Минерва богиня древнего рима кратко

Обновлено: 02.07.2024

(Minerva). Римская богиня, соответствовавшая греческой Афине-Палладе. Римляне почитали ее вместе с Юпитером и Юноной в Капитолии, как покровительницу городов, считали ее покровительницей ремесленников, художников, поэтов, музыкантов, учителей и женских рукоделий. Главный праздник ее в Риме назывался Quinquatrus; в нем участвовали все те, кому она покровительствовала, и он справлялся с большой торжественностью. В Риме Минерва почти утратила значение богини войны.

(Minerva), в римской мифологии богиня, входившая наряду с Юпитером и Юноной в т. н. капитолийскую триаду, которой был посвящён храм на Капитолии. Соответствует этрусск. Менрве. Культ М., возможно, заимствован из города Фалерии, где М. издавна почиталась как покровительница ремёсел и искусств (Ovid. Fast. Ill 821). Такова же была её функция в Риме, где храм М. на Авентине стал центром ремесленных коллегий, а их 'праздник квинкватр справлялся в юбилей посвящения храма. В 207 до н. э. по ходатайству старейшего поэта и драматурга Ливия Андроника при храме М. была организована коллегия писателей и актёров (Liv. XXVII 37), покровительницей которых стала богиня. Впоследствии её почитали также музыканты, врачи и учителя. М. была отождествлена с Афиной, что сообщило ей черты богини мудрости, войны и городов. В римских провинциях М. отождествлялась с некоторыми туземными богинями: Суль в Британии, Сулевией в Галлии.
в. ш.

Богиней, покровительствовавшей городам и мирным занятиям их жителей, была дочь Юпитера Минерва. Ее особым расположением пользовались ремесленники, художники и скульпторы, поэты и музыканты, врачи, учителя и искусные рукодельницы. Празднества в честь прекрасной и мудрой богини проводились во второй половине марта, назывались квинкватрии и продолжались пять дней. Учащиеся в первый день квинкватрии освобождались от занятий и приносили своим учителям плату за ученье. На этот день прерывались военные действия, если они имели место, и происходило общее бескровное жертвоприношение лепешками, медом и маслом. Затем устраивались гладиаторские игры, а в последний день приносились жертвы Минерве, в специальном помещении сапожников и происходило торжественное освящение труб, состоявших под особым покровительством богини, поскольку сословие трубачей играло большую роль в городской жизни, участвуя в торжественных церемониях, похоронах и различных обрядах. Флейтисты же считали своими главными праздниками малые квинкватрии в честь Минервы, праздновавшиеся с 13 июня и продолжавшиеся в течение трех дней. Минерва входила в божественную троицу, куда, кроме нее, включали Юпитера и Юнону(1). В их честь был воздвигнут великолепный храм на Капитолийском холме, начатый постройкой еще при царе Тарквинии Гордом. Этот храм, воздвигнутый на высоком постаменте, имел три святилища - Юпитера, Юноны и Минервы. В храме находилась статуя Юпитера, изваянная знаменитым этрусским скульптором Вулкой из обожженной глины и покрытая киноварью(2). Верховный бог был изображен сидящим на троне, в венце со скипетром и молнией в руках. Храм сгорел, подожженный злоумышленником. После его восстановления на центральном тимпане было помещено рельефное изображение Рима, расположившегося на щитах, а перед ним - волчицы, вскармливающей Ромула и Рема. На двускатной крыше, покрытой позолоченной медью, в центре была помещена квадрига(3) с Юпитером, вооруженным молниями и скипетром, слева от него - статуя Минервы, а справа - Юноны. На краях кровли - два сидящих орла. Между четырьмя средними колоннами висело три диска на цепях (всего по фасаду было шесть колонн). Возле Капитолийского холма находилось святилище бога Термина, покровителя межи, пограничных камней между земельными участками и границ города и государства. Священные церемонии по установлению границ и межевых камней были введены царем Нумой Помпилием. В яме, вырытой для межевого камня, разводили огонь; над ним закалывали жертвенное животное так, чтобы его кровь, стекая в яму, не тушила огня. Туда же лили мед, благовония и вино, бросали плоды и, наконец, ставили камень, украшенный венком. В день праздника Терминалий владельцы смежных полей собирались у своих межевых камней, украшая их цветами, и приносили в жертву богу Термину лепешку, мед и вино. Затем начинался веселый и дружный пир. Самым главным воплощением бога Термина был священный камень, находившийся у Капитолийского храма. (1. По-видимому, это было прямое заимствование у этрусков их божественной троицы: Тини (Юпитер), Уни (Юноны) и Менрвы (Минервы).) (2. Отсюда древний обычай покрывать лицо полководца-триумфатора красной краской, ибо он одеждой, регалиями и лицом уподоблялся Юпитеру.) (3. Колесница, запряженная четверкой лошадей.)

в римской мифологии богиня, воплощение вечной молодости, покровительствовавшая городам и мирным занятиям их жителей. Особым расположением Минервы пользовались ремесленники, художники и скульпторы, врачи, учителя и искусные рукодельницы. Празднества в честь прекрасной и мудрой богини проводились во второй половине марта, с 19-го по 23-е и назыались квинкватрии (quinquatrus, quinquatrua) в них принимали участие все, чьи занятия находились под покровительством богини. Также Минерва являлась богиней разума. До сих пор об умных людях говорят "Его напитала сама Минерва"

Минерва.

Минерва.

Минерва.
Картина П. Веронезе.
Около 1560.
Москва.
Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Джованни Батиста Тьеполо. Фрески из виллы Вальмарана в Виченце: Минерва понуждает Ахилла убить Агамемнона. 1757 г.

Джованни Батиста Тьеполо. Фрески из виллы Вальмарана в Виченце: Минерва понуждает Ахилла убить Агамемнона. 1757 г.

Минерва — одна из важнейших богинь Древнего Рима, входящая в Капитолийскую триаду. Прообразом покровительницы ремесленников, актеров, учителей и врачей стала более древняя Менрва, которую после эллинизации римской религии отождествляли с Афиной.

История создания персонажа

Корни культа берут свое начало в I тысячелетии до н. э. в цивилизации этрусков. Мифология этого народа имеет много общего с древнегреческими преданиями, тем не менее сохранила и уникальные особенности.

Среди главных богов этрусков числились Тин (соответствует Юпитеру), Уни (Юнона) и Менрва (Афина Паллада). Существуют гипотезы, что образ Менрвы был заимствован из мифов южных пицен, которые в 290 году до н. э. были окончательно покорены римлянами.

Функции богини заключались в обороне городов, а также в покровительстве больным. Впоследствии такая характеристика была перенята римской небожительницей. А вот постоянный атрибут этрусского персонажа в виде сосуда бессмертия остался невостребованным.

В III веке до н. э. героиня стала отождествляться с греческой Афиной Палладой, переняв от нее функции богини войны и мудрости. По мере развития государства среди сфер ее влияния обозначились музыка, литература, изобразительное искусство. После разделения населения на городское и сельское ей стали поклоняться ремесленники и земледельцы.

Согласно преданиям, без одобрения небожительницы сложно было построить дом. К ней обращались деятели искусств, ища вдохновения. В список добродетелей также входила помощь роженицам и больным.

Образ и биография Минервы

В честь трех главных богов — Минервы, Юноны и Юпитера — древние римляне построили Капитолийский храм в 509 веке до н. э. В нем предусматривались отдельные святилища для каждого персонажа триады. Однако вскоре неизвестный злоумышленник поджег дворец.

После реконструкции в центре крыши поставили скульптуру Юпитера, а его дочь разместили справа от него.

Легенда о происхождении богини мудрости и войны также имеет много общих черт с историей рождения Афины. Однажды у громовержца начала сильно болеть голова. Верховный небожитель призвал на помощь Асклепия, самого лучшего врачевателя. Но даже общепризнанный гений медицины не смог помочь ему избавиться от невыносимой боли.

Сильно мучаясь, Юпитер решил вопрос кардинально. Он обратился к Вулкану и попросил сына разрубить ему голову. Вулкану ничего не оставалось, кроме как выполнить просьбу отца. Из расколотой головы выпрыгнула девушка.

Небожительница, согласно легендам, появилась в доспехах, держа в руках острое копье и щит. Так ее и стали изображать художники и скульпторы — красивой юной девой в военном снаряжении и с оружием.

Рядом с образом этого мифологического персонажа на картинах помещали змей и сов. Эти существа символизировали мудрость, что наглядно демонстрировало одну из главных характеристик героини. Еще на изображениях рядом с богиней располагали оливковое дерево.

Будучи дочерью Юпитера, небожительница давала ему советы касательно военных действий. В особенно тяжелые времена девушка защищала безвинно страдавших. Согласно представлениям древних римлян, не была склонна к кровопролитиям. Часто ее противопоставляли Марсу, хотя она не питала страха перед сражениями и пыталась оградить мирных жителей от тягот военного времени.

После побед полководцы подносили своей покровительнице богатые дары. Так, Луций Эмилий Павел после завоевания Македонии часть добытого сжег, отблагодарив тем самым Минерву. Его примеру последовали и другие военачальники. Они верили, что без благосклонности дочери Юпитера о положительном исходе сражения можно и не думать.

И в мифах, и в искусстве богиня представлялась привлекательной девушкой, которая, несмотря на огромное количество воздыхателей, сохранила целомудрие. Древние римляне считали, что в этом и проявляется истинная мудрость персонажа.

В одном из мифов юную деву возжелал бог Марс. Он попросил содействия у Анны Перенны. В конечном итоге был назначен день встречи. Вечером в покои Марса зашла женщина в платье и фате, однако за вуалью скрывалась сама Анна Перенна. Одураченный бог войны повеселил своей реакцией на обман наблюдавших за этой сценой Венеру и Минерву.

Еще одна легенда связана с горгоной Медузой. Когда та еще была молодой особой, на нее польстился Нептун. Спасаясь от посягательств, дева пришла в храм к Минерве. Однако вместо того, чтобы защитить, та превратила ее в ужасного монстра со змеями вместо волос. Такое поведение справедливой богини, возможно, было связано с тем, что смертная посмела противиться воле небожителей.

Подобным образом героиня легенд поступила и с Тиресием, который ненароком увидел ее обнаженной. Мифологического персонажа из Фив она ослепила, однако взамен сделала его прорицателем. Когда Арахна на своем полотне продемонстрировала связь между грехами и богами, Минерва наказала ее, превратив ткачиху в паука.

В честь покровительницы врачей, художников, поэтов и военных в период с 19 по 23 марта в Древнем Риме происходили квинкватрии. Большие празднования захватывали всех, кто почитал и поклонялся богине. В день ее предполагаемого рождения — 19 марта — пекли лепешки с маслом и медом.

В другие дни устраивали гладиаторские бои, тем самым отмечая роль дочери Юпитера в военных делах империи. В празднике участвовали ремесленники, учителя, вязальщицы. Согласно традиции, в эти дни ученики благодарили своих наставников за науку.

Минерва в культуре

Первые изображения этого мифологического персонажа стали появляться на монетах — дупондиях и триенсах. При Нероне образ небожительницы чеканили на реверсе вместе с другими богами.

Минерва, согласно традиции, была в длинной тунике, шлеме и с копьем или щитом в руке. Рядом с ней помещали оливковую ветвь. После падения Римской империи ее образ вновь появился на монетах номиналом 100 лир.

В культуре России изображения богини использовали на памятных медалях, которые были выпущены в честь победы в войне со шведами. Покровительница военных дел отождествлялась с великими императрицами — Екатериной I и Елизаветой Петровной.

Не обошли стороной культ древнеримской защитницы и другие страны. Во Франции, Великобритании, Бельгии, Польше ее образ присутствовал на банкнотах.

В эпоху Возрождения художники брали за основу сюжетов описания древних мифов. При этом в изобразительном искусстве не прослеживалось особых различий между Минервой и Афиной Палладой. Несмотря на это, первая видела цель сражений в установлении справедливости и защите обездоленных, а не делала все ради кровавых побед.

Оценивать древнеримскую богиню этрусского происхождения не стоит однозначно. Она гордая и своенравная, способна на жестокость из-за неповиновения. Однако в большинстве случаев стремится к тому, чтобы поступать справедливо, и искренне переживает за смертных.

В Древнем Риме Минерва считалась одной из самых почитаемых богинь. Вместе с Юпитером и Юноной она входила в Капитолийскую триаду богов. После эллинизации, затронувшей культуру римлян, её стали отождествлять с Афиной. Минерва являлась покровительницей ремесленников, актёров, музыкантов, учёных и врачей.

Минерва считалась богиней мудрости и знаний. Этруски называли богиню властительницей гор, покровительницей новых изобретений и открытий. Римляне же в честь великой богини проводили масштабные торжества, сопровождавшиеся гладиаторскими боями. Что рассказывают предания о Минерве? Какие празднества были связаны с её культом?

Рождение Минервы

Как считают исследователи, римская богиня Минерва имеет этрусское происхождение, поскольку у этого народа была известна покровительница Менрва.

Не исключено, что её культ сначала был заимствован сабинянами, а затем от них перешёл и к племенам Древнего Рима. Не вызывает сомнения греческое влияние. Минерва имеет немало общих черт с эллинской Афиной. Эти особенности отражены в мифах о богине.

Одно из самых колоритных преданий о Минерве рассказывает о её рождении. Отцом богини был Юпитер и, как ни странно, родилась она без участия матери. Однажды у верховного римского бога сильно заболела голова. Чтобы решить проблему, Юпитер созвал совет богов. Однако рекомендации самых мудрых из них не оказали никакого действия.

По-прежнему мучаясь от головной боли, Юпитер приказал одному из своих сыновей, Вулкану, разрубить голову топором. Тот вынужден был повиноваться. Когда могучий удар раскроил голову бога на две части, из неё на свет появилась Минерва. Сам же Юпитер с лёгкостью вылечил себя, обрадовавшись рождению блистательной дочери. В дальнейших сказаниях Минерва нередко называется любимейшим ребёнком бога.

Внешность и символы богини

На изображениях и скульптурах Минерва предстаёт перед нами молодой статной женщиной. Часто в её руке можно увидеть копьё, а в качестве облачения на ней – доспехи. Она была связана с войной, однако в отличие от воинственного бога Ареса, выступала покровительницей справедливого сражения, направленного на защиту родной земли и чести.

У богини была масса всевозможных символов и атрибутов, что использовались в качестве оберегов или росписи на знамёнах. Один из символов – ветвь оливы, что ассоциировалась с призывом к мирной жизни и спокойствием. Минерва – мудрая богиня, а потому не станет призывать к войне ради войны.

Священной птицей богини была сова. Это животное не суетится, не предпринимает необдуманных действий, к этому же призывает людей и сама Минерва. Крупная змея – ещё один символ богини. Рептилию изображали на фресках и предметах быта. Она отождествлялась с силой Минервы, с её властью и решимостью.

Почитание Минервы

В Древнем Риме Минерве поклонялись практически все. Её изображения, талисманы можно было встретить практически в любом доме. Актёры просили у покровительницы вдохновения и энергии, ремесленники ожидали помощи в ежедневном труде, высокопоставленные лица просили у Минервы мудрости и сил.

Мудрую и прекрасную богиню часто изображали в мраморе и дереве. Такое скульптурное сочетание породило новое понятие – “палладий” (ассоциация с прообразом римской Минервы – греческой Афиной Палладой). Считалось, что палладий обладает поистине волшебными свойствами.

Изначально священный палладий находился в Трое, городе, который, к сожалению, богиня не смогла уберечь от разрушения (есть версия, что палладий из троянского храма похитили греки). В дальнейшем палладий бы перевезен в храм Весты, расположенный в Риме, где и остался на много веков.

Всеобщая покровительница

История Древнего Рима знает времена, когда в великом государстве появилось противопоставление патрициев и плебеев. У каждого из сословий были свои основные божества, входящие в римский пантеон. К патрицианской триаде принадлежала и Минерва.

Вместе с Юпитером и Юноной она являлась центральным божеством храма, построенного на Капитолийском холме. Когда произошло примирение знати и простых горожан, Минерва стала одной из самых почитаемых богинь Рима.

Капитолийская триада — Минерва, Юпитер и Юнона, 160–180 гг. Археологический музей, Гвидония-Монтечельо

Капитолийская триада — Минерва, Юпитер и Юнона, 160–180 гг.
Находится в Археологическом музее в Гвидония-Монтечельо, Италия

Она считалась покровительницей людей, занимавшихся физическим трудом или рукоделием. Женщины Древнего Рима верили, что без благословения Минервы нельзя приступать к ткачеству или прядению.

Нередко помощь богини была связана с успехом в начинаниях, за чем к ней обращались поэты, певцы, музыканты. Минерва также являлась покровительницей врачей. Одной из её ипостасей, Минерве Медика, был установлен храм на Эсквилинском холме в Риме.

Праздник Минервы

Одним из основных праздников, посвящённых богине, были Квинкватрии. Торжество начиналось в конце марта, после чего продолжалось пять дней. На это время учащиеся освобождались от занятий. Если в эту пору велась война, необходимо было заключить соглашение о временном перемирии.

Народ спешил к храмам Минервы, где приносил богине бескровные жертвы (лепёшки, мёд, вино). Пожалуй, это был один из самых ярких и шумных праздников Рима, ведь все музыкальные инструменты также находились под покровительством Минервы, а потому музыканты могли поднести ей в дар своё искусство. Кульминацией праздника становились гладиаторские бои, что проводились в честь богини.

Минерва – богиня, что значила для древних римлян очень много. Она воплощала в себе женскую мудрость и мужскую решимость, что превосходно сочетались в характере покровительницы ремесленников, воинов, музыкантов и врачей. Минерва была поистине “универсальной” богиней, что помогло её культу стать одним из основных в Древнем Риме.


Богиня Ису Минерва

Статус

Титул

Союзники

Противники

В III веке до н. э. произошла эллинизация римской религии. В это время Минерву отождествили с Афиной Палладой.

Основным праздником в честь богини были квинкватрии, которые ежегодно отмечали с 19 по 23 марта. В эти дни ученики освобождались от учёбы и вносили плату учителям. Праздничные торжества сопровождались гладиаторскими боями.

Содержание

Происхождение. Этрусская Менрва

Римская Минерва имеет этрусское происхождение. Возможно, культ этрусской Менрвы сначала был воспринят сабинами, а затем от них римлянами. В свою очередь Менрва имеет много общего с греческой Афиной. Это свидетельствует о том, что возникновение культа этрусской богини произошло под влиянием образа древнегреческой.

Менрва вместе со своим отцом Тинией и его женой Уни входила в этрусскую триаду богов. В её ведении находились все мирные ремёсла, а также оборона городов от врагов. Одновременно покровительствовала роженицам, могла излечивать от болезней, из-за чего считается старейшим материнским божеством эгейско-анатолийского ареала. Исключительно этрусскими, отличными от греческих и римских, атрибутами образа Менрвы являлись супруг Херкле и сын Марис, а также сосуд с богиней бессмертия, который охраняла богиня, не давая людям получить свойственную только для богов вечную жизнь.

Функции

Изначально в Риме Минерва была богиней-покровительницей ремесленников.

В III веке до н. э. интенсифицировалась деятельность коллегии понтификов по определению и описанию основ римской религии. В частности, обсуждался вопрос о том, какие божества, кроме Юпитера, могут бросать молнию. В их число вместе с Вулканом и Юноной вошла и Минерва. Тогда же произошла эллинизация римской религии. Минерву отождествили с Афиной, что проявилось в появлении у неё новых функций богини мудрости и войны. Впоследствии, когда Римская империя распространила свою власть на громадные территории от Британии до Персидского залива, Минерву стали отождествлять и с местными божествами завоёванных провинций, такими как Суль в Британии и Сулевия в Галлии.

В 207 году до н. э. при содействии поэта и драматурга Ливия Андроника при храме организовали коллегию писателей и актёров, покровительницей которых стала Минерва. Впоследствии её стали почитать также учителя, врачи и музыканты. По мере развития Римского государства его население всё более разделялось на сельское и городское. И если в городе Минерва стала покровительницей различных ремёсел, то в сельских общинах её призывали в качестве богини, ответственной за урожай оливок и овощей.

Культ

Почитание

На определённом этапе истории Древнего Рима, в период противостояния патрициев и плебеев, одновременно существовали культы как для знати, так и для низших классов. Капитолийская троица богов, в которую входила Минерва, была патрицианской и противопоставлялась плебейской Авентинской триаде — Церере, Либеру и Либере.

Храмы

Храм, посвящённый Капитолийской троице — Юпитеру, Юноне и Минерве, был построен в Риме во время правления Тарквиния Гордого (534—509 годы до н. э.). Внутри он делился на три части, каждая из которых была отведена одному божеству. Отношение к Минерве как к военной покровительнице находит подтверждение в тех дароприношениях и посвящениях, которые делались римскими полководцами в её честь после какой-нибудь блистательной победы. Так, Луций Эмилий Павел, закончив покорение Македонии, сжёг часть добычи в честь Минервы; Помпей после своего триумфа построил ей на Марсовом поле храм; так же поступил и Октавиан Август после победы при Акциуме. Только в Риме построили храмы Минервы на Авентинском, Целийском, Эсквилинском холмах, форуме Нервы и на Марсовом поле.

Кроме римских, храмы Минервы строили и в других частях империи от Британии до Африки.

Праздники

С 13 июня музыканты, играющие на авлосе (аналог современного гобоя), который по преданию создала Афина, устраивали малые квинкватрии в течение трёх дней.

Культ Минервы имел истоки в этрусских верованиях о Менрве, которая в свою очередь сформировалась под влиянием древнегреческой Афины. Впоследствии Минерву отождествили с древнегреческой богиней. Истории об Афине экстраполировали на Минерву. Римские писатели, в тех или иных вариациях, пересказывают древнегреческую мифологию, называя Афину Минервой. Так, к примеру, согласно Гигину, Минерва помогает Геркулесу, участвует вместе с Юноной и Венерой в суде Париса.

Мифы об Афине, которые экстраполировали на Минерву, в статье не дублируются. Приведён лишь исключительно римский миф, описанный у Овидия, который не встречается в древнегреческих литературных произведениях. Минерву возжелал бог войны Марс. Он обратился к престарелой Анне Перенне с просьбой помочь в осуществлении его желания. Взамен Марс пообещал разделить со сводницей посвящённый ему месяц март. Анна пообещала оказать содействие и долго мучила бога войны надеждами на встречу. В конечном итоге она назначила день, когда в чертог Марса должна была бы прийти Минерва. Когда ночью в его покои зашла женщина в наряде невесты, то Марс бросился к ней. И только сорвав с неё фату, чтобы поцеловать, он узнал в пришедшей Анну Перенну. Вид одураченного бога повеселил наблюдавших за сценой Минерву и Венеру.

Изображения Минервы

После того как произошло слияние представлений о римской Минерве и греческой Афине, богиню изображали в виде стройной молодой девушки со щитом и копьём, в доспехах, зачастую рядом с её священной птицей совой.

Минерва на монетах, медалях и банкнотах

Впервые изображение Минервы появляется на триенсах ( 1 3 асса) и дупондиях (2 асса) времён республики. Впоследствии её поместили на несколько сотен монетных типов императорской эпохи. При Тиберии, Нероне и Веспасиане она часто появляется на реверсе монет среди группы других богов или в виде статуи, под которой император раздаёт конгиарий. В тех случаях, когда она изображена одна, как правило, богиня находится в походной позе в длинной тунике, иногда с эгидой на груди, в шлеме с копьём, молнией, оливковой ветвью или фигуркой Виктории в одной руке и щитом — в другой. Монеты с изображением Минервы чеканили при многих императорах вплоть до Гонория (395—423), особенно часто при Домициане, считавшим её своей покровительницей.

Через полторы тысячи лет после падения Римской империя Минерва вновь появилась на ста лирах Италии 1954—1992 годов.

В русской культуре образ Минервы стали активно использовать в начале XVIII столетия. Она появляется на серии памятных медалей, выпущенных в честь побед русского оружия в Северной войне со шведами. Древнеримская богиня появляется на них как вместе с другими персонажами, выступая символом мудрости, так и отдельно в качестве символа военных побед. После правления Петра I в XVIII столетии престол Российской империи последовательно занимали императрицы Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина II. Черты каждой из них придавали Минерве, а в некоторых случаях, как, к примеру, на наградной медали для студентов Московского университета, отождествляли императрицу с древнеримской богиней. Аллегорические изображения Минервы должны были, по мнению создателей, подчёркивать военные победы, справедливость, покровительство наукам и искусствам со стороны императрицы.

Также Минерву помещали на банкноты многих государств, в частности Австрийской империи, Бельгии, Колумбии, штата Конфедеративных Штатов Америки Виргинии, Франции, Германской империи, Великобритании, Италии, Мадагаскара, Мексики, Нидерландов, Парагвая, Польши, Португалии, Румынии, Испании и Техаса.

Минерва в изобразительном искусстве

Читайте также: