Миф и познание мира кратко

Обновлено: 30.06.2024

Основные понятия и термины по теме: миф, мифология, религия, анимизм, фетишизм, тотемизм, политеизм, атеизм, деизм, пантеизм, монизм, буддизм, христианство, ислам.

План изучения темы:

  1. Философия как особая форма познания мира
  2. Определение основных понятий по теме (гносеология, эпистемология, архаические верования: анимизм, тотемизм, фетишизм, магия; миф и религия).
  3. Классификация религий
  4. Догматы мировых религий.

Краткое изложение теоретических вопросов

Ментальная схема (план изучения темы)

Инфографика по теме

Вопросы по теме для проверки знаний на паре

  1. Найдите в приведенном списке виды архаических верований. Запишите буквы, под которыми они указаны.
  2. а) Анимизм б) Буддизм в) Иудаизм г) Магияд) Типитака е) Фетишизм

Тип мировоззрения Характеристика типа

А. Мифологическое 1. Требует логических доказательств

Б. Религиозное 2. Объясняет все явления в процессе повествования

ТЕСТ с ОДНИМ вариантом ответа:

Какое из приведенных ниже утверждений является научным?

а) Планета Марс наделяет людей большими организаторскими способностями

б) Жизнь человека определяет то, какой знак Зодиака оказался восходящим в момент его рождения

в) Планета Венера наделяет людей любовью к искусству и творчеству

г) Со временем некоторые звезды становятся красными гигантами

а) житейского б) мифологического

Какое из приведенных ниже утверждений является научным?

а) Планета Марс наделяет людей большими организаторскими способностями

б) Жизнь человека определяет то, какой знак Зодиака оказался восходящим в момент его рождения

в) Планета Венера наделяет людей любовью к искусству и творчеству

г) Со временем некоторые звезды становятся красными гигантами

Обыденные (житейские) знания основаны на

а) научном обобщении достоверных фактов

б) здравом смысле

в) эстетическом освоении действительности

г) экспериментальных данных

Выберете признаки, характерные для научного мировоззрения:

В стране Л. среди населения распространено мировоззрение, основой которого являются священные книги буддистов. Какие ЕЩЕ указывают на то, что в данной стране среди жителей преобладает религиозное мировоззрение?

а) недостаточное внимание к достижениям науки

б) опора на житейский опыт

в) признание сверхъестественного начала

г) ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека

д) теоретическое обобщение итогов достижений человеческого познания

е) обоснование утверждений, апеллируя к разуму человек

Если бы Бога не было,

то его надо было бы придумать

(Вольтер).

1. Философия как особая форма познания мира.

Различают

— РАЦИональное мышление (логическое)

— ИРРАЦИОнальное мышление (алогичное)

Познание — это процесс приобретения новых знаний, а что такое знание?

Определение основных понятий по теме .

    , феноменализм, ментальный монизм утверждают, что единственной реальностью является идеальное, материальная действительность порождается активностью некоторых идеальных форм (человеческого сознания или Бога). утверждает, что ментальное и материальное может быть сведено к некой третьей субстанции или энергии. или материализм утверждает, что единственной реальностью является материальное; ментальное или духовное сводится к материальному.

Миф — это первая форма ПОНИМАНИЯ человека сущности мироздания и определение своего места в окружающем его мире. Для того периода характерна синкретичность , что есть единение человека и природы. особенностями мифологического мировоззрения являются:

— включенность природы в жизнь человека;

— творческое начало (поэтичность предания);

— одушевление природных явлений;

-символизм и образность (а не анализ), жизнь воспринимается как факт;

— политеизм (многобожие)

Любой миф либо повествоал о явлениях природы , например, смена времен года поэтично показана в мифе о Деметре и Персефоне (греческая мифология) или в мифе о Осирисе и Сете.

Прочитаем конец мифа о Деметре и Персефоне :

Великая Деметра вернула плодородие земле, и снова все зацвело, зазеленело. Нежной весенней листвой покрылись леса; запестрели цветы на изумрудной мураве лугов. Вскоре заколосились хлебородные нивы; зацвели и заблагоухали сады; засверкала на солнце зелень виноградников. Пробудилась вся природа, Все живое ликовало и славило великую богиню Деметру и дочь ее Персефону.

Но каждый год покидает свою мать Персефона, и каждый раз Деметра погружается в печаль и снова облекается в темные одежды. И вся природа горюет об ушедшей. Желтеют на деревьях листья, и срывает их осенний ветер; отцветают цветы, нивы пустеют, наступает зима. Спит природа, чтобы проснуться в радостном блеске весны тогда, когда вернется к своей матери из безрадостного царства Аида Персефона. Когда же возвращается к Деметре ее дочь, тогда великая богиня плодородия щедрой рукой сыплет свои дары людям и благословляет труд земледельца богатым урожаем…

Мифы могли повествовать о человеческих качествах, например миф об Осирисе и Исиде считается первой историей о силе любви между мужчиной и женщиной, а Исида — прародительницей этого чувства.

А о чем этот миф?

Классификация религий.

а) анимизм — вера в духов

б) тотемизм — тотем — фигурка олицетворяющая Духа

в) фетишизм — фетиш — предмет, наделяемый сверхестественными свойствами

г) магия — колдовство

например, национальная религия – иудаизм (евреи),

государственная религия – конфуцианство (Китай)

а) буддизм (Индия)

б) христианство (Палестина)

г) ислам (Саудовская Аравия)

Если мифологические Боги олицетворяли явления природы, то монотеистические Боги выражали меру справедливости, некий эталон (совершенство), к которому человек должен стремиться. В мифологии природа и человек — едины, а вот в религии человек уходит на второй план. Человек и Бог противопоставляются, как телесное и духовное, грех и святость.

Появляются формулировки нравственных идеалов ( догматы ), которые презентуются человеку как образ жизни и образ мысли.

2. Буддизм — Индия — Будда (Сиддхартха Гаутама) — Трипитака (Типитака)

3. Иудаизм — евреи — Моисей — Тора (Ветхий Завет)

4. Христианство — Палестина — Иисус Христос — Библия (Ветхий Завет и Новы Завет)

5. Ислам — Садовская Аравия — Муххамед — Коран

3. Догматы мировых религий.

  1. Жизнь — страдания
  2. Причина страданий в желаниях
  3. Спасение от страданий в нирване (блаженном состоянии покоя)
  4. Чтобы достичь нирваны необходимо вступить на Восьмеричный путь спасения (правильный взгляд, правильный настрой, правильная речь, правильные действия, правильная жизнь, правильные усилия, правильное сосредоточение внимания, правильное самадхи (покой через медитацию))
    — соблюдение строжайшего единобожия — совершение ежедневной пятикратной молитвы — материальное пожертвование. (тюрк.ураза) — соблюдение поста в месяц Рамадан. — совершение паломничества в Мекку.

Практические рекомендации:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Обществознание. 10 класс

Тема: Миф и познание

Цели: ознакомить с формами и способами ненаучного познания; развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения; воспитывать объективное отношение к субъективным понятиям.

Тип урока: урок систематизации знаний.

I. Организационный момент

(Учитель сообщает тему и дели урока.)

Мы рассмотрим следующие вопросы:

2. Жизненный опыт.

3. Народная мудрость.

II. Проверка домашнего задания

(терминологический диктант по проверке усвоения изученных понятий модуля: познание, истина, ложь, дедукция, индукция, исследование, научное познание, эмпирический уровень, теоретический уровень.)

III. Изучение нового материала

1. Мифология

Миф - отражение взглядов древних людей на мир, их представлений о его устройстве и порядке в нем. В мифах заложена первичная научная концепция Вселенной, пусть наивная и фантастическая, но в них обозначены некоторые вечные категории человеческого сознания: судьба, любовь, дружба, самопожертвование, героизм, мечта, творчество. Архетипы и архисюжеты мифов до сих являются темой для мирового искусства.

Особенности мифологического мышления:

• неотчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, происхождения и сущности, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений и т. д.;

• замена научного объяснения мира рассказом о происхождении и творении (генетизм и этиологизм);

• все происходящее в мифе есть своего рода образец для воспроизведения, повторения (первопредмет и перводействие). Миф обычно совмещает в себе два аспекта: рассказ о прошлом и объяснение настоящего или будущего.

Самые распространенные мифы - это мифы античные. Но даже в огромном мифологическом наследии античности выделяются мифы, без которых немыслим интеллектуальный багаж современного человека.

Можно выделить следующие группы мифов:

• мифы о героях (Прометей, Геракл, Тесей);

• мифы о творцах (Дедал и Икар, Орфей, Ариан, Пигмалион);

• мифы о судьбе и роке (Эдип, Акгеон, Кефал, Сизиф);

• мифы о верных друзьях (Орест и Пилад, Ахилл и Патрокл, Кас-пор и Поллукс);

• мифы о любви (Нарцисс, Орфей и Эвридика, Аполлон и Дафна, Амур и Психея).

А теперь проведем анализ мифов. Прочитайте миф, определите, к какому типу он относится (этиологический, космогенический, календарный, эсхатологический, биографический). Установите, какие сведения о мире отражает этот миф; можно ли эти сведения назвать знаниями.

2. Жизненный опыт

Жизненный опыт сочетает практическое и научно-практическое знание.

Этот вид знаний передается во время непосредственного общения, ограничен опытом отдельного человека и удовлетворяет конкретную потребность.

Духовно-практическое знание - это знание о том, как нужно относиться к миру, другим людям, самому себе. Например, религиозные заповеди. В классе всегда есть и христиане, и мусульмане.

(Учитель обращается к ним с просьбой сформулировать 1-2 заповеди.)

3. Народная мудрость

(Народный фольклор изучается на уроках литературы, музыки, ИЗО. Используя конкретные программы по этим учебным дисциплинам в конкретном образовательном учреждении, учитель дает предварительно задания учащимся и просит коллег оказать им помощь; либо можно провести интегрированный фрагмент урока.)

Народная мудрость сохраняет и передает из поколения в поколение важные сведения о мире, природе, людях. Но эти сведения не являются предметом специального анализа, рефлексии. Люди оперируют ими, не задумываясь над их происхождением или достоверностью.

- Как вы думаете, каковы причины этого феномена. ( Народ включает в себя разные социальные группы, иногда имеющие противоположные интересы; фольклор не имеет конкретного автора.)

Итак, паранаука - околонаучное знание.

Познавательные возможности человека и общества ограничены, а объекты познания безграничны.

(Учитель рисует на доске круг, внутри которого стилизованная фигура человека.)

Все, что знает человек, расположено внутри круга. Понятно, что непознанного человеком значительно больше, чем познанного.

Сложности и трудности научного познания порождают как феномены, ждущие научных объяснений и подтверждений (теорема Ферма), так и спекуляции, далекие от истины или стремления к ней (тайские таблетки как универсальное средство от ожирения и нормализации обмена веществ).

5. Искусство

Искусство использует для познания художественный образ и выражает эстетическое отношение к действительности.

Гесиод утверждал, что музы говорят ложь, которая похожа на правду. Дело в том, что в художественном образе соединяются два начала: объективно-познавательное и субъективно-творческое. Художественный образ - это отражение действительности через субъективное восприятие его самим художником и тем, кто воспринимает произведение искусства.

(Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию картины

Учащиеся обычно отвечают, что это девочка, судя по названию картины).

А вот искусствовед убежден, что это солнечный свет. Яркий свет заливает комнату через большие окна, солнечные блики играют на светлых стенах, переливаются на белой скатерти, раскрашивая ее разноцветными оттенками, этот же свет отражается на лице и одежде героини. Игра света и тени делает привлекательной картину, потому что именно эту игру человек постоянно наблюдает в действительности.

- Что для каждого из вас является символом ушедшего XX в.?

IV. Закрепление изученного материала

- Напишите эссе на одну из следующих тем:

• На примере одного из мифов определить, какие события в жизни человека считались особенно значимыми в Древней Греции или в Древнем Риме (на выбор).

• Французский поэт А. Мюссе сказал, что опыт - это имя, которое большинство людей дает наделанным глупостям или пережитым неприятностям. Прав ли он?

- Вспомните и запишите несколько пословиц и поговорок. Дайте им оценочное суждение.

- Сделайте анализ русской народной сказки (на выбор учащихся) как формы познания и формирования способа мышления.

Попытки человека создать картину универсума осуществлялись сначала в виде мифов. Долгое время миф считали фантастическим вымыслом, сказкой, созданной невежественными дикарями. Но в таком случае остается непонятным, зачем было человеку в условиях жестокой борьбы за существование рассказывать друг другу сказки?

Усилиями целого поколения исследователей наконец-то выявлена важность мифа для развития общества.

Что же такое миф и как он появился?

Миф - это подлинный Прометей, низведший небесный огонь (тайное знание и сокровенный смысл) на Землю и тем просветивший этот мир. Миф есть девственное, самодержавное, царственное слово. Мифом мир держится: миф воспроизводит мир, охраняет его, восстанавливает в нем порядок.

Миф, таким образом, предстает, по определению русского философа, религиозного мыслителя Алексея Федоровича Лосева (1893-1988), магическое слово (имя), т. е. слово, открывающее тайную сущность мира и позволяющее одновременно воздействовать на мир, подчинять его. В этой своей ипостаси (качестве) миф - предшественник науки в ее преобразовательной и познавательной роли.

В наши дни стало ясно, что древнейшие формы постижения мира не только не остаются у истоков истории, но продолжают жить. Оказывается, мифологическое сознание способно образовывать новые кольца на живом древе культуры, новые ветви и давать неожиданные плоды. Привнесение смыслов из тайных глубин человеческой души, в которую даже наука не может заглянуть, легко осуществляется, конечно же, мифом. Его подчас трудно узнать в новом современном обличий - то научном, то поэтическом, то философском, но опытный философ сразу определит: перед ним современный миф.

Итак, миф живет, умирает и возрождается вновь. Его невозможно устранить. Ведь из него современные исследователи могут почерпнуть бездну знаний.

Перед вами один из древних греческих мифов, прочитайте его и ответьте на вопросы к нему.

Первой была Темнота, а из Темноты возник Хаос. От союза Темноты с Хаосом возникли Ночь, День, Эреб (мрак) и Воздух.

От союза Ночи с Эребом возникли Рок, Старость, Смерть, Убийства, Сладострастие, Сон, Сновидения, Ссора, Печаль, Досада, Немесида, Неотвратимость, Радость, Дружба, Сострадание, Мойры (богини судьбы) и Гес-периды (нимфы, хранительницы золотых яблок вечной молодости).

От союза Ночи, Воздуха и Дня возникли Гея-Земля, Небо и Море.

От союза Воздуха и Геи-Земли возникли Страх, Труд утомительный, Ярость, Вражда, Обман, Клятвы, Ослепление души, Несдержанность, Словопрения, Забвение, Скорби, Гордость, Битвы, а также Океан, Метида (мысль), титаны, Тартар (пространство, находящееся в самой глубине космоса, ниже Аида), три эриннии, или фурии (богини мести и угрызений совести).

От союза Земли и Тартара возникли гиганты.

Приведенные ниже мифы были созданы разными народами. Но есть нечто, что их всех объединяет. Какую общую мысль они несут? О чем они могут нам рассказать?

В древнеегипетской мифологии говорится о том, что первые люди были созданы богом плодородия из глины на гончарном круге.

В аккадских мифах содержатся сведения о том, что боги сотворили людей из глины попарно, а затем через пуповину вселили в них жизнь.

В мифах народов Скандинавии повествуется о том, как боги нашли на берегу моря незавершенные фигуры первой пары людей и оживили их. Фигуры были из разных пород дерева. Так появились на свет Аск (Ясень) и Эмбла (Ива).

Некоторые народы, населяющие Бирму и Бангладеш, полагают, что люди произошли от птиц.

Древнекитайский миф о Пань-гу рассказывает о происхождении мира из частей умершего существа. Его дыхание стало ветром и облаками, голос громом, кровь - реками и водоемами, волосы и усы - созвездиями, пот - дождем и росой. Люди произошли от насекомых, живших на теле Пань-гу.




Индийцы из племени джайватс полагали, что они происходят от бога-обезьяны Ханумана, который умел летать, менять свой облик, мог вырывать из-земли холмы и горы. С обезьянами-предками связывают свое происхождение некоторые племена Тибета. У племен Малаккского полуострова (Юго-Восточная Азия) существует предание о том, что они - потомки белых обезьян.

Миф и познание мира.

Попытки человека создать картину универсума осуществлялись сначала в виде мифов. Долгое время миф считали фантастическим вымыслом, сказкой, созданной невежественными дикарями. Но в таком случае остается непонятным, зачем было человеку в условиях жестокой борьбы за существование рассказывать друг другу сказки?

Усилиями целого поколения исследователей наконец-то выявлена важность мифа для развития общества.

Что же такое миф и как он появился?

Миф - это подлинный Прометей, низведший небесный огонь (тайное знание и сокровенный смысл) на Землю и тем просветивший этот мир. Миф есть девственное, самодержавное, царственное слово. Мифом мир держится: миф воспроизводит мир, охраняет его, восстанавливает в нем порядок.

Миф, таким образом, предстает, по определению русского философа, религиозного мыслителя Алексея Федоровича Лосева (1893-1988), магическое слово (имя), т. е. слово, открывающее тайную сущность мира и позволяющее одновременно воздействовать на мир, подчинять его. В этой своей ипостаси (качестве) миф - предшественник науки в ее преобразовательной и познавательной роли.

В наши дни стало ясно, что древнейшие формы постижения мира не только не остаются у истоков истории, но продолжают жить. Оказывается, мифологическое сознание способно образовывать новые кольца на живом древе культуры, новые ветви и давать неожиданные плоды. Привнесение смыслов из тайных глубин человеческой души, в которую даже наука не может заглянуть, легко осуществляется, конечно же, мифом. Его подчас трудно узнать в новом современном обличий - то научном, то поэтическом, то философском, но опытный философ сразу определит: перед ним современный миф.

Итак, миф живет, умирает и возрождается вновь. Его невозможно устранить. Ведь из него современные исследователи могут почерпнуть бездну знаний.

Перед вами один из древних греческих мифов, прочитайте его и ответьте на вопросы к нему.

Первой была Темнота, а из Темноты возник Хаос. От союза Темноты с Хаосом возникли Ночь, День, Эреб (мрак) и Воздух.

От союза Ночи с Эребом возникли Рок, Старость, Смерть, Убийства, Сладострастие, Сон, Сновидения, Ссора, Печаль, Досада, Немесида, Неотвратимость, Радость, Дружба, Сострадание, Мойры (богини судьбы) и Гес-периды (нимфы, хранительницы золотых яблок вечной молодости).

От союза Ночи, Воздуха и Дня возникли Гея-Земля, Небо и Море.

От союза Воздуха и Геи-Земли возникли Страх, Труд утомительный, Ярость, Вражда, Обман, Клятвы, Ослепление души, Несдержанность, Словопрения, Забвение, Скорби, Гордость, Битвы, а также Океан, Метида (мысль), титаны, Тартар (пространство, находящееся в самой глубине космоса, ниже Аида), три эриннии, или фурии (богини мести и угрызений совести).

От союза Земли и Тартара возникли гиганты.

Приведенные ниже мифы были созданы разными народами. Но есть нечто, что их всех объединяет. Какую общую мысль они несут? О чем они могут нам рассказать?

В древнеегипетской мифологии говорится о том, что первые люди были созданы богом плодородия из глины на гончарном круге.

В аккадских мифах содержатся сведения о том, что боги сотворили людей из глины попарно, а затем через пуповину вселили в них жизнь.

В мифах народов Скандинавии повествуется о том, как боги нашли на берегу моря незавершенные фигуры первой пары людей и оживили их. Фигуры были из разных пород дерева. Так появились на свет Аск (Ясень) и Эмбла (Ива).

Некоторые народы, населяющие Бирму и Бангладеш, полагают, что люди произошли от птиц.

Древнекитайский миф о Пань-гу рассказывает о происхождении мира из частей умершего существа. Его дыхание стало ветром и облаками, голос громом, кровь - реками и водоемами, волосы и усы - созвездиями, пот - дождем и росой. Люди произошли от насекомых, живших на теле Пань-гу.

Индийцы из племени джайватс полагали, что они происходят от бога-обезьяны Ханумана, который умел летать, менять свой облик, мог вырывать из-земли холмы и горы. С обезьянами-предками связывают свое происхождение некоторые племена Тибета. У племен Малаккского полуострова (Юго-Восточная Азия) существует предание о том, что они - потомки белых обезьян.


Сегодня происходит осознание того, что без мифологических структур человек не смог бы ощутить полноту и целостность собственного существования, ибо миф является важной антропологической категорией, которая определяет весь строй мировосприятия человека и способ его мышления. Актуальным является рассмотрение специфики мифологического способа освоения мира и конструирования реальности.

Миф действительно превращает хаос в осмысленный космос, структурирует его, придает ему человеческую форму. И в этом смысле мир конструируется мифологическим сознанием как освоенный и понятый образ.

Миф фиксирует определённую модель взаимоотношения человека с миром, которая чаще всего некритически воспринимается субъектами культуры в качестве единственно реальных фрагментов бытия. В этом смысле миф есть форма творческого переживания и прочувствования мира, способ духовно-практического освоения действительности. Переживание мира высказывается в мифе не с позиции внешнего наблюдателя, а изнутри сферы жизненного мира. Миф следует рассматривать как особую форму синергии созерцания, переживания, осмысления и выражения первичного опыта конструирования сознанием реальности посредством фундаментальных априорных схем.

Синкретичность мифа, единство объективного и субъективного моментов, рационального и иррациональных начал делает этот постижения мира исторически более перспективным. В этой связи, миф становится центральной категорией современной философии и культурологии, он снимает оппозиции реального и воображаемого, индивидуального и общественного, и восстанавливает утраченную целостность мира и человеческого сознания.

Гносеологическая функция воображения заключается в трансформации многообразного чувственно данного опыта в образную форму. Воображение помещает сознание человека в обстановку возможных миров, где происходит схватывание смыслов в качестве единства образа и переживания. Эта творческая сила играет большую роль в процессе осмысления и познания человеком окружающего мира.

Фантастические образы древней мифологии раскрывают нам особый образный характер отношений архаического человека с миром. Посредством мифологической логики человек осмысляет себя, социум и окружающую действительность. В современной культуре воображение в явном или неявном виде сопутствует любому типу познания (религия, наука, искусство, философия). Его роль как интеллектуальной интуиции сложно переоценить: создавая образные представления, оно способствует интуитивному схватыванию целостной сути вещей. Поэтому воображение выступает в качестве созидательного, творческого начала духовной культуры человека.

Рационалистическое мышление не способно воспринимать мир как целостное и живое образование, оно обедняет восприятие и познание действительности. Философия постмодернизма также отмечает подавление современного человека со стороны постоянного прогрессирующих достижений ratio и говорит о необходимости низвержения его диктата путём обращения к мифопоэтическому мировосприятию. С этой точки зрения, западноевропейская культура репрессивна: абстрактное, понятийное мышление изначально связано с властными идеологическими структурами, а истинное знание о предмете содержится в непонятийном мышлении, воображение познает вещи и явления мира в их целостности.

Итак, в результате мифологического познания действительности создается образ мира, переживаемый субъектом как целостное образование. Миф как способ формирования картины мира исследуется в рамках феноменологической традиции (Э. Гуссерль, А.М. Пятигорский, Ю.С. Осаченко). Феноменологическая концепция мифа занимается истолкованием фундаментальных структур человеческого существования, соотношения реальности и сознания.

Таким образом, опираясь на феноменологическую традицию, мы рассматриваем миф как фундаментальное свойство человеческого сознания, обеспечивающее его целостность. Феноменология утверждает то, что человеческое сознание по своей природе мифологично, исторично и культурно, с другой стороны каждая культурно-историческая эпоха, каждая личность живёт в пространстве своего собственного мифа и способна развиваться в очерченном мифом горизонте [140].

Итак, мы отмечаем значимость мифа как необходимого элемента мировосприятия человека любой культурно-исторической эпохи. Миф как выражение опыта непосредственного взаимодействия сознания с миром, отличающееся целостностью восприятия, лежит, на наш взгляд, в основании картины мира.

Как способ построения картины мира миф функционировал не только в первобытной культуре, но и активно реализует себя в современности. Следует отметить то, что вопрос о роли мифа в создании картины мира как таковой не становился предметом отдельного исследования, однако к мифу как к способу моделирования образа мира и социального поведения обращались в своих работах Э. Кассирер, К. Хюбнер, К. Леви-Строс, Р. Барт, К. Юнг, М. Элиадэ, В.В. Налимов.

Так как сознание человека по своей природе мифично, а миф представляет собой пространство непосредственно переживаемых жизненных смыслов, то мы можем говорить о значимости мифа как основы человеческого мировосприятия.

Одна из самых важных функций мифа в культуре, на наш взгляд, – это мировоззренческая: конструирование образа мира и нахождение человеком своего места в нем. Задача мифа (архаического и современного в том числе) заключается в превращении хаоса жизненных впечатлений и переживаний в осмысленный космос.

Картина мира представляет собой совокупность представлений о мире и о месте человека в нем, которая носит историко-культурный характер. Она содержит когнитивные и ценностные ориентации, которые детерминируют поведение человека, его стиль мышления и способ действий.

Функциональное значение заключается в следующем: картина мира отражает связь человека с миром, является основой социальной коммуникации, ориентирует и направляет человека в мире природных и социальных объектов, обеспечивает трансляцию культурного опыта. Картина мира отличается осмысленностью, структурированностью, она запечатлевает облик вещей в единстве с миром значений, детерминированным социокультурным контекстом определенной исторической эпохи.

Ядро картины мира составляют структуры, которые выражают непосредственное, чувственное восприятие действительности. Миф как способ познания мира в его целостности и конкретности, играет, на наш взгляд, конструктивную роль на уровне констант картины мира. На уровне поверхностных структур – ценностных доминант также активно действует мифологическое сознание, которое дифференцирует и вербализирует первичный целостный опыт сознания. Таким образом, мифологическое сознание, двигаясь от глубинных, ядерных уровней к ценностно-рациональным слоям, оформляет картину мира в символическую форму.

В основе общекультурной картины мира и ее отдельных составляющих (художественной, научной, религиозной, философской) лежит миф как воплощение целостного недиффернированного опыта, показывающего как сознание обозначает своё место бытийное место в мире. Миф есть метаструктура, присущая любому способу познания и понимания мира и пронизывающая абсолютно все сферы человеческой жизнедеятельности.

Всё вышесказанное позволяет нам сделать следующие выводы:

Во-первых, миф выражает экзистенциальную потребность человека в осмыслении и структурировании своего бытия, а также в обеспечении стабильности и постоянства созданного социокультурного порядка.

Во-вторых, миф является значимым механизмом переработки культурного опыта в образы реальности и способом создания картины мира. Миф как способ постижения бытия в его целостности играет, на наш взгляд, конструктивную роль на уровне констант картины мира, которые часто носят неосознанный характер, а также на уровне ценностных доминант.

В-третьих, мифологический образ мира идентифицируется с самим миром и не рассматривается как его интерпретация. Мифологическая реальность предстаёт человеческому сознанию как непосредственно ощущаемая и очевидная данность.

Таким образом, можно говорить о том, что миф является важной антропологической категорией, феноменом не только архаической и современной культуры, но и культуры любой исторической эпохи. Поскольку миф выступает первичным пространством непосредственно данных жизненных смыслов, в котором осуществляется связь человека и мира.

Человек каждой культурно-исторической эпохи живет в определенном образе реальности, отождествляемом им не только с действительным окружением, но и с собственными мыслительными конструкциями, ментальными установками и представлениями. Мифологическое сознание обладает силой конструировать из фрагментов, хаоса внешнего мира впечатлений целостную картину мира, определяя стиль мышления и способ существования человека в этом мире. Во все исторические времена человеческое сознание содержало мифологические компоненты (образы, символы, верования, убеждения, предрассудки) всех имеющихся в данной культуре ценностных уровней и пластов. Мифологическое сознание не только не исчезает в современных формах культуры, но играет в их порождении значимую роль.

Читайте также: