Миграционная обстановка в рф кратко

Обновлено: 05.07.2024

Считается, что в России низкая миграционная мобильность и из-за этого тормозится экономическое развитие регионов. Однако это мнение не соответствует реальной картине.

Миграционные потоки на территории России разнообразны и довольно велики. Из региона в регион переезжают на постоянное место жительства российские долговременные мигранты, российские же граждане участвуют в межрегиональной трудовой миграции, в регионы также приезжают долговременные и трудовые мигранты из-за рубежа.

Численность долговременных мигрантов внутри России в последние годы стабилизировалась – свыше 4 млн человек, что примерно соответствует показателю позднесоветского времени, и это отнюдь не малая величина. По числу мигрантов, переселяющихся между регионами и муниципалитетами, Россия сопоставима с такими странами – членами Организации экономического сотрудничества и развития, как Германия или Япония, но это число существенно ниже, чем в США, Великобритании и Австралии.

Пандемия против чужих

Помимо долговременной миграции в России значительный размах получила временная трудовая миграция, или отходничество. Численность россиян, имеющих место работы в другом регионе, по данным обследования рабочей силы Росстата, в последние годы приблизилась к 3 млн человек (с учетом маятниковой миграции, когда люди выезжают на работу в другой регион в ежедневном режиме; самый яркий пример – миграция между Московской областью и Москвой). Данный показатель не учитывает трудовую миграцию внутри регионов, которая также значительна.

В абсолютных значениях самым массовым местом притяжения внутрироссийских трудовых мигрантов служит Московский регион. Москва и Московская область лидируют как центр притока отходников в регионах Центрального, Приволжского, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Можно с большой долей уверенности сказать, что в Москве и области работает каждый второй внутрироссийский временный трудовой мигрант. В Тюменскую область и ее северные округа (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) преимущественно выезжают жители Урала и Предуралья, Западной Сибири. На Санкт-Петербург и Ленинградскую область ориентированы только жители четырех регионов Северо-Запада.

Сальдо межрегиональной временной трудовой миграции (разница между притоком в регион российских трудовых мигрантов и их оттоком) в расчете на 1000 человек занятого населения региона также значительно варьируется в пределах России. Абсолютным лидером рейтинга регионов по сальдо межрегиональной временной трудовой миграции в 2017 г. стал Ямало-Ненецкий АО; также высоки значения в Ханты-Мансийском, Чукотском, Ненецком автономных округах и в Москве. Положительное сальдо межрегиональной временной трудовой миграции наблюдалось только в 25 регионах из 85, т. е. в 60 регионах поток выезжающих трудовых мигрантов превышал поток въезжающих. Наименьшим сальдо межрегиональной временной трудовой миграции в 2017 г. было в республиках Калмыкии и Чувашии; в числе лидеров по выезду трудовых мигрантов в расчете на 1000 занятых были Республика Мордовия, Ивановская область, Марий Эл.

Почему России нужны дети мигрантов

Для достижения поставленной президентом задачи устойчивого естественного роста населения стране нужно резко нарастить число мигрантов – потенциальных родителей

Единственный более–менее равномерно распределенный по регионам России поток миграции – это долговременная международная миграция. Подавляющее большинство регионов России имеют прирост населения за счет этой миграции, причем даже такие, из которых уезжает собственное население. Но прирост за счет международных мигрантов в Россию невелик – всего 200 000–250 000 ежегодно, они размазаны по многим регионам и не компенсируют оттока населения.

Возможно ли улучшение социально-экономического развития путем стимулирования миграционных процессов? Для ответа на этот вопрос мы изучили взаимное влияние различных видов миграции и показателей социально-экономического развития регионов. Оказалось, что на текущем этапе развития России ни один из видов миграции не влияет на социально-экономическое развитие регионов и на сокращение регионального неравенства, и, следовательно, возможности использования миграции в качестве инструмента регионального развития достаточно ограничены.

Более того, именно социально-экономическое развитие регионов во многом определяет направление и численность миграции, в первую очередь трудовой. Важным фактором трудовой миграции, как иностранной, так и внутренней, остается комплексное развитие региона: чем выше его экономическое развитие, чем выше развитие рынка труда, тем в большей степени он притягивает трудовых мигрантов. Для долговременной межрегиональной миграции эти факторы роли не играют. Единственным (небольшим) стимулом долговременной миграции является уровень социального развития региона.

Возможно, полученные результаты связаны с использованием комплексных миграционных показателей, без выделения потоков только квалифицированной миграции или, например, миграции молодых специалистов. Тем не менее пока не удалось найти однозначных доказательств, что если частная (для домохозяйств) отдача от миграции положительна, то и на экономику регионов в целом миграция тоже будет влиять позитивно. Но если миграция помогает поддерживать доходы миллионам домохозяйств, это ли не благо?

Развал СССР, открытие границ и свобода передвижения активизировали процессы международной миграции. Рассмотрим направления, масштаб и причины внешней миграции населения России.

За период существования СССР доля русских в населении союзных республик увеличивалась, однако уже с 1960-х гг. начался процесс постепенного возвращения на историческую Родину, сначала из кавказских республик, а позже — среднеазиатских.

К 1989 г. доля русских среди населения советских республик (кроме РСФСР) составляла 18%, больше всего (30-40%) — в Казахстане, Латвии и Эстонии, меньше всего — в Армении и Азербайджане (менее 5%).

Численность русских и их доля в населении республик СССР в 1989 году. Источник: расчет автора по данным ЦСУ СССР. Нескучная экономика

Перед распадом СССР в союзных республиках проживало около 25 млн русских, большая часть – в Украине и Казахстане.

В 1980-е гг. миграционный прирост населения России (нетто-миграция) составлял около 150 тыс. человек в год: прибывало 880 тыс. человек, а уезжало — 730 тыс. человек. Закрытость страны от внешнего мира сказывалась на миграционном потоке населения – 99% переездов осуществлялось между союзными республиками. Случаи миграции населения за пределы СССР или стран соцблока были крайне редкими и не превышали нескольких сотен человек к год. Обмен населением РСФСР осуществлялся преимущественно с Украиной, Казахстаном, Беларусью и Узбекистаном.

Желание людей эмигрировать в страны дальнего зарубежья воспринималось властями как нежелательное действие или даже предательство. С 1970-х гг. начинается медленная либерализация выездного режима преимущественно для еврейского и немецкого населения. Эмиграция евреев в Израиль в большей степени затронула Украину, чем Россию.

Слова миграция и мигранты за последние несколько лет очень часто употребляются как во всевозможных средствах массовой информации, так и при частных беседах рядовых людей. Однако, далеко не все знают научное значение этого термина и могут отличить разные виды миграции.


Что это

В науке миграцией населения принято называть процессы переселения людей из одного государства в другое или из одного региона в другой. Статистически выделяется ещё миграция внутри региона.


Немного истории

Само явление не является чем-то необычным и уникальным. Именно посредством миграции человечество, возникнув на территории Африки, заселило все земные континенты, кроме Антарктиды. В II–V веках нашей эры массовый военно-миграционный процесс, известный под названием Великое переселение народов, привёл к крушению Западной Римской империи. Тем не менее современная картина Европы была бы вряд ли возможна без этого крупнейшего исторического события.

В результате Великих географических открытий, с конца XV века начались массовые миграции европейцев в колонии. А во второй половине XX века начался обратный процесс, в виде международной миграции рабочей силы из бывших колоний в бывшие метрополии.

Современная ситуация

По официальным данным Организации Объединённых Наций на 2019 год общее количество мигрантов в мире составило 232 миллиона человек. Процентное соотношение мигрантов ко всему населению Земли составляет 3,2%. При этом тогда были выделены крупнейшие мировые миграционные коридоры, по которым происходит перемещение населения. К ним относятся:

  • Мексика — США с 13 миллионами мигрировавших людей за 01.01.2019-01.08.2019.
  • Россия — Украина (3,5 миллиона переместившихся за аналогичный промежуток времени).
  • Украина — Россия (показатель — 2,9 миллиона человек).
  • Казахстан — Россия (цифра — 2,5 миллиона человек за тот же временной отрезок).

Официальные показатели для России

Статистические органы, Министерство Внутренних дел и Федеральная служба безопасности прилагают много усилий для отслеживания миграционных потоков и налаживания миграционного учёта.

По данным федеральных статистиков, в 2018 году по Российской Федерации количество прибывших составило 4.911.566 человек, а число выбывших — 4.345.811 человек. Большая часть приходится на внутрирегиональную и межрегиональную миграцию, в том числе и трудовую. Однако, запомнив абсолютные показатели миграции, надо обратить внимание на нюансы.


Российской статистикой отдельно рассчитываются:

  • Количество прибывших из иностранных государств (при этом приезжие из стран СНГ считаются отдельно от приезжих из стран дальнего зарубежья).
  • Количество выбывших в другие государства (СНГ и страны дальнего зарубежья также считаются отдельно).
  • Внутрироссийская миграция. При этом перемещения населения из одного российского региона в другой и внутри одного и того же региона рассчитываются отдельно.

Затем все эти данные суммируются и получаются общие цифровые сведения по миграции населения. Представляют интерес данные по приросту и убыли по годам и отдельным странам.

При этом важно помнить, что в миграционную статистику не попадают люди, прибывшие в Россию и выбывшие из нашей страны по туристическим путёвкам и визам, а также гастарбайтеры, временно осуществляющие трудовую деятельность в России. Фактически статистика подсчитывает только тех иностранцев, кто оформляет вид на жительство или разрешение на временное проживание, короче говоря тех, кто уже занялся юридическими вопросами иммиграции в Россию.

Миграционный прирост

Показатели прироста и убыли подсчитываются на основании вычитания данных о прибывших и выбывших. Если имеет место положительная цифра, то имеет место миграционный прирост, отрицательная — миграционная убыль.

Так например, за 2018 год прибыло 565685 иностранцев. А выбыло из страны 440831 граждан других государств и лиц без гражданства. Общая величина миграционного прироста была положительной и составила 124.854 человека. Положительный прирост населения не перекрыл отрицательный естественный, благодаря чему число людей в нашей стране в этом году уменьшилось на 99712.


Миграционная убыль

Однако, общий миграционный прирост достигается только за счёт приезжих из стран СНГ. Со государствами дальнего зарубежья миграционная убыль для России за 2018 год составила 4222 человека. В Россию из стран этой категории прибыло 54961 человек, а убыло из нашей Родины в государства вышеуказанной категории 58913. Это говорит о том, что россияне продолжают стремиться выехать за рубеж.


По годам

Заметно, что показатель миграционного прироста в 2018 году заметно снизился. Например, в 2016 году он равнялся 261.948 человек, в 2017 — 211.878 человек. Главными причинами этого явления надо считать сокращение потока с Украины (13776 человек в 2018, против 178274 в 2016) и массовое возвращение украинцев из России (122954 человека в 2018, против 59455 в 2016 году).

По странам и регионам

Больше всего в 2018 году в Россию прибыло граждан Таджикистана — 67929, Казахстана — 72141 и Узбекистана — 55378. За последние годы отмечается значительное сокращение прибытия из Узбекистана. В 2014 году оно 131725 человек.

Из дальнего зарубежья в 2018 году больше всего прибыло граждан Китая — 7544, Грузии — 6345, КНДР — 6038, Индии — 5217, Германии — 3247.

Наибольшие показатели по выбытию в государства ближнего зарубежья продемонстрировала Украина — 122954 человека в 2018 году. Затем с большим отрывом идут Казахстан — 45625 человек и Таджикистан — 36901 человек. Среди стран дальнего зарубежья лидирующие позиции по выезду из РФ удерживали Китай (7544), Северная Корея (6038), Индия (5217) и Германия (5209).


По возрасту и полу

Интересны данные международного миграционного прироста в России по полу и возрасту. Так например, в 2017 году женщин прибыло на 94760 больше, чем убыло, а в 2018 году на 62761. Аналогичные цифры по мужчинам составили 117208 и 62183.

Среди прибывших преобладают люди молодого и среднего возраста. Больше всего эмигрантов и внутренних мигрантов привлекают такие регионы:

  • Москва.
  • Санкт-Петербург.
  • Краснодар.

Несколько особняком в отношении миграционного движения стоят территории Крайнего Севера и Приморский край. Высокие зарплаты очень интересуют рабочих-вахтовиков, которые приезжают со всех стран СНГ. Но при этом наблюдается миграционный отток местного населения в другие территории России.

Нелегальная миграция

Такое явление, как нелегальная миграция в страну, характерно для многих государств. Под нелегальной миграцией понимается уклонение иностранца от учёта органами власти страны пребывания, нарушение законных сроков пребывания, пересечение границы незаконными способами.

Довольно остра такая проблема и в Российской Федерации. По данным Министерства внутренних дел (МВД) в стране в 2018 году находилось 2 миллиона нелегализованных иностранных граждан. Всего же в России тогда находилось 10 миллионов иностранцев.

Коэффициент и динамика

Исходя из сведений Росстата, международная миграция в России относительно стабильна за последние 5 лет. Напомним, что Росстат учитывает не вообще всех иностранцев въехавших в нашу страну и вставших на временный учёт, но только тех, кто оформляет вид на жительство или разрешение на временное пребывание.

В 2014 году прибыло 590824 человека, а в 2019 565585. Показатели выбытия составили 310496 и 440831 соответственно. Последние данные говорят о том, что наша страна перестала интересовать некоторых иностранцев, как место работы. А это свидетельствует о кризисных проявлениях в нашей экономике.


Прогноз

Какие-либо предсказания сейчас насчёт миграции делать довольно трудно. Если ситуация в российской экономике станет лучше, число приезжих увеличится. Если ухудшится, то упадёт. Но обвального роста можно ожидать только в случае каких-либо природных или политических катаклизмов в ближнем зарубежье.


На правовом миграционном поле России появился новый стратегически важный документ — 31 октября 2018 г. Президент В. Путин утвердил новую Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 гг.

Общее впечатление от новой Концепции государственной миграционной политики остается очень положительным и обнадеживающим. Однако, и эта Концепция оставляет поводы для недоумений и вопросов.

Во-вторых, (и это важно!) в п. 22-б, где речь идет о совершенствовании механизмов реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, возникает явное смешение экономических целей миграционной политики и гуманитарной ориентированности Госпрограммы.

Самые ближайшие годы покажут, удалось ли новой Концепции сцементировать прежде разрозненное и противоречивое миграционное законодательство и действительно решить проблемы, пока препятствующие использованию положительного потенциала миграции. Хочется думать, что новая Концепция государственной миграционной политики, при условии воплощения намеченных целей в новых правовых актах, разработка которых должна последовать за принятием Концепции, ознаменует новый этап российской миграционной политики, на котором миграционная политика обретет внутреннюю логику, станет эффективной составной частью национальной стратегии, повысит миграционную привлекательность России, обеспечит приток населения в страну, позволит решить проблемы дефицита трудовых ресурсов, не ущемляя при этом трудовые права российских граждан, обеспечит сокращение масштабов нелегальной миграции и незаконного трудоустройства мигрантов, приведет к сокращению коррупции, ксенофобии и нетерпимости в российском обществе. Иными словами, превратит миграцию в действенный ресурс развития России.

На правовом миграционном поле России появился новый стратегически важный документ — 31 октября 2018 г. Президент В. Путин утвердил новую Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 гг. Что это означает для дальнейшего развития миграционной ситуации в стране? Почему возникла необходимость замены новой Концепцией той прежней Концепции, которая была подписана в 2012 г. и рассчитана на период до 2025 г.? Какой новый посыл миграционным органам, обществу и мигрантам — нынешним и потенциальным — несет в себе новый документ?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, нужно обернуться назад и вспомнить, что происходило с российской миграционной политикой в годы, последовавшие за утверждением Концепции 2012 г. в качестве определяющего документа.


Пожалуй, период между 2012 и 2018 гг. нужно условно разделить на три этапа, причем не в соответствии с этапами реализации, обозначенными в Концепции – 2012, а в связи с произошедшим в эти годы переформатированием институционального обеспечения российской миграционной политики. Итак, первый этап — до 2016 г., пока миграционными вопросами в стране управляла Федеральная миграционная служба; второй (условный) этап — это вторая половина 2016 г. и 2017 г., когда шла передача дел от ФМС к ГУВМ МВД и миграционное законодательство как таковое практически не развивалось; и третий этап — с конца 2017 г., когда законодательные инициативы стали исходить из стен нового миграционного ведомства.

Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, явно пробуксовывала, по крайней мере, до 2014–2015 гг., когда число ее участников пополнилось вынужденными мигрантами, бежавшими из зоны боевых действий на юго-востоке Украины.

Очевидно, что в сложившихся обстоятельствах предоставление жителям ЛНР и ДНР возможности вступить в российское гражданство в упрощенном порядке — это вынужденная мера. Подавляющее большинство из них — этнические русские, и при действующей в Украине власти им грозит истребление или, в лучшем случае, изгнание.

В 2016 г. произошло переформатирование институционального обеспечения миграционной политики: была ликвидирована Федеральная миграционная служба и вопросы миграции переданы в ведение специально созданного управления в рамках МВД РФ.


Чемпионат мира по футболу 2018 г. оказался проверкой страны на миграционную открытость в особых условиях наплыва футбольных болельщиков. Был введен особый порядок, максимально упростивший въезд иностранных граждан и их учет по месту пребывания (сокращен срок выдачи визы для участников соревнований и болельщиков, выдавались многократные визы сроком на 1 год, на весь период ЧМ действовали персонифицированные карты болельщика, передвижение между городами во время проведения матчей было максимально упрощено). И предпринятые усилия оправдались: международный престиж России повысился, а организация ЧМ–2018 признана, по единодушному мнению ФИФА, лучшей за всю историю проведения чемпионатов мира по футболу.

Концепция — 2018 не прошла этапа публичного обсуждения. Видимо, этим объясняется отсутствие в последней критического анализа имеющейся миграционной ситуации и просчетов в миграционной политике, которые нужно скорректировать.

Таким образом, следует признать, что переход вопросов формирования и реализации миграционной политики в ведение ГУВМ МВД не сопровождался тем ужесточением миграционной политики, которое можно было бы ожидать. Скорее, речь может идти о рационализации мер миграционной политики и появлении некой логики законодательных инноваций, нацеленной на упорядочение миграционных процессов, обеспечение необходимого России притока постоянных и временных мигрантов и решение внешнеполитических проблем.

И невольно возникает вопрос: если так все хорошо получается, зачем же пересматривать Концепцию и утверждать новую?

Попутно заметим, что в отличие от Концепции — 2012, которая разрабатывалась в течение двух лет большой группой экспертов и многократно обсуждалась на разных площадках еще до ее утверждения, Концепция — 2018 не прошла этапа публичного обсуждения. Видимо, этим объясняется отсутствие в последней критического анализа имеющейся миграционной ситуации и просчетов в миграционной политике, которые нужно скорректировать.


Концепция — 2018 представляет собой логический, емкий и ясный по языку и смыслу документ. Это принципиально важно, поскольку только предельно четкий и убедительный документ, не допускающий недосказанностей и двойных толкований, может служить ориентиром для органов государственной власти, занимающихся разработкой законодательства и реализацией конкретных мер в той сфере, которой посвящена концепция, а также местного самоуправления, бизнеса, институтов гражданского общества, наконец, средств массовой информации.

В России же качество миграционной статистики остается крайне низким, имеющиеся скудные агрегированные статистические данные не позволяют исследователям выстроить всеобъемлющую картину миграционной ситуации в стране.

Не секрет, что одним из важнейших условий эффективной, отвечающей интересам государства и общества миграционной политики является тот факт, что принимаемые решения должны опираться на глубокое знание происходящих в стране миграционных процессов, их масштаба, структуры, последствий для экономики и общества. Это подразумевает сбор статистической информации по широкому кругу демографических, профессионально-квалификационных и иных характеристик мигрантов, а также проведение научных исследований на основании этой информации. В России же качество миграционной статистики остается крайне низким, имеющиеся скудные агрегированные статистические данные не позволяют исследователям выстроить всеобъемлющую картину миграционной ситуации в стране.


Владимир Малахов, Ирина Ивахнюк, Тизиана Бонзон, Виолета Вагнер, Бен Хейс, Дэвид Оуэн:
Прагматичный взгляд на миграционный вопрос

Итак, общее впечатление от новой Концепции государственной миграционной политики остается очень положительным и обнадеживающим.

Однако, и эта Концепция оставляет поводы для недоумений и вопросов. Помимо уже упоминавшейся неоправданно оптимистичной оценки того, как развивалось миграционное законодательство России в 2012–2017 гг. и какие это имело результаты, хотелось бы указать еще на несколько моментов.

На консульском учете за рубежом состоит более 2 млн. граждан Российской Федерации. Ежегодно около 60 тыс. российских граждан выезжает на работу за границу.

Самые ближайшие годы покажут, удалось ли новой Концепции сцементировать прежде разрозненное и противоречивое миграционное законодательство и действительно решить проблемы, пока препятствующие использованию положительного потенциала миграции. Хочется думать, что новая Концепция государственной миграционной политики, при условии воплощения намеченных целей в новых правовых актах, разработка которых должна последовать за принятием Концепции, ознаменует новый этап российской миграционной политики, на котором миграционная политика обретет внутреннюю логику, станет эффективной составной частью национальной стратегии, повысит миграционную привлекательность России, обеспечит приток населения в страну, позволит решить проблемы дефицита трудовых ресурсов, не ущемляя при этом трудовые права российских граждан, обеспечит сокращение масштабов нелегальной миграции и незаконного трудоустройства мигрантов, приведет к сокращению коррупции, ксенофобии и нетерпимости в российском обществе. Иными словами, превратит миграцию в действенный ресурс развития России.

Читайте также: