Мифология древнего ирана кратко

Обновлено: 02.07.2024

. и пылью Вавилон еще не стал,
Когда маг Зороастр, мой любимец,
Свой образ повстречал, гуляющий по саду,
Один из всех он это видеть смог.
Так знай — есть мир живых и мир, где смерть:
Ты первый можешь созерцать, другой же —
Изнанка гробовая,— там витают
Лишь тени тех, что мыслят и живут,
Их только смерть соединит навеки.

Введение

Письменные памятники времени распада индоиранской общности (предположительно после 1500 г. до н. э.) отсутствуют. Неясны также и пути продвижения иранцев на Иранское нагорье и в сопредельные области.2) Непосредственные свидетельства пребывания скифов, сарматов и аланов на севере, а также мидийцев и персов на западе Иранского нагорья появляются лишь несколькими столетиями позднее.

Некоторые элементы иранской мифологии можно извлечь из сочинений Мани (216—277), который включил их в свое религиозное учение, известное под названием манихейства. 6)

Здесь не предполагается полное описание иранской мифологии, поскольку ограничения объема не позволяют привести весь материал в полной мере. Ниже следует перечень избранных тем, представляющих особый интерес:

1. Мир и его происхождение.
а. Заратуштризм; б. Зороастризм; в. Манихейство.

2. Происхождение человека.
а. Гайамарт; б. Первая человеческая пара; в. Йима.

3. Пантеон.
а. Предварительные замечания.
б. Отдельные божества:
I. Митра. II. Хаума. III. Вртрагна. IV. Вапу. V. Ана-хита. VI. Тиштрийа. VII. Хварна. VIII. Зурван.

5. Эсхатология.
а. Рай; б. Суд над мертвыми; в. Конечное воскрешение.

1. Мир и его происхождение

а. Заратуштризм

б. Зороастризм

в. Манихейство

Некогда два царства — Света и Тьмы, — управлявшиеся соответственно Отцом Величия и Князем Тьмы, составляли полную и сбалансированную дуалистическую систему. Это равновесие нарушилось, когда Князь Тьмы был привлечен блеском царства Света. Опасаясь угрозы его нападения, Отец Величия вызвал к жизни некоторое количество эманации света — силы добра. Поражение и последующее растворение этих сил во тьме лежит в основе состояния смешения. Это представление напоминает сходную ситуацию в начале борьбы между Ормаздом и Ахриманом, как она излагалась в пехлевийских текстах. Освобождение частиц, из которых состоят побежденные силы света, является главной темой остальной части мифа. [344]

2. Происхождение человека

а. Гайамарт

б. Первая человеческая пара

В манихействе не только имена первого мужчины и женщины — Гехмурда и Мурдийанаг (Адам и Ева других источников) — являются точными соответствиями авестийских Гайамарта и Мартйанаг, но и миф об их происхождении и природе имеет специфические особенности, в целом подобные зороастрийскому мифу, рассмотрение которых выходит за рамки нашего изложения.

в. Йима

3. Пантеон

а. Предварительные замечания

В последние годы были предприняты попытки обнаружить общую даже в деталях структуру различных религиозных традиций народов, которые говорят на индоевропейских языках. Поскольку методы и выводы Ж. Дюмезиля, инициатора исследований в этой области, касаются индоиранской и иранской религии и мифологии (некоторые из этих выводов получены в результате изучения индийских и иранских материалов), следует обратить внимание на подход Дюмезиля к этим проблемам.

Обоснованность утверждений Дюмезиля об исключительно индоевропейском характере тройственной функциональной структуры была недавно исследована Дж. Брафом, которому удалось показать, что та же троичность присутствует и в Ветхом завете.17+) Вполне вероятно, что применение в дальнейшем этих весьма общих и широких, а нередко и неопределенных представлений к другим социальным структурам и религиям даст аналогичные результаты. В связи с этим следует относиться с известной долей скептицизма к такой, например, таблице иранского пантеона:

Бог начала: Вайу или Вата, бог ветра.
I. Функция правителя: Ахура-Мазда и Митра (рядом с ними Срауша и Рашну), сопровождаемые Арьяманом.
II. Функция воина: Индра Вртрагна.
III. Функция пропитания и принадлежности к одному коллективу: близнецы Нахатйа, богиня Ардви-Сура-Анахита.18)

Первая функция
Варуна - Арта - Ваху-Мана

Вторая функция
Индра - Хшатра-Митра

Третья функция
(два) Насатьи - Харватат - Амртат

В этом случае также имеющиеся факты, как кажется, не вполне соответствуют предложенным соотношениям.19) [349]

Таким образом, требуется осторожность при определении функций отдельных иранских божеств в соответствии с моделью тройственной структуры. Наиболее безопасным способом получения таких соотношений следует, очевидно, считать беспристрастный анализ имеющихся данных в каждом отдельном случае.

б. Отдельные божества

Выше уже было отмечено существование незаратуштровских (или зороастрийских) божеств индоиранского происхождения. Здесь будут рассмотрены следующие боги такого происхождения: Митра, Хаума, Вртрагна и Вайу.

Большинство свидетельств более поздних зороастрийских источников подтверждает основную характеристику Вртрагны как бога победоносности, известного позднее как Вархран, Вахрам и Бахрам. Аналогичные подтверждения можно найти и за пределами Ирана, например в армянском герое Вахагне, истребителе чудовищ, в митраистских рельефах, изображающих Вртрагну-Геракла рядом с вепрем, в собственных именах саков [353] на востоке Ирана (I—III вв. н. э.) и в согдийском слове Вашагн — названии двадцатого дня месяца, которым Вртрагна правил согласно зороастрийскому календарю.

Далее будут вкратце рассмотрены следующие незаратуштровские (или зороастрийские) божества, имеющие [354] неиндоиранское происхождение: Анахита, Тиштрийа, Хварна и Зурван.

Одним из спутников Тиштрийа является Сатавайса (Антарес). В манихейском учении Садвесу приписывается функция Девы Света, одного из воплощений Третьего Посланца. Она богиня дождя, которая вызывает из облаков дождь, град, иней, снег, гром и молнию, что напоминает о роли, отводимой Сатавайсе в Яште 8.33.26)

Элементы сходства, все детали которого остаются неясными, между Зурваном и манихейским Отцом Величия (правителем царства Света), видимо, привели к тому, что согдийцы-манихеи избрали имя Зарва для обозначения Отца Величия. С другой стороны, согдийцы-буддисты использовали Зарва для перевода имени индийского бога Брахмы.

Есть некоторые сомнения по поводу того, представляет ли собой в митраистском искусстве фигура с львиной головой Зурвана или же Ахримана. Однако, можно, вероятно, утверждать, что первое, традиционное предположение более приемлемо.33)

4. Демонология

5. Эсхатология

а. Рай

б. Суд над мертвыми

в. Конечное воскрешение

Библиография

Помимо работ, указанных в примечаниях, для дальнейшего чтения можно рекомендовать еще некоторую дополнительную литературу.

Из монографий следует упомянуть следующие: A. Christensen. Les types du Premier Homme et du Premier Roi dans l'histoire légendaire des Iraniens. Paris, vol. I, II, 1917, 1934, — о Гайамарте и Йиме; S. S. Hartman. Gayömart, étude sur le syncrétisme dans l'ancien Iran. Uppsala, 1953, — о Гайамарте; I. Gershevitch. The Avestan Hymn to Mithra. Cambridge, 1959, — о Митре; E. Benveniste, L. Renou. Vrtra et Vrθragna. Paris. 1934, — о Вртрагне; S. Wikander. Vayu. Lund, 1941, — о Вайу; A. Christensen. Essai sur la démonologie iranienne. Kobenhavn, 1941, — о демонологии. [См. также: Р. Фрай. Наследие Ирана. М., 1972; о Вайу по-русски см.: В. И. Абаев. Скифо-европейские изоглоссы. На стыке Востока и Запада. М., 1965, с. 111-113].

ПРИМЕЧАНИЯ (в квадратные скобки заключены примечания переводчика)

8) Здесь и далее цит. по кн.: R. С. Zaehner. Zurvan. с. 312-320.

15) Здесь и далее цит. по кн.: R. С. Zaehner. The Teachings of the Magi, a Compendium of Zoroastrian Beliefs. London — New York, 1956, с. 75-76.

19) J. Duchesne-Quillemin. The Western Response to Zoroaster. Oxford, 1958. с. 40.

d) В зороастрийской эсхатологии мост, через который проходят души умерших, перед тем как они попадают в ад или рай. — Прим. пер.

+) В книге одинаково.

21) S. Wikander. Vetenskaps-Societetens i Lund, Arsbok. 1950.

23) R. С. Zaehner. The Teachings of the Magi. с. 126, 129.

24) R. С. Zaehner. Zurvan. с. 85.

25) E. Benveniste. The Persian Religion according to the chief Greek Texts. Paris, 1929, c. 61-62.

27) H. W. Bailey. Zoroastrian Problems in the Ninth-Century Books. Oxford, 1943, с. 1-51.

28) Многочисленные слова, родственные хварна, встречающиеся вне зороастрийской традиции, рассматриваются Г. В. Бэйли в той же книге (см. прим. 27), с. 52-77.

29) H. S. Nyberg. Die Religionen des alten Iran. Leipzig, 1938.

30) W. B. Henning. Zoroaster. Politician or Witch-doctor? London, 1951.

32) R. С. Zaehner. Zurvan. c. 419-428.

34) О демоне Аз: R. С. Zaehner. Zurvan. с. 166-183.

35) I. Gershevitch. The Avestan Hymn. с. 154.

36) R. С. Zaehner. The Teachings of the Magi. с. 133-138.

Мифологии древнего мира. М., 1977 (New-York, 1961)
[337] – конец страницы.
Подстраничные сноски книги в электронной
версии обозначены буквами.

. и пылью Вавилон еще не стал,
Когда маг Зороастр, мой любимец,
Свой образ повстречал, гуляющий по саду,
Один из всех он это видеть смог.
Так знай — есть мир живых и мир, где смерть:
Ты первый можешь созерцать, другой же —
Изнанка гробовая,— там витают
Лишь тени тех, что мыслят и живут,
Их только смерть соединит навеки.

Введение

Письменные памятники времени распада индоиранской общности (предположительно после 1500 г. до н. э.) отсутствуют. Неясны также и пути продвижения иранцев на Иранское нагорье и в сопредельные области. 2) Непосредственные свидетельства пребывания скифов, сарматов и аланов на севере, а также мидийцев и персов на западе Иранского нагорья появляются лишь несколькими столетиями позднее.

Некоторые элементы иранской мифологии можно извлечь из сочинений Мани (216—277), который включил их в свое религиозное учение, известное под названием манихейства. 6)

Здесь не предполагается полное описание иранской мифологии, поскольку ограничения объема не позволяют привести весь материал в полной мере. Ниже следует перечень избранных тем, представляющих особый интерес:

1. Мир и его происхождение.
а. Заратуштризм; б. Зороастризм; в. Манихейство.

2. Происхождение человека.
а. Гайамарт; б. Первая человеческая пара; в. Йима.

3. Пантеон.
а. Предварительные замечания.
б. Отдельные божества:
I. Митра. II. Хаума. III. Вртрагна. IV. Вапу. V. Ана-хита. VI. Тиштрийа. VII. Хварна. VIII. Зурван.

5. Эсхатология.
а. Рай; б. Суд над мертвыми; в. Конечное воскрешение.

1. Мир и его происхождение

а. Заратуштризм

б. Зороастризм

в. Манихейство

Некогда два царства — Света и Тьмы, — управлявшиеся соответственно Отцом Величия и Князем Тьмы, составляли полную и сбалансированную дуалистическую систему. Это равновесие нарушилось, когда Князь Тьмы был привлечен блеском царства Света. Опасаясь угрозы его нападения, Отец Величия вызвал к жизни некоторое количество эманации света — силы добра. Поражение и последующее растворение этих сил во тьме лежит в основе состояния смешения. Это представление напоминает сходную ситуацию в начале борьбы между Ормаздом и Ахриманом, как она излагалась в пехлевийских текстах. Освобождение частиц, из которых состоят побежденные силы света, является главной темой остальной части мифа. [344]

2. Происхождение человека

а. Гайамарт

б. Первая человеческая пара

В манихействе не только имена первого мужчины и женщины — Гехмурда и Мурдийанаг (Адам и Ева других источников) — являются точными соответствиями авестийских Гайамарта и Мартйанаг, но и миф об их происхождении и природе имеет специфические особенности, в целом подобные зороастрийскому мифу, рассмотрение которых выходит за рамки нашего изложения.

в. Йима

3. Пантеон

а. Предварительные замечания

В последние годы были предприняты попытки обнаружить общую даже в деталях структуру различных религиозных традиций народов, которые говорят на индоевропейских языках. Поскольку методы и выводы Ж. Дюмезиля, инициатора исследований в этой области, касаются индоиранской и иранской религии и мифологии (некоторые из этих выводов получены в результате изучения индийских и иранских материалов), следует обратить внимание на подход Дюмезиля к этим проблемам.

Обоснованность утверждений Дюмезиля об исключительно индоевропейском характере тройственной функциональной структуры была недавно исследована Дж. Брафом, которому удалось показать, что та же троичность присутствует и в Ветхом завете.17+) Вполне вероятно, что применение в дальнейшем этих весьма общих и широких, а нередко и неопределенных представлений к другим социальным структурам и религиям даст аналогичные результаты. В связи с этим следует относиться с известной долей скептицизма к такой, например, таблице иранского пантеона:

Бог начала: Вайу или Вата, бог ветра.
I. Функция правителя: Ахура-Мазда и Митра (рядом с ними Срауша и Рашну), сопровождаемые Арьяманом.
II. Функция воина: Индра Вртрагна.
III. Функция пропитания и принадлежности к одному коллективу: близнецы Нахатйа, богиня Ардви-Сура-Анахита. 18)

В этом случае также имеющиеся факты, как кажется, не вполне соответствуют предложенным соотношениям. 19) [349]

Таким образом, требуется осторожность при определении функций отдельных иранских божеств в соответствии с моделью тройственной структуры. Наиболее безопасным способом получения таких соотношений следует, очевидно, считать беспристрастный анализ имеющихся данных в каждом отдельном случае.

б. Отдельные божества

Выше уже было отмечено существование незаратуштровских (или зороастрийских) божеств индоиранского происхождения. Здесь будут рассмотрены следующие боги такого происхождения: Митра, Хаума, Вртрагна и Вайу.

Большинство свидетельств более поздних зороастрийских источников подтверждает основную характеристику Вртрагны как бога победоносности, известного позднее как Вархран, Вахрам и Бахрам. Аналогичные подтверждения можно найти и за пределами Ирана, например в армянском герое Вахагне, истребителе чудовищ, в митраистских рельефах, изображающих Вртрагну-Геракла рядом с вепрем, в собственных именах саков [353] на востоке Ирана (I—III вв. н. э.) и в согдийском слове Вашагн — названии двадцатого дня месяца, которым Вртрагна правил согласно зороастрийскому календарю.

Далее будут вкратце рассмотрены следующие незаратуштровские (или зороастрийские) божества, имеющие [354] неиндоиранское происхождение: Анахита, Тиштрийа, Хварна и Зур-ван.

Одним из спутников Тиштрийа является Сатавайса (Антарес). В манихейском учении Садвесу приписывается функция Девы Света, одного из воплощений Третьего Посланца. Она богиня дождя, которая вызывает из облаков дождь, град, иней, снег, гром и молнию, что напоминает о роли, отводимой Сатавайсе в Яште 8.33. 26)

Элементы сходства, все детали которого остаются неясными, между Зурваном и манихейским Отцом Величия (правителем царства Света), видимо, привели к тому, что согдийцы-манихеи избрали имя Зарва для обозначения Отца Величия. С другой стороны, согдийцы-буддисты использовали Зарва для перевода имени индийского бога Брахмы.

Есть некоторые сомнения по поводу того, представляет ли собой в митраистском искусстве фигура с львиной головой Зурвана или же Ахримана. Однако, можно, вероятно, утверждать, что первое, традиционное предположение более приемлемо. 33)

4. Демонология

5. Эсхатология

а. Рай

б. Суд над мертвыми

в. Конечное воскрешение

Библиография

Помимо работ, указанных в примечаниях, для дальнейшего чтения можно рекомендовать еще некоторую дополнительную литературу.

Из монографий следует упомянуть следующие: A. Christensen. Les types du Premier Homme et du Premier Roi dans l'histoire légendaire des Iraniens. Paris, vol. I, II, 1917, 1934, — о Гайамарте и Йиме; S. S. Hartman. Gayömart, étude sur le syncrétisme dans l'ancien Iran. Uppsala, 1953, — о Гайамарте; I. Gershevitch. The Avestan Hymn to Mithra. Cambridge, 1959, — о Митре; E. Benveniste, L. Renou. Vrtra et Vrθragna. Paris. 1934, — о Вртрагне; S. Wikander. Vayu. Lund, 1941, — о Вайу; A. Christensen. Essai sur la démonologie iranienne. Kobenhavn, 1941, — о демонологии. [См. также: Р. Фрай. Наследие Ирана. М., 1972; о Вайу по-русски см.: В. И. Абаев. Скифо-европейские изоглоссы. На стыке Востока и Запада. М., 1965, с. 111-113].

ПРИМЕЧАНИЯ (в квадратные скобки заключены примечания переводчика)

8) Здесь и далее цит. по кн.: R. С. Zaehner. Zurvan. с. 312-320.

15) Здесь и далее цит. по кн.: R. С. Zaehner. The Teachings of the Magi, a Compendium of Zoroastrian Beliefs. London — New York, 1956, с. 75-76.

19) J. Duchesne-Quillemin. The Western Response to Zoroaster. Oxford, 1958. с. 40.

d) В зороастрийской эсхатологии мост, через который проходят души умерших, перед тем как они попадают в ад или рай. — Прим. пер.

+) В книге одинаково. OCR.

21) S. Wikander. Vetenskaps-Societetens i Lund, Arsbok. 1950.

23) R. С. Zaehner. The Teachings of the Magi. с. 126, 129.

24) R. С. Zaehner. Zurvan. с. 85.

25) E. Benveniste. The Persian Religion according to the chief Greek Texts. Paris, 1929, c. 61-62.

27) H. W. Bailey. Zoroastrian Problems in the Ninth-Century Books. Oxford, 1943, с. 1-51.

28) Многочисленные слова, родственные хварна, встречающиеся вне зороастрийской традиции, рассматриваются Г. В. Бэйли в той же книге (см. прим. 27), с. 52-77.

29) H. S. Nyberg. Die Religionen des alten Iran. Leipzig, 1938.

30) W. B. Henning. Zoroaster. Politician or Witch-doctor? London, 1951.

32) R. С. Zaehner. Zurvan. c. 419-428.

34) О демоне Аз: R. С. Zaehner. Zurvan. с. 166-183.

35) I. Gershevitch. The Avestan Hymn. с. 154.

36) R. С. Zaehner. The Teachings of the Magi. с. 133-138.

Боги и демоны древнего Ирана

Древние иранские племена как богов почитали асуров или ахуров ("владык"), в число которых входили боги Митра, Варуна , Вэрэтрагна и другие божества. Высший ахура имел имя Ахура-Мазда, что означало "Владыка-Мудрость", "Мудрый Господь"* .
Ахура-Мазда и ахуры были связаны с одним из основных религиозных понятий - "арта" или "аша" - справедливым правопорядком, божественной справедливостью, и в этом смысле они полностью соответствовали индийским адитьям.
Наряду с ахурами у древних иранских племен почитались дайвы, а позднее - дэвы - божества, остававшиеся объектом поклонения части арийских племен, ушедших в Индию, и некоторых иранских племен. Но у других иранских племен дэвы попали "в лагерь зла".

Противоборство светлых сил добра, возглавляемых Ахура-Маздой и сил тьмы под началом Анхра-Манью (Ахримана)

Для древней религии этих иранских племен был характерен дуализм: противопоставление светлых сил темным, добра - злу. Эти представления получили дальнейшее развитие в системе с ярко выраженным противоборством двух начал: сил добра, возглавляемых Ахура-Маздой, и сил зла и тьмы, под началом Анхра-Майнью (позже - Ахриман). К воинству лагеря Анхра-Майнью принадлежали дэвы - бывшие боги, ставшие колдунами , которые вредили огню, земле, воде (загрязняли ее), не почитали богов, вызывали распри между людьми, губительные войны и внедряли в жизнь людей алчность и зависть .

Боги и демоны древнего Ирана



Кроме дэвов, появились и демонические существа женского пола - паирики - чародейки в образах то старух, то красавиц. На окраинах Ирана их почитание, под именем "пери", вместе с дэвами продолжалось довольно долго.
Дэвы и пери были связаны с другим основополагающим религиозным понятием - "друг" или "друх" - лжи и искажения истины и божественного порядка . В ответ на создание Ахура-Маздой мира, жизни, света, тепла Анхра-Майнью создал смерть, зиму, холод, потоп, от которого людей спас Ахура-Мазда, построив для них специальное убежище.


Появление дэвов и паирик на Земле

Разбив небесную сферу, Анхра-Майнью ворвался в наш мир, а за ним хлынули полчища дэвов и паирик. Созданные им кометы, метеоры и планеты внесли всеобщий хаос, нарушая упорядоченность движения звезд. А затем на Землю хлынули мириады храфстра - вредных животных (волков, крыс, змей, ящериц, скорпионов и т.д.). Мир спас Ахура-Мазда. После этого дэвы и их повелитель укрылись в подземельях.

Особое место в иранских преданиях занимает очень древняя жреческая каста Магов, хотя и принявших зороастрийское учение, но все время остававшихся его тайными противниками.

Ахуры и дэвы - человекоподобные боги и демоны гигантского телосложения

Боги и демоны древнего Ирана

Большинство индоиранских божеств представлялись в человекоческом облике , но отличительной особенностью Вэрэтрагны - бога Победы , обладателя постоянного эпитета "созданный ахурами", "ахуроданный" - было его воплощение в дикого кабана, вепря, прославившегося у иранцев своей неистовой отвагой . Это сближает его с третьей аватарой Вишну, во время которой он спас Землю от потопа.
Дэвы нередко представлялись в виде гигантов (и здесь), в совершенстве владеющих черной магией.

По данным М.Бойс ("Зороастрийцы. Верования и обычаи", 1987), в древней Индии бог победы Вэрэтрагна был замещен Индрой, который имел своим прототипом индоиранского воина героической эпохи. Индра был аморальным и требовал от своих почитателей обильных приношений, за которые он щедро вознаграждал их материальными благами. Разница между Индрой и нравственными ахурами особенно хорошо видна в одном из гимнов Ригведы (Ригведа 4, 42), в котором он и Варуна по очереди высказывают свои претензии на величие.
Основатель зароастрийской религии Заратуштра (Зороастр) применял по отношению к Индре титул "дэв" и противопоставлял его ахурам. Это является дополнительным аргументом в пользу того, что адитьи, дайтьи и данавы практически ничем не отличались друг от друга

Боги и демоны древнего Ирана

Как можно видеть, древнеиранские асуры или ахуры во многом отвечали древнеиндийским адитьям, а дайвы или дэвы - дайтьям и данавам . Однако, как и в индийских преданиях, четких различий между ними не было. Наоборот, почитавшиеся одними иранскими племенами и ушедшими в Индию ариями как боги, дэвы, относились другими иранскими племенами - последователями зороастрийского учения как враждебные богам демоны.

Отличие ахуров и дэвов - в их отношении к божественному порядку

Пожалуй, единственным принципиальным отличием ахуров и дэвов, также как и в древней Индии, было их отношение к божественному порядку. Причем, под божественным порядком в зороастрийской литературе, и, в первую очередь, Авесте, подразумевались движение планет, продолжительность года и чередование времен года* . Дэвов рассматривали не только как "еретиков", но и как разрушителей установленного божественного порядка, насылающих на Землю мрак, холод и потоп (не усматриваете ли вы в этом связь дэвов с глобальными катастрофами?) и как силы, вызывающие губительные войны и несущие в мир насилие и смерть. По крайне мере, однажды им удалось разрушить мир, за что Ахура-Мазда изгнал их… под землю (в подземные убежища?).

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

The Legend of Kave


Миф об Искандаре

Искандар (Александр на фарси) в мифологии олицетворял Александра Македонского, великого полководца. В иранской мифологии он описывается как дерзкий завоеватель, прибывший на земли Ирана. В те времена правил Дар (сын Дария Кодомана), который был убит, а его страна Эраншахра бы.


Миф о Бархам Гуре

Бархам V Гур, из династии Сасанидов, был шахинхашом в Иране и правил с 420 по 438 год. О царе и его подвигах ходили легенды, которые по сей день популярны. В легендах его описывали как сильного правителя и героя-любовника. У него были ты.


Легенда о Симурге

В древнеиранских мифах Симург – это царь всех птиц. Гнездится она на Древе Познания. Птица с огромными крыльями и лапами пса и рыбьей чешуей господствовала как на небе, так и на земле и в воде. В легенде о Симурге рассказывается, что птица, пролетая над горами, уронила свое пер.

the legend of arash the archer

Миф об Aраше-лучнике и празднике Тиреган

В древней иранской мифологии Араш был могучим лучником. Он жил в те времена, когда войска иранского царя Манучехры были разбиты царем Тураном Афросиябом в Мазандаране. Иранский царь хотел защитить страну от туранцев и заключил договор с Афросиябом. По договору, один из во.

Читайте также: