Миниатюра это в истории кратко

Обновлено: 02.07.2024

Искусство написания небольших картин, обычно типа врезок в Евангелии. Миниатюрист, сущ – художник, создающий миниатюры. Миниатю?рный, прил – маленький, небольшой.

(от лат. miniatus –киноварь), первоначально написанные в Ср.-век. рукописях красной краской инициалы и заставки, позднее фигурные и орнаментальные украшения рукописей и инкунабул (рисунки пером, применение золота и красок).

(от лат. minium — киноварь, сурик) — художественное произведение (обычно живопись) малых размеров. Сначала так называли книжные иллюстрации, заставки, инициалы, потом — портреты малого формата. В литературе, музыке, театре — небольшие по размерам произведения искусства.

от лат. minium — киноварь, сурик) — небольшое живописное изображение, иллюстрация в рукописной книге. Буквицы или первые строки средневековых рукописей писались красной краской, поэтому и изображение в этих книгах стали называть м. В период Средневековья в Византии, а также в странах Зап. Европы книжная м. достигла большого совершенства.

(лат. Minium — киноварь: красная краска, которой в древности пользовались для расцве-чивания заглавных букв в рукописных книгах) — живо-писные изображения, украшавшие и иллюстрировавшие средневековые рукописи в виде заставок и иллюстраций. Художникаминиатюриста называли миниатором или иллюминатором. Первоначально миниатюры выполнялись на том же материале, что и вся рукописная книга — папирусе, пергаменте, бумаге. Рисовали художники-миниатюристы кистью или пером гуашевыми и акварельными красками, а фоны изобра-жений и отдельные детали прописывали золотом и серебром. В странах мусульманского Востока и Индии лист с миниатюрой мог быть самостоятельным произведением.
Но миниатюра — это не только книжная иллю-страция. Миниатюрой называют также и живописные произведения небольшого формата, выполненные на бумаге, металле, кости, фарфоре, дереве. Этот вид миниатюры появился в XVI в. и был широко распространен до середины XIX в., когда он был вытеснен фото-графией. Разновидностью миниатюры является также живопись на небольших лаковых изделиях, так называ-емая лаковая миниатюра, отечественными центрами которой стали всемирно известные Палех, Мстера, Фе-доскино и т.д.

от лат. minium – киноварь, сурик, краски, которыми в древности украшали инициалы рукописных книг), живопись небольших размеров и тонкого исполнения. Средневековые книжные миниатюры – это иллюстрации, заставки, заглавные буквицы (инициалы), которые раскрашивалиакварелью, гуашью и др. яркими водорастворимыми красками, созданными на основе натуральных красочных пигментов (Остромирово Евангелие, 1056–57).
В живописи миниатюрами называют портретные изображения небольшого формата (ок. 15–20 см), исполненные гуашью или акварелью по картону, бумаге, пергаменту, слоновой кости, а также масляными красками по металлу, керамическими красками по фарфору, эмалями на металлической пластинке. Миниатюрные живописные портреты вставлялись в табакерки, часы, медальоны и броши. Портретная миниатюра появилась в эпоху Возрождения (Х. Хольбейн Младший в Германии, Ж. Фуке во Франции). Расцвет портретной миниатюры приходится на 18 в. (Р. Каррьера в Италии, Ж. О. Фрагонар во Франции). В России Петровской эпохи были широко распространены эмалевые миниатюры (Г. С. Мусикийский). Миниатюры с изображением императоров и императриц выполняли роль наградных царских знаков. Со второй пол. 18 в. миниатюрный портрет приобрел камерный характер, становясь семейной реликвией, которая передавалась из поколения в поколение (миниатюрные портреты В. Л. Боровиковского). В 1779 г. вПетербургской академии художеств был открыт класс миниатюрной живописи. В нач. 19 в. наступил расцвет акварельной портретной миниатюры (К. П. и А. П. Брюлловы, П. Ф. Соколов). С сер. 19 в. портретная миниатюра начала вытесняться дагерротипом и фотографией.

МИНИАТЮРА КНИЖНАЯ - вид жи­во­пи­си, ил­лю­ст­ра­ции в ру­ко­пис­ных кни­гах, а так­же изо­бра­зи­тель­но-де­ко­ра­тив­ные эле­мен­ты книж­но­го оформ­ле­ния (ини­циа­лы, за­став­ки, мар­ги­на­лии и др.).

Воз­ник­но­ве­ние миниатюры книжной как са­мо­сто­ятельного ви­да искусства свя­за­но с пе­ре­хо­дом от свит­ка (не­ред­ко ил­лю­стри­ро­ван­но­го) к ко­дек­су - дли­тель­ным про­цес­сом, ко­то­рый за­вер­шил­ся в конце IV - начале V веков н. э.; её ху­дожественная тра­ди­ция во­схо­дит к ан­тич­ной и ран­не­хри­сти­ан­ской ми­ниа­тю­ре. Ис­чез­но­ве­ние миниатюры книжной ста­ло след­ст­ви­ем изо­бре­те­ния кни­го­пе­ча­та­ния в середине XV века. Основным ма­те­риа­лом для стра­ниц ко­дек­са слу­жил пер­га­мен (позд­нее - бу­ма­га). Для соз­да­ния миниатюры книжной ис­поль­зо­ва­лись рас­ти­тель­ные и ми­неральные крас­ки и зо­ло­то. Как пра­ви­ло, ил­лю­ст­ра­ции соз­да­ва­лись по­сле на­пи­са­ния тек­ста на спе­ци­аль­но от­ве­дён­ных уча­ст­ках стра­ниц; ино­гда ис­пол­ня­лись на отдельных лис­тах, ко­то­рые за­тем вши­ва­лись в ру­ко­пись.

По­сле из­гна­ния кре­сто­нос­цев из Кон­стан­ти­но­по­ля (1261 год) бы­ли соз­да­ны ус­ло­вия для воз­ро­ж­де­ния миниатюры книжной. К пос­лед­ней четверти XIII века от­но­сит­ся несколько ли­це­вых ру­ко­пи­сей, сви­де­тель­ст­вую­щих о сло­же­нии па­лео­ло­гов­ско­го сти­ля ми­ниа­тю­ры. В Еван­ге­лии из Британского му­зея (1285 год), Ко­дек­се Про­ро­ков (Библиотека Ва­ти­ка­на, 1280-е годы) ис­поль­зо­ва­ны ар­хитектурные и пей­заж­ные эле­мен­ты, вос­соз­да­ны де­та­ли ин­терь­е­ра. Фи­гу­ры ста­но­вят­ся плот­ны­ми, трёхмер­ны­ми, а вы­ра­же­ние ли­ков - спо­кой­ным и со­сре­до­то­чен­ным. В 1280-х годах со­зда­на груп­па ли­це­вых ру­ко­пи­сей (около 15), сви­де­тель­ст­вую­щих об ув­ле­че­нии клас­сическим искусством и об­ра­ще­нии к на­сле­дию так называемого Ма­ке­дон­ско­го воз­рож­де­ния (Вось­ми­кни­жие из Библиотеки Ва­ти­ка­на, Псал­тирь из РНБ, Псал­тирь из монастыря Святой Ека­те­ри­ны на Си­нае и др.), ил­лю­ст­ра­ции ко­то­рых от­ли­ча­ют­ся слож­ны­ми про­стран­ст­вен­ны­ми фор­ма­ми, мно­го­пла­но­во­стью ком­по­зи­ций, фи­гу­ра­ми, пред­став­лен­ны­ми в сво­бод­ных по­зах и дви­же­ни­ях.

Па­мят­ни­ки ме­ро­винг­ской миниатюры книжной ха­рак­те­ри­зу­ют­ся поч­ти пол­ным от­сут­ст­ви­ем сю­жет­ных ил­лю­ст­ра­ций. Ини­циа­лы и бу­к­вы со­став­ля­ют­ся из фи­гур птиц и рыб, с ран­не­хри­сти­ан­ских вре­мён слу­жив­ших сим­во­ла­ми Хри­ста (Ге­ла­зи­ан­ский са­кра­мен­та­рий, около 750 года, Библиотека Ва­ти­ка­на); впер­вые в ис­то­рии западно-ев­ропейские кни­ги по­яв­ля­ют­ся ан­тро­по­морф­ные ини­циа­лы с впи­сан­ны­ми в них изо­бра­же­ния­ми Хри­ста, свя­щен­но­слу­жи­те­ля и др. (Гел­лон­ский са­кра­мен­та­рий, 2-я половина VIII века, Национальная библиотека, Па­риж). От де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го искусства по­ли­хром­но­го сти­ля эти па­мят­ни­ки унас­ле­до­ва­ли со­че­та­ние крас­но­го, жёл­то­го и зе­лё­но­го цве­тов.

В XI-XII веках искусство миниатюры книжной боль­шин­ст­ва ев­ропейских стран при мно­го­об­ра­зии ме­ст­ных школ от­ме­че­но един­ст­вом ху­дожественной сис­те­мы - ро­ман­ским сти­лем. В от­сут­ст­вие силь­ной свет­ской цен­тра­ли­зованной вла­сти мо­на­стыр­ские и епи­скоп­ские скрип­то­рии ста­ли един­ст­вен­ны­ми цен­тра­ми из­го­тов­ле­ния книг: Сент-Омер, Сент-Аман, Сен-Мар­сь­яль, Си­то, Клер­во во Фран­ции; Уин­че­стер (Вин­че­стер), Кен­тер­бе­ри, Йорк в Анг­лии; Вайн­гар­тен, Эн­гель­берг, Хир­сау, Зальц­бург, Ре­генс­бург в Гер­ма­нии; Мон­те­кас­си­но, Боб­био, По­ли­ро­не в Ита­лии. С начала XII века пре­об­ла­да­ют Биб­лии боль­шо­го фор­ма­та (так называемые ги­гант­ские, чьё по­яв­ле­ние свя­за­но с гри­го­ри­ан­ской ре­фор­мой), Псал­ти­ри, снаб­жён­ные ком­мен­та­рия­ми Апо­ка­лип­си­сы, жи­тия свя­тых, тео­ло­гические тру­ды (Ан­сель­ма Кен­тер­бе­рий­ско­го, святого Бер­нар­да Клер­вос­ско­го, Пет­ра Ко­ме­сто­ра, Пет­ра Лом­бард­ско­го и др.), кни­ги по цер­ков­но­му пра­ву (Дек­ре­ты Гра­циа­на) и т. д. С середины XII века в круг ил­лю­ми­ни­ровованных ру­ко­пи­сей по­сте­пен­но вхо­дят про­из­ве­де­ния ры­цар­ской литературы, ис­то­рические со­чи­не­ния, сбор­ни­ки по­ста­нов­ле­ний обыч­но­го пра­ва. С начала XI века и вплоть до XIII века в Северной Ита­лии по­лу­ча­ет рас­про­стра­не­ние тип книг, вос­про­из­во­дя­щий ан­тич­ную фор­му свит­ка - эк­зуль­тет (сви­ток, со­дер­жа­щий мо­лит­вен­ные пес­но­пе­ния пас­халь­ных служб). Та­кие свит­ки обыч­но со­дер­жа­ли ор­на­мен­таль­ную кай­му по всей дли­не и ми­ниа­тю­ры, пе­ре­вёр­ну­тые по от­но­ше­нию к но­там и тек­сту и разъ­яс­няю­щие его (сви­ток, XI век, ар­хив Ка­фед­раль­но­го со­бо­ра в Ба­ри). Ил­лю­ми­ни­рованные бес­тиа­рии пол­ны изо­бра­же­ний как ре­аль­ных, так и при­чуд­ли­вых вы­мыш­лен­ных жи­вот­ных; они бы­ли осо­бен­но рас­про­стра­не­ны в Анг­лии в XII-XIII веках.

Дополнительная литература:

Кон­да­ков Н.П. Ис­то­рия ви­зан­тий­ско­го ис­кус­ст­ва и ико­но­гра­фии по ми­ниа­тю­рам гре­че­ских ру­ко­пи­сей. Од., 1876;

Вла­ди­ми­ров М., Ге­ор­ги­ев­ский Г.П. Древ­не­рус­ская ми­ниа­тю­ра. М., 1933;

Nordenfalk C., Gra­bar A. Early medieval painting from the fourth to the eleventh century. Lausanne, 1957;

Por­cher J. L’Enluminure française. P., 1958;

Про­тась­е­ва Т.Н., Щеп­ки­на М.В. Со­кро­ви­ща древ­ней пись­мен­но­сти и ста­рой пе­ча­ти. М., 1958;

Сви­рин А.Н. Ис­кус­ст­во кни­ги Древ­ней Ру­си XI-XVII вв. М., 1964;

Аза­рян Л.Р. Ки­ли­кий­ская ми­ниа­тю­ра XII-XIII вв. Ер., 1964 (на арм. яз.);

По­до­бе­до­ва О.И. Ми­ниа­тю­ры рус­ских ис­то­ри­че­ских ру­ко­пи­сей. М., 1964;

Belting H. Das illuminierte Buch in der spät­by­zantinischen Gesellschaft. Hdlb., 1970;

Gold­schmidt A. German illumi­nation. N. Y., 1970;

Weitzmann K. Studies in classical and Byzan­tine manuscript illumina­tion. Chi.; L., 1971;

idem. Byzantine book il­lu­mination and ivories. L., 1980;

Unterkir­cher F. Die Buchmalerei: Ent­wicklung, Tech­nik, Eigenart. Wien, 1974;

Po­pova O. Les mi­niatures russes du XIe au XVe siècle. Lé­ningrad, 1975;

The place of book illu­mination in Byzantine art. Princeton, 1975;

Ли­ха­че­ва В.Д. Ис­кус­ст­во кни­ги: Кон­стан­ти­но­поль, XI в. М., 1976; oна жe. Ви­зан­тий­ская ми­ниа­тю­ра. М., 1977;

Spatharakis I. The por­trait in Byzantine illuminated manuscripts. Leiden, 1976;

Вздор­нов Г.И. Ис­кус­ст­во кни­ги в Древ­ней Ру­си: Ру­ко­пис­ная кни­га Се­ве­ро-Вос­точ­ной Ру­си XII - на­ча­ла XV вв. М., 1980;

Nel­son R.S. The iconography of preface and mi­niature in the Byzantine Gospel book. N. Y., 1980;

По­по­ва О.С. Рус­ская книж­ная ми­ниа­тю­ра XI-XV вв. // Древ­не­рус­ское ис­кус­ст­во: Ру­ко­пис­ная кни­га. М., 1983; она же. Ви­зан­тий­ские и древ­не­рус­ские ми­ниа­тю­ры. М., 2003;

Cutler A. The aristocratic psalter in By­zantium. P., 1984;

Пуц­ко В.Г. Ви­зан­тий­ские ил­лю­ми­ни­ро­ван­ные ру­ко­пи­си Чи­ка­го- Ка­ра­хис­сар­ской груп­пы в Мо­ск­ве // Ви­зан­тий­ский вре­мен­ник. 1984. № 45;



В театре миниатюрами называют небольшие произведения — одноактные пьесы, скетчи, пародии, сценки — а также представления по ним. Коллективы, которые показывают только короткие постановки, именуют театрами миниатюр.

Театр миниатюр — это один из видов камерного театра, который показывает постановки в небольшом помещении и маленькой группе зрителей. Миниатюрами же называют самые лаконичные представления камерных театров. Они проходят с минимумом декораций и сценических эффектов.

Особенно много театров миниатюр появилось в эпоху НЭПа. В то время часто ставили небольшие сатирические спектакли, в которых высмеивали политиков. Из-за этого почти все такие театры закрыли в 1930-х годах.

Вновь миниатюры появились во время Великой Отечественной войны, когда группы актеров из 3–4 человек ездили на фронт и выступали с короткими агитационными представлениями перед солдатами. Так гастролировали и артисты Ленинградского театра эстрады и миниатюр (сейчас — Театр эстрады имени А.И. Райкина). В разное время в нем служили Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, Мария Миронова и Александр Менакер.

Сегодня театры миниатюр существуют не только в России, но и во многих европейских странах. В них часто ставят спектакли по произведениям русских классиков.


Миниатюра (от лат. minium — красные краски, применявшиеся в оформлении рукописных книг) — в изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания.

Миниатюрная живопись распространена также на востоке. В Индии во времена империи Великих Моголов получила распространение раджастханская миниатюра. Она явилась синтезом совместного творчества индийских и персидских мастеров.

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Миниатюра" в других словарях:

Миниатюра — (франц. miniature, итал. miniatura, от лат. minium киноварь, сурик, которыми в древности расцвечивались рукописные книги), произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшими размерами и тонкостью художественных приёмов.… … Художественная энциклопедия

Миниатюра — термин, заимствованный из живописи и применяемый иногда в литературоведении для обозначения небольшого по размерам драматического или лиро эпического произведения. Термин М. совершенно не определен в стилевом и жанровом плане: в драматургии напр … Литературная энциклопедия

Миниатюра — из французской рукописи XV столетия. МИНИАТЮРА (французское miniature, от латинского minium киноварь, сурик), художественное произведение (обычно живописное) малых размеров, отличающееся особо тонкой манерой наложения красок. Первоначально… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

МИНИАТЮРА — франц. miniature, ит. miniatura, от miniatores, от minium, сурик, потому что монахи в средние века украшали свои рукописи рисунками суриком. Маленький портрет или картина. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык … Словарь иностранных слов русского языка

Миниатюра — (фр. miniature, лат. minium – киноварь, сурик) – художественное произведение (обычно живописное) малых размеров, отличающееся особо тонкой манерой наложения красок. Первоначально миниатюрой называли выполненные гуашью, акварелью и другими… … Энциклопедия культурологии

МИНИАТЮРА — (франц. miniature от лат. minium киноварь, сурик),1) художественное произведение (обычно живописное) малых размеров, отличающееся особо тонкой манерой наложения красок. Первоначально миниатюрами назывались выполненные гуашью, акварелью и др.… … Большой Энциклопедический словарь

миниатюра — реприза, интермедия, картина, нэцке, палех, нэцкэ, рисунок, юмореска, микроминиатюра, скетч Словарь русских синонимов. миниатюра сущ., кол во синонимов: 10 • интермедия (5) • … Словарь синонимов

Миниатюра — (от ит. miniatura Реклама и полиграфия

МИНИАТЮРА — и миньятюра, миниатюры, жен. (от лат. minium киноварь, сурик) (иск.). 1. Разрисованная красками прописная буква или небольшой рисунок в красках в старинной рукописи (филол.). Рукопись с миниатюрами. 2. Небольшая картина, отделка которой… … Толковый словарь Ушакова

МИНИАТЮРА — МИНИАТЮРА, ы, жен. 1. Небольшой рисунок в красках в старинной рукописи, книге. 2. Небольшая картина тщательной и изящной отделки, с тонким наложением красок. Миниатюры на бумаге, на фарфоре, на кости. Акварельные миниатюры. 3. Драматическое или… … Толковый словарь Ожегова

Читайте также: