Миф и его сущность кратко

Обновлено: 05.07.2024

/ Ориг. : μῦθος – ска­за­ние, пре­да­ние

МИФ (греч. μῦθος – ска­за­ние, пре­да­ние) - мно­го­знач­ный тер­мин, смысл ко­то­ро­го ме­нял­ся на про­тя­же­нии ис­то­рии и в раз­ное вре­мя оз­на­чал рас­сказ, ска­за­ние о бо­гах, вы­мы­сел (лат. fabula), пред­став­ле­ние, ле­жа­щее в ос­но­ве ми­ро­по­ни­ма­ния, и т. д. Как прин­цип ос­мыс­ле­ния ми­ра ми­фо­ло­гическое мыш­ле­ние про­ти­во­пос­тав­ля­ет­ся ра­цио­наль­но­му.

В ар­ха­ических куль­ту­рах ми­фо­ло­гия пред­став­ля­ет со­бой ба­зо­вую сим­во­лическую сис­те­му, об­ра­зую­щую кар­ти­ну ми­ра.

Миф слу­жит важ­ней­шим ме­ха­низ­мом куль­тур­ной пре­ем­ст­вен­но­сти, иде­аль­ным об­раз­цом зна­чи­мых форм по­ве­де­ния; ори­ен­та­ция на вос­про­из­ве­де­ние са­краль­ных ми­фических со­бы­тий во мно­гом оп­ре­де­ля­ет тра­ди­цио­на­лизм об­ще­ст­ва.

Миф пе­ре­да­ёт­ся в фор­ме рас­ска­за (в от­ли­чие от сказ­ки, со­бы­тия миф вос­при­ни­ма­ют­ся ау­ди­то­ри­ей как ис­тин­ные), эпо­са, от­ра­жа­ет­ся в со­ци­аль­ной струк­ту­ре, ис­кус­ст­ве, сим­во­ли­ке по­эзии, ар­хи­тек­ту­ры, оде­ж­ды и т. д.

Основные сю­же­ты ар­ха­ических мифов по­вто­ря­ют­ся в раз­ных не­за­ви­си­мо раз­ви­вав­ших­ся куль­ту­рах (например, миф о По­то­пе); скла­ды­ва­ют­ся об­щие ти­пы ми­фо­ло­гического ге­роя (трик­стер; ге­рой-бо­га­тырь, например Тор, Ге­ракл; ге­рой-ша­ман, например Один; бо­ги­ня-лю­бов­ни­ца, например Аф­ро­ди­та-Ве­не­ра, Ас­тар­та-Иш­тар; бо­ги­ня-де­ва-вои­тель­ни­ца, например Афи­на, Ар­те­ми­да, валь­ки­рии; и т. п.).

В конце XVIII - начале XIX веков ра­ди­каль­ные из­ме­не­ния в по­ни­ма­нии мифов бы­ли ини­ции­ро­ва­ны пред­ста­ви­те­ля­ми ев­ропейского ро­ман­тиз­ма. Миф впер­вые стал рас­смат­ри­вать­ся как са­мо­быт­ная фор­ма ду­хов­ной жиз­ни, а изу­че­ние ми­фо­ло­гии вы­де­ли­лось в отдельую ис­то­рическую дис­ци­п­ли­ну, поль­зую­щую­ся ме­то­да­ми язы­ко­зна­ния, фи­ло­ло­гии, ар­хео­ло­гии, ис­то­рии искусства.

Р. Барт рас­смат­ри­вал миф как вто­рич­ную се­мио­тическую сис­те­му, над­стро­ен­ную над язы­ком, и, ана­ли­зи­руя со­вре­мен­ную ему мас­со­вую куль­ту­ру, ото­жде­ст­в­лял ми­фо­ло­гию с идео­ло­ги­ей, счи­тая её основным сред­ст­вом ма­ни­пу­ли­ро­ва­ния мас­со­вым соз­на­ни­ем.

Миф и ли­те­ра­ту­ра.

Од­на­ко к концу XVIII века вы­яв­ля­ет­ся про­ти­во­по­лож­ная тен­ден­ция; ста­нов­ле­ние уг­луб­лён­но­го от­но­ше­ния к мифу про­ис­хо­дит пре­ж­де все­го в Гер­ма­нии, осо­бен­но в по­эзии И.В. Гё­те, Ф. Гёль­дер­ли­на и в тео­рии Ф.В. Шел­лин­га, за­ост­рён­ной про­тив клас­си­ци­стического ал­ле­го­риз­ма. Для ро­ман­ти­ков су­ще­ст­ву­ет уже не еди­ный тип ми­фо­ло­гии (ан­тич­ность), а раз­лич­ные по внутренним за­ко­нам ми­фо­ло­гии ми­ры; они ос­ваи­ва­ют бо­гат­ст­во гер­ман­ской, кельт­ской, славянской, восточной ми­фо­ло­гии. В 1840-1870-x годы гран­ди­оз­ная по­пыт­ка за­ста­вить мир мифов и мир ци­ви­ли­за­ции объ­яс­нять друг дру­га бы­ла пред­при­ня­та в музыкальной дра­ма­тур­гии Р. Ваг­не­ра.

Для современных пи­са­те­лей ха­рак­тер­но не на­ро­чи­тое и выс­прен­нее пре­кло­не­ние пе­ред мифом (как у позд­них ро­ман­ти­ков и сим­во­ли­стов), а сво­бод­ное, не­па­те­ти­че­ское от­но­ше­ние к не­му; ин­туи­тив­ное вни­ка­ние в мифе до­пол­ня­ет­ся иро­ни­ей, па­ро­ди­ей и ана­ли­зом, а схе­мы мифа оты­ски­ва­ют­ся под­час в про­стых и обы­ден­ных пред­ме­тах.

Дополнительная литература:

Пропп В. Я. Мор­фо­ло­гия сказ­ки. Л., 1928. СПб., 1996;

Пропп В. Я. Ис­то­ри­че­ские кор­ни вол­шеб­ной сказ­ки. 5-е изд. М., 2009;

Kirk G. S. Myth: its meaning and functions in ancient and other cultures. Berk., 1973;

Стеб­лин-Ка­мен­ский М. И. Миф. Л., 1976;

Фре­зер Дж. Зо­ло­тая ветвь. М., 1983;

Го­ло­сов­кер Я. Э. Ло­ги­ка ми­фа. М., 1987;

Ми­фы на­ро­дов ми­ра. Эн­цик­ло­пе­дия. 2-е изд. М., 1987–1988. Т. 1–2;

Евз­лин М. Кос­мо­го­ния и ри­ту­ал. М., 1993;

Го­лан А. Миф и сим­вол. М., 1994;

Элиа­де М. Свя­щен­ное и мир­ское. М., 1994;

Хюб­нер К. Ис­ти­на ми­фа. М., 1996;

Ма­ли­нов­ский Б. Ма­гия, нау­ка и ре­ли­гия. М., 1998;

Ле­ви-Стросс К. Пер­во­быт­ное мыш­ле­ние. М., 1999;

Кас­си­рер Э. Фи­ло­со­фия сим­во­ли­че­ских форм. М., 2002. Т. 2:

Ми­фо­ло­ги­че­ское мыш­ле­ние; Von Hendy A. The modern construction of myth. Bloomington, 2002;

Кэм­пбелл Дж. Ми­фы, в ко­то­рых нам жить. М., 2002;

Кэм­пбелл Дж. Пу­ти к бла­жен­ст­ву: ми­фо­ло­гия и транс­фор­ма­ция лич­но­сти. М., 2006;

Юнг К. Г. Ду­ша и миф. Шесть ар­хе­ти­пов. Минск, 2004;

Armstrong K. A short history of myth. Edinburgh, 2005;

Ме­ле­тин­ский Е.М. По­эти­ка ми­фа. 4-е изд. М., 2006;

Плют­то П.А. Кон­цеп­ция ау­тен­тич­но­го ми­фа и ана­лиз со­цио­куль­тур­ных ил­лю­зий. М., 2009.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и понятие мифа 5
2. Миф в культуре 8
3. Мифология………………………..…………………………………. 21
4. Функции мифа в обществе 23
5. Миф сегодня 26
Заключение 27
Список используемых источников 29

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

Содержание

1. Сущность и понятие мифа 5

2. Миф в культуре 8

4. Функции мифа в обществе 23

5. Миф сегодня 26

Список используемых источников 29

Введение

Культуру можно определить как интерсубъективную систему значений, созданную в процессе социального взаимодействия. При разрушении системы значений происходит сбой в данной культуре, и она может исчезнуть. В различных культурах существуют универсальные и специфические системы значений, последние отвечают за этнодифференцирующие и другие отличия. При создании новой системы значений и распространении её в обществе изменяется и само общество. Значения и символы конструируют культуру: без них человек оставался бы на стадии животно-биологического развития, управляемый природными инстинктами.

Индивид, взаимодействуя с другими людьми и обществом в целом, погружается в мир значений, смыслов, знаков, символов, усваивает символические системы своей и чужой культур. Возникновение символов можно представить как динамичный процесс оформления и переоформления социальной реальности, которая первоначально связана с интерсубъективной системой мировосприятия индивида.

Миф - создание воображения коллективной общенародной или индивидуальной фантазии , обобщённо отражающее действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых, очеловеченных существ, которые у некоторых людей преломляются (претворяются) в сознании как вполне реальные

Миф появляется еще на заре человечества и сопровождает его вплоть до наших дней, видоизменяясь, но не теряя своего значения. Сущность мифа изучалась многими исследователями с позиций литературы, фольклористики, этнологии, философии. Здесь предлагается анализ мифа как явления культуры, неотъемлемо с ней связанного, влияющего на нее и находящегося под ее влиянием. Этнические, социальные, культурологические процессы находят свое отражение в трансформациях мифа, позволяя судить о том, как они протекали и какой отпечаток накладывали на менталитет народов.

Вся наша жизнь, в той или иной степени, пронизана мифами, и исследование отражения их в повседневности, а также мифотворчества как в прошлом, так и в настоящем является одной из важнейших задач культурологической и социальных наук.

1. Сущность и понятие мифа

Процесс сотворения мифа начинается, когда человек осознает необходимость или неизбежность чего-либо, или когда у него возникает острое желание что-то изменить в окружающем мире. Но из-за недостатка знаний о мире ему для осуществления этих желанных изменений приходится полагаться главным образом на воображение, вымысел, на фантастическую картину реальности. Мифология, миф — это специфические образы, иллюзорная модель подлинной реальности. Иными словами, миф является символической, превращенной формой действительности, одной из символических форм культуры, создаваемой воображением и переосмыслением реальности, подобно созданию искусства.

Мифы возникают, когда человек вынужден объяснять себе мир, не располагая научным знаниями о себе и своей Вселенной. Именно так обстояли дела в каменном веке.

В литературе указывается: древнейшие мифы выражают веру в зависимость этого мира от таинственных потусторонних сил, в то, что чувственно данный человеку мир на самом деле имеет своё основание и причину вне своих пределов — в ином измерении. Эта вера естественным образом порождает убеждённость, что с помощью потусторонних сил можно освободиться от сил, чувственно данных и непосредственно господствующих в реальном мире.

Названная убеждённость возникает потому, что мифы снимают различие между наличным материальным миром и трансцендентным. Пространство, в котором существуют боги и все сверхъестественные силы и существа, миф объединяет с чувственно воспринимаемой средой жизни человека, так что потусторонность бога представляется просто как очень дальнее расстояние. Всё божественное уравнивается в представлениях с обычным человеческим, мирским. Магические процедуры и культовые действия воспринимаются как технология овладения нематериальными силами с помощью материальных средств. [6]

Мифы — это особое осознание и объяснение мира и бытия человека в мире. Специфика древнейших первоначальных мифов — в том, что человек вписывает сверхъестественные силы в привычный чувственно доступный мир, напрямую связывает трансцендентное со своей жизнью, с повседневными возможностями, мотивами и эмоциями. Так возникают представления о том, что гром — это звук от колесницы Николая-Угодника, или о мировом древе, мировом яйце, о битвах богов, которые привели к привычному для нас мировому порядку.

Мифы похожи на сказки, их часто путают. Однако это разные вещи. Миф не подлежит сомнению, в его истинность верят. Пока миф остается мифом, люди поклоняются богам, о которых он повествует. Так называемые народные сказки — это те мифы, которые остались в памяти людей после того, как исчезла вера в истинность данных мифов, когда они перестали входить в религию, а представленным в них богам перестали молиться. Поэтому такие мифы начинают воспринимаются как выдумки, забава, то есть становятся сказками.

Мифы часто классифицируют по их тематике. Наиболее распространены космогонические мифы, мифы о культурных героях, мифы о рождении и воскрешении, мифы об основании.

Мифы о рождении и воскрешении рассказывают, что можно воскреснуть после смерти, что время может пойти вспять, что человек превращается в иные существа. В мифах о наступлении идеального общества (милленнаристские мифы) или явлении спасителя (мессианские мифы) темы воскрешения и возобновления объединены с эсхатологическими. Милленаристские и мессианские мифы найдены в племенных культурах в Африке, Южной Америке и Меланезии; они содержатся в мировых религиях — иудаизме, христианстве, исламе.

Мифы основания описывали основание городов. Они зародились где-нибудь около 4-х и 3-х тысячелетий до н.э., когда возникали первые города.

2.Миф в культуре

Одной из древнейших составляющих любой локальной культуры является система мифов. Возникая в ходе реализации одной из важнейших потенций человека, воображения, мифы выполняют в обществе многие важные функции, в значительной степени определяя мышление и регулируя поведение людей. К.Г. Юнг считал, что мифы составляют содержание коллективного бессознательного в любом обществе. Мифы являются разновидностью иллюзий. Они могут возникать спонтанно, а также создаваться целенаправленно для манипуляции сознанием и — через него — поведением людей.

Мифотворчество — свойство человеческого сознания вообще. Миф формируется в исходных формах в подсознании и сознании человека, он близок к его биологической природе. Миф возникает на основе способностей (потенций) человека верить и воображать, фантазировать. Мифотворчество удовлетворяет одну из фундаментальных и самых жгучих потребностей человека, а именно потребность понимать и объяснять мир, создавая его картину. Эта потребность возникает потому, что человек наделён интеллектом и сознанием. Когда нет объективных, рациональных оснований, человек объясняет мир с помощью эмоций, подражания и т.д. Используя фантазии и воображение, а также способность (потенцию) верить, человек объясняет себе самые различные явления и процессы в природе и в обществе, назначает различным предметам и явлениям символические смыслы. [16]

Мифологическое сознание неспособно критически относиться к себе и к содержанию мифа, оно не понимает, что миф сотворен людьми в определённом обществе. К тому же мифологическое сознание просто не воспринимает того, что не отвечает содержанию мифа или прямо ему противоречит. Общая универсальная черта мифологии — нетерпимость в борьбе мнений в обществе.

Для прояснения двоякой природы мифа или двойственности толкования этой природы исследователями вводится разделение мифа и мифопоэтики – с полным осознанием того, что мифопоэтика, в свою очередь, является не чем иным, как одной из форм мифа. Точнее, наиболее древней его формой, той, которую, собственно и называют мифом этнографы.

Мифологически представления в архаическом обществе ещё отличаются неразвитостью, размытостью, это, скорее, образы объектов, которые соотносятся с образом верховного тотема, вызывающим сильнейшее переживание, на которое способен человек.

Мифы примитивных культур санкционируют социальный порядок, закрепляют право на данную территорию обитания, санкционируют моральные нормы, традиции, обряды племени, то есть выполняют важнейшие социальные функции.

В школе о нём говорят на уроках мировой художественной культуры, обществознания, истории и литературы.

Иллюстрация из мифологии

У термина есть широкое и узкое значение, каждое из которых заслуживает отдельного разговора.

Определение мифа — что это

В широком смысле миф как составляющая часть мифологии — это особый способ отношения к миру, обобщающий задачи первобытной религии, искусства и науки.

Нашим далёким предкам было свойственно так называемое мифологическое мышление, когда история человечества рассматривалась как смена поколений богов, героев и людей, а одушевлённые природные стихии вмешивались в судьбы смертных.

Миф это..

Миф как тип мировоззрения имеет ряд отличительных особенностей:

  1. – произвольный сюжет;
  2. – обращение к причинам возникновения бытия;
  3. – зооморфизм (люди и животные уподобляются друг другу, встречаются персонажи полулюди-полузвери);
  4. – нерасчленённость;
  5. – попытка объяснить природные и социальные явления;
  6. – повторяемость образов и сюжетов у разных народов.

На основании этих свойств, мифологи сделали вывод о том, что все древнейшие цивилизации прошли в своём развитии мифологический этап, оставивший нам свидетельства об общем человеческом прошлом.

Мифология — что это такое

Когда люди начали думать и размышлять, то самой первой формой их мировоззрения стало мифологическое.

Мифология — это фантастическое объяснение реальности.

Ее сущность в том, что человек, не умея объяснить окружающую действительность каким-то другим образом, придумывает это объяснение и верит ему как истине. Миф стал заменителем знания о мире.

Мифологическое мышление

Когда человек чего-то не знает и не понимает, то он от этого испытывает дискомфорт. Ему нужно объяснить себе суть вещей. Когда он это объяснение придумывает, то психологически ему от этого становится легче.

Мифология это..

При этом человек не видит разницы между реальностью и выдумкой. Для него все есть реальность. При этом мифологическое мировоззрение образно. Понятийное мышление (мыслить понятиями, абстракциями) в ту пору еще не было принято и человек мыслил образами.

Но именно из мифологии (такого понимания мира) выросло все остальное — религия, наука, философия. Не сразу, конечно же, но постепенно люди от догм и эмоционального восприятия мира стали переходить к критическому мышлению и более глубокому осмыслению окружающей их действительности.

Мифология по своей сути очень близка к такому понятию, как фольклор. Но опять же с той разностью, что носители мифологического мышления верят в выдумку, а фольклор — это логическое продолжение мифологии, но уже только в качестве художественного отображения мира. Это — не мировоззрение, а лишь творчество.

У истоков мифологии

Жизнь первых людей состояла из ритуалов. Многие учёные проводят параллель между развитием отдельного человека и историей взросления всего человечества.

Появляясь на свет, ребёнок ничего не знает об окружающем мире. Он наблюдает за сменой дня и ночи, учится видеть различия между предметами и их свойствами. Всё кажется ему таинственным и опасным.

Ритуалы пещерных людей

Чтобы младенцу жилось спокойней, родители окружают его ежедневно повторяющимися однотипными действиями. Когда человек взрослеет, простые действия усложняются и приобретают символическое значение.

Так же, как в жизни годовалого малыша, в бытии первопредка ритуал занимал главное место. Упорядоченность всех действий гарантировала мир, покой, благополучие. По мнению первых мифотворцев, этот порядок обеспечивался добрыми духами, богами, существами, которых можно задобрить, совершив полезные действия.

Если же человек отступал от ритуала, добрые духи становились злыми, вместо благодатного дождя на землю посылалась засуха – гармония (что это?) превращалась в хаос.

Мифологическое мышление было синкретичным. Это значит, что верования, действия и рисунки, отражающие картину мира, были неразделимы. Человек был целостным: он верил, действовал согласно своей вере и воспроизводил это в собственном творчестве.

Найденные учёными изображения эпохи палеолита говорят о том, что миф зародился ещё в дописьменном и довербальном периоде (т.е. раньше, чем появились буквы и слова).

К первым нарисованным сюжетам можно отнести борьбу тигра и лани (барса и оленя), символизирующую противостояние сильного и слабого, смену одной эпохи другой. В сценах охоты отражены попытки человека приручить и покорить мир дикой природы.

Первые мифы в рисунках

Позже появляются сюжеты, связанные с мироустройством: дерево, объединяющее землю и небо, расколовшееся яйцо, из которого появились море и суша, три кита, три черепахи.

Когда человечество освоило речь, система верований стала оформляться в отдельные тексты. Сначала они бытовали только в устном виде, передаваясь от старших к младшим с помощью музыкального сопровождения. Древнейшие мифологические сюжеты распались на такие жанры, как песнь, легенда, предание, сказание.

Миф считается прямым предком эпоса и всех его видов, а мифология – это система мифов, связанных едиными образами и представлениями.

Миф в литературе

С выделением литературы в отдельный вид искусства о мифе стали говорить как о жанре устного народного творчества. Это второй, узкий смысл термина.

Миф в литературе – это художественное произведение, представляющее собой развёрнутое повествование, пересказ или переложение устного образно-поэтического предания, появившегося в том или ином социуме на определённом этапе исторического развития.

Историки древности в документальных свидетельствах сохранили для мира верования шумеров и египтян. Благодаря авторской редакции исследователя античности А. Куна, нам широко известны мифы Древней Греции.

Мифы древней греции

Славянская мифология частично отразилась в русских летописях, памятниках древнерусской литературы, русских, белорусских, украинских, болгарских и других народных сказках, былинах, песнях.

Для современных писателей мифология – это глубочайший источник вдохновения. В основе любого литературного сюжета лежит миф.

Одиссея Гомера

Мифология — это источник многих крылатых фраз

Надо понимать, что время возникновения того или иного сюжета отстоит от нас на несколько тысячелетий, поэтому вымысел неизбежен. А вот алгоритмы действий (фабула), мотивы, сюжеты, коды, организующие жизнь во Вселенной миф, сохраняет не хуже египетских мумификаторов!

Именно поэтому по всему миру разлетелись крылатые слова и выражения, пришедшие в нашу речь из мифологий разных народов.

Ниже приведены примеры фразеологизмов, пришедших к нам через тысячелетия:

Вавилонская башня

  1. вавилонская башня; Содом и Гоморра; валаамова ослица; Иерихонская труба – все это из библейской мифологии;
  2. Сизифов труд; между Сциллой и Харибдой; Прокрустово ложе; Троянский конь; ящик Пандоры; кануть в Лету; Ахиллесова пята – это из древнегреческих мифов;
  3. как гуси Рим спасли; двуликий Янус – это из мифологии древнего Рима.

Чтобы узнать точное значение этих выражений, почитайте мифы народов мира. Древние и мудрые, как сама планета, они говорят лишь о том, что было, есть и будет всегда. В нашей изменчивой жизни напоминание об этом точно не будет лишним.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

В мифах обычно столько жестокости, причем зачастую совершенно бессмысленной, что не понятно, зачем вообще знакомиться с этим жанром.

Большинство мифов очень древние, потому сложно представить, что они дошли до наших дней в своем первоначальном виде. При передаче информация постоянно искажалась, причем как самим рассказчиком, так и просто под влиянием времени.

Но, на основе этих рассказов появилось множество других историй, в обиход вошли некоторые крылатые фразы, потому польза от описанного жанра все же есть.

С момента появления человечества в миропонимании людей миф играл важнейшую роль, а в определенные периоды - доминирующую. Однако с развитием рационального и практического знания шел постепенный процесс демифологизации, то есть окружающий мир все меньше объяснялся через мифы. В XIX веке, c развитием науки, этот процесс был фактически завершен. Знание стало прерогативой науки, то есть систематизированного рационального знания о действительности, подтвержденного практикой.

При этом сам миф стал предметом интереса ученых, писателей, философов. Значение мифа и его влияние на культуру было огромно, и этот факт требовал изучения с самых разных позиций. Для того, чтобы понять значение и место мифа в истории, надо было разобраться сперва с тем, в чем его природа, что это вообще такое - миф. Ученые-этнографы XIX и первой половины ХХ века исходили из той мысли, что миф - это наивный способ объяснения мира, возникший по причине отсутствия глубоких знаний, поэтому восполняющий этот недостаток выдумками. В этом смысле миф представал как антипод науки.

Особое внимание на миф обращали такие ученые, как Дж. Фрэзер, Л. Леви-Брюль, К, Леви-Стросс, Б. Малиновский и другие. Они делали свои выводы на основе изучения первобытной культуры.

В частности, Фрэзер проанализировал множество мифов культового значения, связанные с календарем. Он пришел к выводу, что возникновение мифов было тесно связано с ритуальными действиями. Ритуал порождал миф и сам питался от него. Однако в мифах героического плана, которые выражены в древних эпосах, ритуальные корни не так сильны. Это говорит о том, что сводить все мифы к ритуализму нельзя.

Бронислав Малиновский акцентировал, что мифы действительно связаны с ритуалами и сохраняются в памяти народа благодаря повторяющимся обрядам. Но это было бы невозможно без веры в их магическую силу. Если Фрэзер считал, что магия господствовала только в начальный период развития культуры, а потом ее сменили религия и наука, Малиновский стоял на том, что магия, религия и наука развивались параллельно.

Интересный подход предложил Эрнст Кассирер в своей книге 1925 года "Мифологическое мышление". Его концепцию можно назвать символической. Он опирался на Малиновского (а также Леви-Брюля, Маретта, Дюркгейма и т.д.). Основная мысль Кассирера состояла в том, что мифология - особый способ символического выражения чувств и опыта. Это такая же автономная, замкнутая система, как язык и искусство. Ее отличие в том, что в миф не видит разницы между реальным и выдуманным, между вещью и ее образом, между телом и его свойствами.

Свою интерпретацию мифа предложили и фрейдисты. У них все сводилось к психологии и тому, что в мифе реализуются нереализованные влечения, в первую очередь, сексуальные.

И, наконец, хочу упомянуть еще Ролана Барта (1915-1980). Он посвятил свои исследования изучению политических мифов. Благодаря им история превращается в идеологию. Философ считал, что в наше время существует огромный простор для мифологизирования, особенно в политических целях.

Читайте также: