Международные отношения индии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Республика Индия – крупнейшее государство Южной Азии : сегодня Индия занимает второе место по населению (около 1,4 млрд. чел.) и седьмое место по площади территорий (приблизительно 3,3 млн. км2) в мире. Экономика Индии занимает третье место в мире по размеру ВВП по паритету покупательской способности (ППС).

1️⃣⏱Вызовы и угрозы для Индии

🔸 Основным вызовом для индийской внешней политики является проблема установления суверенитета Нью-Дели над всеми декларируемыми индийскими территориями . На сегодняшний день у Индии есть следующие территориальные споры:

🔸🇵🇰С Пакистаном относительно статуса Кашмира. При обретении независимости Британской Индией (территория современных Индии, Пакистана и Бангладеша) в 1947 г. руководством Великобритании было принято решение о разделении территорий по религиозному признаку: территории с преимущественным исламским населением выделялись в отдельное государство Пакистан . Однако правитель Кашмира (небольшого княжества на границе Индии, Пакистана и Тибета, находившегося в зависимости от Британской Индии и получившего в 1947 г. независимость), будучи индуистом, решил войти в состав Индии, хотя 77% населения региона исповедовали ислам . В ответ на это пакистанские добровольцы вторглись в Кашмир и насильственным путем присоединили часть региона к Пакистану.
С 1947 г. между Индией и Пакистаном произошли три войны за Кашмир: несколько раз исламские боевики при поддержке Пакистана пытались установить свой контроль над индийской частью спорной территории. С 2015 г. постоянно увеличивается число террористических актов, совершенных исламистами в Кашмире при поддержке Пакистана.

🔸🇨🇳Другой территориальный спор - с Китаем по вопросу принадлежности региона Аксайчина и Южного Тибета. Аксайчин ( соляная пустыня в юго-западной части Гималаев) традиционно входил в состав Тибета. После объявления о независимости Тибета от Китая в начале XX века, власти Тибета передали эту территорию Британской Индии . Однако Китай, не признавший независимость Тибета , считает эту территорию своей. После развернувшейся Индокитайской войны, Аксайчин в 1962 г. перешел под контроль КНР.
В 2019-2020 гг. произошло обострение ситуации в этой области, приведшее к вооруженным столкновениям между странами, в результате которых установился статус-кво.
Претензии Китая и Индии на территорию Южного Тибета основываются на позиции сторон относительно договоров между Тибетом и Британской Индией 1914 г. Однако после войны 1962 г. власти Китая не устанавливали свой контроль над этой спорной территорией . Несмотря на это, Пекин все же заявляет о своих притязаниях на Южный Тибет.

🔸🇳🇵Спор с Непалом из-за контроля над регионом Калапани. В начале XIX века граница между Непалом и Британской Индией была определена по р. Кали (входит в бассейн р. Ганг, берет начало в Гималаях). Хотя обе страны в настоящее время определяют границу между ними по этой реке, с 1997 г. они по-разному трактуют местонахождение ее истока. Так, в 1998 г. власти Непала заявили, что другая река – Липу Гад – от своего истока является р. Кали; власти же Индии настаивают, что р. Кали становится таковой лишь после слияния р. Липу Гад с родниками Калапани, – следовательно, течение р. Липу Гад является территорией Индии.

2️⃣📎Краткая характеристика двусторонних отношений Индии с соседями и важными игроками на мировой арене

🇨🇳 Китай: руководство КНР неоднократно заявляло о важности сохранения партнерских отношений с Индией. Хотя две страны активно сотрудничают в экономической сфере, на современном этапе между ними периодически происходят военные стычки, что осложняет взаимодействие. Вероятно, в связи с увеличением уровня сотрудничества между Пакистаном и Китаем, отношения между Нью-Дели и Пекином будут ухудшаться, а число военных инцидентов будет расти, что, однако, не перерастет в полномасштабную войну из-за наличия ядерного оружия у обеих сторон.

🇵🇰Пакистан: отношения между странами остаются напряженными в связи с неразрешенным вопросом относительно статуса Кашмира. Хотя страны обладают ядерным оружием, между ними постоянно происходят военные столкновения. В связи с тем, что Исламабад и Нью-Дели не готовы идти на компромисс в отношении спорных территорий, в ближайшее время возможно очередное военное обострение в регионе.

🇺🇸 США: в условиях американо-китайского противостояния, Нью-Дели является ключевым партнером для Вашингтона в Азии. В настоящее время страны активно сотрудничают в экономической и оборонной сфере. Планируется, что Индия вместе с Японией и Австралией войдут в создаваемый США военно-политической блок в Индо-тихоокеанском регионе, который будет сформирован в противовес Китаю.

🇷🇺 Россия: Нью-Дели и Москва активно сотрудничают в экономической сфере, а также в области совместного производства различных вооружений. Хотя российско-индийские отношения являются теплыми, сближение Индии с США, Австралией и Японией не позволяют говорить о формировании полноценного альянса между двумя странами.

3️⃣📑Участие Индии в евразийских интеграционных проектах

🔸 Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН): Республика Индия является партнером по диалогу АСЕАН, (АСЕАН – региональная организация Юго-Восточной Азии, созданная в 1967 г.), что позволяет ей взаимодействовать с азиатскими странами и мировыми державами на площадке, где рассматриваются проблемы Индо-тихоокеанского региона. Таким образом, АСЕАН выступает для Индии лишь как инструмент выхода на двусторонние контакты со странами Юго-Восточной Азии, США и России.

Таким образом, в настоящий момент Республика Индия вынуждена искать новых союзников в Евразии и Тихоокеанском регионе в условиях территориальных споров с соседями, высокой угрозы со стороны исламистского терроризма и транспортной изоляции со стороны Китая. Одними из главных союзников Индии в военно-политической сфере являются США, Япония и Австралия, которые стремятся ограничить влияние КНР в Индо-Тихоокеанском регионе. В экономической же сфере Индия сотрудничает также и с Россией, Ираном, странами Южного Кавказа и Юго-Восточной Азии, т. к. это позволит ей выйти с транспортной изоляции и расширить экономические возможности страны.

Содержание

Партнёрство с Россией



Индийский субконтинент никогда не уходил из сферы интересов российской дипломатии. Исторический курс Москвы на евро-американское сосуществование совсем не противоречит интересам РФ в Южной Азии.

Впрочем, до середины 1950-х годов правление Джавахарлала Неру оценивалось в СССР крайне негативно. В отражающей официальную точку зрения публичной лекции, прочитанной в 1950 году, утверждалось:

Индия, в которой правящей партией является Национальный конгресс, якобы исповедующий учение Ганди о ненасилии, сейчас является страной, где буржуазно-помещичья диктатура проявляется в наиболее неприкрытой террористический форме. И это не случайно: террористический режим индийского правительства является ярким свидетельством слабости его социальных позиций [3]

Что касается дней сегодняшних, то «У Индии и России сложились прочные связи во многих сферах, включая экономику и внешнюю торговлю, науку и технологию, культуру, оборону, космос и атомную энергетику. Глубина отношений, их политическая и стратегическая сущность проявляются в единстве подходов как к политическим, так и экономическим проблемам. Индийские инвестиции в нефтяной проект „Сахалин-1“ и помощь России в строительстве атомной электростанции в Куданкуламе на юге Индии — вот два конкретных примера успешного двустороннего сотрудничества в сфере энергетики. [4]



Прогноз развития ситуации

Индия — Бутан

Двусторонние отношения между Бутаном и Индией традиционно были близки. С момента обретения независимости в 1947 году, Индия унаследовала от Британской империи сюзеренитет над Бутаном. Хотя с того времени многое изменилось, Индия по-прежнему оказывает влияние на внешнюю политику, оборону и торговлю Бутана.

Индия была и остаётся основным партнёром Бутана, в экономике, политике, культурном обмене. На Индию приходится подавляющая доля внешнеторговых операций. [6] . Жители Индии могут почти без ограничений посещать Бутан, что значительно сложнее для жителей других стран. Бутанцы часто посещают Индию — для учёбы, лечения, паломничества, бизнеса. Многие бутанцы закончили индийские университеты. Индия поддерживает Бутан в военном отношении.

Вместе с тем Бутан относится к Индии с некоторой осторожностью, опасаясь за свой суверенитет и культурную идентичность. [6]

См. также

Примечания

Литература

Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония

Республика Абхазия • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика • Палестинская национальная администрация • Государство Палестина • Турецкая Республика Северного Кипра • Республика Южная Осетия


09:08 19.03.2016 • Ростислав Ленчук, Секретарь-референт Второго департамента Азии МИД России


Распад биполярной системы международных отношений совпал с началом успешных экономических реформ в Индии, которые были запущены в 1991 году и послужили началу серьезной дискуссии о месте и роли этой страны в мире. По мере успешного развития государства в международном научном сообществе начала крепнуть точка зрения о том, что Нью-Дели станет значимым фактором в мировой политике. Большую популярность данный взгляд приобрел и в самой Индии, где предпочитают уточнять, что она лишь вернет себе те позиции, которые всегда занимала в качестве центра мировой цивилизации и культуры на протяжении своей истории. Однако стремление Нью-Дели стать подлинным региональным лидером и в перспективе глобальной державой сегодня наталкивается на ряд препятствий. Вызовы лежат как во внутренней, так и внешней политике.

Главная цель, которую видит Индия сегодня, это в первую очередь поддержание высоких темпов экономического роста и модернизация экономики, что позволит в будущем решить многочисленные проблемы, стоящие перед страной, среди которых - создание рабочих мест и устранение крайней бедности.

В индийском руководстве существует понимание важности стоящих перед государством задач, однако международная обстановка, наблюдающаяся сейчас в мире, значительно усложняет их выполнение.

В то же время Китай также имеет весьма непростые связи с США. Конфликтность двусторонних отношений отчетливо наблюдается в политической, экономической и военной сферах. На сегодняшний день наиболее ярко противоречия между двумя ключевыми игроками международной системы проявляются в противостоянии взаимоисключающих торговых блоков TТП и Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (RCEP), росте разногласий по ключевым вопросам международной повестки дня, а также открытых кибератаках, предпринимаемых ВС КНР и США друг против друга.

С учетом наличия у Нью-Дели схожих проблем с Пекином неудивительно, что американцы не прекращают попыток вовлечь Индию с начала XXI века в собственную систему глобальных альянсов. Однако, как и прежде, перспективы заключения союзнических отношений невелики. Впрочем, не стала Индия делать и каких-то уступок Пекину, порой весьма открыто критикуя действия КНР в регионе.

Выбор именно такого политического курса был обусловлен тем, что Индия так и не смогла получить внятный ответ от США насчет того, какие действия будут предприняты американцами в случае реального конфликта между КНР и Индией, а также целями внутреннего развития, которые вынуждают Нью-Дели стремиться к поддержанию мирной периферии и стабильности в регионе в целом.

Избрание нового энергичного лидера Индии Н.Моди, получившего значительную поддержку индийского электората, сопровождалось большим количеством газетных спекуляций о значительных и принципиальных сдвигах во внешней политике Индии и системе приоритетов в целом. Всю предвыборную платформу Н.Моди, которую он сейчас пытается реализовать в качестве премьер-министра, можно свести к двум пунктам:

- восстановление высоких темпов экономического роста в Индии и создание рабочих мест для молодого населения;

- дальнейшее укрепление оборонного потенциала и способствование росту авторитета Индии на международной арене.

Причем Н.Моди не раз акцентировал внимание на то, что именно экономические императивы развития страны будут формировать внешнеполитическую линию государства и подходы к двусторонним отношениям с теми или иными странами, что вызвало положительный отклик как среди электората, так и СМИ.

В конце пребывания на посту премьер-министра Индии, в ноябре 2013 года М.Сингх официально объявил пять принципов внешней политики Индии, суть которых можно свести к следующему:

- приоритет внутренних задач развития государства при формировании внешнеполитического курса;

- необходимость более глубокой интеграции Индии в мировую экономику;

- поддержание стабильных и долгосрочных отношений со всеми ключевыми игроками на международной арене;

- важность стимулирования дальнейшего развития интеграции в Южной Азии;

- построение внешнеполитического курса не только на основе национальных интересов, но и ценностей 2 .

Таким образом, нынешняя риторика Н.Моди по большому счету не отличается от того, что говорил в свое время М.Сингх, о чем наглядно свидетельствует совпадение принципов внешней политики М.Сингха и тех пунктов, которые образовали фундамент предвыборной платформы Н.Моди. При новом правительстве, которое сформировала политическая партия БДП, коренных сдвигов в приоритетах внешней политики Индии не наблюдается. Были внесены определенные изменения в подход и стратегию достижения макроцелей Индии, о чем речь пойдет дальше, но сама суть осталась неизменной. Можно утверждать, что Н.Моди, признает он это или нет, является продолжателем дела М.Сингха.

Нынешний премьер-министр, как и его предшественник некогда, выстраивает внешнеполитический курс своей администрации в рамках национальных интересов Индии, последняя редакция которых была сформулирована после начала либеральных экономических реформ в Индии и распада биполярной системы в 1991 году. Авторитетный российский индолог С.И.Лунев, обозначив три группы национальных интересов Индии, весьма точно выделил макроцели и задачи, которые ставит перед собой Нью-Дели:

1. Функциональные интересы (обеспечение позитивного внутреннего функционирования):

1.1. Достижение полной экономической самостоятельности.

1.2. Дальнейшее позитивное экономическое развитие.

1.3. Потребность в получении доступа к современной технологии и внешним рынкам.

1.4. Эволюционное и контролируемое дальнейшее втягивание Индии в мировую экономическую глобализацию.

2. Коэкзистенциальные интересы (обеспечение существенной роли в международной среде):

2.1. Продолжение независимого внешнеполитического курса.

2.2. Стремление укрепить авторитет в мире и получить признанный мировым сообществом статус великой державы.

2.3. Желание повысить воздействие на развитие событий на региональном уровне.

3. Экзистенциальные интересы (обеспечение безопасности страны):

3.1. Необходимость повышения обороноспособности.

3.2. Стремление избегать вовлечения в конфликты с мировыми державами.

3.3. Достижение национальной безопасности по нескольким параметрам: глобальному, региональному, страновому - в плане внешней и внутренней опасности 3 .

Известный специалист по Южной Азии В.Я.Белокреницкий также выражает свою солидарность с С.И.Луневым по поводу справедливости выделения трех групп генеральных задач, которые решала и продолжает решать Индия 4 .

Однако, несмотря на идентичность задач, которые ставили перед собой обе администрации, подходы к решению одних и тех же проблем разнятся. Н.Моди, и об этом можно говорить уже сейчас, значительно модернизировал внешнеполитическую платформу Индии, наполнил ее содержанием и энергичностью, а также внес элементы стратегии, которые, и здесь следует согласиться с ведущим специалистом по внешней политики Индии Х.Пантом, попросту отсутствовали у предыдущей администрации 5 .

Известный исследователь констатирует, что, ввиду того что Индия за последние 15 лет сумела явно улучшить двусторонние отношения практически со всеми ведущими странами, в стране сложилось мнение, будто Индия может стать своеобразным мостом между великими державами. Х.Пант высказывает интересную мысль, которая заключается в том, что такого рода убеждение содержит в себе два серьезных допущения, о которых часто не задумываются: во-первых, страна, высказавшая такую идею, имеет для этого необходимые возможности и, во-вторых, великие державы действительно нуждаются в такого рода посредничестве 6 . Следует отметить, что многие страны, достигнув определенных успехов на дипломатическом поприще, часто попадают в эту логическую ловушку и обязательно рано или поздно высказывают данную идею, которая не является уникальной для Индии. Н.Моди вполне может вернуться к ней, однако в мире, где противоречия только нарастают, эта инициатива может остаться незамеченной.

1. Мир стоит на грани нового биполярного противостояния между двумя сверхдержавами - США и КНР. Однако, по мнению авторов доклада, в отличие от XX века новое противостояние в XXI веке не будет иметь такого всеобъемлющего значения, как холодная война между СССР и США. Оно станет ограниченно влиять в связи с наличием на планете других региональных центров силы.

2. Индия не должна быть втянута в противостояние двух ведущих игроков современных международных отношений, так как это помешает ей реализовать цели экономического развития, а также значительно ухудшит ситуацию в сфере национальной безопасности, учитывая, что КНР имеет непосредственные границы с Индией и неразрешенные территориальные споры, которые и сами по себе могут спровоцировать серьезный конфликт.

3. Индия не только не должна уйти в самоизоляцию, но вести проактивную внешнюю политику с целью создания сложной системы коалиций и договоренностей с другими центрами силы (скорее всего, имеются в виду страны АСЕАН, Япония, ЕС, Австралия, а также Россия), чтобы ни одно государство (в первую очередь США и КНР) не смогло оказывать на нее нежелательное влияние или вынудить ее действовать вопреки собственным интересам 7 .

- во-первых, союзнические отношения с США, если бы они и были установлены, несли бы в себе риск того, что именно Индия может оказаться пострадавшей стороной в случае, если американо-китайские отношения по каким-то тактическим соображениям станут улучшаться;

- во-вторых, для Индии совершенно непонятно, как поведут себя США в случае, если возникнет угроза интересам Индии со стороны Китая;

- в-третьих, Индия абсолютно не заинтересована в том, чтобы преждевременно наращивать антагонизм в отношениях с КНР 9 .

- нарастить темпы роста промышленного производства до 12-14% в год в среднесрочной перспективе;

- увеличить долю промышленного производства в ВВП Индии с сегодняшних 13 до 22% к 2022 году;

- создать в промышленном секторе 100 млн. дополнительных рабочих мест к 2022 году;

- повысить международную конкурентоспособность индийского промышленного сектора;

- создать подходящие условия для профессионального обучения трудовых ресурсов;

- увеличить добавочную стоимость в производимой продукции и технологическую интенсивность/глубину переработки сырья;

- обеспечить устойчивое развитие экономики без ущерба окружающей среде 10 .

Благодаря новой инициативе, внешняя политика Индии в действительности стала подспорьем ее экономического развития, так как успех ключевой инициативы Н.Моди зависит от способности государственного аппарата привлечь зарубежные инвестиции. Сегодня главная цель Индии, используя слова Арвинды Панагарии, заместителя главы политической комиссии (NITI Aayog), которая пришла на смену знаменитой плановой комиссии, повторить путь своего огромного восточного соседа - КНР и через 10-15 лет добиться таких же успехов 11 . Время покажет, реализуется ли данная цель на практике, однако генеральная линия выбрана, и внешнеполитический аппарат Нью-Дели получил прямые и четкие указания, а не расплывчатые принципы. При неизменности задач Н.Моди значительно пересмотрел подходы к их выполнению в сравнении с предыдущей администрацией, сделал внешнеполитический курс Индии более осмысленным и цепким. Н.Моди дал ясно понять, что будет сотрудничать с любой страной, которая готова помочь Индии, причем принимать эту помощь он намерен без оглядки на третью сторону.

Прежде чем перейти непосредственно к выводам, нельзя не упомянуть еще об одной концепции, которую выделил ведущий международный специалист по внешней политике Индии Си Раджа Мохан и которая также имеет огромный объяснительный потенциал. Он разделил всю внешнюю политику Индии на три стратегических кольца:

- в пределах первого кольца, охватывающего ее непосредственных соседей, Дели добивается первенства и права вето на вмешательство со стороны третьих стран;

- в границах второго кольца, которое включает в себя так называемое расширенное соседство в Азии и вдоль побережья Индийского океана, Индия стремится уравновешивать влияние других держав и не позволять им ущемлять ее интерес;

- в третьем кольце, представляющем собой всю мировую арену, Индия пытается занять место одной из великих держав, ключевого игрока в вопросах международного мира и безопасности 12 .

Концепция Си Раджи Мохана вносит географический аспект во внешнеполитическую стратегию Индии и помогает определить примерную шкалу региональных приоритетов Нью-Дели.

Таким образом, учитывая все вышеперечисленное, можно выделить общие положения внешнеполитической стратегии Индии на современном этапе:

- индийские элиты исходят из предположения, что противоречия между двумя главными центрами силы современности продолжают расти. Н.Моди продолжает полагать, что Индия не должна быть втянута в противостояние между США и КНР, так как это помешает ей реализовать цели экономического развития, а также значительно ухудшит ситуацию в сфере национальной безопасности. Однако Нью-Дели не готов ограничивать экономические контакты с любой из сторон в угоду третьей;

- принципиальным интересом для Индии является развитие контактов с приоритетными региональными организациями (АСЕАН, ЕС, СААРК) и крупными державами (Россией, Японией, Австралией), что, во-первых, поможет привлечь дополнительные инвестиции в экономику Индии, во-вторых, создаст сложную систему коалиций и договоренностей с целью хеджирования своих экономических и политических рисков;

- кроме того, индийская внешняя политика продолжает преследовать цели усиления своего влияния в домашнем регионе Южной Азии, отстаивания своих интересов по региональным и международным вопросам на глобальной арене, а также становления в качестве глобального игрока.

Последние два года для России были крайне тяжелыми и одновременно показательными в отношении прочности внешнеполитических связей и контактов с ключевыми партнерами. Индия успешно прошла проверку как при старом, так и новом правительстве, которое сменило коалицию во главе с Индийским национальным конгрессом в мае 2014 года.

Отношения с Россией продолжают оставаться приоритетными для Индии, что было в очередной раз продемонстрировано присутствием Президента Индии П.Мукерджи на торжественном параде 9 мая 2015 года и участием индийских войск в праздничном мероприятии на Красной площади, а также проведением традиционного саммита лидеров наших стран.

Учитывая наблюдающуюся активизацию Индии на международной арене и важность данного направления для нашей страны, могут быть даны следующие рекомендации в проведении российского внешнеполитического курса для дальнейшего развития двусторонних отношений:

- не рассматривать сближение Индии с США, которое наблюдается на большинстве треков двустороннего сотрудничества, в качестве смещения Нью-Дели в сферу влияния Вашингтона. Индия не заинтересована в выстраивании союзнических отношений с США в позиции ведомого, тем более на поводке;

- реальным шагом в сторону увеличения экономического сотрудничества и дальнейшего развития торговых связей могло бы стать подписание соглашения о зоне свободной торговли с Нью-Дели;

- активнее вести просветительскую работу с российским бизнесом насчет индийских реалий и искать возможности по установлению деловых контактов индийских и российских предпринимателей для совместного извлечения прибыли;

- чаще подчеркивать не только совпадение позиций России и КНР по многим вопросам, но и идентичность подходов Москвы и Нью-Дели по большинству проблем международной и региональной повесток дня. Акцентировать внимание прессы на позитивной роли Индии и ее поддержке России по многим международным вопросам;

- вести постоянную работу с индийской общественностью с акцентом на историческую взаимопомощь двух стран и роль СССР в становлении индийской государственности. С учетом того что 2/3 населения составляет молодежь, которая просто не застала эти времена, активизировать просветительскую деятельность крайне важно;

- способствовать увеличению контактов между народами Индии и России; активнее проводить двусторонние научные конференции как в Москве, так и Нью-Дели; увеличить количество студенческих обменов; расширить квоты для обучения индийских студентов в России.

Имплементация данных положений могла бы способствовать активизации диалога и еще более тесному сотрудничеству сторон на долгие годы вперед.

3 Лунев С.И. Внешняя политика Индии и воздействие на нее внутренних факторов // Вестник МГИМО-Университета. 2010. №1. С. 189-190.

4 Белокреницкий В.Я. Южная Азия: новые возможности и риски для России // Внешняя политика России 2000-2020: Научное издание в 3 томах / Отв. редактор И.С.Иванов. РСМД. М.: Аспект Пресс, 2012. Т. 1. С. 169.


Индийская экономика продемонстрировала динамичный рост в последние годы, чему способствовали выгодные условия торговли, положительная роль политики, включая осуществление ключевых структурных реформ, и снижение внешней уязвимости. Китай воспринимается в Индии как главный внешнеполитический и стратегический противник, поскольку Индия стремиться выйти на мировой рынок. На данный момент Индия также не стремится устанавливать тесные отношения с США, так как возможен антагонизм в отношениях с Китаем.

Ключевые слова: Индия, экономика, взаимоотношения с Китаем, США.

Действия Индии на международной арене после 2015 года многим показались хаотичными. Однако, как оказалось, страна просто меняет свои внешнеполитические задачи и приоритеты.

На протяжении многих столетий Индия находилась во владении британской империи и лишь в 1947 году приобрела независимость. Расцвет Индии как успешного государства начался в период разрушения экономических устоев 1990 годов. Для Индии это послужило началом новых экономических реформ, для остальных же началом серьезной дискуссии о месте и роли этой страны в мире.

В настоящее время индийская экономика одна из самых быстрорастущих в мире. Свидетельством тому является прогнозируемый Всемирным Банком рост экономики до 8 % к 2018–2019 финансовому году [1].

Индия обладает сложной структурой экономики, в рамках которой сочетаются как традиционные, так и современные ее элементы. В стране завершается переход от экономики автаркического типа к открытой рыночной экономике, интегрированной в мировой рынок. Приватизация государственных предприятий, уменьшение влияния государственного сектора в различных сферах производства, снижение государственного контроля за иностранной торговлей и инвестициями — все это позволило Индии в 2015 году стать седьмой страной по величине номинального ВВП и третей по величине ППС в мире. По темпам роста страна входила в 10 % наиболее динамично развивающихся стран мира.

Существенным преимуществом Индии является высокая численность трудоспособного населения: в 2016 г. оно превысило 500 млн человек, что соответствует второму месту в мире. По официальным данным безработица на 2016 год составляет 6 %, однако по данным экспертов ее показатели значительно превышают отметку 10 %, прежде всего, за счет скрытой безработицы и неполной занятости.

Основная цель, которую Индия видит сегодня, это в первую очередь поддержание высоких темпов экономического роста и модернизация экономики, что позволит в будущем решить многочисленные проблемы, стоящие перед страной, среди которых — создание рабочих мест и устранение крайней бедности [2].

К основным конкурентным преимуществами экономики Индии относят:

– молодое население и высокая численность трудоспособного населения;

– высокая доля трудоспособного населения, владеющая английским языком;

– высокий уровень инвестирования в экономику.

Но в индийской экономике отмечают и недостатки, а именно: высокий уровень бедности населения, низкий уровень развития инфраструктуры, отсутствие качественного уровня образования в сельских районах, вследствие дефицита бюджета — недофинансирование государством сектора образования и здравоохранения, дискриминация по отношению к женской половине населения.

Индийская экономика развита крайне неравномерно, в ее структуре присутствуют диспропорции между численностью работников, занятых в отдельных секторах экономики, и объемами произведенного в них ВВП. Так, структура ВВП включает в себя три больших сектора: услуги, промышленность и сельское хозяйство.

В последние годы именно сектор услуг Индия стремительно развивает. К основным отраслям сектора услуг, демонстрирующим наибольший рост и оцениваемым другими странами как весьма перспективные, относятся: ИТ-услуги и ИКТ (информационные услуги, разработка ПО, интеграционные информационные системы, Интернет-услуги, информационная безопасность и цифровой контент); финансовые услуги (развитие микро-предприятий, научные инновации, трансграничные операции, онлайн-торговля, разработка новых финансовых моделей). Вклады ИТ-компаний в Банглалоре, Тривандруме и Ченнаи превышают отметки в 9 % от ВВП. Ключевым элементом данного сектора является сеть технопарков, деятельность которых направлена на развитие высокотехнологичного экспорта.

К числу своих главных внешнеполитических интересов, которые определяются задачами экономического развития страны, Индия относит обеспечение доступа к энергетическим и сырьевым ресурсам, защиту интересов миллионов индийских граждан, работающих за рубежом; поддержание свободы морского судоходства, защиту индийских зарубежных инвестиций, обеспечение свободы торговли.

В новой международной обстановке на место прежней концепции неприсоединения, целью которой было не оказаться вовлеченной в противоборство двух сверхдержав, пришла политика продуманного использования сложной системы коалиций и договоренностей в условиях, когда новые сверхдержавы — США и Китай — вряд ли будут способны обеспечить полное доминирование в мире, как это было в период холодной войны. При этом ключевой задачей Индии является создание ситуации, когда ни одно государство не сможет оказывать на нее нежелательное влияние или вынуждать ее действовать вопреки собственным интересам.

Важнейшим внешнеполитическим ресурсом и уникальным преимуществом Индии считается сложившееся во всем мире мнение, что Индия никому не угрожает и не стремится к экспансии. Задачей индийской внешней политики является максимально активное использование в своих интересах этого глобального консенсуса. Оборотной стороной медали является мнение об Индии как о стране, которая проявляет пассивность во внешней политике и не склонна причинять никому ущерба даже в том случае, если ее интересы серьезно ущемляются.

Отношения с Азиатским регионом рассматривается индийскими стратегами как зона, представляющая наибольшие экономические возможности для Индии как с точки зрения развития торговых отношений, так и в качестве важнейшего источника инвестиций в индийскую экономику.

Главным полем своей дипломатической активности в регионе Индия считает активную работу в максимальном количестве формирующихся в АТР экономических и политических международных организаций. Основная борьба за влияние в Азии будет разворачиваться как раз вокруг того, кто и в каких именно организациях будет состоять.

С учетом того, что Азия остается полем для соперничества между Китаем, имеющим здесь несопоставимое с другими странами экономическое и стратегическое влияние, и США, стремящимися сохранить значимую роль в АТР, многие азиатские страны рассчитывают, что Индия будет играть более существенную экономическую и стратегическую балансирующую роль в регионе. Индийские эксперты предлагают активнее использовать появляющийся в связи с этим дополнительный политический ресурс для развития связей с азиатскими странами, значимость которого до сих пор в полной мере не учитывалась. При этом отмечается, что для получения стратегических преимуществ в азиатском регионе Индии необходимо наращивать свой военно-морской потенциал.

Китай воспринимается в Индии как главный внешнеполитический и стратегический противник, поскольку является единственной страной, непосредственно покушающейся на индийское геополитическое пространство. Причем индийские эксперты предполагают, что экономическое и военное отставание Индии от Китая будет возрастать.

В политической сфере Индия опасается вступать в прямую конфронтацию с Китаем. Они исходят из того, что в настоящий момент Китай не рассматривает Индию как угрозу своим интересам, но допускает, что в союзе с другими потенциальными противниками Китая она могла бы создавать проблемы для КНР. В этих условиях задачей индийской дипломатии является создание диверсифицированной сети отношений с несколькими великими державами, которая вынудит Китай проявлять сдержанность в отношениях с Индией. При этом ей необходимо избегать таких партнерских отношений, которые могли бы быть восприняты Китаем как представляющие угрозу.

Признавая, что Индии вряд ли удастся быстро переломить тенденцию к нарастанию дефицита в двусторонней торговле с Китаем, избавиться от зависимости от китайского импорта и изменить неблагоприятную для себя структуру торговли (экспорт ресурсов в обмен на готовую продукцию), предлагается, по крайней мере, добиваться от Китая политических уступок в интересующих Индию областях как компенсации за выгоды, получаемые КНР от экономических связей с Индией. Большой проблемой в Индии считают и чрезмерную вовлеченность в двусторонние экономические связи китайских госкомпаний, которые благодаря поддержке китайских госбанков с легкостью выигрывают тендеры по крупнейшим индийским инфраструктурным проектам. Не имея возможности бороться с этой тенденцией, Индия, по мнению экспертов, могла бы хотя бы обусловливать допуск китайцев к крупным проектам разного рода экономическими и торговыми уступками.

Союзнические отношения с США, если бы они были установлены, несли бы в себе риск того, что Индия может оказаться пострадавшей стороной в случае, если американо-китайские отношения по каким-то тактическим соображениям станут улучшаться. Также непонятно, как поведут себя США в случае, если возникнут угрозы интересам Индии со стороны Китая. Кроме того, Индия абсолютно не заинтересована в том, чтобы преждевременно наращивать антагонизм в отношениях с КНР.

К числу факторов, препятствующих установлению союзнических отношений с США, индийские эксперты относят то, что американцы обычно излишне требовательны к своим союзникам и в то же время с возмущением относятся к их встречным пожеланиям и требованиям. Кроме того, исторический опыт показывает, что страны, вступавшие в формальные союзы с США, сталкивались с постепенной утратой собственной стратегической автономности. Поэтому, делая вывод, можно сказать, что для обеих стран лучше быть друзьями, чем союзниками.

В принципе индийские стратеги считают полезным проявлять заинтересованность в развитии партнерских отношений с великими державами. Однако наибольшие преимущества, по их мнению, можно получить именно от дипломатических игр вокруг перспектив стать чьим-либо потенциальным партнером. Это позволяет получить влияние как на страны, которые ищут дружбы с Индией, так и на те государства, против кого это партнерство может быть направлено.

Основные термины (генерируются автоматически): Китай, США, Индий, индийская экономика, Индия, КНР, отношение, Индийский океан, мировой рынок, трудоспособное население.

Читайте также: