рукав Христа. Так, через деталь, выраженная Его способность повелевать ветру и буре могла прийти только из византийского мира.

Средневековые миниатюры.

Книги переписывались в средневековье монахами. Это считалось богоугодным делом. Церковь была заодно и цензурой.

Читайте также: