Мифология и мировоззрение древних греков кратко

Обновлено: 04.07.2024

Большое влияние на жизнь древних греков оказывали их верования и обряды. По воле богов, как считали греки, начинаются и заканчиваются войны, встает каждый день солнце, пробуждается природа после зимы, созревает урожай и многое другое. Религиозное мировоззрение было нераздельно связано с их образом жизни.

Греки придумали пантеон богов, чтобы объяснить многие явления природы, и поселили их на горе Олимп на севере Древней Греции. Зевс-громовержец был самым могущественным богом, его жена Гера была покровительницей семьи и брака, Аид – царем мира мертвых, Аполлон – богом солнечного света и врачевания, Артемида – богиней лесов и гор, Афина – богиней мудрости, справедливой войны и ремесел. Афродита была богиней любви, Арес – богом войны, Дионис – богом виноделия.

Боги для древних греков были могущественными существами. Они обладали большой физической силой, могли превращаться в людей и животных, становиться каким-то предметом, ветром, дождем или быть невидимыми, но даже боги не были всемогущими. Они не знали собственной судьбы, но могли повлиять на судьбу человека, они жили на светлом Олимпе и не знали никаких забот, но могли испытывать страх, горе, боль, злость и другие человеческие чувства.

Греки считали, что боги очень похожи на людей, и придумывали про них легенды, в которых высмеивали хитрость, зависть и вероломство богов. Они верили, что боги всегда находятся где-то рядом и следят за жизнью людей. У богов были даже свои любимые города. Например, Аполлон предпочитал города Делос и Дельфы, Деметра – Элевсин, Гера – Аргос. В этих городах строили соответствующие храмы и святилища.

Высмеивая богов в мифах, греки в то же время боялись прогневать их, поэтому любое более или менее знаменательное событие предварялось жертвоприношениями. Перед началом войны приносили жертвы богу войны Аресу, в честь богини плодородия Деметры и ее дочери Персефоны каждую осень устраивали костюмированные представления, в честь Аполлона на острове Делос и в Дельфах проводили игры, юные девушки приносили жертвы Афродите, прося у нее любви и счастливого брака, богине Гестии приносили небольшие жертвы перед тем, как начать какое-нибудь важное дело. Греки верили, что жертвоприношения, костюмированные представления и игры помогут смягчить гнев богов и искупить любую вину.



Древняя Греция или Эллада — государство внесшее свой неоспоримый, весомый вклад в развитии всего человечества. Многие мировые культурные аспекты были заимствованны именно из этого государства. В том числе огромное влияние оказала греческая мифология, уходящая в свою очередь своими корнями в религиозные учения древних греков. Знаменитый пантеон олимпийских богов известен каждому. Такие имена как Зевс, Аполлон, Афродита, прочно вошли в нашу современную культуру. Давайте остановимся по подробнее на особенностях и важных аспектах религии Эллады.

Афина — богиня-воительница, одна из почитаемых в Древней Греции, насчитывала около 73 пантеонов на территории государства.

Артемида — богиня-охотница, в ее честь было воздвигнуто около 80 храмов.

Аполлон (или Феб) — родной брат Артемиды, покровитель искусств обладал 50-ю храмами по стране.

Также заслуживают упоминания Афродита — богиня красоты, Гермес — бог торговли, Гефест — покровитель кузнецов. Кроме озвученных выше имеется огромное число других более мелких богов, детей богов и героев.

Олимпийские боги в жизни рядового человека
Как уже упоминалось выше религия древних греков это прежде всего язычество, то есть поклонение разным богам. И это очень хорошо соотносится с государственным устройством этой страны. Древняя Греция представляла собой набор провинций и городов-полисов, каждые из которых жили своей жизнью и конкурировали между собой. Безусловно это была единая культурная и языковая среда, однако постоянное соперничество друг с другом и отсутствие ярко выраженной столицы, очевидно влияло и на религиозный уклад и образ мыслей людей того времени. В каждом уголке страны почитались свои боги, были свои священные места. Греки придавали огромное значение силам природы, а потому поклонялись деревьям, святым камням, тотемам, реками и источникам. С этими физическими местами связывались всевозможные истории связанные с олимпийскими богами.
Повсеместно в наиболее важные религиозные праздники производились жертвоприношения. В качестве жертв выбирали наиболее красивых и опрятных представителей животных. К ним относились свиньи, быки, овцы или лошади. В некоторых случаях ими также могли стать дикие животные. Приготовленное на кострах мясо съедалось, кроме случаев жертвоприношений посвященных богам загробного царства. В последнем случае животное, после запекания на костре, целиком закапывалось в землю.
Помимо обязательных общих ритуалов в праздники, существовали более мелкие, проводимые периодически в домах в основном главами семейств, возле домашнего очага.

Мораль или ее отсутствие
Боги подобны людям. Они выглядят как люди, едят, спят, пируют как люди. Они влюбляются, строят друг другу козни, предают и убивают. Единственные отличия от рядовых людей в том, что боги бессмертны и они божественно красивы. Именно красота тела и лица воспета во многих скульптурах того времени, выражающие основную ноту, указывающую на божественность. Во многом сила и слабость религии древних греков в отсутствии моральных норм и указаний, что хорошо, а что плохо. С одной стороны это дает определенную свободу мышления и возможность развитию в обществе всевозможных философских и научных измышлений, но и в тоже время не создает примера для нравственного внутреннего роста отдельно взятого человека. Олимпийские боги поступают порой весьма безнравственно и эгоистично. Взять например культ поклонения Дионису — богу виноделия и устраиваемые в его честь ежегодные весьма фривольные празднества.

Роль религии в жизни государства
В отличие от например Древнего Египта, религия Древней Греция не придавала жрецам и оракулам какой-либо серьезной политической власти и влиянию на жизнь государства. Религиозные деятели не могли свергать и назначать властителей или плести интриги. Жрец скорее был лишь исполнителем. В зависимости от областей он либо назначался пожизненно исполнять свои обязанности, либо избирался на время. Жрецами могли стать и мужчины и женщины любых возрастов, однако важным условием было целомудрие этих людей. За ними закреплялись обязанности по соблюдению ритуалов, жертвоприношений, совершению ритуальных омовений, а также совершение предсказаний.
Оракулы или предсказатели занимали отдельное место в религии древних греков. Все дело в том, что согласно ей и люди, и боги в равной степени были подвластны велению рока или судьбы. Греки неуклонно верили в предназначенность всех жизненных событий, и что избежать их не могли даже всемогущий Зевс или Аполлон. Отсюда вытекает влияние оказываемое оракулами на жизнь простых людей и аристократии. Значимый Дельфийский храм был известен на всю Грецию. В него съезжались люди со всей страны и даже с соседних государств, чтобы получить совет и увидеть свою судьбу. Стоит отметить, что предсказания зачастую давались в завуалированной форме и могли трактоваться двояко, дабы не разочаровать своими последствиями.
Храмы посвященные богам-покровителям были в каждом крупном городе. Чаще всего аристократия и состоятельные люди хранили в них свое ценное имущество, а жрецы, накапливая помимо прочего еще и собственные богатства за счет пожертвований и прилежащих к храму земель, нередко выдавали деньги под проценты нуждавшимся. Таким образом религиозные институты Древней Греции выступали в виде некого подобия банков того времени.
Последующий приход и завоевание Греции Римской имперей, а дальше принятие христианства искоренило изначальную религию Эллады. В наследие нам остались древние выдающиеся творения архитектуры, искусства и литературы. Ими в свою очередь вдохновлялись лучшие умы уже нашей эры, что в конечном итоге повлияло на развитие мировой культуры в целом.

В архаическую эпоху произошло окончательное оформление греческой религии и мифологии. Мифы, корни которых уходят еще в первобытную эпоху, были неразрывно связаны с древнейшими обрядами и представляли собой первую попытку человека в художественно-образной форме осмыслить окружающий мир, который он населял множеством существ, обладающих сверхъестественной силой. Для древнего человека миф выступал в качестве священной истории, которая в религиозно-фантастической форме объясняла происхождение и развитие мира и человека. Греческая мифология отличалась богатством сюжетов и дошла до нас в изложении поэтов, историков и философов, которые придали мифам морально-этическое звучание (именно это отличает греческую мифологию от древневосточной).


Рождение Афродиты. Рельеф (V в. до н. э.)

Олимпийские боги считались богами третьего поколения. Сначала был Хаос, который породил первую божественную пару: Землю – Гею и Небо – Уран. От них произошли могучие титаны. Один из них, коварный Крон, обманом захватив власть, свергнул своего отца, породив беззаконие, произвол и преступления. Он боялся, что дети могут лишить его трона, поэтому всех младенцев, родившихся от его брака с Реей, он проглатывал. Только последнего сына, Зевса, мать сумела спрятать в пещере на Крите. Подросший Зевс начал борьбу с отцом. Свергнув Крона, он вернул на землю мир, закон и справедливость. Зевс с другими богами утвердился на Олимпе и, поделив с братьями весь мир, стал повелевать богами и людьми. Один его брат, Посейдон, стал владыкой морей, а другой – Аид – подземного мира. Сестра Зевса Гера, которая стала его женой, покровительствовала браку и семье.


Посейдон. Скульптура с о. Мелос

Зевс и Ганимед. Терракотовая статуэтка (V в. до н. э.)


Дерево над алтарем Зевса в Пергаме. Фотография

С развитием социально-экономических отношений боги у греков начинают выполнять новые функции. Так, Посейдон выступает покровителем коневодства и аристократии, Афина – покровительницей наук и демократии, Гермес становится богом торговли и покровителем путешественников. По мере становления полисного мира возникают представления о покровительстве отдельных божеств тем или иным городам, островам и т. п. Например, Афина была покровительницей города Афины, Гера – Аргоса и острова Самос, Зевс – Олимпии, Аполлон и Артемида – острова Делос и Дельф и т. д.

Помимо богов, греки почитали нимф, наяд, дриад, сатиров, силенов и т. д. Этих существ, которые якобы населяли окружающий мир (источники, водоемы, рощи, растения), относили к младшим божествам.

Олимпийские боги представлялись бессмертными. Они обладали огромной властью, но не были всемогущими. Над миром богов царила безликая сила – Судьба (Атанка). Даже Зевс не в силах изменить ни судьбу бога, ни судьбу человека, нить жизни которого тянут три мойры – сестры-богини судьбы.

Греческие боги во многом близки людям. Эллины представляли своих богов в образах прекрасных и физически совершенных людей, которые живут теми же чувствами, страстями и желаниями, что и простой смертный человек. Отражением этого стало широкое распространение культа героев, которые появлялись на свет в результате любовной связи бессмертных богов и людей. Таковы Геракл – сын Зевса и Алкмены, Персей – сын Зевса и Датаи, Ахилл – сын царя Пелея и богини Фетиды и т. д.


Жертвоприношение. Роспись по дереву (Коринф, VI в. до н. э.)

Религиозные верования пронизывали все сферы жизни древнегреческого общества. И важнейшие государственные мероприятия, и серьезный труд, и веселое развлечение начинались с ритуала богопочитания. Отношение греков к миру богов было во многом наивным, усердно почтительным, но в то же время древние греки воздавали богам должное лишь в той мере, в какой рассчитывали получить от них помощь в предстоящих делах. Но никогда религиозное мышление не доходило до теологической систематизации многочисленных верований.

В архаическую эпоху строятся первые храмы – жилища богов, оформляются обряды и ритуалы и появляются жрецы, которые возглавляют религиозные церемонии и надзирают за храмовым имуществом. В отличие от Востока в полисной Греции не сложилось замкнутой касты жрецов с жесткой иерархией. Жрецом мог быть избран любой гражданин (как мужчина, так и женщина), пользовавшийся авторитетом у окружающих и не имевший физических недостатков. Как правило, это были представители аристократических семей. Жрец носил длинные волосы, пурпурный хитон (он восходил к древним ионийским одеждам) и во время торжественных церемоний надевал различные украшения.

В эту эпоху большую роль в религиозной и общественной жизни Греции стали играть святилища, прославившиеся своими оракулами, у которых через жрецов-предсказателей можно было узнать волю богов и свою судьбу. Самым древнейшим оракулом, который упоминает еще Гомер, было святилище Зевса в Додоне (в Эпире), где воля громовержца определялась по шуму листьев священного дуба. На Балканах и в Малой Азии много оракулов находилось в храмах Аполлона, который считался богом-прорицателем. Самым знаменитым стал оракул Аполлона в Дельфах (в Фокиде), на склоне горы Парнас.


Сфинкс из святилища Аполлона в Дельфах (VI в. до н. э.)

Для защиты святилища была создана амфиктиония – союз полисов. Дельфийская амфиктиония приобрела большой авторитет и из религиозного объединения превратилась в сильный политический союз, в котором большую роль стала играть Спарта.


Элевсинские мистерии. Рисунок с рельефа

В греческой религии были также мистерии – культы, основанные на таинстве. Они носили закрытый характер, и в них могли принимать участие только мисты – посвященные. Широкое распространение получают элевсинские мистерии, учреждение которых в аттическом Элевсине гомеровская традиция приписывает богине плодородия Деметре. После создания афинского полиса элевсинские мистерии становятся в нем государственным культом. Они были связаны с ритуалом поклонения умирающей и воскресающей природе, которую олицетворяла дочь Деметры Персефона (Кора), похищенная Аидом. Когда Персефона находилась в подземном царстве, вся природа увядала, а когда Аид разрешал ей на время вернуться к матери, то наступали весна и лето и вся земля расцветала. В мистериях могли участвовать и мужчины, и женщины, и дети, причем не только афиняне, но и чужестранцы.

Участники мистерий обязаны были пройти обряд посвящения, к которому тщательно готовились, очищая душу и тело. Мисты должны были хранить тайну того, что видели и слышали, поэтому об элевсинских мистериях известно немного. Церемониалом мистерий заведовал верховный жрец из древнего аристократического рода. Вместе со жрицей он был толкователем священных тайн. Мистерии начинались с шествия по священной дороге в Элевсин, по которой шла Деметра на поиски похищенной дочери. А основное действие разворачивалось ночью, когда при свете факелов в сопровождении музыки и пения разыгрывалось похищение Коры, блуждания Деметры и встреча матери с дочерью. Зрители вместе с героями священный драмы переживали и ужас, и горе потери, и радость обретения, и религиозный экстаз. Мисты верили, что они испытывали те же чувства, что и их души будут испытывать после смерти.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Мифология и религия раннего царства

Мифология и религия раннего царства Мифология — важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе она являлась основным способом понимания мира. На ранних стадиях развития человечества его мифы в большинстве своем примитивны, кратки, лишены

Религия и мифология древнего царства

Религия и мифология древнего царства В период Древнего царства религия являлась сложным напластованием верований и представлений, которые возникали в разных областях Египта. Многие из этих верований и представлений восходят к самой глубокой древности. Их сохранению

Религия и мифология Двуречья

Религия и мифология Двуречья Каждая шумерская территориальная община почитала своего бога покровителя, который являлся как бы универсальным олицетворением всех тех высших сил, которые держали власть над жизнью людей. Такой бог как правило считался покровителем

Религия и мифология Древнего царства

Религия и мифология Древнего царства По-видимому, в начале III тысячелетия до н. э. религиозные представления и мифология древних египтян были еще чрезвычайно далеки от оформления в единую и последовательную систему. Вместе с тем уже в додинастическое время в Тинисе и

Нововавилонская религия и мифология

Глава 4. Надо знать – это решение вопроса о религии славян: Славянская религия – Религия ли это у Славян

Глава 4. Надо знать – это решение вопроса о религии славян: Славянская религия – Религия ли это у Славян Настоящую Главу предлагаю читать внимательно и вдумчиво – кроме предложенной в настоящей Главе информации, ничего не надо придумывать и додумывать – здесь

Мифология

Мифология Безусловно, мифы нельзя считать исчерпывающим источником для изучения религии древних греков, но, тем не менее, систему религиозных воззрений эллинов приходится реконструировать именно на основе необыкновенно богатой мифологии и ритуала. В отличие от


Распадение греческого народа на отдельные племена и поколения повело к соответствующему расширению религиозного его сознания; ещё большее осложнение и видоизменение первоначального, до-эллинистического, или пелазгийского, религиозного мировоззрения произошло вследствие соприкосновения греков с иноземными народами, в особенности семитами. Широко и своеобразно разрослось, с течением времени, родословное древо греческой мифологии, много дало оно ветвей и побегов, заслонивших собою, до известной степени, общую арийскую основу их религиозной системы. Однако, все это богатое разнообразие богов значительно сокращается и упрощается, если принять в соображение, что большое число названий богов происходит вследствие того, что одни и те же самые божества у различных племён получали различные названия, иногда и различный характер; кроме того, нередко случалось, что имя одного и того же бога снабжалось в разных местах эпитетами, относившимися к нему, как видовые наименования к общему родовому.

По древнему верованию, изложенному в теогонии Гесиода, в начале был Хаос, пустое, зияющее пространство. Из Хаоса произошла Земля, всеобщая мать (Гея), родившая Небо (Урана, Uranos = Warunas), Горы и Море (Понт) и заключавшая в недрах своих Преисподнюю (Тартар). Из Хаоса же возник Эрот или Эрос (др.-греч. Έρως — (h)eros — Херъс — родственно слову harṣa — возбуждение, подъём), представитель производительной силы, любви, похоти. Земля и Небо вступают в брачный союз и производят поколение Титанов, из которых Гиперион рождает Гелиоса (солнце), Селену (луну), Эос (зарю), в свою очередь производящую ветры. Отношение неба к земле, как типа мужского к женскому, выразилось в греческой мифологии в сочетаниях Урана и Геи, Кроноса и Реи, Зевса и Геры, также Деметры.


Младший из Титанов, Кронос, производит на свет Зевса, в древнейших культах имеющего, подобно старинному пелазгийскому богу Гермесу (др.-греч. Ἑρμῆς — Херъмес, микен. e-ma-a), сыну Геры,также в древнейшем его проявлении, — исключительно характер представителя небесной влаги, как Гелиос и Селена были представителями небесного света, дневного и ночного. Гром и молнию доставляют Зевсу циклопы, также рожденные Землею от Неба. Богом огня, земного и небесного, обнаруживающегося в вулканических явлениях и в молнии, издревле почитался сын Зевса, Гефест. Затем Земля сочетается с Понтом. Из этого союза происходит поколение разнообразных морских божеств, частью благих, привлекательных, частью злых и отвратительных. Таковы добрый царь Нерей (др.-греч. Νηρηίδες), и его дочери от океаниды Дориды, морские нимфы — Нереиды, Радуга (ирис. ίρις — Ирис), смертоносные богини бурь и вихрей Гарпии, морские страшилища: Сцилла, Грей, Горгоны, живущие, подобно злым духам, подвластных Ариману, на краю мира, где заходит солнце, и обитает ночь.

Мрак и Ночь, вместе с Землею и Эротом, возникают из Хаоса. Ночь производит целый ряд представителей преимущественно печальных, безотрадных явлений: богинь насильственной смерти (Кер), сон, сновидения, богинь судьбы (Мойр), всякие бедствия и горе: голод, страдания, убийства, раздор, ложь, беззакония и пр. Идея противоположности и борьбы света и мрака, так определенно и резко выразившаяся в религиозном сознании азиатских, в особенности иранских, ариев, проявилась, как видно, и в миросозерцании древних греков. Только у греков резкость контраста между областями света и тьмы значительно сгладилась.


Зевс Элевтерия (Свобода)


Идея о верховном боге небесном, управляющем светом и небесною влагою (Агурамазда, Варуна), в Греции, даже ещё у пелазгов, выразилась в лице внука Неба, Зевса, перед величественным образом которого совершенно стушевался бледный образ бога неба — Урана. Зевс восседает на вершине Олимпа, врезывающейся в облака, живёт, следовательно, на небе.

Все небесные явления исходят от него: он собирает тучи, посылает дождь, снег и град; потрясая щитом своим, он производит гром и молнию, бурю и непогоду. Он же, наоборот, укрощает бушующие стихии, посылает попутный ветер, дарует ясный день. В этом образе нельзя не видеть божества, в основных чертах сходного с индийским Индрою.


Ваджра бога Индры в руках Зевса

В то время, как Индра только значительно заслоняет собою образ небесного бога Варуны, Зевс Олимпийский, в первоначальном значении своем, как бог небесной влаги, вступает в борьбу с представителем неба, Ураном, в лице детей его, титанов, и побеждает его, приобретая первенство между богами, сам делается верховным небесным богом, царем или богом богов. Такое превознесение дождевого бога в Греции, стране, столь сильно подверженной губительному действию палящих, иссушающих почву лучей солнца, а потому столь нуждающейся в дождевой влаге, — весьма естественно и понятно. Возведенный в достоинство верховного небесного бога.


Рождение богини Афины из головы Зевса

Зевс сам становится родоначальником целого ряда богов, представителей различных явлений небесных и земных, — богов, в которых, однако, согласно с общим характером греческого духа, естественная, физическая сторона представляемых ими явлений отступает на второй план, уступая первое место стороне этической. От Зевса происходят: Афина, богиня ясного неба, поражающая грозовые тучи молниеносным копьем своим, богиня борьбы, покровительница гражданского благоустройства; сыновья Зевса Феб (т. е. светлый, чистый) Аполлон, слившийся с Гелиосом, бог солнечного света, лучом своим сокрушающий дракона Пифона, представителя мрака, согревающий и освещающий весною скованную зимним холодом природу и вызывающий в ней новую жизнь и деятельность;

Зевс убивает змея Пифона

Аполлон — покровитель засеянных нив, способствующий созреванию на них плодов, покровитель лесов и стад; вещий певец, предводитель муз; строгий, величественный бог нравственной чистоты. Все эти черты представляют близкое сходство с качествами и свойствами Митры. Сходство это подтверждается ещё следующей характерной чертой: подобно Митре, Аполлон в одно и тоже время бывает милостив и ужасен, благодетелен и мстителен. Оружие его — разрушительные стрелы — лучи палящего солнца, приносящие чуму и опустошение в среду людей.


Артемида, слившаяся с Селеной, богиня луны, первоначально представляла воплощение, в женском образе, сестра Аполлона. Скитаясь по горам и преследуя своими золотыми стрелами кабанов и оленей, она сделалась богиней охоты, покровительницей лесных зверей и стад; она же — подательница свежей, цветущей жизни, покровительница родов, кормилица детей.


Сыном Зевса был, наконец, и Дионис, который у афинян, и соплеменных им жителей островов и, Малой Азии, почитался как представитель возрождающейся ежегодно, весною, растительной силы природы, и, специально, как представитель виноделия и связанного со вкушением вина веселия.

Гера и грифоны в её короне -375-350 г. до н.э.


Аид (Плутон), царствующий в недрах земли, бог преисподней, владыка подземной обители мертвых, сочетающийся с дочерью Деметры, Персефоной, представительницей, в женском образе, весеннего плодородия; ежегодно весною Персифона является на поверхность земли, покрывая её зеленью и цветами, а на зимнее время похищается обратно Аидом в подземное царство мрака и стужи. Около этих богов группируются еще многочисленные божества второстепенные и третьестепенные. Кроме того, боги вступают нередко в близкие сношения со смертными, производя на свет полу божествевных героев, из которых некоторые даже удостаиваются быть принятыми на Олимп.

Гораздо проще и первобытнее была, разумеется, религиозная система пелазгов, весьма интересных для славянской мифологии .

По свидельству Геродота, пелазги первоначально молились и приносили жертвы богам своим, не называя их даже специальными именами.(Herod. II, 52.). Не было у них также ни истуканов, ни храмов; естественными же алтарями служили им высшие горные вершины. Бог, Зевс, к которому они возносили свои молитвы, то являлся как специально дождевое, то как световое божество. В последнем случае, соответственно различным фазам солнцестояния, обусловливающим тёплое или холодное, ненастное время года, ему иногда придавали различные эпитеты, или даже происходило соответствующее расщепление божества солнца на два особых божества, с разными названиями.


Так, например, Зевс, святилище которого находилось в Мессене, был представителем исключительно дождевой влаги. Нет возможности перечислить все те реки,— замечает Павсаний, — у которых, по уверению местных жителей, увидел свет и воспитался Зевс. Зевс Мессенский, по местному преданию, похищенный куретами новорожденным ребенком, был воспитан на горе Ифоме двумя нимфами, которые искупали его в протекавшем у названной горы источнике Клепсидре. Из этого источника ежедневно носили воду в святилище Зевса. (Pausan. IV, 33.).

К древнейшим и замечательнейшим культам принадлежит культ Зевса в Додоне (в Эпире), на горе Томаре, у подошвы которой находился знаменитый его оракул. Воспитанный Дриадами (Додонскими нимфами), Зевс Додонский жил на небе, откуда посылал на землю оплодотворяющий её дождь. В Берлинском музее хранится бюст Зевса, украшенного венком из дубовых листьев, с влажными волосами и бородой. Зевса Додонского вопрошали в разных случаях частной и общественной жизни. Волю свою Зевс проявлял в шелесте листьев посвященного ему дуба, стоявшего у подножия горы Томара. (Одисс. XIV, 327—328.). Служившие Зевсу жрецы угадывали и предвещали будущее и по полёту голубей, которые также были посвящены Додонскому богу, и по воде струившегося у подножия дуба священного источника. (Pausan. I, 17; VII, 21)

Почитавшийся в Аркадии Зевс (Ликейский, по названию высокой горы в юго-западной Аркадии — Ликайон) является, с одной стороны, как бог света, а с другой — как податель освежающего и напояющего землю дождя, напоминая тем собою индийского Варуну. Ему приносили жертвы на вершине Ликейской горы, где воздвигнут был, в честь его, алтарь. Когда наступала продолжительная засуха, жрец аркадского Зевса, по совершении предписанного жертвоприношения и молитвы, слегка погружал дубовую ветвь в воду источника Гагны (названного так по имени одной из нимф, вскормивших Зевса): вода приходила в движение, поднималась облако, к нему присоединялись другие, и начинал идти дождь, орошавший аркадскую землю. (Pausan. X,12.).

На острове Крит в культ Зевса выдвинулась преимущественно световая сторона небесного бога, представителя солнечного блеска и тепла: весною отправлялся сопровождавшийся военными плясками и шумной музыкой веселый праздник, в честь его рождения, а позже (вероятно, зимою) с печалью оплакивалась его смерть. Фригийцы, по словам Плутарха, верили, что бог солнца зимою спит, а летом бодрствует, а потому весною шумным торжеством встречали его пробуждение от сна. Пафлагоняне же представляли себе, что он зимою бывает скован, а весною освобождается от оков. (We Icke r. Gr. Gotterl. I, 430)


Во Фракии, по свидетельству Геродота, народ поклонялся только Аресу, Дионису и Артемиде, цари же, кроме того, Гермесу, — которого считали своим родоначальником.(Herod. V, 7.). Apec, встречающийся у Гомера как олицетворение войны, первоначально был богом солнца, сохранившим, с течением времени, из первоначальных своих качеств только качества воителя, которые, как мы видели выше, играли столь важную роль в представлении Митры в Иране. Очевидно, образ бога солнца у фракийцев разделился, подобно аттическому Зевсу, на два лица, но уже носившие разные названия: Ареса и Диониса. Первый был представителем солнца, действующего палящими лучами своими во время весны и лета, второй, именно во Фракии, как и в некоторых других местах, в отличие от аттического культа, — представителем страданий скованного зимней стужей светила. В Элиде, по словам Макробия, представителями солнца служили Аполлон и Дионис: первый — в светлой, летней половине года, второй — в тёмной, зимней. На монетах в Митилене вместе изображались Аполлон и Дионис. В Дельфах, по свидетельству Плутарха, четыре зимних месяца посвящены были Дионису. (W е 1 с k e г. Gr. Gotteri. I, 431, 432.)

Гермес прежде всего представляет собой олицетворение оплодотворяющей силы Неба-отца по отношению к матери-Земле, — орудием этой силы служит дождевая влага. Вот почему Гермес в древнейшие времена, именно в тех местах, где издревле жили пелазги, изображался обязательно с выдающимися естественными принадлежностями, (Herod. II, 51).


Вследствие могущества её на небе, на суше и на море, её нередко изображали о трёх головах: орфические гимны приписывают ей головы: коня (эмблемы воды), льва (эфира) и собаки (земли). Порфирий говорит, что Гекату называли по имени характеризовавших ее трех голов: быком, собакой, львом или даже четырьмя названиями: конем, быком, львом, собакой. На том же основании трехвидной природы древне-пелазгийской богини луны, её призывали иногда в трёх лицах: как Селену — богиню небесную, Артемиду — богиню земную, и Гекату — богиню подземную. Таким образом, Геката, собственно небесная богиня луны, отождествлялась с богинями земли: Кибелой, Реей или Деметрой, и в этом случае ей иногда приписывалась власть на небе, на земле и уже не на море, как выше, а в преисподней. (Vos s. Myth. Br. Ill, 190 и сл.)

Зевс из святилища Зевса Ликии, Аркадия 550-525 до н.э.

Зевс в данном случае получает такую же трехсоставную природу, как Геката. Мы увидим далее, что идея эта олицетворяется и в вероучениях других народов. Уже в одном из ведических гимнов Варуна восхваляется как властитель земли, неба и воды. (Ludwig. D. phil.-rel. Ansch. d. Veda. 49.).

Читайте также: