Межличностные конфликты обществознание 10 класс кратко
Обновлено: 04.07.2024
Причины конфликтов Внешние внутренние Всеобщие единичные Объективные субъективные Материальные идеальные
Участники конфликта Свидетели — это люди, наблюдающие за конфликтом со стороны Подстрекатели - это те, кто подталкивает других участников к конфликту Посредники — это люди, которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт Пособники — это люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами
Виды конфликтов По длительности : Долгосрочные Краткосрочные Затянутые разовые По объёму: Глобальные Локальные Региональные Групповые личные По источнику возникновения: Объективные Субъективные сложные По характеру развития: Преднамеренные спонтанные По влиянию на ход развития общества: Прогрессивные Регрессивные По форме: Внутренние внешние По используемым средствам: Насильственные ненасильственные По сферам общественной жизни: Экономические Политические Этнические Семейно-бытовые
Стадии конфликта 1. Предконфликтная - период, в котором конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступить 2.Непосредственно конфликт - недоверие и отсутствие уважения к противнику; согласие невозможно 4. Разрешение конфликта - это решение его участников о прекращении единоборства; устранение причин конфликта; разрешение может быть частичным или полным 3. Эскалация конфликта - это разрастание конфликта, которое, как правило, сопровождается увеличением количества участников конфликта
Основные стратегии взаимодействия в конфликте Избегание (уход) Конкуренция (борьба) Приспособление Сотрудничество Компромисс
Как успешно разрешать конфликты Переговоры - это процесс, при котором стороны пытаются разрешить конфликт путём непосредственного обсуждения между собой. Сильная сторона - всё зависит только от самих сторон — как сам процесс, так и результат непосредственного обсуждения.
Как успешно разрешать конфликт (2) Преимущества медиации: - медиация признаёт, что конфликты между сторонами могут быть разрешены только в случае, если стороны сами этого захотят; - медиация признаёт, что если стороны пришли для того, чтобы разрешить трения, которые между ними имеются, им необходимо чувствовать себя комфортно, в безопасности (медиатор вызывает доверие, обеспечивает конфиденциальность); - медиация признаёт важность поощрения и доверия, открытого обмена информацией между сторонами4 - медиация признаёт, что именно сторонам лучше всего судить о том, что же будет являться разрешением конфликта.
Как успешно разрешать конфликт (3) Арбитраж — третья сторона контролирует не только процесс, но и исход конфликта; арбитры решают, что именно сторонам необходимо сделать для разрешения их конфликта, и, обычно наделены властью, способной принудить стороны выполнить соответствующее решение.
Конфликт — это столкновение целей, интересов, мнений, взглядов партнёров по общению, отсутствие согласия между ними.
Конфликт возникает только тогда, когда столкновение интересов осознаётся обеими сторонами конфликта. В том случае, когда несовпадения интересов не воспринимаются и не ощущаются, конфликта не происходит. Или наоборот, если имеется общность интересов, но участники испытывают друг к другу враждебность, то отношения между ними развиваются в конфликт.
Межличностный конфликт — это всегда столкновение нескольких участников (от двух и более личностей), каждый из которых всегда отстаивает свою позицию, выступая против интересов и мнений остальных участников событий.
Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. При конструктивном конфликте стороны спора не выходят за рамки приличий и аргументов. Конфликтующие не опускаются до взаимных оскорблений и грубости.
При неконструктивном конфликте спорящие стороны считают, что для победы все средства хороши. Следовательно, последствия неконструктивного конфликта для межличностных отношений могут быть самыми драматическими.
Наиболее частыми причинами конфликтов служат различные барьеры:
- барьер чужого желания;
- смысловой барьер в общении;
- эмоциональный барьер;
- моральный барьер.
В любой конфликтной ситуации для её участников есть разные варианты поведения, однако основными принято считать четыре таких варианта: сотрудничество, компромисс, приспособление и избегание.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок 100-101 Конфликт в межличностных отношениях Обществознание 10 класс (профильный уровень) МБОУ СШ №1 Гудзишевская Н.В. Тема: Личность Межличностные отношения
Цель урока: Задачи урока: рассмотреть проблемы межличностного конфликта, определить пути конструктивного разрешения конфликта развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания способствовать выработке гражданской позиции учащихся. ? проанализировать ситуацию конфликта
Основные понятия и термины: конфликтная ситуация инцидент соперничество компромисс избегание приспособление переговоры конфликт
Оцените две точки зрения на конфликт. С какой из них вы бы согласились и почему? ?
План: Структура и динамика межличностного конфликта. Поведение личности в конфликте. Как успешно разрешать конфликты?
Структура и динамика межличностного конфликта.
Виды конфликтов Внутриличностный конфликт Межличностный конфликт Межгрупповой конфликт
Конфликт - столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой.
Предположите, какие причины могут привести к конфликту? ?
Чтобы ситуация из потенциально возможной переросла в реальный, актуальный конфликт, необходим инцидент - открытое столкновение противоборствующих сторон, цель которого - получение позитивного результата только для одной стороны.
Структура конфликта МодельII Исходит из того, что в нем представлены следующие эле-менты: •стороны (участники) конфликта; •условия протекания конфликта; •образы конфликтных ситуаций,которые имеются уучаст-никовдо начала инцидента; •возможные действия участниковконфликта,направлен-ныена оппонента, или стратегия поведения; •исход конфликтныхдействий,который зависит как от выборастратегии поведения, так и от содержания всех остальных структурных элементов
Участники конфликта Прямые участники Непосредственные участники Те, чьи интересы и цели оказались недостижимы-ми в неизменном виде в результате сложившейся конфликтной ситуации. Те, кто своими непосред-ственными действиями вовлечены в конфликт взаимодействий.
Стадии Проявления I появляется основная проблема (объектконф-ликта), возникает объективная конфликтнаяситу-ация II объективная ситуация осознается в качестве таковой участниками III переход к конфликтному взаимодействию, обостряется эмоциональный фон IV полное или частичное разрешение конфликта
2. Поведение личности в конфликте.
Вспомните, какие виды взаимодействия в общении выделяют психологи? ? кооперация (сотрудничество) конкуренция (соперничество)
Основные стратегии взаимодействий в конфликте Стратегия и тактика Характеристика и анализ Избегание (уход) игнорирование или фактическое отрицание конфликта минимальная, практически нулевая степень настойчивости в удовлетворении собственных интересов Конкуренция (борьба) стремление к доминированию и в конечном счете устранение одной из сторон в конфликте максимальная настойчивость вудовлет-ворениисобственных интересов
Приспособ-ление уступка противоположной стороне вдости-женииее интересов вплоть до их полного удовлетворения и отказаот своих интересов Сотрудни-чество стремление к интеграции интересов всех участниковконфликта в содержание интересов каждой из сторон входит удовлетворение основных интересов другой стороны сотрудничество соединяет максимальную настойчивость в удовлетворении как собственных интересов в конфликте, так и интересов другой стороны Компромисс взаимные уступки, согласие на частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на достижение частных интересов другой стороны
Проанализируйте данные таб-лицы, соотнесите представлен-ные тексты девизов с названием стилей в конфликте. ?
Конфликтогенная личность( типы) Особенности характера и поведения конфликтогенной личности. Демонстративный Хочет быть в центре внимания Любит (стремится)хорошо выглядеть в глазах других Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся Ему легко даются поверхностные конфликты - любуется своей стойкостью и страданием Хорошо приспосабливается к различным ситуациям
Рациональное поведение выражено слабо, склонность к эмоциональному восприятию событий Планирование своей деятельности осуществляет ситуативно - слабо воплощает его в жизнь Избегает кропотливой систематической работы Не уходит от конфликтов. В ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо Часто оказываясь источником конфликта, не считает себя таковым
Ригидный Подозрителен, обладает завышенной самооценкой Постоянно требует подтверждения собственной значимости Часто не учитывает изменения ситуации и обстоя-тельств Прямолинеен и негибок С большим трудом принимает точку зрения окружаю-щих, не очень считается с их мнением Выражение недоброжелательства со стороны окружаю-щих воспринимается им как обида
Выражение почтения со стороны окружающих воспри-нимается им как должное Малокритичен по отношению к своим поступкам Болезненно обидчив и повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям
Неуправляемый Импульсивен, недостаточно контролирует себя, поведение такого человека плохо предсказуемо В экстремальных ситуациях чаще всего ведет себя агрессивно, вызывающе Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы поведения Характерен высокий уровень притязаний, не самокритичен
Во многих неудачах и неприятностях в первую очередь склонен обвинять других Не всегда способен грамотно спланировать свою дея-тельность или последовательно претворить планы в жизнь Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами Из прошлого опыта, даже горького, извлекает мало пользы на будущее
Сверхточный Скрупулезное (сверхтщательное) отношение к работе Предъявляет повышенные требования к себе и к окружающим, причем в такой форме, что многим это кажется придирками Обладает повышенной тревожностью Чрезмерно чувствителен к деталям (частностям), склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих Иногда вдруг порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется , что его обидели Страдает от себя самого. Переживает свои просчеты, не-удачи, иногда расплачиваясь за них болезнью (бессон-ница) Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, прояв-лениях Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе
Конфликтная личность бесконфликтного типа Неустойчив в оценках и мнениях Обладает легкой внушаемостью Внутренне противоречив Характерна некоторая непоследовательность поведения Ориентируется на сиюминутный успех в ситуации Недостаточно хорошо видит перспективу Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров Излишне стремится к компромиссу Не обладает достаточной силой воли Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих
3. Как успешно разрешать конфликты.
Пути конструктивного разрешения конфликта Переговоры Медиация Арбитраж
Переговоры - процесс, при котором стороны пытаются разрешить конфликт путем непосредственного обсуждения между собой. Сильная сторона переговорного процесса состоит в том, что все зависит только от самих сторон - как сам процесс, так и результат.
Арбитраж - третья сторона контролирует не только процесс, но и исход. Арбитры решают, что именно сторонам необходимо сделать для разрешения их конфликта, и, обычно, наделены властью, способной принудить стороны выполнить соответствующее решение. В спорах между детьми арбитрами часто выступают родители.
Преимущества медиации: Медиация признает, что конфликты между сторонами могут быть решены только в случае, если стороны этого сами захотят (чувства нельзя отменить приказом свыше). Медиация признает, что если стороны пришли для того, чтобы разрешить трения, которые между ними имеются, им необходимо чувствовать себя комфортно, в безопасности (медиатор вызывает доверие, обеспечивает конфиденциальность).
Медиация признает важность поощрения доверия и уважения, открытого обмена информацией между сторонами (разрушает барьеры). Медиация признает, что именно сторонам лучше всего судить о том, что же будет являться разрешением конфликта (стороны сами создают свое решение). Медиация признает, что стороны, скорее всего, будут склонны к реализации именно тех соглашений, в создании которых они принимали непосредственное участие. соглашение примирение Результат
Алгоритм действий медиатора: Первый этап. Выступление сторон. Второй этап. Прояснение интересов. Третий этап. Формулирование повестки дня. Четвертый этап. Выдвижение предложений. Пятый этап. Выбор решения.
Модель выхода из конфликта: 1.Взять под контроль эмоции (сделать попытку, осознать причины своего страха, обиды или гнева) 2.Понять истинные причины и цели конфликта (чего хочет мой оппонент и чего добиваюсь я) 3.Локализовать конфликт ( не выдвигать нескольких причин, не вспоминать прошлых обид) 4.Внимательно выслушать оппонента и понять его позицию, попросить высказывать факты, а не домыслы 5. Установить доброжелательный тон разговора
6.Разобрать конфликт пункт за пунктом, пытаясь не переубедить (бесполезно), а прийти к согласию 7.Мыслить позитивно, т.е. найти общность взглядов и интересов (эффект ассимиляции) 8.Согласиться с тем, в чем человек прав 9.Необходимо помнить, что ничто так не разоружает оппонента, как создание ему условий почётного отступления 10.При необходимости прибегнуть к услугам третейского судьи - авторитета для обоих (т.к. если 9 пп. не сработали - вы в состоянии психологической несовместимости)
Краткое описание документа:
Цель урока "Конфликт в межличностных отношениях" - проанализировать ситуацию конфликта. В ходе урока учащиеся рассматривают проблемы межличностного конфликта, определяют пути конструктивного разрешения конфликта; анализируют текст учебника, структурируют информацию в таблице, участвуют в дискуссии о роли конфликта в межличностных отношениях.
Цель урока : рассмотреть сущность конфликтов, их разнообразие и стратегии поведения.
2. Формирование представления о субъектах конфликтов и их роли.
3. Формирование представления о классификации конфликтов и стратегиях
1. Способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся.
2. Развитие навыков анализа ситуаций
3. Развитие коммуникативной компетенции
1. Воспитывать толерантное отношение к окружающим
I этап. Организационно-мотивационный
Учитель: Посмотрите на доску и выберите из предложенных на доске качеств те, которые помогают человеку договориться с другими людьми, общаться, и выпишите их. Продолжение этот список. Объясните свой выбор. ( Слайд 1)
Как эти качества человека проявляются в общении с другими? Что происходит, когда люди утрачивают в процессе общения качества, указанные в левой колонке?( Может привести к конфликту)
Учитель : Для чего мы об этом сейчас говорим? Дело в том, что неумение
слушать друг друга, не идти на компромисс, нарушает взаимоотношения
человека с людьми, ведёт к внутреннему разладу, т.е. приводит к внутрен-
ним и внешним конфликтам.
Как вы думаете о чем пойдет речь на нашем уроке сегодня? ( о конфликтах )
II. Актуализация темы. (Слайд № 2)
Постановка проблемной ситуации
Учитель: Бывает, что человек начинает мстить тому, кого считает своим обидчиком. Ему кажется, что удавшаяся месть поможет восстановить справедливость и принесет моральное удовлетворение. Является ли месть решением конфликтной ситуации?
III. Этап изучения нового материала
- Структура межличностного конфликта
- Поведение субъектов конфликта
- Способы разрешения конфликта
II этап. Изучение нового материала
Учитель: Вы правы. ( Слайд №5)
Конфликт- это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов
Учитель : Мы с вами живем в обществе, которое неоднородно по своему социальному составу, ярко прослеживается различие в уровне доходов, власти, престиже и.т.д., что часто приводит к конфликтам между социальными силами.
Социальный конфликт – это особый вид взаимодействия социальных сил, при котором действие одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делает невозможным реализацию её целей и интересов. (Слайд № 6)
Учитель: Конфликты неприятны всем: и тем, кто в них участвует, и их свидетелям. Т.е. сейчас мы говорим с вами об участниках конфликтов, т.е. субъектах. Обратите внимание на следующий слайд. ( Слайд № 7 ). Учащиеся продолжают заполнять опорный конспект.
Те, чьи интересы оказались недостижимыми в неизменном виде в результате конфликтной ситуации
Те, кто своими непосредственными действиями вовлечены в конфликт взаимодействий
Учитель: А теперь исследуем динамику конфликта. Работая с материалом учебника на странице 73-74 , познакомьтесь с этапами протекания конфликта и охарактеризуйте их. ( по мере проверки задания на доске появляется таблица) ( Слайд № 8)
Этапы протекания конфликта (Слайд№9)
Это совокупность определенных действий, столкновение противоборствующих сторон
Принимаются меры для окончательного устранения противоречий
Учитель: И так вам предлагается самостоятельная работа в группах по 4 человека (учащиеся соседних друг с другом парт объединяются для совместной работы), на 3-5 минут.
Задание (идентично для каждой группы):
- Обсудите ситуацию и попытайтесь, определить 3 стадии протекания конфликта.
- Укажите, какие внешние проявления могут быть характерны для каждой из них?
Ситуация : Мать и отец много времени проводили на работе, поэтому не замечали когда прихожу я и как это время трачу. Приходя вечером уставшим домой, они видели простую картину – какие-либо домашние дела не выполнены. Таким образом, у родителей сложилось впечатление ленивого неуспевающего ребенка. С моей же стороны все было проще. Выполняя завещание родителей, я проводил все больше времени на учебе, как в школе, так и после нее. Но также нельзя было забывать о друзьях, хоть каком-то отдыхе. Тут же добавилась и личная жизнь, “съедающая” кучу времени. Расставить правильно приоритеты тогда было сложно. Я пробовал объяснить ситуацию, но понимания не нашел.
Описанные выше обстоятельства создали напряженною обстановку в общении, усталость и раздражительность. Отец и мать резко выражают свое недовольство сложившейся ситуацией, что, безусловно, меня сильно задевает. Попытки доказать свою “небесполезность” встречают новую волну “враждебных” доводов о моем бездействии в их отсутствие. Высказываются доводы, каким образом я обязан тратить свое время: столько-то времени за компьютером и учебой, столько по дому, точно по часам спать.
Так продолжалось буквально дня два-три, в течение которых правилам само собой пришлось следовать. За это время скорее всего ситуация обсуждалась внутри группы (между отцом и матерью), и возможно они поняли, что что-то изменилось и сколько мне на тот момент было лет. Суровый контроль постепенно прекратился. Обе стороны пошли на уступки, возврат к нормальному общению прошел на удивление быстро. Ожидания сторон практически полностью воплотились. Проблем в учебе не оказалось, личная жизнь воспринята с положительной стороны. Подобных споров не повторялось.
По истечении отведенного времени, представители от каждой группы высказывают свои предположения, учитель предлагает сравнить их с правильными ответами и записать в опорный конспект
Физкультминутка (зарядка для глаз):
Учитель: Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
И вновь глазами
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
а лишь глазами осторожно
ты вдоль по линиям води.
И на бочок её клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Учитель : Вы немного отдохнули и нам пора вернуться к нашей теме. Про-
должаем работу в группах. Обратите внимание на иллюстрации, которые
есть на партах у каждой группы, а на доске таблица с разновидностями конфликтов и их характеристиками. Ваша задача состоит в том, чтобы попробовать определить к какому виду конфликта относится каждая картинка.
Читайте также: