Миниатюра это в истории кратко
Обновлено: 02.07.2024
Искусство написания небольших картин, обычно типа врезок в Евангелии. Миниатюрист, сущ – художник, создающий миниатюры. Миниатю?рный, прил – маленький, небольшой.
(от лат. miniatus –киноварь), первоначально написанные в Ср.-век. рукописях красной краской инициалы и заставки, позднее фигурные и орнаментальные украшения рукописей и инкунабул (рисунки пером, применение золота и красок).
(от лат. minium — киноварь, сурик) — художественное произведение (обычно живопись) малых размеров. Сначала так называли книжные иллюстрации, заставки, инициалы, потом — портреты малого формата. В литературе, музыке, театре — небольшие по размерам произведения искусства.
от лат. minium — киноварь, сурик) — небольшое живописное изображение, иллюстрация в рукописной книге. Буквицы или первые строки средневековых рукописей писались красной краской, поэтому и изображение в этих книгах стали называть м. В период Средневековья в Византии, а также в странах Зап. Европы книжная м. достигла большого совершенства.
(лат. Minium — киноварь: красная краска, которой в древности пользовались для расцве-чивания заглавных букв в рукописных книгах) — живо-писные изображения, украшавшие и иллюстрировавшие средневековые рукописи в виде заставок и иллюстраций. Художникаминиатюриста называли миниатором или иллюминатором. Первоначально миниатюры выполнялись на том же материале, что и вся рукописная книга — папирусе, пергаменте, бумаге. Рисовали художники-миниатюристы кистью или пером гуашевыми и акварельными красками, а фоны изобра-жений и отдельные детали прописывали золотом и серебром. В странах мусульманского Востока и Индии лист с миниатюрой мог быть самостоятельным произведением.
Но миниатюра — это не только книжная иллю-страция. Миниатюрой называют также и живописные произведения небольшого формата, выполненные на бумаге, металле, кости, фарфоре, дереве. Этот вид миниатюры появился в XVI в. и был широко распространен до середины XIX в., когда он был вытеснен фото-графией. Разновидностью миниатюры является также живопись на небольших лаковых изделиях, так называ-емая лаковая миниатюра, отечественными центрами которой стали всемирно известные Палех, Мстера, Фе-доскино и т.д.
от лат. minium – киноварь, сурик, краски, которыми в древности украшали инициалы рукописных книг), живопись небольших размеров и тонкого исполнения. Средневековые книжные миниатюры – это иллюстрации, заставки, заглавные буквицы (инициалы), которые раскрашивалиакварелью, гуашью и др. яркими водорастворимыми красками, созданными на основе натуральных красочных пигментов (Остромирово Евангелие, 1056–57).
В живописи миниатюрами называют портретные изображения небольшого формата (ок. 15–20 см), исполненные гуашью или акварелью по картону, бумаге, пергаменту, слоновой кости, а также масляными красками по металлу, керамическими красками по фарфору, эмалями на металлической пластинке. Миниатюрные живописные портреты вставлялись в табакерки, часы, медальоны и броши. Портретная миниатюра появилась в эпоху Возрождения (Х. Хольбейн Младший в Германии, Ж. Фуке во Франции). Расцвет портретной миниатюры приходится на 18 в. (Р. Каррьера в Италии, Ж. О. Фрагонар во Франции). В России Петровской эпохи были широко распространены эмалевые миниатюры (Г. С. Мусикийский). Миниатюры с изображением императоров и императриц выполняли роль наградных царских знаков. Со второй пол. 18 в. миниатюрный портрет приобрел камерный характер, становясь семейной реликвией, которая передавалась из поколения в поколение (миниатюрные портреты В. Л. Боровиковского). В 1779 г. вПетербургской академии художеств был открыт класс миниатюрной живописи. В нач. 19 в. наступил расцвет акварельной портретной миниатюры (К. П. и А. П. Брюлловы, П. Ф. Соколов). С сер. 19 в. портретная миниатюра начала вытесняться дагерротипом и фотографией.
МИНИАТЮРА КНИЖНАЯ - вид живописи, иллюстрации в рукописных книгах, а также изобразительно-декоративные элементы книжного оформления (инициалы, заставки, маргиналии и др.).
Возникновение миниатюры книжной как самостоятельного вида искусства связано с переходом от свитка (нередко иллюстрированного) к кодексу - длительным процессом, который завершился в конце IV - начале V веков н. э.; её художественная традиция восходит к античной и раннехристианской миниатюре. Исчезновение миниатюры книжной стало следствием изобретения книгопечатания в середине XV века. Основным материалом для страниц кодекса служил пергамен (позднее - бумага). Для создания миниатюры книжной использовались растительные и минеральные краски и золото. Как правило, иллюстрации создавались после написания текста на специально отведённых участках страниц; иногда исполнялись на отдельных листах, которые затем вшивались в рукопись.
После изгнания крестоносцев из Константинополя (1261 год) были созданы условия для возрождения миниатюры книжной. К последней четверти XIII века относится несколько лицевых рукописей, свидетельствующих о сложении палеологовского стиля миниатюры. В Евангелии из Британского музея (1285 год), Кодексе Пророков (Библиотека Ватикана, 1280-е годы) использованы архитектурные и пейзажные элементы, воссозданы детали интерьера. Фигуры становятся плотными, трёхмерными, а выражение ликов - спокойным и сосредоточенным. В 1280-х годах создана группа лицевых рукописей (около 15), свидетельствующих об увлечении классическим искусством и обращении к наследию так называемого Македонского возрождения (Восьмикнижие из Библиотеки Ватикана, Псалтирь из РНБ, Псалтирь из монастыря Святой Екатерины на Синае и др.), иллюстрации которых отличаются сложными пространственными формами, многоплановостью композиций, фигурами, представленными в свободных позах и движениях.
Памятники меровингской миниатюры книжной характеризуются почти полным отсутствием сюжетных иллюстраций. Инициалы и буквы составляются из фигур птиц и рыб, с раннехристианских времён служивших символами Христа (Гелазианский сакраментарий, около 750 года, Библиотека Ватикана); впервые в истории западно-европейские книги появляются антропоморфные инициалы с вписанными в них изображениями Христа, священнослужителя и др. (Геллонский сакраментарий, 2-я половина VIII века, Национальная библиотека, Париж). От декоративно-прикладного искусства полихромного стиля эти памятники унаследовали сочетание красного, жёлтого и зелёного цветов.
В XI-XII веках искусство миниатюры книжной большинства европейских стран при многообразии местных школ отмечено единством художественной системы - романским стилем. В отсутствие сильной светской централизованной власти монастырские и епископские скриптории стали единственными центрами изготовления книг: Сент-Омер, Сент-Аман, Сен-Марсьяль, Сито, Клерво во Франции; Уинчестер (Винчестер), Кентербери, Йорк в Англии; Вайнгартен, Энгельберг, Хирсау, Зальцбург, Регенсбург в Германии; Монтекассино, Боббио, Полироне в Италии. С начала XII века преобладают Библии большого формата (так называемые гигантские, чьё появление связано с григорианской реформой), Псалтири, снабжённые комментариями Апокалипсисы, жития святых, теологические труды (Ансельма Кентерберийского, святого Бернарда Клервосского, Петра Коместора, Петра Ломбардского и др.), книги по церковному праву (Декреты Грациана) и т. д. С середины XII века в круг иллюминировованных рукописей постепенно входят произведения рыцарской литературы, исторические сочинения, сборники постановлений обычного права. С начала XI века и вплоть до XIII века в Северной Италии получает распространение тип книг, воспроизводящий античную форму свитка - экзультет (свиток, содержащий молитвенные песнопения пасхальных служб). Такие свитки обычно содержали орнаментальную кайму по всей длине и миниатюры, перевёрнутые по отношению к нотам и тексту и разъясняющие его (свиток, XI век, архив Кафедрального собора в Бари). Иллюминированные бестиарии полны изображений как реальных, так и причудливых вымышленных животных; они были особенно распространены в Англии в XII-XIII веках.
Дополнительная литература:
Кондаков Н.П. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. Од., 1876;
Владимиров М., Георгиевский Г.П. Древнерусская миниатюра. М., 1933;
Nordenfalk C., Grabar A. Early medieval painting from the fourth to the eleventh century. Lausanne, 1957;
Porcher J. L’Enluminure française. P., 1958;
Протасьева Т.Н., Щепкина М.В. Сокровища древней письменности и старой печати. М., 1958;
Свирин А.Н. Искусство книги Древней Руси XI-XVII вв. М., 1964;
Азарян Л.Р. Киликийская миниатюра XII-XIII вв. Ер., 1964 (на арм. яз.);
Подобедова О.И. Миниатюры русских исторических рукописей. М., 1964;
Belting H. Das illuminierte Buch in der spätbyzantinischen Gesellschaft. Hdlb., 1970;
Goldschmidt A. German illumination. N. Y., 1970;
Weitzmann K. Studies in classical and Byzantine manuscript illumination. Chi.; L., 1971;
idem. Byzantine book illumination and ivories. L., 1980;
Unterkircher F. Die Buchmalerei: Entwicklung, Technik, Eigenart. Wien, 1974;
Popova O. Les miniatures russes du XIe au XVe siècle. Léningrad, 1975;
The place of book illumination in Byzantine art. Princeton, 1975;
Лихачева В.Д. Искусство книги: Константинополь, XI в. М., 1976; oна жe. Византийская миниатюра. М., 1977;
Spatharakis I. The portrait in Byzantine illuminated manuscripts. Leiden, 1976;
Вздорнов Г.И. Искусство книги в Древней Руси: Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII - начала XV вв. М., 1980;
Nelson R.S. The iconography of preface and miniature in the Byzantine Gospel book. N. Y., 1980;
Попова О.С. Русская книжная миниатюра XI-XV вв. // Древнерусское искусство: Рукописная книга. М., 1983; она же. Византийские и древнерусские миниатюры. М., 2003;
Cutler A. The aristocratic psalter in Byzantium. P., 1984;
Пуцко В.Г. Византийские иллюминированные рукописи Чикаго- Карахиссарской группы в Москве // Византийский временник. 1984. № 45;
В театре миниатюрами называют небольшие произведения — одноактные пьесы, скетчи, пародии, сценки — а также представления по ним. Коллективы, которые показывают только короткие постановки, именуют театрами миниатюр.
Театр миниатюр — это один из видов камерного театра, который показывает постановки в небольшом помещении и маленькой группе зрителей. Миниатюрами же называют самые лаконичные представления камерных театров. Они проходят с минимумом декораций и сценических эффектов.
Особенно много театров миниатюр появилось в эпоху НЭПа. В то время часто ставили небольшие сатирические спектакли, в которых высмеивали политиков. Из-за этого почти все такие театры закрыли в 1930-х годах.
Вновь миниатюры появились во время Великой Отечественной войны, когда группы актеров из 3–4 человек ездили на фронт и выступали с короткими агитационными представлениями перед солдатами. Так гастролировали и артисты Ленинградского театра эстрады и миниатюр (сейчас — Театр эстрады имени А.И. Райкина). В разное время в нем служили Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, Мария Миронова и Александр Менакер.
Сегодня театры миниатюр существуют не только в России, но и во многих европейских странах. В них часто ставят спектакли по произведениям русских классиков.
Миниатюра (от лат. minium — красные краски, применявшиеся в оформлении рукописных книг) — в изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания.
Миниатюрная живопись распространена также на востоке. В Индии во времена империи Великих Моголов получила распространение раджастханская миниатюра. Она явилась синтезом совместного творчества индийских и персидских мастеров.
См. также
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Миниатюра" в других словарях:
Миниатюра — (франц. miniature, итал. miniatura, от лат. minium киноварь, сурик, которыми в древности расцвечивались рукописные книги), произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшими размерами и тонкостью художественных приёмов.… … Художественная энциклопедия
Миниатюра — термин, заимствованный из живописи и применяемый иногда в литературоведении для обозначения небольшого по размерам драматического или лиро эпического произведения. Термин М. совершенно не определен в стилевом и жанровом плане: в драматургии напр … Литературная энциклопедия
Миниатюра — из французской рукописи XV столетия. МИНИАТЮРА (французское miniature, от латинского minium киноварь, сурик), художественное произведение (обычно живописное) малых размеров, отличающееся особо тонкой манерой наложения красок. Первоначально… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
МИНИАТЮРА — франц. miniature, ит. miniatura, от miniatores, от minium, сурик, потому что монахи в средние века украшали свои рукописи рисунками суриком. Маленький портрет или картина. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык … Словарь иностранных слов русского языка
Миниатюра — (фр. miniature, лат. minium – киноварь, сурик) – художественное произведение (обычно живописное) малых размеров, отличающееся особо тонкой манерой наложения красок. Первоначально миниатюрой называли выполненные гуашью, акварелью и другими… … Энциклопедия культурологии
МИНИАТЮРА — (франц. miniature от лат. minium киноварь, сурик),1) художественное произведение (обычно живописное) малых размеров, отличающееся особо тонкой манерой наложения красок. Первоначально миниатюрами назывались выполненные гуашью, акварелью и др.… … Большой Энциклопедический словарь
миниатюра — реприза, интермедия, картина, нэцке, палех, нэцкэ, рисунок, юмореска, микроминиатюра, скетч Словарь русских синонимов. миниатюра сущ., кол во синонимов: 10 • интермедия (5) • … Словарь синонимов
Миниатюра — (от ит. miniatura Реклама и полиграфия
МИНИАТЮРА — и миньятюра, миниатюры, жен. (от лат. minium киноварь, сурик) (иск.). 1. Разрисованная красками прописная буква или небольшой рисунок в красках в старинной рукописи (филол.). Рукопись с миниатюрами. 2. Небольшая картина, отделка которой… … Толковый словарь Ушакова
МИНИАТЮРА — МИНИАТЮРА, ы, жен. 1. Небольшой рисунок в красках в старинной рукописи, книге. 2. Небольшая картина тщательной и изящной отделки, с тонким наложением красок. Миниатюры на бумаге, на фарфоре, на кости. Акварельные миниатюры. 3. Драматическое или… … Толковый словарь Ожегова
Читайте также: