Миграция в украине кратко

Обновлено: 05.07.2024

Вот уже несколько лет подряд темпы трудовой миграции в Украине продолжают расти. Все больше наших сограждан ищут подработку в Польше и других странах. Но есть и обратный процесс – трудовая иммиграция в Украину. Пока это не особо развитое явление, но уже через несколько лет ситуация может кардинально измениться, а без рабочих руки из других стран нам просто не обойтись. Сайт “Сегодня” рассказывает, приезжают ли в Украину на заработки, когда эта тенденция примет массовый характер и чем это может обернуться.

По информации Государственной пограничной службы, в 2018 г. в Украине побывало более 27 млн. иностранцев. Больше всего к нам приехало граждан Молдовы – 4,1 млн, Беларуси – 2,5 млн, России – 1,5 млн, Польши – 1 млн. Также значительный поток приезжих наблюдался из Венгрии – 828 тыс. и Румынии – 645 тыс. Пограничники отмечают, что очевидна тенденция к увеличению потока иностранцев в Украину.

Помимо этого увеличилось и количество нелегальных мигрантов. В 2018 году их было больше на 20-30% по сравнению с минувшим годом.

“В 2018 году мы видели рост количества незаконных мигрантов примерно на треть. Всего в прошлом году задержали 3270 нелегальных мигрантов. При этом количество задержанных из них за незаконное пересечение границы выросло на 26 % и составило 1130 человек”, – заявил глава Госпогранслужбы Петр Цигикал в интервью “5 каналу”.

Значительная часть задержанных мигрантов – более 2100 человек – нарушила правила пребывания в Украине. Из них чаще всего украинское законодательство нарушали граждане Молдовы, России, Болгарии, Азербайджана, Вьетнама и Турции.

“В то же время общая тенденция остается неизменной: Украина для незаконных мигрантов остается транзитной страной. Но с ростом благосостояния в Украине ситуация будет меняться, и нелегальные мигранты все больше будут оставаться в Украине”, – добавил Цигикал.

К слову, эксперты тоже уверены, что это неизбежный процесс, и со временем в стране будет становится все больше мигрантов.

Несмотря на то, что многие украинцы хотят поработать за границей, иностранцы тоже не против приехать к нам на заработки. В кадровом портале HeadHunter Украина рассказали сайту “Сегодня”, что есть ряд кандидатов, готовых к переезду в Украину, к примеру, из Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана.

“Как показал анализ базы резюме hh.ua, более активную позицию в вопросе поиска работы с релокацией в Украину проявляют кандидаты с более внушительным опытом работы. Так, 68% соискателей указали наличие профессионального стажа более 6 лет. Еще 16% кандидатов заявили про опыт от 3 до 6 лет и 9% – от 1 года до 3 лет”, – отмечают в HeadHunter Украина.

Что касается отраслей, то наиболее интересными для иностранцев оказались сферы IT, маркетинга, продаж и производства. 59% респондентов из других стран заинтересованы в полной занятости, 19% – в частичной, 15% – в проектной работе, 5% в стажировке, а еще 2% в волонтерстве.

“IT-специалисты не едут из страны. Более того, я знаю много случаев, когда иностранцы приезжают к нам именно в IT-сферу”, – отмечает экономический эксперт Борис Кушнирук и добавляет, что если мы не создадим в стране более благоприятные условия, не уменьшим налоговое давление на бизнес, чтобы сюда шел бизнес и здесь оставалось население – ничего не будет.

Элла Либанова, руководитель Института демографии и социальных исследований НАН Украины говорит, что на рынках труда в других странах сейчас все больше растет спрос на людей с высокой и низкой квалификацией, а вот средняя квалификация не такая востребованная.

“Европейский, североамериканский рынки труда переживают времена, которых у них не было. Если долгое время на рынке труда основным контингентом, который пользуется спросом, были люди со средней квалификацией, независимо от профессий, то сейчас рынок труда поляризуется. Там остается два полюса: топовые места, которые нуждаются в рабочей силе очень квалифицированной, и рабочие места, требующие низкой квалификации, а вот середина сегодня проваливается. Опыт говорит о том, что через пять лет такое будет и у нас. Мы сейчас массово готовим среднюю квалификацию, и возникает вопрос, что мы с этим будем делать?”, – говорит Либанова и поясняет, что это открывает определенные перспективы для того, чтобы привлечь людей из других стран.

Но сейчас наша страна не слишком приспособлена для трудовых мигрантов, а на законодательном уровне этот вопрос все еще не обсуждался.

Сейчас, чтобы человек из другой страны мог работать в Украине, ему нужно получить специальное разрешение на трудоустройство для лиц без гражданства, а вот для работодателей это и вовсе не выгодно. Украинское законодательство обязывает работодателей платить иностранцам следующим образом:

5 минимальных зарплат (одна минимальная зарплата сейчас составляет 4 173 грн, т.е. 5 минимальных зарплат – это 20 865 грн) для тех, кто работает в общественных объединениях, благотворительных организациях и учебных заведениях.

Не распространяется это ограничение на представителей творческих профессий, IT-специалистов, высокооплачиваемых специалистов, выпускников ВУЗ ов, которые входят в сотню лучших в мире.

Эксперты уверены, что Украина скоро может столкнуться с проблемой нехватки рабочих рук, но ничего удивительного в этом нет. Через это прошли все европейские страны, сообщил президент Всеукраинской ассоциации компаний по международному трудоустройству Василий Воскобойник во время круглого стола на тему: “Нуждается ли украинская экономика в трудовых мигрантах из других стран?”.

“Если мы говорим о тенденциях, которые происходили в 90-х годах прошлого 20 века, то мы увидим, что из Польши эмигрировали 2,5 млн поляков. Из Румынии эмигрировали 3,5 млн людей, население Литвы сократилось с 3,2 миллиона людей до 2,5 млн и постоянно сокращается даже сейчас. Если мы опираемся на данные официальной статистики, в 2011 году в Болгарии 2,1 млн населения страны жили в эмиграции. Если вспомнить, что в целом население Болгарии составляет чуть более 7 миллионов, то тенденция получается не самая приятная. Кстати, в Германии студенты из Болгарии занимают 2 место после студентов из Китая, и мы понимаем, что молодежь из Болгарии будет выезжать и в дальнейшем. Кроме того, по прогнозам ООН , до 2050 года население Болгарии сократится на 27%”, – рассказал Воскобойник.

Он добавил, что те процессы, которые происходят сейчас в Украине, не являются чем-то уникальным, все это было в других странах. Например, когда Польша столкнулась с такой проблемой, в 2004-2005 гг. они приняли решение привлечь трудовых мигрантов в страну и выбрали для этого шесть стран – Украину, Беларусь, Молдову, Армению, Грузию и Россию.

“Украине нужно следовать польскому опыту по привлечению трудовых мигрантов, но делать это с умом, чтобы сюда не пошло нашествие людей. Нам необходимо сформировать предложения об изменениях в законодательстве, которые позволят привлекать в Украину трудовых мигрантов”, – говорит Воскобойник.

Правда, привлечение иностранных рабочих всегда сталкивается с одной проблемой – не будет ли размыва местного населения мигрантами, т.к. культура, ценности, религия могут кардинально отличаться.

“Нам нужно не только привлекать трудовых мигрантов в Украину, но и делать все возможное для того, чтобы украинцы возвращались обратно. Делать все возможное для создания условий, чтобы трудовые мигранты могли вкладывать здесь свои заработанные деньги, чтобы они могли защитить свои права собственности”, – поясняет Воскобойник.

Согласно исследованиям социологической группы “Рейтинг”, сейчас только 8% украинцев отлично оценивают свои шансы на поиск работы в том регионе, где они живут. Еще около 15% оценивают свои шансы на поиск работы, как “неплохие”.

Развитие кризисной ситуации на Украине в течение по­следних лет - классический пример практической реализации убеждений мало отличных от взглядов времён биполярного противостояния. В короткий по историческим меркам срок социально-экономическая жизнь ещё недавно признаваемой сравнительно благополучно^юго-восточной части страны, куда украинцы нередко переезжали из других областей, сме­нилась своей противоположностью. Масштабы развивающей­ся кризисной ситуации ещё не выяснены полностью, однако имеющихся оценок достаточно для понимания того, что дан­ный кризис имеет долговременные последствия.

Цель данной статьи - обоснованно указать, что миграция населения, как в границах территории самой Украины, так и за её пределами, останется одним из актуальных факторов, значимость которого в ближайшие годы будет нарастать, не­обязательно позитивно влияя на перспективу развития ситуа­ции в стране в целом. Несомненно, что миграция украинских граждан, реагирующих на экономические и политические перемены в стране, в различной степени скажется и на поло­жении дел в тех странах, куда направляются миграционные потоки.

Миграционные процессы - явление разнообразное и многоуровневое. Среди исследователей принято различать миграцию внешнюю и внутреннюю, экономическую, соци­альную, политическую, экологическую, трудовую, учебную, семейную и другие виды. Миграция может быть как законной, так и незаконной, возвратной и безвозвратной, временной и долгосрочной, а также цикличной, добровольной или вынужденной.

Характерно, что в случае постсоветской Украины движу­щей силой миграционных процессов остаётся совокупность негативных факторов, устранить которые в сравнительно кра­ткосрочный период вряд ли удастся. В то же время общая тенденция к обострению внутренней ситуации в стране сохра­няется и прогрессирует. Низкий уровень доходов населения, затяжная стагнация экономики, своеобразие и неочевидность проводимых властями реформ, низкий уровень социальных стандартов и гарантий, угроза перерастания острого внутрен­него конфликта в открытую форму гражданской войны - все это способствует тому, что Украина продолжает терять наи­более мобильную и, как правило, конкурентоспособную часть трудоспособного населения.

На фоне упомянутых проблем, в стране за последние годы заметно обострилась проблема бедности. Категория бедных людей значительно пополнилась за счёт внутренних переселенцев, многим из которых не удаётся приспособить­ся к иным жизненным условиям на новом месте. В целом это не способствует интегрированности во многом разрозненного украинского общества, этно-региональные противоречия ко­торого остаются реальностью.

Следствием данной особенности стал прогрессирующий упадок внутреннего промышленного производства, и возрас­тание риска дальнейшего сползания Украины на периферию мирового хозяйства, сужения местных рынков труда, массовой неустроенности и постепенной депопуляции бывших инду­стриальных регионов, как в силу естественных причин, так и вследствие миграции части населения.

Не менее характерной особенностью активизации ми­грационных процессов стало то, что в ходе столкновения гео­политических интересов стран запада и России на постсовет­ском пространстве, население формально независимой, но фактически несвободной в выборе своих внешнеполитических предпочтений Украины оказалось заложником навязанных ему обстоятельств. Их сумма продолжает вынуждать массу вовлечённых в прогрессирующий конфликт людей прямо или косвенно в нём участвовать. Альтернативой активному или пассивному участию в данном конфликте (в силу личных убеждений, конкретных условий и рода занятий) остаётся не­обходимость оставлять места предыдущего проживания в по­исках более привлекательных социальных перспектив. И то и другое нередко оказывалось выбором из двух зол. В том числе для пяти с четвертью миллионов жителей Донецкой и Луган­ской областей, почти четырём миллионам которых пришлось испытать последствия резкой дестабилизации общественной жизни непосредственно на себе.

Особенность Донбасса в том, что за постсоветскую исто­рию хаотичной деиндустриализации этого, самого густонасе­лённого региона Украины, нового экономического возрожде­ния там не произошло. Напротив, структура общественных отношений изменилась так, что местные формы трудоустрой­ства стали в итоге определяться вооруженным насилием, не только сопровождаясь массовым исходом населения, но и перенося решение множества сопутствующих проблем на не­определённое будущее.

В данном ключе трудно ожидать, что возобновление и разрастание активных боевых действий в регионе исключит опасность перерастания текущего противостояния в Донбассе в гуманитарную катастрофу, чреватую обострением и без того нелицеприятной ситуации в стране. Так, например, очередной виток конфликта, разгоревшегося в конце января 2017 г. в окрестностях Авдеевки и Донецка с применением тяжелого вооружения, был воспринят как действие, демонстрирующее, что, дальнейшая эскалация насилия на Украине - сценарий не только возможный, но многих в сегодняшней украинской вла­сти устраивающий.

Симптоматично, что к исходу 2016 г. у значительного ко­личества украинских граждан накопилась не только усталость, но и явная неудовлетворённость результатами резкого изме­нения разновекторной геоэкономической и геополитической ориентированности государства. Многие стали полагать, что власть наживается на войне и не заинтересована в прекра­щении жестокого и кровопролитного конфликта на востоке страны. По данным украинских социологов, так в ноябре 2016 г. отвечали 73,6% опрошенных ими респондентов. По тем же данным, многие из опрошенных воспринимали длящееся во­оружённое противостояние как борьбу бизнес-структур за сферы влияния (27,3%), а также как искусственно инспириро­ванный повод для обогащения отдельных дельцов на военных поставках, контрабанде и спекуляции (15,2%).

Деятельность действующих властей украинское обще­ство также оценивало критически. Как отмечалось, неудов­летворенность работой центральных органов власти в целом росла. Три четверти (75,5%) опрошенных по данному поводу украинских граждан в той или иной мере не одобряли рабо­ту П.Порошенко на должности Президента Украины. Также негативно (71,0%) оценивалась деятельность Премьер-мини­стра В. Гройсмана, Председателя Верховной Рады А. Пару- бия (70,9%), Генерального прокурора Украины Ю. Луценко (70,6%), главы Национального банка В. Гонтаревой (78,3%). Преимущественно негативно воспринималось и развитие об­щей ситуации в стране - 72,5% опрошенных с той или иной степенью уверенности указали, что дела в стране идут в невер­ном направлении.

Учитывая непопулярность действующей власти, неодно­кратно имевшие место на Украине призывы к введению воен­ного положения в отдельных областях или во всей стране по­нятны. Данная мера, помимо резкого усиления полномочий власти за счёт существенного ограничения прав граждан, мог­ла бы какое-то время сохранять имеющийся политический ре­жим. В частности, власти получили бы право запретить любые изменения Конституции страны и принудительно отчуждать практически любое частное или государственное имущество для нужд армии. Можно было бы ограничить выезд граж­дан за рубеж, использовать все мощности и трудовые ресурсы предприятий для нужд обороны, запрещать деятельность по­литических партий и объединений, работу средств массовой информации, собрания и митинги, вводить трудовую повин­ность и т.п. Насколько успешной могла бы оказаться совокуп­ность применения этих мер на практике, в условиях неуклонно снижающейся способности страны существовать без внешней политической и экономической поддержки, сказать сложно.

Несомненно лишь то, что сегодняшняя ситуация в Донбассе, трудно осмысливающаяся в целом благодаря полярным ин­терпретациям происходящего различно заинтересованными сторонами - очень весомый, но не единственный компонент, меняющий структуру организации общественной жизни как на всей Украине, так и в регионе в целом.

Миграционные процессы на Украине интенсивно раз­вивались и до событий, расколовших в 2014 г. Донбасс. С на­чалом 2000-х гг., по разным оценкам, в различных формах экономической миграции участвовало от 2 до 7 миллионов украинских граждан 11 . Имеющиеся цифры продолжают суще­ственно варьироваться и сегодня - в зависимости от использу­емой литературы и других источников информации, качество и объективность которых нередко оставляют желать лучшего или оставляют в недоумении.

В данном случае дело не только в том, что при всех воз­можностях, имеющихся у современных средств массовой информации, получение из них верифицируемых сведений остаётся для исследователей проблемой. Качественное, глу­бокое исследование требует времени, квалификации и фи­нансовых затрат, тогда как по мнениям украинских коллег, всего упомянутого сильно недостаёт даже в Государственной службе статистики Украины. Растущая неполнота имеющих­ся данных при этом закономерна, тогда как чувствительность к миграционной тематике в украинском обществе высока, как и её политическая значимость. В угоду последней проблема объективности используемых данных далеко не всегда оказы­валась первоочередной задачей.

В среднем, как указывал офис украинского представи­тельства Всемирной организации по миграции, за период с 1993 г. (52 млн. чел.) население Украины уменьшилось (без учёта населения Крыма и неподконтрольных Киеву районов) на 10 млн. чел. Согласно этому же источнику, сокращение численности населения продолжится до ожидаемых в 2050 г. 32 млн. чел., половина которых к тому времени приблизится к пенсионному возрасту.

При неполноте имеющихся данных, остается несомнен­ной острота проблем внутренне перемещённых лиц, которых на Украине сегодня более 1,7 млн. чел. Их основная масса уси­лила давление на рынок труда, особенно в деиндустриали­зирующихся областях. По данным того же источника, к 2016 году больше всего переселенцев оказалось в Луганской области (275 тыс. чел.), Харьковской (191. тыс. чел.), Донецкой (120 тыс. чел.), Днепропетровской (81 тыс. чел.), Запорожской (69 тыс. чел.). Несколько меньшее количество людей оказалось в Киевской области (51 тыс. чел.) и самом Киеве (39 тыс. чел.). Ещё меньшее количество переселенцев вместили западные об­ласти Украины - Тернопольская (2.5 тыс. чел.), Черновицкая и Ровенская (по 3,0 тыс. чел.), Ивано-Франковская область и За­карпатье (по 4,0 тыс. чел.) и Волынская область (5,0 тыс. чел.). Нетрудно предположить, что из данной категории граждан вернуться на места предыдущего жительства захотят и смогут не все. Различные наблюдения социологов это подтверждают.

Подобные примеры показывают, что возможность пере­ориентации миграционных потоков, как в краткосрочный пе­риод, так и в стратегической перспективе - тематика весьма чувствительная. Украинцы длительное время находили и про­должают находить работу не только в странах запада, но и в России, а вопрос о способности Украины удовлетворительно трудоустраивать собственно население остаётся насущным. И если российскими исследователями неоднократно отмеча­лось, что значительного сокращения количества мигрантов в России ожидать не стоит, то украинские учёные также не­однократно высказывались по данному поводу иначе.

Во мнениях украинских коллег по вопросу переориен­тации украинской трудовой миграции большее внимание уделяется евроинтеграционным усилиям их страны, поступа­тельной либерализации визового режима со странами ЕС и заинтересованности многих европейских стран в получении дополнительной рабочей силы из культурно близкой среды. Выводы о ускорении трудового миграционного потока и его переориентации на запад в большей степени, чем на Россию, впрочем, делались с оговоркой о том, что данная тенденция нехарактерна для неподконтрольных Киеву территорий, где ситуация кардинально иная.

В любом случае тенденции к интенсификации трудовой миграции на Украине набирают силу, особенно среди жите­лей западных областей страны. В первую очередь среди ми­грантов оказываются люди со средним образованием, облада­тели рабочих профессий, жители сёл и небольших городов, где найти работу особенно сложно, и, конечно, люди из числа внутренних переселенцев. Существующие оценки возможно­го развития трудовой миграции с Украины, как правило, схо­дятся во мнении, что в условиях кризиса число выездов за гра­ницу с целью трудоустройства увеличится, переориентация миграционного потока с восточного на западное направление ускорится, а состав мигрантов изменится в сторону увеличе­ния среди них доли высококвалифицированных специалистов и молодёжи. В совокупности это может способствовать тому, что для многих граждан Украины возвращение на родину ста­нет нежелательным, способствуя росту их теневой или неле­гальной активности на территориях стран пребывания. Так, например, граждане Украины, оказавшиеся в России в силу военных действий или по воле экономических обстоятельств, нередко не торопились возвращаться на родину, несмотря на отмену для них льготного режима и массу сопутствующих бю­рократических сложностей Подобное вполне может проис­ходить и по мере развития дальнейших отношений Украины с ЕС, продолжающих иметь скорее во многом декларативную, чем несомненно равноправную сущность.

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Исчезающая страна. Почему и куда из Украины уезжает население?

Украина после переворота (или революции, как кому угодно) 2014 года тает не только территориально. Сокращается население, закрываются научные направления, исчезают целые отрасли промышленности. Страна становится сырьевым придатком.

Сотни рабочих вышли на протест в Харькове

Кажется, так недавно это было. На заре независимости и… рыночных реформ. Сейчас никто точно не скажет, сколько осталось. По оценочным данным Госстата, население Украины составляет более 41,7 миллиона человек. Эту цифру многие подвергают сомнению. Так, если исходить из лимитов потребления хлеба, то численность населения следует оценивать в 28–29 млн человек (некоторые говорят о 23–25 млн человек).

Работники судоремонтного завода взбунтовались в Мариуполе — видео

Остаётся только надеяться на то, что точка невозврата ещё не пройдена и в стране найдутся силы, которые сумеют разработать и реализовать иной сценарий будущего Украины.

facebook
twitter
vk vkontakte social
telegram social

Миграционные волны - привычное явление для Украины. Но если в ХХ веке наш соотечественник спасался от царизма и "красной опасности", то сегодня покидает страну в условиях "победившей демократии". По некоторым оценкам за 10 лет из Украины навсегда выехали до четырех миллионов человек. Количество граждан, постоянно работающих за границей, составляет сегодня до трех миллионов человек. Что же представляет собой украинская миграция и каковы ее последствия? Подробнее - в материале Klymenko Time.

Заробитчане-спасители

Многие украинские и зарубежные экономисты сходятся во мнении, что отечественные трудовые мигранты ни много ни мало - спасают экономику Украины. Главный аргумент - валюта. В прошлом году гастарбайтеры перечислили в Украину более 12 млрд долл. В 2015-м этот показатель составлял лишь 5 млрд долл. В итоге полученные средства семьи заробитчан имеют возможность тратить внутри страны, чем опосредствованно наполняют государственный бюджет.

По мнению внештатного профессора университета в Цюрихе, журналиста швейцарской газеты Neue Zürcher Zeitung Маттиаса Бенца, большая миграция имеет очевидные преимущества для Украины, так как "дает людям, фирмам и государству большие шансы". Его словам приводит немецкая Deutsche Welle . Бенц считает, что выезд украинских специалистов за рубеж вынуждает местных предпринимателей идти остальным работникам на уступки: повышать зарплаты, создавать лучшие условия труда.

- Эмиграция работников ведет к увеличению зарплат, а увеличение зарплат вынуждает фирмы наращивать эффективность производства, вынуждает к инновациям, делает выгоднее автоматизацию и цифровизацию производственных процессов, - делает вывод внештатный профессор.

Добавим, что трудовая миграция, по мнению экономистов, оказывает благоприятное влияние на уровень безработицы в Украине: у людей есть работа, а значит и средства к существованию, а значит градус напряжения в обществе снижается. Такова точка зрения бизнеса, который смотрит украинского заробитчанина исключительно как на экономическую единицу в разрезе “здесь и сейчас”. Однако массовый выезд наших соотечественников имеет и обратную сторону, которая куда серьезнее сиюминутной выгоды.

Страна мигрантов: как Украина стала трудовым придатком Европы и что из этого вышло - фото 1

Демография и кадры

Заведующий отделом миграционных исследований Института демографии и социальных исследований им М. В.Птухи НАН Украины Алексей Позняк рассказал Klymenko Time о негативных сторонах миграции.

- Часть мигрантов уже переходит в разряд постоянных. Таким образом у нас идут прямые потери населения. Соответственно, эти люди в дальнейшем перестают пересылать деньги, так как забирают к себе семью, - рассказал эксперт.

По его словам, трудовая миграция - достаточно масштабный процесс. За последнее время порядка миллиона трудовых мигрантов остались жить в стране, в которой работают. Больше всего украинцы выбирают для проживания страны Южной Европы: Италию, Испанию, Португалию. Польша, говорит Позняк, нашими соотечественниками рассматривается в качестве краткосрочной миграции.

Впрочем, экономический кризис в Украине вносит коррективы в планы заробитчан. Согласно результатам опроса, проведенного компанией Gremi Personal в феврале этого года, больше половины украинцев планирует остаться жить в Польше.

Кроме демографического вопроса острой проблемой остается отток квалифицированных специалистов.

- Часто работодатели жалуются, что не могут набрать персонал соответствующего уровня квалификации. Больше всего это касается рабочих специальностей, - уточнил Алексей Позняк.

Страна мигрантов: как Украина стала трудовым придатком Европы и что из этого вышло - фото 2

“Дело врачей”

- С медицинскими кадрами сложилась к атастрофической ситуация. По оценкам экспертов, Украину с начала 2020 г. покинули более 66 тыс. врачей и медицинских работников. Из-за пандемии коронавируса уволились еще почти 34 тыс. медработников , большинство из которых - пенсионного и предпенсионного возраста. По данным электронной системы здравоохранения НСЗУ, с апреля 2020 г. в Украине уволились более 5 тыс. врачей специализированной звена, при этом новых врачей в системе зарегистрировались чуть более тысячи, - отмечают аналитики Центра. Дефицит медицинских кадров многие пациенты могут ощутить уже сейчас, когда медсестры и врачи не справляются с нагрузками и больные не могут вовремя получить медпомощь.

Тяжелой экономической ситуацией в Украине воспользовалась дружественная нам Польша, которая с 2015 г. отобрала у России пальму первенства по количеству принимаемых мигрантов из Украины. Напомнимт, что с вступлением в Евросоюза в 2004 г. и входом в Шенгенскую зону в 2007-м, Польша сама столкнулась с массовым выездом граждан на заработки в страны ЕС, и с тех пор занялась вопросом восполнения кадров из соседних стран. Как ранее заявлял вице-премьер министр развития, труда и технологий Польши Ярослав Говин , "мы должны импортировать руки, а больше всего – мозги, из стран, культурно близкие Польше".

Напомним, что в декабре польский сейм проголосовал за упрощенное трудоустройства медиков из-за рубежа. Раньше для этого нужно было подтвердить диплом, на что уходило долгие месяцы. Сейчас в условиях пандемии потребуется знание польского языка, а также обладать трехлетним опытом работы. Что касается диплома врача, то его всего лишь должен заверить консул Польши. Украинским специалистам поляки готовы предложить от 50 тыс. грн до 400 тыс. грн. В целом же зарплаты в стране раза в четыре выше украинских. Узкоспециализированный специалист там вполне может рассчитывать на 2,5 тыс. евро в месяц.

Алексей Позняк считает, что если ситуация в Украине останется на прежнем уровне, все больше трудовых мигрантов будут пытаться остаться жить за границей. В случае ухудшения ситуации, выезд украинцев на постоянное место жительства в другие страны усилится.

Есть, впрочем, вариант с положительным развитием событий, в который верит правительство Украины. Ранее премьер-министр Денис Шмыгаль обещал украинцам зарплаты уровня Словакии и Польши до 2030 г. Если это произойдет, то нашим гражданам незачем будет выезжать за рубеж. Осталось подождать каких-то 10 лет, чтобы зажить по-человечески.

Страна мигрантов: как Украина стала трудовым придатком Европы и что из этого вышло - фото 3

Украина по душе азиатам и африканцам

Между тем Украиной интересуются мигранты из других стран. Ежегодно пограничники ловят 8 - 9 тыс. иностранцев, пытающихся нелегально пересечь государственную границу. Лишь в прошлом году из-за пандемии количество нелегалов снизилось вдвое. Как говорит Алексей Позняк, до 2014 уровень привлекательности Украины для иммигрантов был средним , но после того как ухудшилась экономическая и военно-политическая ситуация, интерес иностранцев стал резко снижаться. И все же есть государства, у которых жизни гораздо хуже чем в Украине. В Государственной пограничной службе Украины говорят, что чаще всего к нам едут из стран Ближнего и Среднего Востока, Африки, Южной и Юго-Восточной Азии.

У некоторых из государств уровень жизни донедавна был даже выше чем у нас, но теперь ситуация там изменилась. Пример - Ливан, который некогда называли "Ближневосточной Швейцарией". Если до декабря 2019 г., перед началом массовых протестов, минимальная зарплата в Ливане составляла 450 долл., (12 тыс. грн), то сегодня - 67 долл. (1,8 тыс. грн). За два года цены на продукты в этой ближневосточной стране выросли в четыре раза, а работы практически не найти. На фоне этих потрясений Украина пока что выглядит куда привлекательнее.

Стоит ли украинцам в будущем ждать массовой иммиграции? Сказать сложно. Все зависит от экономической и политической ситуации. Но вот кто наверняка нам нужен, так это квалифицированные рабочие. Надо же кому-то ремонтировать инфраструктуру, раз свои спецы разъехались.

Итог. Трудовая миграция в некоторой степени оказывает положительное влияние на экономику Украины. Но это если говорить о сегодняшнем дне. В целом же перспективы тревожны, ведь за рубеж едут лучшие специалисты, большое число которых обратно не возвращается. И это большая проблема. В 2019 г. Социологическая группа "Рейтинг" предложила украинцам назвать наиболее актуальные угрозы для страны, в итоге на первое место респонденты поставили массовую миграцию и только затем экономический упадок и обнищание населения.

Проблема трудовой миграции существовала в Украине и 10 лет назад. Но тогда за рубежом работало 4% работоспособного возраста. Сегодня таких 12% - 15%. Могли наши отцы и деды 30 лет назад предположить, что после обретения независимости в 1991 году украинец предпочтет скорее уехать за рубеж и "строить хату пану", вместо того, чтобы поднимать свою страну? Хотя, всему есть объяснение. Со стороны может показаться, что экономические трудности Украины - цепочка совпадений. Однако здравомыслящему человеку несложно понять, что реформы и законы последних лет были нацелены на разрушение государственности. И принимали решения конкретные люди в интересах своих кураторов. Можно и дальше делать вид, что в стране все нормально, экономика вот-вот восстановится и народ перестанет уезжать. Но этого не случится. По крайней мере до тех пор, пока украинцы не ответят для себя: государство для народа или для кучки людей, возомнивших себя "элитой"?

Читайте также: