Переселение ариев в индию 5 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

ВОСТОЧНОЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ И СОПРЕДЕЛЬНЫЕ СТРАНЫ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ I ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н.Э

ВОСТОЧНОЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ И СОПРЕДЕЛЬНЫЕ СТРАНЫ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ I ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н.Э Политическая история региона определялась сравнительными особенностями его собственного и ближневосточного геополитического развития. Для всего Ближнего Востока I тысячелетие до

Лекция 19: Индия, Средняя Азия и Иран в первой половине I тысячелетия до н.э.

Лекция 19: Индия, Средняя Азия и Иран в первой половине I тысячелетия до н.э. Арийская проблема.В настоящее время почти весь Северный и частично Южный Индостан населяют народности, которые говорят на индоарийских языках (пенджаби, гуджарати, хинди, урду, маратхи, бенгали и

Раздел 4 В гонке за лидерство: мировое развитие во второй половине XIX – первой половине XX вв

Раздел 4 В гонке за лидерство: мировое развитие во второй половине XIX – первой половине

Глава 13 СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1960-X — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-X ГГ.

Глава 13 СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1960-X — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-X ГГ. § 1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Консервативный политический курс. К власти снова пришло коллективное руководство. Первым секретарем ЦК стал Брежнев, председателем правительства — Косыгин, председателем

Восточное средиземноморье в первой половине I тысячелетия до н. э

Глава 15 Персонал авиапромышленности во второй половине 1941 — первой половине 1943 г

Глава 15 Персонал авиапромышленности во второй половине 1941 — первой половине 1943 г Кадровая проблема в первые месяцы войны. Уже в первые дни войны режим работы на авиапредприятиях подвергся значительному уплотнению. В соответствии с указом Президиума ВС СССР от 26 июня

Глава 1. Государства древнего востока в первой половине первого тысячелетия до н. э

Глава 1. Государства древнего востока в первой половине первого тысячелетия до н. э Общие черты периода Первая половина I тысячелетия до н. э. — период дальнейшего развития рабовладельческого общества и образования новых рабовладельческих государств. В Иране, Средней

Финикийская культура в первой половине I тысячелетия до н. э

Финикийская культура в первой половине I тысячелетия до н. э Финикийская культура — культура, созданная. финикийцами в IV–I тысячелетии до н. э. на территории Финикии и ее колоний.Финикийская культура испытала значительное влияние египтян, ассиро-вавилонской, хиттской,

4. Египетская культура и идеология в первой половине I тысячелетия до н. э

4. Египетская культура и идеология в первой половине I тысячелетия до н. э Письменность, литература и наука Торжество эфиопских, а затем саисских фараонов являлось вместе с тем торжеством жреческой знати над ливийским воинством. В титулах и на памятниках ливийские

Индия в первой половине I тысячелетия до н. э

Индия в первой половине I тысячелетия до н. э Для исследователей-индологов воссоздание политической истории древней Индии, особенно указанного периода, представляет собой трудную и пока еще неразрешимую задачу. Основным историческим источником, повествующим о ходе

Глава 9. Южная Европа в первой половине I тысячелетия до н. э

Глава 9. Южная Европа в первой половине I тысячелетия до н. э Гальштаттская культура Все основные признаки культур раннего железного века в Европе аккумулировались в археологическом комплексе в Гальштатте, поселении в западной Австрии, в 15 км от Зальцбурга. Могильник

Италия в первой половине I тысячелетия до н. э

Италия в первой половине I тысячелетия до н. э История Средиземноморья обусловлена благоприятным географическим и климатическим положением. Прежде всего надо отметить расположение Апеннинского полуострова. Он разделил Средиземное море на западную и восточную часть.

XV. Областная автономия в Литовско-Русском государстве во второй половине XV и первой половине XVI в.

XV. Областная автономия в Литовско-Русском государстве во второй половине XV и первой половине XVI в. Участие областей в назначении местной администрации. Областные сеймы и их деятельность распорядительная, законодательная и судебная; участие в решении вопросов внешней

Особенности развития культуры в Украине во второй половине XVI — первой половине XVII века

Особенности развития культуры в Украине во второй половине XVI — первой половине XVII века Влияние западной культуры на Украину, начавшееся частично в первой половине XVI столетия, значительно усилилось после Люблинской унии и продолжалось почти до конца XVIII века. На рубеже

Лекция 5: Культура Передней Азии в первой половине I тысячелетия до н.э.

Лекция 5: Культура Передней Азии в первой половине I тысячелетия до н.э. Вавилонское религиозное мировоззрение.Монархически-государственный, а не общинный характер официальной вавилонской религии и подавление общественной жизни населения, если не считать жителей

Ко времени прихода ариев древнейшая цивилизация бронзового века в долине Инда угасла (см. § 10). Теперь история Индии словно бы началась заново. В начале первого тысячелетия до н. э. индийцы научились выплавлять и обрабатывать железо и полностью освоили берега второй великой реки Индии – Гáнга.

См.: Уколова В. И., Маринович Л. П. История Древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А. О. Чубарьяна. – М.: Просвещение, 2001. – Гл. 7. Древняя Индия. – § 22. Ранние цивилизации Древней Индии. – П. 3. – С. 114.

2. Цивилизация начинается вновь. Первоначально в Индии образовалось множество небольших государств с раджами (царями), войском, чиновниками и знатью.

В отличие от других народов, индийцы не вели записей о происходящих событиях. По их представлениям, весь мир создан высшим богом Брáхмой и живёт по его времени. А время Брахмы несоизмеримо с человеческим. Жизнь сотен поколений для Брахмы – всего лишь мгновение, а значит, все события в мире, неважно, современные или случившиеся тысячи лет назад, происходят одновременно. Стало быть, летописи не нужны.

3. Индийские варны.Чем выше варна человека, тем больше у него прав. В индийских законах говорилось, что брахманы стоят над всеми варнами. Столетнему царю следует почитать десятилетнего мальчика-брахмана, как сыну – своего отца. Крестьян уверяли, что они смогут переплыть реку, протекающую в царстве смерти, только держась за хвост коровы, которую при жизни подарили брахману. Шудре, замахнувшемуся на брахмана, отрубали руку, а брахману дозволялось безнаказанно убить шудру. И всё же варны – это не разделение людей на богатых и бедных. Шудра, например, мог быть богачом, а какой-нибудь знатный воин – впасть в нищету. На варну не влияли жизненные успехи или неудачи. Изменить свою варну человек не мог и умирал тем, кем родился.

4. Держава Маурьев. Большая территория, непроходимые джунгли, многочисленность населения, разделение его на варны – всё это затрудняло объединение страны. Но железный век оказался и в Индии временем великих держав. В III (3) веке до н. э. почти вся Индия, включая долины Инда и Ганга, была впервые объединена под властью царей из династии Маýрьев.

Наибольшего расцвета держава Маурьев достигла при царе Ашóке. В одной из войн, которые он вёл, объединяя страну, было убито 100 тысяч человек и уведено в плен 150 тысяч. По утверждениям древнегреческих писателей, армия державы Маурьев состояла из 600 тысяч пеших воинов, 30 тысяч всадников и 9 тысяч боевых слонов. Длина крепостных стен Паталипýтры, столицы государства, составляла 30 километров.




Управлять такой страной было непросто. Стремясь сплотить её многочисленное население, Ашока отказался от учения брахманов и принял другую религию – буддизм.

Держава Маурьев просуществовала недолго. Вскоре после смерти царя Ашоки она распалась, но даже временное объединение Индии имело большое значение для развития её хозяйства и культуры.

1. Варны и касты.Люди, принадлежавшие к одной варне, вели сходный образ жизни, имели похожие жилища, ели одинаковую пищу.

Варновое устройство общества казалось древним индийцам вечным и неизменным. Ни один человек не мог перейти из одной варны в другую. Браки между членами разных варн запрещались. Нарушившие эти установления карались смертью.

Деление на варны сохранялось тысячи лет. Постепенно варны стали подразделяться на более мелкие разряды – касты. Так, например, из варны вайшиев выделились касты ремесленников и торговцев. По отношению к членам каждой касты действовали такие же строгие ограничения, как и к представителям варн. Самой низкой кастой были пáрии.

См.: Уколова В. И., Маринович Л. П. История Древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А. О. Чубарьяна. – М.: Просвещение, 2001. – Гл. 7. Древняя Индия. – § 23. Как было устроено общество в Древней Индии. – П. 1.– С. 120.

2. Как брахманы приносили жертвы. Самыми мудрыми и почтенными в Индии считались брахманы. Их приглашали в каждый дом, где хотели принести жертву богам. Хозяин дома обещал им за это богатый подарок, обычно корову. Сначала брахманы разжигали огонь трением двух деревянных палочек. Потом они пели хвалебную песнь богам и звали их в гости – посидеть на связках травы у костра, вдыхая запах еды, которую бросали в огонь. Индийцы думали, что зёрна риса и ячменя, масло и молоко не сгорают в жертвенном огне, а с дымом уносятся на небеса – к богам. Если боги будут сыты и довольны, они в благодарность даруют людям хороший урожай на полях. Так и кормили друг друга люди и боги.

3. Периоды жизни брахмана.Жизнь брахмана делилась на три периода: учение, обзаведение семьёй, отшельничество. Жрецамнеобходимо было знать, с какими словами обратиться к богам, чем их накормить и как прославить. Этому брахманы обучались старательно и долго. Обычно брахман отдавал своего сына в учение, когда тому исполнялось семь лет. Он приводил его в дом к учителю – тоже брахману – и оставлял жить там. Мальчик должен был слушаться учителя и почитать его, как отца с матерью. Повернуться к учителю спиной считалось недопустимым. Подойти к нему можно было только с непокрытой головой и без сандалий, а здороваясь, ученики так низко кланялись, что касались ног учителя. Они повторяли всё, что он говорил, – слово за словом, стараясь выучить наизусть целые книги. Вставая с восходом солнца, ученики выполняли всякую работу по дому: приносили воду, подкладывали дрова в очаг, пасли коров. Когда мальчику исполнялось шестнадцать лет, родители преподносили учителю в дар корову, а сыну подыскивали невесту.

После того как брахман выучился и обзавёлся семьёй, он и сам мог брать в дом учеников, приносить жертвы богам для себя и для других. Когда у брахмана появлялись внуки и голова становилась седой, он мог оставить дом старшему сыну, а сам уходил в отшельники. Он строил в лесу шалаш, спал на голой земле и питался лишь лесными плодами, стремясь вдали от людей достичь блаженного состояния душевного покоя. Некоторые истязали своё тело, голодали неделями и месяцами, стояли с поднятой рукой или на одной ноге, молчали годами. Они верили, что после таких мучений при новом рождении останутся брахманами или даже будут жить вместе с богами на небесах.

См.: Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – Гл. 6. Индия и Китай в древности. – § 21. Индийские варны и касты. – П. 2, 3. – С. 96–98.

Ко времени прихода ариев древнейшая цивилизация бронзового века в долине Инда угасла (см. § 10). Теперь история Индии словно бы началась заново. В начале первого тысячелетия до н. э. индийцы научились выплавлять и обрабатывать железо и полностью освоили берега второй великой реки Индии – Гáнга.

См.: Уколова В. И., Маринович Л. П. История Древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А. О. Чубарьяна. – М.: Просвещение, 2001. – Гл. 7. Древняя Индия. – § 22. Ранние цивилизации Древней Индии. – П. 3. – С. 114.

2. Цивилизация начинается вновь. Первоначально в Индии образовалось множество небольших государств с раджами (царями), войском, чиновниками и знатью.

В отличие от других народов, индийцы не вели записей о происходящих событиях. По их представлениям, весь мир создан высшим богом Брáхмой и живёт по его времени. А время Брахмы несоизмеримо с человеческим. Жизнь сотен поколений для Брахмы – всего лишь мгновение, а значит, все события в мире, неважно, современные или случившиеся тысячи лет назад, происходят одновременно. Стало быть, летописи не нужны.

3. Индийские варны.Чем выше варна человека, тем больше у него прав. В индийских законах говорилось, что брахманы стоят над всеми варнами. Столетнему царю следует почитать десятилетнего мальчика-брахмана, как сыну – своего отца. Крестьян уверяли, что они смогут переплыть реку, протекающую в царстве смерти, только держась за хвост коровы, которую при жизни подарили брахману. Шудре, замахнувшемуся на брахмана, отрубали руку, а брахману дозволялось безнаказанно убить шудру. И всё же варны – это не разделение людей на богатых и бедных. Шудра, например, мог быть богачом, а какой-нибудь знатный воин – впасть в нищету. На варну не влияли жизненные успехи или неудачи. Изменить свою варну человек не мог и умирал тем, кем родился.

4. Держава Маурьев. Большая территория, непроходимые джунгли, многочисленность населения, разделение его на варны – всё это затрудняло объединение страны. Но железный век оказался и в Индии временем великих держав. В III (3) веке до н. э. почти вся Индия, включая долины Инда и Ганга, была впервые объединена под властью царей из династии Маýрьев.

Наибольшего расцвета держава Маурьев достигла при царе Ашóке. В одной из войн, которые он вёл, объединяя страну, было убито 100 тысяч человек и уведено в плен 150 тысяч. По утверждениям древнегреческих писателей, армия державы Маурьев состояла из 600 тысяч пеших воинов, 30 тысяч всадников и 9 тысяч боевых слонов. Длина крепостных стен Паталипýтры, столицы государства, составляла 30 километров.

Управлять такой страной было непросто. Стремясь сплотить её многочисленное население, Ашока отказался от учения брахманов и принял другую религию – буддизм.

Держава Маурьев просуществовала недолго. Вскоре после смерти царя Ашоки она распалась, но даже временное объединение Индии имело большое значение для развития её хозяйства и культуры.

1. Варны и касты.Люди, принадлежавшие к одной варне, вели сходный образ жизни, имели похожие жилища, ели одинаковую пищу.

Варновое устройство общества казалось древним индийцам вечным и неизменным. Ни один человек не мог перейти из одной варны в другую. Браки между членами разных варн запрещались. Нарушившие эти установления карались смертью.

Деление на варны сохранялось тысячи лет. Постепенно варны стали подразделяться на более мелкие разряды – касты. Так, например, из варны вайшиев выделились касты ремесленников и торговцев. По отношению к членам каждой касты действовали такие же строгие ограничения, как и к представителям варн. Самой низкой кастой были пáрии.

См.: Уколова В. И., Маринович Л. П. История Древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А. О. Чубарьяна. – М.: Просвещение, 2001. – Гл. 7. Древняя Индия. – § 23. Как было устроено общество в Древней Индии. – П. 1.– С. 120.

2. Как брахманы приносили жертвы. Самыми мудрыми и почтенными в Индии считались брахманы. Их приглашали в каждый дом, где хотели принести жертву богам. Хозяин дома обещал им за это богатый подарок, обычно корову. Сначала брахманы разжигали огонь трением двух деревянных палочек. Потом они пели хвалебную песнь богам и звали их в гости – посидеть на связках травы у костра, вдыхая запах еды, которую бросали в огонь. Индийцы думали, что зёрна риса и ячменя, масло и молоко не сгорают в жертвенном огне, а с дымом уносятся на небеса – к богам. Если боги будут сыты и довольны, они в благодарность даруют людям хороший урожай на полях. Так и кормили друг друга люди и боги.

3. Периоды жизни брахмана.Жизнь брахмана делилась на три периода: учение, обзаведение семьёй, отшельничество. Жрецамнеобходимо было знать, с какими словами обратиться к богам, чем их накормить и как прославить. Этому брахманы обучались старательно и долго. Обычно брахман отдавал своего сына в учение, когда тому исполнялось семь лет. Он приводил его в дом к учителю – тоже брахману – и оставлял жить там. Мальчик должен был слушаться учителя и почитать его, как отца с матерью. Повернуться к учителю спиной считалось недопустимым. Подойти к нему можно было только с непокрытой головой и без сандалий, а здороваясь, ученики так низко кланялись, что касались ног учителя. Они повторяли всё, что он говорил, – слово за словом, стараясь выучить наизусть целые книги. Вставая с восходом солнца, ученики выполняли всякую работу по дому: приносили воду, подкладывали дрова в очаг, пасли коров. Когда мальчику исполнялось шестнадцать лет, родители преподносили учителю в дар корову, а сыну подыскивали невесту.

После того как брахман выучился и обзавёлся семьёй, он и сам мог брать в дом учеников, приносить жертвы богам для себя и для других. Когда у брахмана появлялись внуки и голова становилась седой, он мог оставить дом старшему сыну, а сам уходил в отшельники. Он строил в лесу шалаш, спал на голой земле и питался лишь лесными плодами, стремясь вдали от людей достичь блаженного состояния душевного покоя. Некоторые истязали своё тело, голодали неделями и месяцами, стояли с поднятой рукой или на одной ноге, молчали годами. Они верили, что после таких мучений при новом рождении останутся брахманами или даже будут жить вместе с богами на небесах.

См.: Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – Гл. 6. Индия и Китай в древности. – § 21. Индийские варны и касты. – П. 2, 3. – С. 96–98.

О древнем народе ариев сложено немало легенд, научных гипотез, философских или даже эзотерических концепций. Таинственные предки славян и других европейских народов, чьи следы находят в Индии, Ираке и других странах, уже довольно долго будоражат умы ученых. Арии внесли неоценимый вклад в мировую культуру. Большая часть современных людей говорят на языках, произошедших от древнеарийского. Как же эти люди попали в Ирак и Индию?

Кто они такие?

Арии – это представители этноса, от которого произошли многие народы Европы, Ближнего Востока, Индии и Ирана. По мнению большинства ученых, древнее племя протоариев возникло в IV тысячелетии до н.э. предположительно на севере Евразии. Хотя ведется много споров о том, какой регион можно назвать прародиной ариев. Одни исследователи удостаивают этой чести Переднюю Азию, другие полагают, что этот древнейший народ зародился на Балканах, третьи – на юге России.

Поскольку родство народов можно точно установить, сравнив их языки, арийское происхождение славян, как и других европейцев, не вызывает вопросов. Так что представители Третьего рейха просто узурпировали право называться потомками древних ариев, несправедливо сопоставив их наследие с идеологией фашизма.

Арии были народом, занимавшимся как земледелием, так и животноводством. Их культуру характеризует развитое гончарное дело. Кроме того, это были хорошие воины, использовавшие в сражениях боевые колесницы. Благодаря ариям жители Индии и Ближнего Востока впервые увидели лошадей.

Великое переселение

Известно, что представители древнего этноса заселяли Индию постепенно. Археологи пришли к выводу, что различные племена ариев мигрировали в эту страну из Ирана и Ирака через Пакистан или Афганистана примерно с 2000 по 1300 годы до н.э.

Почему эти люди решились пересечь Гималаи? Возможно, они искали пристанище в теплых краях, спасаясь от очередного ледникового периода. Или их с исконных земель вытеснили засухи. А может, всему виной воинственные соседи. Или пассионарный толчок, идентичный тому, который заставил испанцев переплыть Атлантический океан на утлых суденышках. Высказывается немало версий на этот счет.

Еще один вопрос, на который ученым еще предстоит ответить: как именно шли миграционные потоки в эпоху великого переселения народов? Почему одни племена ариев перебрались в Европу, отправившись на запад, а другие подались на юг? И может ли так быть, что из обжитой Индии некоторые арии в массовом порядке отправились обратно, на исконные для них земли, став предками славян?

Как они мигрировали?

Переселение народа – процесс длительный. Отправляясь на неизведанные земли, люди не могли точно знать, что их там оджидает. Обозы с женщинами и детьми нуждаются в обустройстве временных стоянок хотя бы для пополнения провианта. Поэтому отдельные племена ариев строили по пути небольшие укрепленные городки, которые могли бы уберечь их от нападения недружественных соседей. Одной из таких стоянок ученые считают легендарный Аркаим, который философы и эзотерики уже успели воспеть как столицу древнего народа.

В 1987 году члены Урало-Казахстанской экспедиции археологов обнаружили в Челябинской области укрепленное поселение, датированное концом III – началом II тысячелетия до н.э. На юге Урала и Западной Сибири ученые обнаружили несколько подобных городов с хорошо сохранившимися оборонительными сооружениями. Все они относятся к культуре Синташты, которую причисляют к Андроновской исторической общности.

Считается, что города, вроде Аркаима, были построены древними ариями во время индоевропейской миграции. Прожив около двух веков на юге Урала, эти люди отправились дальше, чтобы однажды преодолеть Гималаи.

Пришельцы с севера

Известный индийский исследователь Бал Гангадхар Тилак еще в конце XIX века высказал предположение, что прародиной ариев была Арктика. Тогда эта гипотеза была воспринята в научном мире Западной Европы с изрядной долей скептицизма, сейчас она уже представляется более достоверной.

Индийский ученый проанализировал тексты Авесты (священной книги древних иранцев), а также индийские Веды, авторство которых принадлежит ариям, и нашел там описание земли, которую авторы указывают как колыбель всего человечества или, по крайней мере, их прародину. Согласно описанию, которое удивительным образом совпадает в различных источниках, арии изначально жили там, где около 10 месяцев в году земля покрыта снегом. Священные тексты иранцев и индийцев точно отображают природу северного сияния, замерзающих и оттаивающих водоемов, а также полярную ночь.

Бал Гангадхар Тилак первым из ученых предположил, что народ ариев поселился в Заполярье в теплую климатическую эпоху, а последовавший затем ледниковый период заставил этих людей мигрировать на юг.

В Индию из Ирана и Ирака

Значит, между различными племенами ариев во II тысячелетии до н.э. мог разгореться религиозный конфликт, что и побудило часть этого народа перебраться в Индию. Очевидно, когда-то единый этнос раскололся на сторонников ведических воззрений и адептов идеологии зороастризма.

Интересно, что государство Митанни, которое существовало на территории современного Ирака в XVI-XIII веках до н.э., было также создано ариями. Об этом свидетельствуют не только сохранившиеся в исторических памятниках имена правителей этой страны, но и то, что они поклонялись ведическим богам: Митре, Варуне и Индре.

До наших времен дошел текст торгового договора между правителем Митанни и царем хеттов, населявших территорию современной Сирии. В этом документе властительный ариец клянется выполнить свою часть договора, упоминая имена ведических божеств. Очевидно, их культ сохранялся в Митанни и после религиозного раскола.

Во второй половине II тыс. до н.э. на протяжении нескольких веков на северо-запад Индии вторгались племена ариев. Видимо, именно они нанесли окончательный удар по городам индской цивилизации. Их ещё называют индоариями, чтобы отличить от родственных им иранцев (западных ариев, позже освоивших Персию). Арии вели полукочевую жизнь, разводя крупный скот и перемещаясь вслед за ним. Корова до сих пор считается в Индии священным животным.

Манускрипт «Риг-веды. Начало XIX века

Брахма. Скульптура 11 века

Поселки одного племени объединялись в небольшие государства во главе с раджами. Арии принесли с собой особое устройство общества – его разделение на варны. Считалось, что каждый человек от рождения и до смерти принадлежит к определённой группе, которые строго отделены друг от друга. Никто не имел права выбирать себе варну по желанию или переходить из одной в другую.

обломок одной из колонн Ашоки (238 до н. э.) с текстом на брахми, Британский музей

Тексты Вед долгое время не записывались, чтобы непосвященный не мог их прочитать. Это тайное знание передавалось устно и хранилось брахманами. Также только они знали все особенности ритуала и жертвоприношений, от которых, по мнению индийцев, зависели отношения с богами и благополучие мира. Брахманы являлись хранителями чистоты языка, на котором создавались священные тексты, – санскрита. Это один из самых древних индоевропейских языков, на основе которого родились многие современные языки Индии.

Читайте также: