Микеланджело антониони биография кратко

Обновлено: 07.07.2024

В центре внимания фильмов Антониони были проблемы современного общества: духовное омертвение, эмонациональная усталость, одиночество людей. [1]

Микеланджело Антониони скончался в возрасте 94 лет 30 июля 2007 года, в один день со знаменитым шведским режиссером театра и кино Ингмаром Бергманом.

Режиссёрский стиль

Для режиссёра свойственны долгие тихие кадры, пронизанные внутренним светом, небольшое количество диалогов, часто с ключевым для понимания фильма смыслом. В мире человеческих отношений Антониони интересуют проблемы одиночества человека, отрешённости людей друг от друга, даже во влюблённости. Но в целом охарактеризовать дух и идею его фильмов очень сложно, так как из-за особой поэтичности режиссёрского стиля всегда возникает чувство, что Антониони сумел сказать больше, чем показал. Это чувство непроявленной глубины изнутри наполняет его фильмы странной пустотой, гулкостью и даже мрачностью — при внешней солнечности и невозмутимости.

Микеланджело Антониони — итальянский режиссер, признанный классик европейского кинематографа. Фильмы постановщика экзистенциальны и полны философского подтекста. Он делал акцент на духовном упадке, эмоциональном выгорании и одиночестве героев.

Детство и юность

Антониони родился в Ферраре 29 сентября 1912 года. Семья относилась к числу малообеспеченных, но отцу удалось стабилизировать ее финансовое состояние. Мать мальчика работала на фабрике. Микеланджело окончил школу и поступил в университет в Болонье. Он стал студентом факультета коммерции и экономики. В этот период парень интересовался теннисом и рисованием, был частым гостем таверн и любимцем девушек.

В университете будущий постановщик организовывал спектакли по пьесам Антона Чехова, Генрика Ибсена, Луиджи Пиранделло, сочинял драматургические тексты и писал рецензии.

Решение посвятить биографию кинематографу пришло к Антониони в 1939 году. Он переехал в Рим, в столице первое время работал в журнале Cinema, продвигая теорию неореализма. Там Микеланджело не задержался надолго и, покончив с журналистикой, поступил в школу кинематографии. Его наставниками стали Роберто Росселлини и Марсель Карне.

Личная жизнь

Первой супругой режиссера стала Летиция Бальбони. Свадьба состоялась в 1942-м, а в 1954-м брак распался. Затем в личной жизни Антониони в течение 10 лет присутствовала Моника Витти. Клэр Пеплоу затмила ее, и Антониони, без памяти влюбившись, жаждал переезда возлюбленной в Рим, но отношения не сложились.

Детей у пары не было, но в личной жизни супруги Антониони были счастливы. Как и в молодости, Микеланджело рисовал, сопровождая эскизами свои киноработы.

Рост режиссера составлял 178 см.

Фильмы

Смерть

Постановщик скончался в июле 2007 года. Причины смерти оказались вполне естественными: режиссеру было 94 года. В наследство потомкам он оставил памятные фото и несколько десятков кинокартин.

Микеланджело Антониони: биография

Микеланджело Антониони родился в Ферраре 29 сентября 1912 года. Закончив школу, он поступил в Болонский университет, где сперва изучал филологию, но в конце концов получил специальность экономиста. Во время учебы Антониони начинает писать кинорецензии для местной газеты Il Corriere Padano, жестко критикуя итальянские кинокомедии того времени. К этому же времени относится его первая попытка заняться кино. Однако сьемки, происходившие в психиатрической клинике, не закончились ничем, так как больные панически боялись осветительного оборудования. К 1939 году Антониони окончательно решает посвятить свою жизнь кино и переезжает в Рим, где работает в официальном фашистском журнале Cinema, возглавляемом сыном Муссолини Витторио. Вскоре, однако, ему приходится уйти оттуда из-за разногласий с редакцией. В это же время Антониони поступает в Centro Sperimentale изучать кинорежиссуру. Так Антониони приходит в кино. В это же время он женится в первый раз на Летиции Бальбони. В 1942 году он участвует в написании сценария фильма Роберто Росселлини Un pilota ritorna, а затем, в 1943 году, в качестве ассистента режиссера участвует в съемках фильма Энрико Фульчиньони I due Foscari и в съемках Les visiteurs du soir Марселя Карне во Франции, но вскоре призывается на военную службу в Италии.

В 1943 году на средства Istituto Luce Антониони снимает свой первый фильм — документальную короткометражку Gente del Po о жизни североитальянских рыбаков. Во время оккупации Италии Союзниками Антониони работает переводчиком и продолжает писать критические статьи для итальянских журналов. По заданию Лукино Висконти он пишет еще два так и не экранизированных сценария. С 1948 Антониони вновь снимает короткометражные фильмы. Фильмы Nettezza urbana и L'amorosa menzogna получили призы "Серебряная лента за лучший документальный фильм" от Итальянского национального синдиката киножурналистов в 1948 и 1950 году. L'amorosa menzogna участвует в конкурсе Венецианского кинофестиваля.

В 1950 году выходит первый полнометражный фильм режиссера — "Хроника одной любви" (Cronaca di un amore), в котором получил свое развитие изобразительный стиль Антониони, обративший на себя внимание уже в Gente del Po. На съемочной площадке режиссер всегда строго контролировал действия съемочной группы, так что в блестящей операторской работе в его фильмах есть и его немалая заслуга. Кроме того, в этом и последующих фильмах все большее внимание уделялось не внешним мотивам сюжета, а внутреннему состоянию персонажей и их взаимоотношениям. Однако кинематографическая общественность практически не отреагировала на это произведение. Следует отметить, что ряд сцен фильма снят в родном городе режиссера, Ферраре, а панорама одного перекрестка из этой картины будет еще раз через 45 лет воспроизведена Антониони в фильме "За облаками". Фильму "Подруги" (Le amiche , 1955), съемки которого были сопряжены с большими финансовыми и организационными трудностями, удалось обратить на себя некоторое внимание критики. На Венецианском кинофестивале он получил "Серебряного льва". Этот фильм в еще большей степени ознаменовал собой отход Антониони от традиционного драматургического построения сюжета.

Витти и Антониони в аэропорту

В 1957 году Антониони знакомится с актрисой Моникой Витти (настоящее имя — Мария Луиза Чечарелли, р. 3.11.1931), с которой его в течение последующих десяти лет будут связывать близкие отношения. Антониони приглашает ее озвучивать роль английской актрисы Дориан Грей в своем фильме "Крик" (Il grido). При том, что в художественном отношении "Крик" является безусловным шедевром, даже получив на Х Фестивале в Локарно Гран–при критики, он был довольно прохладно встречен публикой, что привело к снятию Антониони своего имени из титров фильмов Questo nostro mondo и La tempesta. Затем Антониони ставит с Моникой Витти в главной роли фильм " Приключение" (L'avventura, 1960), который был освистан публикой на Каннском кинофестивале, ожидавшей детективного сюжета, а не изображения внутреннего мира и отношений героев, но все же получил Гран–при, заинтересовал критику и очень быстро принес Антониони мировую известность и огромный успех. Считается, что вместе с последующими фильмами - "Ночь"(La notte, 1961), " Затмение"(L'eclisse, 1962) и "Красная пустыня" (Il deserto rosso, 1964), в которых также снялась Моника Витти, "Приключение" образует своего рода трилогию или тетралогию. "Красная пустыня" , первый цветной фильм Антониони, до сих пор может считаться непревзойденным шедевром в отношении использования цвета.

В последующие годы режиссер много снимает за пределами Италии. В 1966 году Антониони в Лондоне в короткие сроки снимает фильм "Фотоувеличение" (Blowup) по мотивам рассказа Хулио Кортасара "Слюни дьявола" (Впрочем, вопрос о том, является ли рассказ Кортасара литературной основой сюжета, явлется спорным и обращает на себя внимание критики уже несколько десятилетий). Фильм стал крупнейшим коммерческим успехом Антониони. На Каннском кинофестивале он получил высшую награду — "Золотую пальмовую ветвь". Фильм был снят уже без Моники Витти, а еще через некоторое время Антониони окончательно расстается с ней. Теперь Витти начинает много сниматься, но последующие ее фильмы значительно уступают в художественном отношении шедеврам Антониони. Из ролей Моники Витти в последующие годы можно выделить участие в фильме "Призрак свободы" Луиса Бунюэля (Le fantôme de la liberté, 1974).

На съемках финальной сцены фильма "Профессия - репортер"

Что же касается Антониони, то в 1970 году он снимает в США фильм "Забриски Пойнт" (Zabriskie Point), ставший, в отличие от предыдущего, его крупнейшим коммерческим провалом и принесший огромные убытки. Кроме того, фильм не понравился американским властям. В сочинении музыки к фильму приняла участие группа Pink Floyd. В 1972 году Антониони был приглашен китайским правительством в страну, и снял документальный фильм "Китай" (Chung Kuo) для итальянского телевидения. На этот раз резко негативной была реакция китайских властей, и фильм вызвал скандал. В это время Антониони поражает первый инсульт. В 1975 году Антониони снимает фильм "Профессия — репортер"(Professione: reporter / The Passenger) с Джеком Николсоном в главной роли. Антониони много путешествует в эти годы. Так, в 1977 он посещает Индию, где снимает короткометражный фильм Kumbha Mela, вышедший на экраны лишь двенадцать лет спустя. Побывал Антониони и в СССР, где даже собирался снимать фильм. В 1980 году в телевизионной драме "Тайна Обервальда" (Il mistero di Oberwald) по пьесе Жана Кокто он вновь снимает Монику Витти. Режиссер в эти годы экспериментирует и в области рекламы и видеоклипа.

Вендерс и Антониони на съемках фильма "За облаками"

В 1985 году с Антониони, находящимся уже в весьма преклонном возрасте, случается новый инсульт, который приводит к параличу правой половины тела и необратимой потере речи. В 1986 году режиссер женится на Энрике Фико, сыгравшей роль второго плана в его фильме "Идентификация женщины" (Identificazione di una donna, 1982), которая становится его помощницей. Уже под именем Энрика Антониони в фильме режиссера "За облаками " она исполнила небольшую роль продавщицы в бутике. В течение десятилетия после инсульта Антониони не ставит полнометражных картин. Лишь в 1995 году при помощи немецкого режиссера Вима Вендерса был поставлен новый фильм Антониони по мотивам его книги 70-х годов — " За облаками" (Par-delà les nuages), за которым последовало еще несколько картин. Антониони известен также и как писатель и живописец.

Призы за творчество в целом
Приз FIPRESCI — 1961, Берлинский МКФ
Золотой лев — 1983, Венецианский МКФ
Приз Франсуа Трюффо — 1991, КФ в Гиффони
Приз за творчество в целом — 1993, Европейская киноакадемия
Почетный приз — 1995, Американская киноакадемия
Золотой грифон — 1995, КФ в Гиффони
Приз за творчество в целом — 1996, Стамбульский МКФ
Приз Пьетро Бьянки — 1998, Итальянский национальный синдикат киножурналистов
Специальное упоминание — 2001, Национальное общество кинокритиков США

Микеланджело Антониони (Michelangelo Antonioni) фотографии

Микеланджело Антониони родился 29 сентября 1912 года на севере Италии в Ферраре.
Его отец выбился в люди собственными силами, а происходил он из очень бедной семьи, как и его мать, которая долгие годы работала на фабрике. В доме господствовал этакий мелкобуржуазный тон, характерный для рабочего, сумевшего подняться до определенного уровня зажиточности.
В юности Микеланджело посещал таверны, общался с аристократами, отлично играл в теннис и заводил романы с девушками из народа. Он рисовал, играл на скрипке.

В 1935 году Антониони окончил университет в Болонье, факультет экономики и коммерции. Тогда же пришло увлечение театром, вместе с другими студентами он ставил спектакли, писал пьесы и рецензии.
В этот период Антониони участвовал в написании сценария фильма Роберто Росселлини "Пилот возвращается", работал во Франции в качестве режиссёра-стажёра у Марселя Карне на картине "Вечерние посетители" (1942). С 1947 года он начал снимать сам — вначале документальные ленты, затем художественные.

Одна из самых законченных и искренних картин режиссёра получила название "Крик" (1957). Впервые у Антониони снялась Моника Витти. В течение десяти лет их совместное творчество и близкие отношения затем приковывали внимание зрителей.
Широкая известность пришла к Антониони в 1960-е годы, после фильмов "Приключение" (1960), "Ночь" (1960) и "Красная пустыня" (1964).
Эти картины, объединённые единым стилем и авторской манерой, воссоздают особый мир — мир Антониони. И его олицетворением стала Моника Витти, подруга режиссёра, его "печальная" муза.

После "Красной пустыни" Антониони снял в Англии фильм "Блоу-ап" ("Фотоувеличеник", 1966) по рассказу Х. Кортасара "Слюни дьявола". Этот шедевр он создавал уже без Моники Витти.
Картина получила "Золотую пальмовую ветвь" на кинофестивале в Каннах и оказала большое влияние на последующее развитие кинематографа.

Антониони отправился в Америку — там зрел бунт студенческой молодёжи. На западе США он снял историю любви юных Марка и Дарии, включая в неё документальные кадры студенческих сходок ("Забриски пойнт", 1970).

Разочаровавшись в Америке, Антониони посетил Китай. Там он создал трёхчасовой документальный фильм "Китай" (1972). Но неожиданно эта картина вызвала гнев китайцев. Дело в том, что Антониони в начале фильма предупреждал, что показывает лишь то, что ему разрешили снимать официальные власти. Именно тогда у Микеланджело случился первый инсульт.

Жанр следующей картины Антониони "Профессия: репортёр" (1975) почти приключенческий. Фильм, снимавшийся в Испании, Африке, Англии и Германии, имел заслуженный успех.
После "Репортёра" Антониони приехал в СССР ставить картину совместного советско-итальянского производства "Воздушный змей". Однако советская сторона предложила внести в сценарий поправки. Антониони сделать это отказался и вернулся домой.

Кино, литература, живопись стали для Антониони неразрывным целым. В издательстве "Эйнауди" вышла его книга "Кегельбан над Тибром". Тридцать три рассказа — это те же фильмы, но не снятые, а написанные. Коллекция картин Антониони экспонировалась на Венецианской биеннале.

В 1985 году режиссёра настиг второй инсульт, как следствие — паралич правой половины тела и потеря речи. За ним ухаживала Энрика Фико. Они познакомились в 1971 году в Риме, куда девушка приехала из Милана в поисках работы после окончания художественной школы.
В 1986 году Фико, несмотря на 40-летнюю разницу в возрасте, стала синьорой Антониони. Благодаря её заботам Антониони обрёл движение. И лишь дар речи не вернулся к нему.
Довольно долго Антониони не мог снимать фильмы, что было для него настоящей трагедией.
В 1995 году Антониони поставил сложный, пронизанный чувственностью фильм "За облаками". Режиссёр руководил процессом в своей обычной диктаторской манере. Энрика "переводила" для актёров его указания.
В конце 1996 года воры, воспользовавшись отсутствием Антониони, обчистили его дом, прихватив кинематографические награды — "Золотую пальмовую ветвь", "Оскара" и "Золотого льва". На Каннском кинофестивале-97 режиссёру вручили копию главного приза за фильм "Блоу-ап".

Девяностолетний юбилей Антониони отмечал в Капитолийском дворце в Риме.

Великий режиссёр скончался 30 июля 2007 года в Риме.

Премия "Оскар" (1994):
Почетная премия

Премия "Давид ди Донателло":
1961 - Лучший режиссер ("Ночь")

Премия "Серебряная лента":
1956 - Лучший режиссер ("Подруги")
1962 - Лучший режиссер ("Ночь")
1976 - Лучший режиссер ("Профессия: репортер")

Читайте также: