Миф о загробных воздаяниях кратко

Обновлено: 28.06.2024

Оглавление

Определение и группировка

Согласно современному состоянию исследований, платоническому мифу характерно сочетание нескольких черт. Гленн Мост следует дискурсивному подходу, начиная с соответствующей коммуникативной ситуации. Он разработал восемь признаков, составляющих характеристику, но не обязательно, чтобы все восемь приводились в каждом отдельном случае:

1. Монологическое изложение: в отличие от диалогического характера диалектического разговора, миф всегда представлен только одним говорящим, обычно без перерыва со стороны аудитории.

2. Социальный статус говорящего. Обычно говорящий - уважаемый пожилой человек, пользующийся авторитетом у относительно молодых слушателей.

3. Обращение к предполагаемому устному источнику: лектор утверждает - даже в случае мифов, которые, несомненно, изобрел Платон, - что он воспроизводит то, что было передано устно, и делится кое-чем о своем предполагаемом источнике.

4. Недостаточная проверяемость: всегда речь идет о темах, которые по своей природе полностью ускользают от эмпирической проверки. Либо говорят об очень далеком прошлом, либо о судьбе души после смерти.

5. Авторитет традиции: сделана попытка сделать повествование достоверным. Их авторитет основан на традиции, на которую ссылается говорящий. В некоторых случаях решается вопрос о достоверности - будь то возможность сомнения, будь то утверждение веры в миф.

6. Желаемое эмоциональное воздействие. Миф воспринимается аудиторией как развлекательный и апеллирующий к эмоциям. Он должен поощрять желаемое отношение и поведение или внушать уверенность в их правильности.

7. Структура. В отличие от диалектики, структура которой состоит из последовательности логических шагов, миф имеет структуру, которая определяется временной последовательностью элементов действия или, в некоторых случаях, пространственной природой описываемого. место.

Индивидуальные платонические мифы

Возникновение цивилизации

Залмоксис

Загробная жизнь согласно извинениям

Острова Блаженного и Тартар

В конце диалога Грузия платонический Сократ рассказывает миф о загробной жизни. Согласно этому, души праведников попадают на райские острова блаженных после смерти , а души неправедных в Тартаре . Раньше их судили живые судьи в день их смерти, когда они были еще живы. Это привело к ошибочным суждениям, поскольку судьи не могли правильно оценить души, покрытые телами. Итак, Зевс приказал изменить. С тех пор души предстают обнаженными (развоплощенными) перед своими развоплощенными судьями, сыновьями Зевса. В результате судьи видят их такими, какие они есть на самом деле, и судят справедливо.

Бочка и сито

Этот короткий миф представлен Платоническим Сократом в диалоге Грузия . Здесь можно найти знаменитую метафору тела как могилы души. После смерти в Аиде (преисподняя) ненасытные люди несут воду с дырявым ситом в дырявую бочку, что символизирует бесплодность их усилий.

Переселение душ

Диалог Менон платоновский. Сократ носит свой анамнез и раньше - учение, метафизическую теорию познания, которая представляет не только мифическое обличение, но и оправданные им оба аргумента. Он интерпретирует все обучение и познание как память об уже существующих, но временно забытых знаниях, которые душа приносит с собой из своего пренатального существования. Поскольку она уже приобрела большой опыт в процессе переселения душ , она обладает огромными знаниями.

Загробная жизнь по Федону

Землянин

Миф о "земных" или автохтонах также встречается в Политеи . Хотя здесь используется традиционный мифический материал, Платонический Сократ с самого начала дает понять, что это история, придуманная в образовательных целях. Земля представлена ​​как мать людей. Бог, создавший людей, смешал в них разные металлы: одни золото, другие серебро, третьи железо и руду. Врожденные индивидуальные свойства и способности являются результатом этого добавления металлов. В идеальном состоянии каждый должен работать по своему нраву в рамках трехстороннего классового порядка , при котором классовая принадлежность должна быть оправдана соответствующей примесью металла.

Кольцо Гигеса

В Politeia брат Платона, Глаукон, рассказывает версию известного мифа, также переданного в другом месте, о захвате власти лидийским царем Гигесом , основателем династии Мермнаден. Гигес изначально был простым пастухом. Он нашел труп в расщелине с золотым кольцом на руке. Гигес это присвоил. Он обнаружил, что может использовать кольцо, чтобы стать невидимым. Он использовал полученную таким образом магическую силу, чтобы занять положение при королевском дворе и склонить свою жену к прелюбодеянию. В конце концов он убил короля и узурпировал власть. Этой историей Главкон хочет проиллюстрировать свою убежденность в том, что власть развращает в целом и что никто не может избежать соблазна, когда появляется возможность злоупотребить властью.

Колесница души

Цикады

Сократ рассказывает короткий миф о цикадах в диалоге с Федром . Когда-то цикады были людьми, которые так любили петь, что забывали есть и пить во время пения и поэтому погибли. Как цикады, музы наделили их способностью с рождения жить без еды и непрестанно петь. Когда они умирают, они идут к Музам и говорят им, каким людям поклоняются отдельные Музы.

Theuth

Сократ рассказывает миф об изобретении письма египетским богом Теутом в диалоге с Федром . Когда Теут изобрел различные искусства, в том числе письмо, он отправился к Тамусу, царю Египта, чтобы обучить его и через него людей соответствующим навыкам. Тамус не хотел ничего оставлять без внимания. К сценарию он относился крайне скептически. Он боялся, что это принесет больше вреда, чем пользы. Письмо и чтение не только приводят к ослаблению памяти, но также не подходят для передачи мудрости; это можно сделать только через устные уроки.

Сферические люди

Рождение Эроса

Мир стареет

Атлантида

Миф об Атлантиде, изображенный в диалогах Тимей и Критий, является самым известным платоновским мифом. Платон описывает морскую державу Атлантиды, огромную островную империю в Атлантическом океане, которая в далеком прошлом правила Северной Африкой и значительной частью Европы. Однако девять тысячелетий назад обширная великая держава была побеждена в великой войне древними Афинами, а затем отброшена на запад. В конце концов, оба государства стали жертвами стихийного бедствия, и остров Атлантида затонул в море. Этот миф, подробно разработанный Платоном, был призван прославить прошлое Афин. Это породило множество умозрительных гипотез о возможном историческом ядре.

Сотворение мира

В диалоге Тимей , то Пифагора Тимей из Lokroi подробно описывает создание шаг за шагом и дизайн космоса со стороны демиурга (бога создания). Согласно его описанию, творение ( космогония ) происходило во взаимодействии божественного разума с необходимостью. Космогония представлена ​​в мифе как событие в прошлом. Это противоречит распространенной в древности идее вечности космоса, в том числе и у платоников . Поэтому вопрос о том, следует ли понимать миф буквально в смысле временного начала мира, в древности был очень спорным. Многие платоники выступали за метафорическую интерпретацию. Согласно этой интерпретации, Платон не имел в виду акт творения в определенный момент времени, а лишь хотел ярко выразить вневременную зависимость вечно существующего мира от столь же вечного божества. Вопрос остается без ответа; В современных исследованиях в основном пропагандируется небуквальная интерпретация.

Правление Кроноса

Божественный контроль над миром согласно номои

Функция платонического мифа

Платон интенсивно занимался проблемой отношения между мифом и логосом, а также оказал влияние на развитие соответствующей терминологии. Ни один другой греческий мыслитель не использовал мифы так часто и так ярко, как он, для иллюстрации и дополнения философских утверждений.

В то время как логотипы обращаются к разуму, миф также обращается к иррациональным областям души, которые также должны быть согласованы с философской целью.

Современные исследования начинаются с осознания того, что в платоновских мифах, очевидно, претензии на истину смешаны с шутками и играми, и пытаются более точно определить взаимосвязь между этими двумя элементами. Различная картина вырисовывается из различных ссылок в произведениях Платона. С одной стороны, его резкая критика популярных мифов, особенно тех, которые передаются гомеровской поэзией, показывает, что он считал абсолютно необходимым критическое рассмотрение мифической традиции с точки зрения вопроса об истине. С другой стороны, его очень беспристрастное обращение с мифическим материалом, который он без колебаний преобразовал для своих собственных целей или создал сам, показывает, что он вовсе не был об истине в смысле исторических или естественных исторических фактов.

прием

Античность

Средний платонизм Плутарх следовал примеру Платона, время от времени вставляя мифы в его сочинениях. Нумениос , влиятельный средний платоник II века, выступал за аллегорическую интерпретацию мифа об Атлантиде.

Церковные писатели также боролись с мифами. Климент Александрийский выступал за исследование философского содержания мифов через символико-аллегорическую интерпретацию, но отвергал тщательную аллегорическую интерпретацию всей их формулировки. Ориген сказал, что платонический миф - это замаскированное выражение. Таким образом, что-то существенное передается только тем, кто знает, как интерпретировать миф с философской точки зрения. Ориген увидел здесь параллель с библейским рассказом о грехопадении.

Ранний современный век

Гуманист Марсилио Фичино (1433-1499), который в качестве переводчика и комментатора внес значительный вклад в развитие Платона, выражался по вопросу о правдивости мифов. Он указал на различия между описаниями загробной жизни в различных диалогах и игривым, шутливым характером некоторых отрывков, но сказал, что эти игры и шутки были более весомыми, чем серьезные утверждения стоиков . В мифических отрывках своих произведений Платон выступает не как учитель, а как экстатический провидец и священник. Цветы его учения предназначены для всех, плоды (смысл мифов) - для посвященных, которые их поймут.

Современный

Современные философы, историки философии и античные ученые пытались понять, почему Платон считал необходимым дополнить философский дискурс мифами, утверждения которых не подлежат проверке. Напряжение между этим подходом и тем фактом, что Платон требовал строгих аргументов в философии, обоснованность которых он предъявлял самые высокие требования, обсуждается снова и снова.

Тексты

литература

Обзорные представления

Расследования

веб ссылки

  • Каталин Партени: Мифы Платона.В: Эдвард Н. Залта (Ред.): Стэнфордская энциклопедия философии .

Замечания

    Эта страница последний раз была отредактирована 24 июня 2021 в 18:07.

Видите ли, оказывается, всё это время Эр переживал опыт выхода из тела. Его душа вышла из тела и вместе со многими другими совершила путешествие в божественное место, где людей подвергали суду, лететь ли им на небеса, или же падать вниз под грузом плохих поступков, висящих на спинах. Но судьи сказали Эру, что он должен стать для людей вестником об этом ином мире, так что ему нужно всё слушать и за всем наблюдать. Он увидел в земле две расселины, одна подле другой, а напротив, наверху в небе, тоже две. Он наблюдал, как в пространстве между ними судьи, на основании поступков, совершённых душами при жизни, посылали их, как я сказала ранее, либо в небеса, либо вниз через одну из расселин.

Он остаётся вашим призванием, вашей потенциальной судьбой. Когда вы с ним сонастроитесь, это может привести к мощным трансформирующим последствиям. Он может в самый нежданный момент, когда вы думаете, что совсем запутались, проникнуть в вашу жизнь и полностью её перевернуть. Сколь многие из вас засвидетельствовали справедливость этого? Худая и неловкая девочка, Элла Фицджеральд, приходит на вечер любительских выступлений в Гарлемском оперном театре. Объявляется, что она будет танцевать, но в последний миг она, к своему удивлению, заявляет, что передумала и вместо этого будет петь. Она получает главную награду и это становится началом её великой карьеры.

Мы созданы из вещества того же, что наши сны…

Если в глубине своей мы суть образы, тогда наша жизнь есть воплощение, выражение во времени образа энтелехии, который Микеланджело называл immagine del cuore. Этот сутевой, или сущностный, образ является предельным спонсором вашей жизни. Это значит, что всё, что происходит с вами в процессе личного развёртывания, вторично по сравнению с сущностной данностью этого образа в сердце. Если развить идею Хиллмана, вы не являетесь в обязательном порядке продуктом вашей истории, тем, что сделали или не сделали по отношению к вам ваши родители, братья и сёстры, школьные учителя и события вашей ранней жизни. Они служат лишь отражением и преломлением лучей первичного образа, а не творцом его. Прежде, нежели стать историей, вы были воображением. Образ есть зерно, содержащее душевное ДНК, а также мотивирующие силы, которые придают форму дереву вашего становления.

Каким образом можно пробуждаться для этого даймона-проводника, чьи особые потребности, называемые иногда симптомами или идиосинкразиями, направляют вашу жизнь к реализации заложенного в ней потенциала? Мы не начинаем с ребёнка и его детских травм, которые затем влияют на то, во что превращается взрослый. Напротив, мы начинаем с того, кто и что вы есть сейчас, в вашей полной зрелости: вы смотрите на листья и плоды, а затем проделываете путь обратно к корням, не просто к любым старым корням, но зачастую к узловатым и изогнутым, которые придали вам вашу уникальную и конкретную форму.

Именно в этих узловатых корнях вы обнаруживаете предвестников более зрелой личности. Нередко предвестники являются симптомом. Манолете, величайший и храбрейший тореадор, в детстве был таким застенчивым и столь многого пугался, что хронически прятался за юбкой матери. Впоследствии, став тореадором, он брал в руки великую красную юбку своего плаща и выступал против разъярённых быков, повергая их. Уинстон Черчилль, золотыми устами и не менее золотой пишущей ручкой которого был выстроен мост надежды, был дислексиком, заикавшимся до поздней юности, получавшим плохие отметки.

Иллюстрация © Nad Wolinska

Традиционная психология сказала бы, что все эти люди с лихвой компенсировали в дальнейшей жизни свои ранние проблемы. Но такая точка зрения отрицает влияние величайших тайн психики (души) и её даймона. Хиллман утверждает (а мои исследования выдающихся людей это подтверждают), что происходящее в ранней жизни имеет место потому, что даймон, или ангел, знает потенциал взрослой жизни и действует таким образом, чтобы защитить этот потенциал через симптоматическое поведение. Так что потенциально возможное не реализуется, пока человек не окажется готов воплощать свой гений. Таким образом, литературный и лингвистический гений Черчилля упрочнялся его дислексией и дефектом речи, тогда как безмерная смелость Манолете скрывалась и сохранялась за первоначальной робостью.

В детстве даймон знает потенциал взрослой жизни и действует так, чтобы защитить этот потенциал через симптоматическое поведение. Так что потенциально возможное не реализуется, пока человек не окажется готов воплощать свой гений

Для себя я взяла за правило, когда встречаю ребёнка с тем или иным дефектом, не смотреть только лишь на симптомы, а фокусироваться более на нахождении его или её даймона-проводника и способностей, которые потенциально заложены в ребёнке. Хиллман пишет:

Психология начинается с перевёрнутого с ног на голову положения, что детство является первичным и первопричинным, что развитие аккумулируется и есть нечто вроде органической эволюции, достигающей вершины, а затем деградирующей. Ранние шрамы стали гноящимися ранами или исцелёнными добродетелями, но вовсе необязательно, что они обрезают ветви дерева и ответственны за его форму. Форма заключена в самом зерне. Иными словами, детству не только придают слишком большое значение, но его ещё и заключают в ловушку органической и меланхолической модели.

Вместо изучения психологии развития нам стоит исследовать сутевую психологию, структуру характера, неизменяемые психопатологии и внутренние потенциалы таланта.

Я считаю: важнее всего остального отмечать расположение своих корней в небесах, в мире творения и архетипического паттерна, а затем открывать этот паттерн и его облик — не обязательно в нашем детстве, а на протяжении всей жизни. Таким образом мы начинаем с того, кто мы есть, а затем прочитываем в обратном порядке то, кем мы уже были, когда были детьми, находя даймона, который проводил весь этот процесс. Маргарет Мид говорила мне, что к тому времени, как ей исполнилось четыре, она уже была всем тем, кем она стала. Впоследствии добавились лишь детали. Пожалуй, в Америке мы настолько переоценили детство и настолько излишне благословили этого внутреннего ребёнка (движение, кстати, во многом начатое мной), что потеряли силу и смысл более глубокой направляющей силы и образа нашей жизни. Детское развитие является частью, но не обязательно представляет собой причину того, кто и что мы есть. А всё это, в каком-то смысле, было взращено в даймоне, в зерне, которое было ещё в Древней Греции, — в глубочайшем понимании того, кто и что обитает в нашей собственной глубине.

Миссия нашего журнала:
донести как можно интереснее информацию о всемирной истории.
История миров - это электронный журнал нового формата.

То, что в сохранившихся текстах и гробничных надписях говорится исключительно об оправдательных приговорах Загробного Суда, вполне естественно: гробницу египтянин строил и отделывал при жизни и, само собой, изображал себя оправданным и блаженствующим в Полях Иалу. Во всех текстах главное внимание уделяется внешнему действу Суда - перечислению имён демонов и стражей, магических заклинаний и т. п. Как теперь представляется, для оправдания умершему достаточно было знать все эти имена и заклинания и правильно соблюсти предписанные обряды. Идея загробного воздаяния за грехи в религии Египта возникла поздно и особой популярностью не пользовалась. "Описание различных наказаний в результате Загробного Суда содержится в трех текстах времени Нового царства: книге "Амдуат", в композиции о Загробном Мире, не имеющей египетского названия, известной в науке как "Книга Врат", и, наконец, в "Книге Пещер" Следует отметить, что если в 125-й главе "Книги Мёртвых" содержится "каталог" грехов, то в этих трёх композициях говорится о наказании, грешников вне всякой связи с тем или иным конкретным грехом. В центре внимания грешник, как таковой.

Наказания за грехи предусматриваются различные. Прежде всего это лишение умершего погребения. Уже в книге "Амдуат" (XVI в. до н.э.) повествуется о том, что утопленники, нашедшие могилу в водах Нила, вытаскиваются божествами на берег подземного Нила, где и предаются погребению, обретая таким образом всё необходимое для вечной жизни, но это не грешники. Подобные взгляды прослеживаются и в более поздних композициях. В той же книге "Амдуат" говорится о грешниках, с которых восемь богов срывают погребальные пелены и обнажают "врагов, приговорённых к наказанию в Дуате"

Осуждённые грешники лишены всего, что необходимо для вечной жизни, лишены тепла и света, которые излучает каждую ночь бог Ра, появляясь в Преисподней - свет и тепло предназначены для праведных. Грешников же ожидает лишь тёмный хаос. Они лишены всякой возможности общения с богами.

Весьма распространённое наказание грешников в Загробном Мире - связывание и заключение. Так, в "Книге Врат" говорится, что "враги Осириса" связаны по четверо и по трое и бог Хор объявляет им: "Вы связаны сзади, злодеи, чтобы быть обезглавленными и перестать существовать". В "Книге Пещер" Преисподняя описана как тюрьма, из которой грешники не могут выйти. Самым грозным наказанием грешника в потустороннем мире считалось окончательное уничтожение всего его существа - не только тела, но и души, и тени. Души грешников, в представлении египтян, существовали независимо от тела в перевернутом положении - вниз головой; они не могли воссоединиться с телом, чтобы жить полноценной загробной жизнью праведного покойника, а потому им предстояло полное и окончательное уничтожение. Одним из способов такого уничтожения было обезглавливание умершего, а также сожжение. Описаны разные варианты казни огнем: в книге "Амдуат" грешников сжигают в котлованах. В "Книге Пещер" казнь огнем совершается в специальных котлах, в которые бросают головы, сердца, тела, души и тени грешников."

Наиболее полное выражение идея загробного воздаяния нашла в цикле сказок о Сатни-Хемуасе, датируемом Поздним периодом. Для всех ранних сказаний характернее, что грешник карается за злодеяния ещё в земной жизни. Ниже изложен фрагмент сказки о Сатни-Хемуасе и Са-Осирисе.

Статья посвящена изучению дофилософских представлений о загробном мире жителей древней Эллады. Автор выявляет основные виды традиционных верований в посмертное существование души. Анализирует основные места пребывания души после смерти. Пытается проследить эволюцию религиозных представлений древних греков, господствовавших до культа небесного божества, основываясь на тексты Гомера, Платона, Гесиода, Павсания.

Ключевые слова: душа; религиозные представления; Древняя Греция; загробный мир.

Berdina V.A.

Candidate of Culturology, Ukhta State Technical University

THANATOLOGICAL PRESENTATION OF ANCIENT GREEKS ABOUT THE SOUL

Abstract

The paper studies ideas about the afterlife inhabitants of ancient Hellas. The author reveals the main types of traditional beliefs in the existence of the soul after death. It analyzes the main seat of the soul after death. Attempts to trace the evolution of religious ideas of the ancient Greeks, to the prevailing cult of the heavenly deity, based on the texts of Homer, Plato, Hesiod, Pausanias.

Keywords: soul; religious representations; Ancient Greece; afterworld.

В античном искусстве душа изображалась в виде бабочек, птиц и т.д., но нередко приобретала и персонифицированный образ (примером может служить образ Психеи). Представления о мистическом восхождении души сформировались еще в лоне мифологии и выразились позже в идеях и трудах античных философов и поэтов. В этом наблюдается последовательность развития представлений о душе, однако в целом говорить о формировании единого понятия души еще рано, поскольку задолго до этого ему предшествовали танатологические воззрения древних.

В античности существовало три вида традиционных верований, господствовавших до культа небесного божества. Рассмотрим их кратко. Прежде всего, выделим три основных верования о месте пребывания человека после смерти, которые были распространены в древности: могила, подземный мир и небеса.

Во-первых, иной мир, якобы существующий в глубинах земли, становится своеобразным отражением надземного мира: его населяют различные мифические существа; там имеется собственная иерархия во главе со своим правителем, а также своя подземная география.

Во-вторых, между внешним и подземным мирами существует более чем тесная связь. Души умерших не просто попадают после смерти в Аид, они идут туда по определенному маршруту, по пути, соединяющему два мира. Наиболее глубокие пещеры и жерла вулканов – это входы в подземное царство, и теоретически туда может войти любой. Фундаментальная идея – наличие непосредственной связи между верхним и нижним мирами и как следствие — возможность путешествия в нижний мир с обратным возвращением. Даже в зрелых мифологиях допускается не только нисхождение умершего (или живого героя) в подземное царство, но и возвращение его на землю.

В-третьих, не все умершие могли пересечь воды Стикса. Усопшие, над которыми не совершили необходимых обрядов или которые не были похоронены надлежащим образом, не впускались до момента захоронения в царство мертвых.

В-четвертых, наличие разветвленной иерархии обитателей подземного мира обычно связано с идеей загробного воздаяния. Человек после смерти предается суду за свои земные свершения и в зависимости от результатов суда попадает в доброе или в плохое местопребывание. Например, на Елисейские поля или в Тартар.

Способов, какими души мертвых восходили на небо, достаточно много: пешком, по лестнице, в повозке, на лодке, на лошади или на другом животном, они могли улетать туда на птицах или сами по себе. Все это указывает не просто на близость земли и неба, благодаря которой возможно подобное путешествие, но и на невероятную близость спасительного бессмертия.

Нет возврата из мрачного царства, так как стережет врата Аида гигантский пес Цербер, у него три головы, а на шее с грозным шипением извиваются змеи. И греки, по крайней мере, первоначально, представляли не одно, но несколько подобных чудовищ, что следует из известного мифа о Геракле. Ведь Лернейская Гидра, которую Гесиод называет сестрой Цербера, и немейский лев – по Гесиоду, ее сводный брат, и двуглавый пес трехголового Гериона – все они изначально стражи Аида.

Для родных погибшего было величайшим горем, если труп оставался непогребенным. В битвах между греческими племенами, за редкими исключениями, всегда происходил взаимный обмен убитыми, иногда даже по договору. Полководцы были обязаны заботиться о захоронении трупов погибших воинов. Пренебрежение этим долгом влекло за собой жестокие наказания, как, например, в случае, произошедшем во время битвы при Аргинусах в 406 году до н. э., описанном Ксенофонтом. Даже если греку случайно попадался труп неизвестного человека, например, убитого или утонувшего, он, дабы не совершить грех, был обязан похоронить его надлежащим образом. Если тело по какой-либо причине нельзя было захоронить, следовало присыпать его несколькими горстями земли и таким образом совершить символическое погребение. Только предателей или преступников лишали почетного погребения, и тела их выбрасывались. Самоубийцу хоронили тихо, без всякого торжественного погребального обряда.

Но вернемся к описанию подземного мира. Суров и неумолим владыка подземного царства, который восседает на золотом троне, а рядом с ним сидит печальная Персефона. Ужасные богини мщения Эринии окружают трон Аида. Не найти покоя душе совершившего преступление, как вступит он в подземное царство Аида – набрасываются на него Эринии, бьют своими бичами, жалят своими змеями, не дают ни на минуту забыться несчастной душе, всюду преследуют ее, подвергая мучениям и от них невозможно спрятаться.

У подножия трона владыки Аида сидят судьи Минос и Радамант, они судят всех представших перед Аидом. Здесь же у трона владыки находится и Танат, бог смерти, с ярким мечом и в черном плаще, он простирает свои черные крылья, от которых веет могильным холодом. Именно он появляется возле ложа умирающего, чтобы исторгнуть его душу посредством отсечения своим острым мечом пряди волос, и освобожденная душа уходит в царство Аида.

Но как можно было преодолеть этот благоговейный страх перед загробной жизнью, селившийся в душах смертных? Некоторые греки искали преодоление этого страха в элевсинских мистериях и таинствах, которые были связаны с культом Диониса.

Таким образом, можно сделать общий вывод, что именно религиозные представления являются тем, что может приоткрыть завесу, показать и объяснить многие философские и обыденные представления о душе в Древней Греции, разъяснить ее изображения в произведениях искусства и литературы. Религиозные воззрения изначально содержат в себе все, не только предоставляя объяснение, но и давая повод для анализа философских источников в их переработке мудрейшими древними авторами, тоже являющимися сторонниками каких-либо религиозных представлений.

Читайте также: