Межличностные конфликты обществознание 10 класс кратко

Обновлено: 04.07.2024

Причины конфликтов Внешние внутренние Всеобщие единичные Объективные субъективные Материальные идеальные

Участники конфликта Свидетели — это люди, наблюдающие за конфликтом со стороны Подстрекатели - это те, кто подталкивает других участников к конфликту Посредники — это люди, которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт Пособники — это люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами

Виды конфликтов По длительности : Долгосрочные Краткосрочные Затянутые разовые По объёму: Глобальные Локальные Региональные Групповые личные По источнику возникновения: Объективные Субъективные сложные По характеру развития: Преднамеренные спонтанные По влиянию на ход развития общества: Прогрессивные Регрессивные По форме: Внутренние внешние По используемым средствам: Насильственные ненасильственные По сферам общественной жизни: Экономические Политические Этнические Семейно-бытовые

Стадии конфликта 1. Предконфликтная - период, в котором конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступить 2.Непосредственно конфликт - недоверие и отсутствие уважения к противнику; согласие невозможно 4. Разрешение конфликта - это решение его участников о прекращении единоборства; устранение причин конфликта; разрешение может быть частичным или полным 3. Эскалация конфликта - это разрастание конфликта, которое, как правило, сопровождается увеличением количества участников конфликта

Основные стратегии взаимодействия в конфликте Избегание (уход) Конкуренция (борьба) Приспособление Сотрудничество Компромисс

Как успешно разрешать конфликты Переговоры - это процесс, при котором стороны пытаются разрешить конфликт путём непосредственного обсуждения между собой. Сильная сторона - всё зависит только от самих сторон — как сам процесс, так и результат непосредственного обсуждения.

Как успешно разрешать конфликт (2) Преимущества медиации: - медиация признаёт, что конфликты между сторонами могут быть разрешены только в случае, если стороны сами этого захотят; - медиация признаёт, что если стороны пришли для того, чтобы разрешить трения, которые между ними имеются, им необходимо чувствовать себя комфортно, в безопасности (медиатор вызывает доверие, обеспечивает конфиденциальность); - медиация признаёт важность поощрения и доверия, открытого обмена информацией между сторонами4 - медиация признаёт, что именно сторонам лучше всего судить о том, что же будет являться разрешением конфликта.

Как успешно разрешать конфликт (3) Арбитраж — третья сторона контролирует не только процесс, но и исход конфликта; арбитры решают, что именно сторонам необходимо сделать для разрешения их конфликта, и, обычно наделены властью, способной принудить стороны выполнить соответствующее решение.


Конфликт — это столкновение целей, интересов, мнений, взглядов партнёров по общению, отсутствие согласия между ними.

Конфликт возникает только тогда, когда столкновение интересов осознаётся обеими сторонами конфликта. В том случае, когда несовпадения интересов не воспринимаются и не ощущаются, конфликта не происходит. Или наоборот, если имеется общность интересов, но участники испытывают друг к другу враждебность, то отношения между ними развиваются в конфликт.

Межличностный конфликт — это всегда столкновение нескольких участников (от двух и более личностей), каждый из которых всегда отстаивает свою позицию, выступая против интересов и мнений остальных участников событий.

Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. При конструктивном конфликте стороны спора не выходят за рамки приличий и аргументов. Конфликтующие не опускаются до взаимных оскорблений и грубости.

При неконструктивном конфликте спорящие стороны считают, что для победы все средства хороши. Следовательно, последствия неконструктивного конфликта для межличностных отношений могут быть самыми драматическими.

Наиболее частыми причинами конфликтов служат различные барьеры:

  • барьер чужого желания;
  • смысловой барьер в общении;
  • эмоциональный барьер;
  • моральный барьер.

В любой конфликтной ситуации для её участников есть разные варианты поведения, однако основными принято считать четыре таких варианта: сотрудничество, компромисс, приспособление и избегание.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок 100-101 Конфликт в межличностных отношениях Обществознание 10 класс (пр.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок 100-101 Конфликт в межличностных отношениях Обществознание 10 класс (пр.

Урок 100-101 Конфликт в межличностных отношениях Обществознание 10 класс (профильный уровень) МБОУ СШ №1 Гудзишевская Н.В. Тема: Личность Межличностные отношения

Цель урока: Задачи урока: рассмотреть проблемы межличностного конфликта, опре.

Цель урока: Задачи урока: рассмотреть проблемы межличностного конфликта, определить пути конструктивного разрешения конфликта развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания способствовать выработке гражданской позиции учащихся. ? проанализировать ситуацию конфликта

Основные понятия и термины: конфликтная ситуация инцидент соперничество компр.

Основные понятия и термины: конфликтная ситуация инцидент соперничество компромисс избегание приспособление переговоры конфликт

Д/задание: § 39

Оцените две точки зрения на конфликт. С какой из них вы бы согласились и поч.

Оцените две точки зрения на конфликт. С какой из них вы бы согласились и почему? ?

Для группы конфликт между двумя или несколькими ее членами - помеха нормальн.

План: Структура и динамика межличностного конфликта. Поведение личности в кон.

План: Структура и динамика межличностного конфликта. Поведение личности в конфликте. Как успешно разрешать конфликты?

Структура и динамика межличностного конфликта.

Структура и динамика межличностного конфликта.

Виды конфликтов Внутриличностный конфликт Межличностный конфликт Межгрупповой.

Виды конфликтов Внутриличностный конфликт Межличностный конфликт Межгрупповой конфликт

Конфликт - столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда.

Конфликт - столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой.

 Предположите, какие причины могут привести к конфликту? ?

Предположите, какие причины могут привести к конфликту? ?

Чтобы ситуация из потенциально возможной переросла в реальный, актуальный ко.

Чтобы ситуация из потенциально возможной переросла в реальный, актуальный конфликт, необходим инцидент - открытое столкновение противоборствующих сторон, цель которого - получение позитивного результата только для одной стороны.

Структура конфликта МодельI Исходит из признания существования: •конфликтной.

Структура конфликта МодельII Исходит из того, что в нем представлены следующи.

Структура конфликта МодельII Исходит из того, что в нем представлены следующие эле-менты: •стороны (участники) конфликта; •условия протекания конфликта; •образы конфликтных ситуаций,которые имеются уучаст-никовдо начала инцидента; •возможные действия участниковконфликта,направлен-ныена оппонента, или стратегия поведения; •исход конфликтныхдействий,который зависит как от выборастратегии поведения, так и от содержания всех остальных структурных элементов

Участники конфликта Прямые участники Непосредственные участники Те, чьи интер.

Участники конфликта Прямые участники Непосредственные участники Те, чьи интересы и цели оказались недостижимы-ми в неизменном виде в результате сложившейся конфликтной ситуации. Те, кто своими непосред-ственными действиями вовлечены в конфликт взаимодействий.

Задание: проанализируйте материал учебника с.402 п.абз.-403, заполните табли.

Стадии Проявления I появляется основная проблема (объектконф-ликта), возникае.

Стадии Проявления I появляется основная проблема (объектконф-ликта), возникает объективная конфликтнаяситу-ация II объективная ситуация осознается в качестве таковой участниками III переход к конфликтному взаимодействию, обостряется эмоциональный фон IV полное или частичное разрешение конфликта

2. Поведение личности в конфликте.

2. Поведение личности в конфликте.

Вспомните, какие виды взаимодействия в общении выделяют психологи? ? коопера.

Вспомните, какие виды взаимодействия в общении выделяют психологи? ? кооперация (сотрудничество) конкуренция (соперничество)

Основные стратегии взаимодействий в конфликте Стратегия и тактика Характерист.

Основные стратегии взаимодействий в конфликте Стратегия и тактика Характеристика и анализ Избегание (уход) игнорирование или фактическое отрицание конфликта минимальная, практически нулевая степень настойчивости в удовлетворении собственных интересов Конкуренция (борьба) стремление к доминированию и в конечном счете устранение одной из сторон в конфликте максимальная настойчивость вудовлет-ворениисобственных интересов

Приспособ-ление уступка противоположной стороне вдости-женииее интересов впло.

Приспособ-ление уступка противоположной стороне вдости-женииее интересов вплоть до их полного удовлетворения и отказаот своих интересов Сотрудни-чество стремление к интеграции интересов всех участниковконфликта в содержание интересов каждой из сторон входит удовлетворение основных интересов другой стороны сотрудничество соединяет максимальную настойчивость в удовлетворении как собственных интересов в конфликте, так и интересов другой стороны Компромисс взаимные уступки, согласие на частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на достижение частных интересов другой стороны

Проанализируйте данные таб-лицы, соотнесите представлен-ные тексты девизов с.

Проанализируйте данные таб-лицы, соотнесите представлен-ные тексты девизов с названием стилей в конфликте. ?

Конфликтогенная личность( типы) Особенности характера и поведения конфликтоге.

Конфликтогенная личность( типы) Особенности характера и поведения конфликтогенной личности. Демонстративный Хочет быть в центре внимания Любит (стремится)хорошо выглядеть в глазах других Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся Ему легко даются поверхностные конфликты - любуется своей стойкостью и страданием Хорошо приспосабливается к различным ситуациям

Рациональное поведение выражено слабо, склонность к эмоциональному восприятию.

Рациональное поведение выражено слабо, склонность к эмоциональному восприятию событий Планирование своей деятельности осуществляет ситуативно - слабо воплощает его в жизнь Избегает кропотливой систематической работы Не уходит от конфликтов. В ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо Часто оказываясь источником конфликта, не считает себя таковым

Ригидный Подозрителен, обладает завышенной самооценкой Постоянно требует подт.

Ригидный Подозрителен, обладает завышенной самооценкой Постоянно требует подтверждения собственной значимости Часто не учитывает изменения ситуации и обстоя-тельств Прямолинеен и негибок С большим трудом принимает точку зрения окружаю-щих, не очень считается с их мнением Выражение недоброжелательства со стороны окружаю-щих воспринимается им как обида

Выражение почтения со стороны окружающих воспри-нимается им как должное Мало.

Выражение почтения со стороны окружающих воспри-нимается им как должное Малокритичен по отношению к своим поступкам Болезненно обидчив и повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям

Неуправляемый Импульсивен, недостаточно контролирует себя, поведение такого ч.

Неуправляемый Импульсивен, недостаточно контролирует себя, поведение такого человека плохо предсказуемо В экстремальных ситуациях чаще всего ведет себя агрессивно, вызывающе Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы поведения Характерен высокий уровень притязаний, не самокритичен

Во многих неудачах и неприятностях в первую очередь склонен обвинять других Н.

Во многих неудачах и неприятностях в первую очередь склонен обвинять других Не всегда способен грамотно спланировать свою дея-тельность или последовательно претворить планы в жизнь Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами Из прошлого опыта, даже горького, извлекает мало пользы на будущее

Сверхточный Скрупулезное (сверхтщательное) отношение к работе Предъявляет пов.

Сверхточный Скрупулезное (сверхтщательное) отношение к работе Предъявляет повышенные требования к себе и к окружающим, причем в такой форме, что многим это кажется придирками Обладает повышенной тревожностью Чрезмерно чувствителен к деталям (частностям), склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих Иногда вдруг порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется , что его обидели Страдает от себя самого. Переживает свои просчеты, не-удачи, иногда расплачиваясь за них болезнью (бессон-ница) Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, прояв-лениях Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе

Конфликтная личность бесконфликтного типа Неустойчив в оценках и мнениях Обла.

Конфликтная личность бесконфликтного типа Неустойчив в оценках и мнениях Обладает легкой внушаемостью Внутренне противоречив Характерна некоторая непоследовательность поведения Ориентируется на сиюминутный успех в ситуации Недостаточно хорошо видит перспективу Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров Излишне стремится к компромиссу Не обладает достаточной силой воли Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих

3. Как успешно разрешать конфликты.

3. Как успешно разрешать конфликты.

Пути конструктивного разрешения конфликта Переговоры Медиация Арбитраж

Пути конструктивного разрешения конфликта Переговоры Медиация Арбитраж

Переговоры - процесс, при котором стороны пытаются разрешить конфликт путем.

Переговоры - процесс, при котором стороны пытаются разрешить конфликт путем непосредственного обсуждения между собой. Сильная сторона переговорного процесса состоит в том, что все зависит только от самих сторон - как сам процесс, так и результат.

Медиация - вступает третья сторона - посредник, цель которой помочь первым д.

Арбитраж - третья сторона контролирует не только процесс, но и исход. Арбитр.

Арбитраж - третья сторона контролирует не только процесс, но и исход. Арбитры решают, что именно сторонам необходимо сделать для разрешения их конфликта, и, обычно, наделены властью, способной принудить стороны выполнить соответствующее решение. В спорах между детьми арбитрами часто выступают родители.

Преимущества медиации: Медиация признает, что конфликты между сторонами могу.

Преимущества медиации: Медиация признает, что конфликты между сторонами могут быть решены только в случае, если стороны этого сами захотят (чувства нельзя отменить приказом свыше). Медиация признает, что если стороны пришли для того, чтобы разрешить трения, которые между ними имеются, им необходимо чувствовать себя комфортно, в безопасности (медиатор вызывает доверие, обеспечивает конфиденциальность).

Медиация признает важность поощрения доверия и уважения, открытого обмена ин.

Медиация признает важность поощрения доверия и уважения, открытого обмена информацией между сторонами (разрушает барьеры). Медиация признает, что именно сторонам лучше всего судить о том, что же будет являться разрешением конфликта (стороны сами создают свое решение). Медиация признает, что стороны, скорее всего, будут склонны к реализации именно тех соглашений, в создании которых они принимали непосредственное участие. соглашение примирение Результат

Алгоритм действий медиатора: Первый этап. Выступление сторон. Второй этап. Пр.

Алгоритм действий медиатора: Первый этап. Выступление сторон. Второй этап. Прояснение интересов. Третий этап. Формулирование повестки дня. Четвертый этап. Выдвижение предложений. Пятый этап. Выбор решения.

Модель выхода из конфликта: 1.Взять под контроль эмоции (сделать попытку, осо.

Модель выхода из конфликта: 1.Взять под контроль эмоции (сделать попытку, осознать причины своего страха, обиды или гнева) 2.Понять истинные причины и цели конфликта (чего хочет мой оппонент и чего добиваюсь я) 3.Локализовать конфликт ( не выдвигать нескольких причин, не вспоминать прошлых обид) 4.Внимательно выслушать оппонента и понять его позицию, попросить высказывать факты, а не домыслы 5. Установить доброжелательный тон разговора

6.Разобрать конфликт пункт за пунктом, пытаясь не переубедить (бесполезно), а.

6.Разобрать конфликт пункт за пунктом, пытаясь не переубедить (бесполезно), а прийти к согласию 7.Мыслить позитивно, т.е. найти общность взглядов и интересов (эффект ассимиляции) 8.Согласиться с тем, в чем человек прав 9.Необходимо помнить, что ничто так не разоружает оппонента, как создание ему условий почётного отступления 10.При необходимости прибегнуть к услугам третейского судьи - авторитета для обоих (т.к. если 9 пп. не сработали - вы в состоянии психологической несовместимости)

Краткое описание документа:

Цель урока "Конфликт в межличностных отношениях" - проанализировать ситуацию конфликта. В ходе урока учащиеся рассматривают проблемы межличностного конфликта, определяют пути конструктивного разрешения конфликта; анализируют текст учебника, структурируют информацию в таблице, участвуют в дискуссии о роли конфликта в межличностных отношениях.

Цель урока : рассмотреть сущность конфликтов, их разнообразие и стратегии поведения.

2. Формирование представления о субъектах конфликтов и их роли.

3. Формирование представления о классификации конфликтов и стратегиях

1. Способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся.

2. Развитие навыков анализа ситуаций

3. Развитие коммуникативной компетенции

1. Воспитывать толерантное отношение к окружающим

I этап. Организационно-мотивационный

Учитель: Посмотрите на доску и выберите из предложенных на доске качеств те, которые помогают человеку договориться с другими людьми, общаться, и выпишите их. Продолжение этот список. Объясните свой выбор. ( Слайд 1)

Как эти качества человека проявляются в общении с другими? Что происходит, когда люди утрачивают в процессе общения качества, указанные в левой колонке?( Может привести к конфликту)

Учитель : Для чего мы об этом сейчас говорим? Дело в том, что неумение

слушать друг друга, не идти на компромисс, нарушает взаимоотношения

человека с людьми, ведёт к внутреннему разладу, т.е. приводит к внутрен-

ним и внешним конфликтам.

Как вы думаете о чем пойдет речь на нашем уроке сегодня? ( о конфликтах )

II. Актуализация темы. (Слайд № 2)

Постановка проблемной ситуации

Учитель: Бывает, что человек начинает мстить тому, кого считает своим обидчиком. Ему кажется, что удавшаяся месть поможет восстановить справедливость и принесет моральное удовлетворение. Является ли месть решением конфликтной ситуации?

III. Этап изучения нового материала

  1. Структура межличностного конфликта
  2. Поведение субъектов конфликта
  3. Способы разрешения конфликта

II этап. Изучение нового материала

Учитель: Вы правы. ( Слайд №5)

Конфликт- это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов

Учитель : Мы с вами живем в обществе, которое неоднородно по своему социальному составу, ярко прослеживается различие в уровне доходов, власти, престиже и.т.д., что часто приводит к конфликтам между социальными силами.

Социальный конфликт – это особый вид взаимодействия социальных сил, при котором действие одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делает невозможным реализацию её целей и интересов. (Слайд № 6)

Учитель: Конфликты неприятны всем: и тем, кто в них участвует, и их свидетелям. Т.е. сейчас мы говорим с вами об участниках конфликтов, т.е. субъектах. Обратите внимание на следующий слайд. ( Слайд № 7 ). Учащиеся продолжают заполнять опорный конспект.

Те, чьи интересы оказались недостижимыми в неизменном виде в результате конфликтной ситуации

Те, кто своими непосредственными действиями вовлечены в конфликт взаимодействий

Учитель: А теперь исследуем динамику конфликта. Работая с материалом учебника на странице 73-74 , познакомьтесь с этапами протекания конфликта и охарактеризуйте их. ( по мере проверки задания на доске появляется таблица) ( Слайд № 8)

Этапы протекания конфликта (Слайд№9)

Это совокупность определенных действий, столкновение противоборствующих сторон

Принимаются меры для окончательного устранения противоречий

Учитель: И так вам предлагается самостоятельная работа в группах по 4 человека (учащиеся соседних друг с другом парт объединяются для совместной работы), на 3-5 минут.

Задание (идентично для каждой группы):

  1. Обсудите ситуацию и попытайтесь, определить 3 стадии протекания конфликта.
  2. Укажите, какие внешние проявления могут быть характерны для каждой из них?

Ситуация : Мать и отец много времени проводили на работе, поэтому не замечали когда прихожу я и как это время трачу. Приходя вечером уставшим домой, они видели простую картину – какие-либо домашние дела не выполнены. Таким образом, у родителей сложилось впечатление ленивого неуспевающего ребенка. С моей же стороны все было проще. Выполняя завещание родителей, я проводил все больше времени на учебе, как в школе, так и после нее. Но также нельзя было забывать о друзьях, хоть каком-то отдыхе. Тут же добавилась и личная жизнь, “съедающая” кучу времени. Расставить правильно приоритеты тогда было сложно. Я пробовал объяснить ситуацию, но понимания не нашел.

Описанные выше обстоятельства создали напряженною обстановку в общении, усталость и раздражительность. Отец и мать резко выражают свое недовольство сложившейся ситуацией, что, безусловно, меня сильно задевает. Попытки доказать свою “небесполезность” встречают новую волну “враждебных” доводов о моем бездействии в их отсутствие. Высказываются доводы, каким образом я обязан тратить свое время: столько-то времени за компьютером и учебой, столько по дому, точно по часам спать.

Так продолжалось буквально дня два-три, в течение которых правилам само собой пришлось следовать. За это время скорее всего ситуация обсуждалась внутри группы (между отцом и матерью), и возможно они поняли, что что-то изменилось и сколько мне на тот момент было лет. Суровый контроль постепенно прекратился. Обе стороны пошли на уступки, возврат к нормальному общению прошел на удивление быстро. Ожидания сторон практически полностью воплотились. Проблем в учебе не оказалось, личная жизнь воспринята с положительной стороны. Подобных споров не повторялось.

По истечении отведенного времени, представители от каждой группы высказывают свои предположения, учитель предлагает сравнить их с правильными ответами и записать в опорный конспект

Физкультминутка (зарядка для глаз):

Учитель: Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

а лишь глазами осторожно

ты вдоль по линиям води.

И на бочок её клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Учитель : Вы немного отдохнули и нам пора вернуться к нашей теме. Про-

должаем работу в группах. Обратите внимание на иллюстрации, которые

есть на партах у каждой группы, а на доске таблица с разновидностями конфликтов и их характеристиками. Ваша задача состоит в том, чтобы попробовать определить к какому виду конфликта относится каждая картинка.

Читайте также: