Михаил козловский скульптор кратко

Обновлено: 04.07.2024

М. И. Козловский родился 26 октября 1753 года в семье военного музыканта.

Рано обнаружившиеся у мальчика способности к рисованию побудили отдать его в 1763 году в Академию художеств.

Здесь он был определен в культурный класс, в котором преподавал Н. Жилле — фр анцузский художник, воспитатель многих талантливых скульпторов того времени.

Помимо лепки, которой Козловский серьезно занимался, большим и искренним увлечением был рисунок. Поэтому при выборе специальности, он долго колебался, не зная, чему отдать предпочтение: живописи или скульптуре.

Скульптор обратился к теме из отечественной истории. Козловскому удалось создать динамическую сцену: позы героев полны экспрессии, жесты их преувеличенно патетичны. Художник еще не пришел к строгой лаконичности и сдержанности, которые будут характерны для зрелого периода его творчества.

К сожалению, из римских работ, кроме нескольких рисунков, выполненных с огромным темпераментом и совершенством, до нас ничего не дошло.


Аполлон

В 1780 году Марсельская Академия искусств присваивает художнику звание академика. Это — свидетельство популярности его произведений за границей. Вернувшись на родину, Козловский выполняет многочисленные работы по украшению архитектурных памятников.


Гименей

Поликрат. Гипс. 1790. Русский музей.

Мастер изобразил самый напряженный момент страданий Поликрата, прикованного персами к дереву. Никогда еще скульптор не достигал такой экспрессии, драматизма, силы в выражении сложных человеческих чувств и такой образности пластического решения. В этом помогли ему великолепное знание анатомии, работа с натуры.

Роль его как преподавателя Академии чрезвычайно высока. Превосходный рисовальщик, чуткий, внимательный педагог, он снискал всеобщее уважение и любовь. Из его мастерской вышла целая плеяда молодых талантливых скульпторов: С. Пименов, И. Теребенев, В. Демут-Малиновский и другие.


Минерва и гений художеств.

Конец 80-90 годов XVIII века — период расцвета таланта скульптора.

Темы героического звучания, полные высокого патриотического пафоса, в этот период привлекают художника.


Его привлек образ сподвижника Петра, не побоявшегося в присутствии императора разорвать подписанный царем несправедливый указ, налагавший непосильные тяготы на разоренных крестьян. Фигура Долгорукого исполнена решимости, твердости. Лицо его гневно, сурово. В правой руке факел, в левой — весы правосудия; у ног — мертвая змея и маска, олицетворяющие коварство и притворство.

Козловский обращается и к сюжетам гомеровского эпоса, римской истории. Большое место в его творчестве занимает работа над образом Александра Македонского (1780е, ГРМ).


Бдение Александра Македонского.

Художник представил полководца в виде юноши Геркулеса, скачущего на коне. Его фигура очень жизненна и реальна. Эта группа в известной степени явилась подготовительным этапом в работе художника над самым значительным, самым крупным произведением — памятником великому русскому полководцу А. В. Суворову.


Геркулес на коне

С огромным увлечением приступил Козловский в 1799 году к созданию памятника. Сохранившиеся в Русском музее эскизы свидетельствуют о длительных и сложных композиционных поисках, бесконечных изменениях в решении образа.

Фронтальное решение статуи отличается торжественностью, спокойствием, монументальной четкостью. При взгляде справа особенно ощутимо движение воина в наступательном порыве; зритель, смотрящий на памятник с левой стороны, яснее чувствует подчеркнутую твердость, уверенную мощь фигуры. Постамент, спроектированный Козловским при участии Л. Н. Воронихина, гармонично связан с пластическим решением.


памятник Суворову

Массивная, ритмично расчлененная форма контрастно противопоставлена легкой и грациозной фигуре героя. Монумент был торжественно открыт 5 мая 1801 года и установлен в глубине Марсова поля, вблизи Инженерного замка. Только в 1820 году, в связи с реконструкцией зданий на Марсовом поле.

Памятник Суворову — вершина творчества скульптора. Его появление было крупнейшим событием в художественной жизни России. С него начинается история русской монументальной скульптуры XIX века.

Но, пожалуй, наиболее значительной была роль Козловского, произведение которого композиционно завершило и объединило скульптурный комплекс Большого каскада. Художник вновь обратился к Символическому решению. Богатырь Самсон олицетворяет Россию, а лев — побежденную Швецию. Мощная фигура Самсона дана художником в сложном развороте, в напряженном движении.

Самсон, разрывающий пасть льву

Жизнь скульптора оборвалась в самом расцвете его таланта.

Козловский умер 18 сентября 1802 года в возрасте сорока девяти лет.


Амур со стрелой

Гений. Павловский дворец


Психея


Аякс защищает тело Патрокла

Нарцисс

Нарцисс


Пастушок с зайцем

50 биографий мастеров русского искусства. Л., Аврора. 1970. С.53

Родился в 1753 году в семье флотского трубача. Получил воспитание в Санкт-Петербургской Академии художеств, в которой его ближайшими наставниками были профессора Н. Ф. Жилле и А. П. Лосенко. По окончании курса в 1772 году, став пенсионером академии, был отправлен в Рим (с 1774 по 1779 год) и в Париж (с 1779 по 1780 год).

Среди учеников Козловского наиболее известны С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский.





Mikhail Kozlovsky grave.JPG

Слева направо:
Могила М.И. Козловского на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, Могила М.И. Козловского на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге- Другой ракурс

Произведения

Адреса в Санкт-Петербурге

1793 — 18.09.1802 года — 1-я линия, 16.

Литература

  • Петров В. Н. Михаил Иванович Козловский. — Л. : Художник РСФСР, 1976. — 68 с. — (Массовая библиотечка по искусству). — 30 000 экз.

Ссылки

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 6 ноября
  • Родившиеся в 1753 году
  • Родившиеся в Санкт-Петербурге
  • Умершие 30 сентября
  • Умершие в 1802 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Художники по алфавиту
  • Скульпторы России
  • Похороненные на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры
  • Скульпторы по алфавиту

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Козловский, Михаил Иванович" в других словарях:

Козловский Михаил Иванович — (1753 1802), русский скульптор. Представитель классицизма. Учился в петербургской АХ (1764 73) у Н. Ф. Жилле; профессор там же (с 1794), среди учеников С. С. Пименов, В. И. Демут Малиновский. Пенсионер АХ в Риме (1774 79) и Париже (1779… … Художественная энциклопедия

КОЗЛОВСКИЙ Михаил Иванович — (1753 1802) российский скульптор и рисовальщик. Представитель классицизма. Творчество Козловского проникнуто просветительскими идеями, возвышенным гуманизмом, яркой эмоциональностью (статуя для каскада в Петергофе Самсон, раздирающий пасть льва … Большой Энциклопедический словарь

Козловский Михаил Иванович — один из лучших русских скульпторов. Учился в Академии Художеств, у Жилле . С 1794 года преподавал скульптуру в академии. Умер в 1802 году. Из его произведений, в сильной степени отзывающихся направлением французской скульптуры конца XVIII века,… … Биографический словарь

Козловский Михаил Иванович — (1753 1802), скульптор; представитель классицизма. Учился в АХ (1764 73), Академик с 1794; преподавал там же (с 1794). Пенсионер АХ в Риме (1774 79) и Париже (1779 80). Мастер монументальной декоративной и станковой пластики, проникнутой… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Козловский, Михаил Иванович — профессор скульптуры. Род. 26 октября 1753 г., ум. 18 сентября 1802 г. в Петербурге. Сын "галерного флота трубачевского мастера", он был принят в Академию Художеств по прошению отца 1 июля 1764 г., зная грамоту и арифметику, а в 1767 г … Большая биографическая энциклопедия

Козловский Михаил Иванович — Памятник Суворову на Суворовской площади в Санкт Петербурге Михаил Иванович Козловский (26 октября (6 ноября) 1753, Санкт Петербург 18 (30) сентября 1802, Санкт Петербург) русский скульптор. Содержание 1 Биография … Википедия

Козловский, Михаил Иванович — М.И. Козловский. Памятник А.В. Суворову в Санкт Петербурге. Бронза. 1799 1801. КОЗЛОВСКИЙ Михаил Иванович (1753 1802), российский скульптор, представитель классицизма. Творчество Козловского проникнуто просветительскими идеями, возвышенным… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Михаил Иванович Козловский появился на свет в 1753 году в семье флотского музыканта. Его детство прошло на окраине столицы, мальчик получил домашнее образование и рано проявил талант к изобразительному искусству.

Билетом в жизнь для юного дарования стало поступление в Императорскую академию художеств, созданную в 1757 году.

Учителем М. И. Козловского был профессор академии Н. Ф. Жилле, воспитавший целое поколение крупнейших российских скульпторов. Так, в одно время с М. И. Козловским обучались такие известные мастера, как Ф. И. Шубин и Ф. Г. Гордеев.

М. И. Козловский в первые годы пребывания в Академии художеств демонстрировал интерес и к рисунку, и к лепке. Мальчик долго не мог определиться с выбором основного направления, но в итоге остановился на скульптуре.

Это решение стало судьбоносным, ведь в историю отечественного искусства Михаил Иванович вошел именно как великий скульптор.

Молодость и первые награды

Юношеские годы М. И. Козловского пришлись на ранний период правления Екатерины II. Императрица стремилась к развитию науки и искусств в России, эти направления культуры получали от государства щедрое финансирование.

Так, наиболее талантливые ученики столичной Академии художеств могли претендовать на большую стипендию и другие преференции.

Расцвет творчества

Особой популярностью пользовались его произведения, посвященные русским правителям и античным героям. Эти темы отвечали идеям Просвещенного абсолютизма, царившего в ту эпоху в России.

В 1794 году М. И. Козловский был удостоен звания академика Императорской академии художеств. Он занялся преподаванием скульптуры, наиболее известными его учениками стали С. Пименов, В. Демут-Малиновский.

Исследователи отмечают преподавательский талант Михаила Ивановича и его значительную роль в воспитании молодого поколения мастеров.

Наиболее известные произведения М. И. Козловского проникнуты идеями героизма, подвига и военной славы. Творчество Михаила Ивановича отражает высокие идеи Просвещения и гуманизма. Образы в его работах отличаются возвышенностью и духовностью.

Известные работы

М. И. Козловский активно участвовал в украшении скульптурами и барельефами архитектурных объектов. Наиболее ярким произведением стала фигура Самсона, украшающая Петергофские каскады.

Образ героя символизирует Россию, одержавшую победу в Северной войне над Швецией, которая в композиции представлена в виде льва.

Одна из наиболее известных работ мастера посвящена подвигу русских войск, совершивших под руководством А. В. Суворова героический переход через Альпы.

М. И. Козловский изобразил великого полководца в виде древнегреческого героя Геркулеса, скачущего на коне. Скульптура дала начало для работы Михаила Ивановича над памятником Суворову.

Монумент в честь полководца был выполнен из бронзы и установлен еще при жизни А. В. Суворова в 1801 году.

Изображение не имеет сходства с прототипом, скульптор использовал для работы античный образ бога войны Марса, чтобы подчеркнуть величие достижений фельдмаршала.

Грандиозная скульптура стала вершиной творчества М. И. Козловского, отражающей неповторимый почерк мастера.

26 октября 1753 (Санкт-Петербург) — 18 сентября 1802 (Санкт-Петербург)

В том же году отправился в Рим, где прожил по 1779. Изучал коллекции Ватикана, палаццо Фарнезе, Спада, Боргезе. Выполнил множество копий и зарисовок с античных скульптур, а также произведений мастеров Возрождения, в особенности Микеланджело. Посещал натурные классы Французской Академии художеств в Риме, где пользовался советами Ж.-М. Вьена.

Занимался мемориальной скульптурой, создал надгробные памятники П. И. Мелиссино (1800), С. А. Строгановой (1802) для Лазаревского кладбища Александро-Невской лавры.

В 1953 в Государственном Русском музее была организована выставка произведений мастера.

Козловский — выдающийся русский скульптор раннего и зрелого классицизма. В его творчестве нашли воплощение характерные для этого времени идеалы просвещения, гражданского долга и доблести. В качестве тем для своих произведений, как правило, выбирал сюжеты из истории республиканского Рима и античной Греции.

Козловский опирался не только на традиции античного искусства, в индивидуальной манере скульптора ощутимы барочные черты, что выразилось в динамичных композициях с острыми ракурсами и движением (особенно ярко это проявилось в рисунках). Для раскрытия замысла часто прибегал к языку аллегории. Обращался к самым различным материалам — мрамору, бронзе, терракоте. Был одним из лучших рисовальщиков своего времени. Занимался офортом.

Известны поздние отливки некоторых произведений скульптора, выполненные в начале ХХ века по решению Совета ИАХ.

Произведения Козловского находятся в крупнейших музейных собраниях России, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Павловском дворце-музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.

Читайте также: