Мифология древнего вавилона кратко

Обновлено: 05.07.2024

Начало второго тысячелетия до нашей эры стало временем, когда древний Вавилон, город богатейшего культурного наследия, объединил под своей властью большую часть территорий Междуречья. Хоть союз этот и оказался непродолжительным, он оставил свой значительный след в мировой истории. Вавилонские боги, древняя религия и мифология получат свое развитие в культуре будущих империй и государств по всей планете. Иштар – богиня Вавилона, Нибиру, Мардук и другие аспекты верований вавилонян еще не раз и не два станут основными темами научных дискуссий. А религия Вавилона, культурная жизнь и быт древнего города повлияют на развитие всего человечества.

Древний Вавилон – прошлое в будущем.

Столица империи, Вавилон, располагалась в самом центре Междуречья, там, где пересекались Тигр и Ефрат. Здесь же проходили и важнейшие торговые пути древнего Вавилона и шумерской цивилизации, соединявшие города и поселения, разделенные тысячами километров. Древний Вавилон, история этого могущественного города, пережил свой расцвет во время правления Хаммурапи, а именно в 1792-1750 годах до нашей эры. Хаммурапи, прославивший древний Вавилон, был мудрым политиком и дипломатом для своего времени и что не менее важно выдающимся торговцем, организатором и полководцем.

Первый свод законов в истории человечества принадлежит именно древнему Вавилону эпохи правления Хаммурапи, золотого века шумер. В начале 20 века археологами был найден двухметровый столб. Таблички древнего Вавилона, изображенные на этом столбе, оказались древнейшим сборником законов во всем мире.

Вавилонские боги

Образованный при Хаммурапи древний Вавилон, великая держава, потребовал значительных изменений в идеологии и религии. Что интересно, шумерские божества заняли важное место в новом пантеоне вавилонян, сохранив при этом свои имена и образы. Некоторые вавилонские богини и божества были известны под двумя ликами, новым, дарованным вавилонянами и старым шумерским. В редких случаях старым, шумерским божествам давались новые семитические имена. Но вместе с тем в пантеоне появились и оригинальные вавилонские боги, ставшие основой культурной и научной жизни великой державы.

Примером преемственности древнего Вавилона в первую очередь является богиня любви и плодородия Иннина, у вавилонян более известная как Иштар, богиня – мать. Также изменили свои имена, но не образы, бог Ларсы Уту, связанный со звездами, получивший в Вавилоне имя Шамаш и бог Нингирсу, переименованный в Нинурту и воплощающий календарь вавилонский. По своему происхождению эти божества и некоторые другие представители семитического олимпа древнего Вавилона являлись покровителями отдельных общин: Наннар – покровитель Ура, а Нунурта, защищал Лагаш.

Вавилонские боги – правители древнего пантеона.

Вершину пантеона вавилонян занимала божественная троица: Ану, Эниль и Бел. Позже к ним присоединился Эа. Эти вавилонские боги управляли всем, что находилось на земле, небе и под землей. Ану поваливал небесами и являлся кем-то вроде отца для вавилонских богов, на земле главенствовал Бел, а из-под земли и моря присматривали за их деяниями Эниль и Эа. Схожим разделением власти на три ипостаси могла похвастаться и вавилонская мифология. Подобно мифологии мезоамериканцев, а именно майя, ацтеков и инков, в верованиях вавилонян мир был разделен на части, правда, в отличие от индейских божеств вавилонские боги разделили мир на три части.

Ану был богом небес и отцом богини земли, именуемой Вау. Этот вавилонский бог господствовал надо всем сущим. Многие обитатели пантеона приходились ему сыновьями. Вавилонские легенды говорят, что боги беспрекословно слушались приказаний Ану и в сложные моменты обращались к нему за помощью. Также согласно сказаниям, творением Ану являлся не только мир, но и календарь Вавилона. Несмотря на это, повелителя вавилонского пантеона можно назвать ленивым богом, он никогда не действовал сам, лишь раздавал приказы и указания, которые выполнялись божествами вавилонян.

Вавилон боги

Вторым членом великой троицы был Бел, которого вавилонские боги нарекли владыкой земли. Его повеления также были непреложными, однако, он не обладал абсолютной властью. Белу приходилось отчитываться за свои деяния перед Ану. Вавилон, древний мир шумер, жил по своим правилам. Древние цари вавилонян получали власть именно из рук Бела, лишь с его позволения можно было управлять государством. Кроме того, практически весь древний Вавилон, боги и простые люди жили в страхе перед Бел, пред его мощью и властью. Он в качестве повелителя земли, как вавилонский господь, решал судьбу людей, определял, кому жить, а кому и когда умереть. Бел управлял и погодой. Он мог послать дождь, в котором так нуждались поля и урожай, а мог наслать и ураган, который по воле богов уничтожал города и поселения крестьян. Религия, Вавилон сделали Бела богом двух обличий, двух настроений и характеров.

В отличие от Бела бог Эа, третий повелитель олимпа вавилонян, являлся добрым существом. Скрижали, древние тексты и календарь вавилонян, в котором был отображен Эа, описывают его как повелителя водной стихии. Согласно легендам он обитал на дне морей, озер и рек. Вавилонскими богами покровителю водной стихии, коим являлся Эа, было даровано множество титулов и имен. Считается, что Эа также был властителем жизни и отцом всех земнородных. Еще одной ипостасью Эа являлось покровительство над ремеслом, ремесленниками и драгоценными металлами.

Религия Вавилона – воплощение власти природы и Солнца.

Имело место в мифологии вавилонян и еще одна великая троица богов: Иштар, Шамаш и Син. Син был богом луны, стоящим впереди солнца. Он являлся отцом Шамаша и Иштар, которой принадлежали ворота Иштар, врата жизни. По своим функциями Син прежде всего – покровитель растительного царства. По его желанию, согласно религии Вавилона, спел урожай, росли деревья и цвели древние сады. Син не имел над собой судьи и в своих деяниях не отчитывался не перед кем. Лишь великий Ану был выше его по статусу, и лишь его он боялся. На своих изображениях Син представал в царской короне в форме серпа Луны. А боги и храмы Вавилона, подчинявшиеся и принадлежащие ему, были одеты и декорированы в символику спутницы Земли.

Боги древнего Вавилона

Древний Вавилон, Религия шумерского народа говорит, что Шамаш являвшийся сыном Сина, покровителем Солнца и земледелия, занимал положение ниже, чем у отца, однако, был божеством, почитаемым и любимым среди простого народа. Религия Вавилона преподносит его еще и как покровителя земной жизни. Он являлся судьей для всего сущего, ведь своим светом он мог озарить даже темнейшие уголки земли и узреть любые деяния. В религии Вавилона скромный, но справедливый суд Шамаша был верховным органом власти. Хоть Шамаш и не принимал непосредственного участия в совете главенствующих богов, однако, именно ему, как заместителю Бела, поручались важнейшие задания. Религия Вавилона не выдвигала Шамаша на лидирующие позиции местного олимпа, но благодаря любви народа, он сумел продвинуться и занять почетное место в мифологии вавилонян.

Древний Вавилон – город мифологических революций.

История государства Вавилонян хоть и не была продолжительной, однако, могла похвастаться огромнейшим количеством важнейших событий. Так за свое недолгое существование власть над миром людей сумела перейти из рук великого Ану, в руки бога Мардука. Вначале своего пути Мардук почитался как бог Солнца, покровитель злаковых культур. Также Древний Вавилон нарекал его богом утреннего солнца, и покровителем архитектуры. Согласно легендам, именно благодаря знаниям, дарованным Мардуком, древний Вавилон, архитектура города стали такими, какими они запечатлены на страницах истории.

Постепенное превращение из небольшого поселения в центр древнего мира, которое пережил Древний Вавилон, повлияло и на статус Мардука. На его плечи были окончательно взвалены ответственность за земную жизнь и за поведение богов местного олимпа. Так в обновленных сказаниях о сотворении мира именно Мардук становится божеством, создавшим вселенную из частей тела дракона Тиамат. А его деяниям приписывалось создание такого артефакта как вавилонский календарь. Преображения Мардука не коснулись лишь его происхождения. Он, как и раньше, считался сыном Эа, покровителя моря. Оно и понятно, древний Вавилон располагался таким образом, что утреннее Солнце вздымается из воды и опускается в воду на закате.

Мать Иштар - богиня порядка.

Богиня Иннику, в вавилонскую эпоху переименованная в Иштар, занимала привилегированное положение в пантеоне междуречья. Иштар – богиня плодородия была одним из важнейших женских божеств. Ее роль в мифологии вавилонян невозможно недооценить.

Вавилонские боги и богини

На судьбу Иштар, богини мира и земли, выпало немало испытаний. С одной стороны она почиталась как мать богов и людей, а с другой бранилась, как сладострастная незамужняя богиня, которая никак не может определиться с выбором спутника. Ворота богини Иштар, то с чем в наше время ассоциируется эта богиня, были не главным ее достижением. К заслугам матери богов также можно отнести создание или, по крайней мере, частичную роль в создании такого артефакта как вавилонский календарь на будущее.

Однако не одними лишь артефактами и похотью прославилась эта богиня. Иштар, богиня земли, известна и благодаря своим неоднозначным поступкам. Так в легендах жестокая и опасная Иштар посылает на смерть одного из своих мужей, а за тем из-за скорби бросается за ним в бездну подземного мира. Но это лишь одна, темная ипостась великой богини. Можно встретить сказания, где Иштар, богине земли отводится роль покровительницы утренней звезды, предвестницы порядка и ясного дня. Легенды, повествования и мифы, которые создал Вавилон, календари, описывающие судьбу и историю, представляют звезду – Иштар, как добрую и любимую народом богиню, дочь неба.

Встречается и третий, более редкий облик Иштар, (вообще стоит сказать, что это единственное божество в мифологии вавилонян, которое обладало тремя обликами) согласно которому она – богиня битв, вооруженная луком и колчаном со стрелами. В одном из гимнов древних вавилонян, посвященных Иштар, говорится: “Я – владычица битв, я призываю к жатве”. В образе строгой и девственной богини войны она все также почиталась как богиня плодородия. Возможно, смещение ролей пошло ей на пользу, как-никак Иштар, богиня земли, сегодня более известная под ликом добродетели, а не как ревнивая и злая Иштар, отправившая своего мужа на погибель.

Древние писания, календарь древнего Вавилона и другие археологические находки указывают на то, что мужским дополнением Иштар на протяжении всей мифологической истории являлся бог Думузи. В переводе его имя означает “отпрыск” или “молодая ветвь”. Неизвестно получил ли Думузи свое имя от одного из месяцев, которым наделен Календарь-Вавилон или наоборот месяц был назван в честь бога, спутника матери земли.

Следует отметить, что в религии шумер женские божества отыгрывали куда более значительную роль, чем это было впоследствии, когда во главе государства стал Вавилон и его пантеон богов. Лишь одна Иштар была исключением. И при шумерах, и в эпоху Хаммурапи Иштар была уважаемой и почитаемой. В ее честь и тогда, и тогда возводились храмы и читались молитвы. Но вместе с тем Иштар, богине земли, под ее первым именем, Иннику, принадлежало куда больше власти. Даже на ней, хоть и в меньшей мере, сказалось бремя патриархата. Со временем влияние женских сущностей ослабевало, пока богини не превратились в безликих спутниц своих мужей, и лишь одинокая звезда Иштар сияла на небосводе.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Мифология Междуречья — мифология древних государств Междуречья: Аккада, Ассирии, Вавилонии, Шумера, Элама.

Шумеро-аккадская мифология — мифология древнейшей из известных цивилизаций, располагавшихся на территории Междуречья, и развивавшейся с IV по II тысячелетие до н. э.

Хурритская мифология — мифология народов, населявших Северное Междуречье в III—II тысячелетии до н. э.

Ассирийская мифология — мифология Ассирии, располагавшейся в Северном Междуречье в XIV—VII вв. до н. э.; она опиралась на шумеро-аккадскую мифологию, а после захвата Ассирии Вавилонским царством оказала сильное влияние на вавилонскую мифологию.

Вавилонская мифология — мифология Вавилонии, государства на юге Междуречья XX—VI веках до н. э.; испытала влияние ассирийской мифологии.

Содержание

Общинные боги

    — бог Киша — бог Ниппура — богиня Урука — бог Ура — бог Эриду

Список статей

  • Бау, Баба (мифология)
  • Белатекалим
  • Бунене
  • Галатур
  • Галла
  • Гештинана
  • Гибил, Гирра
  • Гула
  • Кабта, Кулла
  • Калкала
  • Кингалудда
  • Кубаба
  • Кугар
  • Кужух
  • Кумарби
  • Лабассу
  • Лаббу , Лама
  • Ламму, Лахму
  • Лахаму
  • Лукур
  • Мамету
  • Марту
  • Ме
  • Муллиль
  • Мумму
  • Мушдамма
  • Самана
  • Себетту
  • Сиртар
  • Сумукан
  • Удуг
  • Улликумми
  • Упеллури
  • Утнапештим, Утнапишти
  • Утту , Шамаш
  • Утукку

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Вавилонская мифология" в других словарях:

Вавилонская религия и мифология — Междуречье Евфрат · Тигр Ассириология Города / Государства Шумер: Урук · Ур · Эриду · Киш · Лагаш · Умма · Ниппур … Википедия

Мифология Междуречья — Междуречье Евфрат · Тигр Ассириология Города / Государства Шумер: Урук · Ур · Эриду · Киш · Лагаш · Умма · Ниппур … Википедия

Вавилонская башня — У этого термина существуют и другие значения, см. Вавилонская башня (значения). Координаты: 32°32′11″ с. ш. 44°25′15″ в. д. / 32.536389° с. ш. 44.420833° в. д … Википедия

Мифология Розы мира — Первое издание книги Д.Андреева Роза мира на русском языке (Москва, Прометей , 1991) Мифология Розы мира совокупность мифологических представлений, изложенных русским мистиком, философом, писателем и поэтом … Википедия

Вавилонская империя — Координаты: 32°32′30″ с. ш. 44°25′24″ в. д. / 32.541667° с. ш. 44.423333° в. д. … Википедия

Хурритская мифология — Междуречье Евфрат · Тигр Ассириология Города / Государства Шумер: Урук · Ур · Эриду · Киш · Лагаш · Умма · Ниппур … Википедия

Шумерская мифология — Междуречье Евфрат · Тигр Ассириология Города / Государства Шумер: Урук · Ур · Эриду · Киш · Лагаш · Умма · Ниппур … Википедия

Шумеро-аккадская мифология — Древняя Месопотамия Ассириология Области и государства Города государства Шумера · Верхнемесопотамские государ … Википедия

Главным богом вавилонского пантеона был Мардук. Вавилонский миф о мироздании в основе своей восходит к шумерам. Найденный во время раскопок в г. Аттттттуре он написан на 7 глиняных таблетках, причем каждая из них соответствует описанию одного из этапов мироздания. Первоначально существовал известный нам хаос в виде чудовища Тиамат. Мардук разрубил его тело на две части. Из верхней он создал небо со звездами, из нижней – землю с растениями и животными. Затем из глины, смешанной с кровью одного из богов, он вылепил первых людей по своему образу и подобию.

Культурные герои находятся во взаимодействии с богами, и судьбы людей и богов тесно переплетены. В эпосе как жанре действуют вместе боги и люди. Сравнивая шумерские песни-сказы о Гильгамеше с самым известным на аккадском языке вавилонским эпосом о Гильгамеше, видим, как отдельные волшебные сказки-былины соединяются в эпопею. Сохраняя все шумерские сюжеты, вавилонская литература более последовательна и логична. Появляется единый авторский замысел, компоновка материала становится более продуманной, мысль более глубокой. Здесь видна та же тенденция рационализации – меньше повторов, больше логической связанности, но еще не все четко и понятно, как и следует на заре цивилизации при переходе от мистического искусства к мифологии. Эпос способствует синтезу мифов и становлению мифологии как целостной системы. Э. Кассирер интерпретирует культуру как плод платонической любви, которая в свою очередь определяется как желание бессмертия. Эпос о Гильгамеше иллюстрирует этот вывод.

Гильгамеш – по-видимому, исторический персонаж, царь, который жаждет славы и бессмертия.

«В моем городе умирают люди, горюет сердце!

Люди уходят, сердце сжимается!

Через стену городскую свесился я,

Трупы в реке увидел я,

Разве не так уйду и я?

(Поэзия и проза Древнего Востока… С. 130).

Гильгамеш является типичным культурным героем, встречаемым на всех этапах развития культуры. Таким образом цивилизация фиксирует и запоминает созданное до ее возникновения. Гильгамеш защищает свой народ от захватчиков, хотя все в руках бога:

«Без Энлиля, Могучего Утеса,

Не выстроен город, не заложен поселок,

Не выстроен хлев, не заложен загон,

Вождь не возвышен, жрец не рожден,

Не избран оракулом служитель храма,

После смерти Энкиду Гильгамеш, по его собственным словам, устрашился смерти и убежал в пустыню.

«Энкиду, друг мой любимый, стал землею!

Так же, как он, и я не лягу ль,

(там же. С. 201–202).

Хозяйка богов убеждает Гильгамеша:

«Гильгамеш! Куда ты стремишься?

Жизни, что ищешь, не найдешь ты!

Боги, когда создавали человека, —

Смерть они определили человеку,

Человек не должен стремиться к невозможному. Сам погибший Энкиду пытается убедить Гильгамеша, что он должен выполнить свое человеческое предназначение:

«Издревле, Гильгамеш, назначено людям:

Земледелец пашет землю, урожай собирает,

Пастух и охотник со зверьем обитает,

Надевает шкуру, ест их мясо.

(там же. С. 199–200).

Но Гильгамеш безутешен. Главная мечта его теперь – обрести вечную жизнь. Мотив борьбы со смертью – основной в эпосе о Гильгамеше.

«Ярая смерть не щадит человека:

Разве навеки мы строим домы?

Разве навеки ставим печати?

Разве навеки делятся братья?

Разве навеки ненависть в людях?

Разве навеки река несет полые воды?

Великие боги ведают судьбой человека.

«Они смерть и жизнь определили,

Не поведали смертного часа,

Вспоминая о египетских пирамидах и мумиях, можно сказать, что египтяне практически стремились к тому, чего так страстно желал Гильгамеш. Страдания Гильгамеша по поводу неизбежности смерти напоминают последующие страдания Будды.

Утнапишты, куда пойду я?

Плотью моей овладел Похититель,

В моих покоях смерть обитает,

Стремясь обрести бессмертие, Гильгамеш проходит путем Солнца в подземном мире, после того как оно умирает, чтобы утром возродиться снова. Наконец, единственный бессмертный человек Утнапишты дает Гильгамешу цветок вечной молодости, но змея крадет его.

В эпосе о Гильгамеше встречаем сказание о Всемирном потопе. Боги на своем совете решают устроить потоп, но один из участников светлоокий Эа сообщает о решении богов хижине и через нее дает совет человеку:

«Снеси жилище, построй корабль,

Покинь изобилие, заботься о жизни,

Богатство презри, спасай свою душу!

Так Утнапишты и сделал. Высота бортов ковчега была 60 м, площадь ковчега 1/3 га. Дождь и страшная буря продолжались 7 дней, так что сами боги раскаялись в своем поступке. Выпущенный из ковчега через 7 дней голубь, вернулся назад, не найдя себе места. Вернулась и ласточка, посланная позже, но не вернулся ворон. Тогда Утнапишты вышел из ковчега и принес жертвы богам, за что Эллиль сделал его бессмертным.

В целом вавилонская мифология развивала более древние представления данного региона.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

17:1—6 Видение Вавилона в его славе

39:1—8 Послы из Вавилона

39:1—8 Послы из Вавилона См. более подробный коммент. к 4 Цар. 20:12–19.Вера царя Езекии, проявленная во время тяжелейшего удара, не устояла перед лестью (отметим его восторженный рассказ в ст. 3—4), еще один пал жертвой мирской дружбы. Из истории достаточно известно о

21:1—14 Нет спасения от Вавилона

21:1—14 Нет спасения от Вавилона В служении Иеремии наступает критический момент. Отныне изменится сам характер его пророчеств. У нас есть несколько указаний на время, когда были записаны различные отрывки. Данный отрывок отсылает нас к периоду правления последнего

25:1—14 Время Вавилона

25:1—14 Время Вавилона Четвертым годом правления Иоакима и двадцать третьим годом пророческого служения Иеремии (считая включительно, см.: 1:2) был 605 г. до н. э. В этот год Вавилон под управлением Навуходоносора нанес египетскому фараону Нехао сокрушительное поражение в

50:1 — 51:64 Против Вавилона

50:1 — 51:64 Против Вавилона Пророчества о различных языческих народах заканчиваются длинной чередой предсказаний о судьбе Вавилона–разрушителя, размышлениям о котором посвящена вся книга. Значение его как орудия Божьего гнева, направленного на неверный Богу народ,

Падение Вавилона

Падение Вавилона 1 — Сойди, сядь в пыли,девственная дочь Вавилона a;сядь на землю, не на трон,дочь вавилонян.Больше не назовут тебянежной и утончённой.2 Возьми жернова, мели муку;сними своё покрывало.Подбери свои юбки, оголи свои ноги,переходи через реки.3 Пусть обнажится

Падение Вавилона

Падение Вавилона 1 После этого я увидел ещё одного ангела, сходящего с небес и обладающего великой властью; вся земля была озарена его славой. 2 Он произнёс могучим голосом:— Пала, пала великая блудница Вавилон aи стала жилищем демонов,пристанищем для всякого нечистого

Падение Вавилона

Падение Вавилона После этого я увидел другого ангела, сходившего с неба. Великая была у него власть, и земля озарилась сиянием славы его. 2 Ангел же возвестил громко:«Пал, пал Вавилон великий!Стала столица развратная обиталищем бесови пристанищем всякого нечистого

19. Запустение Вавилона

19. Запустение Вавилона 19. И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, 19-22. Вавилон после разрушения его мидянами, совершенно запустеет. Никто не захочет поселиться на тех местах, какие занимал этот обширный город, и только дикие

Боги Вавилона низвержены

Боги Вавилона низвержены 1 Пал на колени Бел, склоняется Нево a;идолы их погружены на вьючных животных.То, что носили вы, нагруженопоклажей на усталых животных.2 Вместе они все склоняются и падают на колени;не в силах спасти поклажу,они сами идут в плен.3 — Слушай Меня, дом

Падение Вавилона

Падение Вавилона 1 — Сойди, сядь в пыли,девственная дочь Вавилона a;сядь на землю, не на трон,дочь халдеев.Больше не назовут тебянежной и утонченной.2 Возьми жернова, мели муку;сними свое покрывало.Подбери свои юбки,оголи свои ноги,переходи через реки.3 Пусть обнажится твоя

Падение Вавилона

Падение Вавилона 1 После этого я увидел еще одного ангела, сходящего с небес и обладающего великой властью; вся земля была озарена его славой. 2 Он произнес могучим голосом:— Пала, пала великая блудница Вавилон aи стала жилищем демонов,пристанищем для всякого нечистого

Реки Вавилона

Реки Вавилона Псалом 136 имеет явное происхождение в период плена: Пс., 136: 1. При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе. Вавилон находится на реках Евфрат и Тигр, примерно в сорока милях на восток. Изгнанные иудеи, распространившись по всему этому

§20. Источники для изучения религии вавилонян и ассириян; процесс ее развития

Вавилон и Ассирия находятся в такой же зависимости от названных двух рек, как и Египет от Нила; при полном почти бездождии в летнее время эта страна представляла бы из себя голую пустыню, если бы Тигр в начале июня и Евфрат в июле не выходили из берегов и не орошали низменности на громадном пространстве. Так как разлив этих рек иногда достигал чрезмерной высоты, то жителям с давних пор приходилось прибегать к искусственным сооружениям, чтобы удержать напор разлившейся воды на населенный места; с другой стороны, нужда в орошении заставляла их проводить воду на поля путем канализации, благодаря чему они достигли замечательных успехов в земледелии, садоводстве и скотоводстве. Таким образом борьба с природой естественно привела трудолюбивых жителей Вавилонии и Ассирии на путь культурного развития. Очевидно, в связи с теми же природными условиями страны стояло раннее развитие астрономических наблюдений. Система мер и весов была доведена у вавилонян до такой точности, что она вошла во всеобщее употребление и у соседних народов.

Может быть раньше, чем у всех других народов, появилась у вавилонян и письменность. При раскопке развалин древних городов были открыты многочисленные памятники вавилонской письменности, сохранившейся на металле, камне и главным образом на обожженных глиняных плитках. Древность их некоторые доводят до пятого тысячелетия до Р. X.; может быть здесь допускается преувеличение, но во всяком случае древнейшие из этих памятников появились не позднее 3-го тысячелетия. Теперь в руках ученых целые библиотеки вавилонской письменности; с тех пор, как Раулинсон, Смит и другие ученые разгадали тайну своеобразных письмен, началось тщательное изучение вавилонской литературы; впрочем, и в настоящее время оно вследствие непреодолимых трудностей идет как бы только ощупью; многие памятники и теперь еще совсем не разобраны, а другие должным образом не использованы, так как не определена их древность. Содержанием этих памятников служат рассказы о древних царствах, постройке храмов и укреплений, войнах с соседними народами и т. д.; но здесь есть целые сборники, заключающие астрономические сведения, заклинания, гимны, мифологические сказания о происхождении мира, потопе и т.д. Особенную важность для изучения вавилонской религии представляют списки богов, где указываются их отличительные свойства, сфера деятельности, характер их культа и те местности, где преимущественно совершалось им служение. Понятно, что с открытием таких богатых исторических памятников, халдейская история жреца Бероса (жил в 3 в. до Р. Х.), которой в прежнее время главным образом только и пользовались при изучении истории Вавилона и Ассирии и отрывки из которой сохранились у греческого писателя Александра Полигистора, иудейского историка Иосифа Флавия и христианского историка Евсевия, потеряла теперь в значительной мере свою ценность, хотя впрочем достоверность ее свидетельств вполне подтверждена подлинными памятниками вавилонской письменности.

Древнейшие из сохранившихся вавилонских памятников написаны идеографически; здесь каждый знак служит для обозначения слова или понятия. В самих памятниках идеографические письмена называются языком Сумера и Аккада, – областей, входивших в состав вавилонского царства. На основании такого указания ученые пришли к мысли, что первоначальными обитателями Вавилонии были сумеро аккадийцы, которые, может быть, не принадлежали к семитской расе; их называют то туранцами, то тюрко-монголами, то угро-финнами. Они-то и положили зачатки культуры в Месопотамии. Но с запада явилось новые народы семитического происхождения, именно – вавилоняне и ассирияне, которые и одержали верх над первобытными обитателями и воспользовались плодами их культуры. В последнее время эта догадка была подвергнута сомнению; французский ученый Галевий высказал новое предположение, что неведомый сумеро-аккадийский язык не есть язык отдельной народности, а только искусственная система письма, измышленная и распространенная жрецами для сохранения своего влияния, и что ассиро-вавилоняне были исконными обитателями Месопотамии, всегда населявшейся только семитами. Однако большинство ученых и теперь держится того мнения, что вавилонянам предшествовала особая народность, может быть даже не семитского происхождения, и что верования и обычаи этой народности отчасти перешли и к вавилонянам.

Более поздние памятники вавилонской письменности написаны большей частью уже фонетически, хотя этот способ письма часто перемешивается с идеографическим. Фонетический способ вавилонского письма известен под именем клинообразного, так как звуки здесь обозначаются своеобразным расположением и сочетанием одного знака, – клина или наконечника копья. Материалом для письма служили, главным образом, глиняные плитки, связки которых, представляющие как бы книги, и дошли до нас. К сожалению, некоторые плитки в связках затерялись или разбились, вследствие чего многие мифологические сказания не могут быть восстановлены в полном объеме.

Как бы ни был решен вопрос о сумеро-аккадийцах, но нужно признать, что религиозные верования, содержащиеся в сумеро-аккадийских памятниках, легли в основу вавилонской религии. Аккадийский культ носит несомненно племенной характер: это анимизм со всеми его особенностями, – верой в добрых и злых духов, широким распространением волшебства и заклинаний т. д. Гомель, Мензис, В. С. Соловев и др. ученые, принимая во внимание преобладание в аккадийском культе заговоров и заклинаний, считают этот культ шаманизмом, весьма сходным с шаманизмом сибирских племен. Во главе божественных существ стояли, по-видимому, два главных божества: Эа, бог воды, и Ану или Ана, бог неба. Но до образования сплоченного государства в каждой местности преимущественным почитанием пользовался свой собственный бог; так, в Уре главным божеством был бог луны Син, в Сипаре бог солнца Самас (или Баббор), в Вавилоне – Мардук (Меродах), в Борзиппе – Нэбо, в Куфе – Нергаль и т. д.; эти различные божества в каждой отдельной местности большею частью считались представителями одного и того же натуралистического начала: все они почитались главным образом как боги солнца. Но весь религиозный культ группировался главным образом вокруг бесчисленных духов, от которых человеческая жизнь поставлялась в полную зависимость. Эти духи большею частью выступают группами по семи, и каждая из групп представляется выходящей то из пустыни, особенно демоны ветров, то из внутренности земли или водной бездны, то из обширных областей воздушного пространства (например, 7 планетных духов) и т. д. Одни духи считались более могущественными, другие более слабыми; искусство заклинания в том и состояло, чтобы уметь призвать на помощь сильнейшего духа, который мог бы изгнать слабейшего. В отдельных городах жреческая власть часто объединялась в руках особых лиц – патизи, которые, однако, находились иногда в зависимости от царей Аккада и Эреха.

Общий характер вавилонских богов можно назвать антропоморфическим: все боги представляются в человекообразном виде, т. е. в образе мужчины или женщины; но для обозначения их силы и специальной деятельности к ним прилагаются некоторые животные атрибуты; так, боги изображаются то с крыльями, то с рыбьей чешуей, то с туловищем какого-нибудь животного; иногда божество изображается сидящим на спине животного. Эти зооморфические черты в представлении о богах заставили некоторых ученых (напр. Сейса) считать первоначальной формой вавилонской религии обоготворение животных, которое затем постепенно выродилось в антропоморфизм. Но в памятниках нет никакого намека на обоготворение вавилонянами животных даже и в самое древнейшее время.

§21 Мифология вавилонян и ассириян

Вторую божественную триаду в вавилонском пантеоне составляли Син, Самас и третье божество, имя которого всегда обозначается непроизносимой монограммой; в прежнее время, это неведомое имя читали то Ива, то Вул, то Иэм, но в последнее время третьим богом второй триады стали считаться или Рамман или Истар. Син уже в древнейшее время называется отцом Самаса и Истар; это бог луны, которая, по мнению вавилонян, имеет более благотворное влияние на растительность, чем солнце с своим зноем и палящими лучами. По слову Сина произрастают растения и умножаются стада: он идет впереди солнца, поэтому у вавилонян, как и у всех других семитов, счет суток начинается с вечера. С затмением луны соединялось представление о враждебном нападении на Сина со стороны семи враждебных духов, от которых его освобождает Мардук. Самас – бог солнца и вообще всякого света, как физического, так и нравственного; своими лучами он проникает и в ночной мрак, и в темные дела людей, в их нечистую совесть; это великий судья, перед которым трепещут духи злобы.

Рамман (Римон) почитался как бог дождя, бури, грозы и всех атмосферных явлений. Это – божество благодетельное, поскольку производимые им явления природы способствуют плодородию земли; но он страшен в своем гневе, когда посылает опустошающий ураган, наводнение или страшную грозу; сами боги боятся его ярости. Но и в этих разрушительных действиях проявляется его благая воля по отношению к вавилонянам, особенно во время борьбы их со врагами; поэтому к нему обращались с молитвами и заклинаниями в тех случаях, когда нужно было покарать врага, уничтожить войско неприятелей, разорить враждебную страну. По-видимому, на Раммана всецело была перенесена сфера деятельности Бэла, почему последний и отступил на задний план в народном культе.

Таковы первостепенные боги; но за ними выступает многочисленный сонм других богов, из которых многие занимали очень видное место в местных вавилонских культах. Таковы, например, Нин или Нин-иб, бог солнца, войны и преисподней, Нергаль, бог истребительного солнечного зноя и владыка царства мертвых, Гибиль, бог огня и всех явлений, связанных с огнем, Нуску, также бог огня, а вместе с тем хранитель храмов и вестник богов, Нэбо, бог орошения и произрастания, а также бог жрецов и письменного искусства. Вообще пантеон вавилонян очень многочислен, по свидетельству письменных памятников, Асурназирпал (884–860 г. до Р. Х.) призывал в своих молитвах 6500 богов, присоединяя к ним 300 небесных и 600 земных духов; но собственно чтимых богов с определенными именами было далеко не такое количество.

Из других божеств у ассириян, может быть в силу их воинственного характера, наиболее выделялись бог, сокрушитель врагов, Рамман и ниневийская Истар, богиня войны.

На ряду с богами у вавилонян и ассириян почитались также многочисленные духи неба и земли Ануннаки и Игиги, которые в народной массе имели, может быть, большее значение, чем общепризнанные боги. Необычайное обилие всякого рода заговоров и заклинаний в вавилонской письменности прямо указывает на прочно укрепившуюся в народе веру в могущественное влияние духов на человеческую жизнь.

Вавилонская космогония (учение о происхождении мира), как и учение о богах, также, по-видимому, подвергалась большим изменениям: творение мира приписывалось то одному божеству, то другому. Так, о Бэле рассказывается, что он создал из первобытного хаоса небо и землю, светила, животных, а из земли в смеси с своею кровью человека. Со времени возвышения Мардука на степень верховного божества образовался космологический миф, который связывает историю творения с именем этого бога. Взгляд вавилонян на происхождение мира стоит в связи с их представлением об устройстве мира; по их мнению, он представляет три совершенно отдельных области – небо, землю и преисподнюю. Земля представляет собою род опрокинутой барки, выпуклая часть которой есть поверхность земли, а пустое пространство под этой корой – преисподняя. Небесный свод отделяется от земли небесным океаном, шлюзы которого заперты. На востоке, где небесный свод сходится с землею и где происходят собрания богов, существуют ворота для выхода солнца на горизонт; вечером оно уходит в западные ворота. Миф о происхождении мира изображает собственно борьбу света со тьмой и рассказывает следующее. Сначала не существовало ни неба, ни земли, ни богов, а царила одна только Тиамат (первобытный хаос); затем появляются боги, в среде которых возникает мысль об устроении мира. Чтобы помешать этому, богиня Тиамат собирает около себя двенадцать змеевидных мрачных чудовищ. Из всех богов только Мардук решился вступить в борьбу с чудовищами, но прежде чем выполнить свое намерение, он потребовал от богов, чтобы ему было предоставлено первенство в собрании богов и право владения скрижалями судьбы. Собравшиеся на пир боги в состоянии опьянения соглашаются на требования Мардука, и тогда последний, вооружившись ветром, молнией, громом и т. д., вступает в бой с дружиной Тиамат и побеждает её; завладев скрижалями судьбы, он разрывает тело Тиамат на части, одну из которых он в виде небесного океана помещает под небесным сводом и запирает задвижкой. Затем следует устройство небесного жилища для богов и сотворение земли, людей и городов.

§22 Культ и мораль ассиро-вавилонян

Если в официальном культе преобладали главным образом жертвоприношения, то в обыденной жизни особенным значением пользовались заговоры и заклинания. В народе глубоко была укоренена вера в колдунов и их способность наводить на других болезнь или какое-нибудь другое несчастье; средствами для ограждения себя от колдовства считались амулеты, талисманы, а также различного рода заговоры. Но если эти средства оказывались недостаточными, то обращались к жрецу-заклинателю, который чаще всего прибегал к сжиганию на жаровне при постели больного различных трав и корений с произнесением заклинательных формул; но иногда употреблялись и другие средства для уничтожения колдовства, который и доселе практикуются у различных некультурных народов, вроде обвязывания больного волшебным шнурком, уничтожения фигуры зловредного демона, сделанной из глины, теста или воска.

Из вавилонских праздников в письменных памятниках чаще всего упоминается цакмуку или акпту, который праздновался в знак победы весеннего солнца над мертвой зимой в начале нового года и приблизительно совпадал с еврейской пасхой (около 15 числа первого весеннего месяца нисана). В этот день, как мы говорили, изо всех городов привозились в Вавилон местные божества и помещались здесь в святейшей части храма, изображавшей место небесного собрания богов. Впоследствии этот праздник превратился в прославление Мардука, к которому другие божества являлись как бы только на поклон. Собственные праздники цакмуку были и в других городах; с одной стороны, и они служили для прославления местного бога, а с другой – являлись выражением радости по случаю вступления солнца в свои права. Затем у вавилонян был праздник жатвы, соответствующий еврейскому празднику кущей, и праздник мрака и плача, не вполне попятный по своему значению. Некоторые говорят о праздновании субботы (Чэд Боскавен, Мензис), но другие не находят в памятниках никакого намека на это (Иеремиас, Вурм).

Храмы для богов обыкновенно устраивались в форме часовни, но рядом с ней возводилась кирпичная башня в несколько этажей; наверху ее также устраивалась маленькая часовенка. В главной части храма было таинственное отделение, вход в которое был закрыт завесою; здесь хранились драгоценные письменные памятники народа или города. Позднейшие храмы часто приспособлялись к астрологическим целям: на них непременно устраивалась зигуррат или обсерватория. Самым знаменитым храмом был храм Бэла, находившийся недалеко от Вавилона к юго- востоку от него; он состоял из 8 этажей и был расположен в середине огороженного пространства в 4 квадратных стадии. Александр Великий хотел возобновить это разрушенное здание, но несмотря на то, что 10000 рабов в течение 2 месяцев занимались очисткой мусора, работа была почему-то прекращена. Вавилоняне верили, что божество на столько сживается с своим храмом, как местом постоянная своего жилища, что неохотно переходит на другое место; поэтому при возобновлении храма они всячески старались о том, чтобы новая закладка была положена на старом фундаменте.

Жрецы пользовались у вавилонян чрезвычайно большим влиянием в народе. Это была замкнутая каста, скрывавшая от народа свои традиции и обладавшая довольно обширными знаниями в области астрономии, медицины, тайных наук и т. д. У жрецов существовали собственные школы, в которых их дети, получавшие жреческое достоинство по наследству, учились тайнам своего служения. Между жрецами существовало деление на классы, из которых каждый исполнял особую религиозную функцию; Диодор Сицилийский говорит, что у вавилонян были жрецы для принесения жертв, затем жрецы очистители, заклинатели, авгуры, снотолкователи, гаруспиции. При том значении, какое жрецы имели в народе, они жили очень богато; поэтому жреческое звание было очень завидным, но удостоиться его могли только дети жрецов и люди знатного происхождения.

Источник: Курс истории религий / Сост. проф. прот. А.В. Смирнов. - Казань : типо-лит. Имп. Ун-та, 1908. - [2], 468, XIX с.

Древний город Вавилон существовал очень долго и был центром государств, созданных разными народами. Их мировоззрение, верования, традиции и практические знания переплелись и вместе породили то, что именуют культурным наследием Вавилона. Благодаря многочисленным находкам клинописных табличек и успешной расшифровке клинописи ученым достаточно много известно о вавилонской культуре.

Клинопись и ее культурное значение

Вавилон создавался и управлялся разными народами – шумерами, аккадцами, арамейцами, ассирийцами… Точная дата его основания неизвестна, но письменные и археологические источники доказывают, что в IV тыс. до н.э. город уже существовал. При этом относительно хорошая изученность истории Вавилона во многом объясняется ранним появлением здесь письменности – сохранившиеся письменные документы рассказывают много о древнем государстве.

Вавилонская письменность возникла благодаря развитию письменности пиктографической – по мере усложнения языка и понятийного аппарата. который требовалось отображать в записях. Восходит эта письменность к шумерской древности, но именно вавилоняне сделали ее в середине II тыс. до н.э. своеобразным языком международного общения в Передней Азии. Клинописью пользовались Ассирия, Сирия, Урарту, даже Персия и частично Египет.

Глиняный цилиндр с клинописным текстом

Широкому распространению этого способа записи способствовало наличие в древнем Вавилоне школьного образования. Школы создавались при храмах, писцы считались одновременно и служителями культа, жрецы были грамотны. Школы учили не только грамоте, но и началам основных наук, основам религии, музыке и некоторым другим дисциплинам. Археологами были найдены даже учебные пособия – словари и счетные таблицы для учеников.

Благодаря такой системе подготовки кадров и относительной простоте клинописи она стала первым важным вкладом Вавилона в мировую культуру. Благодаря клинописным записям ученым известно многое о религиозных представлениях вавилонян, их праве и научных знаниях.

Вавилонская религия и мировоззрение

Религия Вавилона формировалась на основе религиозных воззрений всех городов-государств Месопотамии и представлений разных народов. Богов было много, представления об их роли и значении были разными в разные периоды. Наряду с главными богами (покровителями стихий и главных сил мироздания) почитались и местные, считавшиеся покровителями отдельных городов и даже отдельных людей.

Храмы и жрецы играли большую роль в жизни вавилонян. Но роль эта скорее относилась к устройству земной жизни – боги полагались способными вмешиваться в жизнь людей, помогать им или наказывать их, а жрецы выступали в роли посредников. Храмы также были центрами культуры, образования, медицины; жрецов полагали магами, способными творить чудеса. Вопросы же посмертного устройства души вавилонян беспокоили относительно мало, хотя они и верили в то, что после смерти душу ожидает некий божественный суд.

Некоторые из богов Вавилона

Очевидно, что главные вавилонские боги воплощают силы природы. Однако с развитием общества и государства толкование их образов менялось. Подъем Вавилона вызвал рост авторитета Мардука. Он стал считаться основоположником мироздания (через победу над хтоническим чудовищем по имени Тиамат) и правителем мира. Так через религию укреплялся авторитет власти – вавилонский царь признавался воплощением и представителем Мардука на земле.

Для почитания богов в Вавилоне строили зиккураты – башни-храмы в виде усеченной ступенчатой пирамиды на 3 уровня. Верхний уровень считался жилищем бога; остальные два занимали жрецы, там проводились различные обряды.

Жрецы убеждали людей, что боги наделяют их особыми способностями, магическими дарованиями. Это укрепляло авторитет жречества. Нередко за магию выдавали, например, медицинские манипуляции – в этом виде она приносила пользу.

Вавилонский царь перед богом

Развитие науки в Вавилоне

Земледельческое хозяйство Вавилона зависело от разливов Евфрата. Их следовало точно предсказывать, наперед знать их сроки. Раздел земли, строительство храмов и укреплений требовали сложных расчетов. Наконец, совершенствование государства требовало правовой системы и строгого учета.

Соответственно, из наук в Вавилоне наибольшее развитие получили астрономия и математика. Здесь вели подобие исторических хроник, описывая деяния того или иного правителя. Вавилон – родина древнейшего из известных писаных сводов законов – так называемых законов Хаммурапи ( XVIII век до н.э.).

Вавилонским астрономам были известны 5 планет Солнечной системы (что следует из уже упомянутых их ассоциаций с богами). Они также составили достаточно точный календарь (год был поделен на 354 дней, но периодически добавлялись дополнительные дни для корректировки) и установили прохождение Солнца через 12 зодиакальных созвездий (это представление сохраняется и сейчас).

Математика в Вавилоне опиралась на числа 5 и (в большей степени) 6 и производные от него (12, 30, 60…). Отголоски этой системы сохраняются в делении круга на 360 градусов и в некоторых других формулах. В Вавилоне знали теорему Пифагора и ее доказательство, умели рассчитывать объем усеченной пирамиды (это было необходимо для строительства зиккуратов) и приблизительно – длину окружности. Для упрощения расчетов составлялись особые таблицы умножения, сложения и вычитания.

Вавилонская табличка с геометрическими расчетами

Искусство в Вавилоне

Археологические раскопки дали ученым также представление об уровне и особенностях развития вавилонского искусства. Хотя древний кирпич в условиях Месопотамии сохраняется плохо, обнаруженные руины городов (включая и сам Вавилон) позволили понять, что застройка столицы была плановой, в городе имелись четко выделенные улицы, на которые можно было попасть через въездные ворота.

Здания в Вавилоне имели форму параллелепипеда или усеченной пирамиды, строились преимущественно из кирпича, иногда из камня. Характерной особенностью является отделка внешних стен дворцов, храмов и главных городских ворот цветной плиткой, которой даже выкладывали различные изображения.

мозаичные изображения животных в Вавилоне

Вавилонское изобразительное искусство ориентировалось более на такую своеобразную мозаику, а также на рельефные изображения, вырезанные на камне. Скульптура была более примитивной – возможно, особенности местного камня не давали ей становиться более утонченной. Скульптурные изображения людей (царей, богов, жрецов) и животных довольно схематичны. Но вот рельефные изображения (их нельзя назвать барельефами из-за недостаточной фактурности) бывают весьма сложными.

Среди изображений животных преобладают львы, но есть и фантастические создания, соединяющие в себе черты многих видов. Имеются даже рельефы, на которых изображено мифическое чудовище Тиамат.

О вавилонской музыке известно немногое, так как музыкальные инструменты не могли сохраниться до наших дней. Однако известно, что музыка в Вавилоне была – в том числе в храмовом варианте. То же можно сказать о танцах. Сохранившиеся в письменных источниках упоминания говорят о том, что существовали и народные музыка и танцы, в том числе сопровождавшие разные обряды, связанные с хозяйствованием или профессией.

Самое известное произведение вавилонской литературы – поэма о герое Гильгамеше, его борьбе с разными чудищами, дружбе с лесным зверочеловеком Энкиду и поисках рецепта бессмертия. В нескольких списках найдена также история о путешествии богини Иштар в царство мертвых (так в вавилонской мифологии отображается идея природного возрождения и круговорота жизни) и о борьбе Мардука с Тиаматом. Немалую известность получила также история, называемая иногда басней об орле и змее.

Мардук и Тиамат

Вавилонские писцы старательно переписывали литературные произведения. Поскольку клинописные тексты наносили на мягкие глиняные таблички, которые затем обжигались, сохранялись они долго и хорошо. Множество из них уже обнаружены археологами и прочитаны, что и позволяет весьма полно судить о состоянии литературы в Вавилоне.

Значение культуры Вавилона

Вавилон в эпоху своего расцвета был высокоразвитым, сильным государством. Поэтому его культура повлияла даже на те народы, с которыми у вавилонян были не лучшие отношения. Этот факт отображен, например, в библейских преданиях, где Вавилон неизменно выступает в символической роли врага всего, что важно для еврейской религии.

Как уже было сказано, клинописью в течение веков пользовались многие народы – как относительно простой системой ведения записей. Во многих культурных традициях отразилась также вавилонская система счисления (римляне, к примеру, считали дюжинами, то есть 2 по 6, а мы ныне выделяем 12 зодиакальных созвездий, делим сутки на 24 часа, час – на 60 минут, а окружность на 360 градусов). А вот теорему Пифагора Пифагору пришлось формулировать и доказывать заново.

Вавилонская религия тоже отразилась на традициях многих народов. Особой популярностью пользовалась Иштар, которую почитали в Египте, Персии, Мидии – во многих странах.

Ворота Иштар в Вавилоне - реставрировано

Хотя гибель Вавилона в середине VI века до н.э. в результате персидского завоевания ограничила возможности распространения его влияния, все же оно было достаточно велико. И именно отражение силы и могущества этого древнего государства в Библии вызвало интерес к его истории у археологов. В результате история Вавилона на сегодня изучена достаточно хорошо – над этим работало множество историков и лингвистов.

Читайте также: