Международные конвенции по охране окружающей среды кратко

Обновлено: 07.07.2024

К основным международным конвенциям, ратифицированным Россией, требования которых необходимо учитывать, относятся следующие:

Конвенция о стойких органических соединениях (принята 22 мая 2001 года в г.Стокгольме (Швеция), вступила в силу 17 мая 2004 г.). Конвенция направлена на постепенную минимизацию и последующее прекращение производства всех преднамеренно продуцируемых стойких ограниченных загрязнителей (СОЗ), к которым относятся ДДТ (дихлор-дифенил-трихлорэтан), алдрин, диэлдрин, эндрин, хлордан, мирекс, токсафен, гептахлор, ПХБ (полихлорбифенилы), ГХБ (гексахлорбензол), ПХДД (полихлордибензодиоксины), ПХДФ (полихлордибензофураны). К настоящему времени Россия подписала (22 мая 2002 г.), и ратифицировала Конвенцию (27 июня 2011 года).

Венская конвенция об охране озонового слоя (принята 22 марта 1985 г. в г. Вена (Австрия), вступила в силу 22 сентября 1988 г.) и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (Принят 16 сентября 1987 в г. Монреале (Канада), вступил в силу 1 января 1989 г.). Венская конвенция по защите озонового слоя предполагает, что национальная политика подписавших ее стран должна быть направлена на снижение отрицательных воздействий на озоновый слой планеты. Монреальский протокол уточняет и дополняет Конвенцию, определяя, что каждый последующий период двенадцати месяцев расчетный уровень потребления регулируемых веществ группы ХФУ в конкретной стране не должен превышать расчетный уровень ее потребления в 1986 году. Россия подписала и ратифицировала как Венскую конвенцию (подписала 2 марта 1985 г., ратифицировала 18 июня 1986 г.), так и Монреальский протокол (подписала 29 декабря 1987 г., ратифицировала 10 ноября 1988 г.).

Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК) (принята 14 июня 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия), вступила в силу 21 марта 1994 г.) и Киотский протокол (Принят 10 декабря 1997 в г. Киото (Япония), вступил в силу 16 февраля 2005 г.). Конвенция связывает страны-стороны Конвенции обязательствами главным образом по сокращению своих выбросов и по принятию мер для возвращения к тем уровням выбросов, которые у них были в 1990 году. Киотский протокол к РКИК зафиксировал определенные количественные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов для промышленно развитых стран и стран с переходной экономикой, к которым относится Россия.

Россия также является участником Международной Организации Труда (МОТ), занимающейся регулированием трудовых отношений, К основным конвенциям, отражающим основные принципы МОТ в области охраны труда (свобода объединения и права на ведение коллективных переговоров, запрет дискриминации в трудовых отношениях, искоренение принудительного труда и запрет детского труда), которые она ратифицировала, относятся следующие:

o Конвенция C29 о принудительном труде – 23 июня 1956 [4] ;

o Конвенция C105 о запрете принудительного труда – 2 июля 1998.

o Конвенция C87 о свободе ассоциаций и защите права на создание организаций – 10 августа 1956;

o Конвенция C98 о праве на организацию и заключение коллективных договоров – 10 августа 1956.

o Конвенция C100 о равном вознаграждении – 10 августа 1956;

o Конвенция C111 о дискриминации в области найма и труда – 4 мая 1961.

o Конвенция C138 о минимальном возрасте для приема на работу – 3 мая 1979;

o Конвенция C182 о наихудших формах детского труда – 25 марта 2003.

К основным международным конвенциям, ратифицированным Россией, требования которых необходимо учитывать, относятся следующие:




Конвенция о стойких органических соединениях (принята 22 мая 2001 года в г.Стокгольме (Швеция), вступила в силу 17 мая 2004 г.). Конвенция направлена на постепенную минимизацию и последующее прекращение производства всех преднамеренно продуцируемых стойких ограниченных загрязнителей (СОЗ), к которым относятся ДДТ (дихлор-дифенил-трихлорэтан), алдрин, диэлдрин, эндрин, хлордан, мирекс, токсафен, гептахлор, ПХБ (полихлорбифенилы), ГХБ (гексахлорбензол), ПХДД (полихлордибензодиоксины), ПХДФ (полихлордибензофураны). К настоящему времени Россия подписала (22 мая 2002 г.), и ратифицировала Конвенцию (27 июня 2011 года).

Венская конвенция об охране озонового слоя (принята 22 марта 1985 г. в г. Вена (Австрия), вступила в силу 22 сентября 1988 г.) и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (Принят 16 сентября 1987 в г. Монреале (Канада), вступил в силу 1 января 1989 г.). Венская конвенция по защите озонового слоя предполагает, что национальная политика подписавших ее стран должна быть направлена на снижение отрицательных воздействий на озоновый слой планеты. Монреальский протокол уточняет и дополняет Конвенцию, определяя, что каждый последующий период двенадцати месяцев расчетный уровень потребления регулируемых веществ группы ХФУ в конкретной стране не должен превышать расчетный уровень ее потребления в 1986 году. Россия подписала и ратифицировала как Венскую конвенцию (подписала 2 марта 1985 г., ратифицировала 18 июня 1986 г.), так и Монреальский протокол (подписала 29 декабря 1987 г., ратифицировала 10 ноября 1988 г.).

Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК) (принята 14 июня 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия), вступила в силу 21 марта 1994 г.) и Киотский протокол (Принят 10 декабря 1997 в г. Киото (Япония), вступил в силу 16 февраля 2005 г.). Конвенция связывает страны-стороны Конвенции обязательствами главным образом по сокращению своих выбросов и по принятию мер для возвращения к тем уровням выбросов, которые у них были в 1990 году. Киотский протокол к РКИК зафиксировал определенные количественные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов для промышленно развитых стран и стран с переходной экономикой, к которым относится Россия.

Россия также является участником Международной Организации Труда (МОТ), занимающейся регулированием трудовых отношений, К основным конвенциям, отражающим основные принципы МОТ в области охраны труда (свобода объединения и права на ведение коллективных переговоров, запрет дискриминации в трудовых отношениях, искоренение принудительного труда и запрет детского труда), которые она ратифицировала, относятся следующие:

o Конвенция C29 о принудительном труде – 23 июня 1956 [4] ;

o Конвенция C105 о запрете принудительного труда – 2 июля 1998.

o Конвенция C87 о свободе ассоциаций и защите права на создание организаций – 10 августа 1956;

o Конвенция C98 о праве на организацию и заключение коллективных договоров – 10 августа 1956.

o Конвенция C100 о равном вознаграждении – 10 августа 1956;

o Конвенция C111 о дискриминации в области найма и труда – 4 мая 1961.

o Конвенция C138 о минимальном возрасте для приема на работу – 3 мая 1979;

Многосторонние договоры, конвенции и соглашения, по которым Минприроды России определено головным ведомством:

Конвенция о водно-болотных угодиях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция)

Конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Лондонская конвенция)

Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС)

Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базельская конвенция)

Венская конвенция об охране озонового слоя, Вена, 1985 г. и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой

Соглашение о сотрудничестве в области изучения, разведки и использования минерально-сырьевых ресурсов

Многосторонние договоры, конвенции и соглашения, по которым МПР России поручено прорабатывать вопрос об их ратификации (принятии, одобрении или присоединении), а также в которых Министерство участвует по вопросам, относящимся к его компетенции:

Конвенция ЕЭК ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решения и доступе к правосудию по вопросам окружающей среды (Орухусская конвенция)

Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле

Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Королевства Бельгии о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (рамочное соглашение)

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгария о сотрудничестве в области охраны окружающей среды

Меморандум о намерениях по развитию сотрудничества в области охраны окружающей среды между Российской Федерации и Республикой Боливией

Меморандум о намерениях по вопросу развития сотрудничества в области охраны окружающей среды между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Бразилией

Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (рамочное соглашение)

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгерской Республики о сотрудничестве в области охраны окружающей

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германии о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (рамочное соглашение)

Меморандум о договоренности по сотрудничеству между Комитетом Российской Федерации по геологии и использованию недр и Федеральным институтом по геологическим наукам и природным ресурсам Германии

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Дании о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (рамочное соглашение)

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о сотрудничестве в области охраны окружающей среды и природных ресурсов (рамочное соглашение)

Протокол о намерении по сотрудничеству в области лесного хозяйства между Федеральной службой лесного хозяйства России и Министерством Созидательного Джихада Исламской Республики Иран

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испании о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (рамочное соглашение)

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Канады о сотрудничестве по вопросам окружающей среды (рамочное соглашение)

Меморандум о взаимодействии между Министерством природных ресурсов Российской Федерации и министерством природных ресурсов Канады по сотрудничеству в области геологии

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (рамочное соглашение)

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством КНР о совместной охране лесов от пожаров

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством КНР о сотрудничестве в совместном освоении лесных ресурсов

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством КНР о сотрудничестве в области исследования и использования Мирового океана

Соглашение между Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Министерством земли и природных ресурсов КНР о сотрудничестве в области геологии и использования недр

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (рамочное соглашение)

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея об охране перелетных птиц

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о сотрудничестве в области охраны окружающей среды

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Македонии о сотрудничестве в области охраны окружающей среды

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о сотрудничестве в области охраны окружающей среды

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии по охране и использованию трансграничных вод

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о сотрудничестве в области геологического изучения и освоения недр

Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в области охраны окружающей среды между Министерством природопользования и охраны окружающей среды Союза Советских Социалистических Республик и Министерством жилищного строительства, территориального планирования и окружающей среды Нидерландов, Министерством сельского хозяйства, природопользования и рыболовства Нидерландов, Министерством транспорта, общественных работ и водного хозяйства Нидерландов

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (рамочное соглашение)

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Польши о сотрудничестве в области охраны окружающей среды

Соглашение между Правительством Российской Федерации и бывшим Союзным Правительством Союзной Республики Югославия о сотрудничестве в области охраны окружающей среды

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Словацкой Республики о сотрудничестве в области охраны окружающей среды

Меморандум о сотрудничестве в области охраны окружающей среды между Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Министерством экологии Сирийской Арабской Республики

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве в области охраны окружающей среды и природных ресурсов (рамочное соглашение)

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (рамочное соглашение)

Соглашение между Правительством СССР и Правительством Финляндской Республики о пограничных водных системах

Рамочное соглашение о координации Российско – финляндской программы развития устойчивого лесного хозяйства и сохранения биоразнообразия на Северо-Западе России

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области охраны (Франция) охраны окружающей среды

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Швейцарским Федеральным Советом о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (рамочное соглашение)

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеция о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (рамочное соглашение)

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о сотрудничестве в области охраны окружающей среды

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о сотрудничестве в области охраны и рационального использования трансграничных вод

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Южно-Африканской Республики о сотрудничестве в области разведки, добычи, переработки и обогащения полезных ископаемых

Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Японии (рамочное соглашение)

Конвенция между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Японии об охране перелетных птиц и птиц, находящихся под угрозой исчезновения, и среды их обитания

Соглашение между Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Министерством охраны природы Республики Армения о сотрудничестве в области использования недр и водных ресурсов

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области охраны окружающей природной среды

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь по охране и рациональному использованию трансграничных водных объектов

Соглашение о сотрудничестве между Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь

Соглашение между Правительством Российской Федерацией и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области охраны окружающей среды

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о сотрудничестве в области охраны окружающей природной среды

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины по выполнению Соглашения о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов

Соглашение между Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Министерством экологии и природных ресурсов Украины о сотрудничестве в области изучения, воспроизводства и использования минерально-сырьевых ресурсов

· Парижская Конвенция 1902 года, посвященная охране птиц, полезных для сельского хозяйства. Эта Конвенция впоследствии была пересмотрена и дополнена Международной конвенцией по защите птиц, подписанной в 1950 году.

· Современная система международной охраны окружающей среды начинается с Конференции ООН, прошедшей в Стокгольме в 1972 году, хотя некоторые международные экологические соглашения, в частности, по охране морской среды, были подписаны еще до этой конференции. Однако именно после Стокгольмской конференции активизировалась нормотворческая деятельность по охране окружающей среды на национальном и международном уровнях.

· Стокгольмская конференция привела к созданию ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде). В настоящее время эта организация выполняет административные функции по семи крупным конвенциям, а также по ряду региональных соглашений.

· Подписанная в Женеве (Швейцария) Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года обязывает участников не прибегать к военному или иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду (преднамеренному управлению природными процессами — динамики, состава или структуры Земли, включая ее биоту, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космического пространства), которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов нане­сения ущерба или причинения ущерба другому государству.

· В 1991 году под эгидой Европейской Экономической Комиссии ООН в Эспо (Финляндия) была подписана Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

· Европейская Экономическая Комиссия ООН также инициировала подписание в 1998 году в Орхусе (Дания) Конвенции о доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

(по идее то что дальше это уже уточнение, я ХЗ как правильно, в инете них нормального нету, а в ее книге вообще забили на эту статью)

Охрана водной среды

· Универсальные (глобальные) международно-правовые нормы, относящиеся к защите морской среды от загрязнения с судов, морских установок и сооружений и летательных аппаратов содержатся в Конвенции ООН по морскому праву, Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78), ‎Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года, Конвенции относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 года, Международной конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года и других морских конвенциях.

· Кроме этого имеется ряд региональных конвенций, обеспечивающих защиту морской среды отдельных морей и частей Мирового океана от загрязнения из различных источников.

· В 1974 году в Хельсинки была заключена Конвенция по защите природной морской среды района Балтийского моря, пересмотренная в 1992 году.

· В Кувейте (Кувейт) в 1978 году была подписана Региональная конвенции о сотрудничестве по защите морской среды от загрязнения, а в 1982 году в Джедде (Саудовская Аравия) — Региональная конвенция по сохранению окружающей среды Красного моря и Аденского залива.

· Были приняты также следующие региональные конвенции;

· Конвенция о защите и развитии морской среды и побережья Средиземного моря 1976 года в Барселоне (Испания);

· Конвенция о защите морской среды и прибрежных районов юго-восточной части Тихого океана 1981 года в Лиме (Перу);

· Конвенция о сотрудничестве по защите и развитию морской среды и побережья западной и центральной части Африки 1981 года в Абиджане (Кот Д'Ивуар);

· Конвенция о защите и развитии морской среды региона Карибского моря 1983 года в Картагена де Индиас (Колумбия);

· Конвенция о защите, управлении и развитии морской и прибрежной среды региона Восточной Африки 1985 года в Найроби (Кения)

· Конвенция о защите природных ресурсов и окружающей среды южной части Тихого океана 1986 года в Нумеа (Новая Каледония);

· Конвенция о защите морской среды в районе Северо-Восточной Атлантики (OSPAR) 1992 года в Париже (Франция);

· Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения 1992 года в Бухаресте (Румыния).

· В 2003 году в Тегеране (Иран) была подписана Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря, дополненная Протоколом в 2011 году.

· В рамках Программы региональных морей ЮНЕП принимаются планы действий, посвященных мероприятиям по охране морской среды в различных регионах, в том числе охваченных вышеперечисленными конвенциями.

· Защите пресноводных водных путей и водоемов посвящена Конвенция о защите и использовании трансграничных водных путей и международных озер, подписанная в Хельсинки (Финляндия) в 1992 году.

Охрана воздушной среды, озонового слоя и климата

· Заключенный в Москве (СССР) Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 года, предусматривающий соответствующие ограничения режима испытаний ядерного оружия, исключал важный вид загрязнения атмосферы и вод Мирового океана.

· С середины 80-х годов прошлого века принимаются меры по защите озонового слоя Земли. В 1985 году в Вене (Австрия) была принята Конвенция по защите озонового слоя. В 1987 году Конвенцию дополнил Монреальский протокол относительно веществ, приводящих к истощению озонового слоя. В нем предусматриваются ограничения на производство веществ, разрушающих озоновый слой.

· В 1992 году под эгидой ООН на конференции в Рио-де-Жанейро (Бразилия) была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата, участниками которой к настоящему времени являются свыше 180 государств, а в 1997 году в Киото (Япония) Протокол к ней (Киотский протокол), обязывающий развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов. В 2011 году действие Киотского протокола было продлено на 5 лет.

· Европейская Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 года, подписанная в Женеве (Швейцария), вступила в силу в 1983 году[7]. К Конвенции были приняты дополняющие ее протоколы:

· Протокол о борьбе с подкислением, эвтрофикацией и приземным озоном 1999 года;

· Протокол по стойким органическим загрязнителям 1998 года;

· Протокол по тяжелым металлам 1998 года;

· Протокол относительно дальнейшего сокращения серы 1994 года.

· Протокол об ограничении выбросов летучих органических соединений или их транспортных потоков 1991 года;

· Протокол об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков 1988 года;

· Протокол о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков по меньшей мере на 30 процентов 1985 года;

· Протокол касающийся долгосрочного финансирования совместной программы наблюдения и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие расстояния в Европе (ЕМЕП) 1984 года.

Охрана флоры, фауны и экосистем

· Конвенция о защите растений, предусматривающая совместные действия в борьбе с занесением и распространением болезней и вредителей растений и растительных продуктов и принятие мер в этих целях, была подписана в Риме (Италия) в 1951 году.

· На I Конференции ООН по морскому праву в Женеве (Швейцария) в 1958 году была заключена Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря, положения которой были дополнены впоследствии нормами Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, посвященными охране живых ресурсов.

· Рамсарская конвенция, полностью именуемая Конвенцией о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, была принята в Рамсаре (Иран) в 1971 году.

· Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года предусматривала сотрудничество государств, в частности, в области охраны имеющих особое значение природных комплексов и мест обитания исчезающих видов животных и растений.

· Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения 1973 года предусматривает различные степени защиты для более чем 33 000 видов животных и растений.

· Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных 1979 года посвящена сохранению наземных и морских мигрирующих животных, а также мигрирующих птиц по всему ареалу их обитания.

· Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания 1979 года предусматривает меры по охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе.

· Конвенция о биологическом разнообразии 1992 года направлена на сохранение биологического разнообразия и сотрудничество в использовании его компонентов.

· Конвенция по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке 1994 года посвящена улучшению плодородия и восстановлению почв, охране и рациональному использованию земли и водных ресурсов.

· Кроме того, существует ряд конвенций и соглашений, посвященных сохранению отдельных видов в ареалах их обитания. Таковы, например, Соглашение по cохранению китообразных в Чёрном и Средиземном морях, а также прилегающей области Атлантики (ACCOBAMS) и Соглашение по cохранению малых китообразных Балтийского моря, северо-восточной Атлантики, Ирландского и Северного морей (ASCOBANS).

Охрана пространств за пределами национальной юрисдикции

· Кроме этого, применительно к Антарктике действуют две конвенции: Конвенция о сохранении антарктических тюленей и Конвенция о сохранении антарктических морских живых ресурсов (см.предыдущий раздел).

· Эта область международного права охраны окружающей среды содержит нормы, относящиеся к контролю за опасными веществами и отходами, их трансграничной перевозке, предотвращению незаконного международного оборота и экологически безопасному удалению. Этим задачам, в частности, посвящены следующие международные конвенции и соглашения:

· Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов, заключенное в Женеве (Швейцария) в 1957 году;

· Международный кодекс поведения ФАО в области распределения и использования пестицидов, подписанный в Риме (Италия) в 1985 году;

· Конвенция о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов, заключенная в Базеле (Швейцария) в 1989 году;

· Конвенция о запрещении импорта в Африку и контроле за трансграничными перевозками и управлении опасными отходами в Африке, заключенная в Бамако (Мали) в 1991 году;

· Конвенция о запрещении импорта в страны Форума тихоокеанских островов опасных и радиоактивных отходов и контроле за трансграничными перевозками и управлении опасными отходами в южной части Тихого океана, подписанная в Вайгани (Папуа — Новая Гвинея) в 1995 году;

· Конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле, подписанная в Роттердаме (Нидерланды) в 1998 году;

· Европейское соглашение о перевозке опасных грузов по внутренним водным путям, подписанное в Женеве (Швейцария) в 2000 году;

· Конвенция о стойких органических загрязнителях, подписанная в Стокгольме (Швеция) в 2001 году.

Российская Федерация и ее участие в международном сотрудничестве

· Российская Федерация является участницей, в частности, следующих из перечисленных в предыдущих разделах соглашений:

· Конвенция по защите природной морской среды района Балтийского моря (c 1974 года);

· Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом, в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция)(с 1976 года);

· Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения (с 1976 года);

· Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (c 1979 года);

· Конвенция по защите озонового слоя и Монреальский протокол (с 1986 и 1988 года, соответственно);

· Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения (с 1992 года);

· Конвенция о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов (c 1994 года);

· Конвенция о биологическом разнообразии (с 1995 года);

· Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспо, с 1997 года);

· Протокол между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики об охране тигра (Пекин, 1997 год);

· Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря (c 2003 года);

· Киотский протокол по ограничению парникового эффекта (Япония, Киото). Ратифицирован Россией в 2004 году. Вступил в силу 16 февраля 2005 года;

· Конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле (c 2011 года);

· Конвенция о стойких органических загрязнителях (с 2011 года).

· Кроме этого, Российская Федерация - участница Конвенции ООН по морскому праву, Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78), ‎Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года, Конвенции относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 года, Международной конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года и ряда других морских конвенций.

· Российская Федерация — наблюдатель в:

· Конвенции об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе 1979 года;

· Конвенции по сохранению мигрирующих видов диких животных 1979 года.

151. Экологические воспитание, образование и культура.

Вместе с социально-гуманитарным образованием экологическое образование в современных условиях призвано способствовать формированию у людей нового экологического сознания, помогать им в усвоении таких ценностей, профессиональных знаний и навыков, которые содействовали бы выходу России из экологического кризиса и движению общества по пути устойчивого развития.

экологическое воспитание призвано формировать активную природоохранную позицию. Экологическое воспитание, по Н. Ф. Реймерсу (1992), достигается с помощью комплекса природоохранного и экологического обучения, включающего воспитание в узком смысле слова, школьное и вузовское экологическое просвещение, пропаганду экологического мировоззрения.

Основные цели экологического воспитания в современных условиях, провозглашенные в самых различных манифестах, кодексах, сводах и т. д., могут быть сведены к следующим постулатам, которые должны быть осознаны, поняты и признаны всеми:

· всякая жизнь самоценна, уникальна и неповторима; человек ответственен за все живое;

· Природа — была и всегда будет сильнее человека. Она вечна и бесконечна. Основой взаимоотношения с Природой должна стать взаимопомощь, а не противоборство;

· чем более разнообразна биосфера, тем она устойчивее;

· призрак экологического кризиса стал грозной явью; человек оказывает на природную среду недопустимое по масштабам дестабилизирующее воздействие;

· сложившийся в массовом сознании в течение многих лет антропоцентрический тип сознания должен быть вытеснен новым видением мира — экоцентрическим;

· люди должны быть ориентированы и готовы к радикальному изменению системы ценностей и поведения, а именно, к отказу от переупотребления (для развитых стран), от установки на многодетную семью (для развивающихся стран) и от экологической безответственности и вседозволенности.

Конечно, одного экологического мышления при решении природоохранных работ будет мало, если оно не опирается на прочную экономическую основу. Но, с другой стороны, возможно ли осуществить концепцию экологически устойчивого развития, при котором экономика должна развиваться наряду, вместе с экологией, людьми, у которых сформировался антропоцентрический тип экологического сознания?

Высшей стадией экологизации сознания является экологическая культура, под которой понимают весь комплекс навыков бытия в контакте с окружающей средой. Все большее число ученых и специалистов склоняются к мнению, что преодоление экологического кризиса возможно лишь на основе экологической культуры, центральная идея которой: совместное гармоническое развитие природы и человека и отношение к природе не только как к материальной, но и как к духовной ценности. Российские ученые В. И. Данилов-Данильян и К. С. Лосев (1996) утверждают, что человеку надо думать не об управлении эволюцией, а об управлении самим собой, что означает прежде всего следование законам Природы. Человек должен осознать свою роль в биосфере как одного из видов, который, как и все остальные, обязан подчиняться законам развития биосферы.

ЖЕНЕВСКИЙ ПРОТОКОЛ К КОНВЕНЦИИ О ТРАНСГРАНИЧНОМ ЗАГРЯЗНЕНИИ ВОЗДУХА НА БОЛЬШИЕ РАССТОЯНИЯ, КАСАЮЩИЙСЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОВМЕСТНОЙ ПРОГРАММЫ НАБЛЮДЕНИЯ И ОЦЕНКИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ ВОЗДУХА НА БОЛЬШИЕ РАССТОЯНИЯ В ЕВРОПЕ (ЕМЕП)

ПРОТОКОЛ О СОКРАЩЕНИИ ВЫБРОСОВ ОКИСЛОВ АЗОТА ИЛИ ИХ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ПОТОКОВ К КОНВЕНЦИИ О ТРАНСГРАНИЧНОМ ЗАГРЯЗНЕНИИ ВОЗДУХА НА БОЛЬШИЕ РАССТОЯНИЯ

ХЕЛЬСИНКСКИЙ ПРОТОКОЛ К КОНВЕНЦИИ О ТРАНСГРАНИЧНОМ ЗАГРЯЗНЕНИИ ВОЗДУХА НА БОЛЬШИЕ РАССТОЯНИЯ О СОКРАЩЕНИИ, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ НА 30 %, ВЫБРОСОВ СЕРЫ ИЛИ ИХ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ПОТОКОВ

КОНВЕНЦИЯ ОБ ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В ТРАНСГРАНИЧНОМ КОНТЕКСТЕ (ЭСПО, EIA)

Документы, связанные с подписанием/присоединением к Конвенции Эспо

Имплементация Конвенции Эспо в Республике Беларусь

1. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь является координатором по вопросам реализации положений Конвенции в отношении:

КОНВЕНЦИЯ О БИОЛОГИЧЕСКОМ РАЗНООБРАЗИИ

Документы, связанные с подписанием/присоединением к Конвенции и протоколам

Республиканские органы, ответственные за исполнение положений Конвенции

Минприроды - ответственный орган за выполнение Конвенции в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 28 августа 1995 г. № 470 "О мерах по обеспечению выполнения Республикой Беларусь обязательств, вытекающих из Конвенции о биоразнообразии (Рио-Де-Жанейро, 1992 год)"

НАНБ ответственна за научное обеспечение реализации Конвенции в соответствии с указанным постановлением.

Документы, наработанные с момента подписания/присоединения Республики Беларусь

  • Положение о Республиканской комиссии по проблемам биологического разнообразия и ее состав, утвержденные постановлением КМРБ от 28.08.1995 г. № 470;
  • Национальная стратегия и План действий по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия Республики Беларусь, одобренная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.06.97 г. № 789
  • Первый и Второй Национальные доклады по выполнению Конвенции.

Информация о наиболее важных мероприятиях, в которых приняли участие представители Республики Беларусь

  • Первая Конференция Сторон (Нассау, Багамы 28.11-09.12.1994 г.) - 33 документа и 13 решений;
  • Вторая Конференция Сторон (Джакарта, Индонезия, 6-17.11.1995 г.) - 39 документов и 23 решения;
  • Третья Конференция Сторон (Буэнос-Айрес, Аргентина, 4-15.11.1996 г.) - 117 документов и 27 решений;
  • Четвертая Конференция Сторон (Братислава, Республика Словакия, 4-15.05.1998 г.) - 86 документов и 19 решений;
  • Первая и Вторая внеочередные Конференции Сторон (Картахен, Колумбия и Монреаль, Канада, 22-23.02.1999 г. и 24-28.01.2000 г.) - 24 документа и 3 решения;
  • Пятая Конференция Сторон (Найроби, Кения, 15-26.05.2000) - 112 документов и 29 решений;
  • Шестая Конференция Сторон (Гаага, Нидерланды, 7 - 19.04.2002 г.) - 126 документов и 32 решения.

Органы, отвечающие за исполнение положений Конвенции (секретариат, комитеты, рабочие группы). Ответственные и контактные лица.

Вспомогательный орган по научным, техническим и технологическим консультациям

КОНВЕНЦИЯ О МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ ВИДАМИ ДИКОЙ ФАУНЫ И ФЛОРЫ, НАХОДЯЩИМИСЯ ПОД УГРОЗОЙ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ (СИТЕС)

Дата и место принятия: 03.03.73, Вашингтон

Документы, связанные с подписанием/присоединением к Конвенции и протоколам

  • Республика Беларусь присоединилась к Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Вашингтон, 1973) в соответствии с Постановлением Верховного Совета от 20 декабря 1994 года № 3462— XII.
  • Конвенция CITES для Республики Беларусь вступила в силу с 8 ноября 1995 года (после завершения необходимых процедур).
  • Текст Конвенции опубликован в Ведомостях Верховного Совета Республики Беларусь за 1995 г. (№24 - 25, статьи 339 - 340) и в Сборнике нормативных документов по вопросам охраны окружающей среды (выпуск 16, часть 1, Минск 1997г.)

Республиканские органы, ответственные за исполнение положений Конвенции

Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 3 июля 1995 г. № 350 “О мерах по обеспечению выполнения Республикой Беларусь обязательств, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения” Административным органом по CITES в Республике Беларусь определено Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Научным органом по Конвенции CITES в Республике Беларусь определена Национальная Академия наук Беларуси (по видам фауны - Институт зоологии НАН Беларуси, по видам флоры - Институт экспериментальной ботаники НАН Беларуси).

Документы, наработанные с момента подписания/присоединения Республики Беларусь

  • Постановление Кабинета министров Республики Беларусь от 3 июля 1995 г. № 350 “О мерах по обеспечению выполнения Республикой Беларусь обязательств, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения”.
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 1997 г. № 218 “Об установлении запретов и ограничений на перемещение вещей через таможенную границу Республики Беларусь”.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 1997 г. № 581 “Об утверждении положения о зоологических коллекциях”. В соответствии с этим постановлением:

  • создана Республиканская экспертная комиссия по зоологическим коллекциям и утверждено положение о ней;
  • разработаны “Правила учета зоологических коллекций” (утверждены приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28 июля 1997г. № 168);
  • разработан “Порядок выдачи разрешений на вывоз с территории Республики Беларусь зоологических коллекций или их частей” (утвержден приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28 июля 1997г. №168).

Порядок выдачи разрешений на перемещение через таможенную границу Республики Беларусь видов животных и растений, их частей или производных от них (дериватов), подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (утвержден приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 12 июня 1998 г. № 177). Документы для загрузки:

  • Порядок выдачи разрешений на перемещение через таможенную границу Республики Беларусь видов животных и растений, их частей или производных от них (дериватов), подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения [Загрузить]
  • Приложение 1. Номенклатура животных и растений, их частей или производных от них (дериватов), подпадающих под действие Конвенции СИТЕС, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь [Загрузить]
  • Приложение 2. Образец заявления на выдачу разрешения на перемещение через таможенную границу Республики Беларусь видов животных и растений, их частей или производных от них (дериватов), подпадающих под действие Конвенции [Загрузить]

14 июня 2003 г. принят Закон "О растительном мире", в котором предусмотрены меры по выполнению обязательств в отношении СИТЕС:

  • в части ограничения или запретов на ввоз в Республику Беларусь или вывоз из Республики Беларусь дикорастущих растений определенных видов, их частей и дериватов, которые могут быть ограничены или запрещены Правительством в целях выполнения Республикой Беларусь обязательств по международным договорам;
  • в части вывоза из Республики Беларусь особо ценных ботанических коллекций или их частей, в том числе содержащих фиксированные или выращиваемые растения, относящиеся к видам, включенным в СИТЕС;
  • в части отношений в области обращения с изъятыми дикорастущими растениями и (или) их частями, в том числе с растительной продукцией;
  • административную, уголовную ответственность влекут незаконные вывоз или ввоз дикорастущих растений, их частей или дериватов;
  • предусмотрено, что если вступившим в силу международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Информация о наиболее важных мероприятиях, в которых приняли участие представители Республики Беларусь

  • Представители различных служб страны приняли участие в международном учебном семинаре “Выполнение в странах СНГ Конвенции CITES”. Семинар проводился Секретариатом CITES совместно с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации в г. Москве 27- 31 мая 1996 года. Цель семинара — ознакомление стран бывшего СССР с общей постановкой решения проблем CITES, правовыми и организационными механизмами осуществления этой деятельности как в целом, так и в отдельных странах.
  • Сотрудник Специнспекции госконтроля за использованием и охраной животного мира, ведением охотничьего хозяйства и состоянием заповедного дела Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Ольга Ивановна Жарская приняла участие в обучающем семинаре по CITES в Финляндии, который проходил с 30 сентября по 4 октября 1996 года.
  • 5 — 8 сентября 1996 года состоялся визит в Республику Беларусь представителя Секретариата CITES господина Жан-Патрик Ле-Дюка — координатора по законодательству и обучающей работе. С участием господина Ж.-П. Ле-Дюка было проведено совещание по проблемам практической реализации CITES в Республике Беларусь. В совещании приняли участие сотрудники Государственного таможенного комитета, Института зоологии и Института экспериментальной ботаники Национальной академии наук Беларуси, Главного управления ветеринарии на границе и транспорте, Главной государственной инспекции по карантину растений.
  • Руководитель Административного органа по CITES в Республике Беларусь — заместитель Министра В М. Подоляко и специалист Министерства О. И. Жарская приняли участие в 10-й Конференции сторон CITES, которая состоялась 9 - 20 июня 1997 г. в г. Хараре, Зимбабве.
  • Семинар по применению методов генетического и иного биохимического анализа для идентификации объектов (23 мая 2002, Сабаудия, Италия) - Голденков А.А;
  • Обучающий семинар (октябрь 2002 г., Эстония) - Гришкова Н.К.;
  • 12 Конференция Сторон CITES (3-15 ноября 2002, Сантьяго де Чили, Чили) - Гришкова Н.К., Ишутин А.В.;
  • Семинар по реализации Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), (Доновалы (Словакия), 20 -22 октября 2003 года) – Сосновский В.В., Гришкова Н.К.

Органы, отвечающие за исполнение положений Конвенции (секретариат, комитеты, рабочие группы). Ответственные и контактные лица.

РАМСАРСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ВОДНО-БОЛОТНЫХ УГОДЬЯХ, ИМЕЮЩИХ МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ В КАЧЕСТВЕ МЕСТООБИТАНИЯ ВОДОПЛАВАЮЩИХ ПТИЦ

Дата и место принятия: 02.02.71, Рамсар

Что такое Рамсарская конвенция

Документы, связанные с подписанием/присоединением к Конвенции и протоколам

Республиканские органы, ответственные за исполнение положений Конвенции

Документы, наработанные с момента подписания/присоединения Республики Беларусь к Рамсарской Конвенции:

•Национальная стратегия развития и управления системой природоохранных территорий до 1 января 2015 г., утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2007 г. № 1920;

•Схема рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения до 1 января 2015 г., утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2007 г. № 1919;

Органы, отвечающие за исполнение положений Конвенции (секретариат, комитеты, рабочие группы)

Международные соглашения по охране окружающей среды

Международное экологическое право направлено осуществлять контроль над загрязнением окружающей среды и истощением природных ресурсов в рамках устойчивого развития. С его помощью страны-подписанты решают экологические проблемы, возникающие с соседними государствами.

Принятые международные соглашения по охране окружающей среды охватывают такие сферы, как население, биоразнообразие, изменение климата, разрушение озонового слоя, токсичные и опасные вещества, загрязнение воздуха, суши, моря и трансграничных вод, сохранение морских ресурсов, опустынивание и ущерб от ядерных испытаний.

Некоторые международные соглашения, направленные на защиту окружающей среды

Ниже представлены международные соглашения, направленные на защиту окружающей среды. Некоторые из них регулируют контроль над всемирным и природным наследием.

Рамсарская конвенция

Рамсарская конвенция

Итак, Рамсарская конвенция – в ней речь идет о водно-болотных угодьях международного значения, которые служат средой обитания водоплавающих птиц.

Существует 40 видов водно-болотных угодий, таких как берега, лагуны, коралловые рифы, озера, болота, торфяники, реки и т.д., которые защищены главным образом благодаря своей уникальности, репрезентативности, особой ценности среды обитания, наличию редких и охраняемых видов, мест существование большого количества водоплавающих птиц.

Реализация положений Конвенции заключается главным образом в обеспечении постоянной защиты всех районов, пригодных для проведения Рамсарской переписи, и их рационального использования.

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия

Ее главной целью является правовая охрана памятников культуры и природы, имеющих чрезвычайную и универсальную ценность. Эти памятники включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Чтобы природный объект стал объектом защиты, он должен соответствовать как минимум одному из четырех условий:

  1. Является уникальным свидетельством фрагмента истории Земли, включая биологическую эволюцию;
  2. Является конкретным примером хода экологических и биологических процессов в эволюции экосистем или растений и животных;
  3. Обладает уникальными качествами природной красоты;
  4. Содержит значительную естественную среду обитания, важную для защиты биоразнообразия или исчезающих видов с выдающимися универсальными ценностями.

Вашингтонская конвенция

Вашингтонская конвенция

Вашингтонская конвенция, также называемая СИТЕС – в ней речь идет о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. Ее основная цель — ограничить приобретение видов, которые оказались вымершими по естественным причинам, контроль торговли живыми и мертвыми животными и растениями, а также изделиями из них.

По этой конвенции на владение, торговлю или перевозку организмов и их производных, перечисленных в приложениях к Договору требуется, среди прочего, оформить соответствующие разрешения Министерства окружающей среды данной страны.

Бернская конвенция

Бернская конвенция

Бернская конвенция – в ней речь идет об охране дикой фауны и флоры Европы и их естественной среды обитания. Эта конвенция регулирует вопросы сотрудничества между европейскими странами, направленные на защиту дикой природы этого континента.

Документ обозначил охраняемые места обитания, образующие сеть Изумруд, которая в настоящее время функционирует в Европейском союзе. В приложениях к договору содержится список растений и животных, строго охраняемых в Европе, а также указание по использованию исчезающих видов.

Божская конвенция

Божская конвенция – в ней речь идет о сохранении мигрирующих видов диких животных. Ее целью является защита исчезающих мигрирующих видов диких млекопитающих, птиц, рептилий и рыб, перечисленных в двух приложениях к Конвенции. Документ предусматривает возможность заключения региональных соглашений.

Конвенция о биологическом разнообразии

Конвенция о биологическом разнообразии

Три основные цели документа:

  1. Сохранение и защита всего разнообразия форм жизни на всех уровнях его возникновения;
  2. Устойчивое использование и управление элементами биоразнообразия;
  3. Справедливое распределение выгод от генетических ресурсов, включая адекватный доступ к ним.

Вопросы, поднятые этой конвенцией, настолько широки, что все еще продолжается работа по реализации отдельных направлений деятельности. Это не все международные конвенции по охране окружающей среды, которые принимались на протяжении последних 40-50 лет.

Другие международные конвенции

Перечисленные выше – это далеко не полный перечень, какие есть международные соглашения по охране окружающей среды. Ниже список тех документов, каждый их которых принимался в каком-либо городе. Его так и нужно искать, набрав конвенции по защите окружающей среды и соответствующий город.

Лондон – по предотвращению загрязнения с судов. Цель – предотвращение выбросов или разливов с судов вредных веществ, загрязняющих морскую среду. В 1978 году был выпущен дополнительный протокол к конвенции.

Хельсинки – о защите морской среды региона Балтийского моря. Договор касается вопроса предотвращения загрязнения этого моря с суши и с судов, запрещает сброс отходов и других веществ, регулирует сотрудничество в борьбе с загрязнением морской среды и содержит перечень опасных и вредных веществ. В 1992 году было создано новое соглашение с тем же названием, которое, среди прочего усиливает обязательства сторон по сравнению со старой конвенцией.

Женева – о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. Целью конвенции является защита человека и окружающей его среды от загрязнения атмосферы, в том числе на больших расстояниях. Эта защита должна поддерживаться обменом информацией, консультациями, исследованиями и мониторингом атмосферы.

Канберра – о сохранении морских живых ресурсов Антарктики. Направлена на обеспечение защиты арктических морских экосистем и рациональное использование их ресурсов. Его соглашение охватывает области, расположенные к югу от 60° южной широты.

Монтего-Бей – не только решает проблему защиты морской среды, но, прежде всего, всесторонне регулирует все правовые, политические и экономические вопросы, связанные с морями. Это еще один аналогичный Женевским конвенциям 1958 и 1969 годов документ.

Вена – об охране озонового слоя. Целью этого соглашения является постоянный мониторинг содержания озона и ультрафиолетового излучения Солнца в атмосфере, изучение последствий разрушения озона в окружающей среде.

Монреаль – протокол о веществах, разрушающих озоновый слой. Его целью является сокращение потребления и производства озоноразрушающих веществ, таких как фреоны или четыреххлористый углерод. В протокол были добавлены следующие поправки: Лондон (1992), Копенгаген (1992), Монреаль (1997) и Пекин (1999).

Базель – о контроле за трансграничной перевозкой и удалением опасных отходов. Предметом конвенции является контроль трансграничных перевозок опасных отходов (перечисленных в приложении к Конвенции) и минимизация количества образующихся опасных и других отходов, а также обеспечение наличия оборудования для удаления отходов экологически безопасным способом.

Эспо – об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. В нем рассматриваются вопросы, касающиеся принципов и процедуры проведения оценок воздействия на окружающую среду, взаимных консультаций и обмена информацией между странами в случае местоположений инвестиций, имеющих значительное трансграничное воздействие.

Но даже и этот список далек от полного перечня, в который входят все конвенции в области охраны окружающей среды. Он постоянно уточняется, как и сами соглашения, дополняется новыми. При осуществлении деятельности, которая затрагивает окружающую среду, использование флоры и фауны, необходимо изучить требования всех конвенций по этому вопросу. Это позволит избежать финансовых потерь, материальной, административной и уголовной ответственности.

Читайте также: