Международное олимпийское движение кратко

Обновлено: 04.07.2024

Введение. В докладе представлен комплексный анализ эволюционно-исторических особенностей эволюции идей олимпизма в Международном олимпийском движении, описаны выявленные эволюционные тенденции, влияющие факторы на их формирование, определены основные особенности эволюционирования Олимпийских игр в системе Международных спортивных отношений, впервые описана авторская периодизация Международного олимпийского движения от античности до современности на основе Национальной принадлежности к Республике Беларусь, установлены интеграционные процессы и причинно-следственные взаимосвязи в Международном олимпийском движении, дана статистическая характеристика количественно-качественных критериев эффективности Олимпийской подготовки основанной на выступлении Национальной команды Республики Беларусь на Играх Олимпиад (от Атланты-1996 года до Рио-де-Жанейро-2016 года) и Олимпийских зимних играх (от Лиллехаммера-1994 года до Пхенчхана-2018 года). Олимпийские игры являются крупнейшими международными соревнованиями, важным событием в жизни профессиональных спортсменов и мирового культурного сообщества, являются частью мировой культуры. Результаты многочисленных исследований (Украинская школа исследователей: Бубка, С.Н., Платонов, В.Н., Булатова, М.М.; Молдавская школа исследователей: Манолаки, В.Г. Визитей, Н.Н.; Российская школа исследователей: Родиченко, В.С., Столяров, В.И., Столбов, В.В., Лубышева, Л.И., Мельникова, Н.Ю.; Белорусская школа исследователей: Кобринский, М.Е., Кулинкович, Е.К., Гуслистова, И.И., Круглик, И.И. и др., подтверждают интерес к изучению вопросов связанных с Олимпийской проблематикой 11. Однако, следует отметить, отсутствие научных работ обобщающего и систематизирующего характера изучающих эволюцию идей олимпизма в системе МОД, на разных исторических этапах его формирования под влиянием различных факторов и времени, и влияние этого на общество. Таким образом, исследование эволюционно-исторических особенностей эволюции идей олимпизма в МОД, позволяет выявить тенденции, влияющие факторы на их формирование, определить особенности эволюционирования Олимпийских игр в системе Международных спортивных отношений (МСО), осуществить периодизацию МОД (с учетом эволюции олимпизма) от античности до современности, открывает возможности установить интеграционные процессы и причинно-следственные взаимосвязи в МОД, проанализировать эволюционные особенности олимпийского движения в Республике Беларусь, наметив пути его развития на основе олимпийской идеологии олимпизма.

Цель исследования – провести комплексный анализ эволюционно-исторических особенностей эволюции идей олимпизма в Международном олимпийском движении, выявить тенденции, влияющие факторы на их формирование, определить особенности эволюционирования Олимпийских игр в системе Международных спортивных отношений, осуществить периодизацию Международного олимпийского движения от античности до современности, установить интеграционные процессы и причинно-следственные взаимосвязи в Международном олимпийском движении, проанализировать эволюционные особенности олимпийского движения в Республике Беларусь наметить пути его развития на основе олимпийской идеологии олимпизма.

Объект исследования – эволюционные особенности олимпизма в системе Международного олимпийского движения.

Предмет исследования – эволюции идей олимпизма в Международном олимпийском движении на разных исторических этапах.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в предположении о том, что изучение эволюционно-исторических особенностей эволюции идей олимпизма в Международном олимпийском движении, в том числе различных его аспектов, позволит выделить и установить эволюционные особенности, влияющие факторы на их формирование, определить особенности социальной модели олимпийца разного периода формирования эволюции идей олимпизма, установить интеграционные процессы и причинно-следственные взаимосвязи в системе Международного олимпийского движения как части Спортивно-дипломатических отношений, что в свою очередь, обусловит дальнейшее развитие Международного олимпийского движения как массового социального явления, укрепит его позиции в современном мире на основе идеологии олимпизма.

1. Определить и исследовать основные этапы эволюции идей олимпизма в Международном олимпийском движении.

3. Разработать социальную модель олимпийца разного периода формирования идей олимпизма.

5. Установить роль и место олимпийской педагогики (олимпийского образования) как социально-культурного явления в Международном олимпийском движении.

6. Осуществить периодизацию Международного олимпийского движения от античности до современности.

7. Установить интеграционные процессы и причинно-следственные взаимосвязи в Международном олимпийском движении.

8. Проанализировать эволюционные особенности олимпийского движения в Республике Беларусь наметить пути его развития на основе олимпийской идеологии олимпизма.

1. Определены и изучены основные этапы эволюции идей олимпизма. Установлено изменение идеалов и ценностей олимпизма под влиянием времени.

3. Впервые разработана социальная модель олимпийца разного периода формирования идей олимпизма.

7. Определены возможности олимпийской педагогики на основе укрепления социально-педагогических взаимосвязей в системе Международного олимпийского движения.

8. Осуществлена периодизация Международного олимпийского движения от античности до современности (с учетов эволюции олимпизма).

9. Установлены интеграционные процессы и причинно-следственные взаимосвязи в системе Международного олимпийского движения как части Спортивно-дипломатических отношений.

10. Выявлены эволюционные особенности олимпийского движения в Республике Беларусь и намечены пути его развития на основе олимпийской идеологии олимпизма.

Практическая значимость. Заключается во внедрении в практику спорта, Международного олимпийского движения, практических рекомендаций по реализации и внедрении в систему спорта идей олимпизма через олимпийское образование и проведение олимпийской политики. Внедрение в деятельность НОК РБ научно-методических рекомендаций по совершенствованию работы в сфере Олимпийского движения в Республике Беларусь.

Результаты исследования и их обсуждения. Олимпизм как основа олимпийского образования в историческом аспекте имеет 3 этапа: античный (культура Древней Греции, религия и религиозная аскеза, эллинская система физического воспитания, античный спорт), кубертеновский (принципы и идеи) и посткубертеновский (профессионализация и коммерциализация, рост рекордов, привлечение научно-методического обеспечения). Концепция Кубертеновского олимпизма за время развития спорта значительно видоизменилась, потеряли свое значения многие ее стержневые положения (принцип любительства, кубертеновский идеал атлета и др). Олимпийское движение столкнулось с массой современных проблем (вызовов) (политизация олимпийских игр, национализм, расизм, коммерциализация и профессионализация, допинг, маскулинизация, насилие, дискриминации в спорте и др). Данные вызовы олимпийскому движению интегрировались в единое целое, хотя на протяжении эволюции олимпийского движения они встречались как часть целого. Многие положения Олимпийской хартии остаются декларируемыми, современные реалии спорта показывают другую картину.

В результате проведенных исследований изучения кризисных явлений при эволюционировании идей олимпизма были выделены следующие кризисные этапы:

1. Кризис античного олимпизма;

2. Кризис Кубертеновского олимпизма;

3. Кризис посткубертеновского олимпизма.

Разработана социальная модель Олимпийца разного периода эволюционирования идей олимпизма. Построены модели Олимпийцев трех этапов эволюционирования идей олимпизма: 1. Социальный портрет Олимпийца времен античности; 2. Кубертеновская идеализированная модель Олимпийца; 3. Социальный портрет современного спортсмена Олимпийца. К данным социальным моделям были подобраны критерии описания: Культурно-социальная среда в которой существует Олимпиец; Социальный статус / образ Олимпийца; Мировоззрение Олимпийца отношение к религии; Прикладные навыки и всесторонняя подготовка.

Анализ специальной литературы свидетель­ствует о том, что значительная работа по внед­рению олимпийского образования проводится в таких странах, как Греция, Россия, Австралия, Украина, Беларусь и др. Во многих странах подготовка (Беларусь, Украина, Россия) по олимпийскому образованию студентов включает различные аспекты системы знаний в области олимпийского движения и олимпийского спорта как базовой основы для освоения системы знаний по избранному профилю, также это способствует расширению общего кругозора будущих специалистов. В настоящее время во многих странах мира подготовлены разнообразные методические материалы, написано множество научно-методической литературы, проводятся различные конгрессы, международные конференции и все это способствует продвижению идей олимпизма среди подрастающего поколения. Характерной особенностью олимпийского образования в России выступает глубокая разработанность гуманистических проблем и внедрение олимпийского образования в массы людей. Украина нацеливалась на фундаментальные, методологические исследования по теории и практике олимпизма. Олимпийское образование в Беларуси, выступает как общечеловеческая ценность, как существенный элемент культуры, основанный на внедрении идеалов и ценностей олимпизма в процесс образования. Олимпизм является особой духовной доктриной, которая берет свое начало в Древней Греции. Если рассматривать олимпизм в историческом аспекте, можно выделить 3 его этапа: античный, кубертеновский, посткубертеновский. Под влиянием времени от античного, Кубертеновского олимпизма до современного понимания спорта меняется его мировоззренческий смысл под влиянием различных эпох. Концепция Кубертеновского олимпизма за время развития спорта значительно видоизменилась, потеряли свое значения многие ее стержневые положения (принцип любительства, кубертеновский идеал атлета и др). Однако, такое феноменальное явление зародившееся еще в античные времена не теряет своей актуальности и в современное время. Проблема культурного воспитания и образования в современное время является одной из актуальнейших в любом государстве. Олимпизм и его философия имеет огромнейший гуманистический потенциал и способен оказывать воздействие на каждого человека, а через призму человека соответственно и на все общество в целом [1, 4, 5].

1. Периодизация Игр Олимпиад на основе эволюции идей олимпизма и выступления спортсменов БССР и РБ на Играх Олимпиад:

Первый период (возрождения/становления) 1894-1912 годы;

Второй период (предвоенный/военный/послевоенный) 1913-1920 годы; Третий период (межвоенный) 1921-1936 годы;

Четвертый период (предвоенный/военный/послевоенный) 1937-1948 годы;

Пятый (БССР и СНГ) 1952-1992 годы;

Шестой (Республика Беларусь) 1993-2022 годы.

В основу данной периодизации (в особенности первых четырех периодов положен военный фактор как главный кризис олимпизма в системе МОД). Автор диссертационной работы считает, что нет более существенного кризисного периода в истории МОД, чем военный, т.к. в это время Игры Олимпиад вообще не проводились, все участвующие спортсмены в том или ином качестве участвовали в военных действиях, массово были втянуты страны в военный мировой конфликт, была разрушена инфраструктура для проведения Олимпийских игр, но самое значительное, что гибли люди, потенциальные спортсмены, судьи, зрители. Пятый период периодизации основан на критерии участия БССР (1952-1988) и объединенной команды СНГ (1992), последний период связан с признанием Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь (НОК РБ) и участием суверенной Республики Беларусь в Олимпийских играх.

При построении Периодизации Олимпийских зимних игр нами предлагается следующая периодизация:

Первый период (Возрождения/Становления) 1924-1936 годы;

Второй период (предвоенный/военный/послевоенный) 1936-1948 годы;

Четвертый период (СССР и БССР-1964 на Олимпийских зимних играх) 1956-1992 годы;

Пятый период (Республика Беларусь на Олимпийских зимних играх) 1994-2018 годы [12, 13].

Эволюционные особенности Игр Олимпиад (БССР, СССР, СНГ) (1952-1992 годов) характеризуются следующим образом: Ступенчато-возвышаемым изменением количества участников от Игр к Играм (1952-1992). Положительная динамика от Игр к Играм имеется и по показателю характеризующим соотношения мужчин и женщин, минимальное значение было 6 участников (Игры XV Олимпиады), максимальное 52 участника (Игры XXV Олимпиады), наибольший скачек произошел между Играми XXI и XXII Олимпиады, это можно охарактеризовать Олимпиадой-80 прошедшей в Москве, в Играх XXIII Олимпиады, 1984 года, прошедших в Лос-Анджелесе, участники СССР и БССР участия не принимали, на Играх XXIV и XXV Олимпиады, количество участников только увеличивалось. На всех Играх Олимпиад, отмечается превалирование мужчин над женщинами, установлено положительное влияние на показатель по количеству участников территориального города проведения Олимпийских игр. Количество видов спорта на каждой Олимпиаде, постепенно увеличивалось, стабилизируясь, начиная с Олимпиады-80. Эволюционные особенности Олимпийских зимних игр (1952-1992 годов): В период с 1964-1988 годы зимние виды спорта на территории БССР практически не культивировались. Только на ОЗИ в Альбервиле, БССР выставила 4 участника, это можно связать с окончанием периода СССР и созданием независимых Республик, где спорт является хорошим политическим средством продвижения национальных интересов государства. Количество видов спорта, меняется незначительно, так как на территории БССР, данного исторического промежутка времени культивировались только лыжные гонки и биатлон.

Эволюционные особенности Игр Олимпиад (1996-2016 годов) характеризуются следующим образом: статистические показатели показывающие динамизм по показателю количества участников и видов спорта, можно охарактеризовать волнообразностью по Олимпиадам от Игр к Играм (1996-2016 годов). На основе анализа графиков по количеству участников и видам спорта, можно сделать вывод, что они характеризуются прямой корреляционной зависимостью и волнообразностью по олимпиадам от Игр к Играм. Национальная команда Республики Беларусь, по летним видам спорта, начиная от Игр XXVI Олимпиады, 1996 года прошедшей в Атланте (США) до Игр XXXI Олимпиады, 2016 года прошедших в Рио-де-Жанейро (Бразилия) завоевала 77 медалей (12 Золотых), (27 Серебряных), (38 Бронзовых). Эволюционные особенности Олимпийских зимних игр (1994-2018 годов). Национальная команда Республики Беларусь, по зимним видам спорта, впервые выступила на XVII Олимпийских зимних играх, 1994 года, прошедших в Лиллехаммере (Норвегия). Начиная от Олимпийских зимних игр в Лиллехаммере до XXIII Олимпийских зимних игр 2018 года прошедших в Пхёнчхане (Южная Корея) белорусами было завоевано в неофициальном командном зачете 18 медалей (8 золотых, 5 серебряных, 5 бронзовых), за все это время выступило 292 спортсмена, на всех Олимпиадах от 1994-2018 года в программе было 46 видов спорта, 15 спортсменов завоевали медали различного достоинства.

1. Аксенов Г.М. Педагогические идеи Кубертена и их современное значение: автореф. дис. . канд. пед. наук // Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. М.: ООО Принт Центр, 2003. 23 с.

2. Бондарь Н.Н. Социальная политика Республики Беларусь: учеб. пособие / Минск: БГЭУ, 2005. 146 с.

3. Бубка С.Н. Олимпийский спорт: древнегреческое наследие и современное состояние: дис. … д-ра наук по физ. воспит. и спорту // К., 2013. 498 с.

4. Бубка С.Н. Олимпийский спорт в обществе: история развития и современное состояние / С.Н. Бубка // К.: Олимп. лит., 2012. 260 с.

5. Бубка С.Н. Социально-экономические аспекты развития олимпийского спорта в ХХІ веке // Sportul Olimpic si sportul pentru toti: Materialele Congresului St.Intern.: [in vol.]. Ch.: USEFS, 2011. P. 37–42.

6. Булатова М.М. Енциклопедія олімпійського спорту у запитаннях і відповідях. // К. Олімпійська література, 2009. 400 с.

7. Быховская И.М. Спорт в современном мире: социокультурный анализ и социальная практика // Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований. М. Смысл, 2010. 640 с.

8. Захаров М.А. Фейр Плей в системе олимпийского образования // автореф. дис. … канд. пед. наук (13.00.04.) / Смол. ГУФК. Смоленск. 2002. 20 с.

9. Зайдие М. Основные тенденции коммерциализации современного олимпийского спорта // Дис…канд. наук по физ. восп. и спорту: 24.00.01 / М. Зайдие. К., 1999. 188 с.

10. Исинбаева Е.Г. Концептуальная модель эволюции современных Олимпийских игр // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Волгоград. ВГАФК. 2010. 23 с.

13. Круглик И.И., Курамшин Ю.Ф. Республика Беларусь на Олимпийских зимних играх исторического периода 1994-2018 годов // Modern Humanities Success. Успехи гуманитарных наук. 2019. №9. С. 94-97.

14. Курамшин Ю.Ф. Спортивная рекордология: теория, методология, практика // М.: Советский спорт, 2005. 408 с.

15. Мельникова Н.Ю. История Игр Олимпиад (1896 – 2012 гг.) // Монография. 2014.

16. Кубертен П. де. Олимпийские мемуары // Киев: Олимпийская литература, 1997. 180 с.

17. Олимпийская Хартия (в действии со 2 августа 2015 года). Швейцария: Международный олимпийский комитет, 2015. 51 с.

18. Платонов В.Н., Павленко Ю.А., Томашевский В.В. Подготовка национальных команд к Олимпийским играм // К.: Олимп. лит., 2012. 310 с.

После запрета проведения античных Олимпийских игр идея их проведения была реализована в 1894 году. Заслуга возрождения Олимпийских игр на регулярной основе принадлежит французскому педагогу и литератору барону Пьеру де Кубертену.

По инициативе Пьера де Кубертена 23 июня 1894 года был проведен Международный атлетический конгресс (ставший в результате первым Олимпийским конгрессом), на котором был создан высший руководящий орган олимпийского движения – Международный олимпийский комитет (МОК), а также был принят его устав, ставший конституцией олимпийского движения. На конгрессе было принято решение о возрождении Олимпийских игр, которые с учетом специфики того времени, должны были значительно отличаться от античного прообраза.

Олимпизм – философия жизни, возвышающая и объединяющая в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума. Иными словами, это объединяющая идея всех участников олимпийского движения – спортсменов, тренеров, организаторов, волонтеров и просто заинтересованных людей.

Олимпийское движение – согласованная, организованная, универсальная и постоянная деятельность всех лиц и организаций, вдохновляемых ценностями олимпизма, осуществляемая под руководством МОК. Эта деятельность охватывает пять континентов. Вершиной ее является объединение спортсменов всего мира на великом спортивном празднике – Олимпийских играх.

Олимпиада - это период из четырех последовательных календарных лет, начинающийся 1 января первого года и завершающийся 31 декабря четвертого года.

Игры Олимпиады – крупнейшие международные соревнования по летним видам спорта (то есть не связанные со снегом и льдом), проводимые раз в четыре года под эгидой Международного олимпийского комитета (МОК). Регулярно проводятся с 1894 года (кроме 1916, 1940 и 1944 годов) в первый год олимпиады. Неофициально часто называются Летними Олимпийскими играми.

Олимпийские зимние игры - крупнейшие международные соревнования по зимним видам спорта (то есть связанные со снегом и льдом), проводимые в третий год олимпиады. До 1992 года проводились в один год с Играми Олимпиады. Регулярно проводятся с 1924 года (кроме 1940 и 1944 годов). Неофициально в названии часто используют другой порядок слов – Зимние Олимпийские игры.

Вершиной согласованных действий трех организаций - МОК, МСФ и НОК - является регулярное проведение Олимпийских игр.

МОК является высшим органом олимпийского движения. Он взаимодействует с Международными спортивными федерациями (МСФ) по олимпийским видам спорта или по видам спорта, претендующим на олимпийский статус.

Международная спортивная федерация – это организация, занимающаяся развитием определенного вида спорта.

В каждой стране есть Национальный олимпийский комитет (НОК), который занимается развитием олимпийского движения внутри страны. В России это Олимпийский комитет России (ОКР).

МОК был создан в 1894 году. Его главная задача – обеспечение регулярного проведения Олимпийских игр. В рамках этого МОК следит, чтобы в программе Игр были самые востребованные виды спорта, проводит выбор городов, которые будут принимать очередные Игры, следит за соблюдением олимпийских принципов. Главным органом МОК является сессия. Кроме сессии, в МОК существуют еще исполком и президент, а также комиссии по отдельным направлениям его деятельности. В своей деятельности МОК руководствуется Олимпийской хартией. Местонахождение МОК – город Лозанна (Швейцария).

Олимпийская хартия – документ, содержащий свод правил и принципов функционирования олимпийского движения.

Олимпизм представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума. Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, воспитательной ценности хорошего примера, социальной ответственности и на уважении к всеобщим основным этическим принципам.

Цель олимпизма заключается в том, чтобы поставить спорт на службу гармоничного развития человечества, способствуя созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства.

Олимпийское движение представляет собой согласованную, организованную, универсальную и постоянную деятельность всех лиц и организаций, вдохновляемых ценностями олимпизма, осуществляемую под руководством МОК. Эта деятельность охватывает пять континентов. Вершиной ее является объединение спортсменов всего мира на великом спортивном празднике – Олимпийских играх. Символом олимпийского движения являются пять переплетенных колец.

Занятие спортом – одно из прав человека. Каждый должен иметь возможность заниматься спортом, не подвергаясь дискриминации, в духе олимпизма, что подразумевает взаимопонимание в духе дружбы, солидарности и честной игры. Понимая, что спорт функционирует в рамках общества, спортивные организации внутри олимпийского движения должны иметь права и обязательства, свойственные автономным организациям, что включает в себя независимое создание спортивных правил и контроль над ними, определение структуры и руководство своими организациями, соблюдение права на проведение выборов, свободных от любого внешнего воздействия, а также ответственность за обеспечение применения принципов добросовестного управления.

Любая форма дискриминации в отношении страны или лица (расового, религиозного, политического или иного характера, или по признаку пола) несовместима с принадлежностью к олимпийскому движению. Принадлежность к олимпийскому движению требует соблюдения положений Олимпийской хартии и признания Международным олимпийским комитетом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

25 ноября 1892 году французский аристократ барон Пьер де Кубертен, человек одинаково влюбленный в спорт и историю древнего мира, выступая на Международном конгрессе деятелей спортивного движения, заявил о необходимости возобновления олимпийского движения.

23 июня 1894 года был проведен Международный атлетический конгресс (ставший в результате первым Олимпийским конгрессом), на котором был создан высший руководящий орган олимпийского движения - Международный олимпийский комитет (МОК) в котором де Кубертен занял пост генерального секретаря. Президентом был избран Деметриус Викелас - друг и соратник Кубертена в деле возрождения Олимпийского движения.

Первые Олимпийские игры современности состоялись в Афинах в 1896 году.

Пьер де Кубертен возглавлял МОК до 1924 года и оставался его почетным президентом до самой своей смерти в 1937 году.

Он скончался в Женеве, Швейцария, похоронен в Лозанне, городе где находится штаб-квартира МОК. Согласно его завещанию, сердце Пьера де Кубертена захоронено в Олимпии - месте, откуда началась история Олимпийских игр.

Олимпиада - это период из четырех последовательных календарных лет, начинающийся 1 января первого года и завершающийся 31 декабря четвертого года.

Игры Олимпиады – крупнейшие международные соревнования по летним видам спорта (то есть не связанные со снегом и льдом), проводимые раз в четыре года под эгидой Международного олимпийского комитета (МОК). Регулярно проводятся с 1894 года (кроме 1916, 1940 и 1944 годов) в первый год олимпиады. Неофициально часто называются Летними Олимпийскими играми.

Олимпийские зимние игры - крупнейшие международные соревнования по зимним видам спорта (то есть связанные со снегом и льдом), проводимые в третий год олимпиады. До 1992 года проводились в один год с Играми Олимпиады. Регулярно проводятся с 1924 года (кроме 1940 и 1944 годов). Неофициально в названии часто используют другой порядок слов – Зимние Олимпийские игры.

Международная спортивная федерация (МСФ) – это организация, занимающаяся развитием определенного вида спорта.

В каждой стране есть Национальный олимпийский комитет (НОК), который занимается развитием олимпийского движения внутри страны.

Олимпийская хартия - это документ, содержащий свод правил и принципов функционирования олимпийского движения.

Олимпийская хартия - основной закон олимпийского движения. Документ, содержащий основополагающие принципы, правила функционирования олимпийского движения, права и полномочия участников олимпийского движения, процедуры включения новых членов МОК, а также олимпийских видов спорта. Была принята в 1894 году и с тех пор постепенно менялась в соответствии с изменяющимися социально-экономическими условиями. Небольшие изменения происходят практически каждый год на очередной сессии МОК.

Основополагающие принципы олимпизма

Олимпизм представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума. Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, воспитательной ценности хорошего примера, социальной ответственности и на уважении к всеобщим основным этическим принципам.

Цель олимпизма заключается в том, чтобы поставить спорт на службу гармоничного развития человечества, способствуя созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства.

Олимпийское движение представляет собой согласованную, организованную, универсальную и постоянную деятельность всех лиц и организаций, вдохновляемых ценностями олимпизма, осуществляемую под руководством МОК. Эта деятельность охватывает пять континентов. Вершиной ее является объединение спортсменов всего мира на великом спортивном празднике – Олимпийских играх. Символом олимпийского движения являются пять переплетенных колец.

Президенты МОК

На протяжении более чем вековой истории олимпийского движения МОК в разное время возглавляли 10 человек. Некоторые из них отметились также на олимпийских аренах.

1894-1896 Диметриус Викелас (Греция, поэтм, филолог);

1896-1916 Пьер де Кубертен (Франция, литератор, педагог);

1916-1919 исполняющий обязанности президента Годфруа де Блоне (Швейцария, спортивный организатор);

1919-1925 Пьер де Кубертен (Франция, литератор, педагог);

1925-1942 Анри де Байе-Латур (Бельгия, дипломат);

1942-1952 Зигфрид Юханнес Эдстрем (Швеция, инженер-электрик);

1952-1972 Эйвери Брэндедж (США, бизнесмен);

1972-1980 Майкл Моррис Килланин (Ирландия, журналист);

1980-2001 Хуан Антонио Самаранч (Испания, бизнесмен, посол);

2001-2013 Жак Рогге (Бельгия, хирург-ортопед);

С 2013 года по настоящее время Тома Бах (Германия, спортсмен, юрист).

Согласно Олимпийской хартии, право проведения Олимпийских игр предоставляется городу, а не стране. В 2014 году на сессии МОК были внесены некоторые изменения, и теперь Хартией предусматривается проведение Игр не только в разных городах одновременно, но даже в разных странах.

Когда в Париже зимним вечером 1892 года, Пьер де Кубертен объявил о возрождении в ближайшее время Олимпийских Игр, ему аплодировали, но никто тогда не мог себе представить масштаб проекта, начавшегося с образования комитета по организации Олимпийских игр и основания международного движения. МОК был создан 23 июня 1894 года; первые Олимпийские игры современности были открыты в Афинах 6 апреля 1896 года и с тех пор олимпийское движение не прекращает свое развитие.

Возрождение олимпийской идеи

В середине века христианская церковь противопоставила античному идеалу физически совершенного героя аскета, истязающего свою плоть и творящего молитвы во имя будущей благодати. Однако несмотря на запреты и гонения состязания продолжали проводиться. Рыцарские поединки, сельские игры в праздничные дни, соревнования в ловкости среди ремесленников хоть и не несли систематический характер, но проходили повсеместно. Видно такова сущность человека – стремиться к демонстрации своих физических и волевых качеств, наслаждаться радостью борьбы и мигом победы.

В эпоху Возрождения тело человека и методы развития физических качеств вновь стали предметом научного изучения. Бурное развитие науки и искусства возрождало идеалы античности, стремление к единству духовного и физического совершенствования. Эти идеи легли в основу деятельности педагогов-гуманистов Витторино да Фельтре в Италии, Мишеля де Монтень во Франции, Франциск Бэкона в Англии, Яна Амоса Коменского в Чехии, других педагогов и философов, которые сумели преодолеть религиозные догмы и схоластически взгляды на воспитание.

Следует отметить, что идеи проведения комплексных соревнований, которые бы решали не только спортивные, но и культурные общественно-политические задачи обладали огромной притягательной силой. Поэтому попытки возродить Олимпийские игры предпринимались неоднократно. В Англии с 1604 г. в Бартоне на Хэсе с различными перерывами проходили состязания, получившие название Олимпийских. В Швеции в 1834 г. была создана целая олимпийская ассоциация, которая проводила соревнования. В Греции после освобождения от Турции для укрепления национального духа греков были организованы Олимпийские игры. Однако все эти соревнования и праздники кроме названия имели мало общего с Олимпийскими играми древности, носили искусственный характер и поэтому не сыграли сколько-нибудь серьезной роли в истории спорта.

Исходя из этого, Кубертен предложил возобновить проведение Олимпийских игр и использовать их для укрепления мира и взаимопонимания между народами, а также для всестороннего и гармонического воспитания молодежи.

Конгресс единогласно принял предложение об образовании международного олимпийского комитета для подготовки соревнований. Через два года подготовительная работа была завершена, и 6 апреля 1896 г. в Афинах на восстановленном античном стадионе украшенном государственными флагами в присутствии 80 тысяч зрителей король Георгий объявил Олимпийские игры современности открытыми. Началась новая эпоха в развитии спорта, эпоха, которая поставила выдающихся спортсменов рядом с политическими деятелями, знаменитыми учеными и артистами, а соревнования – с важнейшими международными событиями.

Материалы взяты с сайта Национального олимпийского комитета Республики Беларусь noc.by

Олимпизм – это состояние ума, основанное на равенстве видов спорта, которые являются интернациональными и демократичными. Это философия жизни, возвеличивающая и объединяющая в единое целое качества тела, воли и ума.

Цель Олимпийских Игр – вносить вклад в построение мирного и лучшего мира путём воспитания молодёжи через занятия спортом без какой-либо дискриминации, в духе дружбы, солидарности и честной борьбы.

Олимпийское движение также можно охарактеризовать многочисленными видами деятельности, которые оно осуществляет:

– Развитие спорта и соревнований посредством национальных и международных спортивных организаций по всему миру.

– Сотрудничество с общественными и частными организациями с целью поставить спорт на службу человечеству.

– Содействие развитию движения “Спорт для всех”.

– Продвижение женщин в спорте на всех уровнях и во всех структурах с целью равноправия между мужчинами и женщинами.

– Неприятие всех форм коммерческой эксплуатации спорта и атлетов.

– Борьба с допингом.

– Распространение спортивной этики и принципов честной борьбы.

– Решение проблем, связанных с экологией.

– Финансовая и образовательная поддержка развивающихся стран через организации олимпийской солидарности МОКа.

Организация

Международный олимпийский комитет основан 23 июня 1894 года французским педагогом бароном Пьером де Кубертеном, вдохновленным идеей возродить Олимпийские игры античной Греции.

МОК – международная неправительственная некоммерческая организация, создавшая олимпийское движение. МОК является головной организацией олимпийского движения. Он обладает всеми правами на олимпийскую символику, флаг, девиз, гимн и Олимпийские игры. Его основная обязанность – руководить организацией летних и зимних Олимпийских игр.

Президент МОК избирается членами МОК тайным голосованием первоначально сроком на 8 лет, который может быть продлен еще на 4 года. Президент возглавляет деятельность МОК, являясь его постоянным представителем. В настоящее время президентом МОК с 16 июля 2001 года является Жак Рогге из Бельгии.

В состав Исполнительного комитета, основанного в 1921 году, входят президент МОК, четыре вице-президента и десять членов. Все члены Исполнительного комитета избираются на сессии тайным голосованием большинством голосов сроком на четыре года.

Члены МОК

Индивидуальные члены МОК – это члены, которые действуют как представители МОК в своих странах, а не как делегаты от своих стран в МОКе. Члены собираются раз в год на сессии МОК. Они уходят в отставку по достижении ими 70 лет, если они не были избраны до открытия 110 сессии (11 декабря 1999 года). В этом случае они должны уйти в отставку по достижении 80 лет. Все члены МОК избираются сроком на 8 лет с возможностью продления его каждые 8 лет. МОК выбирает и избирает своих членов из лиц, которых квалифицирует комитет по номинациям. Все члены олимпийского движения имеют право выдвигать номинантов.

Администрация МОК способствует развитию олимпийского движения. Она готовит, приводит в исполнение и постоянно следит за исполнением решений, принятых основными организациями олимпийского движения.

Кто входит в олимпийское движение?

Олимпийское движение объединяет всех тех, кто согласен руководствоваться Олимпийской Хартией и кто признает полномочия Международного олимпийского комитета (МОК), а именно:

– международные федерации (МФ) видов спорта, включенных в программу Олимпийских игр;

– Национальные олимпийские комитеты (НОКи);

– организационные комитеты Олимпийских игр (ОКОИ);

– спортсмены, судьи и арбитры, ассоциации и клубы, а также все организации и учреждения, признанные МОКом.

С древних времён и до нашего времени значительную роль в развитии и совершенствовании человека и общества играют физическая культура и спорт. За последние полтора столетия созданы международные спортивные федерации, ассоциации, союзы, что дало возможность поднять спортивные достижения человечества на новый уровень.

Международное олимпийское движение возникло благодаря развитию современных Олимпийских игр. Под олимпийским движением понимают совместную деятельность людей, осуществляемую во благо укрепления мира и дружбы между народами в духе взаимопонимания, уважения и доверия, призванную активно содействовать гуманистическому воспитанию народов на основе идеалов спорта. Данные идеалы были разработаны основателем современных Олимпийских игр французским педагогом и общественным деятелем Пьером де Кубертеном и изложены им в различных письменных документах.

В рамках данной работы, считаю необходимым изучить специфику современного олимпийского движения, что определяет цель исследования.

Современное олимпийское движение и его особенности

Олимпийское движение - движение за развитие спорта как одного из средств достижения физического и духовного совершенства человека, за укрепление международного сотрудничества.

Цели олимпийского движения:

- способствовать развитию физических и моральных качеств, являющихся основой любительского спорта;

- воспитывать молодёжь в духе лучшего взаимопонимания и дружбы, содействуя, таким образом, укреплению мира во всём мире;

- широко пропагандировать олимпийские принципы создания доброй воли между народами;

- объединять спортсменов всех континентов раз в четыре года на всемирном спортивном празднике — Олимпийских играх.

Современное Олимпийское движение имеет большое социальное значение, способствует установлению связей между спортивными организациями различных стран. В этом социально, политически и идеологически сложном общественном движении основополагающими являются такие прогрессивные олимпийские принципы, как недопустимость политической, расовой и религиозной дискриминации в спорте, признание суверенитета и равноправия национальных спортивных организаций, невмешательство в их внутреннюю жизнь, демократические основы организации движения, участие в борьбе за достижение всеобщего мира. Неуклонное соблюдение этих принципов — главное условие, обеспечивающее единство Олимпийского движения, прогресс Олимпийских игр.

Олимпийское движение объединяет миллионы спортсменов, независимо от их политических и религиозных взглядов, расовой принадлежности. Борьба за претворение в жизнь прогрессивных Олимпийских принципов выражает общедемократическую сущность Олимпийского движения. Идея мирных спортивных состязаний молодёжи, международное сотрудничество, достижение взаимопонимания и дружбы между народами находят своё конкретное выражение в Олимпийских играх.

Организационную основу олимпийского движения составляют Международный олимпийский комитет (МОК) и национальные олимпийские комитеты (НОК), международные и национальные федерации по видам спорта, входящим в программу Олимпийских игр. В Олимпийском движении участвуют и др. международные спортивные организации, признающие его цели и принципы. Материально-техническое обеспечение Олимпийских игр и др. международных соревнований, их организация осуществляются при непосредственном участии национальных спортивных организаций.

Олимпийская хартия — официальный документ, излагающий цели и принципы Олимпийского движения, регламентирующий отношения между МОК, НОК и МСФ, устанавливающий правила проведения Олимпийских игр.

МОК — высшая инстанция при решении всех вопросов олимпийского движения и Олимпийских игр. В случае необходимости МОК применяет санкции, из которых наиболее существенные — временное отстранение или исключение НОК из олимпийского движения, дисквалификация спортсменов, нарушивших олимпийские правила. Олимпийская хартия определяет юридический статус, цели и права МОК как постоянно действующей организации имеющей статус юридического лица в соответствии с международным правом, порядок выбора членов МОК, президента и вице-президентов, членов Исполкома, их права и обязанности, сроки полномочий, организационные вопросы деятельности МОК.

Особое место в становлении и развитии олимпийского движения занимают олимпийские конгрессы. В 1894— 1930 они были одной из основных форм руководства движением, способствовали развитию связей между МОК, национальными и международными спортивными организациями, представителями государственных учреждений, ускорению процесса интернационализации спорта. Разработка и совершенствование теоретических и организационных основ олимпийского движения, Олимпийские игры и правила их проведения, наука и спорт и др. проблемы олимпийского движения были предметом обсуждения на конгрессах. Многие решения их были обязательными для МОК, НОК и МСФ.

Читайте также: