Миграционные органы в зарубежных государствах кратко
Обновлено: 02.07.2024
Любая политика — это выбор определенных решений и способов их осуществления в конкретной сфере жизнедеятельности общества. Это инструмент воздействия на различные социальные процессы, в число которых входит и миграция населения.
Миграционная политика — это система общепринятых на уровне властных структур идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых, прежде всего государство, а также другие общественные институты, соблюдая определенные принципы, предполагают достижение поставленных целей. Политика должна проводиться в соответствии с теми принципами, которые составляют фундаментальные основы государства (Конституция, международные правовые акты и т.д.). Политика не сводится только к системам мер, хотя еще не так давно к ней относили лишь совокупность мероприятий, регулирующих данный процесс.
Миграционная политика включает в себя:
- Концепцию, которая представляет собой фундамент миграционной политики, систему взглядов, определяющих границы правового, этического и идеологического пространства, в рамках которого могут формироваться программные документы по миграции населения и другим направлениям государственного регулирования демографических процессов. Концепция миграционной политики, если она выступает правовым документом федерального уровня, включает принципы, согласно которым должно осуществляться регулирование миграционных процессов во всех субъектах Российской Федерации. Подобные документы регионального уровня должны соответствовать основополагающим положениям Концепции миграционной политики РФ. Основными элементами Концепции миграционной политики, помимо принципов, определяющих правовое и этическое пространство, в рамках которого допустимо воздействие на миграционные процессы, являются цель, обусловленные ею задачи по всем направлениям миграционной деятельности, приоритеты и механизмы осуществления политики.
Исходным при этом является обоснование цели миграционной политики. Для этого возможны разные подходы: с позиции обеспечения развивающейся экономики трудовыми ресурсами; с позиции характера демографического развития (миграция как компенсатор естественной убыли населения); с позиции геополитических интересов государства, его национальной безопасности. Эти и иные подходы могут использоваться либо самостоятельно, либо одновременно с другими.
Миграционная политика носит территориально-дифференцированный характер. Поэтому в разных местностях существуют разные миграционные проблемы, а следовательно, цели миграционной политики и направления их достижения различны. Соподчиненность целей и дифференциация их по стадиям миграционного процесса, а также по видам миграции и ее направлениям определяют их многоплановость и территориальные различия.
Можно выделить следующие цели миграционной политики:
- привлечение мигрантов на временное место жительства;
- создание постоянного состава населения;
- обеспечение рабочей силой промышленных объектов, создаваемых в районах нового освоения;
- стабилизация населения в тех или иных местностях;
- повышение миграционной активности коренных жителей ряда территорий;
- сдерживание притока мигрантов в некоторые населенные пункты и т.д.
В соответствии с целью демографического развития миграционная политика призвана решать три взаимосвязанные стратегические задачи:
— контролировать масштабы, географию выхода и состав иммигрантов, прибывающих в Россию; регулировать характер расселения мигрантов (внутренних и внешних), в наибольшей мере соответствующий геополитическим интересам государства; способствовать созданию условий для добрососедского взаимодействия между местным населением и мигрантами.
Задачи миграционной политики формулируются в русле концепции (цели) и ситуации, сложившейся в миграционной сфере. Острота миграционных проблем определяет выбор приоритетов, очередность решения тех или иных задач.
Собственно, с этим связано и формирование миграционных программ — концептуально единой системы мер и механизмов регулирования различных видов миграции — это вторая часть миграционной политики. Меры эти могут быть стимулирующими и сдерживающими миграционную активность, могут оказывать воздействие на человека непосредственно (это относится в первую очередь к запретительным мерам) и могут быть направлены на создание таких условий, которые будут способствовать добровольному принятию людьми решений, соответствующих национальным интересам государства. Во втором случае регулирующие миграцию средства не ведут к нарушению прав человека, поскольку каждый принимает собственное решение.
- Повседневная деятельность тех государственных органов (занятых в них служащих, подготавливаемые документы и инструкции), в обязанность которых входит регулирование миграционных процессов.
Основными механизмами реализации такой политики должны быть:
- комплексное и универсальное миграционное законодательство;
- единая классификация категорий мигрантов;
- разграничение федеральной и региональной ответственности, а также ответственности предприятий различных форм собственности за решение возникающих проблем;
- система экономических и административных мер государственного регулирования миграционных потоков;
- система гарантированных форм государственной поддержки вынужденных категорий мигрантов;
- концентрация федеральных и региональных бюджетных средств, выделяемых на решение проблем отдельных категорий мигрантов, с целью более эффективного их использования; применение рыночных механизмов привлечения внебюджетных источников финансирования.
Правовые основы государственного вмешательства в региональное перераспределение населения и внешние миграционные процессы заложены в Конституции и специальных законах.
Очевидно, что каждая страна (Россия не исключение), исходя из национальных интересов, избирает адекватную своему геополитическому статусу миграционную политику. Отечественный и зарубежный опыт регулирования миграций при этом используется не для обоснования целей политики (они лежат вне этой политики), а для поиска приемлемых для избранной цели мер и механизмов воздействия на миграционные процессы. России в этом отношении повезло: она имеет собственный огромный опыт осуществления миграционной политики в XVII —XX вв., накопленный Российской империей и Советским Союзом.
В дореволюционные годы на практике были опробованы такие концепции, как поэтапные переселения (постепенное переселение из одних близрасположенных местностей в другие и т.д.), выбор предпочтительных районов выхода мигрантов (сходство местностей по природно-гео- графическим и хозяйственным условиям), подбор состава переселенцев (семейных, зажиточных) и др.
Естественно, что новая миграционная ситуация выдвинула новые задачи в сфере регулирования миграционных процессов. Современная миграционная политика имеет внешнюю и внутреннюю стороны. Во внешней сфере на первый план вышли такие задачи, как: создание условий для привлечения в Россию иммигрантов — будущих граждан страны, обеспечение безопасности государства, соблюдение прав мигрантов при реализации разного рода межгосударственных соглашений, развитие сотрудничества с зарубежными и международными организациями в целях цивилизованного предотвращения незаконной миграции и т.д. Во внутренней сфере важное значение придается: разработке эффективных механизмов перераспределения миграционных потоков, в том числе и иммиграционных, с учетом геополитических интересов страны и облегчения интеграции мигрантов в районах вселения; формированию условий для самообустройства вынужденных мигрантов, поддержке их адаптации на новых местах; созданию системы предупреждения ситуаций, ведущих к внезапным массовым недобровольным перемещениям населения, и др.
Любая политика — это выбор определенных решений и способов их осуществления в конкретной сфере жизнедеятельности общества. Это инструмент воздействия на различные социальные процессы, в число которых входит и миграция населения.
Миграционная политика — это система общепринятых на уровне властных структур идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых, прежде всего государство, а также другие общественные институты, соблюдая определенные принципы, предполагают достижение поставленных целей. Политика должна проводиться в соответствии с теми принципами, которые составляют фундаментальные основы государства (Конституция, международные правовые акты и т.д.). Политика не сводится только к системам мер, хотя еще не так давно к ней относили лишь совокупность мероприятий, регулирующих данный процесс.
Миграционная политика включает в себя:
- Концепцию, которая представляет собой фундамент миграционной политики, систему взглядов, определяющих границы правового, этического и идеологического пространства, в рамках которого могут формироваться программные документы по миграции населения и другим направлениям государственного регулирования демографических процессов. Концепция миграционной политики, если она выступает правовым документом федерального уровня, включает принципы, согласно которым должно осуществляться регулирование миграционных процессов во всех субъектах Российской Федерации. Подобные документы регионального уровня должны соответствовать основополагающим положениям Концепции миграционной политики РФ. Основными элементами Концепции миграционной политики, помимо принципов, определяющих правовое и этическое пространство, в рамках которого допустимо воздействие на миграционные процессы, являются цель, обусловленные ею задачи по всем направлениям миграционной деятельности, приоритеты и механизмы осуществления политики.
Исходным при этом является обоснование цели миграционной политики. Для этого возможны разные подходы: с позиции обеспечения развивающейся экономики трудовыми ресурсами; с позиции характера демографического развития (миграция как компенсатор естественной убыли населения); с позиции геополитических интересов государства, его национальной безопасности. Эти и иные подходы могут использоваться либо самостоятельно, либо одновременно с другими.
Миграционная политика носит территориально-дифференцированный характер. Поэтому в разных местностях существуют разные миграционные проблемы, а следовательно, цели миграционной политики и направления их достижения различны. Соподчиненность целей и дифференциация их по стадиям миграционного процесса, а также по видам миграции и ее направлениям определяют их многоплановость и территориальные различия.
Можно выделить следующие цели миграционной политики:
- привлечение мигрантов на временное место жительства;
- создание постоянного состава населения;
- обеспечение рабочей силой промышленных объектов, создаваемых в районах нового освоения;
- стабилизация населения в тех или иных местностях;
- повышение миграционной активности коренных жителей ряда территорий;
- сдерживание притока мигрантов в некоторые населенные пункты и т.д.
В соответствии с целью демографического развития миграционная политика призвана решать три взаимосвязанные стратегические задачи:
— контролировать масштабы, географию выхода и состав иммигрантов, прибывающих в Россию; регулировать характер расселения мигрантов (внутренних и внешних), в наибольшей мере соответствующий геополитическим интересам государства; способствовать созданию условий для добрососедского взаимодействия между местным населением и мигрантами.
Задачи миграционной политики формулируются в русле концепции (цели) и ситуации, сложившейся в миграционной сфере. Острота миграционных проблем определяет выбор приоритетов, очередность решения тех или иных задач.
Собственно, с этим связано и формирование миграционных программ — концептуально единой системы мер и механизмов регулирования различных видов миграции — это вторая часть миграционной политики. Меры эти могут быть стимулирующими и сдерживающими миграционную активность, могут оказывать воздействие на человека непосредственно (это относится в первую очередь к запретительным мерам) и могут быть направлены на создание таких условий, которые будут способствовать добровольному принятию людьми решений, соответствующих национальным интересам государства. Во втором случае регулирующие миграцию средства не ведут к нарушению прав человека, поскольку каждый принимает собственное решение.
- Повседневная деятельность тех государственных органов (занятых в них служащих, подготавливаемые документы и инструкции), в обязанность которых входит регулирование миграционных процессов.
Основными механизмами реализации такой политики должны быть:
- комплексное и универсальное миграционное законодательство;
- единая классификация категорий мигрантов;
- разграничение федеральной и региональной ответственности, а также ответственности предприятий различных форм собственности за решение возникающих проблем;
- система экономических и административных мер государственного регулирования миграционных потоков;
- система гарантированных форм государственной поддержки вынужденных категорий мигрантов;
- концентрация федеральных и региональных бюджетных средств, выделяемых на решение проблем отдельных категорий мигрантов, с целью более эффективного их использования; применение рыночных механизмов привлечения внебюджетных источников финансирования.
Правовые основы государственного вмешательства в региональное перераспределение населения и внешние миграционные процессы заложены в Конституции и специальных законах.
Очевидно, что каждая страна (Россия не исключение), исходя из национальных интересов, избирает адекватную своему геополитическому статусу миграционную политику. Отечественный и зарубежный опыт регулирования миграций при этом используется не для обоснования целей политики (они лежат вне этой политики), а для поиска приемлемых для избранной цели мер и механизмов воздействия на миграционные процессы. России в этом отношении повезло: она имеет собственный огромный опыт осуществления миграционной политики в XVII —XX вв., накопленный Российской империей и Советским Союзом.
В дореволюционные годы на практике были опробованы такие концепции, как поэтапные переселения (постепенное переселение из одних близрасположенных местностей в другие и т.д.), выбор предпочтительных районов выхода мигрантов (сходство местностей по природно-гео- графическим и хозяйственным условиям), подбор состава переселенцев (семейных, зажиточных) и др.
Естественно, что новая миграционная ситуация выдвинула новые задачи в сфере регулирования миграционных процессов. Современная миграционная политика имеет внешнюю и внутреннюю стороны. Во внешней сфере на первый план вышли такие задачи, как: создание условий для привлечения в Россию иммигрантов — будущих граждан страны, обеспечение безопасности государства, соблюдение прав мигрантов при реализации разного рода межгосударственных соглашений, развитие сотрудничества с зарубежными и международными организациями в целях цивилизованного предотвращения незаконной миграции и т.д. Во внутренней сфере важное значение придается: разработке эффективных механизмов перераспределения миграционных потоков, в том числе и иммиграционных, с учетом геополитических интересов страны и облегчения интеграции мигрантов в районах вселения; формированию условий для самообустройства вынужденных мигрантов, поддержке их адаптации на новых местах; созданию системы предупреждения ситуаций, ведущих к внезапным массовым недобровольным перемещениям населения, и др.
ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИОННЫХ СЛУЖБ В НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Научная специальность: 12.00.14 — административное право;
Аннотация. В статье рассматриваются особенности деятельности миграционных служб в США и ФРГ.
Ключевые слова и словосочетания: иностранные граждане, миграция, миграционный контроль.
Annotation. The article discusses the features of the migration services in the United States and Germany. Key words and word combinations: foreigners, migration, migration control.
играционные службы рассматриваемых стран либо являются составной частью различных министерств и ведомств (в США — Министерства внутренней безопасности, в ФРГ — Министерства внутренних дел, в Швеции — Министерства иностранных дел), либо выступают самостоятельными органами исполнительной власти (в Канаде — Министерство по делам гражданства и иммиграции).
Деятельность миграционных служб США, Канады, ФРГ и Швеции регламентирована соответствующими нормативными правовыми актами. При этом, по нашему мнению, наиболее эффективная, обладающая самой широкой компетенцией миграционная служба создана в США.
В структуре Министерства функционируют три подразделения, имеющие отношение к рассматриваемой теме: Береговая охрана США; Иммиграционная и таможенная полиция США; Служба гражданства и иммиграции.
Береговая охрана США — военная служба, предназначенная для наблюдения за выполнением федерального законодательства и обеспечения
безопасности плавания судов в водах открытого моря и во внутренних водоемах страны1.
Вышеупомянутым Законом задачи Береговой охраны были распределены на две группы:
1) связанные с обеспечением национальной безопасности: обеспечение безопасности портов, водных путей и побережья; противодействие противоправному ввозу наркотиков; борьба с нелегальной миграцией; поддержание боеготовности; обеспечение исполнения требований иных законов;
2) не связанные с обеспечением национальной безопасности США: обеспечение безопасности судоходства; проведение поисково-спасательных работ; установка, сохранение и поддержание в исправном состоянии навигационных знаков; охрана морских живых ресурсов; защита морской среды; проведение ледокольных операций2.
В сферу основных направлений деятельности Иммиграционной и таможенной полиции США входит борьба с:
■ сексуальным насилием в отношении несовершеннолетних, распространением детской порнографии, торговлей людьми в целях их сексуальной эксплуатации и т.д.;
■ нарушениями авторского права.
Деятельность Иммиграционной и таможенной
полиции США охватывает также следующие направления:
■ расследование административных и уголовных преступлений в рамках иммиграционного законодательства;
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2012
■ расследование дел, касающихся финансирования террористических организаций, отмывания денег, контрабанды, мошенничества, включая нарушения прав интеллектуальной собственности;
■ обеспечение задержания и депортации нелегальных иммигрантов;
■ сбор, анализ и распространение информации, необходимой для осуществления оперативной деятельности подразделения.
В состав Иммиграционной и таможенной полиции США входят три комплексных оперативных управления, одно из которых — Enforcement and Removal Operations (ERO) отвечает за соблюдение гражданами иммиграционного законодательства США и обеспечивает удаление из страны всех иностранцев, в отношении которых было вынесено решение о депортации. ERO активно использует сеть своих агентов, контролирующих иммигрантов (IEA, Immigration Enforcement Agents), с целью воспрепятствования нарушения ими иммиграционного законодательства, задержания и депортации из страны тех иностранных граждан, которые совершили уголовные преступления. Кроме того, указанные агенты осуществляют транспортировку задержанных иностранных граждан в тюрьмы Иммиграционной и таможенной полиции США, на судебные процессы и т.п. Агентская сеть управления ERO покрывает всю страну и действует в ее пределах.
С 1 марта 2003 г. начала свою деятельность Служба гражданства и иммиграции, которая является самостоятельным подразделением Министерства внутренней безопасности. В сферу ответственности указанного подразделения входят вопросы рассмотрения прошений о продлении сроков пребывания, изменении категории визы, иммиграционных и неиммиграционных петиций, заявок на получение статуса постоянного жителя, гражданина США и беженца. Через сеть своих отделений, региональных центров и интернет Служба обеспечивает рассмотрение:
■ заявлений о выдаче всех типов въе здных виз;
■ ходатайств о получении гражданства;
■ прошений о предоставлении убежища;
■ заявлений о продлении сроков пребывания и изменении категории визы.
В вопросе регулирования иммиграционных процессов Министерство внутренней безопасности взаимодействует с рядом других федеральных ведомств. Однако если функции Министерства труда и Министерства здравоохранения в этой сфере остались прежними, то функции Министерства юстиции сократились. После ликвидации Службы иммиграции и гражданства в его структуре осталось Исполнительное управление по над-
зору за иммиграцией, которое занимается рассмотрением иммиграционных апелляций. Процесс выдачи виз, который ранее был прерогативой Государственного Департамента, стал контролироваться Министерством внутренней безопасности. В частности, руководитель Управления безопасности границ и перевозок получил право определять порядок выдачи виз, а сотрудники Министерства безопасности — участвовать в процессе выдачи виз посольствами и консульствами.
На наш взгляд, подход США по объединению всех правоохранительных функций в одном ведомстве имеет как положительные, так и отрицательные моменты. В первую очередь, создание подобного органа ведет к выводу на первый план силовых функций и преобладанию правоохранительных задач. Вместе с тем в основе миграции лежат экономические факторы, которые при данном подходе могут нивелироваться и не учитываться. В то же время создание Министерства внутренней безопасности позволило США акцентировать внимание и повысить эффективность мероприятий, направленных на противодействие незаконной миграции.
В ФРГ за реализацию иммиграционной политики отвечает Федеральное министерство внутренних дел, которое разрабатывает стратегию иммиграционной политики и координирует исполнение миграционного законодательства, осуществляя выдачу разрешений на пребывание, рассмотрение заявлений на предоставление гражданства, убежища, статуса беженца, реализуя программу добровольного возвращения в ФРГ, принимая решения о депортации. В подчинении Министерства находится Федеральная пограничная служба и Федеральная служба по делам беженцев, а также Управления (бюро) по делам иностранцев и Центры первичного приема иностранцев, подавших ходатайство о признании беженцами. Система органов исполнительной власти ФРГ, регулирующих вопросы миграции, больше всего схожа с российской системой.
Так, в функции Федеральной службы миграции и проблем беженцев входят прием и рассмотрение ходатайств иностранных граждан и лиц без гражданства о предоставлении убежища. Задачами службы являются: координация деятельности федеральных ведомств и органов, а также представительств ФРГ за рубежом в области иммиграции и беженцев; внедрение и реализация процедур отбора мигрантов; аналитическая и информационная поддержка федеральных и земельных программ интеграции, ведение центрального регистра иностранцев; обеспечение выполнения мер содействия добровольному возвращению мигрантов в страны выхода3.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2012
Федеральная пограничная охрана (ФПО) осуществляет полицейскую охрану государственной границы, полицейский контроль за передвижением через границы, преследование на границе. Сюда, в частности, входит пресечение нелегального въезда иностранцев, депортация, доставка лиц, ищущих убежище, в регистрационные центры.
Одним из основных направлений деятельности ФПО является международное сотрудничество в рамках развивающегося процесса общеевропейской интеграции.
В функции Управлений (бюро) по делам иностранцев входят выдача разрешений на жительство, оказание временной защиты, участие совместно с посольствами в процессе объединения семей, регистрация иностранцев, в том числе трудовых мигрантов, осуществление мероприятий по борьбе с нелегальной миграцией. Управления являются органами внутренних дел земель и подчиняются бургомистрам городов.
На каждого иностранного гражданина (далее — ИГ) оформляется личное дело, в которое включаются следующие материалы: анкета; информация полиции о предполагаемом факте совершения правонарушения; информация о последнем адресе на родине ИГ, заполняемая ИГ на родном языке; решение Федерального ведомства по делам иностранных беженцев; информация о регистрации ИГ, включаемая в компьютерный банк данных; письмо в прокуратуру о разрешении депортирова
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.
СВЕКЛО ВЯЧЕСЛАВ ЛЕОНИДОВИЧ — 2012 г.
ВЯЛЫХ НИКИТА АНДРЕЕВИЧ, ЛУБСКИЙ АНАТОЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, ПОСУХОВА ОКСАНА ЮРЬЕВНА — 2015 г.
Причины беженства в мире. Одной из форм политической миграции является беженство. Эта форма миграции, в отличие от других, наиболее сильно затрагивает права человека и никогда не бывает добровольной. Со второй половины ХХ в. она носит глобальный проблемный характер, является одним из самых сложных вопросов, стоящих сегодня перед мировым сообществом.
В мире всё взаимосвязано. В конце ХХ – начале XXI в. беженство приобрело наибольшие масштабы за всю свою историю. С чем связано значительное увеличение количества беженцев? Ответ обоснуйте.
Беженство имеет глубокие исторические корни. Так, в 1951 г. большинство беженцев были европейцами. Сегодня — это население Азии и Африки. Если ранее беженство представляло вынужденные миграционные перемещения отдельных лиц, то нынешние потоки беженцев всё чаще принимают массовую форму.
Причины современного беженства разнообразные (рис. 72).
Главной международной организацией по обеспечению прав и благополучия беженцев является Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ).
Оно была создано в 1950 г. и координирует международные действия по защите беженцев и решению их проблем независимо от расы, вероисповедания, политических убеждений и пола во всемирном масштабе.
По данным Международной организации по миграции, в 2005 году в мире насчитывалось 191 миллион мигрантов. Они составляют 3 % населения Земли. Денежные переводы трудовых мигрантов на родину превысили в 2005 году 233 млрд. долл. Количество незаконных мигрантов колеблется от 30 до 40 миллионов человек, т.е. от 15 до 20 % всего количества мигрантов в мире*. В 1970 году мигранты составляли более 10 % населения в 48 странах, а в 2000 году количество таких стран выросло до 70. В некоторых странах мигранты составляют весьма значительную часть населения: в Кувейте — до 50 %, в Австралии — 25 %, в Канаде — 19 % и т.д. [1]. Все эти данные свидетельствуют о том, что проблема миграции в современных условиях становится одной из важнейших как для внутренней, так и для внешней политики многих стран мира. Данное положение в полной мере касается и стран СНГ, в первую очередь России.
Зарубежные страны, встречаясь с теми или иными проблемами регулирования миграционных процессов, находят решения, которые соответствуют их национальным интересам. Какие-то из этих решений могут соответствовать, а могут и противоречить интересам России и других стран СНГ. Анализ зарубежного опыта может способствовать более ясному видению общих черт миграционных процессов и специфических особенностей, проявляющихся на постсоветском пространстве. Рассмотрим три наиболее важных в концептуальном плане аспекта миграционной политики зарубежных стран.
Причины, плюсы и минусы миграции.
В соответствии с наиболее распространенными в настоящее время подходами к проблеме миграции она может давать ощутимые выгоды странам, принимающим мигрантов, странам их происхождения и самим мигрантам. Поэтому одним из подходов к миграции является борьба за трудовых мигрантов как за дешевый ресурс, который может эффективно использоваться для укрепления собственной экономики. Одновременно миграция может иметь очень серьезные политические и социально-экономические последствия прежде всего (но не только) для принимающих стран. Нередко встречающееся противопоставление экономического и политического (в том числе безопасности) аспектов вряд ли можно считать обоснованным. Это противоречие возникает в случаях неумелой работы в сфере миграции (например, в случае отсутствия координации деятельности органов власти, занимающихся различными направлениями работы с мигрантами).
В докладе Глобальной комиссии по международной миграции [2] указываются три основные движущие силы миграции, в основе которых лежат различия в сферах, обозначаемых как "три D" (от англ. development, demography and democracy — развитие, демография и демократия). Во-первых, это разрыв между высоко- и слаборазвитыми странами в социально-экономическом развитии. Разрыв между ними по показателю ВВП на душу населения увеличился с 41 раза в 197S году до 66 раз сегодня. Уровень безработицы составляет: в странах Ближнего Востока и Северной Африки 12,2 %, в африканских странах, расположенных ниже Сахары, — 10,9 %, в развитых странах — 6,6 %.
Во-вторых, существенна разница между двумя группами стран в демографическом аспекте. По данным ООН, уровень рождаемости составляет: 1,4 на одну женщину в Европе, 2,5 — в Латинской Америке, 3,8 — в арабских странах и 5,4 — в Африке. Разница в продолжительности жизни также весьма существенна: в странах с низким уровнем доходов она составляет 58 лет, а в развитых странах — 78 лет. В демографическом плане следует также отметить старение населения в развитых странах, нехватку рабочей силы в них. Соотношение работающих и неработающих в странах с высоким уровнем доходов, прежде всего в Европе, на данный момент равно 1, но при сохранении нынешних тенденций к 2025 году на 100 работающих будет 111 иждивенцев.
В-третьих, существенны и политические различия между стабильными, предсказуемыми государственными системами в развитых странах и вулканообразными состояниями многих государств "третьего мира". В результате этого и других причин политического характера наблюдается массовый исход из нестабильных зон в более благоприятные места проживания. Например, в английском городе Манчестере работает больше врачей из Малави, чем в самом государстве Малави. Во время так называемой революции тюльпанов в Киргизии весной 2005 года в связи с нестабильной обстановкой очередь в консульский отдел посольства России в Бишкеке выросла в несколько раз.
Разница в социально-экономических условиях наглядно прослеживается и на постсоветском пространстве. О существенной разнице в уровнях социально-экономического развития стран СНГ свидетельствуют данные ООН о человеческом развитии (см. табл.).
Индекс человеческого развития-2006 в СНГ (по данным за 2004 г.)
ВВП на душу населения (ППС, $)
Источник: Программа развития ООН
Анализ приведенных в таблице 1 данных показывает, что в индексе есть долгоиграющий элемент — уровень образованности населения (это заслуга еще СССР). То же самое касается и уровня продолжительности жизни. А вот показатель ВВП на душу населения по ППС гораздо более мобильный.
По данным Всемирного банка, сегодня ВВП на душу населения по официальному обменному курсу в России составляет 4460 долл., а в Казахстане — 2930 долл. Однако по паритету покупательной способности разница душевого ВВП между Россией и Казахстаном менее заметна: 10 897 долл. в России и 8515 долл. в Казахстане. При сохранении нынешней динамики ВВП в обеих странах через несколько лет Казахстан догонит и перегонит Россию. Это обстоятельство может серьезно повлиять на направления трудовой миграции, особенно в регионе Центральной Азии. Можно предположить, что в борьбе за дешевые трудовые ресурсы центральноазиатских стран СНГ благодаря этим обстоятельствам, а также близости менталитетов Казахстан будет более конкурентоспособен по сравнению с Россией.
Рост деловой активности непосредственно связан с другой причиной миграции - массовой безработицей в ряде стран Содружества. В наиболее динамично развивающихся странах безработица уменьшается, эти государства даже начинают испытывать нехватку квалифицированных кадров. Официальные данные стран ближнего зарубежья о состоянии рынка труда серьезно отличаются от реального состояния дел, однако, если судить по масштабам и географической направленности миграции, в ближайшие годы следует ожидать продолжения притока трудовых мигрантов из стран СНГ в Россию.
Миграционная политика является важной составляющей внутренней и внешней политики государств, в которых мигранты составляют значительную часть. Так, в феврале 2005 года была разработана и представлена парламенту стратегия миграционной политики Великобритании [3]. Суть этой политики отражена уже в названии документа "Контроль за нашими границами: сделать так, чтобы миграция работала на Великобританию". Стратегия основывается на трех принципах. Во-первых, она показывает, как нужно обеспечить контроль за соблюдением законодательства о миграции, чтобы им невозможно было злоупотреблять. Во-вторых, стратегия обеспечивает положение, при котором Великобритания получает выгоды от приезжающих в страну людей, которые много работают и способствуют росту ее благосостояния. Наконец, стратегия дает ответы на сложные проблемы миграционной политики для обеспечения британских интересов. Значительное внимание в стратегии уделяется борьбе с нелегальной миграцией. Привлечение трудовых мигрантов будет основываться на балльной системе, при которой наиболее вероятным будет привлечение в страну специалистов дефицитных специальностей. Для Великобритании такими специальностями являются врачи, инженеры, финансовые эксперты, медсестры и учителя. Система трудовой миграции будет состоять из четырех уровней — мигранты с высокой квалификацией, квалифицированные и неквалифицированные рабочие, а также студенты и специалисты.
За счет мигрантов в зарубежных странах решаются не только проблемы наполнения рынка труда, но и демографические проблемы. В ряде стран демографический рост обеспечивается в значительной степени за счет мигрантов. Чаще всего трудовая и миграционная проблемы соседствуют друг с другом. Например, в документе о миграционной политике в Ирландии говорится, что рост населения страны более чем наполовину обеспечен мигрантами [4]. После принятого в 2004 году решения об открытии своего рынка труда Ирландия привлекла значительное количество мобильной и образованной рабочей силы.
Большое внимание в зарубежных странах обращается на интеграцию мигрантов. Так, ирландцы считают, что одним из важнейших факторов успеха в миграционной политике является направленность на долгосрочную интеграцию мигрантов в экономическую, социальную, культурную и политическую жизнь страны. Во Франции 24 июля 2006 года принят новый закон об иммиграции и интеграции. Проведен ряд других мероприятий в этом направлении: созданы Высший совет по интеграции, государственное агентство по приему и интеграции иностранных граждан, с 2002 года ведется активная работа по интеграции и борьбе с нелегальной миграцией. Закон ставит условием пребывания во Франции овладение ее языком и уважение к ее порядкам, предусматривает преимущества в получении вида на жительство для тех, кто владеет определенными профессиями или же может быть полезен для страны.
Наиболее важной законодательной основой в отношении мигрантов являются базовые декларации и конвенции по правам человека. К ним можно отнести Всеоб-щую декларацию прав человека и семь конвенций ООН, закрепляющих выражен-ные в Декларации права (Международная конвенция о запрете всех форм расовой дискриминации, Конвенция о запрещении всех форм дискриминации женщин и др.) В 1990 году была принята Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Однако к настоящему моменту ратифицировали ее только 34 государства исключительно из группы развивающихся стран, которые дают основной приток мигрантов или через которые проходит их транзит. Из стран СНГ ее ратифицировали Азербайджан, Киргизия и Таджикистан.
Проведенный упомянутой выше Глобальной комиссией анализ законодательства в области миграционной политики показал, что оно относительно неплохо разработано в отношении защиты беженцев, запрета торговли людьми и некоторых других аспектов. Однако в большинстве других проблем законодательство отстает от происходящих в мире изменений. Это касается, в частности, вопросов двойного гражданства и др. Комиссия рекомендовала государствам, международным и региональным организациям изучить возможность достижения договоренностей и соглашений по вопросам, которые пока не урегулированы в законодательным порядке.
Имея в виду указанные выше трудности с разработкой законодательства о мигрантах в различных странах, Международная организация по миграции инициировала создание базы данных законодательства по проблемам миграции [5]. База содержит правовые нормы и инструменты, которые используются для регулирования процессов миграции на мировом, региональном и национальном уровнях. Она постоянно обновляется и включает в себя соответствующие международные конвенции, региональные и двусторонние договоры и соглашения, международные и региональные резолюции и декларации, а также национальное законодательство.
В базе возможен поиск законодательных актов по ряду категорий, среди которых: двусторонние соглашения по вопросам трудовой миграции, консульская защита и помощь, задержание, депортация, дискриминация, расизм и ксенофобия, выдворение из страны, экстрадиция, интеграция мигрантов в стране проживания и т. д.
Вопросы миграции в большинстве стран мира непосредственно связывают с проблемами обеспечения безопасности. Следует отметить, что во многих странах миграция привела к укреплению безопасности за счет того, что снизился уровень бедности, стало меньше безработных и благодаря этому снизилось политическое напряжение в обществе. Вместе с тем в отдельных развитых странах среди коренного населения появились страхи в отношении колоний иностранцев (своеобразные "чайна-тауны"), которые обладают совсем другими культурными традициями и не поддаются интеграции в местные сообщества.
Определенное беспокойство по этому поводу существует и в России. В сентябре 2006 года в Архангельске состоялось выездное заседание Национального антитеррористического комитета. Его председатель Н. Патрушев в своем выступлении обратил внимание на террористический потенциал незаконной миграции. По его мнению, важно разобраться в причинах сложившейся ситуации, когда естественной средой функционирования национальных групп в России часто оказывается "преступное сообщество" [6].
Такая постановка вопроса вполне обоснованна, особенно в отношении незаконной миграции. По данным ОЭСР, из 56 миллионов мигрантов, находящихся в Европе, от 10 до 15 миллионов находятся там нелегально. В США через Мексику ежегодно пробираются до полумиллиона нелегальных мигрантов. Поэтому американцы решили построить заградительную стену вдоль Рио-Гранде. Однако специалисты высказывают сомнения относительно эффективности этой меры, поскольку решение проблемы нелегальной миграции должно иметь системный характер.
Страны мира принимают различные меры по борьбе с нелегальной миграцией. Так, англичане проводят дополнительную проверку подлинности документов на авиалиниях, по которым в страну поступает основной поток иммигрантов. В 2004 году было проведено 1600 операций правоохранительных органов по выявлению нелегальных мигрантов, что составляет рост в 360 % по сравнению с предыдущим годом. Установлен штраф в размере 2000 фунтов за каждого нелегального трудового мигранта с предпринимателей, которые используют их в своей деятельности. Планируется, что вскоре будет введен порядок, по которому у иностранцев, обращающихся за визой, будут брать отпечатки пальцев и заносить их в электронную базу данных для возможного использования в правоохранительной деятельности.
Госсекретарь правительства Испании по вопросам иммиграции M.К. Руми отметила следующие меры, которые ее страна принимает с целью борьбы с незаконной миграцией: "С одной стороны, мы пытаемся усилить охрану нашего побережья, а с другой — повысить уровень двустороннего сотрудничества со странами, откуда этот поток иммигрантов, собственно, и исходит. К тому же данный вопрос должен стать предметом обсуждения на многонациональных форумах [7]. В Плане действий ЕС - Молдова предусмотрен целый ряд мер по решению проблем, касающихся миграции. Например, для определения пропорций законной и незаконной миграции, мониторинга и учета миграционного движения должен быть налажен обмен информацией, а также создана база данных для исследования потока миграции в, через и из Молдовы. Планируется приведение внутреннего законодательства в соответствие со стандартами ЕС, чтобы заключить нелегальную миграцию в правовое поле. Рассматривается возможность приглашения Республики Молдова для участия (или наблюдения) в мероприятиях, организованных в рамках программ ЕС по миграции (ARGO, AENEAS).
Рассмотренные вопросы позволяют сделать вывод о том, что в зарубежных странах имеется довольно богатый опыт регулирования миграционных процессов. Необходимо творчески осмыслить его и использовать в выстраивании взвешенной миграционной политики России.
[2] См.: Global Economic Prospects. Economic Implications of Remittances and Migration / The International Bank for Reconstruction and Development. The World Bank. Washington, DC. 2006.
[3] См.: Controlling our borders: Making migration work for Britain. Five year strategy for asylum and immigration. Presented to Parliament by the Secretary of State for the Home Department, by Command of Her Majesty. February 2005.
[4]См.: Migration Policy. Published by the National Economic and Social Council. September 2006.
[6] Эксперт, 2006, 22 сентября
[7] Российская газета, 2006, 18 октября.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, мигрант, нелегальная миграция, Казахстан, миграционная политика, миграция, страна СНГ, Международная организация, незаконная миграция, трудовая миграция.
Похожие статьи
Нелегальная миграция в России и методы борьбы с ней
Ключевые слова: мигрант, миграция, нелегальная миграция, международная миграция. Проблемы с нелегальными мигрантами есть во многих странах, в том числе в государствах Западной Европы и в США.
Динамика миграции стран СНГ и организация миграционной.
В статье проанализированы некоторые проблемы международной миграциив рамках СНГ и организация миграционной политики РФ. Ключевые слова: миграционная политика, международная миграция, СНГ.
Международная трудовая миграция населения
В статье рассматривается миграция, причины и факторы, влияющие на миграционный процесс. Ключевые слова: миграция, международная трудовая миграция. Явление международной миграции населения стало известно в 20 веке.
Миграционные процессы и защита прав иностранных граждан.
На первый план выходят незаконная миграция и нелегальная трудовая иммиграция как один из основных источников распространения угрозы терроризма. Миграционный поток в Европу лишь косвенно коснулся России.
Незаконная миграция как угроза национальной безопасности РФ.
В данной статье рассмотрены основные проблемы незаконной миграции с позиции угрозы национальной безопасности РФ и стран СНГ. Раскрыта суть проблемы незаконной миграции. На основе анализа основных факторов, влияющих на незаконную миграцию.
Россия в процессах международной трудовой миграции
Ключевые слова: международная трудовая миграция, иммиграция, эмиграция, трудовые ресурсы, страна-донор, страна-реципиент.
Незаконная миграция как угроза национальной безопасности
Стремление к перемене мест является одной из основных характерных особенностей человека. 10 декабря 1948г. была принята Всеобщая декларация прав человека и с принятием декларации право на свободу передвижения получило международное признание.
Проблемы и пути решения миграции рабочей силы в РФ и РС(Я)
Пути совершенствования миграционной политики в РФ.
- противодействие организации каналов незаконной миграции
Основные термины (генерируются автоматически): Якутия, Россия, Республика Саха, страна ближнего зарубежья, Москва, незаконная миграция.
Международное регулирование трудовой миграции
нелегальная миграция, рабочая сила, Европейский Союз, мигрант, иммиграционная политика, международная миграция, незаконная миграция, трудовая миграция, Европа, регулирование процессов миграции.
Читайте также: