Михаил миль биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Миль Михаил Леонтьевич - советский конструктор вертолётов, один из основателей отечественного вертолётостроения, генеральный конструктор опытного КБ по вертолётостроению.

Родился 9 (22) ноября 1909 года в городе Иркутск в семье служащих. Еврей. С юных лет увлекся авиамоделированием. Участвовал в конкурсах, где его авиамодели занимали призовые места.

В 1927 году из-за происхождения и доносов был вынужден оставить учёбу. Переехал в Новосибирск. Около года был рабочим кожевенной лаборатории.

В 1928 году поступил на механический факультет Донского политехнического института в Новочеркасске (ныне - Южно-Российский Государственный Технический Университет (Новочеркасский Политехнический Институт) на авиационную специальность. Все своё свободное время посвящал авиамоделизму. В 1929 году стал начальником бригады аэродинамиков в институте.

В 1931 году после окончания института по рекомендации Н.И. Камова (конструктора вертолётов, будущего Героя Социалистического Труда) принят на работу в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) имени Н. Е. Жуковского. Работал в должности инженера, начальника бригады аэродинамики и экспериментальных расчётов отдела особых конструкций. Участвовал в разработке автожиров А-7, А-12 и А-15. В период с 1936 по 1943 годы последовательно занимал должности инженера, заместителя главного конструктора опытного КБ по винтокрылым аппаратам.

В период с 1941 по 1943 год находился в эвакуации в посёлке Билимбай (городской округ Первоуральск Свердловской области). Занимался вопросами усовершенствования боевых самолётов, улучшением их устойчивости и управляемости. Для проведения испытаний выезжал на фронтовые аэродромы. Во время испытательных полётов лично находился в самолёте. Член ВКП(б) / КПСС с 1943 года.

В 1943 году вернулся вместе с семьёй в Москву. В период с 1943 по 1947 годы занимал должность научного сотрудника, начальника лаборатории № 5 в ЦАГИ. Занимался вопросами устойчивости самолётов, штопорной и вертолётной тематикой, усовершенствованием боевых свойств самолётов для более точного поражения наземных целей. Модернизировал отечественные и самолёты, поставляемые союзниками. Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. Руководил проектированием и созданием геликоптера ГМ-1 (прототип первого отечественного вертолета Ми-1). Работы проходили очень тяжело. Геликоптер потерпел ряд аварий, а в одной из них погиб лётчик-испытатель. Тем не менее, М.Л. Миль нашёл в себе силы продолжить работу. Недостатки были устранены, воплощены в жизнь оригинальные идеи, которые используются в вертолётостроении до сих пор.

С 1947 года М.Л. Миль - главный конструктор опытного КБ по вертолётостроению. В 1951 году под его руководством был создан первый советский серийный 3-местный вертолёт Ми-1. С 1964 года - Генеральный конструктор опытного КБ по вертолётостроению.

Его коллективом были созданы вертолёты Ми-2, Ми-4 (удостоен золотой медали Всемирной выставки в Брюсселе в 1958 году), Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12 (самый большой в мире транспортный вертолёт), Ми-14, Ми-24, В-12 и другие. На вертолётах его конструкции установлено 60 мировых рекордов.

Разработал фундаментальные основы аэродинамики винтокрылых аппаратов. Был очень одарённым человеком. Блестяще разговаривал на нескольких языках. Увлекался музыкой и живописью.

В последние годы жизни отдавал много сил и энергии на доработку и проведение испытаний вертолётов для армии, в частности Ми-24, первый полёт которого состоялся осенью 1969 года, незадолго до смерти конструктора.

Умер 31 января 1970 года в Москве после тяжёлой продолжительной болезни. Похоронен в Одинцовском районе Московской области на кладбище посёлка Юдино.

Лауреат Ленинской (1958) и Государственной (1968) премий, доктор технических наук (1945), профессор (1967).

Награждён 3 орденами Ленина (12.07.1957, 22.07.1966, 21.11.1969), орденами Отечественной войны 2-й степени (16.09.1945), Трудового Красного Знамени (21.11.1959), Красной Звезды (06.11.1944), медалями.

Именем М.Л. Миля назван Московский вертолётный завод, улицы в Москве и Казани, московская средняя школа № 1738.

В 2009 году в Москве на пересечении улицы Авиаконструктора Миля и Жулебинского бульвара был установлен бюст М.Л. Миля. В Москве на домах, в которых он жил и работал, а также в городе Жуковский Московской области на территории ЦАГИ установлены мемориальные доски.

Михаил (Моисей) Леонтьевич Миль (22 ноября 1909, г. Иркутск, Российская империя – 31 января 1970, г. Москва, РСФСР, СССР) — советский конструктор вертолётов, доктор технических наук (1945), профессор. Герой Социалистического Труда (1966).

Энциклопедическая справка

Иркутск. Историко-краеведческий словарь. Иркутск, 2011

Биография

Родился в Иркутске, в доме по ул. Карла Либкнехта (бывшая Саламатовская), 5 — в доходном доме, которым владел купец Штанбок. При рождении получил имя Моисей. Отец, Леонтий Самойлович Миль, был железнодорожным служащим, мать, Мария Ефимовна — зубным врачом. До того как обосноваться в Иркутске, отец Миля 20 лет проработал на золотых приисках. Его дед, Самуил Миль, был кантонистом (Кантони́сты — малолетние и несовершеннолетние сыновья нижних воинских чинов, название кантонисты относилось и к еврейским детям — рекрутам.), после 25 лет на флоте осел в Сибири.

С детства мальчик проявил множество различных талантов: он прекрасно рисовал, увлекался музыкой, с легкостью изучал иностранные языки. Он мог бы стать блестящим художником или музыкантом, а стал ученым-конструктором. Возможно, выбор Миля объяснялся тем, что его юность пришлась на 20-е годы XX века — время, когда все увлекались авиацией.

В детстве посещал авиамодельный кружок. В 10-летнем возрасте принял участие в Сибирском конкурсе авиамоделистов, его работу отметил специалисты и отправили мальчика в Новосибирск, на следующий этап соревнований, где иркутянин Миша Миль завоевал один из призов. Начальное образование будущий конструктор получил в Иркутске. Кроме всего прочего вместе с сестрой брал уроки живописи у художника Копылова.

Окончив институт в 1931 году, Миль работал в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) им. Н. Е. Жуковского, участвовал в разработке автожиров А-7, А-12 и А-15, работал на авиазаводе заместителем Николая Камова. В это время выходят его научные работы, посвященные аэродинамике, аэроупругости, прочности винтокрылых машин, а также создана общая теория несущего винта, применяемая для различных случаев обтекания.

К началу 1940-х годов Михаил Леонтьевич стал одним из ведущих отечественных специалистов по теории автожиров и вертолетов. Помимо теоретических исследований он также имел и богатый конструкторский опыт, конструировал лопасти и другие агрегаты, изучал особенности автожиров с прыжковым взлетом.

В годы Великой Отечественной войны с 1941 по 1943 гг. Миль работал в эвакуации в посёлке Билимбай, в основном занимаясь усовершенствованием боевых самолётов, улучшением их устойчивости и управляемости. Главной проблемой было то, что нагруженный боеприпасами самолет, потеряв скорость, тут же попадал в штопор, выйти из которого был практически не способен, так как пилоту просто не хватало физической силы. Миль разработал устройство, которое позволяло решить эту проблему.

Испытания устройства проходили на фронтовом аэродроме в присутствии командующего. Летчики не очень доверяли новому изобретению и рисковать не хотели. Так как от них требовалось умышленно ввести самолет в штопор. А это, по их мнению, означало верную гибель. Положение спас летчик Э. А. Лебединский. Испытания устройства прошли блестяще, оно было пущено в серийное производство.

В течение нескольких месяцев Миль находился на аэродромах, лично устанавливал устройство на самолеты и объяснял летчикам принцип его действия.

Вернувшись из эвакуации, Миль вновь продолжил работу в лаборатории ЦАГИ. Он дни и ночи проводил на работе, изучал спасенный ранее архив, задавшись целью создать летательный аппарат, который смог бы подниматься в воздух с помощью винтов. Он настойчиво писал И. В. Сталину, убеждая того в необходимости начать работы по созданию винтовых летательных аппаратов. И добился своего. Несмотря на многочисленные советы противников идеи, Сталин дал добро на организацию в Москве конструкторского бюро по геликоптеростроению во главе с Милем. Так началось создание машин, которые позже были названы вертолетами.

Член КПСС с 1943 года. Его карьера развивалась стремительно: инженер, заместитель главного конструктора опытного КБ по винтокрылым аппаратам, начальник лаборатории в ЦАГИ.

В 1947 году Миля назначили главным конструктором опытного КБ по вертолётостроению. В 1951 под его руководством был создан первый советский серийный 3-местный вертолёт Ми-1. В 1964 Миль стал генеральным конструктором опытного КБ. Его коллективом были созданы вертолёты Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12, Ми-24, В-12 и другие, на которых было установлено 60 официальных мировых рекордов.

Умер 31 января 1970 года в Москве. Похоронен на Юдинском кладбище недалеко от железнодорожной платформы Перхушково.

Российский ученый. Конструктор вертолетов. Художник. Доктор технических наук. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии и Государственной премии Советского Союза. Генеральный конструктор опытного бюро по вертолетостроению.

Михаил Миль родился 22 ноября 1909 года в городе Иркутск. С детства мальчик прекрасно рисовал, увлекался музыкой, с легкостью изучал иностранные языки. Легко мог бы стать художником или музыкантом, но выбрал профессию ученого-конструктора. Возможно, выбор этот объяснялся тем, что 20-е годы XX века: время, когда все в СССР увлекались авиацией.

С 1932 по 1936 год Михаил Леонтьевич руководил бригадой аэродинамики и экспериментальных расчетов отдела особых конструкций ЦАГИ, разработав фундаментальные основы аэродинамики винтокрылых летательных аппаратов. В том числе общую теорию несущего винта, применимую для различных случаев его обтекания. До 1939 года ученый работал инженером в опытном конструкторском бюро по винтокрылым аппаратам.

После решения 21 марта 1939 года о строительстве завода по производству автожиров, Михаил Миль получил должность заместителем директора, Николая Камова.

В 1947 году Михаил Леонтьевич стал главным конструктором, а через семнадцать лет занял пост Генерального конструктора опытного бюро по вертолетостроению. Под его руководством в 1951 году сконструирован первый отечественный серийный трехместный вертолет Ми-1.

В дальнейшем, руководимый Милем коллектив создал ряд вертолетов: Ми-2, -4, -6, -8, -10, -10К, В-12, -24 и другие, на которых установлено шестьдесят официальных мировых рекордов, и которые поставлены на вооружение отечественной армии. Сам конструктор награжден многими государственными наградами.

Триумфом работы конструктора стал показ его уникальных машин на авиационной выставке в Париже в 1965 году. Сын основателя вертолетостроения Игоря Сикорского, Сергей, признал, что в области тяжелых вертолетов Миль не только догнал США, но по ряду параметров ушел далеко вперед. Вертолеты Ми эксплуатируются в более чем ста странах мира.

Михаил Леонтьевич Миль скончался 31 января 1970 года в городе Москва в результате инсульта. Похоронен знаменитый конструктор на Юдинском кладбище, недалеко от железнодорожной платформы Перхушково, Московской области.

Награды Михаила Миля

Три ордена Ленина (12.07.1957; 22.07.1966; 21.11.1969)

Орден Отечественной войны II степени (16.09.1945)

Орден Трудового Красного Знамени (21.11.1959)

Орден Красной Звезды (06.11.1944)

Научные Труды Михаила Миля

Аэродинамика несущего винта с шарнирным креплением лопастей при криволинейном движении. - М.: Центр. аэро-гидродинам. ин-т им. проф. Н. Е. Жуковского, 1940.

Вертолеты: Расчет и проектирование (В 3 кн.) / М. Л. Миль, А. В. Некрасов, А. С. Браверман и др. ; Под ред. д-ра техн. наук М. Л. Миля. - М.: Машиностроение, 1966-1967.

Память о Михаиле Миле

В Улан-Удэ именем Миля названа улица.

Имя Миля носит Московский вертолетный завод.

В Москве именем конструктора названа улица в районе Жулебино. В 2009 году на пересечении улицы Авиаконструктора Миля и Жулебинского бульвара был установлен бюст Миля.

В Казани именем конструктора названа улица в Авиастроительном районе.

Именем Миля названа московская средняя школа № 1738.

В 2009 году в честь Миля был выпущен почтовый блок марок России.

В 2009 году в Иркутске в честь 100-летия со дня рождения М. Л. Миля по инициативе поэта Г. Гайды была установлена мемориальная доска на доме №5 по улице Карла Либкнехта. Предложено назвать именем Миля улицу, на которой он родился и рос.

В Минске (Республика Беларусь) именем конструктора названа улица в микрорайоне Новая Боровая (ЖК Сосновый квартал)

Миль на купоне от марочного листа почты России

Семья Михаила Миля

Отец - Леонтий Самойлович Миль, железнодорожный служащий.
Мать - Мария Ефимовна, стоматолог.

Сестра - Екатерина.
Брат - Яков.

Жена - Пана Гурьевна Руденко (брак с 11.11.1929).
Сын - Вадим (1936-1941).
Дочь - Маня (1942-1943).
Дочь - Надежда.
Дочь - Елена.

Миль Михаил Леонтьевич - советский конструктор вертолётов, один из основателей отечественного вертолётостроения, генеральный конструктор опытного КБ по вертолётостроению.

Родился 9 (22) ноября 1909 года в городе Иркутск в семье служащих. Еврей. С юных лет увлекся авиамоделированием. Участвовал в конкурсах, где его авиамодели занимали призовые места.

В 1927 году из-за происхождения и доносов был вынужден оставить учёбу. Переехал в Новосибирск. Около года был рабочим кожевенной лаборатории.

В 1928 году поступил на механический факультет Донского политехнического института в Новочеркасске (ныне - Южно-Российский Государственный Технический Университет (Новочеркасский Политехнический Институт) на авиационную специальность. Все своё свободное время посвящал авиамоделизму. В 1929 году стал начальником бригады аэродинамиков в институте.

В 1931 году после окончания института по рекомендации Н.И. Камова (конструктора вертолётов, будущего Героя Социалистического Труда) принят на работу в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) имени Н. Е. Жуковского. Работал в должности инженера, начальника бригады аэродинамики и экспериментальных расчётов отдела особых конструкций. Участвовал в разработке автожиров А-7, А-12 и А-15. В период с 1936 по 1943 годы последовательно занимал должности инженера, заместителя главного конструктора опытного КБ по винтокрылым аппаратам.

В период с 1941 по 1943 год находился в эвакуации в посёлке Билимбай (городской округ Первоуральск Свердловской области). Занимался вопросами усовершенствования боевых самолётов, улучшением их устойчивости и управляемости. Для проведения испытаний выезжал на фронтовые аэродромы. Во время испытательных полётов лично находился в самолёте. Член ВКП(б) / КПСС с 1943 года.

В 1943 году вернулся вместе с семьёй в Москву. В период с 1943 по 1947 годы занимал должность научного сотрудника, начальника лаборатории № 5 в ЦАГИ. Занимался вопросами устойчивости самолётов, штопорной и вертолётной тематикой, усовершенствованием боевых свойств самолётов для более точного поражения наземных целей. Модернизировал отечественные и самолёты, поставляемые союзниками. Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. Руководил проектированием и созданием геликоптера ГМ-1 (прототип первого отечественного вертолета Ми-1). Работы проходили очень тяжело. Геликоптер потерпел ряд аварий, а в одной из них погиб лётчик-испытатель. Тем не менее, М.Л. Миль нашёл в себе силы продолжить работу. Недостатки были устранены, воплощены в жизнь оригинальные идеи, которые используются в вертолётостроении до сих пор.

С 1947 года М.Л. Миль - главный конструктор опытного КБ по вертолётостроению. В 1951 году под его руководством был создан первый советский серийный 3-местный вертолёт Ми-1. С 1964 года - Генеральный конструктор опытного КБ по вертолётостроению.

Его коллективом были созданы вертолёты Ми-2, Ми-4 (удостоен золотой медали Всемирной выставки в Брюсселе в 1958 году), Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12 (самый большой в мире транспортный вертолёт), Ми-14, Ми-24, В-12 и другие. На вертолётах его конструкции установлено 60 мировых рекордов.

Разработал фундаментальные основы аэродинамики винтокрылых аппаратов. Был очень одарённым человеком. Блестяще разговаривал на нескольких языках. Увлекался музыкой и живописью.

В последние годы жизни отдавал много сил и энергии на доработку и проведение испытаний вертолётов для армии, в частности Ми-24, первый полёт которого состоялся осенью 1969 года, незадолго до смерти конструктора.

Умер 31 января 1970 года в Москве после тяжёлой продолжительной болезни. Похоронен в Одинцовском районе Московской области на кладбище посёлка Юдино.

Лауреат Ленинской (1958) и Государственной (1968) премий, доктор технических наук (1945), профессор (1967).

Награждён 3 орденами Ленина (12.07.1957, 22.07.1966, 21.11.1969), орденами Отечественной войны 2-й степени (16.09.1945), Трудового Красного Знамени (21.11.1959), Красной Звезды (06.11.1944), медалями.

Именем М.Л. Миля назван Московский вертолётный завод, улицы в Москве и Казани, московская средняя школа № 1738.

В 2009 году в Москве на пересечении улицы Авиаконструктора Миля и Жулебинского бульвара был установлен бюст М.Л. Миля. В Москве на домах, в которых он жил и работал, а также в городе Жуковский Московской области на территории ЦАГИ установлены мемориальные доски.

Читайте также: